Структура финансовой системы россии

Финансовая система российской федерации - финансы

Элементы финансовой системы

Сферы распределения/перераспределения национального дохода обслуживаются различными звеньями финансовой системы. Каждое звено этой системы влияет на финансовую деятельность государства и обладает своими функциями.

Финансовая система состоит из следующих звеньев:

  • централизованные финансы (бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, кредит, страхование);
  • децентрализованные финансы (финансы различных организаций, объединений, в том числе отраслей народного хозяйства).

Централизованные финансы направлены на публичную финансовую деятельность в рамках всего государства.

Децентрализованные финансы обладают самостоятельностью – предприятия распоряжаются сформировавшейся после уплаты всех обязательных платежей прибылью на самостоятельной основе.

Бюджетная система (федеральная, субъектов РФ, местные бюджеты) – ведущий элемент финансовой системы государства. Представляет собой форму функционирования бюджета, через нее государство осуществляет финансовые функции, через бюджет государство осуществляет финансовую политику.

Финансовая деятельность Российской Федерации приводит к образованию бюджетов различных уровней, каждый из которых имеет собственный источник дохода (определяемые законодательством страны) и объекты расходов (которые подлежат обязательному финансированию).

Существует и самостоятельный элемент финансовой системы – внебюджетные фонды. Это денежные средства, существующие вне бюджета (имеют собственные источники денежных средств, предназначенных для материального обеспечения определенных публичных мероприятий). Так как они создаются на всех уровнях, то могут быть как государственными, так и муниципальными. Образуются за счет обязательных платежей (юридических, физических лиц) и/или добровольных перечислений. Особенностью внебюджетных фондов является обособленность от бюджета и целевое назначение – привлечение дополнительных ресурсов в наиболее затратные государственные задачи, приоритетные отрасли экономики, развитие проблемных отраслей инфраструктуры, выполнение социальных программ (пенсионное обеспечение, здравоохранение).

Кредиты (государственный, муниципальный) характеризуются совокупностью норм финансового права, которые регулируют общественные отношения по вопросам получения государством (муниципальным образованием) денежных средств, которые принадлежат иным субъектам, или размещения денежных средств со стороны государства (муниципального образования), а также по вопросам предоставления государственных гарантий.

Обязательное государственное страхование – это отношения по защите имущественных и (связанных с ними) неимущественных интересов физических и юридических лиц, урегулированные нормами финансового права, возникающие при наступлении определенных событий (именуемых страховым случаем), за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов (именуемых страховыми премиями). Участником этих отношений обязательно является государство.

Развитие страхования определяется наличием у государства социальной функции и принципа социальной направленности финансовой деятельности – финансирования за счет формирования страховых фондов и дальнейшего их распределения на пенсионное и медицинское обеспечение, выплату пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей.

Финансирование в сфере страхования – способ увеличения дохода государства, который будет расходоваться на финансирование капитальных вложений или иных публичных потребностей (страховые фонды расходуются только при наступлении страхового случая, который происходит не регулярно).

Можно также привести другую классификацию финансовой системы – государственная (государственный бюджет и внебюджетные фонды), местная, финансы юридических (финансы коммерческих и некоммерческих предприятий) и физических лиц.

Государственный кредит и финансы реального сектора

Государственный кредит является самостоятельным звеном финансовой структуры РФ. Для него характерны специфические формы отношений, связанных с привлечением средств бюджет. По сути, это форма денежных отношений между государством, предприятиями и домашними хозяйствами в части предоставления гарантий и кредитов. Государство обычно выступает в качестве кредитора, хотя может выполнять роль заемщика. Государственные займы являются одним из действенных инструментов мобилизации денежных средств для социальных и общественных нужд. Они осуществляются через выпуск долговых обязательств различного срока действия. Однако, основная часть средств, которые распределяются в стране формируется в сфере обращения денежных средств предприятий и некоммерческих организаций.

Звенья финансов реального сектора включают в себя:

  1. Финансы коммерческих организаций и предприятий. Это финансовые отношения, складывающиеся в процессе создания и применения ресурсов для различных видов деятельности с целью получения прибыли. В данной области функционируют предприятия материального производства и финансовые посредники.
  2. Средства некоммерческих организаций. Финансы, создаваемые предприятиями, чья основная деятельность не связана с получением прибыли. Полученный доход не распределяется между сотрудниками предприятия, а идет на улучшение оказываемых социальных услуг населению. Стоит отметить, что некоммерческая организация может быть создана не только государством, но и отдельным индивидом или юридическим лицом.
  3. Деньги государственных учреждений, которые оказывают различного рода государственные услуги гражданам, с целью реализации их прав, свобод и обязательств, предусмотренных законодательством России.

