Плюсы и минусы наличия пробелов в праве
Наличие пробелов в праве крайне нежелательно и свидетельствует о недостатках правовой системы, упущениях законодателя, низкой законодательной технике. Пробелы в праве снижают уровень гарантированности прав и их защиты со стороны закона.
Однако, если речь идет о небольших огрехах законодателя, то в определенной степени пробелы в праве могут оказать положительный эффект на правовую систему. Ведь разрешая дело при отсутствии нормативных предписаний, судья выносит решение, руководствуясь принципом справедливости, с которым связывается основное предназначение права. Это может указать законодателю необходимый ориентир развития законодательства.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
Ни одно, даже самое совершенное законодательство не может заранее предусмотреть все те нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в жизни и потребовать правового реагирования, поскольку жизнь неизмеримо богаче, многообразнее, чем любые юридические нормы. Именно поэтому нигде в мире никогда не было и нет беспробельного, идеального права, адекватно отражающего действительность . Пробелы в законодательстве нежелательны, однако объективно они возможны и неизбежны (хотя право и законодательство нетождественны — соотносятся как содержание и форма — в данном конкретном случае мы рассматриваем их в целях некоторого упрощения как взаимозаменяемые.
Более того, по мнению, например, В.В. Лазарева, пробелы даже в какой-то мере полезны, ибо они позволяют суду разрешать уникальные, редкие дела исходя из своих представлений о справедливости. Суды и другие органы не могут оставаться безоружными перед лицом фактов, требующих государственно-правового вмешательства. А такие неожиданные факты, споры, коллизии не в состоянии предвидеть самый искушенный законодатель. К тому же последний и не стремится к глобальной регламентации «всего и вся» — ведь право, как известно, регулирует не все, а лишь наиболее важные и существенные отношения.
Пробел в праве — отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай; это состояние неурегулированности правом конкретной ситуации, общественного отношения. Случай есть, а нормы нет. В любом случае пробел в праве открывает возможность своеволия, личного усмотрения чиновника.
Именно в этом смысле нередко говорят о «белых пятнах», «пропусках», «вакуумах», «нишах» и «пустотах» в праве. Иными словами, речь идет о неполноте, отставании законодательства . Отсюда — необходимость его дополнения, развития, совершенствования.
Пробелы в праве
Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.
Понятие
Социальные отношения в мире с каждым годом усложняются. Государство издает все увеличивающееся количество нормативных актов, призванных регулировать эти отношения. Однако далеко не всегда удается охватить те или иные сферы жизни, и тогда возникает пробел в праве.
Отличительная черта пробела в праве в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы: законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы представляют собой своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических норм, которые нежелательны и в принципе должны быть исключены из общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.
Причины появления пробелов
Они могут быть объективные и субъективные.
Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.
Примеры. УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответственность за угон воздушного судна, так как Советское государство в то время не знало такого вида преступлений. То же самое можно сказать о компьютерной преступности, которая появилась позже УК 1960 г.
Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.
В некоторых случаях необходимость правового регулирования соответствующих отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В этом случае отсутствие соответствующей нормы носит название «намеренные пробелы».
Они могут существовать:
- под влиянием экономических обстоятельств. Принятие любого закона связано с определенными затратами по его осуществлению. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты;
- под влиянием политических факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодательном органе может отдалить регулирование соответствующих отношений;
- под влиянием идеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значительной части населения соответствующего явления общественной жизни. Иногда приходится ждать, когда уровень правовой культуры народа позволит урегулировать соответствующие отношения.
В силу указанных выше экономических, поли тических или идеологических факторов законодатель намеренно не подвергает правовому регулированию соответствующие общественные отношения.
При этом законодатель:
- либо сознательно оставляет вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени,
- либо отдает его решение на усмотрение практических органов.
Следует отметить, что наличие пробелов не всегда является свидетельством «недостатков» права. Иногда их наличие является свидетельством динамичности права. Конечно, законодатель должен своевременно реагировать на вызовы времени и вносить соответствующие коррективы в законодательство.
Пробел и ошибка в праве
В некоторых случаях наряду с термином «пробел» используется понятие «ошибка в праве». Ошибка в праве означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах.
В некотором отношении пробелы в праве и ошибки в праве совпадают. Так, и в том и в другом случае законодатель может ошибочно:
- считать какие-либо отношения не подлежащими юридическому воздействию;
- полагать возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения и передать решение вопроса на усмотрение правоприменителя.
При ошибке в праве законодатель, кроме того:
- издает норму, в которой нет необходимости;
- решает вопрос не так, как следовало бы решить в установленной норме.
Совпадения и различия между пробелом в праве и ошибкой в праве показано ниже.
Пробел в праве
Ошибка в праве
Нормотворческий орган ошибочно считает какие-либо отношения не подлежащими юридическому воздействию
Нормотворческий орган ошибочно полагает возможным обойтись конкретизацией права в ходе его применения
Нормотворческий орган ошибочно передает решение вопроса на усмотрение правоприменителя
Нормотворческий орган издает норму, в которой нет необходимости
Нормотворческий орган решает вопрос не так, как следовало бы решить в установленной норме
Способы устранения и преодоления пробелов в праве
Различают устранение и преодоление пробелов в праве.
Устранение пробела в праве — это принятие новой необходимой нормы права с целью ликвидации правового вакуума.
Устранение пробелов в праве возможно только путем правотворческого процесса.
Преодоление пробелов в праве – это временное восполнение недостающего правового регулирования какого-либо вопроса, осуществляемое правоприменительными органами.
Поясним это на примере. Так, в любом правовом государстве никто не может быть лишен права на судебную защиту. Однако судья, рассматривающий конкретное дело, выясняет, что норм права, регулирующих спорные отношения, нет. Что же делать в этом случае? Ведь спор нужно разрешать. В этом случае судья обращается к нормам права, регулирующим сходные аналогичные отношения и выносит решение со ссылкой на эти нормы. Данный случай относится, как правило, к частичному пробелу в праве и описывает применение судьей аналогии закона как одного из способов преодоления пробелов в праве.
Аналогия закона – это восполнение пробела в правовом регулировании при разрешение конкретного вопроса путем обращения к нормам права, регулирующим схожие вопросы.
Однако, возможна ситуация, когда судья, обнаружив отсутствие норм права, которые регулировали бы спорный вопрос, не обнаружил и наличия норм права, которые регулировали бы сходные отношения. То есть речь идет о полном пробеле в праве, что фактически представляет тупиковую ситуацию для правоприменителя. Однако вопрос требует своего разрешения, и в этом случае судья обращается к более абстрактным нормам — общим принципам и началам законодательства.
В таком решении суд может сослаться на принципы как национального, так и международного права — справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, добрососедских отношений и т.п.
Аналогия права — это восполнение пробела в правовом регулировании при разрешении конкретного вопроса путем обращения к общим началам и смыслу законодательства.
Понятие и причины пробелов в праве. Способы их устранения и преодоления. Правила аналогии
Ни одно законодательство не в состоянии учесть все многообразие общественных отношений, кᴏᴛᴏᴩые требуют правового регулирования. По϶ᴛᴏму в практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не находятся в сфере правового регулирования. Налицо пробел в праве.
Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.
Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует об определенных недостатках правовой системы. При этом они объективно возможны, а в некᴏᴛᴏᴩых случаях и неизбежны. Пробелы в праве возникают по трем причинам:
в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования;
в результате недостатков юридической техники;
вследствие постоянного развития общественных отношений.
Единственным способом устранения пробелов в праве будет принятие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. При этом быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание ϶ᴛᴏго в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Стоит заметить, что он предусматривает два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права.
Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения. К примеру, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР не предусматривает отвод общественного обвинителя. При этом решение об отводе ϶ᴛᴏго участника уголовного процесса решается на базе статьи того же Кодекса, предусматривающей отвод прокурора.
Аналогия права применяется, когда в закондательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права. Речь прежде всего идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах.
Аналогия закона и аналогия права – исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. По϶ᴛᴏму для того, ɥᴛᴏбы использовать аналогию права, необходимо: во-первых, установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения; во-вторых, убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи; в-третьих, отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его основе решить дело (аналогия права); в-четвертых, в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Отметим, что тем самым обеспечивается возможность проверить правильность решения дела.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что применение права по аналогии – ϶ᴛᴏ не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Путем аналогии правоприменительный орган пробел в праве не устраняет, а исключительно преодолевает. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом.
Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законен, что служит гарантией защиты личности.
1. Механизм государства, его структура, принципы организации и деятельности.
2. Юридические коллизии: понятие, процедуры и правила разрешения.
Источник
Виды и классификация пробелов в праве
Существует множество различных классификаций пробелов в праве.
1. По времени возникновения:
- первоначальные (первичные) — недосмотр законодателя на момент принятия законопроекта;
- последующие (вторичные) — возникают в процессе применения закона.
2. По полноте правового регулирования:
- полный пробел в праве – полностью отсутствует регулирование какого-либо вопроса (например, не принят необходимый закон);
- частичный пробел в праве — неполнота существующего правового регулирования (например, закон есть, но в нем не хватает норм права).
3. По степени истинности:
- реальные (подлинные) – имеется насущная жизненная необходимость регулирования конкретных общественных отношений нормами права, но этих норм нет;
- мнимые – отсутствует правовое регулирование каких-либо отношений, но право и не должно их регулировать, поскольку считает их несущественными. Например, в праве отсутствует ответственность для лица, который не выразил благодарности за оказанную ему помощь (эти отношения регулируются нормами морали).
4. В зависимости от вины законодателя:
5. По территории действия: пробелы на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
6. По отраслям права: пробелы в конституционном, уголовном, гражданском, административном праве и др.
7. В зависимости от юридической силы нормативно-правового акта: пробел закона, подзаконного акта (указа, постановления, распоряжения и т.д.).
8. По видам норм права: пробелы в материальной и процессуальной норме права.
9. В зависимости от структуры нормы права: пробел в гипотезе, диспозиции и санкции нормы.
Пробелы в праве
Определение 1
Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие необходимых правовых норм в действующем законодательстве.
Существует два условия формирования пробелов в праве:
- реальные обстоятельства дела должны находиться в сфере правового регулирования;
- не должно быть никакой конкретной нормы права, которая регулировала бы эти фактические обстоятельства.
Пробелы в законодательстве, конечно же, нежелательны, но объективно они возможны и неизбежны. Хотя право и законодательство не тождественны (они связаны как ограничение и форма), в данном случае можно совместить эти понятия в одно целое, чтобы проще рассмотреть сущность пробелов в праве.
Существуют объективные и субъективные причины формирования правовых пробелов. Стоит отметить, что все пробелы и недостатки должны быть быстро устранены и преодолены.
Сам пробел в праве может быть ликвидирован только в рамках законодательного процесса путем принятия новой правовой нормы. Пробел может быть восполнен с помощью правоприменительного процесса, так как новые нормы права не создаются, и сотрудник правоохранительных органов вынужден выполнять все имеющиеся нормы и обязательства, используя аналогию права.
Одной из аналогий закона является решение конкретного правового вопроса на основе юридической нормы, предназначенной не для конкретно взятого, а для аналогичных случаев. Поэтому аналогия права применяется в том случае, если: есть правоотношение, требующее судебного регулирования; норма права этого не предусматривает; есть другая судебная норма, регулирующая аналогичные и сходные отношения, на основании которой, собственно, и решается какой-то конкретный вопрос.
Например, вопрос о дисквалификации прокурора до сих пор не урегулирован в российском уголовно-процессуальном законодательстве. Если такая проблема возникает, то она решается в соответствии с судебными нормами, регулирующими аналогичные ситуации.
Рассмотрим, например, порядок проведения игр. Итак, проведение лотерей и других азартных игр регулируется несколькими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1062, 1063). Однако далеко не все вопросы, связанные с развитием игр и ставок, регулируются правилами этих правовых актов (да, в этом и нет необходимости). Поэтому, если, например, победителю лотереи в качестве приза был вручен некачественный товар, возникший спор может быть разрешен в соответствии с правилами обмена товаров (предметов), купленных в розничных магазинах, т. е. в соответствии с требованиями ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В некоторых случаях необходимость применения аналогии права проявляется в самом законе. Так, в соответствии со статьей 778 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 708, 709 и 738 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к цене и срокам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также к последствиям несоблюдения заказчиком оплаты их результатов.
Определение 2
Аналогия права — это решение конкретного правового вопроса, основанное на общих принципах и значении права.
Аналогия права характеризуется тем, что:
- есть отношения, которые требуют юрисдикции;
- нет такого штата юристов, которые могли бы предсказать исход той или иной ситуации;
- никакие правовые нормы не регулируют эти отношения.
Этот способ заполнения пробелов (аналогия права) возможен только в тех случаях, когда нет конкретного правила, которое бы регулировало какой-то конкретный случай. В то же время принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и др.) имеют большое значение, поэтому сотрудники правоохранительных органов, формируя решение по одному вопросу, могут ссылаться и на иные статьи.
Согласно пункту 2 статьи 6 ГК РФ при невозможности применения аналогии закона все имеющиеся права и обязанности сторон определяются в соответствии с общими принципами и пониманием гражданского законодательства (аналогия права) и требованиями доверия, разумности и справедливости.
Аналогия закона исключена из уголовного и административного права.
Противоположностью пробелу в праве является ситуация, при которой в процессе реализации закона не одна, а несколько судебных норм оказываются противоположными друг для друга, не соответствуют друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов.
Сущность понятия «пробелы в праве»
Замечание 1
Пробелы в праве – это частичное или полное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, необходимых для решения тех или иных дел или урегулирования неких правоотношений.
Пробел в праве – это отсутствие правовой нормы для решения вполне конкретной ситуации на основе права. Уголовно-процессуальный, уголовный кодексы, кодекс об административных правонарушениях следуют принципу, согласно которому «нет проступка в законе или преступления – нет взыскания или наказания». Отсюда вытекает вынесение оправдательного решения или отказ в возбуждении производства по делу.
Условия выявления пробелов в праве:
- фактические обстоятельства находятся в сфере правового регулирования;
- отсутствует определенная норма права, призванная регулировать определенные фактические обстоятельства.
Причины пробелов в праве могут быть объективными или субъективными, к ним относятся:
- изъяны в нормативно-правовом регулировании;
- экономическая нестабильность;
- отставание законодательной базы от жизни общества, постоянное развитие общественных отношений;
- недостатки юридической техники;
- продолжительный период принятия законов, который значительно отдаляет их влияние на общественные отношения;
- упущения, допущенные при подготовке нормативных правовых актов.
Замечание 2
Устранить пробел в праве можно исключительно через принятие новой нормы права с помощью правотворческого процесса.
Понятие пробелов в праве
Право имеет смысл и ценность, когда оно регулирует существующие в обществе отношения. Однако возможна иная ситуация – общественные отношения существуют, однако они никак не регулируются правом.
В этом случае правоприменитель, пытаясь разрешить возникший на практике случай, не находит конкретных норм в действующей системе права, которые регулировали бы данные отношения. Такой случай свидетельствует о пробеле в праве.
Пробелы в праве — это отсутствие нормативного регулирования фактических отношений, которые должны находиться в правовой сфере.
Хотя наличие пробелов в праве нежелательно, и свидетельствует о недостатках правовой системы, однако оно объективно неизбежно, поскольку ни один законодатель не может создать абсолютно идеальное право.
Процедура (механизм) применения аналогии закона и аналогии права
Для того, чтобы применить аналогию закона или аналогию права в конкретном случае правоприменитель должен:
- Установить, что конкретный случай требует разрешения с правовой точки зрения.
- Определить, что норм, которые бы регулировали данный случай, нет в правовой системе.
- Найти нормы, которые бы регулировали схожие, близкие по смыслу и содержанию случаи, и применить аналогию закона — т.е. вынести решение со ссылками на эти нормы.
- Установить, что отсутствуют нормы, регулирующие сходные случаи и применить аналогию права – т.е. вынести решение, основываясь на принципах справедливости, гуманизма, доброй воли и т.д.
Именно в такой последовательности правоприменитель может реализовывать преодоление пробелов в праве. Аналогия права применяется только в случае невозможности применить аналогию закона.
Кроме этого, институт аналогии имеет ограниченное действие. Так, аналогия может применяться в гражданском, семейном, земельном, трудовом и других отраслях права.
Но в таких отраслях права, как уголовное, административное, — аналогия не допустима.
Поэтому, например, если совершенное деяние имеет схожие черты с каким-либо конкретным составом преступления, но полностью не укладывается в его конструкцию, то лицо, его совершившее, не может быть привлечено к уголовной ответственности.
Пробелы в праве
Определение 1
Пробел в праве — это частичное либо полное отсутствие правовой нормы, посредством применения которой можно было бы решить конкретную жизненную ситуацию, требующую правового регулирования.
В некоторых случаях термин «пробел в праве» используется вместо термина «ошибка в праве». Стоит отметить, что ошибка в праве означает, в общем, неверную оценку существующих объективных условий и проявление на этой основе неверной законодательной воли, которая должна быть отражена в нормативных актах.
Некоторые пробелы в праве возникают, если право изначально не затрагивает все те жизненные ситуации, которые подвергаются правовой регулировке (это обычно происходит из-за ошибок в законодательной системе, когда конкретный случай включается в общую норму). Другие же пробелы возникают, если закон изначально соответствовал общественным потребностям, а затем рождались новые общественные отношения, необходимость регулирования которых законодатель не мог предугадать.
Замечание 1
Причины возникновения пробелов в праве могут быть объективными и субъективными.
Объективные пробелы возникают, если на момент принятия соответствующих норм закона не существовало никаких отношений, нуждающихся в законодательной регуляции.
Субъективные пробелы в праве связаны с тем, что по каким-то причинам законодатель дал неверную оценку существующим общественным отношениям, а также пренебрег, несправедливо высказался, создал спор между мнениями о тех или иных правовых нормах и т. д.
Существует несколько типологизаций пробелов в праве. Например, пробелы в праве по мере их выявления можно подразделить на:
- Первичные, которые появились при издании и приведении в исполнение нормативных актов, как правило, являются результатом бездействия законодательных органов.
- Вторичные пробелы (более поздние), которые были созданы после опубликования нормативных актов в процессе правоприменения и развития общественных отношений.
В зависимости от степени нестабильности пробелы в праве подразделяют на пробелы в виде:
- полного отсутствия регулирования конкретной жизненной ситуации;
- недостаточной регламентации существующих норм.
В зависимости от степени вины законодателя, пробелы в праве бывают:
- непростительные, когда на момент разработки и принятия законопроекта потребовалась правовая корректировка, а законодатель этого не заметил по каким-либо причинам;
- простительные, когда законодатель почему-то не смог увидеть и предвидеть необходимость правовой корректировки.
Пробелы могут быть классифицированы также еще и по отраслевой принадлежности (к конституционной, гражданской и другим отраслям).
Следует отметить, что наличие пробелов в праве не всегда свидетельствует о «недостатках» закона. Иногда их присутствие свидетельствует о динамичности закона. Конечно, законодатель должен немедленно реагировать на вызовы и вносить соответствующие изменения в законодательство.
Пробелы в праве могут появляться из-за каких-то определенных экономических обстоятельств, так как для того, чтобы сформировать и принять какой-то конкретный закон, обязательно будут нужны какие-то определенные затраты. Именно поэтому, если вступление закона в силу будет требовать много затрат, то он может быть не принят. А те сформированные законы, которые не требуют много затрат на их осуществление, будут приняты в первую очередь.
К тому же, на принятие того или иного закона может влиять еще и идеологический фактор, который связан с тем, что большая часть населения той или иной страны не принимает какое-то определенное явление или процесс общественной жизни. Именно поэтому приходится ждать того момента, когда люди начнут принимать все происходящие процессы в социуме. Ведь только после принятия людьми всех общественных процессов станет возможным урегулировать какие-то конкретные общественные отношения.
Способы восполнения пробелов в праве
Основной способ восполнения пробелов в праве — это принятие определенного закона.
Пути устранения пробелов в праве:
- аналогия закона;
- использование права;
- аналогия права.
Аналогия закона — это способ восполнения пробела в праве, при котором исполнительное решение принимается по определенной норме конкретного закона, регулирующего отношения, аналогичные рассматриваемым.
Аналогия закона подразумевает соблюдение ряда условий:
- наличие общего судебного урегулирования вопроса;
- отсутствие надлежащего правового регулирования;
- наличие аналогичной нормы, а также сходство юридических фактов, которые просто позволяют использовать аналогичный вид нормы.
Использование права — это процесс восполнения пробела в праве, в котором решение о применении права принимается на основе верховенства другой отрасли права.
Это та же аналогия закона, но закона, относящегося к другой отрасли. Это возможно, например, между гражданским правом и семейным.
Аналогия права — это способ восполнения пробела, при котором исполнительное решение принимается на основе общего понимания и духа закона.
Аналогия права является менее точным подходом к разрешению судебного вопроса с помощью аналогии и требует соблюдения следующих условий: наличие общего судебного решения вопроса; отсутствие надлежащей правовой нормы; отсутствие аналогичной нормы. На практике это означает использование принципов общих, межотраслевых и отраслевых институтов, которые предусмотрены законом и в той или иной мере отражают предметные законы и механизм правового регулирования.
Применение аналогии права в условиях существования аналогичной нормы, как и применение аналогичной нормы при наличии адекватной нормы, является ошибкой должностного лица правоохранительного органа.
В уголовном и административном праве аналогия не допускается в принципе.
Таким образом, пробелы в праве представляют собой своеобразный «вакуум» в правовом пространстве, в структуре судебных норм, которые нежелательны и, в принципе, должны быть исключены из общей практики адекватного правового регулирования социальной сферы общества.