Классическая концепция истины
Концепция, согласно которой истина — есть соответствие реальности, называется классической концепцией. Это самая древняя из всех концепций истины. С него начинается теоретическое изучение истины. Классическая концепция всегда была ближе к материальному, чем к идеальному. Только в рамках материализма она получила свое полное развитие.
Центральным понятием классической концепции является понятие соответствия мысли реальности. Когда говорят, что мысль соответствует реальности, имеют в виду следующее: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Понятие соответствия совпадает с понятием воспроизводства, адекватности.
Другим важным понятием классической концепции является понятие реальности, или актуальности. Когда познание сосредоточено на внешнем мире, это понятие отождествляется с понятием объективного мира. Однако в контексте теории истины такая интерпретация на самом деле все еще узка. Эта концепция претендует на универсальность и признание понятия истины не только для мыслей, направленных на объективный мир, но и для мыслей, направленных на объекты любого рода, включая ментальные объекты.
Может ли мысль, соответствующая реальности, называться истиной в каждом случае? Существенным здесь является то, что мысль представляет собой в своей логической форме. Концепции: атом водорода и т.п. С точки зрения логики, они являются сущностью понятий. Первое существует в реальном мире, второе — нет. В последнем случае понятие не имеет объективного содержания, но эта логическая форма в любом случае лишена истинного смысла. В логической литературе почти повсеместно признается, что носителями истинного смысла могут быть суждения или предложения, представленные повествовательными предложениями.
В зарубежной философской и логической литературе иногда проводится различие между чисто повествовательными предложениями и утверждениями. Некоторые авторы считают, что истина не связана ни с какими повествовательными предложениями, а только с теми, которые имеют характер утверждений.
Но не все утверждения являются носителями истинных значений с точки зрения классической концепции. Более того, существует класс предложений, которые не являются ни истинными, ни ложными. Обычно, в классической концепции, только те предложения принимаются как истинные, которые являются описательными. Предложения, которые не являются описательными, считаются бессмысленными.
Эта концепция сталкивается с рядом проблем:
(a) Проблема природы, познаваемой реальности.
(b) Проблема знака. Соответствие мысли реальности.
в) Проблема критерия истины.
Понятие и модели истины
Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины. Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е. непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.
Замечание 1
Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.
В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:
- классическая,
- априористская,
- прагматическая,
- экзистенциальная,
- когерентная,
- конвенциональная,
- диалектико-материалистическая.
Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью. Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность. Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:
- проблему действительности,
- проблему познания,
- проблему соответствия.
Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе. Наиболее адекватной категорией отражения действительности в настоящее время принят научный факт, а ее познание осуществляется опытным путем. Разрешение проблемы соответствия привело к тому, что в рамках классической концепции может быть оценена истинность лишь повествовательных суждений, сформулированных согласно правилам формальной логики, что значительно ограничивает поле ее применимости.
Концепции истины
Систематизация и связи
Гносеология
КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ
1. ИСТИНА
1. Истина относится к познанию, гносеологии. Познанию предшествует онтология — учение о бытии.
2. Следовательно, концепция истины обусловлена предшествующей концепцией бытия. Сколько концепций бытия, столько и соответствующих концепций истины.
3. Ещё нужно отличать истину от правды и ложь от обмана. Истине «соответствует» ложь, а правде — обман.
4. Правда — то, что было на самом деле. Обман — то, чего не было на самом деле. Правда и обман относятся к истории.
5. Истина — то, что есть на самом деле. Ложь — то, чего нет, или то, что не есть на самом деле. Истина и ложь относятся к философии.
6. Разумеется, истина — одна, правда — тоже одна. Не может быть «многих» концепций, теорий истины, правды. Лжи и обмана, соответственно, — множество, концепций лжи и обмана, естественно, тоже множество.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. «Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету».
2. «Классическая философская концепция истины, восходящая к Платону и Аристотелю, основывается на том, что истина есть мысль, соответствующая объективной (независимой от познающего субъекта) действительности».
3. ТЕОРИИ ИСТИНЫ
1. Авторитарная теория истины исходит из факта доверия к авторитетному источнику, который является гарантом истинности того или иного высказывания.
2. Когерентная теория истины утверждает связность и непротиворечивость основных критериев истины. Активно разрабатывалась неопозитивистами, хотя истоки концепции восходят к Пармениду и прослеживаются у Канта.
3. Конвенциональная теория истины определяет истину как результат соглашения.
4. Корреспондентная теория истины определяет истину как соответствие фактам. Разрабатывалась Альфредом Тарским.
5. Прагматическая концепция истины исходит из практической значимости получаемого в процессе познания результата.
4. ОЦЕНКА ТЕОРИЙ ИСТИНЫ
1. Конвенция. «Истина» по сговору «учёных», может, политиков, — какое это имеет отношение к действительной истине, к знанию?! Никакого!
2. Прагматика. «Истина» по результату, — может, по финансовому результату?! То же самое — никакого отношения это не имеет к действительной истине и знанию.
3. Корреспонденция. «Факты» — это заинтересованные интерпретации. Разумеется, ни к действительным фактам, ни к истине и знанию это не имеет никакого отношения.
4. Когерентность. Это — бессмысленная тавтология. Истинность — это истинность критериев истины!
5. Авторитарность. Это вообще — к католической церкви, папе Римскому, религии.
5. ИСТИНА В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЯМИ БЫТИЯ
1. Концепции бытия: 1) бытие вне нас (объективно); 2) бытие в нас (субъективно); 3) бытие и в нас, и вне нас, т.е. динамично из «в нас» — во «вне нас» (само-субъектно, само-субъект-объектно).
2. В соответствии с концепцией бытия вне нас, истина — соответствие мысли внешне-объективному предмету (объекту; или «субъекту», если это внешне-объективный авторитет, типа папы Римского).
3. В соответствии с концепцией бытия в нас (протестантская концепция), истина — относительна (относительно каждого автономного субъекта), то есть или когерентна, или конвенциональна, или прагматична, или корреспондентна.
4. В соответствии с концепцией бытия в нас и вне нас, т.е. динамично из «в нас» — во «вне нас» (моя само-субъектная концепция — Аритеросизм), истина — полное соответствие внешнего объекта Само-Субъекту и его мышлению, полная реализация мысли Само-Субъекта через внешне-созданный им само-субъектный объект.
—
1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==
aritheros, 15 Сентябрь, 2022 — 17:38
Когерентная концепция истины
Существуют две версии когерентной теории истины. Один из них вводит новое понятие истины как связности знания, которая предполагается как соответствие знания реальности вместо прежнего понятия истины. Другой вариант утверждает, что соответствие знания реальности может быть установлено только через когерентность, которая выступает в качестве критерия истины. Кант считается одним из основателей первой версии теории когерентности. Согласно Канту, существует взаимная согласованность, единство чувственного и логического, которые определяют содержание и мышление истины.
В XX веке когерентную теорию истины возрождают некоторые представители неопозитивизма, например, О. Нейрат. Эта версия исходит из того, что только метафизика может попытаться сравнить пропозиции с реальным миром. Истина научного знания, согласно Нейрату, заключается не в том, что знание соответствует реальности, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему. Именно это свойство самосогласованности является тем референтом, к которому относится понятие истины.
Философия элеатов может рассматриваться как источник второй версии. Порменид и Зенон приняли концепцию истины как соответствия знания реальности. Однако они считали, что это соответствие не может быть проверено наблюдением, а только установлением противоречивости знания. Противоречивая идея не имеет референта в реальном мире. В то же время противоречивость идеи гарантирует правильное описание реального положения дел.
Некласические концепции
Параллельно с классической развивались и иные концепции истины предлагавшие альтернативный взгляд на само понимание данного термина.
Априористская концепция базируется на представлении о существовании врожденных идей, которые вложены в человека некой высшей сущностью (богом, природой, вселенским разумом) и которые тот может осознать благодаря определенным практикам, способам познания мира и т.д. В настоящее время наиболее характерна для различных религиозных течений.
Конвенциональная концепция рассматривает истину как соглашение – гласное или негласное между участниками определенного сообщества. Конвенциональная модель предполагает, существования неопределенного множества истин, которые соответствуют существованию множества сообществ, и могут взаимно противоречить друг другу, как например, вступают в противоречия теории различных научных школ.
Прагматическая концепция возникла в англо-американской философии (Юм, Беркли). Согласно ей критерием истины выступает польза – практическая или теоретическая, которая вытекает из нового знания.
Экзистенциальные концепции указывают на субъективный характер истины, ее тесную связь с творческих развитием личности, ее способностью выходить за рамки обыденного восприятия окружающей реальности. Истина может быть получена личностью через откровение, через перенесение страданий и духовном росте. Наконец истина как характеристика бытия, перманентно присутствует в мире, однако технократически-потребительное развитие человечества, препятствует ее осознанию, которое становится возможным при отрешенном созерцании мира.
Прагматическая и семантическая концепция истины
Согласно прагматизму, полезность не является ни критерием, ни корректором истины. Другими словами, нельзя утверждать, что знание с полезными свойствами также совпадает с реальностью. Единственное, что может определить человек, — это несоответствие знаний действительности и эффективность, практическая польза знаний. А именно, полезность является главной ценностью человеческого знания, которое достойно называться истинным.
Сегодня существуют теории, которые можно считать продолжением и развитием прагматизма, например, инерационализм. Его главная проблема — это ценности. Операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования. Исходя из выводов, сделанных на основе операционализма Бриджмена, можно оценить, что привнесла в науку прагматическая концепция. Бриджмен утверждал, что общая относительность не имеет физического смысла и не соответствует действительности, поскольку в ней используются неоперациональные понятия. Операционализм требовал устранения абстрактных систем, которые играют важную роль в современной физике.
Семантическая теория истины Тарского
Теория Тарского — это не философская, а логическая теория. С момента его создания возник ряд вопросов относительно его применения к проблемам истины. Основная цель этой теории — попытаться преодолеть парадокс лжеца.
Основной результат Тарского состоит в доказательстве невозможности обсуждения логически непротиворечивых проблем семантики, включая проблему истинности высказываний данного языка в рамках самого этого языка. Теория Тарского предлагает создать искусственный язык.