Понятие истины в философии
Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.
Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:
Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:
- истина — это доверие авторитетному источнику;
- истина — это утверждение, подтверждённое опытным путём;
- . — практически полезное знание;
- . — результат соглашения;
- . — ясное представление о чём-либо;
- . — отдельное суждение, согласующееся со всей системой.
Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.
Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.
Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.
Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.
В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка.
Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу.
Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности?
Объективная истина — содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Исторические подходы отделения в наших знаниях того, что не зависит от человека и человечества, от того, что зависит:
- логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях (Платон). При таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть получены или проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений.
- чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности.
Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:
- объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;
- практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
- знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.
Понятие и модели истины
Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины. Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е. непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.
Замечание 1
Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.
В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:
- классическая,
- априористская,
- прагматическая,
- экзистенциальная,
- когерентная,
- конвенциональная,
- диалектико-материалистическая.
Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью. Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность. Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:
- проблему действительности,
- проблему познания,
- проблему соответствия.
Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе. Наиболее адекватной категорией отражения действительности в настоящее время принят научный факт, а ее познание осуществляется опытным путем. Разрешение проблемы соответствия привело к тому, что в рамках классической концепции может быть оценена истинность лишь повествовательных суждений, сформулированных согласно правилам формальной логики, что значительно ограничивает поле ее применимости.
Тема недели: Христианский брак в современном мире
Статья
О правовой концепции доклада А. Г. Бондача «Канонические аспекты таинства Брака»
Статья
Православный институт семьи и современный демографический кризис
Статья
Православный взгляд на биоэтику
Статья
Отношение Русской Православной Церкви к «гражданскому браку»
Статья
Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей
Статья
Исключительная духовная ценность брака в православной традиции и современные вызовы
Статья
Кризис личности и кризис семьи
Статья
Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период
Статья
Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве
Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
Статья
Дисфункция в семье – дисфункция в монастыре
Статья
Проект документа «О церковном браке»
Статья
Святыня брака
Статья
Отзыв на проект документа «О церковном браке»
Статья
Брак в богословии и жизни
Статья
РАЗГОВОР НА ТЫ: СЕКС И ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ
Статья
К.С. Льюис как сторонник реалистического подхода в понимании брака
Статья
Проблемы биоэтики и православное сознание
Статья
Естественно-научное обоснование ключевого положения православной биоэтики о начале человеческой жизни с момента оплодотворения
Статья
Богословские основания православной биоэтики
Статья
Границы права человека на свободу выбора в биоэтике
Мнение
«Клянусь, с вероятностью до 40%»: во что превратился институт брака?
Мнение
Сексуальные перверсии как проявление воли к власти
Статья
Когда и как молодые христиане вступают в брак?
Мнение
Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?
Статья
Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»
Статья
Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста
Статья
Сравнительное значение христианских девства и брака. Объяснение слова апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами
Статья
Браки между православными и католиками: видение пастырского аспекта проблемы в России начала XXI века
Виды истины — абсолютная и относительная
Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.
Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.
Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.
Примеры абсолютной истины:
Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.
Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.
Примеры относительно истинных знаний:
Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.
Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина
Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца
Частный случай субъективной истины – это правда.
Новые материалы
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Книги
Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5
Книги
Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.
Книги
Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.
Книги
Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с.
Книги
Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с.
Книги
Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019
Книги
Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.
Книги
Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)
Книги
«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.
Книги
Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).
Концепции истины
Систематизация и связи
Гносеология
КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ
1. ИСТИНА
1. Истина относится к познанию, гносеологии. Познанию предшествует онтология — учение о бытии.
2. Следовательно, концепция истины обусловлена предшествующей концепцией бытия. Сколько концепций бытия, столько и соответствующих концепций истины.
3. Ещё нужно отличать истину от правды и ложь от обмана. Истине «соответствует» ложь, а правде — обман.
4. Правда — то, что было на самом деле. Обман — то, чего не было на самом деле. Правда и обман относятся к истории.
5. Истина — то, что есть на самом деле. Ложь — то, чего нет, или то, что не есть на самом деле. Истина и ложь относятся к философии.
6. Разумеется, истина — одна, правда — тоже одна. Не может быть «многих» концепций, теорий истины, правды. Лжи и обмана, соответственно, — множество, концепций лжи и обмана, естественно, тоже множество.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. «Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету».
2. «Классическая философская концепция истины, восходящая к Платону и Аристотелю, основывается на том, что истина есть мысль, соответствующая объективной (независимой от познающего субъекта) действительности».
3. ТЕОРИИ ИСТИНЫ
1. Авторитарная теория истины исходит из факта доверия к авторитетному источнику, который является гарантом истинности того или иного высказывания.
2. Когерентная теория истины утверждает связность и непротиворечивость основных критериев истины. Активно разрабатывалась неопозитивистами, хотя истоки концепции восходят к Пармениду и прослеживаются у Канта.
3. Конвенциональная теория истины определяет истину как результат соглашения.
4. Корреспондентная теория истины определяет истину как соответствие фактам. Разрабатывалась Альфредом Тарским.
5. Прагматическая концепция истины исходит из практической значимости получаемого в процессе познания результата.
4. ОЦЕНКА ТЕОРИЙ ИСТИНЫ
1. Конвенция. «Истина» по сговору «учёных», может, политиков, — какое это имеет отношение к действительной истине, к знанию?! Никакого!
2. Прагматика. «Истина» по результату, — может, по финансовому результату?! То же самое — никакого отношения это не имеет к действительной истине и знанию.
3. Корреспонденция. «Факты» — это заинтересованные интерпретации. Разумеется, ни к действительным фактам, ни к истине и знанию это не имеет никакого отношения.
4. Когерентность. Это — бессмысленная тавтология. Истинность — это истинность критериев истины!
5. Авторитарность. Это вообще — к католической церкви, папе Римскому, религии.
5. ИСТИНА В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЯМИ БЫТИЯ
1. Концепции бытия: 1) бытие вне нас (объективно); 2) бытие в нас (субъективно); 3) бытие и в нас, и вне нас, т.е. динамично из «в нас» — во «вне нас» (само-субъектно, само-субъект-объектно).
2. В соответствии с концепцией бытия вне нас, истина — соответствие мысли внешне-объективному предмету (объекту; или «субъекту», если это внешне-объективный авторитет, типа папы Римского).
3. В соответствии с концепцией бытия в нас (протестантская концепция), истина — относительна (относительно каждого автономного субъекта), то есть или когерентна, или конвенциональна, или прагматична, или корреспондентна.
4. В соответствии с концепцией бытия в нас и вне нас, т.е. динамично из «в нас» — во «вне нас» (моя само-субъектная концепция — Аритеросизм), истина — полное соответствие внешнего объекта Само-Субъекту и его мышлению, полная реализация мысли Само-Субъекта через внешне-созданный им само-субъектный объект.
—
1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==
aritheros, 15 Сентябрь, 2022 — 17:38
Современные концепции истины
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все эти вопросы концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем.
От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, — очень часто зависит и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения. Это показывает драматическое положение, в котором порой оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и сталкивающиеся с необходимостью отказа от прежних теорий, считавшихся истинными.
Согласно концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна.
Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины.
Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие когерентной концепции истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции истины не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины ставится иначе.
Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма.
Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, что такое свобода или что такое любовь. В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.
Истина и её критерии
Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.
Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.
Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.
Логичность.
Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.
Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.
В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.
Концептуальные модели современного понимания истины
Определение 1. Проблема истины – это проблема соответствия совокупности человеческих знаний объективным явлениям и процессам реальности.
Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины.
Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е.
непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.
Замечание 1. Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.
В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:
- классическая,
- априористская,
- прагматическая,
- экзистенциальная,
- когерентная,
- конвенциональная,
- диалектико-материалистическая.
Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью.
Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность.
Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:
- проблему действительности,
- проблему познания,
- проблему соответствия.
Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе.
Аспекты истины.
Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:
Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.
Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.
Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность – это грани одной и той же истины.
Абсолютная истина – истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.
Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле – это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения – истина.
Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная. Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.
Истина – сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.
Современноепонимание истины предполагает диалогразличныхфилософских концепций и синтез наиболееплодотворных идей вконтексте современных представленийнауки и культуры. Вистории философии сложилось несколькоподходов к определению этой категории.
Априористскаяконцепция утверждает,чтоистина или ряд истин изначально присущичеловеку или человеческой душе в виденекого доопытного знания, которое можнораскрыть в каждом индивиде черезопределенную методику, как бы заставляячеловека “припомнить” заложенное вего сознании изначально.
Таково учение индийской веданты опотенциальном всезнании человеческогоатмана, тождественного брахману;античное понимание знания как припоминаниятого, что некогда видела и слышалабессмертная душа; христианское учениео потенциальном богоподобии человека,декартовская доктрина врожденных идей.
Конвенциональная модель истины поддерживает идею,что истина — есть всегда продукт гласного(а чаще — негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных сообществах (религиозных конфессиях,профессиональных группах и т.д.) существуют разные “правила игры”,а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций.Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное.
Так всегдабывает, когда сталкиваются представителиразных школ в науке и в философии.
Когерентнаятеория истины.Существуетнесколько вариантов данной теории.Самый популярный и известный из нихутверждает, что истинноезнание всегда внутренне непротиворечивои системно упорядочено. Здесьпроисходит сближение с трактовкойистины в смысле логической правильностии корректности.
При всей частичнойобоснованности такого подходавсе-таки следует признать, что отсутствиелогических противоречий и взаимосвязанностьсуждений внутри какой-то теории ещеотнюдь не свидетельствует о ее истине;и, наоборот, наличие диалектических иантиномических суждений внутри теорииеще не дает оснований заключать о ееложности.
Второйвариант теории когеренции утверждает,что истиннойдолжна быть признана та гипотеза, котораяне противоречит фундаментальномузнанию, существующему в науке.Данный критерий также нельзяабсолютизировать, ибо любая новаяфундаментальная теория всегда какому-тообщепризнанному знанию да противоречит.
Прагматическаяверсияистиныподчеркиваетсубъективныймомент в составе человеческого знания,т.е. степень его пригодностина практике.
Сутьконцепции сводится к тому, что знаниедолжно быть оценено как истинное,если способно обеспечить получениенекоего реального результата(экспериментального,утилитарно-прагматического и т.д.).
Инымисловами, истинность отождествляетсяздесь с пользой или результативностью.
Однако утилитарную направленность науки не следует преувеличивать. Множество открытий совершались творцами, конечно же, не из утилитарных соображений, а из чистой любви к истине.
Некласические концепции
Параллельно с классической развивались и иные концепции истины предлагавшие альтернативный взгляд на само понимание данного термина.
Априористская концепция базируется на представлении о существовании врожденных идей, которые вложены в человека некой высшей сущностью (богом, природой, вселенским разумом) и которые тот может осознать благодаря определенным практикам, способам познания мира и т.д. В настоящее время наиболее характерна для различных религиозных течений.
Конвенциональная концепция рассматривает истину как соглашение – гласное или негласное между участниками определенного сообщества. Конвенциональная модель предполагает, существования неопределенного множества истин, которые соответствуют существованию множества сообществ, и могут взаимно противоречить друг другу, как например, вступают в противоречия теории различных научных школ.
Прагматическая концепция возникла в англо-американской философии (Юм, Беркли). Согласно ей критерием истины выступает польза – практическая или теоретическая, которая вытекает из нового знания.
Экзистенциальные концепции указывают на субъективный характер истины, ее тесную связь с творческих развитием личности, ее способностью выходить за рамки обыденного восприятия окружающей реальности. Истина может быть получена личностью через откровение, через перенесение страданий и духовном росте. Наконец истина как характеристика бытия, перманентно присутствует в мире, однако технократически-потребительное развитие человечества, препятствует ее осознанию, которое становится возможным при отрешенном созерцании мира.