Содержание профессионального стандарта
Из профстандарта можно узнать о квалификационных требованиях к педагогическим работникам. В соответствии с Приказом Минтруда России № 147н от 12.04.2013, существует единый макет, в котором отражаются следующие сведения:
- Общие (цель деятельности, группа занятий, ОКВЭД).
- Описание трудовых функций.
- Характеристики обобщенных трудовых функций (уровень квалификации, происхождение, требования к образованию и опыту работу, условия допуска к труду, возможные должности).
- Характеристики каждой трудовой функции в рамках обобщенных (трудовые действия, необходимые навыки и умения).
- Сведения об организациях-разработчиках профстандарта.
Профессиональный стандарт «Педагог» действует в отношении воспитателей и учителей. Он утвержден Приказом Минтруда 18.10.2013 № 544н. В него дважды вносились изменения (в 2014 и 2016 годах).
Типы работников в сфере образования
1. Учителя
Учителя – это ключевые фигуры в системе образования. Они обладают специальными знаниями и навыками, а также педагогической компетентностью, необходимой для обучения и воспитания учащихся. Учителя могут работать в разных образовательных учреждениях, от детских садов до университетов, и специализироваться в разных предметных областях или возрастных группах.
2. Методисты и научные сотрудники
Методисты и научные сотрудники занимаются разработкой и апробацией новых методик, программ, учебных материалов и педагогических технологий. Они проводят исследования, анализируют результаты образовательного процесса, разрабатывают рекомендации для учителей и организуют научно-методическую работу в образовательных учреждениях.
3. Административный персонал
Административный персонал включает в себя директоров, заместителей директоров, секретарей, бухгалтеров и других сотрудников, которые осуществляют организационную и управленческую работу в образовательных учреждениях. Они занимаются планированием, координацией и контролем работы учебного заведения, обеспечивают взаимодействие с родителями, государственными органами и другими участниками образовательного процесса.
4. Психологи и социальные работники
Психологи и социальные работники оказывают помощь учащимся и их родителям в решении личностных и социальных проблем, которые могут влиять на учебный успех и адаптацию в образовательной среде. Они проводят психологическую диагностику, консультируют, разрабатывают программы социальной поддержки и принимают участие в разрешении конфликтных ситуаций.
5. Технический персонал
Технический персонал занимается обслуживанием образовательных учреждений и поддержкой их инфраструктуры. Они отвечают за работу компьютеров и программного обеспечения, технику безопасности, энергосбережение, ремонт и обслуживание помещений. Технический персонал играет важную роль в обеспечении комфортных условий обучения и безопасности учащихся и преподавателей.
Запреты и ограничения для всех
К преподавательской деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, лишенные права трудиться в этой сфере, а также недееспособные.
Учителя и воспитатели обязаны проходить регулярные медицинские осмотры. При выявлении заболеваний (в частности психиатрических), не позволяющих выполнять такую работу, претендовать на должность в образовательных учреждениях также нельзя.
Ограничением может стать и непрохождение аттестации. В соответствии с законом «Об образовании в РФ», преподаватели обязаны регулярно подтверждать свое соответствие занимаемой должности. Исключение составляют сотрудники вузов, имеющие ученые звания.
Квалификационные требования по должностям педагогических работников
В настоящее время внедряются еще несколько профстандартов для отдельных категорий преподавателей.
Педагог-психолог. Он выполняет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школах, колледжах и вузах, а также в организациях допобразования. Также в его функции входит оказание психолого-педагогической помощи учащимся, у которых есть трудности в освоении программ. Претендент должен иметь высшее образование по профильному направлению.
Специалист в области воспитания:
- осуществляет социально-педагогическое и тьюторское сопровождение;
- организует воспитательный процесс и проводит соответствующую работу;
- занимается детскими объединениями и библиотечной деятельностью.
Педагог дополнительного образования. В его обязанности входит преподавание по дополнительным программам, методическое и педагогическое сопровождение их реализации. Претендент должен иметь ВО или СПО в сфере образования и педагогических наук. Возможна профпереподготовка.
