↑ Делегитимация власти
Делегитимация
- противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и интересами властвующей элиты;
- противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
- отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
- нарастание бюрократизации и коррумпированности;
- национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;
- потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Признаки легитимности власти
Эффективность и стабильность работы государства неразрывно связаны с уровнем доверия к руководству страны.
Признаки, характерные для легитимной власти, можно разбить на группы:
Психологические. Народ доверяет государству и убежден, что оно действует в его интересах, способно обеспечить защиту и достойные условия жизни как для общества в целом, так и для каждой социальной группы. Большинство индивидов одобряют политику, проводимую правительством.
Формальные. Эти признаки описывает главный документ страны – Конституция. Традиционно она опирается на основные принципы демократии – свободное волеизъявление, всеобщее равенство перед законом, выборность власти. Следовать обезличенным правовым нормам должны как те, кто правит, так и те, кем правят.
Концептуальные. При доверии граждан к власти политическая система устойчива – государственное руководство успешно решает стоящие перед ним задачи, сохраняет равновесие политических сил. Также оно владеет текущей ситуацией в стране – способно влиять на систему распределения и перераспределения ресурсов, расстановку и деятельность политических субъектов для наилучшего функционирования экономики и общества.
Легитимизация власти – признание ее значимости и необходимости социумом – достигается при наличии перечисленных признаков. В противном случае в обществе будет назревать напряжение, ухудшающее работу государства и способное привести к смене политического режима.
↑ Легитимизация власти
Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается — оправдание такого принуждения, использования силы.
Легитимация политической власти включает в себя разнообразные виды деятельности, связанные со всеми областями жизни общества. Власть и в вопросе легитимности готова использовать все имеющиеся у нее средства Она добивается признания ее легитимности, используя для этого главные свои атрибуты: авторитет, право, насилие.
В соответствии с ними выделяются три направления деятельности по легитимации:
Первое направление
Второе направление
Третье направление
Типы легитимности по М. Веберу
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Господство-разделение общества на господствующие и подчиненные группы, выделение аппарата управления.=>
Руководство-выработка и законодательное закрепление стратегии развития, политической системы, выбор средств осуществления основных целей
Управление-принятие конкретных управленческих решений, деятельность административного аппарата и правительственных органов власти.=>Контроль-обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.
14. Политическая легитимность: понятие, показатели, типология.
Легитимность носит фактический характер и означает принятие населением власти и согласие ей подчиняться. Впервые термин был введен в научный оборот немецким социологом Максом Вебером (1864 – 1920 гг.) в нач. ХХ в.
Легитимность власти часто меняет свою интенсивность. Когда поддержка народом органов власти или правящего режима сводится к минимуму, можно говорить о кризисе легитимности.
В политической науке выделяют следующиесредстваповышениястепени признания власти населением.
1. Идеологические средства – оправдание власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа.
2. Экономические средства – проведение успешной экономической политики, выражающейся в повышении благосостояния граждан.
3. Правовые средства – обеспечение политический курс в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики.
4. Политические средства – деление участников политического процесса на «друзей» и «врагов», апелляция к экономической и технической целесообразности.
М Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и легальная
Традиционная легитимность | Харизматическая легитимность | Рациональная легитимность | |
Источники власти. | Обычаи, традиции, вера в священность издревле установленных порядков. | Особые качества (харизма) политического лидера. | Законы, правила, нормы, признаваемые большинством граждан. |
Тип лидера. | Монарх, религиозный советник. | Пророк, военачальник, популист, демагог. | Избранное должностное лицо. |
Доминирующий тип социального поведения. | Традиционное. | Эмоциональное. | Целерациональное. |
Типичная форма правления или режим. | Монархия. | Плебисцитарная диктатура. | Парламентская демократия. |
Традиционная легитимность опирается на веру людей в традиции. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. Власть старейшин, вождя племени, власть монарха
Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные, особые качества вождя, на личной преданности вождю.
Рационально-правовая легитимность основана на силе закона, который является основой подчинения.
15. Политическая система: понятие, структура, модель, функции, типология.
Политическая система – это совокупность идейно-политических и правовых установок, субъектов политики, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управлением обществом.
Выполнение функций политической системой сопряжено с решением задач, которые возникают перед данной системой в конкретных условиях ее развития.
1. Целеполагание – определение целей, задач общества, выработка программ его жизнедеятельности.
2. Мобилизация – привлечение ресурсов общества на достижение поставленных целей.
3. Интеграция – объединение всех элементов общества вокруг общих целей и ценностей.
4. Обеспечение безопасностии стабильности общества.
5. Формирование политического сознания членов общества.
Источник
Типы легитимности власти по Веберу
Согласно разработанной им и ставшей классической теории, легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании. Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:
– легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);
– легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;
– легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти.
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов и условий жизни.
Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.
Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было невозможно.
Источник
Общая характеристика легитимности политической власти
В политической науке огромное внимание на всех исторических этапах ее становления и развития уделялось изучению вопросов, связанных с осуществлением политической власти в государстве, а также поиском наиболее оптимальных путей ее формирования и реализации. В результате, одним из наиболее общих, но в то же время – общепризнанным является вывод о том, что власть в государстве не может быть основана исключительно на принуждении, независимо от его содержания – физическом, материальном, психическом, и т.д
Иными словами, необходимо сделать вывод о том, что государственная власть – это всегда отношения, основанные на взаимосвязи принуждения и согласия. Несмотря на всю противоречивость такой конструкции, именно она выступает единственно возможной моделью осуществления эффективной государственной власти.
При этом обеспечивается соответствующее единство (принуждения в согласии и согласия в принуждении) именно легитимностью государственной власти
Однако следует обратить внимание на то, что легитимность власти – крайне сложная категория, в связи с чем в политической науке встречаются различные трактовки определения и содержания соответствующей категории. Рассмотрим некоторые из них подробнее:
Исторически, возникнув в начале XIX в. во Франции легитимность власти фактически отождествлялась с ее законностью, в этой связи, на первоначальном этапе развития учения о легитимности, легитимной признавалась власть, установленная в порядке и на условиях, предусмотренных национальным законодательством. В этой связи, легитимная власть фактически противопоставлялась власти насильственно узурпированной.
Большое значение для политической науки в целом, и развития вопросов легитимности власти оказало учение М. Вебера, который проводя характеристику легитимности власти, указывал, что ее содержание составляют два положения:
- Признание народом власти правителя;
- Обязанность управляемых подчиняться признаваемой государственной власти.
Иными словами, исходя из положений теории М. Вебера, можно сформулировать следующее определение легитимности политической власти:
Определение 1
Легитимность государственной власти – это добровольное согласие граждан подчиняться актам и решениям государственной власти с одной стороны, и правомочность применения принуждения со стороны государства.
При этом в науке, как правило, проводится характеристика политической легитимности, исходя из ее конкретных типов и форм. Однако в связи с тем, что в науке вопрос о соотношении типов и форм легитимности является дискуссионным, в рамках данной статьи соответствующие категории признаются равнозначными.
Типы легитимного правления
Основоположник традиционного подхода к социологии и политологии, немецкий социолог и философ Макс Вебер, выделял три типа легитимного правления:
Разница между ними заключается в мотивах общества к повиновению. На практике эта граница зачастую размыта, и характерные признаки тесно переплетены.
Традиционный
Традиционная легитимность, по Веберу, в качестве мотивации к подчинению ссылается на устоявшиеся с давних времен традиции.
Вошедшие в привычку правила и нормы не вызывают сомнений в исключительности действующего правителя, передающего власть по наследству.
Легитимность монархического строя сохраняется в некоторых странах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. В ряде европейских государств (Бельгия, Испания, Англия) также сохранились монархические династии, однако их титул стал символическим.
Харизматический
В кризисные времена политические, военные или религиозные деятели способны набрать немалый вес в обществе.
Харизматический лидер, наделенный, по мнению народа, выдающимися способностями, обладает абсолютной легитимностью. Он воспринимается как мессия, чьи авторитет и навыки способны разрешить любую проблему, сплотить людей, заразить своими идеями. Среди подобных лидеров можно выделить библейского Моисея, пророка Мухаммеда, Будду, Сталина, Черчилля, Ганди.
На харизме отдельных личностей держится власть в молодых африканских странах. В сочетании с народными традициями, в менталитете жителей этих государств заложено чувство почтения к вождю нации.
Легальный (рациональный)
Согласно классификации Вебера, признаком данного типа легитимности является уверенность общества в легальности власти.
Закон, установленный конституцией, является основой деятельности государственного аппарата и всех индивидов. Выражение предпочтений граждан обеспечивается посредством выборов. Этот тип легитимности присущ власти в большинстве развитых стран.
Типы легитимности (по М. Веберу)
Традиционная легитимность — Традиционный – подчинение власти на основе традиций, обычаев и веры в правящую элиту. Характерно для стран Азии и Африки где сильны традиционные патриархальные традиции, основанные на беспрекословном подчинении старшим. Также подобный тип власти существовал практически повсеместно во всём мире до начала Нового времени. Примером подобного строя является монархия, как освященная сакральная традиция передача власти от отца к сыну. В современном мире и по сей день существуют не только конституционные монархии как в Великобритании, но и абсолютные – как в Саудовской Аравии, где власть монарха безгранична и опирается на многовековую традицию. Также к странам, где господствует традиционная легитимность, относят и Китай с его тысячелетними традициями власти и подчинения.
Харизматическая легитимность — основана на ярких внешних качествах лидера и эмоциональных положительных переживаниях, которые этот лидер вызывает у населения. Данный тип легитимности встречается в традиционных обществах, где главным фактором власти является сила, «магические» качества лидера, способность его совершать некие чудеса. Также такой тип легитимности бывает в странах, где произошёл резкий модернизационный переход с изменением социально – экономического и культурного пространства. Такие события, зачастую революции, приводят к власти людей со способностями к управлению большими государствами. В основном это означает переход к диктатуре и почти полной власти этого человека в стране. В истории такими личностями стали Оливер Кромвель в Англии, Наполеон Бонапарт во Франции, Владимир Ленин и Иосиф Сталин в России.
Рационально-легальная легитимность. Основана на соблюдении законодательных норм и требований. Основным мотивом подчинения является не эмоции или давние традиции, а интерес определённой части населения, выбравший тех или иных чиновников. Данный тип легитимности характерен для Западной Европы и стран Северной Америки. Развитие капиталистической Европы привело к появлению и развитию демократического типа государства, основанного на разделении и выборности властей и приоритета закона над обычаем или традицией.
Традиционный и харизматический типы (формы) легитимности
Традиционный тип политической легитимности выступает исторически первой формой признания власти в государствах и догосударственных образованиях. На нем была основана власть вождей, королей, и т.д., а в основе признания власти находилась идея о ее божественном происхождении.
Пример 1
Так, например, в средневековье «Божественное право» гласило, что власть тех, кто правит, будучи выражением власти Бога на земле, приобретает особое достоинство, стоящее выше человеческого.
Именно с опорой на подобные тезисы формировалось убеждение людей в правомерности и величии власти традиционного лидера.
Несмотря на определенную архаичность модели традиционного лидерства, в отдельных государствах оно сохраняет свое значение. Например – Оман, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия, то есть в странах, где сохраняется монархическая форма правления.
Второй тип легитимности по М. Веберу – это харизматический тип, которые характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице всенародного лидера, наделяется выдающимися, а нередко и сверхъестественными качествами. В результате веления и решения такого лидера становятся для народа единственно верными и подлежат беспрекословному выполнению.
Однако необходимо отметить, что подобно традиционному типу легитимности, харизматическая легитимность также утрачивает былое значение в результате освобождения общественного сознания от влияния религии. В этой связи, в настоящее время можно говорить о сохранении подлинно харизматической легитимности только в традиционных обществах Африки, где харизма политического лидера, в лице вождя, становится формой организованного, массового политического поклонения.
Типология легитимности по Д. Истону
Идеологическая легитимность основана важности и значительности правящей идеологии как основы общества и всего государства. Наиболее яркий пример – Советский Союз, где правящей идеологией был марксизм – ленинизм
Его главным посылом был переход от классового капиталистического общества к безклассовому коммунистическому государству. Переходным этапом считалось построение социализма и социалистических отношений в Советском Союзе. Успешность такого типа легитимности во многом зависит от соответствия лозунгов и призывов реальности. Если же реальность и идеология всё больше расходятся, то наступает разочарование населения и нарастает угроза системного кризиса всего государства, что и произошло в Советском Союзе.
Структурная легитимность основана на понимании и соблюдении гражданами правил установленного государственного режима. Причем этот режим должен соответствовать своими установлениями предыдущему, чтобы считаться в глазах населения легитимным. Такой принцип легитимности характерен для устоявшихся политических систем, где демократические традиции стали нормой и воспринимаются как неотъемлемая часть прав и жизни людей. В качестве примера такого государства можно привести Великобританию, где развитие демократических, и правовых институтов прошло долгую историю.
Личная легитимность опирается на веру граждан в своего лидера, его особые качества как руководителя государства. В отличие от харизматической, личную, персональную легитимность выделяет, прежде всего, рациональный подход населения к своему лидеру. В то время как при харизматической легитимности может присутствовать поклонение и эмоциональный фактор.
Замечание 1
Примером персональной легитимности может служить президент США, однако, харизматической легитимностью не обладающей.
Понятие легитимности и легитимных действий
Термин состоит из двух аспектов – согласия и подчинения. Общество признает существующий политический строй, одобряет действия и решения органов власти.
В то же время каждый гражданин обязуется следовать указам правительства, соблюдать установленные законы, соглашается с правом государства на принуждение к их выполнению.
Из этого следует, что легитимность означает согласие общества подчиняться институтам государственной власти. Она строится в первую очередь на моральной оценке членов общества о справедливости и является социально-психологическим явлением.
Согласие с властью приводит к добровольному подчинению ее решениям. Любое действие, не оспариваемое обществом или индивидами, которые имеют способность и право его оспорить, признается легитимным.
Как определить, что власть в стране нелегитимна
Расхождение целей и интересов государства и общества приводит к падению уровня доверия к власти и ее делегитимизации.
Поступки, идущие вразрез с общественным мнением, становятся нелегитимными, встречают сопротивление в обществе.
Социальное напряжение и недовольство действующей в стране властью появляются, когда наблюдается:
расхождение официально провозглашенных и реально осуществляемых целей и задач;
негативное отношение населения к проводимым реформам;
низкий уровень доверия к основным социальным институтам;
высокое расслоение доходов;
частое принуждение к подчинению;
ограничение демократических прав и свобод.
Чтобы легитимизировать существующую власть, правительство использует разные способы: вносит изменения в законодательство, напоминает о традициях населения, использует харизматические личности для поддержания своего образа.
Необходимый эффект достигается при успешном осуществлении национальных проектов, программ по поддержке всех слоев населения, эффективной работе экономики, соблюдении и поддержании правопорядка.
↑ Эффективность и легитимность власти
Особенностью политической власти является ее элитарный характер: она осуществляется меньшинством. Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей. Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти является сохранение и развитие, адаптация всей системы, — в случае политической власти — общества. Для рядовых граждан власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, которое выражается в повышении уровня и качества их повседневной жизни.
Таким образом, проблема эффективности напрямую связана с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса — добровольного согласия на то основной части населения.
Легитимность – это признание данной политической власти — ее институтов, решений и действий — правомерными.
«Стабильность любого государственного строя, его долговременная способность принимать решения и обеспечивать их соблюдение без открытого применения силы в значительной степени зависит от легитимности и эффективности».С. Липсет, американский политолог
Легитимность обусловлена многими обстоятельствами, однако наиболее тесно она связана с экономическими интересами доминирующих социальных групп. Чтобы пользоваться устойчивым признанием общества, политическая власть должна иметь опору в тех классах и слоях, с интересами которых оно, прежде всего, связывает благополучие граждан.
Как правило, неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной, а следовательно, стабильной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной: по мере утраты легитимности действия власти начинают встречать все более активное сопротивление общества.