Если коммерческий сектор в России развивается по законам рынка, то бюджетная сфера требует постоянного пересмотра принципов субсидирования. Для того, чтобы общественные услуги и товары были доступны всем гражданам страны, необходимо создавать предпосылки для повышения их качества, внедрять элементы рыночных отношений, учитывать интересы потребителей, проводить реструктуризацию бюджетного сектора, привлекать квалифицированные кадры, создавать механизмы для распределения ответственности работников бюджетной сферы.

Понятие финансов и финансовой системы

Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров на рынке ресурсов и товарном рынке. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях управления; они одинаково необходимы и нижнему уровню — предприятиям (организациям), межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), государственной системе управления народным хозяйством.  

Финансы — довольно сложное социальное явление. Они охватывают широкий спектр отношений обмена и распределения, которые отражаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, имеющие свои характерные черты и характеристики.  

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное разделение отдельных составляющих финансов. Комбинация этих компонентов определяется термином финансовая система. 

Таким образом, финансовая деятельность государства — это деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов фондов, которые обеспечивают бесперебойное функционирование государства на каждом этапе общественного развития.

Финансовая система представляет собой совокупность различных видов фондов финансовых ресурсов, сосредоточенных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домашних хозяйств) для выполнения возложенных на них функций. к ним, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но все они имеют общую черту — это разные фонды финансовых ресурсов.

Муниципальные бюджеты

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс «Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel» от Ждановых. Получить доступ

Муниципальные бюджеты – это денежные фонды, право владения и распоряжения которыми были передано органам самоуправления населенных пунктов. Источником их пополнения могут являться денежные средства, полученные из:

  • федерального бюджета;
  • регионального бюджета;
  • фондов внебюджетного типа.

Различают четыре вида. Существуют муниципальные бюджет, выделяющиеся для:

  • городов;
  • сел;
  • муниципальных районов округов;
  • внутренний округ города федерального значения.

Основные этапы становления и развития финансовой системы в Российской Федерации

Финансовая система на территории нашей страны берет начало еще в IХ веке, когда финансовой деятельностью занимались княжья, которые пополняли свою княжескую казну посредством сбора дани с населения.

Следующий этап становление финансов связан с правлением Петра Первого. Он в период своего царствования учредил Бурмиструскую палату, которая занималась сбором налогов с населения. Помимо этого, был создан Сенат, главной задачей которого было заведование казной государства. Ведение учета доходов и расходов казны было поручено Ближней канцелярии. Тот период характеризуется сложностью формирования доходной части, так как деньги поступали лишь в виде налогов от населения, и их было недостаточно для покрытия государственного долга. Причина этой проблемы крылась в тома в том, что крепостное право еще не было отменено и это задерживало развитие предпринимательской деятельности в государстве.

Свой вклад в развитие финансовой системы внес Александр I. При нем началась деятельность Первого Министерства финансов. Именно время его правления называют золотым периодом становления финансовой системы России. Ведь именно в это время удалось сократить государственный долг империи за счет успешной деятельности министра финансов и отмены крепостного права. Это способствовало снятию ряд ограничительных мер и банковская система начала активно развиваться. Но экономика циклична и в 1890 году случился экономический кризис. Благодаря грамотной проведенной финансовой реформе удалось выйти из данной ситуации.

Следующий этап связан с Октябрьской революцией, из-за которой Министерство финансов Российской империи прекратило свое существование. После чего был создан Наркомат финансов РСФСР, главным направлением деятельности которого стало проведение кредитной финансовой политики. Источниками пополнения государственного бюджета являлись налоги и поступления от народного хозяйства, из статей расходов можно назвать проведение культурных мероприятий, поддержка и финансирование народного хозяйства. В это время Государственный банк Российской Империи был переименован в народный Банк РСФСР и был осуществлена реорганизация всех частных банков в государственные.

Финансовый бюджет государства сильно сократился в годы Второй мировой войны. Расходы бюджета были направлены на нужды армии. Это привело к резкому сокращению расходов на социальные нужды. Государство нуждалось в незамедлительном принятии мер по восполнению бюджета.

