Основные элементы культуры
В социологии культуру рассматривают как систему норм и ценностей, осуществляющих социальную регуляцию.
Замечание 1
Культура – сложноорганизованная система, включающая множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции; важный механизм взаимодействия между людьми, определяющий социальное пространство их деятельности, образ жизни, направления духовного развития.
Эффективность функционирования культуры в обществе во многом зависит от развития ее структурных элементов.
К наиболее устойчивым элементам культуры относятся:
- Язык – система знаков и символов, несущих определенное значение. Язык – первоначальное условие формирования любой социальной группы, предпосылка социального взаимодействия. Основные функции: сбор, хранение и передача информации, коммуникативная функция. Язык предопределяет социальное поведение индивида, он выполняет роль ретранслятора культуры. Благодаря языку люди осмысливают окружающий мир.
- Социальные ценности – общепринятые и одобряемые обществом убеждения относительно стремлений человека.
- Социальные нормы – правила, стандарты и образцы поведения, регулирующие взаимодействия индивидов в соответствии с ценностями той или иной культуры.
- Традиции, обычаи, обряды – формы социальной регуляции поведения людей, воспринятые из прошлого.
- Этикет – правила поведения в определенных социальных группах.
- Привычки – стереотипы поведения в конкретных ситуациях.
- Манеры – внешние, подлежащие оценке окружающих, формы поведения.
- Мода. Является фактором, определяющим индивидуальность, стремление соответствовать социальному статусу и т.д.
Традиции – элементы культурного и социального наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся на протяжении долгого периода; выступают объединяющим началом, способствующим консолидации отдельной социальной группы или целого общества.
Обычаи – исторически сформировавшиеся, рекомендуемые для выполнения массовые образцы действий, неписанные правила поведения.
Нравы – обычаи, играющие моральную роль. Нравы характеризуют существующие в обществе формы поведения, которые можно подвергнуть нравственной оценке. Переходящие из поколения в поколение обычаи становятся традицией.
Обряд – совокупность символических действий, обусловленных традициями и обычаями, несущих определенные ценности и нормы и осуществляемых группой людей. Обряды связаны с самыми важными моментами жизни человека: крещение, свадьба, погребение и др. Обряды оказывают психоэмоциональное воздействие на поведение людей.
С обрядами тесно взаимосвязаны ритуалы и церемонии. Ритуалы подразумевают символические действия (набор слов и жестов, которые должны вызвать определенные групповые чувства и эмоции), связанные со сверхъестественным и священным. Церемония – определенная последовательность символических действий по случаю торжественного события (награждения, коронации и т.д.).
Замечание 2
Нормы, ценности и язык образуют ядро социальной культуры как системы регуляции поведения людей.
Что такое культура
Слово «культура» происходит от латинского слова cultura — «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». Уже по одному переводу можно судить, насколько это слово многогранно. Мы используем его в самых разных значениях. Когда видим, что человек ведет себя некультурно. Когда идем на концерт в Дом культуры. Когда покупаем семена овощных культур для дачи.
Так что же означает это слово по определению?
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей. Она выражает уровень исторического развития общества и человека.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Это совокупность достижений человечества в сфере общественно-интеллектуальных и производственных отношений.
И это далеко не все определения, которые можно дать этому понятию. Рассматривать их по отдельности мы можем еще долго, поэтому лучше сразу перейдем к целям культуры.
Современная культура и ее компоненты
Основные компоненты культуры это:
- ценности;
- верование;
- обычаи;
- нормы;
- язык;
- техника.
В ходе эволюции и расселения людей разные культуры пересекались, заимствовали друг у друга те или иные особенности. Мы живем в цифровую эпоху, когда границы между культурами размыты сильнее всего. С помощью интернета мы познаем мир вокруг себя, смотрим, как живут в других странах, примеряем на себя их опыт.
Современная культура — это интернет, который объединяет людей и дает доступ к информации со всего мира. Сегодня в цифровой формат переходит и изобразительное искусство, и музыка, и литература. Появляется особая культура цифрового этикета.
Религия: определение, функции, мировые религии
Религия – это социальный институт, в основе которого вера в силы сверхъестественного происхождения. К базовым элементам культуры относятся:
- Идеология – систематизирование представления о мире и силах, действующих в нем.
- Культ – совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей. К примерам проявления культа относятся: богослужение, молитвы, милостыня, обряды и таинства.
- Иерархия – деление верующих в зависимости от их роли и приближенности к богу или богам. Например, миряне и клир (религиозные руководители).
Все религии допустимо подразделить по количеству богов на монотеизм (один) и политеизм (группа). Для ранних религиозных верований характерно преобладание политеистических религий.
В современном мире все религии допустимо подразделить на три направления. Рассмотрим их в таблице:
Функции религии:
- Мировоззренческая – формирование взглядов и принципов восприятия жизни.
- Коммуникативная – организация взаимодействия верующих друг с другом и с высшими силами.
- Компенсаторная – помогает в преодолении жизненных трудностей.
- Регулятивная – управляет поведением людей посредством социальных норм.
- Интегрирующая – объединение людей с общими взглядами и идеалами.
Социальные ценности и нормы
Социальные ценности – продукт взаимодействия людей, в результате которого формируются представления о добре и зле, справедливости, смысле жизни и т.д.
Социальные ценности – важный элемент социальной регуляции, определяющий ее общую направленность. Они выделяют нравственную систему координат, в которой ориентируется и живет человек. Благодаря общим социальным ценностям достигается консенсус в отдельных социальных группах и в обществе.
Индивидуальные ценности, или ценностные ориентации показывают каким ценностям личность отдает предпочтение: порядочность, честность, здоровье, богатство, карьера и т.д. Индивидуальные ценности формируются в процессе усвоения социального опыта. Они проявляются в идеалах, целях, интересах, убеждениях и др. аспектах личностного сознания.
Существуют общечеловеческие социальные ценности: свобода, мир, честь, равенство, достоинство, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и др.
На основе социальных ценностей возникают социальные нормы, которые определяют границы поведения в социуме.
Социальные нормы обеспечивают устойчивость, повторяемость и регулярность взаимодействия членов общества. Благодаря социальным нормам развитие социальных отношений носит предсказуемый характер, что способствует развитию стабильности общества.
Замечание 3
Классификация социальных норм происходит по разным критериям
В отношении регуляции социальной жизни наиболее важно разграничение социальных норм на моральные и правовые
Соблюдение моральных норм обеспечивается силой нравственного долга личности, общественного мнения.
Правовые нормы содержат четкие установки, определяющие применение данной нормы, проявленной в форме законов.
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
-
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
-
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
-
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Признаки
Для облегчения понимания термина «культура» обратимся к ее основным признакам:
- выражается через ценности, нормы или стереотипы;
- проявляется в поведении людей, искусстве, имеющихся законах, религии, праздниках, традициях, идеологии и др.;
- обусловлена исторически, но при этом может видоизменяться со временем;
- она связывает людей, помогает понимать друг друга, видеть истинную ценность человека и его благородное начало;
- может выступать в качестве системы кодов (язык, символы). С их помощью человек хранит память о себе и взаимодействует с другими людьми;
- может быть характерна только для человеческого вида, так как наследуется не генетически, а через воспитание и обучение;
- ее нельзя изучить в рамках только одной сферы. Она познаётся через философию, историю, культурологию, политологию и другие науки;
- ее невозможно измерить, так не существует общего лекало;
- воплощает богатство и творчество сущности в преображении реальности;
- она всеобъемлюща и находится внутри каждого человека, выражаясь в поведении и ценностях;
- это коллективный феномен, хотя она характерна и для отдельного человека;
- у каждой культуры есть границы, хотя в зачастую они размыты из-за постоянного культурного обмена.
Формы культуры в социологии
Культуру в социологии можно структурировать по самым различным критериям. Классификация культуры по генезису, уровню развития и характеру позволяет выделить следующие ее формы:
- Элитарная (высокая) культура. Создается талантливыми поэтами, писателями, живописцами, композиторами. Включает высокохудожественную литературу, классическую музыку, изящные искусства и т.д., ориентирована на избранный круг ценителей искусства. Круг потребителей элитарной культуры расширяется с повышением уровня образования.
- Народная культура. Чаще всего возникает стихийно и не имеет конкретных авторов. Включает различные элементы фольклора: легенды, мифы, песни, былины, танцы, частушки, пословицы, ремесла и др. Связана с традициями определенной местности.
- Массовая культура. Возникает и развивается в условиях появления новых технологий массовой коммуникации и в условиях коммерциализации искусства. Продукция массовой культуры ориентирована на удовлетворение сиюминутных потребностей, она распространяется среди всех социальных групп общества. Основная функция – компенсаторно-развлекательная. В поверхностном варианте ей сопутствует социально-адаптивная функция. К продукции массовой культуры относятся телевизионные сериалы, музыкальные шлягеры, кинобоевики и др.
Искусство и его функции Особенности современного искусства
Определение слова «искусство» предполагает отражение действительности посредством образов. Оно не стремиться к точности и достоверности информации и носит субъективный характер.
К базовым функциям искусства относятся:
- преобразовательная – изменяет общество и природу благодаря действиям;
- художественная – отражение мира;
- воспитательная функция искусства нацелена на формирование у молодого поколения чувств и стимуляцию эмоций;
- рекреационная – организация отдыха и досуга людей.
Современное определение термина «искусство» связано с указанными функциями и многообразием видов и форм.
Виды искусства представляют собой сложившиеся в рамках истории, формы проявления деятельности людей. К ним относятся:
- литература;
- музыка и танец;
- живопись;
- архитектура;
- театр, цирк и кино.
Эстрада как вид искусства представляет собой зрелищное сценическое выступление артистов.
К особенностям современного искусства относятся:
- Появление новых художественных форм, например, графика, в том числе и компьютерная, радио, искусство и тому подобное.
- Смешение жанров, например, в кинофильмах и музыке. В качестве частного примера можно привести фильм «Мстители», в котором есть элементы приключений, комедии, детектива.
- Отход от принятых ранее канонов и импровизация.
Виды современного искусства отвечают на запросы молодого поколения – они быстрые, яркие, наполненные смыслом.
Словарь
1. Канон – неизменная традиционная совокупность норм и правил.
2. Импровизация – вид искусства, который создается непосредственно перед зрителем; неожиданное творение.
Роль духовной культуры в жизни общества
Духовная культура многогранна и проявляется несколькими направлениями. В частности: религия, наука, искусство, мораль.
Рассмотрим ключевые задачи данного направления культуры:
- Формировать представление о мире у людей;
- Дифференцировать ценности присущие конкретному обществу;
- Информировать социум о событиях, передавать знания и обмениваться ими;
- Приучение человека к нормам и идеалам соц. группы, в которой он воспитывается.
В структуру духовной жизни общества включаются:
- потребности – желание и нужда людей изучать и формировать ценности;
- деятельность – процесс создания объектов культуры;
- блага – результат действий, выраженный в образах, идеях или теориях;
- связи между индивидами.
Наука. Функции и методы научного познания
Наука представляет собой сферу деятельности людей, в рамках которой формируется система истинных знаний о мире. Целью науки является получение точных сведений о человеке, обществе и природе.
Наука является социальным институтом и включает в себя следующие компоненты:
- Субъектов – ученых, их знания и опыт – они формируют и систематизируют полученные знания языком понятным как для научного сообщества, так и для обычных людей.
- Учреждения и организации. В качестве примером отметим: РАН (Российская академия наук), ЮНЕСКО (учреждение организации объединенных наций по вопросам культуры), интернациональный союз астрономии и другие.
- Оборудование, используемое для изучения, например, лаборатории, космические станции.
- Язык, основанный на особых знаках и символах. Примеры: математические формулы, таблица Менделеева в химии и тому подобные.
