Торговля Древней Руси и Византии
Между Русью и Византией были довольно тесные отношения, и Византия считалась крупнейшим внешнеторговым партнером Древней Руси.
Интенсивное развитие торговые отношения получают там, где соприкасаются межплеменные союзы, княжества и государства. Киев являлся одним из таких пунктов, и через него шла активная торговля между Востоком и Западом.
Русские купцы везли до Черного моря, до Итиля и до арабского Багдада меха белок и черно-бурых лисиц, мечи из Полоцка и Новгорода.
Историк Н. Карамзин отмечал в своей работе «История государства Российского», что в X веке русские купцы не только подолгу жили в Константинополе, они везли свои товары ещё в Болгарию, Грецию и даже в Сирию.
Но в этот период наиболее важными для Руси были торговые отношения с Византией.
Первые договоры говорят о том, что раннефеодальное русское государство придавало большое значение этим торговым отношениям – с одной стороны они везли излишки своих товаров, а с другой стороны были заинтересованы в получении золота, серебра и продуктов, не производимых на Руси.
Активная политика в достижении преимуществ в торговле с Константинополем началась во второй половине IX века, а в X веке эти отношения становятся постоянными и оформляются договорами.
Для заключения торговых договоров иногда предпринималось давление – дружина князя подходила к стенам столицы империи, и князь вынуждал императора подписать торговый договор, выгодный для Руси.
Летопись говорит о том, что часто на Византию ходили князья Аскольд и Дир в 866 г., князь Олег в 907 г., князь Игорь в 941 и 944 гг., князь Святослав в 970-971 гг., князь Владимир в 989 г., князь Ярослав в 1043 г.
Рисунок 1. Русь и Византия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Договоры, заключенные в 907 г, 911 г, 944 г. усилили связь Киева не только с Византией, но и с другими южнославянскими странами.
Путь до Константинополя был длинный, поэтому приходилось делать много остановок для ремонта судов, отдыха, пополнения водой и продуктами. Во время таких остановок русские купцы вели торговлю в болгарских портах, заключая выгодные торговые договоры.
Вся внешняя торговля сосредотачивалась в руках Великого киевского князя, поэтому в русско-византийских договорах специально указывалось, что торговать русские купцы в Константинополе могут только при наличии у них специальной грамоты киевского князя.
Безусловно, торговля требовала больших затрат и духовного напряжения. Княжеский караван выходил в путь по Днепру, к нему присоединялись купцы из других русских торговых городов.
Караван двигался до днепровских порогов, а там лодки волокли по берегу, груз переносили невольники.
Выйдя в Черное море, на лодки ставили мачты и под парусами шли к устью Дуная, а там к Царьграду (Константинополю).
Русский историк В.О. Ключевский свидетельствует, что торговый сезон в Царьграде продолжался 6 месяцев, и никто из купцов по договору не мог оставаться на зимний период.
По тому же договору у прибывших купцов отбирали грамоту князя и переписывали имена прибывших княжеских послов, количество кораблей и имена простых купцов.
В обратный путь русские купцы обеспечивались едой, якорями и другим необходимым снаряжением.
С принятием христианства в Киеве чаще стали появляться греческие купцы, а поскольку путь был неспокоен, навстречу им выходил киевский князь с дружиной.
В XI веке южные степи заняли половцы и постепенно торговые южные пути оказались под их властью – торговля с Византией начала приходить в упадок, а позже совсем прекратилась.
Отношения Византии и Руси
Византии сегодня не существует, но именно она, в свое время, оказала большое влияние на культурную и духовную жизнь Древней Руси.
Византия и Древняя Русь граничили через Черное море и контактировали друг с другом с IX века. Контакты сначала были враждебные, русы часто совершали набеги, но постепенно вражда закончилась.
После уничтожения Хазарского каганата, угрожавшего Константинополю, обе страны наладили торговые и дипломатические связи. Были и династические браки, например, Мария, мать Владимира Мономаха, была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.
Византия дала Руси христианскую религию. От византийцев были унаследованы особенности церковного пения, иконописи, православного подвижничества.
Из Византии в XII веке на Русь была привезена икона Божией Матери, одна из величайших христианских святынь – сегодня она известна как Владимирская.
После принятия христианства на Руси между странами окрепли торговые связи. На Русь из Византии шли ткани, вино, пряности, а уходили меха, рыба, икра.
Шло развитие и культурного обмена, например, знаменитый иконописец Феофан Грек, писал иконы в новгородских и московских храмах.
Менялась и архитектура – на Руси впервые началось строительство каменных зданий – Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Новорожденным младенца на Руси давали при крещении греческие имена – Александр, Андрей, Софья, Галина, Петр, Георгий, Андрей.
Из Византии на Русь привозили первые книги, которые позже переводили на русский язык, например, жития святых. Кроме духовных произведений, были и художественные.
Основой славянской письменности является греческое уставное письмо и этим русские обязаны деятелям византийской культуры Кириллу и Мефодию.
После крещения Руси во многих городах, в частности, в Киеве и Новгороде, по византийскому образцу открывали школы. В Москве в 1685 г по просьбе патриарха Иоакима была открыта славяно-греко-латинская академия. В русской столице эта академия стала первым высшим учебным заведением.
Все учебные заведения в свою программу включали греческий язык, потому что основная часть священных текстов была написана на греческом языке
Изучение истории, культуры и искусства Византии – родины православия, было в России престижной и важной областью гуманитарного знания
Византия прекратила свое существование в 1453 г после захвата Константинополя османами, но, несмотря на это, Россия не забыла о Византии.
Политическое и правовое влияние Византии на Русь
Отношения Византии с Русью были обусловлены традиционализмом идеологических установок, заключавшихся в римском имперском универсализме.
Византийская дипломатия была довольно гибкой, она балансировала между традиционной теорией и реальностью.
Во взаимоотношениях с Русью византийская дипломатия использовала принципы и методы, которые включали в себя установление межгосударственных договорных отношений.
Эти отношения вводили международную политику в правовое русло и препятствовали оказанию военного давления, разгрому городов, неожиданным набегам.
Особенно это влияние проявилось в период формирования великорусского государства в XIV-XVI веках.
Важное место в межгосударственных отношениях уделялось церемониям приемов, торжественным обедам, официальным и неофициальным беседам. В русской истории было важное событие, связанное с браком князя Ивана III Васильевича и племянницы последнего императора Византии Софьи, при которой утвердились обычаи и порядки византийского двора
Это отразилось и на Великом князе, который вдруг возвысился в глазах современников и одним своим видом стал внушать страх.
Положение Древней Руси на международной арене браком князя и Софьи было укреплено.
Иван III очень хочет показать, что Москва является преемницей Константинополя во всех отношениях и с этой целью вводит обряд венчания на царство, объединяет московский герб с византийским.
На гербе красуются московский Георгий Победоносец, убивающий змея, и византийский двуглавый орел. Позже, Иван IV Грозный по аналогии с византийским императором, называет себя царем.
На Руси стали возникать монастыри, и церковь превращается в богатую организацию, а митрополит на Руси назначается с согласия византийского императора.
Что касается правового влияния Византии, то русские познакомились с византийским правом до принятия христианства, а греко-русские договоры X века проникнуты элементами византийского права.
Церковные и светские византийские права греческим духовенством были внесены после принятия христианства.
Между государствами торговые и политические отношения регулировались договорами, которые заключались в ходе многих походов, а их содержание представляло собой нормы византийско-русского права.
Поскольку договоры были международными, то и фиксировали межгосударственные нормы. По договору 945 г. Русь взяла на себя обязательство не претендовать на крымские владения Византии.
После поражения русских войск в болгарском Доростоле между Святославом Игоревичем и императором Иоанном Цимисхием в 971 г. был заключен ещё один договор, правда, его условия были для Руси неприятны – Русь должна была прекратить нападения на Византию.
Рисунок 2. Отношения Византии и Руси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важную роль в международных отношениях в это время, судя по договорам, играли купцы. За границей они не только торговали, но, имея связи с иностранными дворами, ещё выступали в роли дипломатов.
Первые договоры Руси с Византией
Договор 907 г.
Согласно «Повести Временных лет» договор был результатом удачного похода Олега на Константинополь, когда он прибил свой щит к вратам Царьграда. Однако, Новгородская Первая летопись относит этот поход к 922 г. В настоящий момент в исторической науке утверждается мнение, что договор 907 г. является протокольной записью устного соглашения между Олегом и Львом VT, как подготовка к оформлению уже в будущем письменного договора. Необходимо отметить, что дата заключения соглашения и похода самого Олега условна.
Договор 911 г.
Договор был заключен 2 сентября 911 г. в результате успешного похода князя, около 907 г. Согласно договору Руси давались исключительные для внешней политики Византии привилегии, в частности, русские купцы освобождались от обычной таможенной пошлины в 10%. Им предоставлялось бесплатное жильё.
Договор 944 г.
Согласно летописному преданию Олег погиб от укуса змеи, вылезшей из черепа коня, от которого ему была предсказана смерть. Править стал сын Рюрика Игорь. Игорь также воевал с Византией, но не так удачно, как Олег. Решив воспользоваться отсутствием императорского флота в столице, Игорь подошел к Константинополю с моря, но его ладьи был разбиты и сожжены «греческим огнем». В результате был заключен уже менее выгодный договор для Руси. Вводилась вновь пошлина на ввоз и вывоз товаров. Кроме того, Русь приняла условие не претендовать на византийские владения в Крыму, не ставить свои заставы в устье Днепра и помогать друг другу в случае военных действий.
Игорь вскоре погиб, казненный древлянами, за излишнее рвение князя и его дружины в собирании с них дани. Править стала жена Игоря – Ольга, воспитывавшая будущего князя Святослава. Князь вырос, возмужал, собрал дружину и отправился воевать хазар, болгар, а потом и греков, столкнувшись уже с Византийской империей. В войне с Византией в 970 – 971 г. князь не преуспел, его войско ослабло и не смогло одержать победу. Был заключен мир, а на обратном пути печенеги подстерегли князя, разбили его малую дружину, а из черепа воителя, согласно летописному преданию, сделали чашу для пира.
Договор 971 г.
Согласно «Повести временных лет» договор был заключен после победы войска Святослава над армией императора Византии Иоанна Цимисхия. Но в реальности князь Святослав потерпел поражение и был вынужден уйти из Болгарии. Согласно договору Русь обязывалась не нападать на Византийскую империю и оказывать ей в помощи в случае нападения на Империю.
Создание Древнерусского государства
Политические, социальные и экономические причины обусловили появление у восточных славян в IХ — Х в. собственного государства. Выгодные торговые пути в богатую Византию и арабские страны, появление скандинавов-викингов, плывущих за богатством, славой и добычей, выделение племенной аристократии и дружин способствовало появлению государственных образований у восточных славян в IХ в. Восточные славяне стали единственной группой славян кто был объединен в одно государство, в отличие от южных или западных славян. Такой объединяющей силой стали дружины скандинавов. То, что под именем варяги и русь скрываются именно скандинавы, доказывают многочисленные археологические и письменные источники.
Замечание 1
Отметим, что согласно последним находкам выяснилось, что скандинавы стали селиться на южном берегу Финского залива, ещё в VIII в. В это же время в эти земли с запада пришли и славянские племена словен и кривичей
Всем интересующимся темой советуем обратить внимание на работы А. Горского «Русское средневековье» и Л. Клейна «Спор о варягах»
Клейна «Спор о варягах».
Согласно дошедшим летописным рассказам из «Повести временных лет» новгородские словене, кривичи и чудь в 862 г. пригласили варягов во главе с Рюриком на княжение как арбитра, способного предотвратить очередные междоусобицы, терзавшие местных жителей.
Рюрик согласно летописной традиции стал основателем династии Рюриковичей. Он осел в районе современного Великого Новгорода. Возможно, с его именем, связано, так называемое Рюриково городище -— поселения на острове у выхода реки Волхова из озера Ильмень в 2 км от Новгорода. Судя по результатам исследования, поселение существовало примерно с середины IX в. и скорее всего, было центром какого-то политического объединения. В результате археологических раскопок кроме славянского инвентаря были найдены многочисленные предметы скандинавского происхождения (оружие, украшения), в том числе и такие, которые связаны с отправлением характерных для Скандинавии религиозных культов (например, молоточки Тора на шейных гривнах).
После смерти Рюрика, власть принял его сподвижник Олег, прозванный позднее Вещим. А в 882 году князь Олег, собрав войско, отправился на юг и захватил город полян Киев. Согласно летописи, Олег приказал убить князей, правивших там, Аскольда и Дира, ушедших от Рюрика в Среднее Поднепровье. При князе Олеге, согласно летописям были подчинены соседние славянские племена древлян, а также северян и радимичей, ставших платить дань не хазарам, а Киеву.
Византия и Русь после Крещения Руси
Определение 3
Крещение Руси (988 год) – это процесс введения в Киевской Руси христианства в качестве государственной религии, осуществлённый князем Владимиром Святославичем в конце X века.
Статус Руси в глазах Византийской империи меняется после Крещения. Русская епархия, подчиненная Константинополю, становится частью империи. Русские митрополиты получают сенаторские титулы протопроэдра и синкелла. Русская епархия была малозначительной, так как в списке народов русы упоминаются наравне с половцами. Однако империя не предпринимала попыток распространить на Русь политическую власть, так как понимала неосуществимость этого. Русские правители признавали церковную подчиненность Константинополю, но эту зависимость не распространяли на политический статус.
В XII–XIII веках интенсивность контактов русских земель с Византией не снижается, причем они касаются не всей Руси, а отдельных княжеств (наиболее тесные связи были с Галицко-Волынской землей).
Византия в истории Древней Руси сыграла огромную роль. Она выступила источником культурного влияния, церковным и книжным наставником. Однако Русь не механически заимствовала, а перерабатывала культурные достижения, делая их достоянием собственной русской культуры.
Древняя Русь и Византия
Связь Древней Руси и Византии имела как политическую, так и экономическую составляющую. Византия в этих отношениях доминировала, что давало ей хорошую прибыль. Древняя Русь хотела равноправных отношений с Византией и, если говорить современным языком, требовала режима наибольшего благоприятствования в торговле.
Начальная летопись говорит о том, что походы руссов на Царьград (Константинополь) были вызваны желанием получить экономические выгоды. Русские купцы по договору Олега не платили никакой пошлины ромеям.
В летописях сохранились торгово-бухгалтерские записи из Тмутаракани и Белой Вежи, датированные X веком. Записи говорят о ведении торгово-финансовой работы в области военно-политических и торговых контактов Древней Руси.
Казна в то время изобиловала товарами, поскольку из разных областей Руси в столицу везли обозы с медом и шкурами или с оброком княжеским, поэтому свои товары Русь могла вывозить в другие страны.
Несмотря на то, что Византия в X веке платила дань Руси в виде «укладов» и фиксированной денежной суммы, она стала крупнейшим торговым партнером Руси.
Царьград (Константинополь) предоставлял русским купцам торговые льготы, они были освобождены от торговых пошлин.
Система торговли ромеев была хорошо развита и, глядя на это, русские понимали роль торговли и её важность. Византийская промышленность производила предметы утонченной роскоши, расходившиеся по всему миру
Византийская промышленность производила предметы утонченной роскоши, расходившиеся по всему миру.
Расположенный на стыке 2-х частей света, Константинополь представлял собой огромный рынок, где встречались разные народы, и кипело оживленное движение.
Фундамент военной и экономической значимости Руси закладывали пять русских князей в героическую эпоху восточных славян. Влиянию руссов была подчинена огромная территория.
В результате торговли с Русью и Балтией население Константинополя увеличилось с 40 до 400 тыс. человек, поэтому можно сказать, что великим государством Константинополь стал благодаря «русскому транзиту».
Да и Русь в результате этой торговли получила чуть меньше 3-х тысяч тонн серебра, 2/3 которого остались на Руси, а 1/3 ушла в страны Балтии.
Торговый оборот Руси и Византии составлял 5-10 тыс. тонн груза, перевозимого на судах. В караване могло быть до 100 и более судов.
Византия тоже выигрывала от торговли с Русью, только одна таможня Константинополя в XII веке ежедневно собирала пошлин на 20 тыс. золотых монет, а в год это было 33 тонны золота.
Экономический интерес обеих стран сводился к двум главным целям:
- приобретение заморских рынков;
- охрана и расчистка торговых путей, ведущих к рынкам.
На русские земли везли свой товар торговцы самых разных стран, а к числу основных торговых путей был ещё широтный Великий шелковый путь и путь «из варяг в греки» – путь с севера Европы через Киев в Средиземноморье.
Предыстория и роль Хазарского каганата
Кембриджский документ (письмо хазарского еврея 2-й половины X века) связывает поход Руси на Константинополь с событиями, имевшими место в Хазарии незадолго до этого.
Примерно в 930-е года византийский император Роман начал кампанию против иудеев. В ответ хазарский каган, исповедующий иудаизм, «ниспроверг множество необрезанных». Тогда Роман с помощью даров уговорил некого Хальгу, названного «царём Русии», совершить набег над хазар.
Хальга захватил Самкерц (возле Керченского пролива), после чего против него и Византии выступил хазарский военачальник Песах, который разорил три византийских города и осадил Херсонес в Крыму.
Затем Песах атаковал Хальгу, отбил добычу того из Самкерца и с позиции победителя вступил в переговоры. Хальга был вынужден согласиться на требование Песаха начать войну с Византией.
Дальнейшее развитие событий в Кембриджском документе в целом совпадает с описанием походом князя Игоря на Византию, известного по византийским и древнерусским источникам, но с неожиданной концовкой:
«И пошел тот против воли и воевал против Кустантины на море четыре месяца.
И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию, и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар.»
Были попытки отождествить Хальгу с Олегом Вещим (С. Шехтер и П. К. Коковцов, позже Д. И. Иловайский и М. C. Грушевский) или самим Игорем (Helgi Inger, «Олег Младший» Ю. Д. Бруцкуса). Подобные отождествления, однако, приводили к противоречию со всеми остальными достоверными источниками по походу 941 года. По Кембриджскому документу Русь попала в зависимость от Хазарии, однако древнерусские летописи и византийские авторы даже не упоминают хазар при описании событий.
Н.Я. Половой предлагает следующую реконструкцию событий: Хальга был одним из воевод Игоря. Пока он сражался с Песахом, Игорь решил помириться с хазарами, отозвал Хальгу из Тмутаракани и двинулся походом на Константинополь. Именно поэтому Хальга так крепко держит данное Песаху слово воевать с Романом.
Часть русского войска с воеводой Хальгой прошла на кораблях мимо Херсонеса, а другая часть с Игорем вдоль побережья Болгарии. Из обоих мест в Константинополь пришли вести о приближающемся неприятеле, поэтому Игорю не удалось застать город врасплох, как это произошло при первом набеге русов в 860 году.
Договор 907 года
Согласно ПВЛ после победы Олег заключил в Константинополе мир на очень выгодных условиях. Приходящие в город русские фактически находились на содержании византийских властей и не платили пошлин. Договор пересказан на словах, формально-процессуальное содержание опущено.
В сентябре 911 года (по ПВЛ в 912 году из-за начала нового года с 1 марта) был заключен новый договор, список с которого полностью приводится в летописи. Содержание договора 907 года никак не пересекается с договором 911 года, за исключением имён послов, но почти буквально воспроизводит фрагмент из русско-византийского договора 944 года. Таблица ниже передаёт текст договора 907 года в соответствии с фрагментами из более поздних русско-византийских договоров.
Договор 907 года | Договоры 911, 944, 971 года |
---|---|
Участники: Карл, Фарлаф, Вермуд, Рулав и Стемид («посла к ним в град карла фарлоф. вельмуда. и стемид») |
Договор 911 года Участники: Карл, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Стемид и ещё 10 имён.
«Мы от рода русскаго. карлы. инегелдъ фарлофъ. веремудъ. рулавъ. гоуды | роуалдъ. карнъ. фрелавъ. руалъ. актеву. труанъ. ли|доул фостъ. стемид. иже послани от олга великого князя роуска и от всех иж соут под роукою ег светлых и великих князь. и ег великих бояръ.» |
Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов… | нет соответствия в договорах |
Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек… | Договор 944 года И те русские, которые отправляются отсюда, пусть берут от нас все необходимое: пищу на дорогу и что необходимо ладьям Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину — послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50… |
Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. | Договор 971 года … пусть будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. |
Мирные договора Руси и Византии 907 и 911 годов
Из наиболее значимых положений, данный договор давал статус колонии поселению варяжских купцов в Константинополе. Русские купцы должны были прибывать через одни определённые городские врата, без оружия, в сопровождении императорской гвардии и не более 50 купцов на один раз. По прибытии они вставали на учёт имперскими властями для предоставления продовольствия и корма животным на срок до полугода. Возможность беспошлинной торговли, а также снабжение припасами при отбытии из города были еще одной очень весомой привилегией для любого торговца из Гардарики.
Впоследствии, в 911 году Олег Вещий направил в Константинополь послов, подтвердивших условия ранее заключённого договора. Пункты данного соглашения остались в летописях более детально — добавились пункты описывающие обязанности Руси и Византии в помощи лицам потерпевшим кораблекрушение, а также обязательства о попавших в плен или сбежавших преступников.
Страница Радзивиловской летописи описывающая заключение мира и договор 911 года
КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ
Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в Киев, а в Новгород «и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе». В других летописях говорится о месте погребения Олега иначе: «друзии же сказають , яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того умре». Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века не знали точно, где он умер — в Ладоге или у себя на родине за морем. Через семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется на окраине Киева. Все данные новгородской «Остромировой летописи» таковы, что не позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен, которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов…
Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.
Рыбаков Б.А. Рождение Руси