Формы физического воспитания в семье
Методы и подходы к физическому воспитанию разнообразны, главный принцип – игровая форма занятий. Шутки, доброжелательная обстановка, участие взрослых всегда предпочтительны. Во время игр детям необходимо проявление эмоций, фантазии, тогда занятия пойдут на пользу, будут желанны.
С самыми маленькими игры носят больше имитационный характер. Малыши машут «крыльями» как воробышки, прыгают как зайчики, изображают цаплю и кошечку. На первых занятиях не обязательно безупречное выполнение упражнений. Малышам лучше не переутомляться, иначе они потеряют интерес к активным играм.
С ребятами постарше совершенствуют ходьбу, бег, прыжки, дают задания на улучшение координации, выносливости организма, развитие основных мышц. Подвижные игры также подбирают в соответствии с возрастом.
Какие спортивные игрушки нужны для физического развития детей?
Отличным средством в физическом воспитании дошкольников могут стать спортивные игры и игрушки. Они вызывают интерес у дошколят, побуждают к активным действиям.
В доме, где растет дошкольник, должны быть мячи, скакалки, обручи, кегли, с которыми кроха может играть самостоятельно или с взрослым. Для игр и развлечений на улице детям необходимо приобрести санки, лыжи, велосипед, качели, надувные игрушки. Некоторые родители утверждают, что дома нет возможности заниматься с такими игрушками, тем не менее, необходимо создать все допустимые условия, чтобы ребенок мог развиваться физически. Специалистами доказано, что малыши, лишенные таких игр и игрушек, малоподвижны, пассивны, не овладевают двигательными умениями в должной степени.
Правильно подобранный спортивный инвентарь поможет в играх на природе. Родители всегда могут организовать подвижные и спортивные игры при помощи кольцеброса, городков, серсо, дартса. В них можно играть всей семьей, с их помощью устраивать соревнования среди сверстников, что особенно ценно для детей.
Много спортивных развлечений на природе можно организовать с мячом, которые тоже несут соревновательный элемент. Например, «Кто быстрее добежит до цели», «Забрось мяч в кольцо», «Ловишки с мячом», футбол, волейбол.
Поможет заинтересовать детей спортивными играми просмотр мультфильмов такого типа, как «Снежные дорожки», «Приходи на каток», «Необыкновенный матч», в чьих героях малыш узнает себя, весело смеясь над знакомыми ситуациями.
Приобретая детскую литературу, родителям нужно помнить и о книгах спортивной тематики, например, серия «Я познаю мир» о разных видах спорта, «Большая книга самых необходимых знаний для мальчиков (девочек)», энциклопедии о спорте.
Для приобщения детей к физкультуре и спорту все средства будут хороши, если они не представляют опасность для ребенка.
Здоровый образ жизни семьи, совместные занятия физкультурой и спортом, рациональное питание помогут вырастить здорового ребенка. Учитывая, что по статистике лишь чуть более 4% здоровых дошколят готовы к школьному обучению, родителям стоит задуматься, как не упустить драгоценное время для физического развития своего чада.
Как правильно подготовить ребенка к походу — беседа с психологом:
Публикация «Консультация для родителей „Физическое воспитание ребенка в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Физкультура, физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Физическое воспитание детей в домашних условия огромное значение.
Содержание физического воспитания в домашних условиях очень разнообразно. Здоровье, закаливание, развитие силы, скорости, выносливости, гибкости и ловкости.
Она включает в себя широкий спектр физических тренировок в домашних условиях для поддержания здоровья, укрепления физической формы и развития силы, скорости, выносливости, гибкости и ловкости.
Ежедневная физическая активность
Дошкольники привыкают к ежедневной физической активности, что позволяет им развивать свои разносторонние таланты.
Определенные знания в области физического воспитания
Определенный круг знаний по физической культуре, устойчивость ребенка.
Организм ребенка устойчив к внешним неблагоприятным условиям.
Устойчивость ребенка к внешним стрессам и нагрузкам, включая будущие физические и психические.
Способность ребенка справляться с внешними стрессами, такими как стресс и напряжение, которые могут возникнуть школе.
Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям
физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё
пренебрежение к физическому развитию.
Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок.
Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.
Совет 2. Высокая самооценка — один из мощных стимулов для
ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания
или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно
поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку —
поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё
большее старание. На занятиях физической культурой
необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих
родителей — не должно быть противоположных распоряжений
(мама — «хватит бегать»; папа — «побегай ещё минут пять»).
Если это происходит — ни о каком положительном отношении
ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.
Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего
ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда
родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не
выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений
родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то
скрытое желание. Постарайтесь понять причину его негативных
реакций.
Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении
тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок
этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа,
устранить её и только после этого продолжить занятие.
Совет 5. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи.
Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него
мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда
другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это
проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желание и мнение.
Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических
упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он
выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или
иной навык, движение.
Совет 8
Важно соблюдать культуру физических упражнений
Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности,
исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду».
Совет 9. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст.
Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические
упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к
физической культуре исподволь, собственным примером.
Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в
воспитании ребёнка : понимание, любовь и терпение.
Без здоровой семьи нет здорового общества
О роли семьи в физическом воспитании ребенка сказано много. Несмотря на известность вечных постулатов, что здоровье закладывается еще в утробе матери, ребенка нужно начинать воспитывать в то время, когда он еще лежит «поперек лавки», наблюдается печальная картина.
Уже у младших школьников заметны искривления осанки, плохое зрение. Много детей болезненных, неуравновешенных, с избытком массы тела. Большинство подвижным играм со сверстниками предпочитают компьютер. Занятым родителям проще обойтись на ужин пиццей, чем задумываться о правильном питании, а выйти на воздух с собакой, мячом – подвиг, отложенный до воскресенья.
Самый передовой педагогический коллектив не исправит проблемы родом из раннего детства. Основа успешного воспитания – семейный уклад. Здесь зарождается интерес ребенка к спорту, активность будущего гражданина во всех сферах деятельности. На этом пути составляющими побед станут здоровый образ жизни, коллективные прогулки, занятия, игры. Глубокому восприятию воспитательных установок способствует только личный пример. Курящий и болтающийся на турнике папа воспитает примерно такого же сына. Если мама кормит по утрам бутербродами, а не кашей, детям дана установка не пачкаться и не шуметь – ждите болезней, проблем во взаимоотношениях.
Организация физподготовки в зависимости от возраста
Занятия для самых маленьких должны напоминать игру. Малышу предлагают имитировать полет птички, потягивание кошки, прыжки зайчика. Очень хорошо, когда дети одного возраста занимаются вместе — занятия становятся более живыми, динамичными, интересными. Чтобы ребенок не уставал, лучше проводить короткие физкульт-паузы по 5-7 минут, чередуя их с развивающими играми.
Детям от 5 лет очень нравятся домашние физкультурные комплексы, включающие качели, перекладины, кольца, шведские стенки или веревочные лестницы.
Такой набор занимает совсем немного места, его можно использовать для более старших ребят. Малышу нужно показать основные упражнения: подтягивания, наклоны, скручивания, подъемы ног.
Добиваться идеальности выполнения не стоит, важнее поддерживать интерес к занятиям. Младшим школьникам можно попробовать специальные тренажеры, например, степпер с имитацией подъема в гору. В этом возрасте основные занятия лучше проводить на свежем воздухе.
В учениках от 7 лет сильно соревновательное начало, поэтому можно предложить игру – кто больше подтянется или отожмется, получит приз. Соревноваться можно со сверстниками или с родителями
Важно предлагать сыну или дочери посильные задачи, не допуская перенапряжений
Школьникам нравятся командные игры. В возрасте 10 лет подростка можно отдать в спортивную секцию, домашних занятий в этом возрасте детям явно недостаточно. Задача родителей – поддерживать успехи сына или дочери.
Из домашних мероприятий стоит оставить утреннюю зарядку или пробежку всей семьей, воскресные походы или поездки на велосипедах, роликах, скейтбордах.
Многие родители мечтают отдать своих детей в ту или иную секцию. Выбор зависит от возраста, желаний и способностей ребенка, уровня его физического развития.
Особенно популярны следующие виды спорта:
Лыжи. Тренируют сердечно-сосудистую систему, укрепляют связки, кости, мышцы.Подходят детям, перенесшим травмы опорно-двигательного аппарата, которым не разрешены избыточные нагрузки.
Плавание. Лучший выбор для детей с избыточной массой тела, плохой координацией, проблемами с осанкой.Тренирует дыхание, развивает все группы мышц.
Легкая атлетика. Бег, прыжки в высоту и длину полезны для подвижных, гиперактивных детей. Начинать можно на обычной дворовой площадке, но для улучшения спортивных достижений лучше заниматься под руководством опытного тренера.
Коньки. Фигурное катание или конькобежный спорт – вариант не для всех, но освоить обычное катание стоит каждому ребенку. Оно дает отличную физподготовку и способствует успешной социализации.
Художественная гимнастика. Популярна среди девочек любых возрастов. Далеко не всем показаны серьезные профессиональные занятия, но можно посещать любительские секции и даже участвовать в соревнованиях. Занятия улучшают фигуру, учат правильно дышать, красиво двигаться.
Боевые искусства. Подходят деткам с любым уровнем физподготовки
В процессе занятий ребенок учится владеть собственным телом, развивает внимание и координацию, укрепляет все группы мышц. Бонус – уверенность в себе и навыки самообороны.
Необязательно стремиться к высоким спортивным достижениям. Младшему члену семьи полезнее заниматься на любительском уровне – этот подход исключает серьезные травмы, но позволяет укрепить здоровье, улучшить фигуру, привыкнуть к спортивной дисциплине.
Спортивные занятия как эффективное средство физического развития
Хорошей возможностью приобщения к физической культуре детей дошкольного возраста становятся занятия спортом. Хотя некоторые считают, что крохе спортом заниматься рано, тем не менее, в дошкольном возрасте двигательная потребность слишком высока. Современные родители загружают ребятишек интеллектуальными занятиями, не оставляя времени на занятия активными движениями. Спортивные секции и группы здоровья могут помочь в этом вопросе, обеспечив двигательную активность дошколятам, решая задачи укрепления здоровья, закаливания, дисциплины, научат ребят быть смелыми, сильными.
Какие виды спорта доступны детям в дошкольном возрасте?
Самым распространенным видом является плавание, когда развиваются все группы мышц, формируется физическая выносливость. Плаванием кроха может заниматься с самого рождения. Сейчас приобретают популярность акваклубы для мам и малышей, группы развивающего плавания для грудничков. В дошкольном возрасте дети самостоятельно могут посещать бассейн. Специалисты советуют организовать этот спорт для гиперактивных ребятишек, малышей, подверженных простудным заболеваниям.
Спортивные секции, где дошколята занимаются командными играми (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, водное поле), рекомендованы и гиперактивным, и робким малышам. Такие командные игры полезны, особенно мальчикам, для укрепления психического здоровья, закалки, силы воли. Однако выбирать какую-либо секцию необходимо с учетом физического здоровья дошкольников.
Хорошо помогает физическому воспитанию секции легкой атлетики, где дети могут в полной мере выполнять возрастные потребности в беге, прыжках, метании.
Очень популярны, особенно у девочек, занятия спортивной и художественной гимнастикой, которые оказывают влияние на осанку, координацию движений, общее гармоничное физическое развитие. Дошколята, занимающиеся гимнастикой, сильны физически, меньше подвержены заболеваниям. Такие секции могут быть показаны детям, страдающим лишним весом.
Увлеченность лыжным спортом помогает развивать выносливость, силу, координацию движений. Этот вид спорта закаливает детей, так как постоянно проходит на свежем воздухе
Занятия в такой секции подойдут всем дошколятам без исключения, важно только не требовать от ребенка высоких результатов.
Малышам, которые страдают гиперактивностью, агрессивностью, подойдут занятия боевыми искусствами. Они помогают детишкам справляться со стрессами, агрессией, приучают к спокойствию, сдержанности.
Основные принципы физического воспитания в семье
Чтобы не навредить малышу при обучении физической культуре, прежде всего, надо знать, какие основные двигательные умения развиваются в тот или иной возрастной период. Правильнее всего, нужно придерживаться нормативных показателей и помнить, что:
- 3 месяца ‒ грудничок должен уметь держать голову;
- 6 месяцев ‒ уметь переворачиваться на животик, приподниматься, опираясь на ручки, начинать ползать;
- к 1 году — самостоятельно сидеть, стоять, начинать ходить;
- 3 года ‒ должны быть хорошо развиты умения в ходьбе, беге, лазании через небольшое препятствие;
- к 4 годам дошкольник должен прыгать с небольшой высоты, ловко бросать мяч, уметь кататься на велосипеде;
- 6 лет ‒ овладеть основными движениями, к которым относятся разные виды ходьбы, бег, лазание, прыжки, преодоление преград, метание.
Обучение активным движениям раньше назначенного срока может вызвать травму, боязнь движений, нежелание выполнять упражнения.
Учитывая, что дошкольный возраст ‒ значимый этап приучения детей к физической культуре, следует также соблюдать следующие принципы:
- Успешность выполнения заданий. Добившись успеха при несложных упражнениях, малыш с удовольствием будет стремиться к лучшим достижениям.
- Поддержание интереса к активным действиям. Игра – ведущая деятельность дошкольников, поэтому физические упражнения, проводимые в игровой форме, будут более интересны ребятишкам и дадут высокий результат.
