Речной транспорт: характеристики, преимущества и недостатки

Логистика на речном транспорте

Устройство судна

В классическом понятии водный транспорт это корабль, катер, яхта. Но к категории судов также относят байдарки, надувные лодки, баржи, катамараны, судно на воздушной подушке, а так же буровые устрановки, экранопланы, экранолеты, гидросамолеты.

Для большинства морских и речных судов имеется ряд общих элементов конструкции:

  • Корпус
  • Надстройки, рубки
  • Силовые установки судна
  • Судовые устройства
  • Системы и трубопроводы судна
  • Оборудование и электрооборудование помещений

Часть корпуса сухогруза

Но есть и отличительные особенности для некоторых категорий судов, таких как экраноплан и гидросамолет. По большей части конструкции — это самолеты, только корпус у них выполнен по принципу лодки.

Судовым корпусом называется водонепроницаемая оболочка, которая позволяет судну плавать на воде. Оконечность корпуса оснащена балками, которые называют штевнями. Форштевнем называют такую балку, которая установлена в носовой части судового корпуса. Также в оконечностях могут устанавливать не штевни, а торцовые вертикальные стенки – ими оборудуются буксирные или толкательные суда. Корпус судна обычно изготовляется из стали.

Пассажирские суда имеют палубы, речные и смешанного плавания, имеют одну палубу – главную. Морские пассажирские суда отличаются наличием нескольких палуб – верхней (главной), средней, нижней. Крупные пассажирские суда, плавающие по озёрам, имеют две палубы.

Чтобы судно было непотопляемо, его корпус разделяется внутренними водонепроницаемыми поперечными переборками. При этом получается несколько помещений – отсеков.

Преимущества внутреннего водного транспорта

Речные перевозки могут быть более экономичными, чем сухопутные или морские.

Речной транспорт имеет значительные преимущества для населения , которое им пользуется, поскольку во многих случаях они не имеют выхода к морю и без речного транспорта были бы вынуждены на 100% полагаться на наземный транспорт , который является основным ограничением

В отличие от них, суда обычно позволяют перемещать большие объемы материалов или людей, чем суша, поэтому их экономическое значение во многих случаях неоспоримо

С другой стороны, это вид транспорта гораздо более экономичный, практичный и краткосрочный, чем морской , с низким уровнем аварийности и шумового и газового загрязнения, по сравнению с наземным транспортом

История

С доисторических времен, человек создает примитивные транспортные средства: байдарки, плоты. Благодаря им удалось поселиться в отдаленных местах, таких как Австралия, Новая Зеландия и другие.

В древности судоходство значительно улучшалось. Появились более крупные и надежные суда. Это в значительной степени способствует развитию торговли, обмену знаниями и идеями.

В средние века наука застопорилась. Развитие судоходства претерпевает незначительные изменения.

Во время эпохи Возрождения наступает водораздельный период, в течение которого благодаря открытиям в навигации в кораблестроении сделаны великие географические открытия.

Суда внутреннего водного транспорта

Танкеры могут перевозить большие объемы жидкости или газа.

Внутренний водный транспорт требует использования весьма специфических судов, которые можно классифицировать следующим образом:

  • Freighters . Товарные суда, которые обычно перевозят мало пассажиров и много товаров, обычно состоящих из упакованных товаров, зерновых, минералов, жидкостей и т.д.
  • Контейнеровозы Обладая очень высоким уровнем специализации, они способны за один день погрузить и разгрузить свое содержимое, почти всегда промышленного характера. Они часто соединяются с железнодорожным или морским транспортом.
  • Танкеры. Танкеры и другие суда, предназначенные для перевозки жидкостей и газов (например, сжиженного природного газа ), или топлива и углеводородов
  • пассажирские суда. Спроектированные в различных формах и с различной пассажировместимостью, они варьируются от катеров и лодок до речных круизеров.