В 1980 году произошла полная перестройка всей финансовой системы, и было сформировано Министерство экономики и финансов РСФСР.

После распада СССР было создано Министерство финансов РФ, которое так и называется в ниш дни. Этот этап считается современным этапом становления и развития финансовой системы Российской Федерации. Сегодня в бюджетную систему страны входят бюджеты трех уровней:

  • федеральный бюджет;
  • региональные бюджеты;
  • бюджеты муниципальных образований.

Причем все звенья этой цепи работают автономно. Такая система напоминает структуру финансовых систем стран Запада. При этом каждое звено имеет как собственные статьи доходов, так и собственные статьи расходов. Правда, если говорить о местных бюджетах небольших городов, селений, часто возникает проблема недостаточного уровня их доходности, в результате чего такие муниципальные образования не способны покрыть даже свои первостепенные статьи расходов. Но эту проблему изучает Министерство финансов страны и предлагает шаги для решения проблем дефицитов местных бюджетов.

Финансы хозяйств

Финансы хозяйств или по-другому, хозяйствующих субъектов, представляют собой денежные отношения, проявляющиеся между юридическими лицами, гражданами и государственными учреждениями.

Источником формирования данного звена финансов является деятельность предприятий, за счет которой они получают денежные средства и формируют собственные фонды. Это может быть:

  • производство;
  • переработка;
  • продажа;
  • оказание услуг;
  • создание материальных благ;
  • выполнение работ и т.д. 

Фактически финансы коммерческих предприятий, в вопросе денежных отношений выступающих хозяйственными субъектами, являются основой функционирования всей экономической системы. Это касается не только Российской Федерации. Тезис верен абсолютно для любого государства, экономика которого построена на капиталистической модели.

Например, за счет хозяйственных субъектов частично формируется федеральный бюджет. Компании платят налоговые и таможенные сборы и совершают другие различные отчисления в пользу государства.

Также коммерческие предприятия являются источником формирования и внебюджетных фондов. С каждой заработной платы, выданной своему официально трудоустроенному сотруднику, организация дополнительно совершает отчисления в ФСС, в ПФР и в ФОМС.

В стандартной экономической классификации не принято делить финансы хозяйствующих субъектов на какие-либо категории, так как существует множество различных параметров, на основе которых можно было бы это сделать. Это вид деятельности, размер организации, объемы ее налогов и т.д.

Однако среди всех типов отдельно можно выделить финансы субъектов, деятельность которых связана с банковским и страховым делом. Причина этого проста: в этих коммерческих организациях сконцентрирована огромная доля всего объема финансов хозяйств. Следовательно, экономика в целом во многом зависима от успешности деятельности. 

Бюджеты Регионов Российской Федерации

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Бесплатный Экспресс-курс «Оценка инвестиционных проектов с нуля в Excel» от Ждановых. Получить доступ

Региональные бюджеты – это денежные фонды, право владения и распоряжения которыми было передано властям субъектов государства. Они формируются из:

  • дотаций из федерального бюджета;
  • собственных доходов субъекта.

В РФ существует шесть типов субъектов, соответственно, и региональные бюджеты делятся в соответствие с ними:

  • край;
  • область;
  • республика;
  • автономная область;
  • автономный округ;
  • город федерального значения.

Финансы домохозяйств

Финансы домохозяйств представляют собой денежные отношения, возникающие у населения в вопросе распределения личных финансов и общественных продуктов. То есть к ним относятся денежные средства граждан. Дополнительной классификации финансов домохозяйств на более уточненные подкатегории не предусмотрено.

Источником формирования финансов домохозяйств являются: 

  • денежные средства, полученные в ходе ведения официальной трудовой деятельности (заработная плата, премиальные начисления, стимулирующие выплаты, компенсационные платежи и т.д.);
  • денежные средства, полученные в ходе ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в статусе ИП или профессиональной деятельности в статусе самозанятых;
  • денежные средства, полученные от государства (пенсионные выплаты, стипендиальные начисления, льготы, пособий и т.д.).

 Домохозяйства имеют и собственные расходы, подразделенные на три группы:

  • потребительские – приобретение чего-либо в собственных нуждах;
  • исполнительные – совершение обязательных или необязательных отчислений в пользу третьих лиц в лице государства и различных фондов (налоги, страховые отчисления и т.д.);
  • сберегательные – совершение отчислений самому себе (самостоятельное накопление) или временная передача денежных средств третьим лицам (например, вклады в банковской организации).

Схематичная структура финансовой системы Российской Федерации выглядит следующим образом:

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Российская финансовая система

Определение 2

Финансовая деятельность государства — это реализация государством возложенных на него функций по формированию, распределению и расходованию фондов финансовых ресурсов для осуществления задач социально-экономического развития, обеспечения безопасности и повышения благосостояния населения.

Говоря о финансовой деятельности государства, важно отметить, что это особый вид государственной деятельности, так как ею заняты все уровни и ветви государственных органов: законодательной, исполнительной и судебной в рамках своих полномочий. Сущность финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в области формирования, распределения и расходования государственных финансовых ресурсов, например, бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных организаций Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т

д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления

Сущность финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в области формирования, распределения и расходования государственных финансовых ресурсов, например, бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных организаций Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Комплекс элементов в их взаимосвязи, которые входят состав отечественных финансов, формируют российскую финансовую систему.

Среди таких элементов можно выделить следующие:

  • российская система бюджетов различным уровней (федеральный, региональный, местный);
  • различного рода внебюджетные фонды;
  • финансы хозяйствующих субъектов, экономических единиц, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • кредит, предоставляемый либо государством, либо банковской структурой.

Также в отечественную финансовую систему входят и негосударственные фонды федерального и региональные назначения, фонды банковской системы, фонды страховых компаний, фонды прочих юридических лиц, а также финансовые институты, под которыми понимают однотипные финансовые отношения, которые связаны между собой по формам и способам аккумуляции или распределения финансовых ресурсов.

Текущее состояние внебюджетных фондов и субъектов хозяйствования в России

Организационно-правовая форма внебюджетных фондов определила их автономность и некоторую экономическую самостоятельность, что касается, в основном, формирования и использования финансовых ресурсов обязательного социального страхования. Одной из основных задач функционирования социальных фондов является оптимизация процесса формирования их доходов, что может быть достигнуто в результате эффективного управления средствами, находящимися в распоряжении фондов. 

Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2014 году по доходам превысил 4600 млрд рублей, что составляет 10,4% ВВП страны. На 2015 год бюджет превысил 5255 млрд рублей, что соответствует 9,9% ВВП. 

Основное направление расходов фонда — это расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2015 год по отношению к 2014 году. Этот показатель в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился на 5,2%. Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2015 году увеличились на 18,3 млрд рублей, эти расходы составляют 6,33% от общих расходов, в 2014 году этот показатель составлял 7%. Все большее место в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2014 годом в 2015 году эти выплаты увеличились на 74,2 млрд рублей, что на 3,48%.    

Основное место в доходах занимают поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2014 г. составили 1 900 млрд руб., А в 2015 г. — 2 815,3 млрд руб. В структуре доходов это составило 41,3% и 53,6% соответственно. Абсолютный рост составил 915,3 млрд руб.  

Что касается доходов накопительной части бюджета ПФР, то в 2015 году они увеличились по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд рублей, что составило 7,95% от всех доходов.

Объем поступивших из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на оказание социальных услуг отдельным категориям граждан на дополнительную бесплатную медицинскую помощь в части, предусматривающей обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона О государственной социальной помощи исходя из количества граждан, не реализовавших право отказаться от получения комплекса социальных услуг в полном объеме или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном реестре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. 

Далее проанализируем состояние хозяйствующих субъектов РФ.

Динамика количества малых предприятий (за период с 2011 по 2014 год не является стабильной. В 2012 году наблюдается значительный рост количества малых предприятий — 113%.

В 2014 году наблюдается уменьшение количества малых предприятий на 5,3%. Это может быть связано с изменениями федерального законодательства в социальной и налоговой сферах. 

В заключение можно отметить следующее: внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утвержденного для каждого фонда. Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда.  

В отношении хозяйствующих субъектов можно отметить следующее: с 2011 года объем выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг малых предприятий стабильно увеличивался и к 2013 году увеличился вдвое. Однако в 2015 году наблюдается снижение на 9,4%. Подводя итоги, к положительным тенденциям развития малого бизнеса можно отнести: — положительную динамику инвестиций в основной капитал малого бизнеса — оптимальную отраслевую структуру; — положительная динамика среднемесячной заработной платы на малых и микропредприятиях.   

Принципы, по которым формируется финансовая система РФ

Чтобы построить правильную систему, нужно изложить ряд принципов (своеобразных правил), которым должна удовлетворять система:

  • Единство системы – общая материальная база всех подсистем. Все подсистемы подчиняются единым правовым актам и законам. Все планы по развитию экономики и расходованию средств непрерывно связаны в всех уровнях подсистем.
  • Конкретность выполнения задачи. Каждое звено выполняет определенную функцию. Например, Пенсионный фонд должен обеспечивать только социальное обеспечение, фонд медицинского страхования – только медицинское страхование граждан, налоговая служба должна обеспечивать только исполнение налогового законодательства и т.д.

Понятие финансовой системы

Определение 1

Финансовая система — это совокупность элементов и звеньев финансовых отношений, посредством которых реализовано распределение, формирование и расходование финансовых средств.

В государственную финансовую систему входят все финансовые организации, функционирующие на территории данного государства и занятые обслуживанием денежного обращения.

Среди наиболее важных элементов финансовой системы можно выделить: государственные бюджеты различных уровней, бюджеты и фонды социального, личного и прочих видов страхования, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, отдельных организаций и частных лиц.

Условно любую финансовую систему можно разделить на 2 составляющие:

  • государственные финансы, которые получили название централизованные;
  • нецентрализованные финансы.

Централизованные финансы аккумулируются на государственном уровне, они включают бюджеты различных уровней (федеральный, региональный, местный), а также внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды ОМС).

Децентрализованные финансы, в свою очередь, включают:

  • финансы хозяйствующих субъектов, в состав которых входят: фонд накопления, формируемый за счет полученной чистой прибыли, которая осталась в распоряжении экономической единицы после уплаты всех налогов и амортизационных отчислений, направляемых в дальнейшем на обновление и пополнение основных производственных фондов предприятия, фонд потребления, а также резервный фонд, который формируется для покрытия временно возникающих дефицитов в финансовых ресурсах;
  • финансы домохозяйств.

Из чего состоит данная система?

Финансовая система состоит из следующих подсистем:

  • Подсистема государственного бюджета,
  • Подсистема внебюджетных фондов,
  • Подсистема кредитований (государством и банками),
  • Подсистема фондов страхования (имущества, жизни, финансов),
  • Подсистема различных финансов предприятий, хозяйств и органов, которые выполняют цели регулирования экономики и стабилизации экономического курса.

Первые три подсистемы являются централизованными подсистемами регулирования и управления экономикой.

Главный орган, который руководит финансовой системой – Министерство финансов России. Данный орган руководит исполнительными механизмами в бюджетной, налоговой и золотовалютной политике. Также эти функции выполняют и органы власти в субъектах Российской Федерации.

Финансовой системе подчиняется и кредитная подсистема, которая выполняет функции управления деньгами государства и кредитования населения и компаний.

Важный орган государственного управления финансами – Центральный банк России, который обеспечивает регулирование и управление банковскими организациями и осуществляет регулирование курса национальной валюты и кредитную политику.

Финансовой контроль за государственным бюджетом страны осуществляет счетная палата России. А контроль за своевременную уплату налогов физическими и юридическими лицами осуществляет Федеральная налоговая служба. Она управляет сбором налоговых средств, контролирует правильность налоговых сборов, их своевременность и правомерность.

Также пополнение казны государства осуществляет таможенная служба России, которая отвечает за контроль экспортных и импортных пошлин в частности.

Фонды внебюджетного типа

Фонды внебюджетного типа – это такие же денежные средства, использующиеся в целях удовлетворения различных нужд как граждан, так и организаций. Несмотря на то, что данная категория является частью звена государственных финансов, законодательный аппарат страны не принимает какое-либо участие в их формировании.

Ярким примером являются три все известных в РФ фонда:

  • Фонд Социального Страхования;
  • Фонд Обязательного Медицинского Страхования;
  • Пенсионный Фонд.

Каждый из них является фондов внебюджетного типа, источником формирования которого служат доходы граждан, ведущих официальную трудовую деятельность и индивидуальных предпринимателей вместе с самозанятыми физическими лицами, уплачивающими взносы за самих себя.

Помимо этого, существуют также внебюджетные фонды, цель функционирования которых заключается в развитии науки, в совершении инвестиционных вложений, в улучшении системы образования и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: