Сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий эмоций

Эмоции, их функции и виды. теории эмоций. роль эмоций в организации поведения

Теория адаптационного синдрома

Понятие адаптационного синдрома ввел Х. Селье, рассматривая его, как стресс, благодаря которому организм приспосабливается к сложным условиям окружающей среды.Он проводил исследования на животных, изучая влияние различных факторов на их поведение и пришел к выводу, что процесс адаптации включает в себя три стадии:

1. Стадия тревоги

На этой стадии человек, как правило ощущает тревожность и беспокойство. А иногда и душевный подъем, в тех случаях, если чувствует в себе особую уверенность и готовность справиться с предстоящей задачей.

2. Стадия сопротивления

В крови повышается уровень кортизола, повышается артериальное давление, учащается сердцебиение. Происходит мобилизация организма, он находится в тонусе и в таком состоянии способен на свершения.

3. Стадия истощения

Когда взаимодействие со стрессовым раздражителем затягивается и человеку становится сложно противостоять ему, внутренние силы и энергия иссякает. Работа всех внутренних систем замедляется. Ухудшается общее самочувствие. И если организм слишком ослабевает, человек может весьма серьезно заболеть.

Теория эмоций П.В. Симонова

Достаточно интересная, но в то же время очень простая теория от отечественного психофизиолога, биофизика и психолога П. В. Симонова. Называется «Информационная теория эмоций». По мнению Симонова информационная теория предполагает уточнения в части биологической теории П.К. Анохина.

Различие между информационной и биологической теориями заключается в том, что важно не только располагать информацией о результате в контексте достижимость/ не достижимость, но и знать степень вероятности

Основополагающая формула теории Симонова

 Её идея заключается в следующем:

Э = П * (Ис-Ин), где:

  • Э — эмоция.
  • П — актуальная потребность (её сила и качество).
  • Ис — информация о тех средствах, которыми обладает индивид в данный момент.
  • Ин — информация о тех средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности.
  • Ис-Ин — вероятность удовлетворения потребности, учитывающая приобретенный или генетический опыт.

Выводы по формуле:

Эмоции не будет, если есть потребность, но при этом человек обладает всей необходимой информацией для её удовлетворения.

Допустим, потребность скушать что-то сладенькое, побудила тебя пойти на кухню. Ты знаешь, что там тебя ждет вкусный тортик. Понятное дело, в данном случае никаких эмоций не будет. Ты просто удовлетворишь свою потребность.

Эмоция возникнет при наличии потребности


Giphy

Но, если, прейдя на кухню, ты увидишь, что кто-то из домашних съел твой тортик, или наоборот, купил еще один — появится эмоция.

Роль эмоций в теории Симонова

Симонов говорил о том, что, как бы не звучало парадоксально, но благодаря эмоциям обеспечивается оценка меры незнания. Данная формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают вследствие недостаточного количества информации. Положительные же, когда информация в избытке.

Как пример: негативный осадок от отпуска вследствие того, что ожидание не совпало с реальностью. То есть были завышены ожидания, а в реальности всплыло много «подводных камней», которые изначально не учитывались.

Напрашивается вывод:

отрицательные эмоции являются следствием недостаточного количества информации, или неприятной информации (например человек боится летать. Для него неприятной информацией будут случаи авиакатастроф);

положительные эмоции возникнут в том случае, когда информации было достаточно, или когда она оказалась выше ожидаемой (например, поездка в отпуск. В данном случае неожиданные бонусы в виде улучшенного номера в отеле или дополнительных услуг, бесплатно предоставленые отелем).

Суть теории Симонова заключается в том, что в нормальных ситуациях, когда поведение человека ориентировано на те события, которые уже происходили, с учетом четко обозначенной цели и плана действий, он может достигнуть желаемого без помощи эмоций.

Но тогда, когда в ситуации много пробелов или человек столкнулся с чем-то впервые, возникает другая тактика относительно удовлетворения потребности. Эмоции будут как подсказки.  Например, эмоция страха возникает в случае отсутствия сведений, необходимых для защиты. Эмоции помогают в поиске новой информации.

Разбор эмоций по формуле Симонова

П — чего Я хочу?

Ин — как Я могу этого достичь?

Ис — что Я могу для этого сделать?


Фото Vanessa Bucceri on Unsplash

Главное учитывать, что нужно не просто знать, но и стараться увеличивать свои возможности (Ис).  Обрезать всю ту лишнюю информацию о допустимых препятствиях, которые могут возникнуть на пути удовлетворения потребности (Ин).

Понятие

Определение

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Основные теории эмоций

  1. Психоорганическая теория эмоций. Теория Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций детерминировано внешними воздействиями как в произвольной двигательной сфере, так и в непроизвольной. По сути, здесь связываются ощущения данных изменений и сами эмоциональные реакции. Источниками эмоций выступают органические изменения. Они отражаются в психике человека через специальную систему обратной связи, а затем уже таким образом вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Таким образом, эмоции возникают посредством внешних раздражителей через органические ощущения.
  2. Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера. Суть данной концепции заключается в том, что эмоциональная реакция оказывается подвергнутой воздействию прошлого опыта человека, а также его собственной оценки той или иной ситуации. Разумеется, в данной теории также не опровергается воздействие внутренних телесных стимулов на эмоциональное состояние индивида.

Классификация эмоций

  1. По знаку: положительные (радость) /отрицательные (гнев, отвращение, стыд).
  2. По интенсивности и длительности: эмоции, чувства, настроение и др.
  3. По модальности: радость, удивление, гнев, стыд, страдание и др.
  4. По степени мобилизации организма: стенические и астенические.

Рисунок 1. «Виды эмоций»

Функции эмоций

  1. Сигнальная функция эмоций. Выделяется значимость объекта для человека.
  2. Отражательная или функция оценки. Как правило, эта функция отражает общую оценку того или иного предмета.
  3. Пусковая. Эмоции запускают деятельность.
  4. Побудительная (стимулирующая). Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека.
  5. Организующая/дезорганизующая. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность.
  6. Регулирующая (подкрепляющая). Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили.
  7. Аварийного выхода. Решение проблем.
  8. Коммуникативная (экспрессивная).
  9. Предвосхищающая (эвристическая). Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию.
  10. Активации (мобилизующая/демобилизующая).
  11. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение.
  12. Приспособительная. По мнению Анохина, эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту.
  13. Переключательная. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения.
  14. Функция становления и организации субъективного образа.

Другая классификация функций эмоций приведена на рисунке 2. Она включает в себя базовые и обобщенные функции.

Рисунок 2. «Функции эмоций»

Свойства эмоций

Базовые свойства эмоций представлены на рисунке 3. Эмоции, несомненно, играют значительную роль в регуляции всей человеческой жизнедеятельности.

Свойства эмоций»>

Рисунок 3. «Свойства эмоций»

Ссылки

  1. Кэннон, W. (1987). Теория эмоций Джеймса-Ланге: критический анализ и альтернативная теория. Am J Psychol, 100, 567-586.
  2. Дамасио, А. (1996). Гипотеза соматического рынка и возможные функции префронтальной коры. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci, 351, 1413-1420.
  3. Папез, Дж. (1995). Предлагаемый механизм эмоции. J Neuropsychiatry Clin Neurosci, 7, 103-112.
  4. Редолар, Д. (2014). Принципы эмоции и социального познания. В D. Redolar, Когнитивная нейробиология (стр. 635-647). Мадрид: Panamerican Medical.
  5. Schachter, S. & Singer, J. (1962). Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния. Psychol Rev, 69, 379-399.

Дифференциальная теория

Американский психолог К. Изард рассматривал эмоции как сложную систему. Каждое эмоциональное состояние содержит в себе три элемента:

  • физиологический;
  • экспрессивный;
  • субъективный.

Каждому эмоциональному переживанию соответствует определенное сочетание физиологических проявлений, и наблюдая внешние признаки, мы можем судить о том, что возможно чувствуют окружающие нас люди. Существуют базовые эмоции, которые примерно одинаковым образом выражают все люди, хотя в зависимости от народной принадлежности интенсивность и особенности выражения может быть разниться.

Ученый выделял 10 фундаментальных эмоций, а для того, чтобы показать степень выраженности и интенсивности указывал пары слов следующим образом:

  • удовольствие – радость;
  • удивление;
  • интерес – возбуждение;
  • гнев-ярость;
  • презрение – пренебрежение;
  • горе –страдание;
  • отвращение – омерзение;
  • страх – ужас;
  • стыд – застенчивость;
  • вина – раскаяние.

Также он отмечал, что большое количество эмоций представляются в смешанном виде, называя их диадами (например, интерес-удовольствие) и триадами (например, отвращение-страх-презрение).

-Теория Кэннон-Барда

В 1920 году американский физиолог Уолтер Кэннон создал новую теорию, опровергающую теорию Джеймса-Ланге, основанную на экспериментах, проведенных Филипом Бардом.

Эксперименты Барда заключались в создании у кошек прогрессирующих поражений от коры головного мозга до подкорковых областей и изучении их поведения при предъявлении эмоционального стимула.

Бард обнаружил, что при поражении таламуса у животных снижается выраженность эмоций. В свою очередь, если повреждения были произведены в коре головного мозга, они имели преувеличенную реакцию на стимулы по сравнению с ответами, полученными до того, как вызвать поражение.

Поскольку теория была построена на основе этих экспериментов, она получила название теории Кэннона-Барда. Согласно этой теории, в первую очередь, информация об эмоциональном стимуле будет обрабатываться в таламических областях, причем таламус отвечает за запуск эмоциональных реакций.

Обработанная сенсорная информация также будет достигать коры головного мозга через восходящие таламические пути, а уже обработанная эмоциональная информация будет поступать в кору через пути гипоталамуса.

В коре головного мозга вся информация будет интегрирована, и эмоции станут осознанными (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Теория Кэннона-Барда (адаптировано из Redolar, 2014 г.).

Эта теория отличается главным образом от теории Джеймса-Ланге тем, что, в то время как первая утверждала, что сознательному ощущению ощущения эмоции предшествует физиологическая активация, во второй теории сознательное ощущение эмоции будет ощущаться одновременно с физиологическая активация.

Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.

Чарлз Дарвин опубликовал в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Он считал, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Он рассуждал примерно следующим образом: разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Ч.Дарвин потение рук при страхе, например, объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего. Сходство механизмов эмоций и их проявления у человека и животных, по мнению Ч. Дарвина, не означает их полного тождества. Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что «эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным

Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности»

Концепция Дарвина была чисто биологической. Как пишет Е.П. Ильин, она «не вскрывала происхождение специфически человеческих эмоций и чувств, несущих на себе отпечаток социальной природы человека» .

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Колесо эмоций, созданное Плутчиком в 1980 году, представляет эмоции в виде некоего цветка с восемью лепестками. Каждый «лепесток» символизирует одну из прототипных эмоций, причем противоположные эмоции располагаются напротив друг друга. Получается, что полярные эмоции противостоят и уравновешивают одна другую:

Различных эмоций и чувств может быть огромное множество, но все они являются либо базовыми эмоциями, либо их смесью и производными. Так, восемь эмоций, располагающихся вне колеса, в пространстве между лепестками, являются сочетанием эмоций смежных лепестков.

Колесо эмоций выполнено в цвете, что обладает большим смыслом. Каждая эмоция обладает своим цветом, а его насыщенность отражает интенсивность переживания, яркость эмоции. Получается, что в самом сердце схемы располагаются наиболее яркие по силе, насыщенные эмоции, во втором ряду (втором сегменте лепестков) собственно основные (или базовые) эмоции, и далее – менее выраженный вариант каждой из эмоций.

Стоит отметить, что сам Плутчик не называл свою графическую схему цветком и не пользовался термином «лепестки». В своих работах он представил модель колеса и модель конуса, которые образуют одно целое. Если Колесо эмоций – это развернутая двухмерная схема, то конус – это та же модель, но в свернутом трехмерном виде. Оригинал графической модели, наглядно демонстрирующий обе схемы и их соотношение, можно найти в статье Плутчика от 2001 года

Подведем итог: основные 8 эмоций и разные степени их интенсивности могут быть представлены в виде круга, цветка или колеса. Эта схема, названная Колесом эмоций, отражает как насыщенность каждой из эмоций посредством цветового кода, так и демонстрирует отношения полярности или противоположности эмоций. Помимо самих базовых эмоций она указывает 8 производных, образуемых смешиванием двух прототипных эмоциональных состояний.

Психофизиология эмоций

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности и поведения человека. В ней переплетены две науки: психология и физиология. Некоторые ученые считали, что деятельность мозга и нервной системы человека следует рассматривать в отдельности от психики и не учитывать возможность ее влияния на физиологию. Целью психофизиологического исследования они видели выявление параллельности протекания физиологических и психических процессов.

Психофизиология эмоций свидетельствует о том, что психика и мозг человека взаимосвязаны намного теснее, чем это может казаться на первый взгляд. Так, воздействуя на мозг можно наблюдать явные психические изменения, а оказывая влияние на психику человека можно добиться устойчивых изменений в мозговой деятельности, что будет отражаться на внешнем поведении человека.

Теории эмоций в психологии очень разнообразны и в каждой из них есть разумное зерно. Но любая теория обретает истинный смысл в том случае, если ей находится применение на практике. И теории эмоций не исключение. Так, например, на основе периферической теории эмоций Джемса-Ланге было разработано такое устройство, как полиграф, или по-другому – детектор лжи.

А Пол Экман предложил особую методику, как по выражению лица определить, что человек скрывает, и как искусно распознать даже самую тонкую манипуляцию и ложь. По его разработкам также был снят сериал, который называется «Теория лжи» или «Обмани меня».

Теория когнитивного диссонанса

Л. Фестингер предложил данную теорию на основе изучения восприятия человеком его ожиданий и реальности, а также того, как они соотносятся между собой. Он утверждал, что, если ожидания человека воплощаются в реальность в полной мере, индивид остается доволен и тогда у него возникают положительные эмоции. Если же реальность не соответствует его ожиданиям, возникает дискомфортное состояние и отрицательные эмоции. В таком случае человек начинает искать иной выход и тут возможно два варианта. Либо человек меняет когнитивный аспект в сложившейся ситуации, то есть меняет свои ожидания и отношение к реальности так, чтобы негативная эмоция нивелировалась, или же ищет способ изменить тот нежелательный результат, который он наблюдает в реальности и с ним не согласен.

Что такое эмоции и на что они похожи

Фото Charles Deluvio on Unsplash

В переводе с латинского — эмоция «потрясаю, волную». Эмоции можно сравнить с палитрой цветов. Без эмоций, жизнь будет тусклой. Это все равно, что жить в сумерках. Некоторые люди говорят: «Я не хочу больше испытывать эмоции! Хочу быть безэмоциональным». Таким образом, ошибочно пологая, — если они перестанут испытывать эмоции, их жизнь станет лучше, легче.

На самом деле, есть люди, которые не испытывают эмоции. Эмоциональные нарушения могут быть связаны с аутизмом, психопатией или алекситимией — термин, означающий трудности, связанные со словесным описанием своего состояния.

Эмоции! Их ещё можно сравнить с приправой. Без них жизнь станет пресной. И в качестве доказательства, можно привести следующий пример: в эмоционально-чувственную сферу заложены телесные ощущения. Когда мы видим любимого человека, ощущаем бабочки в животе, или когда испытываем гнев, можем ощущать желудочный спазм.

Наш мозг приписывает каждому ощущению определенную ценность. Таким образом мы с тобой понимаем положительное оно или отрицательное, слабое или ярко выраженное.

Теории эмоций Анохина, Симонова и Фестингера.

От эмоций не нужно бежать или закрываться

Их важно понимать. В части эмоций, нет аксиомы

Но существуют авторитетные теории. В этой статье как раз о них и пойдет речь. Они приоткроют тебе завесу в мир эмоций.

Когнитивные теории эмоций

Многие исследователи при изучении природы эмоций опираются на связь физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Согласно теории Арнольда, эмоции становятся результатом воздействия на психику человека какой-либо последовательности событий. По мнению Шехтера, когда возникает физиологическое возбуждение, у человека появляется необходимость оценить его. Когда же оценка сформирована, появляется эмоциональное восприятие.

Выводы

В рамках одной статьи достаточно сложно рассмотреть все теории, которые так или иначе объясняют природу наших эмоций. Все научные труды заслуживают внимания, и для собственного понимания вопроса можно выбрать наиболее близкий подход к обоснованию эмоциональных проявлений в различных ситуациях. Кратко изучив суть даже нескольких современных теорий, можно сказать, что эмоция:

  • может возникать в результате физиологической активности организма, которая является реакцией на какое-либо событие;
  • может являться результатом мышления и психической реакции;
  • в любом случае появляется в результате активной деятельности головного мозга.

Природа возникновения эмоций – это, конечно, интересный и очень важный вопрос

Также важно иметь представление о базовых эмоциях человека. Этому как раз посвящен курс Викиум «Эмоциональный интеллект»

Он объясняет аспекты проявления эмоций, содержит тренажеры и видеоуроки. Этот курс позволяет обрести базовые знания в области эмоционального интеллекта, научиться распознавать эмоции людей и понимать, что под ними скрывается.

Потребностно-информационная теория

Данная теория была предложена отечественным физиологом П.В Симоновым. В его понимании, эмоции определяются актуальной потребностью, и тем, как человек оценивает возможность ее удовлетворения. Оценочный процесс протекает автоматически, человек привычным неосознанным образом анализирует определенную имеющуюся у него информацию и ему довольно быстро становится понятно, какова вероятность того, что его потребность сможет быть удовлетворена.

При анализе учитывается:

насколько сильной и важной определенная потребность является для человека;
что потребуется для ее удовлетворения, то есть какие усилия необходимо будет приложить;
достаточно ли у человека ресурсов для совершения действий с целью достижения цели.

Если такая непроизвольная оценка проходит гладко и ее результат положительный – эмоции как правило не появляются и потребность естественным образом удовлетворяется. Если происходит иначе и, например, у человека недостаточно ресурсов, для удовлетворения своей потребности, то возникает отрицательная эмоция и тогда приходится искать другие способы решения. А в том случае, если цель оказывается легко достижима, тогда имеет место положительная эмоция.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: