Научный факт

Научный факт

Природа научного факта, эмпиризм, теоретизм

Далее можно расширить и углубить представление о
научном факте, исследовав его
природу. Под термином «природа» будем понимать такие закономерные
связи основных сторон научного факта, которые задают
принципиальную схему его понимания и объяснения. Природа
научного факта обусловлена специфическими особенностями
знания, которое он отражает. Здесь объединяются
две тенденции в понимании природы научного факта.
Первая может быть обозначена как эмпиризм (иногда
его именуют фактуализмом), вторая — как теоретизм.

Эмпиризм. Концептуальные установки и
цели эмпиризма. Задачи ученых–эмпириков. Идеал
ученого-эмпирика и образ «муравья от науки». Реальные
возможности эмпиризма и его отношение к теории. Понятий эмпирического научного
факта.

Теоретизм. Концептуальные установки и цели теоретизма.
Задачи ученых-теоретиков. Идеал ученого-теоретика и образ генератора
«безумных идей», устремленного к «теоретическому беспределу». Реальные
возможности теоретизма и его отношение к эмпирическим
фактам, понятие теоретического научного факта.

В заключение темы желательно рассмотреть еще не
решенную проблему структуры научного факта,
предположительно сложного образования. Как вариант можно
обсудить следующие компоненты научно факта:

1) концептуальный;

2) чувственно-образный;

3) методологический;

4) приборно-инструментальный;

5) знаково-языковой.

Особенности построения научной теории

Для построения научной теории необходимо накопить определенный материал (факты) обо всех объектах и явлениях, которые необходимо исследовать. Научная теория дает целостное представление о закономерностях и связях в какой-то конкретной области действительности.

Теории не могут появиться мгновенно, для их создания требуются значительные усилия и время. Описательные теории, создававшиеся изначально, давали только систематическое описание и классификацию объектов.

Например, теории ботаники и зоологии изначально находились на описательном уровне. Они классифицировали растения и животных, давая им подробное описание. Все теории проходят описательный этап, потому что он является жизненно необходимым и естественным.

Чтобы приступить к изучению каких-либо явлений или процессов, их надо сначала описать, обозначить их признаки и классифицировать, после чего начинается глубокое погружение в исследование.

Объяснительная теория является высшей формой развития науки, дающая как описание, так и объяснение исследуемым явлениям. Наличие у науки теорий говорит о зрелости и самостоятельности.

Способом проверки теории является экспериментальная проверка, однако, это не всегда можно сделать. Например, в астрономии теорию Большого взрыва и появление Вселенной экспериментальным путем проверить невозможно.

Теория, таким образом, это гипотетическое представление, имеющее вид концепции, но то и другое строиться, опираясь на логические законы, основная задача которых – описывать, объяснять, предсказывать явления.

Чаще всего теории испытываются с помощью предсказательной силы, т. е. если можно предсказать или описать факты и закономерности, ранее гипотетически установленные.

Примером предсказательной силы является теория происхождения жизни на Земле.

Главным составляющим элементом теории является закон, выражающий важные и повторяющиеся, устойчивые связи, которые протекают между явлениями и процессами действительности, т. е. закон – это отношения признаков.

При выстраивании теории во внимание надо брать тот факт, что статус признаков может измениться, а это зависит от уровня исследования – фактуального, ментального, лингвистического. Для фактуального уровня сами свойства не характерны, на этом уровне научные законы – это отношения свойств

Для фактуального уровня сами свойства не характерны, на этом уровне научные законы – это отношения свойств.

Признаки на ментальном уровне представлены в качестве понятий и закон в этой ситуации прописывает отношение между понятиями, которые отображают мысли и чувства. Например, существенным признаком товара является его цена.

Однако и цена, и товар – это мысленные образы, отсюда следует, что признаки на ментальном уровне представлены отражением чувств.

Создать закон, а также принять его довольно сложно еще и в силу лингвистических особенностей, потому что все понятия должны быть обличены в термины.

Исходя из этого, формулировка законов должна учитывать то, что признаки выступают в трех формах – признак объекта, понятие об объектах, термины, имеющие переменное значение.

Научный факт

Следует обратить внимание, что далеко не всякий «Факт-2» может претендовать
на роль научного факта. Условия и нормы научности: целесообразная
научно-исследовательская деятельность; выделенные объект и
предмет исследования; специальные формы и методы исследования;
опора на принятый язык науки и другие искусственные
знаковые системы и др

«Факт-2» как данные наблюдения, данные
опыта, экспериментальные данные и т.п. Причины
отклонения данных опыта от истинности и достоверности:

1) неверно выбранные исходная концептуальная установка и предварительное знание;

2) неадекватно выбраны объект (предмет) исследования и
его состояние;

3) ограниченные возможности человеческих
рецепторов;

4) объективные ограничения и откло­нения в функционировании и показаниях инструментов, приборов и установок;

5) несовершенство методик

6) неоднозначность научных терминов и определений научных понятий;

7) искажение опытных данных текстами
описаний.

Нейтрализация отклоняющих причин, серия
опытов, логико-математическое выделение инварианта,
научный факт. Научный факт как вид
базисного научного знания, достоверно отражающего фрагмент объективной
реальности и выраженного в знаковой форме конкретного языка
науки.

Найдено научных статей по теме — 15

Научное знание главный фактор экономического роста

Аксенов Евгений Петрович

диалектического взаимодействия менталитета, идеологии, науки, социально-экономического развития, культуры.

Научное знание главный фактор экономического роста

Аксенов Евгений Петрович

Исследованы вопросы научного знания как главного фактора экономического роста, диалектического взаимодействия менталитета, идеологии, науки, социально-экономического развития, культуры.

Факторы социального благополучия как научная проблема

Петровская Юлия Александровна

На основе анализа научной социологической литературы обосновывается недостаток социологических знаний о факторах социального благополучия в рамках существующих объективистского и субъективистского подходов.

СИСТЕМА ФАКТОРОВ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Тюрина Юлия Габдрашитовна, Лавренко Елена Александровна, Селиверстова Надежда Игоревна, Колмыкова Марина Александровна, Саморуков Анатолий Александрович

Государственная политика, направленная на обеспечение устойчивого экономического роста в РФ, повышение его качества, предполагает поиск и использование источников и инструментов интенсификации и диверсификации экономики.

Социальный фактор в развитии научного потенциала в Украине

Реент Александр Петрович

В статье охарактеризовано значение интеллектуального капитала в современной социально-экономической жизни Украины.

Научно-техническая информация как фактор развития общества

Секерин В. Д., Горохова А. Е., Лаптева Д. Я., Калинкина Т. М.

В статье рассмотрено значение научно-технической информации в развитии общества, выявлены основные особенности информации, обосновано, что информацию следует рассматривать как важный фактор производства

Образование в магистратуре как фактор подготовки научных кадров

Zakrevskaya Natalia Grigorevna

Conditions and factors of training of scientific staff are determined by the university’s infrastructure. Magistracy is one of the ways to train an inquiring scientist.

Научно-технический фактор обеспечения экономической безопасности

Глазов Михаил Михайлович, Фирова Ирина Павловна

Определена степень влияния уровня научно-технического и инновационного развития государства на обеспечение экономической безопасности; сформированы стратегические направления государственной политики обеспечения условий для развит

Научное обеспечение отрасли как фактор развития экономики региона

Бильчак Василий Степанович, Носачевская Екатерина Александровна

Рассмотрено научное обеспечение отрасли как фактор развития экономики региона на примере агропромышленного комплекса Калининградской области.

Научно-техническая информация — новый фактор экономической теории

Голиков Ю.А.

Изложены аргументы в пользу замены четвертого фактора производства предпринимательства на новый фактор информацию. Дана рыночная оценка научно-технической информации.

Факторы, влияющие на инновационную деятельность научных учреждений

Умаров А. А.

В условиях развития рыночных отношений в суверенном Узбекистане проводится политика последовательного перехода реального сектора экономики на инновационный путь развития, на все более широкое использование в отраслях экономики и н

Факторы результативности научной деятельности: микроуровневый анализ

Фурсов Константин, Рощина Яна, Балмуш Оксана

Рост государственных инвестиций в исследования и разработки в России и мире ставит вопрос об их рациональном использовании, т. е. в конечном счете о повышении требований к результативности сектора.

Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности

Слепак Константин Борисович

Статья посвящена анализу влияния научно-образовательно-го потенциала (НОП) на развитие российских инновационных секторов экономики, которые обусловливают обеспечение национальной безопасности.

Роль факта науки

Значение фактов в возникновении и развитии наук трудно
пере­оценить. Поэтому приемлемым началом темы было бы, например, обоснование
тезиса «наука базируется на фактах». Аргументы строят­ся на отношениях: новые
факты–мотивация научной деятельности ученого; факты — возникновение новых
научных областей и направ­лений; «мозаика» фактов — формирование предмета и
объекта науки
; систематизация и обобщение фактов — новая наука; «Монблан» фак­тов – зрелая наука; новые факты и традиционная
теория; новые факты — источники научных проблем; факты и возникновение научны идей; обобщение научных фактов и выдвижение
научных гипотез; верификационные серии фактов
и перевод гипотез в научные законы и теории.

Проблема понимания научного факта

В силу недостаточной разработанности проблемы
понимания научного факта целесообразна привести
конструктивный анализ применяемых в практике вариантов его определения. В частности, термин «факт» используют в следующих
смыслах:

1. Действительное
явление, событие или результат.

2. Нечто реальное
в противоположность вымышленному.

3. Как
синоним истины.

4. Твёрдо установленное
основание, на котором строится теория.

5. Конкретное,
единичное в отличие от абстрактного и общего.

6. Все,
что требует научного объяснения.

7. Особого рода
предложения, фиксирующие эмпирическое(опытное) знание.

Структура научного факта

Научный факт представляет собой целостное образование, в состав которого входят несколько важных компонентов. Первый компонент – логико-лингвистический, связан с предложениями, которые формулируются учеными. Мысль высказывается в суждении.

Второй компонент – когнитивно-перцептивный – это наличие чувственного образа или их совокупности, которые включаются в процесс установления факта.

Естественнонаучные факты устанавливаются путем обращения к реально существующим вещам и практических действий с ними. С внешним миром контакт человека происходит при помощи органов чувств, поэтому научный факт неизбежно устанавливается с чувственным восприятием.

В каждом факте в той или иной мере присутствует перцептивная сторона. Наиболее явно перцептивный компонент выражается в тех фактах, которые устанавливаются простым наблюдением. Перцептивный компонент никогда полностью не исчезает, но выражен будет слабее, если для установления факта требуются сложные технические средства.

Третьим компонентом является материально-практический. Здесь имеется в виду совокупность приборов и инструментов и совокупность практических действий с этими инструментами.

Под практическими действиями надо понимать приобретенные и закрепившиеся у исследователя навыки и умения, его профессиональное чутье, используемое им в ходе эксперимента, как поискового, так и проверочного

Правда, эту сторону факта во внимание принимают редко

Материально-практический компонент не обнуляется даже тогда, когда факт устанавливается простым наблюдением. В этом случае он будет выражаться в умении наблюдателя вполне определенным образом использовать свои органы чувств.

Замечание 1

Таким образом, научный факт является единством логико-лингвистического, когнитивно-перцептивного и материально-практического компонентов.

Рисунок 1. Научный факт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поскольку эти компоненты связаны между собой, то их разделение приведет к разрушению факта. Если факт рассматривать в единстве всех его компонентов, то к нему неприменимо понятие истины, потому что научный факт, это не только отображение реальных вещей, но еще и выражение материальных и духовных достижений той или иной культуры, способов ее познания и чувственно-эмоционального восприятия реальности.

Отсюда и вытекает социокультурная относительность фактов, например, факт, что при прокаливании вес металлов увеличивается, не будет являться фактом культуры, которая не знает весов.

Если смотреть с точки зрения философии, то это будет означать, что какое-то определенное свойство предметов материального мира или не получило отражения в данной культуре, или нашло отражение в иных фактах.

Этапы научного исследования

Любое исследование предполагает определенную организацию деятельности и правила построения исследования. В этом вопросе особая роль отводится методологии.

Замечание 2

Методология представляет собой логическую организацию деятельности и включает определение цели исследования, предмета исследовании, подходы к проведению исследования, выбор средств и методов, которые бы дали наилучший результат.

Основной составляющей методологии является определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования обычно выступает часть объективной реальности, содержащая противоречие и создавшая проблемную ситуацию. В социально-экономических системах таким объектом будет являться система управления и происходящие в ней процессы.

Рисунок 2. Этапы научного исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предметом исследования будут стороны, свойства, особенности объекта, значимые с точки зрения практики и теории и подлежащие изучению. Предмет исследования создается проблемной ситуацией, противоречием, возникшим в системе управления и его необходимо свести к минимуму или преодолеть.

Проблема является реальным противоречием и требует обязательного разрешения. Проблем в функционирующей системе множество – это противоречия между стратегией и тактикой управления, между условиями рынка и возможностями фирмы, между квалификацией работников и потребностями в инновациях и др.

Цель является общей направленностью исследования на конечный результат, это основа распознавания проблемы и выбора ее исследования. Цели могут быть разными – текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.

Задачами исследования являются те вопросы, на которые надо получить ответ, т. е. задачи конкретизируют поставленную цель. Любое исследование имеет исходную позицию, т. е. подход, ракурс исследования, определяющий направленность относительно цели.

Основные подходы к исследованию:

  • системный, учитывающий максимальное количество аспектов проблемы в их целостности и определяющий характер связи между ними;
  • аспектный — исследует одну грань аспекта проблемы по определенному принципу, учитывая при этом актуальность или ее ресурсы, выделенные на исследование;
  • концептуальный подход, в основе которого лежит комплекс ключевых положений, которые определяют общее направление исследования;
  • эмпирический подход, базой которого являются накопленные опытные данные в той или иной предметной области и логическом выводе на основе этих данных;
  • прагматический подход ориентируется на получение ближайшего результата, например, на снижение риска при выходе на рынок;
  • научный подход предполагает научную постановку целей исследования и научный аппарат его проведения.

При исследованиях существуют ориентиры и ограничения, позволяющие проводить исследования целенаправленно. Ориентиры и ограничения бывают мягкие и жесткие, явные или предсказуемые, неявные и непредсказуемые.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: