Проведение фундаментальных исследований
Процесс проведения фундаментальных исследований начинается с выдвижения инновационной идеи и ее разработке. Здесь требуется собрать все необходимые данные и систематизировать их.
Данный этап ориентирован на:
- осознание необходимости обновлений;
- оценку возможности обновлений и реализации конкретной инновационной идеи;
- исследование рынка, конкретной рыночной ниши и его конъюнктуры;
- открытие новых закономерностей развития хозяйствующего субъекта или иного субъекта инновационного процесса;
- генерирование перспективных идей и отбор наиболее актуальных для реализации.
Проведение фундаментальных исследований предполагает разделение деятельности на 2 части:
- Теоретическая часть. Она включает формирование новых научных подходов, теоретическую проработку идеи и вариантов ее реализации.
- Практическая часть. Она включает формирование новых принципов разработки технологий или продуктов, механизмов их реализации.
Стадия 1. Научные исследования и конструкторские разработки
Этапы
инновационного процесса
В
зависимости от сложности инновационного проекта задачи, решаемые на
первой стадии инновационного процесса,
могут быть достаточно разнообразны. В
частности, при разработке и освоении
крупных инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов научно-исследовательских
работ, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка
как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями
работ на данной стадии являются творческие
коллективы учёных и инженерно-технических работниковвузов, университетов, институтов, научно-технических
центров.
Этап
1. Фундаментальные исследования
В
соответствии с логикой развития инновационного
процесса появление нововведения начинается с генерации
идеи нового продукта. Часто идеи рождаются
в процессе проведения фундаментальных
исследований.
Фундаментальные
исследования — это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная
на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования
и развития человека, общества, окружающей
среды. Цель
фундаментальных исследований — раскрыть
новые связи между явлениями, познать
закономерности развития природы и общества
относительно к их конкретному использованию.
Фундаментальные исследования делятся
на теоретические и поисковые.
Результаты
теоретических исследований проявляются
в научных открытиях, обосновании новых понятий
и представлений, создании новых теорий.
К поисковым относятся исследования,
задачей которых является открытие новых принципов
создания идеи и технологий. Завершаются
поисковые фундаментальные исследования
обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов
удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные
исследования проводятся как в академических
учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических
организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации.
Приоритетное значение фундаментальной
науки в развитии
инновационных процессов определяется
тем, что она выступает в качестве генератора
идей, открывает пути в новые области знания.
Финансирование фундаментальных исследований
ведётся из государственного
бюджета или
в рамках государственных программ.
Этап
2. Прикладные научные исследования
Прикладные
научные исследования — это исследования,
направленные преимущественно на применение
новых знаний для достижения практических целей
и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется
техническая осуществимость идеи, анализируются
масштабы потребностей рынка, а также потенциальные
возможности предприятия по разработке и производству
нового продукта. Выполнение работ на
данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных
результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных
научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских
работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт
отдельных заказчиков в лице крупных промышленныхфирм, акционерных
обществ, коммерческих фондов
и венчурных
фирм.
Этап
3. Опытно-конструкторские работы
Под
опытно—конструкторскими
работами понимается применение результатов
прикладных исследований для создания образцов
новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские
работы — это завершающая стадия научных
исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального
производства к промышленному производству.
К
опытно-конструкторским работам относятся:
-
эскизно-техническое
проектирование; -
выпуск рабочей
проектно-конструкторской документации,
в том числе чертежи на детали, сборочные соединения, изделие в целом; -
изготовление
и испытание опытных
образцов; -
разработка
определённой конструкцииинженерногообъекта или технической
системы; -
разработка
идей и вариантов нового объекта; - разработка технологических процессов;
-
определение
наименования продукта, товарного
знака, маркировки, упаковки.
Основные
научно-технические результаты опытно-конструкторских
работ: прототип, промышленный
образец, полезная модель, компьютерные
программы, базы данных, научно-техническая документация. Опытно-конструкторские
работы проводятся при финансовой поддержке
из государственного бюджета или за счёт
собственных средств предприятия-заказчика.
Реализация опытно-конструкторских разработок
На данном этапе производится создание новых образцов, которые проходят испытания практического применения и оцениваются на использование в конкретной области, производственной или иной сфере деятельности.
В ходе данного этапа осуществляется:
- формирование технического задания. Здесь, оно уточняется и приобретает четкий характер. В его состав входят принципы деятельности, структура конструкции, особенности конструирования, габариты, размеры, весовые параметры, функции, специфические черты и т. д.;
- технико-экономическое обоснование целесообразности создания конкретного продукта. Здесь требуется четкое обоснование его ценности, практического назначения и ожидаемых экономических выгод;
- формирование эскиза. Он представляет собой схематичное представление готового изделия и процесса его конструирования. Реализуется расчет основных эксплуатационных показателей и дается их оценка;
- формирование общего вида конструкции в целом и ее составных компонентов. Здесь все зависит от конкретного продукта и его структуры. Он может иметь один блок, а может иметь несколько, быть наделенным множеством деталей и компонентов или не иметь их;
- формирование пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием и расчетом эксплуатационных издержек;
- проведение испытаний образца инновационного продукта.
Стадия 2. Жизненный цикл инновационного продукта
Практическая
реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на
рыночной стадии, которая включает следующие
этапы: внедрение на рынок, ростпроизводства, замедление роста и
спад объёмов продаж.
Этап
4. Внедрение продукта на рынок
На
данном этапе предприятие-изготовитель
производит пробную партию продукта.
Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования
рынка малыми партиями нового товара.
Если зондирование рынка проходит успешно,
начинается подготовка к широкомасштабному
продвижению товара на рынок.
Подготовка
ведётся по двум основным направлениям:
-
создание
соответствующих мощностей для резкого увеличения
объёмов производства. В этих целях проводится техническая подготовка
производства
и, в случае необходимости, осуществляется строительство новых производственных
мощностей; -
через маркетинговые
подразделения проводится сильная рекламная кампания новшества и организуется сбытовая сеть.
Запуск
товара в производство требует крупных
инвестиций для реконструкции старых или строительства
новых производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной
кампании. На этом этапе инновационного
процесса ещё не известна реакция рынка
на нововведение, существуют риски отторжения
предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер.
По расчётам специалистов, финансирование работ, связанных с
освоением масштабного
производства
новой продукции и последующим совершенствованием
технологии, на этом этапе в 6-8 раз больше,
чем расходы на исследования и разработки. Основным
источником инвестиций являются собственные средства предприятий, которые
они аккумулируют в специальных фондах,
а также заёмные
средства, в
основном банковские
кредиты.
Вывод инновации на рынок и ее продвижение
Эффективность данного этапа определяется разработанной системой маркетинга. Здесь реализуется повторный анализ рынка и перспектив вывода на него нового продукта.
Кроме того, проводится рассмотрение перспектив новинки, оценивается ожидаемая прибыль, проверяется соответствие стандартам. Далее разрабатывается оптимальная стратегия продвижения инновации на рынке
Здесь, важно оценить все риски и все факторы, которые влияют на успех инновации. Новшество должно получить признание потребителей, чтобы обеспечить отдачу от вложений в него и принесение конкретных экономических выгод в дальнейшем