- Систематичность проведения занятий. Гимнастику, занятия необходимо проводить регулярно, выделяя место и время в режиме дня, не допуская эпизодичности.
- Последовательность в овладении физкультурными навыками. Вначале приступают к простым упражнениям, которые посильны малышу. Затем, по мере закрепления навыка, переходят к более сложным заданиям. В противоположном случае, дошкольник, не справившись со сложным упражнением, будет негативно относиться к физическим занятиям.
Спортивные занятия как эффективное средство физического развития
Основная задача родителей – физическое совершенствование своих чад, чтобы к зрелому возрасту они оказались подготовленными к жизни, с крепким здоровьем, на всех этапах развития их физический уровень соответствовал возрасту. Личность формируется в тандеме физического воспитания с иными видами деятельности. Отсутствие двигательной активности проявляется в задержке роста, снижает уровень адаптации, рабочие способности организма.
В сфере родительских забот условия, соответствующие требованиям режима, гигиены. Во время занятий рисованием, моделированием, игрой на музыкальном инструменте нужно следить за правильным выполнением движений, постановкой корпуса малыша. Маме и папе необходимо иметь представление, каким должен быть комплекс утренней гимнастики, как должны выглядеть подвижные игры для того или иного возраста, пола.
Родителям на заметку.
У детей физическое развитие идет параллельно с формированием личности. Если взрослые не упрекают, а подбадривают, это благоприятствует правильному эмоциональному настрою, помогает справиться со страхом, неуверенностью. Малыши радуются моментам такого общения, между членами семьи налаживаются прочные связи.
Каким образом воспитывать привычку к здоровому образу жизни
В период, когда детям прививаются основные навыки физической культуры, нужно не отвратить их неумелыми действиями от занятий спортом. Родителям необходимо соблюдать принципиальные условия:
- Дать малышу почувствовать свой успех. Испытав успех в малом, он будет стремиться к большему.
- Проводить занятия в игровой форме, в процессе игры у детей не ослабеет интерес к упражнениям.
- Соблюдать систематичность занятий. Когда занятия регулярны, они выработают постепенно привычку и потребность в активных действиях.
Переходят от простого к сложному только после закрепления материала. Испытав разочарование на непосильном задании, ребенок не захочет совершенствоваться.
Физическое воспитание в семье
Роль семьи в воспитании ребенка велика. Ребенок, смотря на своих родителей и ближайшее окружение, перенимает их стиль жизни. Поэтому, если в семье принято заниматься спортом, активно проводить досуг, то и ребенок будет воспринимать это как норму, вводя уже в свою повседневность регулярные тренировки и активности.
Родители обязательно должны находить время на то, чтобы заниматься с ребенком, показывать ему пользу здорового образа жизни и физически развивать его, в том числе с помощью занятий физкультурой.
Определение 1
Физическое воспитание – это педагогический процесс, который направлен на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека и его физических качеств, а также на формирование и развитие двигательных навыков и улучшения форм тела.
Семья определяет отношение детей к:
- физическим упражнениям;
- спорту и спортивным событиям, достижениям.
Этому способствует близкое и эмоциональное отношение ребенка и родителей, их привязанность. Для ребенка его родители – это пример, авторитет, и поэтому он смотрит, как родители относятся друг к другу, к окружающим, как выстраивают свой быт и повседневность. Это помогает ребенку в будущем определиться со своими жизненными ориентациями и перспективами. Если семья пассивная, а досуг предпочитает организовывать неподвижно, то и у ребенка не будет никакой мотивации к тому, чтобы заниматься, быть активным, становиться частью спортивной команды. В то же время физкультура и спорт способствуют всестороннему развитию человеческой личности. Занимаясь физкультурой и спортом, ребенок раскрывает возможности собственного организма, учится взаимодействовать с окружающими, расширяет свои коммуникационные возможности. Также спорт – это еще и про развитие внутренних качеств, таких, как уверенность в себе, выносливость, волевое стремление к высшим результатам, ответственность и бесстрашие.
Цель физическое воспитания в семье состоит в последовательном совершенствовании ребенка, чтобы он вырос полностью подготовленным к жизни. Это значит, что необходимо добиваться того, чтобы дети были полностью здоровы, не имели никаких физических отклонений, а также соответствовали своему возрасту и уровню развития. При этом физические нагрузки в семье обязательно должны быть эффективными, но при этом не должны быть слишком сложными, чтобы ребенок буквально преодолевал себя. Если у родителей нет профессионального спортивного образования, если занимаются спортом только как любители, то в таком случае они должны понимать, что сложные и непосильные физические нагрузки, особенно если они не соответствуют возрасту ребенка, могут нанести непоправимый вред. Это вред и его физическому состоянию, и его психологическому состоянию.
Двигательная активность должна быть оптимальной, не выше и не ниже нормы. Поэтому перед началом занятий следует проконсультироваться со специалистом, который обследует ребенка, изучит его текущее состояние, составит список рекомендаций в соответствии с его состоянием, физическим развитием. Детский организм очень хрупкий, однако он нуждается в развитии, и иногда следует применять нагрузки выше обычных, но точно в качестве исключения и только в отдельных случаях.
Первое знакомство детей со спортом
Физическое воспитание является неотъемлемой частью интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Мы требуем, чтобы ребенок порицал разброд, беспорядок и непослушание и повторял упражнения во время занятий до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить их правильно.
Общение с ребенком родители должны проводить как бы в форме игры, при этом они должны учитывать возраст ребенка, его способности. Во время занятий ценятся главным образом упражнения, которые ребенок с удовольствием выполняет без давления со стороны взрослых, не зная, что подчиняется их желаниям. Нежный, последовательный способ обращения с ребенком требует от родителей большого терпения и самообладания.
Не должно быть ссор, которые могли бы удержать ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания.
Необходимо воспитывать спортивные наклонности с раннего детства
Важно обострить чувство «мышечной радости» ребенка — чувство наслаждения, которое испытывает здоровый человек при мышечной работе. Это чувство есть у каждого человека от рождения
Но более длительный сидячий образ жизни может привести к тому, что он почти полностью исчезнет. Не упустите время – это главное, что родители должны знать в этом отношении.
Спорт также помогает развить важные качества личности: выносливость в достижении цели, выносливость; положительные результаты этих занятий полезны для психического состояния подростка.
Родители должны изучить этапы физического развития ребенка, а также его возрастные и индивидуальные особенности. Рост и развитие ребенка — сложный процесс, составной частью которого является развитие движений. Родители могут правильно ответить на все эти вопросы только на основе тщательного изучения и глубокого знания индивидуальных особенностей своего ребенка.
Ребенок развивается неравномерно. Эталоном может служить возраст, но в двигательном развитии ребенок может опередить свой возраст или, наоборот, отстать. Поэтому родителям следует не ограничиваться только данными возрастной группы, а тщательно выбирать движения, предпочитая те, к которым ребенок готов: либо вернуться к задачам для младших детей, либо предоставить свободу передвижения ребенку, который по развитию превзошел его возраст.
Правильно подобранные упражнения с эмоциональным зарядом, которые дети выполняют со страстью, положительно влияют на эмоциональное, эстетическое и этическое воспитание ребенка
В наше время психологи часто называют периодом возрастающего отчуждения детей, очень важно найти средства для создания теплой, домашней атмосферы, дать ребенку чувство доверия и безопасности, убедить его в родительской любви и понимании. Одним из таких средств являются хорошо продуманные действия родителей с ребенком
С медицинской и педагогической точки зрения развитие ребенка может разделить на следующие этапы:
- грудной возраст – до 1 года,
- младший возраст – от 1 года до 3 лет,
- дошкольный возраст – от 3 до 6 лет,
- школьный возраст – от 6 до 17 лет.
Забота о двигательном развитии ребенка столь же важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая одежда.
Заключение
В своем эссе я всесторонне рассмотрел проблемы современных семей, подробно изучил, как, когда и где я могу заниматься спортом в семье с детьми. Спорт воспитывает детей и родителей, показывает их общие интересы, поднимает настроение, содержит в здоровой физической форме тело и ум детей и родителей.
В последнее время большое внимание уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, телевидение, интернет — дают родителям советы, звонят, информируют и предупреждают. Но менее важным является физическое воспитание ребенка
Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, и если занятия проводятся на свежем воздухе, то организм закаляется
Правильно выполненные физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиться, находчивость и мужество и др
Хотелось бы надеяться, что родители пробудят интерес к гармоничному развитию личности ребенка, чтобы они сами активно занимались с ним спортом и тем самым способствовали укреплению отношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Совместные упражнения родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и исцеляют семейную жизнь.
Конечно, не каждый из детей становится чемпионом, но каждый должен расти сильным и здоровым. Когда люди говорят о счастье, они прежде всего желают здоровья. Так пусть дети будут здоровы и счастливы. А это значит, что мы все будем здоровы и счастливы.