Характеристики речного транспорта

Речной транспорт может осуществляться тремя способами:

  • Регулярные линейные услуги. Те транспортные маршруты, которые подчиняются заранее определенной, фиксированной и стабильной схеме и траектории в соответствии с договором о коносаменте, выдаваемым судном грузоотправителю.
  • Морские перевозки без фиксированного маршрута. Также известный как общий сервис, это вид транспорта, который не руководствуется установленными маршрутами или регулярными маршрутами, предпочитая вместо этого перевозить пассажиров или товары в соответствии с более универсальным критерием.
  • Услуги нефтяных танкеров. Наличие нефтетранспорта в речном секторе таково, что они сами по себе составляют тип. Это, конечно же, лодки, приспособленные для перевозки таких веществ, как бензин, парафин или смазочные материалы, за исключением только что добытой сырой нефти.

Как бы то ни было, у этих режимов есть общее то, что они происходят в реках, озерах или каналах, как правило, с целью соединения регионов, не имеющих выхода к морю, но с доступом к внутренним водоемам.

Недостатки речного транспорта

В то же время речной транспорт ставит важные задачи, такие как:

  • Износ речных русел. Поскольку реки часто нуждаются в обработке, расширении или подготовке к судоходству, а это влечет за собой высокие экологические издержки на местном уровне, несмотря на то, что в этом случае суда обычно не загрязняют окружающую среду.
  • Сезонное использование. Многие реки становятся непроходимыми в зависимости от сезона либо из-за паводков и разливов, либо из-за пересыхания и потери судоходности. Это сильно ограничивает полезность речного транспорта.
  • Экологический риск от разливов. Учитывая частоту использования нефтеналивных танкеров на речном транспорте, риск разливов является постоянным.

ссылки

  1. Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). Речной транспорт. (н.д.) Взято с сайта thefreedictionary.com..
  2. Ашраф Гази, Дамиетта (2018). Речной транспорт и перестройка Африки. Издание 43, Планирование портов, проектирование и строительство. Взято с: porttechnology.org.
  3. Пол ГЛЕНДЕЛЛ (2018). Проблемы инфраструктуры: схемы речного судоходства. Речной транспорт: чистая альтернатива или разрушение для водных путей? WWF Global. Взято с: wwf.panda.org.
  4. Роберто Блох (2012). Характеристики речного транспорта. Взято с: rm-forwarding.com.
  5. Отчеты (2009). История речного транспорта. Аргентинская встреча речного транспорта. Взято с transportefluvial.com.

Безопасность на водном транспорте

Несмотря на все проблемы, речной транспорт России на сегодня представлен самой крупной в мире сетью водных путей — более 100 тысяч километров! Около 100 тысяч транспортных судов за год перевозят примерно 120 млн. тонн грузов и в среднем 30 млн пассажиров.

Трудно переоценить, насколько большое значение имеет безопасность на водном транспорте.

Это залог стабильной работы всей системы речных транспортных путей.

По статистике, большая часть аварий на реках происходит из-за столкновений. То же и на море.

Причиной столкновений могут быть как естественные явления вроде ураганов и штормов, так и человеческий фактор. Под основными правилами безопасности на речном транспорте предполагается осведомленность каждого пассажира касательно правильных действий в случае кораблекрушений, а также безопасное поведение во время движения судна.

Поэтому важно, чтобы каждый пассажир корабля принимал участие в учебных тревогах и присутствовал на инструктажах капитана или его заместителей. Для владельцев судов существует перечень правил технической эксплуатации речного транспорта, в который время от времени вносятся правки и дополнения

Для владельцев судов существует перечень правил технической эксплуатации речного транспорта, в который время от времени вносятся правки и дополнения.

Логистические особенности эксплуатации речного транспорта

Скорость грузовых речных судов обычно составляет около 10-20 км/ч. Поэтому по внутренним водным путям, как правило, перевозят грузы, которые не требуют быстрой доставки. Такими грузами являются стройматериалы (например, песок), зерно, уголь, кокс и т.п. Еще по рекам часто перевозят нефть и нефтепродукты. Также существуют специальные суда, которые перевозят грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.

Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи. Баржи используются в основном для насыпных грузов.

Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов. Но в Западной Европе в настоящее время большое распространение получили сравнительно небольшие грузовые суда, которые называются пениши. Их максимальная длина — сорок метров, а максимальная грузоподъемность — 300—400 тонн.

Традиционные речные суда последних лет выпуска отличаются низкой скоростью, поэтому они не могут составить конкуренции средствам автомобильного и железнодорожного транспорта. В связи с этим сегодня крупные пассажирские суда практически всегда используются только для перевозки туристов (т.е. в форме речных круизов), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует иное транспортное сообщение.

Речные суда, которые используют подводные крылья или воздушную подушку, способны разгоняться до 80 км/ч. Однако их характерной чертой является высокий расход топлива, который приводит к высокой стоимости перевозок.

Еще существуют традиционные речные суда небольших размеров, которые в большей степени известны в качестве «речных трамваев». Они в основном используются в режиме общественного транспорта для городских и пригородных перевозок.

Таким образом, несмотря на относительно невысокую популярность речного транспорта, он и по сей день продолжает развиваться. Разрабатывают и применяют новые способы транспортировки груза и пассажиров по внутренним водам, что позволяет решить специфические логистические задачи.

3.4 Внутренний водный (речной) транспорт

Внутренний водный (речной) транспорт — это транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по вну­тренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям.

Несмотря на большую протяженность внутренних водных путей — около 90 тыс. км, в том числе 47 тыс. км с гарантированными глубинами — доля перевозов, осуществляемых речным транспортом невелика (4,1 % общего объема перевозок). Это объясняется рядом причин: недостаточной освоенностью территорий, где протекают судоходные реки; сезонностью транспортных работ по рекам; недостаточностью гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему и др.

В структуре грузов, перевозимым речным транспортом в РФ преобладают перевозки минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) лесных, нефтяных и сезонных грузов — зерна, овощей и бахчевых. Территориально более 2/З всего грузооборота речного транспорта приходится на глубоководную внутреннюю транспортную систему в европейской части страны, и, в первую очередь, Волго-Камский бассейн.

Несмотря на небольшой удельный вес речного транспорта России, во многих районах Севера и Востока, где нет путей сообщения для других видов транспорта, все же реки являются единственными наземными путями сообщения.

Совсем незначительны масштабы развития пассажирского речного транспорта, где преобладают круизные рейсы. Часть пассажирских речных судов используется в качестве плавучих гостиниц.

Основными технико-экономическими особенностями, определяющими преимущества речного транспорта, являются:

— большая провозная способность на глубоководных реках. Так, пропускная способность р. Волги может быть доведена до 100 млн. т в год;

— сравнительно невысокая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным транспортом;

-относительно меньшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т в год в несколько раз меньше, чем на строительство железной дороги (с подвижным составом) и в 3-4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым покрытием.

К недостаткам использования речного транспорта относятся

— сезонность работы подвижного состава речного флота;

— увеличение маршрутов следования грузов вследствие извилистости пути и неравномерности глубин речных форватеров;

— относительно низкая в сравнении с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров.

Логистические преимущества и недостатки речного транспорта

Необходимо отметить, что с точки зрения логистики речной транспорт обладает рядом преимуществ, которые могут сыграть свою роль при выборе предприятиями оптимального способа транспортировки. Главные преимущества заключаются в следующем:

  • Использование речного транспорта характеризуется низкой себестоимостью, тарифы на пользование услуг речного транспорта находятся на сравнительно невысоком уровне;
  • Глубоководные внутренние пути зачастую отличаются высокой пропускной и провозной способностью;
  • Речной транспорт отличается наибольшим эффектом масштаба;
  • Существует и активно используется возможность грузовых и пассажирских перевозок по схеме «река – море»;
  • Речной транспорт, как правило, позволяет транспортировать неделимые крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
  • В сравнении с другими видами транспорта речной транспорт отличается повышенным уровнем экологичности.