Квалификационные требования к работникам образования
Учитель и воспитатель могут вести педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных программ. Согласно стандарту, рассматриваются дошкольное и школьное (на всех трех уровнях) образование.
Претенденты на эти должности должны иметь образование (высшее или среднее профессиональное) по специальности «Образование и педагогика». Допускается наличие диплома по профилю, соответствующему преподаваемому предмету при условии прохождения профпереподготовки.
Особые требования к опыту работы отсутствуют.
Запреты и ограничения
Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.
К ним отнесены:
- наличие судимости;
- лишение права осуществлять подобную деятельность;
- признание человека недееспособным.
Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.
Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.
Административный персонал — организаторы работы школ и вузов
Административный персонал в сфере образования является неотъемлемой частью работы школ и вузов. Они занимаются организацией и эффективным функционированием образовательных учреждений, обеспечивая плавную работу и удовлетворение потребностей учащихся и преподавателей.
К административному персоналу относятся секретари, администраторы, бухгалтеры, менеджеры и другие специалисты. Они отвечают за организацию приема и учета документации, поддержание внутренней дисциплины и порядка, а также контроль за соблюдением правил и норм, установленных в учебном заведении.
Административный персонал взаимодействует с учащимися, родителями, преподавателями и другими сотрудниками образовательного учреждения. Они регулярно проводят совещания и собрания, осуществляют планирование и расстановку приоритетов, контролируют выполнение поставленных задач и в целом содействуют эффективному обучению и работе учебного заведения.
Кроме того, административный персонал занимается организацией внутренних и внешних мероприятий, таких как конференции, семинары, презентации и выпускные церемонии
Они обеспечивают не только техническую поддержку и правильную организацию, но и уделяют внимание деталям и особым потребностям каждого события
В целом, административный персонал играет важную роль в успешной работе образовательных учреждений. Их организационные и управленческие навыки, коммуникабельность, ответственность и профессионализм позволяют эффективно управлять всеми аспектами образовательного процесса и обеспечивать качественное обучение и развитие школьников и студентов.
Поддерживающий персонал — важное звено в образовательной системе
Поддерживающий персонал в образовательной системе включает в себя разные категории работников, как физических, так и административно-хозяйственного направления. Среди них могут быть гардеробщики, уборщицы, кухарки, водители, библиотекари и многие другие специалисты.
Эта часть персонала видима не только преподавателям, но и ученикам. От их труда зависит создание комфорта внутри учебного заведения, поддержание чистоты и порядка, исполнение необходимых хозяйственных функций. Их работа направлена на обеспечение благоприятной образовательной среды для учащихся.
Работа поддерживающего персонала требует ответственности, аккуратности и организованности. Кроме выполнения своих обязанностей, они также часто сталкиваются с потребностью оказать поддержку и помощь учащимся в различных ситуациях. Это может включать помощь в развешивании досок, установке оборудования или предоставлении необходимых материалов.
Научно-исследовательский персонал — двигатель новых открытий
Научно-исследовательский персонал в сфере образования играет ключевую роль в развитии научно-технического прогресса и создании новых знаний. Он состоит из высококвалифицированных специалистов, которые занимаются осуществлением научных исследований, разработкой новых технологий и методов обучения, а также публикацией научных статей и докладов.
Научные исследования, проводимые этим персоналом, имеют важное значение для развития образовательных программ, совершенствования учебных материалов и методик преподавания. Они позволяют расширять границы научного знания, создавать новые открытия и решать актуальные проблемы образования
Члены научно-исследовательского персонала работают в научных лабораториях, университетских исследовательских центрах, институтах и других научных организациях. Они обладают высоким уровнем экспертизы в своей области и применяют различные методы исследования, включая эмпирические исследования, эксперименты, математическое моделирование и анализ данных.
Научно-исследовательский персонал играет важную роль в обучении студентов, активно привлекая их к научным проектам и обеспечивая практическую часть образовательного процесса. Они являются наставниками и наставниками для молодых исследователей, передают им свой опыт и знания, помогая им развиваться в научных профессиях.