Типы взаимодействия кооперация и конкуренция кратко

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие

Соперничество в природе

Конкуренция в природе бывает внутривидовая и межвидовая. Тип связи, когда взаимодействующие популяции испытывают негативное воздействие друг от друга (или от одной из них), называется антибиозом. Он подразделяется на паразитизм, хищничество, конкуренцию и аменсализм.

Внутривидовой конкуренции присуще соперничество между особями одного вида за одни и те же ресурсы. Так, на саморегулирование популяции влияет внутривидовая конкуренция. Примеры такого соперничества: место гнездования птиц одного вида, соперничество самцов оленей и других млекопитающих за право на самку в период размножения.

Межвидовой конкуренции тоже присуще соперничество за ресурсы. Но происходит оно между разными видами особей. Такая конкуренция (примеры: охота лисы и волка на зайца) очень многочисленна. Хищники конкурируют за пищу. Они редко вступают в непосредственное противостояние. Как правило, неуспех одного оборачивается успехом для другого.

Конкуренция в экономике

В экономической науке конкуренцию рассматривают как часть рыночного механизма. Она уравновешивает спрос и предложение. Это классический взгляд. Есть ещё два подхода к понятию конкуренции:

  • это состязательность на рынке;
  • критерий, определяющий тип отраслевого рынка.

На рынке выделяют разные степени совершенства конкуренции. В зависимости от этого выделяются разные типы рынков. Каждый тип имеет своё определенное поведения субъектов экономики. При таком подходе под конкуренцией понимается не соперничество, а степень зависимости общих условий на рынке от поведения его участников, существующих отдельно друг от друга, но так или иначе имеющих определённые зависимости.

Конкуренция бывает поведенческая, структурная и функциональная. В поведенческой конкуренции между конкурентами идёт борьба за денежные средства покупателя за счёт удовлетворения его потребностей. Когда имеет место структурная конкуренция, происходит анализ рыночной структуры с целью определить степень свободы покупателей и продавцов на рынке, а также способы выхода из него. При функциональной конкуренции отмечается соперничество старых и инновационных подходов, методов и технологий.

Соперничество между видами

Как и при отношениях особей одной популяции, межвидовая конкуренция (примеры были приведены выше) может быть асимметричной и симметричной. При этом асимметричная конкуренция встречается чаще. Это связано с тем, что одинаковые условия среды, благоприятные для видов соперников, встречаются крайне редко.

Обычно в природе имеют место флюктуирующие ресурсы. Поэтому разные конкурирующие виды поочередно получают преимущества. Это ведет к развитию сосуществования видов и их совершенствованию. Они поочередно попадают то в более, то в менее выгодные условия. Вдобавок на исход конкуренции влияет массовость популяции. Чем она больше, тем шансы на победу выше.

Мир Психологии

Конкуренция

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Конкуренция (от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — одна из основных форм организации социального и межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами или группами. К. обычно отличается сильной персональной вовлеченностью в борьбу, активизацией субъекта действия, частичной деперсонализацией представлений о противнике.

Конкуренция тем не менее генетически связана с кооперацией, поскольку конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без которых она вырождается в открытую войну.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Конкуренция — состояние взаимодействия между двумя или более единицами (которые могут быть людьми, группами, учреждениями, биологическими структурами и т.д.), при котором они находятся в состязательном преследовании одних и тех же целей или вещей. Этот термин используется в общем значении, и участники этого взаимодействия могут находиться в прямых контактах друг с другом, или могут преследовать цели независимо друг друга. Соревнование – распространенный синоним для обозначения случая когда имеются прямые контакты, но он обычно не употребляется, когда он опосредствованы.

предметная область термина

КОНКУРЕНЦИЯ СИБЛИНГОВ — популярный термин для обозначения часто агрессивных, с многочисленными спорами взаимодействий между родными братьями или сестрами. Этот термин имеет небольшую профессиональную ценность, так как он столь всеобъемлющ, что почти любое конкурентное взаимодействие может быть обозначено таким образом, независимо от того, каковы побудительные причины или лежащая в их основе динамика.

ВНУТРИПОЛОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (INTRASEXUAL COMPETITION) — соперничество среди представителей одного пола за спаривание с противоположным полом; как правило, наиболее выражено у пола, вносящего меньший вклад в заботу о потомстве

Например, мужчины состязаются между собой за внимание и благосклонность женщины

МЕЖВОЗРАСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — разновидность дискриминации, когда отношение к людям ставится в зависимость от их возраста. Хотя технически этот термин применим к дискриминации любой возрастной группы, он обычно относится к дискриминации пожилых людей. Эта дискриминация может принимать различные формы, от законодательных и социальных ограничений до личной враждебности в семейных взаимоотношениях. Утверждается также, что сама психология как наука проявляет предвзятое отношение к схемам поведения, распространенным в пожилом возрасте: во многих теориях человеческой деятельности возрастные изменения рассматриваются в контексте расстройства личности (см. Отчуждение).

ПОЛОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — в классической психоаналитической теории – гипотетическая конкуренция между ребенком и родителем того же пола за привязанность и внимание другого родителя. назад в раздел

назад в раздел

:словарь терминов /глоссарий / таблица

Интенсивность конкуренции

У организмов трофического уровня тоже есть своя конкуренция. Примеры: соревнования за потребление ограниченного ресурса между растениями, фитофагами, хищниками и т. д. Особенно это заметно в критические моменты, когда идёт борьба у растений за воду во время засухи, когда у хищников неблагоприятный год и они борются за добычу.

В разных условиях интенсивность конкуренции между и внутри популяций может меняться. Но принципиальных различий между типами соперничества нет. Бывает, что внутривидовая конкуренция более острая, чем межвидовая. Бывает наоборот. Если для одного вида особей условия неблагоприятны, то для другого они могут оказаться подходящими. В таком случае один вид вытесняется другим.

Но в сообществах, где существует много видов, чаще всего имеет место диффузного характера конкуренция (примеры: многие виды одновременно соперничают за определённый фактор окружающей среды или за несколько факторов сразу). Дуэли происходят лишь среди массовых видов растений, делящих одни и те же ресурсы. Например: липа и дуб, сосна и ель и другие виды деревьев.

Эго-состояния в деловом общении

Манера Родитель отражает совокупность норм и требований, полученных человеком в детстве. Такому эго-состоянию характерны архаичность, закрытость для новой информации. Ребенок демонстрирует часть личности из детства, сохранившую непринужденную модель поведения. Он проявляет эмоции, много и сбивчиво говорит. Взрослый же объективно оценивает ситуацию, находит баланс между закрытостью Родителя и активностью Ребенка, эффективно взаимодействует с окружающим миром. Взрослый считается наиболее адекватной частью личности. Поскольку педагог изначально поставлен в позицию власти, он склонен проявлять эго-состояние Родитель — даже при деловом общении.

Крайне полезно уметь распознавать Ребенка или Родителя не только в окружающих, но и в себе. Взаимодействие с этими гранями личности позволяет открыть своего Взрослого и выпускать его на авансцену при деловом общении.

  • Советско германские отношения в 1939 1940 гг кратко

      

  • Местное самоуправление во франции кратко

      

  • Сравните свойства мутаций и модификаций кратко

      

  • Оценка философской позиции канта кратко таблица

      

  • Колониальные ассамблеи это кратко

Другие примеры конкуренции

Является ли соперничеством борьба между растениями за свет, за почвенные ресурсы, за опылителей? Безусловно, да. На богатых минералами и влагой почвах формируются растительные сообщества. Они густые и сомкнутые. Поэтому свет для них лимитирован. Им приходится за него конкурировать. Насекомые-опылители тоже выбирают более привлекательное растение.

У животного мира тоже свои примеры конкуренции. Является ли борьба травоядных за фитомассу конкуренцией? Конечно, да. Удивительно, но соперниками для крупнокопытных могут быть насекомые, как саранча, мышевидные грызуны, которые способны при массовом размножении уничтожить большинство травостоя. Хищники соперничают за жертву, а конкуренция за пищу перерастает в борьбу за пространство. Это происходит потому, что наличие пищи зависит не только от экологии, но и от площади.

Жёсткая борьба

Ещё один пример взаимоотношения конкуренции – это хищники и паразиты. Этот фактор тоже влияет на итог конкурентной борьбы. Если хищник очень привлекателен в качестве пищевого ресурса, то он имеет меньше шансов на победу в конкуренции. Но, в принципе, в естественной экосистеме виды вполне способны к сосуществованию. Это имеет место даже при асимметричной конкуренции.

Если изучать основательно все научные труды, описывающие конкуренцию, то может сложиться мнение, что в системах без иммиграции и эмиграции или там, где они снижены, происходит очень жестокая борьба. Таким примером конкуренции организмов служат лабораторные культуры, сообщества на островах или других природных ситуациях с трудно преодолимыми препятствиями для выхода из системы или входа в неё. Если речь идёт об обычных открытых природных системах, то вероятность сосуществования значительно выше.

Кооперация и конкуренция

Коммуникация внутри коллектива, как известно, представляет собой не просто обмен информацией, а сложную систему взаимодействия (интеракции). В этой системе за сказанными словами скрываются осознанные и неосознанные мотивы, психологические особенности, методы воздействия. Уметь их различать — значит справляться с конфликтными ситуациями и получать от коммуникации максимальную пользу.

Рассмотрим два основных направления взаимодействия в коллективе — кооперацию и конкуренцию: что для них характерно и как в них существовать.

Кооперация — объединение во имя общего дела, при котором интересы участников коллектива не противоречат друг другу. Такое взаимодействие подразумевает взаимоответственность, взаимопомощь, высокую включенность.

Конкуренция — несогласованность действий в угоду личным интересам. Успех одного участника коллектива при этом часто означает неуспех его коллег. Конкуренция бывает здоровая, когда соперники действуют добросовестно, и нездоровая, когда участники коллектива поступают вопреки нормам этики и корпоративным стандартам.

Кооперацию и конкуренцию противопоставляют, однако у конкуренции есть не только минусы (напряженная обстановка, текучка кадров), но и плюсы: повышение эффективности, кадровая селекция, разработка передовых идей. Главное, чтобы соперничество проходило по правилам здоровой конкуренции и под контролем руководителя.

Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, рассказывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принципах, — цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компании развиваются — и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.

Руководителю: правила эффективной конкуренции

Одинаковые стартовые условия для всех участников коллектива;

Регламентированные обязанности каждого работника (разные предметные области — разные регламенты для учителей);

Равное разделение ресурсов (одинаковые кабинеты, оборудование);

Обозначенный результат соперничества (например, денежная премия);

Сопоставимые цели для всех сотрудников;

Четкие и понятные методы оценки работы (желательно, описанные в технической карте);

Перспективы развития для каждого члена коллектива (в будущем любой имеет возможность стать лидером);

Постоянный контроль, предотвращение конфликтных ситуаций;

Гласность во всем (правила конкуренции обсуждаются на общих собраниях);

Читайте так же:

Совершенный рынок

В условиях современного рынка выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Свобода выбора – вот ключевое понятие, которое предполагает совершенная конкуренция. Примеры такого рынка встретишь нечасто. В 1980 году в США резко упали цены на продукцию сельского хозяйства. Сначала фермеры обвинили государственные органы. Но когда они стали попадать на огромную товарную биржу в Чикаго, то убедились в том, что предложение было огромным и никто не мог искусственно понизить цены. Работала честная конкуренция. Рынок объединял очень большое число участников с двух сторон. Цены диктовал рынок. Только баланс покупателей и продавцов влиял на окончательную стоимость товара. Фермеры перестали винить государство и предприняли меры по выходу из кризиса.

Совершенная конкуренция – это отсутствие ограниченности в продавцах и покупателях. Это невозможность контроля над ценами. При такой конкуренции предприниматель может легко войти в отрасль. У покупателей и продавцов равные возможности в доступе к информации о рынке.

Пример совершенной конкуренции можно увидеть изучив первые этапы развития индустриального общества. Тогда на рынке преобладали товары стандартного типа и качества. Покупатель мог легко всё оценить. Позже эти свойства стали характерными только для сырьевого и сельскохозяйственного рынка.

Барьеры, ведущие к конфликтам

Конфликты случаются и при конкуренции, и при кооперации. В их основе может лежать столкновение целей, опыта, характеров. Умение классифицировать возникший барьер позволяет быстрее и качественнее разрешить ситуацию.

Мотивационный барьер. Цели коллег часто не совпадают. Например, один учитель хочет выстроить проект с долгосрочной перспективой развития, другой заинтересован в немедленном результате. Если цели скрыты, то взаимодействие, скорее всего, обернется конфликтом. Решение: в рамках делового общения всегда обсуждать мотивы.

Барьер характера и темперамента. Известны четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик. Холерик может внезапно взбунтоваться в доброжелательной обстановке, а меланхолик затаить обиду, даже если сложный вопрос исчерпан. Решение: в конфликтной ситуации постараться определить тип темперамента собеседника и направлять коммуникацию исходя из его особенностей.

Барьер стилей общения. У каждого человека есть определенный стиль общения, сформированный под воздействием характера, воспитания, окружения, профессии. Он включает основной мотив, отношение к себе, отношение к другим и форму воздействия (одни предпочитают угрозы, другие — манипуляции, третьи — уговоры). Решение: принять стиль общение своего собеседника, поскольку изменить его практически невозможно.

Барьер некомпетентности. Уровень профессиональных знаний и навыков у всех разный. Общение с некомпетентным коллегой вызывает не только раздражение, но и досаду из-за потраченного впустую времени. Решение: подтолкнуть коллегу к более детальному изучение темы или ограничить совместную деятельность.

Бенджамин Франклин (17 января 1706 — 17 апреля 1790) — политический деятель, дипломат, ученый, изобретатель, журналист, издатель и масон. Один из лидеров Войны за независимость США. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук. Его биография находится в лидерах скачивания в интернете во всем мире и будет интересна тем, кто ищет новые идеи, интересуется историей и не стоит на месте.

Женская конкуренция: как победить?

Женская конкуренция: как победить и откуда она?

  • Конкуренция: на войне как на войне?
  • Что важнее женщинам, а что — мужчинам?
  • Зависть — почему?
  • Тест на зависть.
  • 6 шагов от зависти к успеху!
  • В какой же сфере женщины действительно конкурируют?

Летом я побывала в Риге, и там есть легенда о Дамах с улицы Розена. Говорят, давным-давно две дамы в широких платьях столкнулись на улице Розена и заспорили — кто из них должен уступить дорогу. Обе были знатного рода и каждая желала пройти первой. Так они и остались здесь стоять, и если раскопать мостовую XVII-го века, то можно будет увидеть их, продолжающих старый спор…

На войне как на войне. Цель любой ценой! Ничто так не радует женщину, как уродство её подруги!

Проблема женской конкуренции касается лично Вас? Неужели, женской дружбы не существует? Что мешает женскому счастью?

Женщины нацелены на сотрудничество, мужчины на конкуренцию. Есть только одна сфера, в которой женщины действительно конкурируют. Какая? Расскажу в конце видео.

«Женщинам важнее общение, мужчинам достижение. Мальчики играют с предметами, девочки друг с другом. Когда это ломается? Почему женщины не счастливы достижениями? Мальчики конкурируют, девочки сотрудничают. Женщины ценят взаимоотношения, мужчины — работу» — Барбара Пиз.

Разговоры. Девочки говорят о том, кто кого любит, кто на кого сердится, играют, собираясь малыми группами, и делятся секретами о других, заключая тем самым союз между собой. Девушки беседуют о мальчиках, своём весе, одежде и подругах. Женщины — о диете, личных отношениях, супружестве, детях, любовниках, знакомых, одежде и действиях других людей, завязывают отношения и интересуются всем, что можно назвать человеческим фактором. Мальчики обсуждают вещи и деятельность: кто что сделал, кто с чем сумел справиться и как действует то или иное устройство. Юношей интересует спорт, механика и принцип функционирования устройств. Мужчин — спорт, своя работа, новости, что они сделали и где побывали, технология, автомобили, механические приспособления и устройства.

Мужчина нацелен на то, чтобы достигнуть цели, завоевать определённый социальный статус и власть, победить в конкурентной борьбе и успешно достигнуть «итоговой черты». Фокус женских интересов — общение, сотрудничество, гармония, любовь, взаимопонимание. Отличия между ними столь велики, что невольно удивляешься, как они вообще могут ужиться вместе.

Через зависть мы остро переживаем своё несовершенство!

Тест на зависть, которые помогу вам понять — есть это вокруг вас:

  • «У неё есть все, а у меня ничего нет».
  • «Что в ней такое есть, чего у меня нет».
  • «У неё всё получается, а у меня нет».
  • «Почему все лучшее достаётся другим/ей?»
  • «По сравнению с ней я не очень красива и умна».
  • «Почему другим всегда везёт, а мне нет?»
  • «Конечно, у неё модельная внешность/богатый папа/хорошая работа, а у меня нет».
  • «Я не умею/не смогу так, как она».
  • «Если бы я была, как…»
  • «Я явно проигрываю внешне/одеждой/образованием…»
  • «Я хуже неё…»

Если вам знакомы эти фразы — в жизни есть зависть.

И как следствие — конкуренция — неудовлетворённость собой — чувство вины и ненужности..

Что делать?

Смотрите видео…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: