Сущность и роль финансовой системы
Определение 1
Финансовая система – это совокупность институтов и элементов экономических отношений в сфере формирования, распределения, использования денежных средств.
Финансовая система базируется на трех основополагающих принципах:
- принцип функционального предназначения субъектов;
- принцип территориальности;
- принцип единства.
Первый из перечисленных принципов означает, что каждый элемент (субъект) финансовой системы связан с конкретной сферой финансовых отношений. Например, элемент «государственные финансы» связан с формированием государственных денежных фондов, их использованием; отражает отношения распределения финансовых ресурсов между государством, субъектами хозяйствования, населением.
Территориальность финансовой системы проявляется в том, что каждый регион, муниципальное образование имеют собственный финансовый аппарат, масштаб и функции которого зависят от места субъекта в структуре финансовой системе государства.
Единство финансовой системы проявляется в её функционировании на основе общей правовой основы и политики, определяемой государством.
В зависимости от того, какой принцип положен в основу формирования доходов выделяют централизованную и децентрализованную финансовую системы, а вся совокупность финансовых ресурсов делится на пять подгрупп:
- государственные финансы;
- муниципальные финансы;
- финансы частных компаний;
- финансы домашних хозяйств или личные;
- международные финансы.
Роль финансовой системы может быть сведена к трем основным задачам:
- обеспечение расширенного воспроизводства;
- регулирование социально-экономических процессов;
- стимулирование рационального использования имеющихся финансовых ресурсов.
Основная роль финансовой системы любого государства заключается в регулировании социально-экономических процессов при помощи финансовых инструментов. Оперативно формируя и распределяя финансовые ресурсы через финансовую систему, государство получает возможность реализовывать свои функции.
Замечание 1
При помощи финансовой системы происходит аккумулирование и перераспределение денежных ресурсов. Этим занимается государство, финансовые институты и все мы, так как отдельные граждане также являются частью финансовой системы.
Перераспределяя финансовые ресурсы между отдельными регионами, отраслями, хозяйствующими субъектами, государство тем самым оказывает поддержку именно тем из них, чья деятельность в данный момент соответствует потребностям общества.
Элементы финансовой системы
Сферы распределения/перераспределения национального дохода обслуживаются различными звеньями финансовой системы. Каждое звено этой системы влияет на финансовую деятельность государства и обладает своими функциями.
Финансовая система состоит из следующих звеньев:
- централизованные финансы (бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, кредит, страхование);
- децентрализованные финансы (финансы различных организаций, объединений, в том числе отраслей народного хозяйства).
Централизованные финансы направлены на публичную финансовую деятельность в рамках всего государства.
Децентрализованные финансы обладают самостоятельностью – предприятия распоряжаются сформировавшейся после уплаты всех обязательных платежей прибылью на самостоятельной основе.
Бюджетная система (федеральная, субъектов РФ, местные бюджеты) – ведущий элемент финансовой системы государства. Представляет собой форму функционирования бюджета, через нее государство осуществляет финансовые функции, через бюджет государство осуществляет финансовую политику.
Финансовая деятельность Российской Федерации приводит к образованию бюджетов различных уровней, каждый из которых имеет собственный источник дохода (определяемые законодательством страны) и объекты расходов (которые подлежат обязательному финансированию).
Существует и самостоятельный элемент финансовой системы – внебюджетные фонды. Это денежные средства, существующие вне бюджета (имеют собственные источники денежных средств, предназначенных для материального обеспечения определенных публичных мероприятий). Так как они создаются на всех уровнях, то могут быть как государственными, так и муниципальными. Образуются за счет обязательных платежей (юридических, физических лиц) и/или добровольных перечислений. Особенностью внебюджетных фондов является обособленность от бюджета и целевое назначение – привлечение дополнительных ресурсов в наиболее затратные государственные задачи, приоритетные отрасли экономики, развитие проблемных отраслей инфраструктуры, выполнение социальных программ (пенсионное обеспечение, здравоохранение).
Кредиты (государственный, муниципальный) характеризуются совокупностью норм финансового права, которые регулируют общественные отношения по вопросам получения государством (муниципальным образованием) денежных средств, которые принадлежат иным субъектам, или размещения денежных средств со стороны государства (муниципального образования), а также по вопросам предоставления государственных гарантий.
Обязательное государственное страхование – это отношения по защите имущественных и (связанных с ними) неимущественных интересов физических и юридических лиц, урегулированные нормами финансового права, возникающие при наступлении определенных событий (именуемых страховым случаем), за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов (именуемых страховыми премиями). Участником этих отношений обязательно является государство.
Развитие страхования определяется наличием у государства социальной функции и принципа социальной направленности финансовой деятельности – финансирования за счет формирования страховых фондов и дальнейшего их распределения на пенсионное и медицинское обеспечение, выплату пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей.
Финансирование в сфере страхования – способ увеличения дохода государства, который будет расходоваться на финансирование капитальных вложений или иных публичных потребностей (страховые фонды расходуются только при наступлении страхового случая, который происходит не регулярно).
Можно также привести другую классификацию финансовой системы – государственная (государственный бюджет и внебюджетные фонды), местная, финансы юридических (финансы коммерческих и некоммерческих предприятий) и физических лиц.
Современное состояние финансовой системы России
На современное состояние финансовой системы России оказывают влияние различные факторы:
- снижение мировых цен на энергоносители;
- замедление роста мировой экономики;
- снижение темпов роста российской экономики;
- пандемия covid-19.
Характерная негативная черта российской финансовой системы – недостаточное развитие финансового рынка. По этому показателю наша страна стоит на 107 месте в мировом рейтинге.
Еще один недостаток – высокая стоимость финансовых услуг (кредитных, страховых). По сравнению с развитыми и развивающимися странами, Россия занимает только 94 место в мировом рейтинге доступности финансовых услуг.
Преобладающий фискальный характер налогообложения снижает эффективность финансовой системы, которая не выполняет стимулирующей функции.
Высокая зависимость от доходов нефтегазового сектора экономики привела к сокращению доходов бюджета в условиях падения цен нефть.
Финансовые ресурсы недостаточно эффективно распределены между уровнями бюджетной системы. Муниципальная власть сталкивается с нехваткой ресурсов для реализации функций.
Таким образом, основные перспективные направления развития финансовой системы РФ: развитие финансового рынка, повышение доступности финансовых ресурсов, инструментов и услуг, поддержание устойчивости финансового сектора.