Самое важное про глагол

Спряжение

Самая важная тема — спряжение. Не путайте со склонением, так как этот термин относится к существительным, а спряжение — к глаголам.  

Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. 

Типов спряжения всего два, и названы они максимально креативно — первое спряжение и второе.

Почему глагол может быть таким же неопределенным, как и наше будущее?При работе с глаголами нам важно знать их неопределенную форму (инфинитив). Как мы не можем определить исход футбольного матча или нашу оценку за контрольную, так и не можем определить род, время и лицо глагола в инфинитиве, так как у этой формы нет постоянных признаков

Представьте, что мы будто откатили телефон к заводским настройкам.Именно для инфинитива и работают вопросы «что делать?» и «что сделать?».

От спряжения, которое нам помогает определять инфинитив, будут зависеть правила написания личных окончаний глаголов и правила написания суффиксов причастий. Напомним, что личное окончание глагола — это не совсем то же самое, что и окончание у других частей речи.  

Личное окончание глагола — окончание в определенном лице.

Как определить букву, которую нужно писать в личном окончании? 

Нужно сделать четыре шага:

Шаг 1. Определяем время глагола.О временах глагола мы дополнительно поговорим чуть ниже.

  • Если время глагола настоящее или будущее, сразу переходим к Шагу 2.
  • Если глагол прошедшего времени, то смотрим на букву перед суффиксом -Л, она будет такой же, как и в инфинитиве. Гласная И — II спряжение, остальные — I спряжение.

Например, глагол «залезал». Перед -Л буква А, значит, глагол относится к 1 спряжению.

Шаг 2. Ищем приставку ВЫ.

  • Если глагол настоящего и будущего времени, нужно проверить наличие приставки ВЫ. 
  • Если она есть, отбрасываем ее, так как она будет мешать определить ударение, забирая его на себя.

Шаг 3. Определяем ударение.

Смотрим на то, куда падает ударение:

Если оно не падает на личное окончание, переходим к Шагу 4. 

Например, глагол «спать». Он «спИт», ударное личное окончание, которое указывает на второе спряжение.

Если в глаголе ударное личное окончание, смотрим на таблицу:

Еще эти гласные можно запомнить с помощью фразы: «Целую, милая!» Первым в предложении идет слово «целую», именно поэтому все гласные из этого слова (Е, У, Ю) мы отнесем к I-му спряжению. Вторым идет слово «милая», в котором буквы И, А, Я будут относиться ко II-му спряжению.

Шаг 4. Ударение не на личном окончании.

В этом пункте все еще проще. Окончание И означает, что перед нами II спряжение. Однако нельзя забывать про исключения. 

Важно: наличие приставки не влияет на спряжение

Дополнительно разобраться в этой теме вам поможет наша статья «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий».

Спряжение глаголов встречается на ЕГЭ в задании № 12. Попробуем решить один из вариантов этого задания.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.1. (Они) мол..т (о пощаде), (пески) зыбл..тся2. (Ледники) та..т, накле..шь3. Напиш..шь, постав..шь4. Разгон..шься, разлож..шь (вещи)5. (Свитер) кол..т, перекин..шьРешение.Подставим в слова пропущенные буквы и определим спряжение глаголов:1) Они молят (глагол II спряжения — молить), зыблются (глагол-исключение I спряжения — зыбиться).2) Ледники тают (глагол I спряжения — таять), наклеишь (глагол II спряжения — клеить).3) Напишешь (глагол I спряжения — написать), поставишь (глагол II спряжения — поставить).4) Разгонишься (глагол-исключение II спряжения — разогнаться), разложишь (глагол II спряжения — разложить).5) Колет (глагол I спряжения — колоть), перекинешь (глагол I спряжения — перекинуть).Мы видим, что именно от спряжения глагола зависит написание гласной в его окончании

Поэтому для выполнения этого задания нам важно знать личные окончания глаголов и алгоритм определения их спряжения.Ответ: 45

Также в русском языке есть разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы.