Однако хозяйствующим субъектам необходимо иметь в виду, что речной транспорт (впрочем, как и любой другой вид транспорта) кроме преимуществ имеет несколько недостатков, которые заставляют проводить углубленный предварительный сравнительный анализ. В частности, основным ограничением на использование речного транспорта в хозяйственных целях является сезонность перевозок — в зимнее время реки покрываются льдом, поэтому часть водных путей на время полностью блокируется, а другая часть снижает свою пропускную способность.

Речному транспорту в целом присуща зависимость от природно-климатических факторов. Кроме низкой температуры, например, серьезное влияние на него могут оказать шквалистый ветер, туман, дождь, жара и т.п.

Речному транспорту в целом свойственна низкая скорость сообщения (зачастую — самая низкая среди всех видов транспорта). Кроме того, система внутренних водных путей обычно имеет ограниченное развитие. Отсюда логичным является следствие, что доля грузовых и пассажирских перевозок при помощи речного транспорта в настоящее время достаточно невелика и перспектив для ее существенного увеличения в ближайшем будущем не наблюдается.

Загрязнение среды при нормальной работе водного транспорта

Главными источниками загрязнения среды являются судовые двигатели и вода, используемая для мытья грузовых танков, а также балластная вода.

Двигатели судов выбрасывают отработавшие газы первоначально атмосферу, а уже оттуда токсичные вещества вновь попадают в воды гидросферы. Большинство судов современного флота оборудовано дизельными двигателями.

Объекты водного транспорта на единицу перевозимой массы потребляют относительно немного топлива, они передвигаются на большие расстояния с определенной скоростью, при которой большую часть времени двигатели работают условиях оптимального режима, и поэтому отработавшие газы содержат минимум вредных веществ.

Нефть и нефтепродукты служат основными загрязнителями гидросферы при работе водного транспорта. Их большое влияние определяется технологией промывки емкостей (танков) на судах, перевозящих нефть и нефтепродукты, для удаления остатков предыдущего груза перед каждой следующим загрузкой. Промывочная вода, вместе с остатками груза обычно сбрасывается за борт.

После успешной доставки нефтегрузов по назначению танкеры обычно отправляются в пункт новой загрузки без груза. Поэтому емкости заполняют балластной водой, которая загрязняется нефтяными остатками, а затем также выливается за борт.

Перевозки водным транспортом

Но несмотря на все проблемы водный транспорт России достаточно развит и остается привлекательным для туристов, если речь идет о пассажирских перевозках, и достаточно востребованным в грузовых.

В последнем случае это один из самых медленных, но при этом наиболее дешевых методов доставки грузов в пункт назначения.

Для пассажиров перевозки водным транспортом по себестоимости конкурируют с железнодорожным и автомобильным из-за низкой скорости.

Мало кто захочет двигаться сотни километров со скоростью 20-30 км/ч, когда это расстояние можно преодолеть в три раза быстрее.

Пассажирские перевозки речным транспортом получили популярность благодаря речным круизам.

Это не только отдых на борту теплохода, он и возможность познакомиться с множеством городов и великолепной природой на всем пути следования. Максимальной востребованностью пользуются речные круизы по Волге.

Пассажирские перевозки речными судами в крупных городах представляют собой больше развлечение для туристов, чем необходимость.

Аварийное загрязнение

С ростом перевозок нефтепродуктов и наливного тоннажа все больше этих токсичных веществ стало попадать в океан при авариях. Загрязнение оказывается максимальным на основных морских путях перевозки нефти, хотя аварии могут происходить в любой акватории. Особенно загрязнены акватории Персидского залива, южной оконечности Африки, европейские моря, Северная Атлантика, побережье США, Японии. Особенно неблагоприятна ситуация в Персидском заливе, поскольку здесь начинает свой путь почти две трети нефти, перевозимой морским транспортом.

На аварийные разливы приходится более половины сбросов углеводородов в гидросферу. Наибольшая опасность таких сбросов заключается в их (как и вообще любых аварий) практической непредсказуемости, и из-за современной тенденции к гигантизму – в огромных объемах разовых сбросов. К постепенному загрязнению небольшими дозами нефтепродуктов среда в какой-то степени может приспособиться, в частности, путем увеличения популяций разлагающих нефть микроорганизмов. К аварийному же загрязнению подобное, даже относительное, приспособление оказывается невозможным.

Пути эволюции ВТ

Первые крупные суда строили в Древнем Египте, в качестве конструкционного материала использовалась древесина. На кораблях устанавливали простейший парус, ловивший попутный ветер. Если попутного ветра не было, использовалась сила гребцов.

В XV столетии появились большие морские суда с несколькими парусами. В начале XIX столетия был построен первый пароход, использовавшийся в качестве речного судна. В качестве материала для корпуса такого корабля начал использоваться металл – железо. А движущую энергию — пар. Следующий этап развития водной техники стало открытие, совершенное в 1876 году Николасом Отто — двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине. Именно двигатели внутреннего сгорания начали все в более массово появляться на катерах, яхтах, паромах, кораблях. На сегодняшний момент это основной двигатель, но не единственный, устанавливаемый на ВТ. Еще одним этапом в развитии техники стало бурное развитие нефтехимической отрасли. На данный момент многие водные суда изготавливаются из пластиков полимерных материалов. Во-первых, пластики и полимеры являются легче металла, во-вторых, по прочности либо приближаются, такие же или прочнее металлических сплавов и в-третьих, коррозийностойкие.

На данный момент наибольший интерес из водной техники вызывает экраноплан, судно на воздушной подушке и глиссирующие катера, т.к. они развивают наибольшие скорости. Наиболее скоростным является экраноплан, на нем можно достигнуть скорости экранного полета до 700км/ч. Так же он отличается абсолютной плавностью хода и позволяет преодолеть мелкие препятствия (перешеек, мель). Единственным недостатком явиться его высокая энерговооруженность для перевода машины и поддержания ее в режиме экранного полета, что ведет к высокому потреблению топлива. Судно на воздушной же подушке и катер имеет меньшую скорость, порядка до 150км/ч, плавность хода у ВСП тоже на уровне экраноплана, а вот у катера плавность хода страдает, но тратит СВП и катер гораздо меньше топлива по сравнению с экранопланом.

Экраноплан

На данный момент венцом технической мысли является экраноплан. С развитием новых материалов, и повышением эффективности силовых агрегатов, экранопланы вполне могут заменить частные пассажирские авиаперевозки. А в дальнейшем стать частными средствами для дальних перевозок и мировых путешествий, потеснив яхты и машины.

недостатки

Уничтожение речных течений

Хотя речной транспорт является относительно чистым методом перемещения продуктов, усовершенствования, которые должны быть сделаны в реках, чтобы сделать их судоходными, — дноуглубительные работы, дноуглубительные работы и каналирование — часто влекут за собой разрушение естественных речных течений, что оказывает негативное воздействие на людей..

Считается, что из 230 главных рек в мире около 60% умеренно или серьезно «срезано». Эти сокращения обычно делаются для улучшения речного транспорта..

Изменение среды обитания

Инфраструктурные проекты для речного судоходства изменяют естественную функцию реки и ее среды обитания из-за внесенных физических изменений, таких как перекачка воды, добыча гравия и песка, русло и выемка грунта. Это создает глубокие, однородные и прямые водные пути, которые частично вырезают реку из ее естественной равнины..

Работа судов создает волны, которые беспокоят других бенефициаров воды. Молодые рыбы непосредственно подвержены влиянию волн, так как их способность плавать невелика. Высокая интенсивность движения приводит к сокращению разнообразия животных вдоль речных берегов.

Потенциальное загрязнение от разливов

Возможные разливы и столкновения судов могут загрязнить и повредить водную среду обитания. Это случайное загрязнение может представлять собой нефть и, в других случаях, опасные вещества.

Сезонное использование

Во многих странах этот вид транспорта работает сезонно, когда водная среда предлагает удовлетворительные условия судоходства..

Что такое речной транспорт?

Речной транспорт состоит из тех виды водного транспорта, которые встречаются в озерах, реках и речных руслах оснащены соответствующей глубиной. Этот вид транспорта играет очень важную роль в современной экономической динамике, несмотря на то, что его происхождение, строго говоря, восходит к истокам человечества.

Речной транспорт может заниматься перемещением товаров и товаров, а также пассажиров. Во многих случаях он служит связующим звеном между двумя важными морскими регионами, такими как Панамский канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

Его важность настолько велика, что во многих случаях они инвестируются в адаптацию некоторых рек с достаточным объемом, чтобы сделать их проходимыми и коммерчески жизнеспособными. Многие великие реки мира, такие как Амазонка, Ориноко, Дунай, Рейн, Темза, Дору или Рио-де-ла-Плата, судоходны и предоставляют важную возможность для развития речного транспорта в различных пропорциях

в зависимости от случая

Многие великие реки мира, такие как Амазонка, Ориноко, Дунай, Рейн, Темза, Дору или Рио-де-ла-Плата, судоходны и предоставляют важную возможность для развития речного транспорта в различных пропорциях. в зависимости от случая.

черты

Речные маршруты можно классифицировать на международные, межрегиональные и местные:

— Международные маршруты — те, которые используются различными странами в их внешнеторговых операциях. Примерами таких маршрутов являются реки Нигер, Дунай и Парагвай.

— Межрегиональные маршруты обеспечивают транспортировку товаров между основными регионами одной и той же страны. Примерами таких маршрутов являются реки Волга в России и Миссисипи в Северной Америке..

— Локальные маршруты — это те, которые используются для создания связей в пределах одного региона или внутрирегиональных связей..

Основной характеристикой речного судоходства является транспортировка продукции в больших объемах и с медленными темпами движения..

Коммерческий речной транспорт

Он основан на следующем:

-Наличие важного порта в или около устья реки. -Конкурентные затраты при транспортировке определенных товаров, используя в качестве показателя тонну на километр

-Конкурентные затраты при транспортировке определенных товаров, используя в качестве показателя тонну на километр.

-Наличие вдоль реки процветающих сельскохозяйственных и промышленных зон.

-Соответствующие связи с видом наземного транспорта (автомобильный и железнодорожный) или с морским режимом, таким образом, осуществляя мультимодальные перевозки. Для этого вдоль пути реки создаются внутренние грузовые терминалы (TIC), а также центры для передачи нагрузки от одного носителя к другому..

Речные навигационные сети

В мире мы можем выделить четыре речные навигационные сети, которые соответствуют четырем крупным промышленным зонам на нашей планете. Эти сети следующие:

— Северо-Западная Европа (от Сены до Роны и Эльбы).

— Великобритания.

— Русская равнина.

— Северо-восток Америки (канал Святого Лаврентия, Великие озера и Эри в Миссисипи-Миссури).

Использование водных судов

Речной транспорт

В зависимости от того, в какой акватории используется данный тип транспорта, различают речной и морской транспорт.

Первая разновидность водного транспорта также называется ВВТ (внутренний водный транспорт). Это суда, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки по внутренним водным путям – рекам, каналам, водохранилищам, озёрам.

У речного транспорта древняя история. Ещё в Древнем Египте строили речные корабли, гребного или парусного типа. Позже использовали тягу лошадей или людей (бурлаков), которые шли по берегу. В XIX столетии появились первые речные пароходы. А в 1903 году начинается история теплохода – это судно было построено в России и вошло в состав речного флота.

В грузовых перевозках речные суда занимают важное место. Несмотря на такие недостатки, как сезонность эксплуатации и невысокая скорость (от 10 до 20 километров в час), водный грузовой транспорт выгоден благодаря тому, что себестоимость перевозок достаточно низкая

Различают самоходные суда и баржи – второй тип речных судов несамоходен, для толкания используется судно-буксир. На самоходном речном транспорте перевозят либо грузовики с тем или иным грузом, либо контейнеры – такие суда называют речными контейнеровозами. На баржах перевозят либо наливные грузы (например, нефтепродукты или сырую нефть), либо сыпучие грузы (например, зерно, уголь, песок).

Буксируемая баржа

В пассажирских перевозках речные суда занимают сравнительно небольшую долю. Это связано с тем, что обычная скорость такого транспорта достигает 20 – 30 километров в час, из-за чего речное судно не может конкурировать с более быстроходными автобусами и поездами. С помощью так называемых подводных  крыльев и воздушной подушке скорость судов можно увеличить до 80 километров в час. Однако в этом случае серьёзно возрастает стоимость перевозок – из-за большого расхода топлива. Но в последнее время все больше на реках начали появляться суда на воздушной подушке (СВП) для перевозки людей. СВП имеет свойства амфибии, поэтому для судна не нужны специально оборудованные причалы. В весеннюю распутицу это единственный транспорт, способный переправлять людей и грузы с одного берега на другой.

Судно на воздушной подушке СВП-50

Речные пассажирские суда применяются для туристических круизов или для переврзки пассажиров в такие места, с которыми нет сообщения наземным транспортом.

Морской транспорт

Морской транспорт – это суда, перемещающиеся по морям, океанам и прилегающим к ним акваториям, способные поддерживать плавучесть, а также обслуживать пассажиров и участвовать в различных операциях с грузами.

Наибольшая доля мировых грузовых перевозок приходится именно на морской транспорт. По объёму перевозок первое место занимают разнообразные наливные грузы: растительное масло, жидкие продукты химической промышленности, сырая нефть и продукты её переработки.

Второе место по объёму грузоперевозок занимают контейнерные перевозки. Специализированные суда, называемые контейнеровозами, стали альтернативой своим предшественникам – универсальным судам. Это связано с тем, что в обычном контейнере (20-футовый или 40-футовый)  можно перевозить различные грузы – как мелкие, так и достаточно крупные, вроде автомобилей.

Сухогруз

Есть и другие разновидности морского транспорта:

  • Суда-лихтеровозы
  • Суда для перевозки скота
  • Тяжеловозные суда
  • Буксировочные суда
  • Рефрижераторы
  • Балкеры для перевозки навалочных грузов – например угля, зерна, песка

Одни суда перемещаются по расписанию между несколькими морскими портами, придерживаясь определённого маршрута. Это линейные суда – пассажирские, грузовые, а также паромы.

Другие суда не привязаны к конкретным географическим точкам и перевозят попутные и случайные грузы, такой тип морского транспорта называется трамповым. При осуществлении трамповых грузоперевозок осуществляется так называемый чартерный договор, в котором участвуют как перевозчик (фрахтователь), так и отправитель груза. Трамповое судоходство осуществляется в тех случаях, если необходимо осуществить перевозку штучных малоценных грузов.

Также известна смешанная – в отношении водных путей – разновидность водного транспорта. Такие суда могут ходить как по рекам и озёрам, так и по морям и океанам.

Для речного транспорта, а также судов, курсирующих по Северному Морскому пути, характерна сезонность. Грузовые перевозки на водном транспорте самые дешёвые, но привязаны к географическим объёктам. При осуществлении межконтинентальных грузоперевозок используется водный транспорт, ибо доставка грузов по воздуху слишком дорога, а грузоподъёмность самолётов существенно ниже, чем у морского судна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: