Полномочия суда надзорной инстанции
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
- оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
- отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
- оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если
- допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Как видно, полномочия суда надзорной инстанции в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.
Термин «оставить в силе» применяется в отличие от термина «оставить без изменения» потому, что необходимо оттенить существующую разницу между действующими и ранее отмененными, а потому не действующими постановлениями. Если нужно сохранить вступившее в законную силу и, следовательно, действующее постановление, то его оставляют без изменения. Когда же требуется восстановить действие ранее отмененного постановления, как бы вернуть ему законную силу, которой оно обладало до отмены, его оставляют в силе. Оставление без изменения недействующего постановления бессмысленно и не отражает подлинного намерения вышестоящего суда, решившего восстановить силу ранее отмененного акта. Таким образом, терминами «оставление без изменения» и «оставление в силе» обозначаются совершенно разные полномочия, что всякий раз должно учитываться в судебной практике.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Согласно ст. 387 ГПК основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Согласно п. 24 и 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч. 2); другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч. 1).
Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).
В отличие от кассационной инстанции указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2 ст. 390 ГПК).
показать содержание
Результаты рассмотрения
Изучение доводов проводится уже судьями коллегии, выносящей затем уже коллективное решение. На что рассчитывают авторы жалоб либо их оппоненты?
- Ранее принятые акты судов остаются без изменений.
- Отменяются ранее принятые решения, и дело отправляется на новое разбирательство в нижестоящую инстанцию (в какую именно, указывается в постановлении).
- Отмена решений, полностью или частично, прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения по существу (проще говоря, суд возвращает стороны в положение, имевшееся до подачи иска, и процесс не несет никаких последствий для них).
- Оставление в силе одного из ранее принятых решений.
- Отмена всех ранее принятых решений, принятие нового или изменение в части решения, признанного в целом верным.
- Оставление жалобы без рассмотрения, по сути (т. е. по мнению суда заявитель не имел права подавать заявление, т. к. его права не были затронуты либо не были пройдены стадии апелляции и (или) кассации).
Результаты реализации полномочий суда надзорной инстанции – это в основном отмена ранее принятых решений и направление дела на новое разбирательство.
На этапе надзора новое решение принимается при условии отсутствия необходимости устанавливать новые факты, или, говоря языком закона, устраняет лишь неточности в толковании норм закона в конкретном деле.
Оценка требований по существу
Чем отличаются полномочия судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанции в гражданском процессе? Если кратко, разница следующая:
- апелляция оценивает правильность установления фактов, применения норм материального права и исполнение процессуальных правил;
- кассация оценивает правильность применения материального права, выполнения правил; оценка правильности установления фактов сюда не входит в ее компетенцию;
- надзорная инстанция, по сути, схожа с кассационной инстанцией.
Тем не менее основания для отмены решения сформулированы иначе.
Надзор старается также уйти от вопросов факта. Исключение – выявление нарушения норм материального и процессуального права, которые не могли не привести к неправильной оценке фактов.
Возможности суда надзорной инстанции для контроля
Суд надзорной инстанции обладает значительными возможностями для осуществления контроля и надзора в области правосудия. Он имеет право анализировать деятельность других судебных инстанций, проверять правомерность и обоснованность принятых ими решений.
Одним из важных инструментов контроля является возможность возобновления производства по делу, если суд надзорной инстанции обнаруживает ошибки или нарушения в деятельности судебного органа, принявшего решение. Такой суд может принять решение о направлении дела на новое рассмотрение или о возобновлении судебного разбирательства.
Одно из основных прав суда надзорной инстанции — это право на принятие обжалования. Любая сторона, почувствовавшая себя затронутой или неудовлетворенной решением суда, имеет право обжаловать его в суд надзорной инстанции. При этом суд может пересмотреть доказательства и объективно проанализировать деятельность первого судебного органа.
Также суд надзорной инстанции имеет возможность приказывать прекратить нарушения или исправить допущенные ошибки. Он может вынести решение о изменении или отмене решения первого суда, а также принять административные меры в отношении судей или иных юридических лиц, которые допустили нарушения.
Для эффективного контроля и надзора суд надзорной инстанции может использовать ряда специальных мер. Он может проводить проверки, аудиты, собирать и анализировать данные о работе судебных органов. Кроме того, суд может проводить судебные заседания и слушания, на основе которых будет приниматься решение о ходе рассмотрения дела.
Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции
1. Суды надзорной инстанции
В качестве судов надзорной инстанции действуют:
- президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
- судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;
- Президиум Верховного Суда РФ.
2. Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения
Если пересмотр не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции допускается в единственной кассационной инстанции, то в порядке надзора дело может «пройти» всю систему судов, поступая из одной инстанции в другую. По общему правилу такое движение должно быть последовательно восходящим, т.е. после нижестоящей надзорной инстанции допускается обращение в ближайшую вышестоящую инстанцию и так вплоть до Президиума Верховного Суда РФ.
Поскольку суд надзорной инстанции выполняет функции контроля, то дела рассматриваются постоянными судьями, коллегиальный состав которых определяется в зависимости от того, какой орган действует. Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе трех постоянных судей (ими могут быть Председатель Верховного Суда, его заместитель или члены суда). Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума, с тем, однако, чтобы их было не менее трех. Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.
Судья, участвующий в рассмотрении дела по первой или второй инстанции, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции (ст. 17 ГПК).
Судебное заседание надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:
- прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
- Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ;
- должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.
В подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет состав суда, после чего решается вопрос об отводах. Затем приглашенным в заседание лицам разъясняются их права и обязанности. Далее суд обсуждает поступившие ходатайства и заявления присутствующих в судебном заседании.
Вторая часть заседания — рассмотрение материалов дела — начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.
Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу или представление прокурора, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.
По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.