Постоянные и непостоянные признаки глагола

Грамматические категории, присущие глагольному слову как части русской речи, называются признаками. Они делятся на постоянные и непостоянные.

Признаки, не подлежащие изменениям в зависимости от строя предложения, имеются у всех глагольных слов.

  • Возвратность. Признак, определяющий на кого направлена активность субъекта — на себя или друг на друга.
  • Переходность. Категория, служащая для определения того, переходит или нет глагол на объект.
  • Спряжение. Определяет особенности спряжение глагола по числам и лицам.
  • Вид. Этот признак определяет, как осуществляется действие.

Сохраняющие постоянность признаки преобразуются в зависимости от типа предложения, контекста, они характерны причастий и спрягаемых слов.

  • Род. Указывает половую характеристику объекта или субъекта активности. Род есть у причастий, а также у изъявительных и условных глаголов поставленных в прошедшее время.
  • Лицо. Необходимо для указания на то, кто осуществляет действие. Категория есть у слов изъявительного и повелительного наклонения.
  • Время. Служит для обозначения момента, в котором происходит действие. Присуще для форм изъявительного наклонения.
  • Число. Обозначает количество участников действия. Имеет отношение как к причастиям, так и к спрягаемым формам.
  • Наклонение. Указывает на отношение активности к реальности, относится ко всем спрягаемым глагольным словам.

Две формы глаголов: изменяемые и неизменяемые

В русском языке под формами глаголов подразумевают грамматические категории, которые имеют постоянные признаки, но по-разному применяются в устной и письменной речи. Выделяют изменяемую и неизменяемую форму глаголов.

Изменяемые глаголы или спрягаемые – это такие слова, которые имеют постоянные и непостоянные грамматические признаки.

Разберем слово «молчать». В зависимости от контекста, у него будет категория времени, числа, лица и даже рода:

Я молчала и плакала – прошедшее время, единственное число, 1-ое лицо, женский род.

Мы слушаем преподавателя и молчим – настоящее время, множественное число, 1-ое лицо.

Он будет молчать, несмотря на последствия – будущее время, единственное число, 3-ье лицо.

В предложениях изменяемая форма глаголов выступает только в роли сказуемого, а подлежащее – имя существительное:

Ребенок бегает по комнате.

Они собрали в лесу полную корзину белых грибов.

Вы хорошо рисуете.

Неизменяемые глаголы – те, которые сохраняют начальную (неопределенную) форму независимо от контекста речи. Они имеют постоянные грамматические признаки и называются «инфинитив». Мы уже рассматривали инфинитив на прошлом уроке, но эта форма глагола заслуживает детального анализа.

Разноспрягаемые глаголы

В русском языке существуют глаголы, которые могут изменяться частично по первому и по второму спряжению в зависимости от лица и числа. Эти глаголы называются разноспрягаемыми. Они похожи на людей, которые не могут определиться, кем они хотят стать, — программистом или художником. Поэтому они умеют немного писать код и немного рисовать, а в результате идут учиться на веб-дизайнера.  

К таким глаголам относятся ЧТИТЬ, ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, БРЕЗЖИТЬ. Внимательно посмотрим на окончания глаголов. Где-то будут окончания первого спряжения, а где-то — второго:

Как можно заметить, во втором и третьем лице единственного числа у нас признаки первого спряжения. Во втором столбце мы видим абсолютно противоположную ситуацию.

А здесь у нас только формы «бегу» и «бегут» похожи на первое спряжение, остальные — явные представители второго.

Такая же ситуация у нас со словом «чтить».

Снова формы первого лица единственного числа и третьего лица множественного числа выделяются своим первым спряжением.

Важно: для глагола «брезжить» свойственны причастия I спряжения — брезжУЩий

Особоспрягаемые глаголы

Существуют ли глаголы без спряжения?Особоспрягаемые глаголы ЕСТЬ и ДАТЬ нельзя отнести ни к одному из спряжений. Их формы настолько нестандартны, что даже нет смысла искать сходства с I или II спряжениями. Проще говоря — у них нет спряжения. 

Очень жаль иностранцев, которым приходится это все учить. Представьте: сначала вам говорят, что в русском есть два спряжения с 6 разными личными окончаниями в каждом. Вы запоминаете это с болью и слезами. А потом еще сверху добавляют правила про разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы… 

Нам повезло больше: такие вещи, как окончания, мы в большинстве случаев чувствуем даже без знания правил. Привилегия носителей языка. 

§2. Виды глагола

Вид – это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ – для глаголов совершенного вида, 
  • НСВ – для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? — отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов – это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать. От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например: 

есть    → поесть, доесть, переесть, жить    → пожить, дожить, пережить, любить  → полюбить, прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать, сбить      → сбивать, решить     → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать – сделать, писать – написать,

прыгать – прыгнуть, расписывать — расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс – результат, многократное – однократное действие. Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать          (НСВ)
  • дописать      (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать  (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать         (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать        (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени,например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть, называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы: будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению.  Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.  

Внимание:

В русском языке есть  двувидовые глаголы. Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили (СВ).Преступников казнили целый месяц (НСВ).Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся: 

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) – выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой). Учить (НСВ) – научить (СВ)  кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

Что такое глагол в русском языке

Глагол относится к знаменательным частям речи и служит для обозначения активности субъекта или его состояния с помощью категорий вида, времени, залога и т. д. Богатство категорий делают эту часть речи одной из самых сложных в изучении. В предложении глагол обычно выполняет функцию сказуемого.

Он может выражать как конкретное действие (писать, лепить), так и движение (идти, плыть), а также называть действие органов чувств (слушать, смотреть), смену состояния (толстеть, краснеть), выражение настроения (радоваться, грустить).

Перечисленные категории определяют характер обозначаемого действия: когда оно произошло, как оно соотноситься с объектом, закончилось ли оно или продолжает и т. п. Некоторые категории имеются у всех слов, другие только у некоторых.

Нормативное образование и употребление глаголов

При использовании некоторых форм глаголов могут возникнуть сложности, поэтому необходимо знать ряд особенностей их образования и употребления.

1. Некоторые глаголы не имеют определенных форм лица и времени.

Глаголы победить, убедить, пронзить, чудить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и др. не имеют форму 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. 

Мы не можем сказать «победю», «убедю», поэтому необходимо добавлять дополнительные слова, описательные обороты при употреблении таких глаголов: 

Я смогу победить и убедить.

Нет форм 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов: кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде), закатиться (о предмете), наступить (о времени), обступить, осуществиться, произойти, получиться, родиться, раздаваться, течь, состояться, удаваться и др.

2. При образовании ряда глаголов необходимо учитывать некоторые их особенности.

  • При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
  • При образовании личных форм глаголов с шипящем в основе необходимо учитывать чередование согласных (Г-Ж, К-Ч, Ч-Ж, Х-Ш): жечь — жгу — жжёт — жжём — жжёте — жгут; хотеть — хочу — хочешь — хочет — хотим — хотите — хотят; бежать — бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите — бегут. 

Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

лечь ляг лягте
ехать поезжай поезжайте
разъехаться разъезжайся разъезжайтесь
ездить езди ездите
положить положи положите
трогать трогай трогайте
махать маши машите
класть клади кладите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
прополоскать прополощи прополощите

У глаголов весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др. нет повелительного наклонения.

3. Необходимо запомнить нормативное употребление следующих глаголов:

  • Глагол класть употребляется только без приставки (кладу, клали), а глаголы с корнем -лож- употребляются только с приставкой (положить, выложить).
  • У непереходных глаголов на -ЕТЬ нормативными являются формы с -е- в основе: выздороветь – выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, обезуметь – обезумею, обезумеешь, опостылеть – опостылею, опостылеешь.

4. Запомните формы настоящего и будущего времени:

глодать гложет
дремать дремлет
колыхать колышет
махать машет
мурлыкать мурлычет
плескать плещет
полоскать полощет
сыпать сыплет
трепать треплет
хлестать хлещет
щипать щиплет

Глагол оказался не только крутым, но и очень разносторонним и интересным парнем — мы узнали его поближе и готовы к встрече с ним в любых заданиях ОГЭ и ЕГЭ

Теперь можно приступать к знакомству с причастиями и деепричастиями в нашей следующей статье: «Самое важное про причастия, деепричастия».  

Инфинитив как начальная форма глаголов

Термин имеет латинское происхождение и означает «неопределенный». Начальная форма глаголовочень важна, несмотря на то, что у нее нет категории лица, времени, наклонения или числа.

Инфинитивы описывают суть действия, но не указывают отношение субъекта действия к происходящему. Именно в такой форме глаголы указаны в словарях.

Больше всего инфинитивов в официально-деловом стиле, в котором приветствуются четкие глагольные формы без описания деталей

В художественной литературе и разговорной речи они акцентируют внимание на лексических и смысловых особенностях слов в тексте

Опознать инфинитив можно, задав ему один из двух вопросов:

«Что делать?»: лежать, загорать, мыть.

«Что сделать?»: полежать, загореть, помыть.

Проверь себя

Задание 1.К какому спряжению и лицу относится глагол «повелевал»?

  1. I спряжение, 1 лицо
  2. II спряжение, 1 лицо
  3. I спряжение, 3 лицо
  4. II спряжение, 3 лицо

Задание 2.К какому спряжению и виду относится глагол «постелю»?

  1. I спряжение, совершенный
  2. II спряжение, совершенный
  3. I спряжение, несовершенный
  4. II спряжение, несовершенный

Задание 3.К какому спряжению и наклонению относится глагол «пишете»?

  1. I спряжение, изъявительное
  2. II спряжение, изъявительное
  3. I спряжение, повелительное
  4. II спряжение, повелительное

Задание 4.В образовании формы какого глагола допущена ошибка?

  1. высохнул
  2. щиплет
  3. обезумею
  4. победит

Задание 5.В образовании формы какого глагола допущена ошибка?

  1. жжём
  2. положить
  3. лягте
  4. выздоровит

Ответ: 1. – 3; 2. – 1; 3. – 1; 4. – 1; 5. – 4.

Морфологический разбор

Порядок морфологического разбора включает следующую последовательность:

  • определяется начальная форма (инфинитив);
  • находится спряжение;
  • устанавливается вид;
  • определяется время;
  • устанавливается лицо и число;
  • находится роль в синтаксисе предложения.

Приведем пример морфологического разбора глагола в предложении слесарь стучит:

  • начальная форма — стучать;
  • спряжение второе, поскольку постфикс -ит под ударением;
  • стучит — процесс не ограниченный пределами, поэтому вид несовершенный;
  • действие происходит в настоящем времени, окончание -ит;
  • по окончанию и возможному местоимению ясно, что глагол 3-го лица и единственного числа;
  • в предложении стучит является сказуемом подлежащего слесарь.

Строгое соблюдение последовательности морфологического разбора поможет ясно классифицировать глагольное слова и избежать ошибок в его использовании.

Характеристика именных грамматических категорий

Грамматическими признаками именных частей речи в русском языке являются:

  • падеж;
  • род;
  • одушевлённость.

Падеж является грамматической категорией, которая свойственна для языков синтетического типа (в число которых входит и русский язык). Благодаря падежу в языке выражается синтаксическая зависимость именной части речи. Вспомогательные функции в этом случае выполняют предлоги и послелоги, порядок слов, контактное расположение синтаксических групп. Кроме того, падеж указывает семантическую роль, которую выполняет имя в заданной контекстом реальности.

Традиционный для русского языка список падежей состоит из именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного падежей.

Грамматическая категория рода образует разновидность согласовательных классов, которые, прежде всего, соотносятся с признаками пола или их отсутствием. В русском языке обычно выделяют мужской, женский и средний роды, а также общий род, который характерен только для одушевленных имён существительных.

