ВВЕДЕНИЕ
Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.
В зависимости от цели, с которой приобретаются товары, торговлю делят на два вида:
— оптовую (торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием);
— розничную (торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
В процессе развития российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве для личного (некоммерческого) использования потребителя. Осуществляется деятельность по реализации товаров и услуг конечным покупателям.
Основной задачей розничной торговли является доведение товаров до населения и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговли и сферы услуг.
Товароснабжение розничной торговой сети представляет собой комплекс коммерческих и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными, торговыми и транспортными организациями и предприятиями, направленных на доведение товаров от производственных предприятий и оптовых баз до магазинов.
Рациональная организация и технология товароснабжения требуют выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.
Важнейшими принципами рациональной организации и технологии товароснабжения являются планомерность, ритмичность, оперативность, централизация, технологичность, экономичность.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что предприятие имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба товароснабжения).
Принципы товароснабжения
В соответствии с этим организация товароснабжения предполагает соблюдение ряда базовых принципов:
- планомерность;
- ритмичность;
- оперативность;
- экономичность;
- централизация;
- технологичность.
Принцип планомерности проявляется в осуществлении поставок товаров в розничные предприятия согласно плановым графикам или поступающим заявкам в соответствии с товарной специализацией предприятия. Из этого проистекает и принцип ритмичности поставок, который предполагает, что они должны осуществляться через относительно одинаковые промежутки времени. В совокупности принципы планомерности и ритмичности способствуют ускорению оборачиваемости товарных запасов и увеличению товарооборота розничных предприятий, созданию условий для их бесперебойной работы и исключают образование товарных излишков.
Принцип оперативности сводится к тому, что поставки товаров следует наращивать или сокращать в зависимости от изменений спроса на данные товары, включая сезонные колебания.
Принцип экономичности заключается в организации операций в рамках процесса товароснабжения таким образом, чтобы не допускать чрезмерных затрат рабочего времени, материальных ресурсов и денежных средств. Данный принцип предполагает эффективное использование транспортных средств, механизацию разгрузочных работ, четкое документальное оформление приемки товаров и их последующую подготовку к продаже.
Принцип централизации предполагает, что организация товароснабжения должна осуществляться без отвлечения торгового персонала розничного предприятия от непосредственного обслуживания покупателей.
Согласно принципу технологичности, товароснабжение должно осуществляться с применением прогрессивных технических и технологических решений, средств и возможностей для достижения максимальной эффективности внутренних процессов в розничном торговом предприятии.
Таким образом, можно сделать вывод, что товароснабжение розничных торговых предприятий, представляя собой комплекс операций по закупке, доставке, приемке, хранению и подготовке товаров к продаже, предполагает необходимость рационального управления данным процессом на основе информации о товарных запасах предприятия. Товароснабжение розничных предприятие должно быть организовано с учетом их складских и торгово-технологических возможностей, а также согласно текущему уровню спроса на реализуемый ассортимент товаров.
Задачи товароснабжения
Организация товароснабжения в розничных торговых предприятиях направлена на решение следующих задач:
- обеспечение сбалансированного движения товаров в соответствии с текущим спросом;
- применение наиболее целесообразных форм закупок и поставок товарных запасов для их последующей продажи конечным потребителям;
- поддержание непрерывного товарооборота;
- рационализация объемов товарных запасов;
- своевременное выполнение операций по приемке товаров и их подготовке к продаже.
Решение данных задач предусматривает выполнение следующих требований к организации товароснабжения:
- Процесс товароснабжения розничного предприятия должен определяться с учетом ассортимента реализуемых товаров, а также территориального расположения поставщиков;
- Поставки товаров должны быть сбалансированы, а также соответствовать уровню спроса и ассортиментному перечню розничной организации;
- Количество завозимых товаров и формируемых товарных запасов должно соответствовать характеру торговой деятельности розничного предприятия, объемам товарооборота, размерам торговых площадей и имеющемуся в его распоряжении торговому оборудованию;
- Количество товаров в рамках одной поставки должно определяться исходя из оптимального уровня товарных запасов, объема реализации и периодичности поставок.
Значение товароснабжения розничных торговых предприятий проявляется в том, что его рациональная организация позволяет поддерживать полноту и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворять спрос населения и способствовать росту товарооборота, повышая тем самым финансовые результаты экономической деятельности розничных предприятий.