Правовые отношения супругов
В Римском государстве было признано три следующие типа отношений супругов:
- брак в соответствии с цивильным правом, то есть брак по закону – брак, заключаемый меж римскими гражданами;
- брак в соответствии с правом народов;
- конкубинат, представляемый дозволенным законом постоянным сожительством женщины и мужчины, которые по закону не имели возможности заключения законного брака.
В республиканский период допускалось, когда мужчина наравне с законным браком находился в конкубинате с иной женщиной, в это же время сожительство женщины с иным мужчиной, кроме мужа являло право мужа на убийство жены. Дети, рожденные из конкубината, не подлежали власти отца.
До введения законодательства Юстиниана существовали следующие виды законного брака: брак при мужней власти, в силу чего жена находилась под властью мужа либо его патрона, если муж сам являлся подвластным лицом; брак без мужней власти, при этом жена оставалась под властью прежнему патрона или являлась самостоятельным лицом.
Условия для вступления в брачные отношения:
- свободное взаимное согласие невесты и жениха, а если они состояли под властью патронов, то так же было необходимо и их согласие;
- достижение брачного возраста: для девушки – 12 лет, для мальчика – 14 лет.
Не мог допускаться брак лица, который состоял в действующем браке;
Лица, который вступают в брак, должны обладать правом на заключение брака, то есть быть дееспособными гражданами Рима;
Кровосмешение не допускалось. Запрет кровосмешения,значит, запрет заключения брака меж родственниками и лицами, которые находятся в близком свойстве.
Родство представляется кровной связью меж людьми, то есть связь, которая основана на происхождении одного от другого или на происхождении от общности людей от единого предка.
Право установило степени и линии родства, представленные такими качественными характеристиками, применимыми для верногоурегулирования наследственных отношений, а так же установления запрета на кровосмешение.
Линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия означает родственников, последовательным образом происходящих один от другого, то есть сын от отца, отец от деда и т.п.
Отсчет по прямой линии может производиться по восходящей (внуки, сыновья, отцы, деды …), отсчет по обратному направлению осуществляется по нисходящей (деды, отцы, сыновья, внуки …). Боковая линия означает родственников, происходящих от одного общего предка, то есть брат, сестра, племянник, дядя, тетя. Степени прямого и бокового родства определяются количеством рождений, которые устанавливают связи между двумя этими лицами, потому как сын и отец связываются прямым нисходящим родством первой степени, а братья связываются боковым родством второй степени.
Свойство представляется юридически значимыми отношениями родственников мужа и жены меж собой, а также отношения жены с родственниками мужа и мужа с родственниками жены.
Брак в Римском государстве заключался неформальным образом, достаточно выражения согласия будущих супругов и приведение невесты в дом, где живет жених.
Брачный союз подлежал прекращению: если один из супругов умер; если один из супругов утратил свободу; в случае развода.
Замечание 3
Развод являлся свободным, в классический период времени происходил легким образом, но по кодексу Юстиниана был ограничен. Развод без взаимного согласию супругов был запрещен полностью. Развод по одностороннему желанию подлежал удовлетворению только в исключительных случаях.
В браке при мужней власти жена полностью находилась в подчинении мужу, он обладал правом продавать ее, передать в кабалу, имел право применять к ней наказания, мог лишать ее жизни.
Муж обладал правом истребования жены от любого третьего лица (отца, иных родственников), даже наперекор ее желанию путем вендикационного иска.
Право закрепило личные отношения, при которых жена была полностью зависимой от мужа. Всевластие мужа распространено и на имущественные человеческие права: все, чем женщина владела до брака, все, что она приобретала в браке – все становилось собственностью мужа.
14 ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО.
Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.
Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов.
Римская семья называлась fаmiliа. Данный термин произошел от латинского слова «fаmеl» – «раб». Из смысла термина выходит, что fаmiliа обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.
Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.
В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.
Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.
Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.
Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.
Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.
Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.
Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое.
К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство – законное родство.
Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.
Когнатическое родство
С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.
Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:
- родственники по прямой или боковой линии (дед, отец, сын; братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);
- брачные и внебрачные родственники;
- полнородные (от одних и тех же предков) или полуродные (от одного отца и разных матерей, или наоборот, от одной матери и разных отцов).
Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).
Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству:
- консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;
- патриархальная семья (familia) сменила консорциум;
- когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности (alieni iuris). Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию.
С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи (cognatio servilis); это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.
Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.
Женщины и Матроны
Матрона (matrona) была женой домовладыки, зачастую, фактически более влиятельной чем ее муж. Матрона имела большие права, по сравнению с ее же детьми и другими членами семьи, так как на неё возлагались обязанности по ведению хозяйства. Зависимость матроны от мужа ограничивалась имущественными отношениями: она не могла владеть и распоряжаться имуществом без разрешения хозяина дома.
Римские матроны были уважаемы и хорошо принимаемы вокруг: они были вхожи в общество, ездили в гости, принимали участие в торжествах и приёмах.
Что касается девушек на выдание — дочерей — они имели свое собственное приданое, но, как дочери и сестры должны были подчиниться воле домовладыки.
Женщины даже после замужества оставались членом своего рода, причем брака в нашем понятии в Древнем Риме не сущестовало. Брак римлян был похож на современное сожительство: жена в любой момент могла по воле отца оставить своего мужа и возвратиться к себе домой.
До формального заключения брака в Древнем Риме молодых обручали и именно в этот момент жених и невеста произносили брачные клятвы. Клятва в Древнем Риме была похожа на современную: «Согласен ли ты…» у церковного алтаря: невесте и жениху задавали вопрос, обещают ли они заключить законный брак, на что каждый из них отвечал утвердительно. В этот момент жених дарил будущей жене кольцо, надевая его на тот же палец, где его носят современные итальянцы — безымянный левой руки, а также монету.
На римских свадьбах одну из главных ролей играла распрорядительница торжества — благородная дама, которую уважали семейства брачующихся. Она приводила невесту в «зал росписи», а затем передавала ее жениху.
Церемония бракосочетания. Фото Corrillasi
После заключения брака новобрачные отправлялись в дом родителей девушки на пир. По завершению пира распорядительница снова отдавала молодую жену мужу, та же по традиции должна была театрально стонать и плакать, что символизировало нежелание девушки уходить из родного дома, где отец настолько хорошо к ней относился.