Что такое приёмы обучения и какими они бывают

Что такое приёмы обучения и какие они бывают / skillbox media

Практические методы обучения

Цель данных методов обучения – более глубокое усвоение материала в процессе выполнения определенных действий.

Упражнения

Регулярное выполнение заданий по изучаемой теме.

Устные упражнения служат развитию мыслительных процессов, памяти, концентрации. Письменные упражнения необходимы для лучшего запоминания материала и приобретения практических навыков. Графические упражнения способствуют развитию трехмерного воображения.

Творческие работы

Они позволяют обучающимся реализовывать творческий потенциал и дают представление о самостоятельной работе в процессе написания сочинений, отзывов, рефератов.

Лабораторные работы

Ученики проводят самостоятельные исследования под контролем преподавателя с применением специальных приборов и инструментов.

Практические методы особенно часто применяются для самостоятельного закрепления нового материала, в основном они завершают прохождение отдельной большой темы.

Разнообразие методических приемов организации урока

Способов организации проведения учебной дисциплины существует огромное множество

При их выборе стоит обратить внимание на специфику той или иной учебной дисциплины и тематики урока

Все приемы, используемые на уроках можно подразделить на четыре основные группы:

Словесные приемы. К ним относятся рассказы педагога, лекционные занятия, проведение бесед. Они должны быть яркими, красочными, эмоционально насыщенными. От мастерства педагога, его способностей увлечь и заинтересовать рассказом учащихся зависит успешное и продуктивное его прохождение.

Наглядные и практические приемы. Эти приемы еще именуют демонстрационными, поскольку они являются иллюстрацией к речи педагога, помогают образно воспринять словесную информацию

Учитель может использовать различные модели, картины, электронные слайды, рисовать схемы и графики, делать записи ключевых понятий на доске, чтобы выделить главное, привлечь внимание к сущности темы и помочь воспринять и усвоить теоретическую информацию. Практические приемы деятельности призваны повысить мотивацию к познавательной активности

В зависимости от учебной дисциплины предполагается организация разнообразных лабораторных работ, выполнение поделок и т.д.

Репродуктивные и поисковые приемы. Поиск решения проблемной ситуации, поставленной на уроке является важным стимулом развития познания. При этом, проблемная ситуация должна ставиться таким образом, чтобы ее разрешение находилось в рамках доступности для самостоятельного разрешения учащимися, а также была интересной и увлекательной. Иначе у них не возникнет желания и стремления искать пути ее решения. Постановка проблемной ситуации является очень сложным и трудоемким процессом. Он требует от педагога больших временных затрат. Однако, его применение характеризуется высокой эффективность. если ученики овладевают навыками разрешения проблемных вопросов, то качество их обучения в разы повышается.

Приемы самостоятельной учебной работы. В основном они применяются на стадии выполнения домашнего задания. Домашнее задание должно быть посильным и отвечать возможностям и способностям учащихся.

Одним из словесных приемов организации урока является прием семантизации. Он способствует развитию интереса учащихся к теме/предмету за счет раскрытия смыслового значения слова. Педагог рассказывает ученикам историю появления конкретного понятия и раскрывает его сущность, дает основные характеристики.

Чтобы дать представления учащимся о том или ином историческом процессе, событии, явлении, можно использовать прием сравнения с жизненными процессами т.е. жизненные факты современной действительности применяются для сравнения.

Широкое распространение на уроках получил прием динамичности. Он является наглядным способом представления изменения тех или иных объектов и процессов в динамике.

На начальной стадии организации урока используется прием «Корзина понятий». Он предполагает проведение беседы с учениками и выяснения тех знаний, которыми они обладают по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся может быть организована с помощью приема написания эссе. Оно представляет собой небольшой рассказ по заданной тематике, в котором ученики должны выразить свою индивидуальную точку зрения, идею, предложить нестандартное решение проблемы.

Современный этап общественного развития предполагает применение информационных средств для организации учебных занятий. Для наглядного представления могут быть применены интерактивные доски, компьютерные презентации. Контроль знаний может быть проведен путем компьютерного тестирования.