- Методика исследования – наблюдение за явлениями, проведение экспериментов и так далее. Системность в науке играет ключевую роль.
К характерным чертам науки относятся:
Универсальность – знание объективно, результат не зависит от человека, где бы и когда бы ни проводилось исследование, теории будут подтверждены. Например, вода закипает при температуре сто градусов, не имеет значения, проводят эксперимент в России или Австралии (при соблюдении идентичных условий проведения эксперимента).
Гласность – достижения науки открыты для всего человечества
Например, появление электричества сразу упростило жизнь всех людей, проживавших в ту эпоху.
Бескорыстие – в исследовании важно постижение истины, даже если она не привлекательна. Например, открытие возможностей атома поставило мир под угрозу ядерной войны, не смотря на то, что этот факт печален, отрицать его невозможно, как и договориться с элементом, не действовать разрушающим образом.
Рациональность в науке делает результаты исследований объективными, то есть независимыми от взглядов отдельного индивида.
Все современные науки допустимо подразделить на следующие группы:
- естественные – изучение природы и космоса, закономерностей явлений (астрономия, геофизика, антропология);
- общественные – изучение общества и человека, как социального существа (социология, политология, юриспруденция);
- гуманитарные – изучение различных проявлений творческой деятельности индивида (языкознание, история, литературоведение, логика);
- технические – изучение существующих законов физики и химии.
Как правило, отрасли науки связаны с направлениями деятельности людей. Например, комплексные отрасли юридической науки разделены в соответствии с отраслями права: административное, уголовное и так далее.
Науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную. Задача первой – систематизация, универсализация принципов и открытий. Что касается второй, то ее задача – применить на практике фундаментальные теории.
Базовые характеристики современной науки:
- рост количества научных дисциплин;
- увеличение числа ученых и людей, занятых в исследованиях;
- интернациональное изучение проблемных вопросов.
Итак, главные задачи и цели науки связаны с достижением истины и систематизацией существующих знаний.
Особую силу научные знания приобрели после НТР (научно-технической революции в середине двадцатого века). В рамках нескольких десятилетий произошел скачок в развитии техники. Последние шестьдесят лет характеризуются постоянным развитием научного знания.
Социальные функции культуры
В качестве основных функций культуры можно назвать следующие:
- функция обеспечения оснований для социальной интеграции людей;
- создание, развитие политических, организационно-деятельностных, психологических, социальных, политических и пр. условий для устойчивого коллективного существования и взаимодействия людей, реализации их продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение их потребностей;
- стимулирование заинтересованности индивидуумов в совместном проживании;
- укрепление групповой идентичности индивидуумов в качестве представителей именно этой социальной общности, социальной группы;
- поддержание групповой консолидированности, коммуникативной плотности и эффективности взаимодействия представителей определённой социальной общности;
- накопление социального опыта совместного проживания, жизнедеятельности, дальнейшее его использование для культурного и социального межпоколенного воспроизводства определенной социальной общности как устойчивой социокультурной ценности.
Таким образом, культура обладает высоким социальным потенциалом, обеспечивая сохранность и стабильность общества, его постоянное развитие и совершенствование.
Роль образования в современном обществе
Образование представляет собой процесс, в рамках которого происходит становление личности, за счет усвоения знаний, накопленных предыдущими поколениями. Основная цель образования – приобщение индивидов к нормам и ценностям социума, в котором они проживают.
К принципам современного российского образования относятся:
- сфера образования – одна из приоритетных среди направлений государственной политики;
- общедоступность среднего образования для всех граждан;
- гуманистический характер – жизнь, здоровье и достоинство человека первостепенны;
- светский (не религиозный) характер предоставления знаний, например, еще два века назад получить образование было возможно только при монастырях.
- все ученики обладают равными правами и обязанностями.
Сущность понятия «образование» связана с передачей знаний и навыков новым поколениям посредством специально созданных институтов общества.
Тенденции развития науки и образования, связанные с современной моделью образовательного процесса:
- Демократизация – возможность получить образование доступна гражданам России даже в самых удаленных уголках. Проект — открытая образовательная среда.
- Продолжительность образования – процесс становится длиннее в связи с появлением большего объема знаний и их доступностью.
- Гуманизация – интеграция в образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями на равных основаниях.
- Гуманитаризация – рост числа гуманитарных наук в рамках школьной программы.
- Интернационализация – международный характер учебы.
- Компьютеризация – внедрение передовых технологий в процесс обучения. Включает в себя современные технические средства обучения в образовательном процессе.
Таким образом, смысл понятия «образование» в современном мире приобретает новые акценты, связанные с общедоступностью и непрерывностью процесса обучения. А также новые формы организации образовательного процесса допускают получение дистанционных знаний.
Под содержанием образования понимают объем и специфику знаний. В РФ существуют следующие основные элементы системы образования:
- до школы – ясли и детский сад;
- школьное – три уровня (начальная, средняя и старшая школы);
- среднее профессиональное — колледжи, училища;
- высшее университетское – бакалавриат, магистратура, аспирантура и далее.
Не все указанные элементы структуры системы образования обязательны. В соответствии с Конституцией граждане обязаны получить основное общее (закончить девять классов). Базовые цели и задачи образования связаны с передачей ключевых накопленных знаний.
В зависимости от возможностей и предпочтений людей выделяют следующие способы получения образования: очно (стандартное регулярное посещение учебного заведения), заочно (периодическое присутствие на занятиях), экстернат (досрочная сдача экзаменов) и самообразование. Современные формы организации образовательного процесса зависят от учебного заведения и возможностей студентов.
Стратегическая цель государства в образовании – переход на западноевропейскую систему многоуровневого конкурса. Педагоги как субъекты образовательного процесса являются не столько носителями знаний, сколько должны привить интерес к их получению. В качестве главного результата образования ставится желание человека учиться дальше.
Какая бывает культура
Существует несколько видов культуры.
Жизненные ценности
В этом обличии культура выражается как общепринятые нормы поведения и моральные ценности общества. Сюда можно отнести и правила приличия, и пожертвования в благотворительные фонды. Жизненные ценности определяют наше отношение к насилию, воровству или взаимопомощи. Моральные установки, в которых отрицалась ценность чужой жизни, никогда не могли просуществовать долго в качестве общественного строя. Примером тому может служить Спарта.
Нормы поведения
Это гибкие правила, которые видоизменяются со временем или с географической позицией. Они могут становиться более демократичными и либеральными или консервативными. Несмотря на отличия норм поведения в разных странах, основные из них все же универсальны.
Артефакты
Это предметы искусства, материальные достижения технологий и науки. Иными словами, осязаемое выражение культуры общества.
Цель культуры
Очень точно о цели культуры выразился советский и российский математик и философ Абрам Ильич Фет в своем труде «Инстинкт и социальное поведение». Он утверждает, что высшая цель культуры — это человек. Она создает людей, используя для этого самые разные материалы: место рождения, семейные ценности, привилегии, образование и т.д.
Фет также убежден, что у нее существуют и отдаленные цели, которые влияют на ближайшие. Отдаленные цели — это инстинктивные установки человека, которые зависят от его традиций и отражают историю его культуры. Философ приводит два примера:
- Освоение Вселенной. Несмотря на то, что на уровне древнейшего инстинкта нам сложно убивать себе подобных, агрессия все же свойственна человеку. Она нашла выход в расселении людей по разным точкам земного шара. Заселяя новые земли, люди причиняли вред местным племенам. Теперь же создается ощущение, что освоение Земли закончено, и в дело вступает отдаленная цель — освоение Вселенной;
- Братство всех людей. К нему стремится наш социальный инстинкт. Еще совсем недавно ужасы, происходящие в Африке, совсем не волновали европейцев. Сегодня же все большее количество людей волнуют проблемы других стран и народов.
Основная ближайшая цель современной культуры — это ее самосохранение.