Мы и напрягаемся, и отдыхаем
Мы и напрягаемся, и отдыхаем. Одно только напряжение без отдыха не годится. В провинции Хэнань есть школа по подготовке красных и квалифицированных специалистов. Часть её учащихся переутомляется, дремлет на уроках. «Принципы Вэньвана и Увана состояли в том, чтобы то напрягаться, то расслабляться. Расслабляться без напряжения? — Ни Вэньван, ни Уван не делали этого. Напрягаться без расслабления? — Ни Вэньван, ни Уван не могли пойти на это». Если такие мудрецы, как Вэньван и Уван, не могли так поступать, неужели можем мы?
Маоизм без прикрас. — М., «Прогресс», 1980. — с. 89. В источнике эта цитата отнесена к «Выдержкам из разных выступлений за 1960 год».
От: admin
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Античная диалектика
Главными первооткрывателями диалогов, как способа определения основных понятий жизни, были античные греки. Ранние греки рассказывали о мировом вечном движении и уже тогда представляли вселенную, как последовательный и завершенный продукт, идеальное творение физики. Согласно этой доктрине, диалектика — это тот способ постижения мира, который способен объяснить как самые простые вещи, так и движение Вселенной.
Гераклит говорил о вечном движении хаотичной жизни к идеалу, которого она никогда не постигнет, так как две противоположности — порядок и хаос, никогда не смогут взаимодействовать вместе. Основателем законов диалектики в философии традиционно считается Зенон Элейский. Именно он первым поднял вопрос о противоречивости понятий перемещения и множеств. Гераклит развил эту идею и заложил в нее понятия морали и скептического взгляда на вещи.
Один из самых известных приверженцев диалектики, Аристотель, был тем, кто разделил понятия «диалектика» и «аналитика». Диалектика ни в коем случае не претендует на объективность, но аналитика, в свою очередь, оперирует непосредственными фактами и расчетами. Исходя из этого можно сказать, что первое — философское понятие, а второе — научное. Также великий мыслитель разделил познание на 4 составляющие: целевую, движущую, материальную и формальную стороны.
Платон в этом вопросе стал приверженцем школы элейцев, отождествляя истинное бытие со статичностью и монументальной постоянностью естества. Также весомое отличие его диалектики в философии — это выделение более высшего рода человеческого естества. Такие существа способны мыслить иначе, осознавая себя в противоречиях. Быть и не быть, быть равным себе и не равным, переводя естество в совершенно иное русло. Платон полностью отошел от канонов, заключив определение диалектики философии в более широкое поле противоречий — единство и множество, вечность и сиюминутность, спокойствие и передвижение. Именно противоречие стало для него тем стимулом, который толкает человечество к поиску истины и своего места в мире. Платон развил свою идею до формирования пяти основных принципов диалектики: бытие, тождественность, покой, движение и изменчивость.
В своих произведениях античные философы рассматривали вопросы понятия родов всего сущего. Они подвергали анализу такие понятия, как, бытие, покой, передвижение. Платон, например, говорил, что движение и покой не могут быть связаны. Единственным камнем преткновения перед этим утверждением являлся факт «существования» этих двух понятий. Их объединяло третье — «бытие». На основании этих диалектических исследований, было образовано понятие о трех родах.
Они являлись представительствами самих себя и противоречиями друг друга. Такая трактовка провоцировала появление допущения, согласно которому «бытие» и «иное», так же связано, как и «покой» и «движение». Сопоставление этих понятий делает их «тождественными», что противоречит само себе по своей сути.
Именно эти размышления способствовали появлению пяти независимых родов всего сущего — покоя, движения, бытия, тождества и иного.
Противоречия философии Гегеля
В рамках философии Гегеля существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. В отличие от метафизиков, Гегель рассматривал понятия в их взаимосвязи. Размышляя об основных понятиях философии и естествознания, он признает развитие и смену понятий, их связь и взаимодействие между собой и движение по направлению от простого к сложному. По его мнению, общественный прогресс имеет определенные закономерности: государство, правовые, религиозные, философские идеи и т.д. преодолели долгий путь в своем историческом развитии. Однако при этом развитие общественной жизни для него существовало исключительно в прошлом. Таким образом, его идеалистические взгляды имели консервативную направленность.
Помимо этого, собственный принцип триады (в котором в целом есть рациональное зерно) сам Гегель иногда использует в качестве шаблона, подгоняя под него конкретный материал. К примеру, им не была обоснована триада «искусство — религия — философия», он провозгласил ее как данность.
Критика и оценки диалектики[править | править код]
Николай Гартманправить | править код
По мнению Н. Гартмана,
Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок».
Карл Попперправить | править код
Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезис → антитезис → синтез. К. Поппер объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определённой области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая „создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».
Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими. Но, правильно замечая, то, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними. Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.
К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом.
Понятие «высшее понятие»
Некоторые понятия по Гегелю трансформируются в высшие понятия. Воспринятые идеи переделываются в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Если это происходит так, то их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие, в свою очередь, оказывается противоречащим другому понятию, и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. По философии Гегеля абсолютная идея в своем вечном созидании проходит через все противоположности, которые попеременно создают и приобретают таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понимать свою сущность во всех её аспектах.
Таким образом, диалектика Гегеля строится на понятиях абсолютная идея и противоречия в данном абсолютном. Наряду с этим Гегель рассматривал понятие красоты как идеи в чувственной форме. Данная абсолютная форма имеет характер философского начала со всеми его противоречиями. И где противоречия – категории диалектики. В философии Гегеля присутствуют тезис – антитезис – синтез. Данные категории составляют в системе диалектики Гегеля сущность, ту часть души диалектического метода, который является его детищем. Самый обширный пример этого – идея, дух, природа. Таким образом, создаётся подход для деления системы в философии Гегеля, где всё делится на три главные части, которые являются ещё и составными в составе этого главного. И каждая из этих частей будет построена внутри самой себя на том же самом основании. То есть, вся суть философии Гегеля тесно связана с теми идейными понятиями, которые он выдвигал, рассматривая диалектику.
Замечание 2
Философия Гегеля в основном построена на том понимании диалектики, где диалектика выступает основным мотивом философии. Основной мотив философии Гегеля является размышление над пониманием, что такое диалектика.
Понимание сущности трех законов
К. Заслуга Маркса состоит в том, что он диалектико-материалистически понял не только природу, но и общество (см. «Материалистическое понимание истории»).
Диалектика — это учение о развитии, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов реального мира, а значит, о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Как видно из определения, диалектика имеет универсальный и всеобщий характер.
Диалектика выявляет определенные законы развития, которые выражают существенное, общее, необходимое и регулярно повторяющееся в явлениях и процессах реального мира. В отличие от законов науки, которые имеют определенный предел функционирования, законы диалектики — это законы-тенденции, то есть они проявляются в каждом явлении, предмете, процессе, находясь в неразрывном единстве друг с другом. Определить сферу действия любого закона можно только формально-логически, задавая вопросы:
1.Почему происходит развитие? — Отвечая, давайте очертим рамки закона единства и борьбы противоположностей;
2.Как происходит развитие? — Определим область действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений;
- Куда идет развитие? — Когда мы даем ответ, мы попадаем в сферу действия закона отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики, поскольку раскрытие сущности противоречия ведет к раскрытию источника развития и позволяет понять развитие как саморазвитие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития через:
- переход от количества к качеству (процесс накопления изменений внутри качества, сохраняющегося до определенного предела; главное здесь — мера как предел сохранения качества);
- переход от старого качества к новому (скачок как форма перехода);
- переход от качества к количеству (вновь возникшее качество требует для себя новых количественных характеристик).
Чтобы понять этот закон, важно помнить, что качество и количество — это свойства объекта. Качество — внутренняя детерминированность объекта, его способность быть стабильным. Количество — это внешняя детерминированность объекта, его способность к изменению
Количество — это внешняя детерминированность объекта, его способность к изменению.
Закон отрицания отрицания показывает направление развития, преемственность нового со старым как условие прогресса, непреодолимость нового в развитии. Он занимает особое место в системе диалектических законов, поскольку помогает понять, что все три закона диалектически взаимосвязаны, что в объективной реальности они действуют не вместо друг друга, а одновременно. Закон отрицания отрицания показывает, что на основе единства и борьбы противоположностей каждая система проходит ряд взаимосвязанных стадий, что выражает неустранимость нового и спиралевидный характер развития, проявляющийся в определенном повторении черт начальной стадии общего цикла на высшей ступени развития.
Диалектическое отрицание определяет восходящий, прогрессивный характер развития. Диалектическое отрицание — это момент соединения старого и нового, включая прогрессию и непрерывность.
Таким образом, развитие протекает в определенных циклах, каждый из которых состоит из трех этапов: начальный момент, превращение явления в его противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).
Следует подчеркнуть, что только понимание сущности трех законов диалектики и их взаимосвязи позволяет понять процесс развития в целом.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Соотношение языка и действительности
- Структурализм в лингвистике
- Что важнее: чувства или разум?
- Коэволюционная теория развития общества и природы
- Нумений из апамеи
- Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
- Культурологический подход Шпенглера
- Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
- Экономические идеи древнеримских мыслителей
- Право как элемент духовной структуры общества
Средневековая диалектика
Период «Темных времен» истории человечества ни в коем случае не существовал в культурном или философском вакууме. Во времена Средних веков точно так же использовался античный метод постижения истины.
Диалектику называли одной из составляющих семи вольных искусств и трактовали ее в более широком смысле, чем это делали в Древней Греции. Для ученых и философов это было наукой ведения споров. В структуру диалектического диалога входили вопросы и ответы, которые часто были категоричными и претендовали на максимальную объективность. В изречениях и рукописях Средневековья часто использовались религиозные доводы и суждения, основанные на полном признании власти Господа над душой и разумом человека. Каждый предмет такой «объективной» реальности был разделен между родами и видами.
Всем известная теория триединства мира также использовалась в диалектических размышлениях Средних веков. Это была христианская догма о Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе. Уровень развития диалектики не стал ниже, а просто пошел по другому пути. Темные века нельзя связывать с деградацией философской мысли, а лишь с временным упадком числа поддерживающих ее людей. Диалектика все еще имела в своей структуре те же законы, которые применялись тысячу лет назад. Закон двойного отрицания, единения и борьбы, качественного и количественного развития — все они применялись в Средневековье.
Главной целью, связанной с использованием диалектики Средних веков, является попытка воссоединения двух крайностей. Мирская жизнь должна была быть связана с божественной, мирское с сакральным, бедность с богатством, сила со слабостью и так далее.
Самой главной ошибкой, связанной с развитием диалектики тех времен, считается ее взаимодействие с религией и теологией. Учение о едином боге никаким образом не могло сочетаться с теорией о самом объективном познании, выведенном путем долгих размышлений и диалогов как с человеком, так и с природой. На основании этого Аристотель вывел собственную теорию миропонимания, завязанную на аспекте мирового абсолюта, который, в свою очередь, не зависел от менее монументальных частиц нашего мира. Неоплатоники вывели свою теорию, которая была лишь переосмыслением (или переименованием) уже существующего закона «перехода от количественного к качественному развитию». В работах Кузанского вопрос о том, что такое определение диалектики в философии, раскрывается в отождествлении истинного и ложного, знания и невежества, минимума и максимума. Оно заключается в смысловом объединении всех качественных противоречий.
Красота — абсолютная идея
Замечание 1
Также диалектической красотой обладают такая побуждающая к действию сила в развитии человеческого мышления, по философии Гегеля, которая служит противоречием. Без противоречий не имело бы место быть никакого некого движения, никакой некой жизни, а также не создавались бы чувственные формы идей красоты в диалектики. Противоречие не является чем-то неразумным. Оно не останавливает поток мыслей, но является побуждением к дальнейшему мышлению
То есть противоречия – это тот философский аспект в понимании красоты мышления, которое произрастает из противоречивых мыслей и доводит до важного умозаключения, которое расценит красоту как таковую во всех её прелестных началах
Законы диалектики
Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.
Этот закон характеризуют 4 термина:
- Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
- Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
- Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
- Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.
Закон двойного отрицания
Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.
В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».
Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.
Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.
В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.
Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:
- Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
- Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
- Утверждение нового
Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.
Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.
Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:
Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.
Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.
Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.
Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли
Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью
Зарождение и этапы развития
I этап
Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.
Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие. Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма. «Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.
Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика». Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.
Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.
II этап
В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.
III этап
Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.
IV этап
Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о. диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».
Диалектика
СССР и современная Россия
В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.
По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.
Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.