В основе одушевлённости лежит наивное знание о классификации существительных и местоимений по степени живучести: от «живых» (человек, кошка, муха) через ряд промежуточных случаев (берёза, класс, подосиновик) к полностью «неодушевлённым» (камень, стул, бесконечность).

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Исходная форма, лексически связанная со всей остальной системой классификации глагольных слов, называется инфинитивом. Инфинитив обозначает процесс или действие, не отнесенное к кому-либо (читать, писать, нести).

Инфинитив не изменяется и не спрягается, поскольку не имеет лица, времени, а также числа. Но в то же время он имеет залог (кипеть — кипятиться), переходность (перейти — идти), возвратность (учиться — учить) и вид (делать — сделать).

У неопределенной формы есть свои, только ей присущие, окончания: -ть (капать, шлепать), -ти (идти, нести), -сти и -сть (мести, сесть). Также в редких случаях имеется окончание -чь (печь, мочь).

В предложении инфинитив может иметь любую синтаксическую роль. Например:

  • подлежащие (трогать запрещается!);
  • сказуемое (печь пироги);
  • дополнение (я велю красить стены в зеленый цвет);
  • определение (сказал Андрею сидеть тихо);
  • обстоятельство цели (мы пошли смотреть футбол).

Вид

Некоторые глаголы обозначают совершенное действие, а другие означают несовершенное — в этом и есть весь смысл вида глагола. А если более научным языком?

Вид глагола — это его постоянный грамматический признак, показывающий каким образом действие глагола протекает во времени.

Если суп еще не приготовлен, то глагол такого вида будет называться несовершенным. Действие еще не совершено до конца. Несовершенный глагол будет отвечать на вопрос «что делать?»

Примеры: решать, крутить, заниматься, петь.

Если же суп мы уже съели, то глагол будет отвечать на вопрос «что сделать?». Действие закончилось, супа больше нет. Такие глаголы называются совершенными.

Примеры: решить, снять, влюбиться, укутать.

Совершенные глаголы не имеют настоящего времени: ведь действие или сделано (совершено), или нет. Тут не может быть процесса, как в приготовлении супчика. Из-за этого свойства настоящего времени будут образовываться только от глаголов несовершенного вида:

сделать (сов. вид) → «сделаемый» (такого причастия не существует)делать (несов. вид) → делаемый (хоть и редко используем)

Итак, с видом глагола оказалось всё очень просто, двигаемся дальше. 

Переходные и непереходные глаголы

Слова указывающие действие, которое не может переходить на объект, называются непереходными глаголами. Они не сочетаются с существительными в винительном падеже и выражают:

  • физическое и психическое состояние (лежать, грустить);
  • занятие, деятельность (плотничать, столярничать);
  • восприятие органами чувств (шуметь, сверкать);
  • передвижение в пространстве (плавать, ползти);
  • бытие, существование (быть, присутствовать);
  • манеру себя вести (молодиться).

Переходные формы переходят на прямой объект, выраженный существительным в винительном падеже. Иногда прямой объект представлен существительным в родительном падеже. Переходные слова выражают:

  • разрушающее действие (ломать, уничтожать);
  • созидающее действие (строить, воздвигать);
  • восприятие чего-либо (видеть, слышать).

Описание общих грамматических категорий

Грамматические категории могут быть классифицированы различными способами. В основе одного из таких способов положен такой признак, как часть речи, с которой эти категории преимущественно выражаются. В этом случае речь идёт о грамматических признаках, которые могут быть именными (то есть характерными для имён существительных, имён прилагательных, имён числительных и местоимений) и глагольными (то есть характерными для глаголов).

Грамматическим признаком, который считается общим и для имени, и для глагола, является число. Эта грамматическая категория выражает количественную характеристику объектов, указывает на их количество. Наиболее распространёнными граммемами являются формы единственного и множественного чисел.

Кроме того, в достаточно редких языках можно встретить граммемы двойственного числа (обычно в древних языках – древнеиндийском, древнегреческом, древнерусском) и даже тройственного числа (например, в новогвинейских языках)

Стоит обратить внимание и на выделяемое рядом исследователей собирательное число, в котором употреблены такие существительные, как «листья», «сыновья», «коренья» и т.д

Также к числу грамматических категорий, характерных для всех частей речи, можно отнести различного рода категории вежливости.

Постоянные признаки глагола

Независимо от речевой ситуации постоянные признаки глагола не изменяются, принадлежат именно этой глагольной форме в любом контексте.

Перечислим постоянные признаки глагола:

  • вид (совершенный или несовершенный);
  • возвратность
  • переходность
  • спряжение.

Вид глагола

Вид — это постоянный глагольный признак, который выражает характер протекания действия во времени, его отношение к внутреннему пределу, завершённость или незавершённость действия.

В русском языке у глаголов различают два вида:

  • несовершенный вид
  • совершенный вид

Несовершенный вид глагола обозначает действие или состояние в их течении, без указания на предел, или незавершённое действие.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал?

Понаблюдаем:

  • готовить
  • рисует
  • обогащаешь
  • ненавидел

Совершенный вид глагола обозначает действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления, а также результат, законченность действия или его фазы.

Глаголы совершенного вида отвечает на вопросы что сделать? что сделает? что сделал?

  • воспитать
  • узнает
  • отправимся
  • почувствуешь

Возвратность

Возвратность выражает состояние или обозначает действие говорящего относительно самого себя или нескольких лиц:

  • я обуваюсь
  • мне нравится
  • вы помиритесь
  • дети ссорятся

Возвратные глаголы с постфиксом -ся (-сь) выражают направленность действия или состояния субъекта на самого себя.

Возвратность — это постоянный признак глагола, который обозначает, что действие не переходит на другой объект, а возвращается к действующему лицу.

По характеру передачи действия возвратные глаголы выражают:

1. действие, направленное на самого себя (собственно возвратные глаголы):

  • бриться
  • умываться
  • переодеваться

2. действие, направленное друг на друга (взаимно-возвратные глаголы):

  • встречаться
  • созвониться
  • обниматься

3. общевозвратные глаголы обозначают внутреннее состояние субъекта:

  • радоваться
  • печалиться
  • гневаться

4. косвенно-возвратные глаголы выражают действие, совершаемое в интересах деятеля:

  • кошка царапается
  • шиповник колется
  • лошадь лягается

5. безличные возвратные глаголы:

  • смеркается
  • нездоровится
  • не спится

Переходность

Грамматическая категория переходности является характерным постоянным признаком глагола. В русском языке слова этой части речи делятся на переходные и непереходные глаголы.

Переходность — это способность глагола обозначать, что действие переходит на объект (лицо, предмет, животное).

В русском языке переходными являются глаголы, которые управляют или способны управлять существительным (местоимением) в форме винительного или родительного падежа (при отрицании) без предлога:

  • приготовить (что?) обед;
  • узнать (кого?) его;
  • задать (что?) вопрос;
  • не услышать (чего?) звонка.

Глаголы, которые обозначают действия, не переходящие на другой объект, являются непереходными. Они управляют словами в других падежных формах:

  • служить (чему?) Родине;
  • выбежать (из чего?) из дома;
  • стоять (на чём?) на причале.

Возвратные глаголы не могут быть переходными:

  • заниматься (чем?) спортом;
  • улыбается (кому?) мне;
  • одеваться по-зимнему.

Спряжение

Одним из характерных признаков любого глагола является спряжение, которое выражается совокупностью определённых личных окончаний.

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам.

В зависимости от системы личных окончаний различают глаголы I  и II  спряжения. К первому спряжению отнесём глаголы, которые в неопределённой форме имеют конечные буквосочетания -ать, -еть, -оть, -уть, -ять:

  • плавать
  • плесневеть
  • прополоть
  • тонуть
  • реять

К  спряжению принадлежат два глагола-исключения на -ить и все производные слова:

  • брить
  • стелить
  • выбрить
  • застелить

В личных безударных окончаниях глаголов I спряжения пишется преимущественно буква «е». Убедимся в этом, изменив по лицам и числам глагол «плакать»:

  • 1 лицо  я пла́чу — мы пла́чем
  • 2 лицо  ты пла́чешь — вы пла́чете
  • 3 лицо  он пла́чет — они пла́чут

Ко II спряжению принадлежат все слова с конечным -ить (пилить, украсить) и глаголы-исключения:

  • гнать, дышать, держать, слышать;
  • видеть, смотреть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть, терпеть.

Разноспрягаемые глаголы «бежать», «хотеть», «чтить» имеют личные окончания как первого, так и второго спряжения.

§7. Время

Время — это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи. Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

  • прошедшее,
  • настоящее,
  • будущее.

Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени. 

Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

Вчера он приходит и говорит: — Сегодня я пришёл вовремя

(действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например: 

Завтра мы будем читать, потом я уеду, а ты будешь писать сочинение

(будем читать — 1 л., мн.ч., будешь писать — 2 л., ед.ч.).

У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду, напишешь, посмотрим. По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

Синтаксические роли инфинитивов

Напоминаю, что начальная форма глаголов полифункциональна, выполняет синтаксические роли любого члена предложения.

Подлежащее:

Читать – интересно и полезно.

Простое глагольное сказуемое:

Нам не мечтать о таких карьерных вершинах!

Часть глагольного сказуемого:

Она должна работать, несмотря на травму ноги.

Дополнение:

Мы предлагали Павлу обратиться за помощью к начальству.

Определение:

Умение мечтать проявлялось у Марины с самого рождения.

Обстоятельство цели:

Сегодня вечером мы пойдем в горы, чтобы собрать редкие растения.

Инфинитив в русском языке – начальная форма глагольной парадигмы. Он называет процесс, но не относит глагол к лицу, числу или времени. Инфинитив может иметь постфиксы -ся-/-сь-, отличается категориями вида, возвратности (невозвратности), а также переходности (непереходности).

Возвратность и переходность

Возвратность — это такой признак глагола, который выражает, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.

Как появились возвратные глаголы?Представим раннее утро. Вы сладко потягиваетесь в кровати под раздражающий звон будильника. «Надо умыть себя, одеть себя и отправить на учебу тоже любимого себя», — думаете вы.Нет, вы абсолютно точно думаете не так, потому что вы — наши читатели — знаете, что грамотным быть модно. Но когда-то давно речь людей не была такой правильной и четко выверенной по словарю, и они вполне могли допустить подобные мысли.Со временем дистанция между глаголом и местоимением начала сокращаться, а потом и вовсе исчезла. Местоимение себя прилипло к глаголу и превратилось в -ся.Представляете, как обрадовались собаки?

Возвратные глаголы работают как бумеранги: они возвращают действие к лицу. Такие глаголы образуются с помощью постфиксов —СЯ и -СЬ.

Невозвратные глаголы это, соответственно, все остальные, которые не имеют -СЯ/-СЬ.

Возвратность глагола тесно связана с другим постоянным грамматическим признаком — с переходностью.

Глагол называется переходным, если: 

  • глагол обозначает действие, которое направлено на предмет, связано с ним (действие переходит на объект);
  • глагол употребляется с существительным (местоимением) в винительном падеже без предлога.

Примеры: выпить чаю, чувствовать холод, чесать собаку, нести пургу.

Другие глаголы являются непереходными. Если глагол стоит с существительным или местоимением в винительном падеже, то связаны они будут только благодаря предлогу. 

Примеры: сесть на диван, ходить на занятия, радоваться, увеличиваться.

Важно: все возвратные глаголы являются непереходными, а невозвратные могут быть как переходными, так и непереходными. Так, многие переходные глаголы можно перевернуть, изменив вид связи в словосочетании:

Так, многие переходные глаголы можно перевернуть, изменив вид связи в словосочетании:

выпить чаю → чай выпит чувствовать холод → холод чувствуется

С непереходными этот трюк провернуть не получится.

Мы подготовили для вас алгоритм, который поможет без проблем определить переходность:

Заключение

Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».

Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.

Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.

Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.

Подведем итог словами К.Г. Паустовского о русском языке:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: