Земщина и опричнина — что это такое
В 1565 году в истории Русского государства произошло разделение всех земель на земщину и опричнину.
Опричнина – это земли и территория, принадлежавшие Ивану Грозному, куда входили преданные царю опричники, где мелось мощное войско и государственное правление. Все доходы с этой земли поступали в казну, т.е. лично царю. Столицей опричнины стала Александровская слобода.
Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «кроме», «вне», «за пределами». Так называли на Руси часть выделанного удела.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Позже опричниной историки стали называть государственную политику, которая состояла из жестких репрессивных мер, и была направлена на конфискацию земель и имущества бояр, церкви и дворян в пользу государства.
Земщина — это земли, которые не вошли в состав опричнины. К ним были отнесены такие территории, как Печорский край, Муром, Псков, часть Новгорода, Брянск, Смоленск и многие другие. Это была основная часть территории Русского государства, куда Грозный ссылал всех тех, кого не хотел видеть при дворе.
Центром земщины считалась Москва за исключением части районов. Имелся свой аппарат управления — Боярская дума и Приказы. Главное отличие земщины в том, что земские должны были отдавать почти все свои доходы в виде налогов государю. Царь получил над ними полную власть.
Земщина и опричнина поделили страну на две части, чтобы отделить преданных царю опричников от изменщиков.
Особенности разделения, чем обусловлено
Иван Грозный, выросший в атмосфере жестокости, лжи и предательства, постоянно подозревал заговоры и измены. Большая часть бояр действительно находилась в оппозиции к царю и не поддерживала его начинания. При этом бояре имели в стране огромную власть. По сути это были маленькие цари, имевшие свою армию, свой двор, казну и огромные земли, которыми полностью распоряжались. Новый митрополит Афанасий также поддерживал недовольных бояр.
Предательства князя Курбского, переход, его на сторону Литвы и выдача всех русских шпионов окончательно озлобили царя. Он принимает решение установить в стране новый порядок и уменьшить власть бояр.
Чтобы осуществить свой замысел, в начале 1565 года Иван Грозный выезжает из Москвы в Александрову слободу, заявив, что не желает продолжать царствование. Причина: государственные измены духовенства и бояр.
Узнав об этом народ вышел к стенам Кремля, требуя вернуть царя. Бояре вынуждены были поехать в слободу с просьбой о возвращении. Грозный соглашается вернуться при условии, что в стране будет создан новый порядок, при котором царь получит полноправную власть. Так государь решил разделить страну на две части и добился особой формы правления, создав в стране опричнину и земщину.
Началась эпоха жестоких репрессивных мер. Отбиралось имущество и земли бояр в пользу государства, обострилась борьба с изменой среди бояр и князей ради укрепления власти царя. Наступила тотальная единоличная диктатура.
Длилось она 7 лет, даты опричнины: 1565-1572 годы. В результате была уничтожена родовая аристократия. Владения и состояния перераспределены.
Сущность опричнины
Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка.
Изначально так назывался удел, выделявшийся вдове умершего князя после раздела его владений. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» (кроме) того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме». В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. В данном контексте «кромешники» — это люди, причастными к аду, то есть царству «кромешной тьмы».
Что же составляло суть опричнины?
В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей.
Основные события
Политика опричнины проходила в 3 этапа:
- 1565–1566 гг. Начало опричнины, которая еще не распространена на основную массу населения.
- 1567–1572 гг. Время масштабного террора, апогей лето 1569 – лето 1570 гг.
- 1572–1584 гг. Насилие происходит в скрытой форме.
Важно! Начало опричнины – 5 февраля 1565 года. В тот период в северной части России случаются неурожаи, которые потом приведут к сильному голоду
1 этап
В январе 1565 года царь объявил об отречении от престола, выдвинув вместо себя кандидатуру юного царевича Ивана Ивановича. Такая идея возникла на почве гнева, который тот якобы испытывал со стороны бояр, приказных, воевод и церковников.
Сначала она выражалась в отдельных казнях (Куракины, Оболенские, Репнины, Горбатый-Шуйский) или отправлении в ссылку (Ярославский, Ростовский, Стародубский князья). Кто такие эти личности? Главные оппозиционеры того времени. Весной 1566 года Афанасий снял с себя митрополитский сан, поскольку ему не нравилась неспокойная ситуация в России. Тогда царь выдвинул новую кандидатуру на место митрополита – Федор Колычев (Филипп). Тот был согласен принять сан при условии прекращения насилия. Иван Грозный дал видимое согласие, прекратив на время террористические нападки.
2 этап
Однако в июле 1566 года он подготовил Филиппу подписную грамоту, в соответствии с которой тот должен был не оставлять митрополии даже в период опричнины. В марте 1568 года Филипп отказался благословлять правителя и вновь потребовал отмены опричной политики. В ответ на это его слуги были избиты, а против самого Филиппа царь возбудил дело в церковном суде. Позднее тот был отправлен в Тверской монастырь и убит в 1569 году за очередное неповиновение царю дать благословение на Новгородский поход.
Иваном было возбуждено дело против лидера Боярской Думы – Ивана Федорова, славящегося своей честностью. Это не сыграло на руку царю, поэтому он убил Федорова вместе с 30 обвиненными сообщниками.
В 1569 году по Русской земле ходила молва, что Новгород желает сделать правителем двоюродного брата Ивана – Владимира Старицкого, а новгородцы хотят подчиниться Литве. Чтобы развеять слухи, царю было необходимом умертвить Старицкого с его семьей и совершить поход на Новгород с целью покарать распускающих слухи.
Сожжению подверглись Клин, Торжок, Тверь, Псков и сам Новгород. В нем была вырезана половина всех жителей, разгромлено 27 монастырей и храмов.
25 июля 1570 года царь устраивает большие казни на Поганой Луже в Москве. К смерти приговорены такие опричники, как Висковатый, Вяземский и другие. Массовые убийства в Москве 1570-71 гг. явились апогеем доктрины внутриполитических мер Ивана Грозного. Народ подвешивали, резали, закалывали, обдавали кипятком. Правитель самолично участвовал в этих процедурах, чтобы продемонстрировать всем, что произойдет с ними, если они усомнятся в деяниях правителя.
3 этап
Был вынесен смертный приговор многим приближенным Ивана. В 1574 году был освобожден престол в Речи Посполитой, Иван Грозный предложил свою кандидатуру, так как ему было предсказание от волхвов погибель, если он останется во главе страны.
Поэтому государь снял с себя титул царя и принял титул Московского князя. Правителем сделали татарского царевича Симеона Бекбулатовича, но царствовал он лишь формально. С 1578 по 1579 гг. убийства перестают происходить, в 1581 году царь убивает своего сына, а в 1584 году умирает сам (неофициальная отмена опричнины).
Важно! Хоть официальная отмена опричнины приходится на 1572 год, частично ее политика велась вплоть до смерти царя
Предыстория введения опричнины
Иван Грозный был известен как человек мнительный и недоверчивый по отношению к людям. Эти качества в нем обострились после событий 1553 г., когда после завершения Казанского похода Иван Васильевич достаточно сильно заболел и, опасаясь государственного переворота, приказал принести присягу своему сыну, царевичу Ивану, который тогда был еще младенцем. Бояре и придворные люди с неохотой присягали ему, а некоторые вообще отказывались. Дело в том, что царь был фактически при смерти, а его сын был совсем маленьким, что создавало боярам возможности для захвата власти. Однако, к удивлению многих, Иван выздоровел, а узнав о предательстве, не смог простить придворных.
Через несколько лет произошли события, усугубившие психическое состояние царя:
- в 1563 г. умер митрополит Макарий, который долгое время имел сильное влияние на царя и во многом сдерживал его агрессию; после Макария пост митрополита переходит к Афанасию, занявшему сторону бояр, что еще больше укрепило мнение Ивана Васильевича о том, что вокруг сплошные враги;
- в период 1560-х гг. среди бояр распространяется стремление бежать заграницу во избежание опалы; в 1564 г. приближенный Ивана Андрей Курбский бежит в Великое княжество Литовское, забрав с собой многих военачальников.
В результате Иван Грозный решил ликвидировать независимость бояр, которые на тот момент обладали достаточно большими правами и привилегиями.
В 1565 г. Иван Грозный вместе с казной, личной библиотекой, иконами, символами власти, уезжает из Москвы в Александровскую слободу, оставив две грамоты.
Первая была адресована митрополиту, и в ней Иван обвиняет духовенство и боярство во всех изменах, говоря о том, что они только и желают завладеть большим количеством земель и грабить царскую казну. Вторая грамота была обращена к населению, которому Иван Грозный объяснил свой отъезд возмутительными действиями бояр.
Также он объявил о своем отречении в пользу своего юного сына Ивана Ивановича. После прочтения этого послания по Москве прокатилась волна антибоярских выступлений, в результате чего, боярам пришлось просить Ивана вернуться обратно. С этой целью в Александровскую слободу была направлена делегация из бояр во главе с архиепископом Пименом IV, которая уговаривала Ивана Васильевича вернуться на царство. Он соглашается на их предложение, но с условием, что он вправе казнить изменников, лишать их имущества без нареканий со стороны духовенства и учредить в стране новый строй — «опричнину».
Отличия опричнины от земщины
К опричным землям были причислены богатые и стратегически важные регионы:
- центральные уезды Московского царства;
- Поморье;
- земли Строгановых на Урале;
- часть Москвы с Арбатом, Пречистенкой и некоторыми другими улицами.
Крта земель опричнины и земщины
На кормление опричников были отданы около 20 зажиточных городов:
- Суздаль;
- Вологда;
- Великий Устюг и другие.
Территория опричнины определялась исключительно по воле Ивана Грозного. Она несколько раз расширялась за счет включения новых земель. Например, в 1567 к опричнине была приписана Кострома, в 1569 – Ростов и Ярославль.
Центром опричнины была Александрова слобода. Сейчас это город Александров во Владимирской области. Возле этого места расположен Троице-Сергиев монастырь, куда Иван Грозный часто ездил на богомолье. Александрова Слобода расположена в 120 километрах от Москвы. Близость к столице также сыграла важную роль в выборе центра опричнины.
К земщине относилась вся остальная часть Русского царства, в том числе:
- большая часть Москвы;
- Софийская часть Великого Новгорода;
- Владимир;
- Нижний Новгород;
- Рязань;
- Тула;
- Пермь;
- Печорский край и другие земли.
В социально-экономическом и политическом отношении жители земщины были абсолютно бесправны. Опричники могли творить на этой территории любые беззакония.
Привилегии опричников:
- Опричники состояли на полном обеспечении и ни в чем не нуждались.
- Жители земщины не могли пожаловаться на опричников.
- Власти всегда принимали сторону жителей опричнины.
- Опричники безнаказанно врывались в дома «земцев», грабили и разоряли их под предлогом борьбы с изменой.
- Даже убийство жителей земщины оставалось неподсудным, в то время как любая обида опричнику каралась жестокими пытками и мучительной смертью.
Яркой иллюстрацией разницы в правах может послужить историко-литературное произведение Михаила Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». В этой поэме рассказывается о противостоянии опричника Кирибеевича и земца Калашникова. В честном кулачном бою победил купец из земщины, после чего пошел на лютую казнь. Если бы победил опричник, он бы не понес никакого наказания.
Песнь о купце Калашникове — иллюстрация
В опричнине и земщине вводились параллельные органы государственной власти и силовые структуры:
- Опричная дума и Земская боярская дума.
- Опричные и земские приказы.
- Опричное и земское войско.
- Опричная и земская казна.
В Боярскую думу входили представители знати, которые были в оппозиции к царю: Бельский, Мстиславский, Захарьин-Кошкин, Федоров, Пронский и другие. С 1565 по 1571 год во главе Боярской думы стоял князь Иван Дмитриевич Бельский. Он же был воеводой Большого полка.
Боярской думе подчинялись приказы (органы центрального управления):
- Земский – управлял Москвой;
- Бронный – выполнял военно-административные функции;
- Посольский – занимался внешней политикой;
- Разрядный – ведал служилыми людьми;
- Конюшенный и другие.
Во главе опричнины стоял Иван Грозный. Опричников в 1565 году насчитывалось около одной тысячи человек, затем их количество увеличилось до шести тысяч. Всевластием пользовались любимцы царя, особенно келарь Афанасий Вяземский и пономарь Малюта Скуратов.
Опричник Ивана Грозного
Царь пытался выстроить структуру опричнины по образцу монашеского ордена. Опричникам давались духовные звания, они должны были надевать черные рясы поверх одежды. По воспоминаниям ливонских дворян Крузе и Таубе опричники носили отличительные знаки – собачьи головы на шее у лошади и метлы на рукоятке кнута.
В ведомстве опричнины было 4 приказа:
- Бронный – оружейный;
- Конюшенный – организовывал конное хозяйство;
- Сытный – ведал продовольствием;
- Постельный – занимался обслуживанием быта царской семьи.
В опричнине была сформировано самостоятельное войско, напрямую подчинявшееся царю. Часть опричников выполняли функции органов политического сыска, занимаясь выявлением недовольных существующим режимом.
В 1569 по приказу царя опричники начали расправу с новгородцами, которых царь заподозрил в измене. Год спустя состоялись массовые казни в Москве. По разным данным жертвами опричного террора стали от 5 до 10 тысяч человек.
Особенности формирования опричнины
Опричнина считалась новой системой государственной власти. Царь сформировал дружину в количестве 1000 воинов. Опричники поступили в полную власть государя, должны были поддерживать и оберегать его. Дали ему клятву верности. Вместе с тем, получили большую власть, став членами тайной полиции.
Опричники не имели права общаться с земскими, одевались во все черное. Те, кто ездил на коне, возил с собой метлу и собачью голову — символы власти. По приказу царя они должны были «выметать» и «выгрызать» изменщиков. Государевы люди наводили ужас на население. Иван Грозный дал им полную свободу действий, они грабили и громили и, если получали отпор, имели право казнить. Ежедневно в стране совершались избиения и казни. Страдали в этом терроре все, в ком подозревали изменников.
Историки называют два периода опричнины.
Первый длился в течение двух лет. Характеризовался тем, что опалы, казни сменялись смягчением режима. В 1565 году Грозный сослал в Казань представителей ветвей Рюриковичей. Через год часть опальных лиц по велению царя вернулась в столицу. Иван Грозный собрал в этот период Земский собор для обсуждения острых вопросов внешней политики. Он намеревался коллективно обсудить важные государственные дела, которые касались, в том числе, ведения военных действий, нужна была помощь в объединении всех сил государства.
Второй этап длился 4 года до окончания опричнины. Сначала усиливаются карательные операции. Заточен в монастырь митрополит Филипп Колычев за призывы проявить милосердие по отношению к боярам. Через год его убивает опричник Малюта Скуратов, главный воевода и самый жестокий палач. Кульминацией этого периода стал разгром Великого Новгорода. В Москве регулярно проходили публичные казни. Из доверия царя вышли приближенные к нему князь А. Вяземский и А.Басманов. Царь увидел измену в стане опричников. Наступил кризис власти. Пошли расследования по злоупотреблениям опричников.
В 1571 году, когда на Русь пошел крымский хан Девлет-Гирей, страну было некому защитить. Опричники, жившие грабежами, не посчитали нужным явиться на войну. Москву хан сжег. Горели и Кремль и Китай-город. Когда крымский хан вновь через год пошел на Русь, Ивану Грозному пришлось срочно объединить оба войска: опричное и земское. Сражение у деревни Молоди стал решающим. Хан был уничтожен. Эта победа стала и победой над опричниной.
В том же году Грозный отменил опричнину и даже запретил её название. Часть отобранных земель была возвращена. Прекратились принудительные переселения. Войска опричнины были уничтожены. Однако часть историков предполагает, что она все-таки просуществовала до самой смерти царя под именем «государева двора».
Предыстория
Мнительность и сложное психологическое состояние Ивана Грозного были одними из причин проведения данной политики. События предшествующего периода послужили поводом и толчком к началу введения опричнины. В 1558 г., после возвращения из Казанского похода, Иван Грозный сильно заболел и, чтобы не возникло путаницы в престолонаследии, он велел боярам присягнуть его малолетнему сыну Ивану. Однако, придворные усмотрели здесь возможность для усиления собственного влияния и перехода власти в свои руки, поэтому некоторые отказались присягать младенцу. Удивительно, но через некоторое время царь выздоравливает и, узнав об измене, проводит несколько казней причастных к этому. Это событие заставило его начать сомневаться в своем окружении и он, решив лишить бояр их обширных прав (а в тот период они владели собственной землей, войском и т.д.), обращается к политике ограничения боярской вольности и уравнивания их с поместным дворянством.
Лишение многих привилегий вызвало недовольство бояр, и поэтому многие из них стремились убежать за границу. В 1564 г. из России в Великое княжество Литовское бежал Андрей Курбский – важная фигура в боярской среде и приближенный Ивана Грозного, бывший член неофициального правительства «Избранная рада». За год до этого, в 1563 г. умер митрополит Макарий, который был приближен к царю и которому Иван доверял. Новым митрополитом стал Афанасий, который принял сторону бояр.
Начало опричнины, причины возникновения
Создание особой гвардии и опричников было связано с Ливонской войной. Иван Грозный славился своим суровым нравом и подозрительностью. В 1558 г. он начал Ливонскую войну, целью которой было завоевание новых земель на Прибалтийском побережье. К сожалению, война шла не так быстро и успешно, как того хотел царь, поэтому он неоднократно выражал свое недовольство и упрекал воевод в том, что они неправильно ведут военные действия.
Неудачи копились, и это вызывало подозрения у Ивана 4-го. Довольно скоро он пришел к выводу, что против него существует тайный заговор, в котором участвуют бояре (которые никогда не поддерживали его военных решений) и воеводы. В подтверждение слов царя во время Ливонской войны один из воевод (Андрей Курбский) предал его и перешел на сторону противника.
В результате измученный подозрениями царь решает, что его хотят убить и занять его место. Чтобы защитить себя, Иван Грозный создает особую свиту, состоящую из тысячи человек, которую он нарекает опричниками. Иван 4-й приказывает им следить за его безопасностью и нерушимостью царской власти. В число опричников входили бояре и простые воины, а также представители других слоев населения. Со временем опричники стали представлять собой аналог царского двора.
«Чрезвычайное положение»
Иван Васильевич согласился вернуться. Однако, пользуясь выгодной ситуацией, он решил изменить административное устройство государства, разделив его на две части: земщину и опричнину.
Также по теме
Собиратель земель русских: почему фигура Ивана III столетиями была недооценена потомками
580 лет назад родился великий князь Московский, государь всея Руси Иван III. Историки называют его одним из наиболее недооценённых в…
Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь» — «за пределами», «снаружи». Опричнинами ранее называли уделы вдов, выделяемые им из поместий после смерти мужа, а также личные владения великих княгинь, находящиеся в их полном распоряжении. Иван Грозный придал данному слову новое, более широкое значение.
Земли, вошедшие в опричнину, оказались в прямом управлении Ивана Васильевича.
«Выражаясь современным языком, это было введение чрезвычайного положения с отменой конституционных прав граждан. Конечно, никакой конституции на Руси в то время не было, однако существовал другой институт, даже более важный, чем закон, — традиция», — рассказал в беседе с RT профессор РГГУ, доктор исторических наук Игорь Курукин.
По словам историка, традиции ограничивали власть государя и гарантировали определённые права его подданным.
«Государь мог наказать своего боярина. Однако боярин не человек с улицы. Его предки служили монархам многие поколения. Чтобы его казнить, нужен суд. А суд — это доказательства. Если вина доказана, то могут и голову отрубить, а если нет — боярин будет свободен. Сам же государь мог наложить опалу, но это была не казнь, а отдаление от двора. Попавший в опалу просто ехал в поместье оплакивать свою участь. Зато в опричнине сам государь получал право казнить каждого, кого сочтёт врагом», — подчеркнул эксперт.
- Николай Неврев. «Опричники»
Царь включил в опричнину около 20 дворцовых и оброчных волостей в центре России, на северо-западе и в Поволжье, а также города, связанные с соледобычей, находящиеся на важных торговых маршрутах или значимые в военно-политическом плане. Так, в частности, в составе опричнины оказались Соль Тотемская, Сольвычегодск, Великий Устюг, Вологда, Вязьма, Можайск, Старая Русса, Козельск, Суздаль. Вошла в опричнину и часть районов Москвы. Политическим центром опричнины стала Александровская слобода. В последующие годы опричнина несколько раз расширялась.
На остальных землях государства устанавливалась земщина, где действовали старые порядки. Царю были отведены военные, дипломатические и церемониальные функции. Кроме того, он выступал арбитром в спорах между представителями земщины и опричнины.
Кроме того, по его словам, существует предположение, что царь при помощи опричнины мог бороться с попытками иноземного влияния на элиты государства. В любом случае значительную роль в происходящем сыграли религиозные представления Ивана Грозного, который, как и многие его современники, ожидал приближения Страшного суда и пытался «бороться со скверной».
- Алексей Максимов. «Иван Грозный в Александровской слободе»
В чем заключалась сущность опричнины?
В 1564 году у стен московского Кремля случилось странное событие. Вдруг появилось много саней, в которые вся семья царя разместилась, прибрав утварь, иконы, казну, платья, и просто выехала из столицы. По масштабам действия было понятно, что это не увеселительная прогулка и не богомольная, а самое настоящее переселение. Москва осталась в недоумении.
Через месяц из Александровской слободы царь прислал в столицу две грамоты.
Одна из грамот раскрывала все беззаконие со стороны духовенства и бояр, которые, со слов Ивана IV, не заботились о защите государя, расхищали казну и земли, покрывая виновных. Не стерпев сего, государь покинул царство, полагаясь на силу своей власти в простом народе.
Как раз к простонародью (купцам и тяглым людям) была обращена вторая грамота. Ее зачитали всенародно на площади: «царской опалы на них нет, и сомнений держать не стоит».
Москва замерла: приказы опустели, лавки закрылись. Бояр и епископов просили ехать в Александровскую слободу, бить челом и просить государя не покидать их.
Депутация отправилась в Александровский кремль во главе с Пименом (архиепископом новгородским). Среди прочих здесь были купцы, призывавшие государя вернуться, править, как будет угодно его царской воле. Царь обещал воротиться, но на своих условиях.
Возвращение случилось в 1565 году, зимой. Иван Грозный собирает совет, где обещает казнить изменников, а их имущество забрать в казну. Если мешаться никто не будет, царь продолжит править.
Сложившаяся ситуация – это и есть опричнина. Все земли страны разделились на две категории:
- Опричнина – земли, которые отошли непосредственно царю в государственное владение.
- Земщина – земли, сохранившиеся за боярами.
Чтобы осуществить свой план по разделению земель, Иван Грозный поручил создать отряд опричников – специальных людей, которые занимались контролем деления территорий. Изначально в отряд входила тысяча человек, которые стали тайной полицией царя, наводя нужный царю порядок и подчиняясь ему непосредственно.
Опричниной стали земли Москвы, Вологды, Костромы, Можайска и др. городов.
Кстати, самим опричникам отвели особенные улицы – Пречистенка, Арбат, Сивцев Вражек, Никитская вплоть до Новодевичьего монастыря. Прежние же жители этих улиц и слобод были переселены на другие улицы Москвы. Чтобы содержать свой обиход и двух своих сыновей, царь выделил 20 городов, уезды и волости, земли с которых были поделены и розданы опричникам, а прежние владельцы этих земель перемещены, земли им дали из других уездов.
Той зимой 12 000 выселенцев со своими семействами выселялись из своих усадеб и отправлялись на новые отдаленные поместья в глухие глубинки.
Картина Н.В. Неврева. Опричники. Казнь боярина Фёдорова
Стоит отметить, что опричнина не была цельной областью или сплошной территорией. Она рассеялась по центральным и северным уездам. Остальная же земля, с судами, воинством и управой, была отведена боярам, которым было приказано, как и раньше, «ведать дела земские». Так появилась земщина. Центральные учреждения, приказы – все действовало «по старине», по-прежнему, обращаясь к земским боярам и докладывая государю только о самых важных земских делах или военных вопросах.
Чтобы вернуть себе власть, как можно сильнее ее укрепляя, царь экономически ослабил бояр, забрав у них лучшие земли.
Итоги опричнины и её значение
Ликвидация разделения страны, воссоздание единого государева двора, возвращение части конфискованных земель их бывшим владельцам, прекращение принудительных переселений и массовых казней — явные свидетельства изменения курса. Опричнина была отменена.
Вот каковы были основные последствия опричнины.
- Опричная политика привела к уничтожению последнего удельного княжества — Старицкого удела. Этот шаг поставил точку в длительной истории политической раздробленности Руси и поспособствовал централизации.
- Разорение Новгородской и Псковской земель, а также зверства, совершённые по отношению к местному населению, ударили по остаткам былой независимости этих княжеств, самобытности их политической культуры.
- Расправы, совершённые опричниками над представителями духовенства, пока не подчинили церковь государству, но стали прецедентными в плане вопроса о низложении с кафедр неугодных власти иерархов и решения проблемы церковного землевладения.
- В экономическом плане опричнина в истории России оставила тяжёлый отпечаток на хозяйственной жизни страны: в Новгородской и Псковских землях погибла часть крестьянского населения, появились большие пространства заброшенных и необрабатываемых земель.
- Тень опричнины видна и на становлении системы крепостного права. Первые указы, ограничивающие крестьянские переходы, были вызваны опричными порядками.
- Жёсткое подчинение всех сословий государственной власти лично монарху, инструментом политики которого является террор, также стоит считать одним из важнейших последствий опричнины.
С отменой опричнины не были забыты методы проведения этой политики. Уже в 1573 году попал в опалу и был казнён герой битвы при Молоди князь М.И. Воротынский.
Для большей части населения государства опричнина действительно закончилась, однако, отношения Ивана со знатью продолжали оставаться нестабильными.
Осенью 1575 году Русское государство снова было разделено на две части: удел царя («двор») и земщину, возобновились казни и массовые переселения. Такой порядок сохранялся до самой смерти царя Ивана Грозного в 1584 году.