Общение

Характеристика и содержание общения. механизмы воздействия в процессе общения

Механизмы воздействия в процессе общения

Определение 1 Механизмы общения – это социально-психологические процессы, возникающие при взаимном влиянии собеседников друг на друга и оказывающие определенное воздействие на коммуникативную активность, характер и эффективность коммуникативного поведения.

Данное определение частично схоже с общепринятой трактовкой термина механизм, применяемой как для природных, так и социальных явлений. Оно применимо для таких определений, как психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, мода и т.д.

Специфика механизмов общения, отличающая их от иных психологических механизмов, состоит в том, что они воплощают силу и потенциал внутриколлективных взаимоотношений субъектов друг с другом.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Механизмы общения, как правило, не осознаваемы и спонтанны.

К одним из главных особенностей процесса общения относят возможности оказать влияние на участников общения.

Психологическое влияния представляет собой воздействие на психическое, эмоциональное состояние, мысли и действия субъекта с использованием психологических вербальных или невербальных средств, которое предполагает предоставление возможности и времени на ответное воздействие.

1.1 Понятие и сущность общения

Общение — процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами
общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и
преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной,
эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц (рис.1).

Рисунок 1 — Понятие и сущность общения

В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его
участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами,
результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает
разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с
которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления
житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно,
например для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора,
следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного
взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении
навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно
совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые
используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется
социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в
обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях,
мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной
литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения
обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они
всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в
духовную атмосферу жизни.

Человек как существо социальное находится в центре влияния всей
совокупности проявлений и форм общения.

Структура общения и его виды

По своей структуре «общение» является достаточно сложным понятием, включающим в себя три взаимосвязанных стороны:

  • коммуникативная,
  • интерактивная,
  • перцептивная.

Коммуникативная сторона общения заключается в том, что люди используют общение с целью обмена информацией. В зависимости от тех требований, которые человек предъявляет к общению в данный момент, на первое место выходят различные источники информации и их содержание.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс взаимодействия между людьми, основанный на естественном общении и протекающий в форме понимания и восприятия собеседниками друг друга.

Интерактивная сторона общения включает в себя ряд компонентов общения, которые связаны с взаимодействием между людьми, а также непосредственной организацией их совместной деятельности.

Основным средством общения выступает язык.

Определение 2

Язык – это система знаков, которые служат в качества основного средства общения людей.

Знаком в общении выступает любой предмет, объект, действие или явление. Процесс усвоения знаков (слов) одновременно является и процессом овладения речью.

К видам общения относятся:

  • «Контакт масок» — это общение, которое по своей сущности является формальным, так как собеседники не стремятся сблизиться и понять друг друга, нет необходимости его продолжать в дальнейшем, укреплять свои взаимоотношения и т.д. При данном виде общения люди используют такие маски вежливости как: скромность, безразличие, вежливость и т.д. Общение используется с целью поддержания светского разговора, темы выбираются общие и нейтральные (о погоде, об урожае и т.д.).

  • Примитивное общение – общение, основанное на оценке другого человека, который выступает в качестве нужного или, напротив, мешающего объекта. В том случае, если человек является нужным, то с ним активно вступают в контакт, стремятся как можно больше и чаще общаться и взаимодействовать. Если же он мешает, то его отталкивают, избегают общения, зачастую не скрывая этого.

  • Формально-ролевое общение – это вид общения, который по своей структуре строго регламентирован, его содержание упорядоченно, а средства общения тщательно подобраны. В основе данного вида общения заложена не личность собеседника, а его социальная роль. Именно исходя из социальной роли собеседника, выстраивается структура общение, подбираются его средства.

  • Деловое общение – основано на учете индивидуальных особенностей личности собеседника, его интересы и характер выступают наиболее значимыми факторами.

  • Духовное общение – возникает только в том случае, если собеседники знают об личностных и духовных особенностях друг друга, способны предвидеть реакции и поведение. Общение строится на основании учета интересов и убеждений собеседников, в связи с чем, оно легкое и непринужденное. Собеседники могут легко общаться на разные темы.

  • Манипулятивное общение – собеседники или один из собеседников вступают в общение с целью извлечения определенной выгоды от общения с конкретным человеком. В рамках данного общения используются разнообразные приемы, в зависимости от личности собеседника и той цели, которая преследуется собеседниками (обман, лесть, демонстрация заботы и доброты и т.д.).

  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, основными темами являются нейтральные и отвлеченные темы). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций. Зачастую светское общение ведется на раутах и приемах, где люди собираются, с целью отдохнуть и не обсуждать глобальных вопросов, которые могут вызвать споры и противоречия.

Замечание 1

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Виды внушения:

~ в зависимости от целей воздействия

  1. преднамеренное внушение – целенаправленное и сознательно организованное воздействие
  2. непреднамеренное внушение – нет цели внушения, внушение может быть случайным

~ в зависимости от содержания и характера внушения

  1. специфическое внушение – внушение конкретных идей, мыслей, действий
  2. неспецифическое внушение – внушение определенных психических состояний
  3. положительное внушение – при нем происходит формирование положительных качеств или состояний
  4. отрицательное внушение – при нем происходит формирование отрицательных качеств или состояний

~ в зависимости от способов и приемов внушения

  1. прямое (открытое) внушение – открытость цели, прямая направленность на суггеренда
  2. косвенное (закрытое) внушение – опосредованное внушение с закрытой целью

~ в зависимости от количества субъектов

  1. индивидуальное внушение – внушение, направленное на одного субъекта
  2. групповое внушение – внушение, при котором субъектом является группа

~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда

  1. непосредственное внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения
  2. отсроченное внушение – существует временной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда

Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.

Факторы, влияющие на внушаемость:

1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)

2) психологические особенности:

  • особенности темперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)
  • актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)
  • низкая самооценка (повышает внушаемость)
  • слабость логического анализа (повышает внушаемость)
  • комплекс неполноценности (повышает внушаемость)
  • полоролевые особенности (женщины более внушаемы)

3) ситуативные особенности

  • некоторые психические состояния (покой, расслабленность, сильное эмоциональное возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышают внушаемость)
  • низкий уровень осведомленности и компетентности (повышает внушаемость)
  • неопределенность (повышает внушаемость)
  • высокая степень значимости (повышает внушаемость)
  • дефицит времени (повышает внушаемость)

4) социально-психологические особенности

— свойства суггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое, интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)

— отношения между суггестором и суггерендом (доверительность и открытость повышают внушаемость)

— особенности сообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов). Приемы, которые лежат в основе сообщений:

1. конкретность и образность ключевых слов – использование слов, смысл которых понятен и их легко представить;

2. конкретность и образность качеств – чем выше степень абстрактности при описании предмета и его свойств, тем слабее внушение;

3. использование «нет» и «не» настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышается контрсуггестия

4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))

5. Воздействие звукосочетаниями:

  • гласная «И» в словах вызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного
  • звук «О» мягкий, расслабленный и интонационно теплый
  • преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением
  • «Ы», шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное

4. Убеждение – это механизм организованного воздействия на психику человека, в основе которого лежит изменение установок и взглядов личности. Основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.

Виды убеждения:

  • информирование – как правило, в виде рассказа, выстраивается индуктивным или дедуктивным способом;
  • разъяснение – ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение (схематическое раскладывание информации по различным критериям, в большей степени воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ разъяснение (выстраивается в системе диалога коммуникатора и реципиента с задаванием вопросов реципиенту, ориентировано на мышление)
  • доказательство – в основе доказательства лежит выстраивание информации по принципу изложения тезиса и аргументации его с помощью фактов, закономерностей и т.д. Для эффективности коммуникатор должен полностью разделять суть тезиса.

Виды механизмов воздействия в процессе общения

Существуют следующие механизмы влияния на субъект в процессе общения:

  • Заражение.

    Заражение представляет собой передачу своего состояния или отношения другому субъекту или группе субъектов, которые, в свою очередь, принимают это состояние. Базисом возникновения данного механизма служит эмоциональное воздействие при коммуникации субъектов. При заражении большая группа людей необъяснимым образом начинает переживать определенное психологическое состояние. Существуют такие формы заражения, как массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз;

  • Внушение.

    Внушением является сознательное или неосознанное воздействие на субъект (или группу субъектов), которое предполагает изменение его психологического состояния, отношения к чему-либо, расположения к различным действиям. Оно выражается, как правило, вербальным действием, и рассчитано не на логическое мышление субъекта, а на эмоциональные переживания и готовность получить установку к определенным действиям. Неуверенность субъекта в себе и преобладание определенного психического состояния служат предпосылкой для внушения человеку какой-либо информации. Факторами внушения является авторитет субъекта, который доносит информацию, наличие доверия к нему и отсутствие сопротивления у объекта, которому что-то внушают;

  • Убеждение.

    Под убеждением понимают сознательное воздействие на субъект или группу субъектов, которое направлено на изменение суждений, отношений, намерений или решений путем аргументации. При убеждении его суть должна четко осознаваться субъектом, который оказывает влияние, и быть донесена до субъектов, подвергающихся влиянию. Перед тем как начать убеждать, субъект должен получить согласие собеседника его выслушать. Процесс убеждения представляет собой совокупность логических рассуждений и доказательств, эмоций, которая направлена на критически настроенного человека;

  • Подражание.

    Подражание является способностью субъекта воспроизводить различные образцы поведения, имеющие определенную эмоциональную окраску, и стремление быть подобным кому-либо. Подражание может проявляться как непроизвольно, так и произвольно. Наиболее ярким примером подражания является мода. Она представляет собой определенную и постоянно меняющуюся форму поведения общества, которая возникает быстро и бурно под влиянием преобладающих в обществе настроений, вкусов и увлечений.

  • Просьба.

    Просьба представляет собой обращение к субъекту с целью склонить его к удовлетворению потребности либо желания просящего. При этом субъект имеет свободу выбора выполнить эту просьбу или отказаться. Любая просьба подразумевает получение возможного отказа. Отказ – это выражение несогласия субъекта выполненить просьбу собеседника;

  • Принуждение.

Под принуждением понимают угрозу, которая основана на необходимости применения контролирующих возможностей, для получения определенного поведения от субъекта. Контролирующие возможности представляют собой полномочия субъекта лишить принуждаемого определенных благ или изменить условия его трудовой или обыденной жизнедеятельности. Одной из грубых форм принуждения является угроза жизни и здоровью принуждаемого. Принуждение осознается субъектами как давление.

  • Самопродвижение.

    Самопродвижение представляет собой объявление целей и позиции, предоставление доказательств компетенции и квалификации субъекта для оценки обществом. С помощью самопродвижения субъект может получить преимущества в каком-либо конкурсе, выборах и т.д.

  • Формирование благосклонности.

    Благосклонность формируется при привлечении субъектом к себе непроизвольного внимания, которое может быть основано на его привлекательности, хороших высказываний о личности, подражании или предоставлении ему определенных услуг.

  • Деструктивная критика.

    Разрушительная критика представляет собой агрессивное поведение, выражение своего пренебрежения, высказывание оскорблений либо осмеяние действий определенного субъекта. Она требует от субъекта сосредоточения на подавлении своих негативных эмоций.

  • .

    Под манипуляцией понимают скрытое воздействие на субъекта, которое приводит к переживанию им определенных состояний, принятию решений или выполнению каких-либо действий, в которых заинтересован манипулятор.

Выделяют психологически конструктивное влияние и неконструктивное влияние.

Психологически конструктивное влияние не приводит к разрушению личностей субъектов и их взаимоотношений, грамотно применимо и удовлетворяет требования обеих сторон.

К неконструктивному психологическому влиянию относят игнорирование, деструктивную критику, манипуляцию и принуждение.

Механизмы воздействия в процессе общения.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

  • Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.
  • Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
  • Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.

Содержание общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:

  • Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
  • Внушение – неосознаное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.
  • Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
  • Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

Рассмотренные вопросы:

  • Роль общения в профессиональной деятельности специалиста социально-экономической и социогуманитарной сферы.
  • Характеристика перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторонам общения.
  • Характеристика основных невербальных составляющих коммуникации.
  • Значение игровых ситуаций в общении.
  • Процессы кооперации и конкуренции в общении.

Субкультурные образования – социальные группы, которые, несмотря на то что они интегрированы в целостную социальную систему и не могут существовать без нее, в то же время стремятся показать свою самостоятельную идентичность и выработать некоторые черты, которые отличают их от базовой культурной ветви. Типичными формами субкультурных образований являются молодежные течения и группировки, которые несколько трансформируют ценностные системы, культурные признаки и черты, поведенческие рисунки (например, в отношении таких элементов как мода, характерная жестикуляция, формы речевого поведения и др.).

Коммуникация (от латинского communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) — здесь имеется в виду психологический контекст термина — общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка или других знаковых систем.

От латинского verbalis – словесный.

Мимика (от греческого mimikos  — подражательный) –  движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

Пантомима (от греческого раn – весь, всякий и mimos – подражание) – здесь имеется в виду передача информации средствами пластики тела.

 От латинского vōcālis – голосовой, звонкий, певучий.

Диапазон (от греческого dia pason – через все) — совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу или музыкальному инструменту.

Фабула (от лат. fabula – басня, рассказ) – цепь событий в их логической причинно-временной последовательности. Обычно в фабуле различают экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.

От лат. cooperatio – сотрудничество.

От лат. concurrentia – сталкиваться.

Понятие влияния

Психологическое влияние – понятие, которое часто используется в психологии и социологии. Оно означает процесс, в результате которого происходит изменение поведения, установок, намерений, желаний и представлений постороннего человека.

Механизмы психологического влияния помогают в реализации потенциала внутригруппового или массового взаимодействия. Понятие подразумевает применение способов дезинтеграции или групповой дифференциации.

Особенности психологического влияния:

  • носит спонтанный, неосознанный характер;
  • не подлежит социальному контролю;
  • используется с определенными целями (позитивными или негативными);
  • является промежуточным состоянием человека.

Тема психологического влияния особенно интересна предпринимателям, рекламистам, маркетологам и бизнесменам. С помощью механизмов воздействия они могут реализовать свой товар. От умения пользоваться инструментами психологического влияния зависят результаты деятельности представителей этих профессий.

Понятие психологически конструктивного влияния подразумевает, что воздействие не должно негативно сказываться на личности. Обязательные требования — психологическая грамотность и корректность.

Воздействие на человека часто применяется людьми в повседневной жизни. Обычно с корыстными намерениями или с целью получения выгоды. Зная особенности своего собеседника, добиться желаемого результата несложно.

Цели воздействия

Боязнь людей и общества — как называется эта фобия и что это

Независимо от того, на какую группу людей необходимо воздействовать, цели влияния относятся к одной из групп:

  • внушение другим людям для удовлетворения собственной выгоды;
  • утверждение авторитета среди остальных;
  • моделирование стандартов поведения и понятий;
  • усвоение чувства значимости;
  • самореализация.

Чаще всего практика манипулирования другими людьми обусловлена эгоистическими взглядами. Когда человек видит, что собеседник эмоционально уступает ему, возникает желание подчинить его своей воле, пусть и неосознанно. Одни хотят, чтобы к ним прислушивались, другие добиваются, чтобы за них выполняли какие-то действия, третьи стараются утвердиться у противоположного пола (особенно среди девушек). Кто-то может использовать эмоционально воздействие с благими намерениями, но чаще причина кроется в эгоизме. В любом случае скрытый мотив манипулятора в сумме подразумевает утверждение собственной значимости в глазах людей.

Между собой эти цели делятся на преднамеренные и непреднамеренные. К первым относятся те, когда манипулятор старается самоутвердиться, заставить кого-то выполнять за него какие-то действия или преследует эгоистическую цель. Непреднамеренное влияние может оказывать человек, просто находясь в комнате. Другие начинают копировать его поведение, поддаются его убеждениям, внезапно склоняются к его точке мировоззрения. Такая способность может проявиться спонтанно без какого-то злого умысла.


Большинство манипуляторов преследует собственный интерес

Общение: понятие, сущность, виды

Оглавление

Введение

. Общая
характеристика общения, его функции, структура и средства

.1 Понятие и
сущность общения

.2 Структура
и функции общения

. Виды и
формы общения

Заключение

Список
используемой литературы

Введение

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще
становятся специальным предметом исследований

Такое внимание к проблемам
общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны
жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как
«белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того
факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в
современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во
многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и
даже отчасти будущее культуры и цивилизации

Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью
ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными,
клиентами

Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои
результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором
существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же
время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как
правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом
подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности
партнера, а в каких — на его деятельности.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения.
Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для
каждого вида общения существуют свои приемы и методы.

Цель работы: рассмотреть основы общения: понятие, сущность, виды.

1. Общая характеристика общения, его функции,
структура и средства

Сущностная характеристика общения

Определение 1

Общение – это средство связи между людьми, в ходе которого возникает психологический контакт, проявляющийся во взаимном влиянии, обмене информацией, взаимопонимании и взаимопереживании.

В рамках психологического подхода общение рассматривается в качестве специфической формы деятельности и самостоятельного процесса взаимодействия, необходимого для успешной реализации иных видов деятельности человека. В психологических исследованиях общение представляется как одна из потребностей личности и как фактор ее самоформирования.

Содержание общения весьма разнообразно:

  • Обмен информацией.
  • Восприятие друг друга.
  • Осуществление взаимооценки.
  • Оказание взаимного влияния.
  • Взаимодействие.
  • Управление различными видами деятельности.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения:

  1. Коммуникативная функция – направлена на осуществление взаимосвязи между людьми, на общественном, индивидуальном и групповом уровне.
  2. Информационная функция – выполняет обмен информацией между людьми.
  3. Когнитивная функция – направлена вербальное выражение и осмысление своих мыслей, идей, фантазий и т.д.
  4. Эмотивная функция – осуществление эмоциональной взаимосвязи человека и окружающей действительности.
  5. Конативная функция – направлена на управление и коррекцию взаимных позиций.
  6. Креативная функция – направлена на осуществление всестороннего развития людей, формирования различных взаимоотношений между ними.

К дополнительным функциям общения относятся:

  1. Экспрессивная функция – направлена на осуществление взаимопонимания между людьми, обмен своими переживаниями и эмоциональными состояниями.
  2. Функция социального контроля – предполагает регламентацию деятельности и поведения людей.
  3. Функция социализации – направлена на формирование навыков необходимых для успешного взаимодействия с окружающим социумом и людьми, в соответствии с общепризнанными нормами и правилами.

В случае, если хотя бы одна из функций нарушена или отсутствие общение страдает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: