Интерпретационные методы в психологии
И последние методы психологического исследования, без которых не может обойтись ни одна работа — это интерпретационные. Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту.
Грамотно интерпретировать данные — важный этап работы
Генетический метод
Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей. Его чаще используют при лонгитюдных исследованиях.
Структурные методы
Структурные методы делают основной акцент на том, чтобы искать объединяющие признаки, выявлять общее и систематизировать. Существует несколько разновидностей таких методов:
Они часто используются как основные методы социально-психологического исследования групп и сообществ.
Получился внушительный список. Зато теперь вы знаете, какие методы использовать, чтобы организовать и провести научное исследование, а также обработать и сделать правильные выводы. А если нет времени писать курсовую или диплом по психологии самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.
-
Рисунок на тему буратино а детском саду
-
Методика обучения счету на слух в доу
-
Папка передвижка правила поведения в школе
-
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
- Охрана окружающей среды ленинградской области 4 класс кратко
Литература
- Борхес Х.-Л. Расследования. СПб: Амфора, 2009.
- Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии. М.: Юрайт, 2015.
- Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии. М.: ИНФРА-М, 2013.
- Вильсон Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники. М.: Когито-центр, 2001.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
- Гусельцева М.С., Изотова Е.И. Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. М.: Смысл, 2016.
- Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
- Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография. М.: Изд-во Моск ун-та, 2001.
- Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. М.: Смысл, 2016.
- Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Хорошилов Д.А. Историко-эпистемологический контекст развития качественных исследований в психологии: часть 1 // Психол. исслед. (электрон. науч. журн.). 2013. Т. 6. №32. URL: http://psystudy.ru.
- Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Хорошилов Д.А. Историко-эпистемологический контекст развития качественных исследований в психологии: часть 2 // Психол. исслед. (электрон. науч. журн.). 2014. Т. 7. №33. URL: http://psystudy.ru.
- Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. №3. С. 4–17.
- Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М.: Независимая газета, 2000.
- Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. №1. С. 41–48.
- Теплов Б.М. Избр. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.
- Энциклопедический словарь по эпистемологии / Под ред. И.Т. Касавина. М.: Альфа-М, 2011.
- Flick U. An introduction to qualitative research. L.: Sage, 2014a.
- Flick U. Mapping the field // Flick. U. (ed.). The Sage handbook of qualitative data analysis. L.: Sage, 2014b. P. 3–18.
- Maxwell J. A., Chmiel M. Notes towards a theory of qualitative data // Flick. U. (ed.). The Sage handbook of qualitative data analysis. L.: Sage, 2014. P. 21–34.
- Meinefeld W. Hypotheses and prior knowledge in qualitative research // Flick U., von Kardorff E., Steinke I. (eds). A companion to qualitative research. L.: Sage, 2004. P. 153–158.
- Packer M. The science of qualitative research. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 2011.
- Reichertz J. Induction, deduction, abduction // Flick. U. (ed.). The Sage handbook of qualitative data analysis. L.: Sage, 2014. P. 123–135.
- Willig C., Rogers W. S. (eds). The Sage handbook of qualitative research in psychology. L.: Sage, 2017.
19 ноября — день рождения Ольги Тимофеевны Мельниковой, доктора психологических наук, профессора, заслуженного профессора МГУ, профессора кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, победителя Национального психологического конкурса «Золотая Психея» (монография О.Т. Мельниковой и Д.А. Хорошилова «Методологические проблемы качественных исследований в психологии» стала победителем конкурса по итогам 2020 года в номинации «Проект года в психологической науке»). «Психологическая газета» поздравляет Ольгу Тимофеевну с днем рождения и желает здоровья, вдохновения, новых книг и новых идей!
Количественные методы
Цель практической психологии заключается не в установлении закономерностей, а в понимании и описании проблем, поэтому она использует как качественные, так и количественные методы.
Количественные методы представляют собой приемы обработки цифровой информации, потому что носят математический характер. Такие количественные методы как категоризованное наблюдение, тестирование, анализ документов и даже эксперимент дают возможность получения информации для диагностики проблемы. Эффективность работы определяется на завершающем этапе. Основная часть работы – беседы, тренинги, игры, дискуссии – проводится с помощью качественных методов. Из количественных методов наибольшей популярностью пользуется тестирование.
Количественные методы имеют широкое применение в научных исследованиях и в социальных науках, например, при проверке статистических гипотез. К количественным методам прибегают для обработки результатов массовых опросов общественного мнения. Для создания тестов психологи применяют аппарат математической статистики.
Методы количественного анализа делятся на две группы:
- Методы статистического описания. Как правило, они направлены на получение количественных характеристик;
- Методы статистического вывода. Дают возможность полученные результаты корректно распространять на все явление, делать заключение общего характера.
С помощью количественных методов выявляются устойчивые тенденции и строятся их объяснения.
Недостатки количественного метода контроля связаны с его ограниченностью. Эти методы оценки знаний в сфере преподавания психологии могут быть использованы только для промежуточного контроля, проверки знаний терминологии, хрестоматийных экспериментальных исследований или теоретических концепций.
Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии
Эмпирические методы в психологии являются ведущими, так как основаны на отборе данных по возникшей проблеме или явлению. Обобщить и систематизировать большую группу полученных фактов можно с помощью обработки данных, носящих количественный и качественный характер.
Необходимость использования математической статистики
Количественные методы на этапе обработки «сырых» результатов исследования состоят из:
- описательной статистики,
- выдвижения и проверки гипотез,
- многомерного анализа результатов.
Научная теория в психологии строится на основании множества объектов, составляющих теоретические факты и закономерности. Эмпирическое исследование проводят так, чтобы найти подобные явления в практической жизни. Следует сначала выбрать тот объект из множества, которая станет предметом исследования. Приходится применять количественные методы характеристики испытуемых, чтобы описать собранные данные целиком. Строятся при этом таблицы, диаграммы. Часто помогают в оценке результатов диаграммы частотного распределения, или гистограммы. Без них нельзя объективно провести распределение оцененных характеристик.
Проверка выдвинутых гипотез проводится сравнением результатов двух групп испытуемых. Здесь следует исключить случайные результаты. Поэтому придется четко и корректно с использованием описательной статистики сравнить данные друг с другом или с теоретическими величинами.
Эту обработку данных проводят способом уменьшения избыточности фактов. С помощью методов многомерного анализа делают результаты исследования компактными, наглядными.
Ограниченность количественных методов
Без применения математической статистики невозможно изучить большое количество объектов, фактов. Такой анализ исследования поможет быстро провести обобщение полученных результатов, построить математическую модель объекта.
Но от искажения информации исследователь не застрахован, так как только количественный подход дает неполную картину исследования:
- Применение статистических методов основано на системе понятий, образующих теоретическое характеристику объекта испытания. Здесь не обойтись без наблюдения, анализа поведения.
- Психометрические инструменты эффективны при диагностике стабильных и устойчивых особенностей личности. Этими методами изучают стандартные процессы, а уникальные свойства личности, ее изменчивость им неподвластна.
- Не все измеряется количеством. Поэтому приходится обратиться к другим методикам, которые помогут понять и изучить сущность явления.
К основным характеристикам относят такие понятия как формализм и массовость. Испытатель заранее определяет данные, от которых потом отступить будет невозможно.
Преимущества и недостатки качественного анализа
Применение этих методов в психологическом исследовании опирается на то, чтобы:
собирать подробную информацию о переживаниях человека, смыслах его поступков, анализируя записанный текст, интерпретировать полученный результат с социокультурным контекстом, обращать внимание на единичные случаи в практике. Стандартов при этом в анализе не существует
Исследователь проводит связи между причиной и следствием, изучая весь спектр проявлений объекта
Стандартов при этом в анализе не существует. Исследователь проводит связи между причиной и следствием, изучая весь спектр проявлений объекта.
Наблюдая за поведением объекта, изучая записи дневников, аудио- видеоматериалы, выполняют качественный анализ поведения. Часто применение метода не позволяет отделить существенное в характеристике исследуемого объекта от второстепенного.
В основе будет описание феномена, редкого единичного случая.
При таком анализе респондент высказывается свободно, он не ограничен рамками. Ситуация, в которой проводят исследование, приближена максимально к жизненной.
Такую обработку надо применять на первом этапе исследования. Методы помогут скорректировать, сделать выводы по результатам количественной обработки данных.
Организационные методы исследований в психологии
Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?
Сравнительный метод
Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:
- развитию людей на разных возрастных этапах;
- способности справляться с трудностями;
- реакциям на определённые обстоятельства и так далее.
Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.
Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.
Лонгитюдный метод
В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.
Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.
Пример: роль школьного образования в воспитании детей
Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.
Комплексный метод
Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.
Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.
Эмпирические методы исследования в психологии
Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?
Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.
Наблюдение — один из главных методы исследования в психологии
Обсервационные методы
Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.
Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.
Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.
Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.
Метод психологического эксперимента
Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.
Различают несколько видов экспериментов:
- лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
- естественный — исследование проводится в обычных условиях;
- явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
- скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.
Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.
Психодиагностические методы
Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.
Разновидностей психодиагностических методов много:
- психологическое тестирование;
- анкетирование;
- опросы;
- интервью;
- беседа;
- проективные методики.
В непринуждённой беседе можно получить много важной информации
Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.
Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания. Яркий пример подобной методики — чернильные пятна Роршарха.
Праксиметрический метод
Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.
Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.
Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.
Метод психологического моделирования
Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.
Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.
Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы.
Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.
Биографический метод
Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.
Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.
Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.
Методы социологического исследования
Социологическое исследование основано на теоретических и эмпирических методах, дополненных конкретизацией аргументов. Посмотрите, как они превращаются в социологию.
- Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются книги, рукописи, видео, аудио, статистика. Одним из видов этого метода является контент-анализ, который преобразует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
- Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные при непосредственном изучении явления в его нормальных и естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или не включенным.
- Вопрос, который в данном контексте трансформируется в социологическое исследование. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основании которой исследователь впоследствии получает серию социальной информации.
- Интервью, то есть устное социологическое исследование. В процессе прямого разговора между исследователем и интервьюируемым устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональных реакций на них интервьюируемых.
- Социальный эксперимент — это исследование определенного социального процесса в искусственных условиях. Он выполняется для проверки выдвинутой гипотезы и проверки способов управления связанными процессами.
Эмпирические методы исследования
Это видение основано на эмпирическом восприятии, т. Е. Сенсорном, а также на измерениях с помощью инструментов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний, от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определить объективные закономерности, по которым происходят изучаемые явления.
Приведенные ниже эмпирические методы исследования в курсах и других студенческих работах можно назвать базовыми или универсальными, поскольку они актуальны абсолютно для всех областей знаний.
Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию диссертации или дипломной работы. Информацию, на которую вы будете полагаться, можно почерпнуть из книг, прессы, нормативных актов и, в конечном итоге, из Интернета
При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в Интернете), поэтому при отборе информации необходимо относиться к ней критически и обращать внимание на подтверждение и схожесть материалов из разных источников.
Анализ полученной информации. Это этап, который следует за сбором информации
Недостаточно просто найти нужный вам материал, необходимо еще и внимательно его проанализировать, проверить на соответствие, достоверность и актуальность.
Наблюдение. Этот метод — целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующим сбором информации. Чтобы наблюдение дало желаемый результат, его необходимо подготовить заранее: составить план, обозначить факторы, требующие особого внимания, четко обозначить время и объекты наблюдения, подготовить таблицу, которая будет заполняться процесс.
Экспериментировать. Если наблюдение — это скорее пассивный метод исследования, то для эксперимента характерна ваша активная деятельность. Чтобы провести эксперимент или серию экспериментов, вы создаете определенные условия, в которые вы помещаете объект исследования. Затем вы наблюдаете за реакцией испытуемого и записываете результаты экспериментов в виде таблицы, графика или диаграммы.
Голосование. Этот метод помогает углубить изучаемую проблему, задавая участникам конкретные вопросы. Опрос проводится в трех вариантах: интервью, беседа и анкетирование. Первые два типа — устные, последний — письменный. После завершения опроса необходимо четко сформулировать его результаты в виде текста, графиков, таблиц или графиков.
Метод эксперимента
Возникновение эксперимента связывают с истоками психологии, сегодня он является главным её методом.
Перед психологическим экспериментом стоит основная задача – сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, для того, чтобы создать условия, в которых будет выявлен психологический факт.
При эксперименте психика человека меняется.
Эксперимент проводится с целью изучения причинно-следственных связей. Эта исследовательская деятельность предполагает, что экспериментатор не только вызывает изучаемое им явление, но и оказывает на него активное воздействие, изменяя условия его протекания.
Данный метод дает возможность воспроизводить результаты и устанавливать количественные закономерности неоднократно.
Эксперимент в классическом понимании применять ко всем явлениям невозможно, например, деятельность психотерапевта или психолога строго экспериментальными назвать нельзя.
Однако эксперимент имеет значительные преимущества – можно задействовать любое явление, состояние, процесс, интересующий экспериментатора, например, создать условия, которые вызовут у человека проявление воли.
Исследователь может планомерно изменять – увеличивая, уменьшая или совсем исключая, необходимые условия, способные повлиять на исследуемое психическое явление.
Далее, эксперимент позволяет управлять факторами, верно определять степень воздействия каждого на исследуемое явление, а также выявлять объективные зависимости и закономерности.
Наконец, материалы, полученные в ходе эксперимента, дают возможность количественной обработки, моделирования и математического описания изучаемого явления.
Выделяются разные виды экспериментов – синтетический и аналитический, естественный и формирующий, констатирующий и моделирующий, психолого-педагогический, полевой, лабораторный и обучающий.
Замечание 2
Из всех этих видов наиболее важным является естественный эксперимент, предложенный психологом А. Лазурским.
Эпистемология как критерий качественных исследований
Процедура передачи информации связана с особенностью подхода – полевой формой работы. Исследователь входит в социальные группы, сообщества, наблюдая естественную жизнь, поведение изучаемых объектов. Пребывая долгое время рядом с объектом, наблюдая за ним, беседуя, психолог получает более достоверную информацию, чем в эксперименте с разовыми срезами.
Проводя анализ социального контекста события, исследователь учитывает все условия жизнедеятельности объектов от культурных, социальных до политических, обрядово-традиционных. Психолог стремится получить богатую деталями целостную картину.
При качественном подходе к исследованию не пропускают единичные, специфические случаи. Их оценивание может привести к выявлению закономерностей. Количественные методы изучения опираются на множество, пропуская главное. Ведь именно в индивидуальностях скрываются сложные сознательные существа.
Приемы индукции ведут от сбора и анализа эмпирических данных к зарождению гипотез и предположений. Так появляются новые теории относительно изучаемого объекта, явления.
Экспертом будет испытатель. Он сформулирует свою точку зрения, опираясь на жизненный опыт. В трактовке изучаемого события участвует и обследуемый. Он живет и действует в изучаемой ситуации и даст ей свою оценку.
Переживая вместе с респондентом события, психолог может понять смысл явления. Рефлексия исследователя важна в изучении феномена.
Качественным исследованием можно открыть новые закономерности в течении психических явлений.
С чего начать качественные или количественные исследования?
Древняя дилемма: какое исследование использовать, количественное или качественное, и какое провести в первую очередь? Однозначно правильного ответа не существует, все зависит от момента, когда вы подключаетесь к проблеме и вашей вовлеченности в проект.
Например, если вы работаете над продуктом, который нужно создать с нуля или который существовал совсем недавно, то лучше всего начать с качественного исследования — вы получите много информации о своем дизайне и сможете построить лучший способ решения проблемы для пользователей.
Как правило, вы можете получить ответы на вопросы: «Сколько людей переходят на страницу с оплатой?» или «Какой процент пользователей регистрируется через мобильную версию сайта?» Это важно для понимания того, какие варианты представления работают наиболее эффективно, а также для формирования основы для гипотез. Если вы пришли к продукту, который уже работает, где все довольно хорошо и вам нужно проверить гипотезы, количественные исследования (числа), скорее всего, послужат основой для определения приоритетов
Если вы пришли к продукту, который уже работает, где все довольно хорошо и вам нужно проверить гипотезы, количественные исследования (числа), скорее всего, послужат основой для определения приоритетов.
В идеале я рекомендую делать и то, и другое.