Прием «Бег ассоциаций»

считается активным методом обучения. С его помощью можно систематизировать полученные знания, сравнивая новую информацию с уже приобретенным опытом. Прием основан на подключении подсознательной сенсорной сферы к учебному процессу. Результатом применения «ассоциативного курса» станет прочное усвоение информации, мотивация учеников к дальнейшему обучению. Для проблемных уроков с его помощью учитель ставит основную цель урока. Учитель делит класс на пары. Затем задается основная тема урока. Ребенок называет 2–3 слова, связанных с темой урока. Например, в математике «ассоциация бега» подходит для знания темы «круг». Воспитатель показывает детям круглые предметы. Основная задача учеников — завершить инициированную учителем логическую цепочку. Если урок предполагает развитие речи учащихся, метод «управления ассоциациями» также помогает учителю справляться с поставленными задачами. Команда класса делится на пары. Ребенок называет два не связанных между собой слова. Задача второго ученика — составить из них предложение, в котором слова будут логически связаны друг с другом.

Классификация методических приемов, используемых в современном образовательном процессе, предложена несколькими учителями. В качестве основы для разделения выбрано несколько баллов с учетом специфики предмета, типа тренировочного занятия. В учебном процессе необходимо рационально и эффективно использовать методические приемы. Профессионалы считают, что на разных этапах урока степень усвоения материала кардинально меняется. Вначале дети способны запомнить около 60 процентов, с 4 до 23 минут урока усваивают 90% информации, с 23 до 34 они запоминают только половину знаний. Зная эту статистику, учитель может построить свою методическую систему работы.

Инновационные методы обучения в ХХI веке

К ним относятся современные методы обучения, доказавшие свою эффективность в нынешних условиях. Они основаны как на полностью оригинальных концепциях, так и на усовершенствованных традиционных методиках. Характерной общей чертой этих методов является использование компьютерных технологий. Кроме того, они целиком исключают единоличное руководство педагога, он должен строить деловые отношения с учениками.

Разновидности указанных методов:

  • Компетентностный метод – его целью является формирование навыков и способностей, которые могут оказаться полезными. В ходе практических занятий рассматриваются ситуации, в наибольшей степени соответствующие работе специалистов.
  • Многочисленные интегрированные методы обучения, когда занятия проходят в необычной форме (аукцион, лабиринт, путешествие, деловая встреча, учебная конференция, экспедиция, выставка, инсценировка, эксперимент). В непривычной обстановке учащиеся проявляют больший интерес и легче сосредотачиваются.
  • Проектно-исследовательский метод. Учащиеся делятся на пары или образуют группы, затем представляется сложная ситуация, из которой нужно найти выход в отведенный срок, для чего, вероятно, потребуется специальные инструменты.
  • Современные методы представления информации (написание отзывов, запись видеообзоров, сторителлинг и т.д.)
  • Занятия с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе прикладного программного обеспечения, электронных словарей, интерактивных карт и прочих инструментов.

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон  кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.  
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков. 
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Игры

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.  

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Прием «зигзаг»

Этот методический прием подходит для ситуаций, когда необходимо усвоить большой объем информации за короткий промежуток времени. В школьной программе по многим учебным дисциплинам предусмотрено минимальное количество часов для изучения конкретных тем. Чтобы за время урока успеть обдумать как можно больше абзацев, на помощь учителю приходят эти методические приемы. В школе «зигзаг» позволяет за короткий промежуток времени запомнить в деталях большой объем информации. Материал усваивается в интерактивной форме, учитель не предлагает ученикам готовое решение, его ищут сами ученики. Эти методологические приемы представляют собой навыки групповой работы. Идет мобилизация всех студентов, они учатся вместе искать в тексте главную мысль, систематизировать информацию. Для «зигзага» подходят такие виды методических приемов, как «сводные таблицы», «эссе», «кластеры».

Основная цель использования техники «зигзаг» — усвоение большого слоя нового материала. Изначально учитель делит текст на несколько отдельных частей. В классе несколько учебных групп, в каждой количество детей не превышает 5-6 человек. Они считаются «первичными» блоками. Новый материал разделен на столько частей, сколько участников будет в каждом блоке.

При рассмотрении большого объема текста возможно увеличение количества детей в начальных группах до 6-7 человек. Они предлагают мальчикам один и тот же текст. Каждый член группы получает пронумерованный пропуск. Кроме того, ученик индивидуально прорабатывает свою часть текста, составляет вспомогательное резюме. Его основная задача — получить качественную «выдержку» из прочитанной выдержки. Методы и методические приемы выполнения такой работы со стороны учителя не ограничиваются. Вы можете нарисовать схему, создать таблицу, организовать кластер.

На следующем этапе работы проводится групповая работа. Студенты переходят к «коллегам», формируются экспертные группы. Дети, работающие с разными отрывками из одного и того же текста, будут собраны в один блок. Обсуждение принято. Дети меняют свое мнение, они работают, они выбирают лучший вариант для презентации своего «фрагмента» текста. В качестве дополнительного задания педагог предлагает составить вопросы из отрывка, чтобы остальные дети поняли, усвоен ли материал. Затем зрачки возвращаются к «исходным блокам», предполагается фаза отражения. Это представление остальным ученикам той части текста, которая была разработана детьми индивидуально. В результате каждый представитель мини-группы имеет представление обо всем тексте. В качестве завершающего этапа методики «зигзаг» предполагается общая работа класса. Один из экспертов представляет свою часть текста, текст прослушивается повторно. При необходимости «коллега» дополняется другими «экспертами» из той же группы. В фазе рефлексии происходит выбор тех представлений, которые оказались наиболее доступными для запоминания, понятными из изложения представленного материала.

Подобные методические приемы в детском саду предлагаются в облегченном варианте. Дошкольники тоже делятся на группы, но им предлагается не текст, а часть большого рисунка. Например, иллюстрация к «Сказке о репе» разделена на несколько отдельных изображений. У одного ребенка изображение репы, у второго — дедушка, у третьего — бабушка, у четвертого — внучка, у пятого — Багз, у шестого — кошка. В итоге вместе они должны подарить детям другого блока законченный вариант знаменитой сказки.

Найдено научных статей по теме — 15

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Абдукаримова Барно Изатиллаевна

Изучение английского и арабского языков сегодня весьма актуально. Об этом свидетельствуют инновационные и демографические процессы, происходящие в мире.

Методические приёмы творческого подхода в обучении теории изображений

Эсонов Минаввар Мукимжанович

В статье раскрываются некоторые аспекты творческого подхода в обучении теории изображений.

Использованиe методических приемов супервизии в педагогическом процессе

Ваулин С.В., Уласень Т.В., Якунин К.А., Алексеева М.В.

В статье акцентируется внимание на целесообразности и доказанной эффективности использования методических приемов супервизии в педагогическом процессе.

Методические приемы обучению аналитическому чтению студентов магистратуры

Игнатенко Ирина Ивановна

Огромный воспитательный и развивающий потенциал, заключающийся в формировании интереса к классической художественной литературе, может успешно противостоять нарастающему доминированию информационной и развлекательной литературы.

Модель испытания методический прием при проведении лабораторного практикума

Щербакова Елена Игорьевна

Рассматривается необходимость совершенствования и модернизации обучения при проведении лабораторного практикума по дисциплине «Материаловедение» для специальностей строительного профиля на примере практического применения разработ

Методические приемы развития вариативного мышления учащихся старших классов

Крачковский Сергей Михайлович

В статье рассматривается вопрос о роли вариативного мышления в обучении математике.

ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Сенкевич Алла Владиславовна

В данной статье обозначены содержательные акценты и методические приемы, апробированные в преподавании курса философии в техническом ВУЗе в условиях современного образовательного стандарта.

Методические приемы формирования математической речи у иностранных студентов

Фетисова Евгения Владимировна, Добрица Вячеслав Порфирьевич

В статье рассматриваются методические приемы работы с текстами по математике при обучении иностранных студентов математической речи, а также основные проблемы, возникающие в процессе преподавания математики иностранным студентам,

Методические приемы проектной деятельности в языковом образовании студентов вуза

Елсакова Наталья Николаевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения существующегопротиворечия в системе профессиональной подготовки между ее целями и результатом.

Методические приемы обучения текстообразующей деятельности школьников 5-7-х классов

Безменова Лилия Адольфовна

В работе представлено описание некоторых приемов обучения учащихся текстовой деятельности, включая игры со словом, создание текстов, раскрывающих содержание лингвистических терминов, моделирование речевых ситуаций.

Методические приемы развития алгоритмического мышления будущего учителя информатики

Губина Татьяна Николаевна

В статье описываются методические приемы развития алгоритмического мышления студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр», профили «Информатика», «Математика и инф

Формирование приёмов учебно-методической деятельности у будущих учителей математики

Т. П. Коростиянец

В статье рассматривается формирование методической компетентности будущих учителей математики средствами учебно-методической деятельности.

Что такое метод обучения

В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:

«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.

Основные методы дистанционного обучения

При таком способе обучения взаимодействие с преподавателем осуществляется посредством компьютерных технологий. От преподавателя требуется уверенное владение сетевыми инструментами, позволяющими организовать учебный процесс. Практические задания для учащихся следует подбирать с учетом технических характеристик компьютера. Внедрение новых технологий должно происходить поэтапно, давая студентам возможность сосредоточиться на учебном процессе.


Основные методы дистанционного обучения

Эти интерактивные методы в целом соответствуют устоявшимся, только обучение ведется через интернет.

  • Видеоконференции, проходящие в форме лекций и семинаров. Взаимодействие студентов с преподавателем происходит с помощью современных сервисов, наподобие Zoom и его аналогов.
  • Онлайн-дискуссии.
  • Индивидуальные и групповые консультации. Преподаватель отвечает на вопросы, возникающие при решении задач, в чате и по электронной почте.
  • Дистанционные лабораторные занятия и тестирование.
  • Тренажеры с удаленным доступом. Преподаватель отправляет студентам ссылки на ресурсы, где они выполняют задания, а потом оценивает результат.
  • Видеозаписи лекций и практических занятий.
  • Викторины, блиц-опросы и турниры.
  • Коллективная работа студентов и преподавателя с программными средствами.

Как выбирать методы обучения

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач

Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно

Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.

При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик

Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.

Больше интересного про образование в — нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Что такое приёмы обучения и какое место они занимают в образовательном процессе

Советские педагоги Николай Верзилин и Вера Корсунская ещё в шестидесятых предложили такое определение приёмов обучения в своём пособии «Общая методика преподавания биологии»:

«Методические приёмы — элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения».

А в учебнике «Современная дидактика» Андрея Хуторского отмечается, что приёмы обучения — это «элементы, которые позволяют составленному из них методу обучения происходить уникально».

Но чтобы не запутаться, для начала стоит определить, что такое метод обучения. Определения, сформулированные разными учёными, сходятся в том, что метод — это способ организованной деятельности учителя и учащегося для достижения целей обучения. Лекция, самостоятельная работа, разбор кейса, деловая игра — это методы обучения, и их существует много.

И как уже упоминалось выше, методы состоят из элементов — методических или дидактических, как их ещё называют, приёмов. Например, метод мозгового штурма составляют такие приёмы: придумывание идей за определённое время, их анализ и выбор самой подходящей под заданные критерии.

В пособии «Педагогика» под редакцией Виталия Сластёнина авторы отмечают, что если метод решает определённую образовательную задачу, то отдельный приём отвечает лишь за часть или этап этого решения. Также авторы учебника добавляют, что один и тот же способ деятельности в разных учебных контекстах может быть как приёмом, так и методом. Например, беседа способна играть роль самостоятельного эвристического метода — учитель, задавая ученику определённые вопросы, помогает ему самостоятельно добыть знание. Но также беседа может быть одним из приёмов в кейс-методе, деловой игре и так далее.

Особенности выбора методов организации обучения

Выбор методов обучения часто оказывается сложной задачей для неопытного преподавателя. Для этого необходимо учитывать следующие критерии:

Оптимальность. Каждый метод служит достижению конкретных целей, так что при выборе метода нужно руководствоваться учебной программой.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В частности, школьникам больше нравится обучаться в процессе деловых и ролевых игр.

Психологические особенности

Так, при работе в группе лучше развиваются командные навыки, в ходе преподавания гуманитарных предметов нужно уделять внимание проведению коллективных обсуждений.

Доказательность. Убедитесь в том, что выбранный метод уже был удачно использован на практике.

В основе любого метода обучения лежат различные составляющие – методические приемы, а они, соответственно, предполагают наиболее рациональный выбор. По отношению к методам приемы занимают более низкую позицию. Один и тот же метод обучения может включать в себя различные приемы, а одинаковые приемы могут встречаться в разных методах. Именно за счет приемов достигается неповторимость методов, применяемых в процессе обучения.

Заключение

Что следует учитывать при выборе методических приемов? Эксперты говорят, что уровень абсорбции напрямую зависит от времени суток. Например, дети усваивают сложную информацию лучше всего с 11:00 до 13:00. В субботу у старшеклассников наблюдается некоторое повышение работоспособности, так как все с нетерпением ждут следующих выходных. Выбранные методические приемы должны сопровождаться эффективными наглядными материалами и современными техническими средствами. Также во время тренировки должна быть полная обратная связь между детьми и учителем. Для максимальной эффективности применяемых методических приемов их следует сочетать с педагогическими средствами. Подбирая методические приемы, преподаватель ищет те, которые помогут мотивировать учащихся к усвоению нового материала. Например, учителям химии и физики будут ближе дизайн и методы исследования. Специфика этих предметов такова, что они предполагают большую самостоятельную занятость. Практически все методы обучения подходят учителям физкультуры; фрагменты инновационных педагогических технологий могут быть использованы на каждом этапе урока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: