Концептуальные модели современного понимания истины

Концептуальные модели современного понимания истины

Понятие истины в философии

Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.

Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:

Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:

  1. истина — это доверие авторитетному источнику;
  2. истина — это утверждение, подтверждённое опытным путём;
  3. . — практически полезное знание;
  4. . — результат соглашения;
  5. . — ясное представление о чём-либо;
  6. . — отдельное суждение, согласующееся со всей системой.

Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.

Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.

Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.

Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.

В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка.

Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу.

Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности?

Объективная истина — содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Исторические подходы отделения в наших знаниях того, что не зависит от человека и человечества, от того, что зависит:

  • логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях (Платон). При таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть получены или проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений.
  • чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности.

Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:

  • объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;
  • практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
  • знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.

Понятие и модели истины

Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины. Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е. непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.

Замечание 1

Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.

В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:

  • классическая,
  • априористская,
  • прагматическая,
  • экзистенциальная,
  • когерентная,
  • конвенциональная,
  • диалектико-материалистическая.

Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью. Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность. Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.

Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:

  • проблему действительности,
  • проблему познания,
  • проблему соответствия.

Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе. Наиболее адекватной категорией отражения действительности в настоящее время принят научный факт, а ее познание осуществляется опытным путем. Разрешение проблемы соответствия привело к тому, что в рамках классической концепции может быть оценена истинность лишь повествовательных суждений, сформулированных согласно правилам формальной логики, что значительно ограничивает поле ее применимости.

Тема недели: Христианский брак в современном мире

Статья

О правовой концепции доклада А. Г. Бондача «Канонические аспекты таинства Брака»

Статья

Православный институт семьи и современный демографический кризис

Статья

Православный взгляд на биоэтику

Статья

Отношение Русской Православной Церкви к «гражданскому браку»

Статья

Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей

Статья

Исключительная духовная ценность брака в православной традиции и современные вызовы

Статья

Кризис личности и кризис семьи

Статья

Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период

Статья

Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве

Статья

Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»

Статья

Дисфункция в семье – дисфункция в монастыре

Статья

Проект документа «О церковном браке»

Статья

Святыня брака

Статья

Отзыв на проект документа «О церковном браке»

Статья

Брак в богословии и жизни

Статья

РАЗГОВОР НА ТЫ: СЕКС И ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

Статья

К.С. Льюис как сторонник реалистического подхода в понимании брака

Статья

Проблемы биоэтики и православное сознание

Статья

Естественно-научное обоснование ключевого положения православной биоэтики о начале человеческой жизни с момента оплодотворения

Статья

Богословские основания православной биоэтики

Статья

Границы права человека на свободу выбора в биоэтике

Мнение

«Клянусь, с вероятностью до 40%»: во что превратился институт брака?

Мнение

Сексуальные перверсии как проявление воли к власти

Статья

Когда и как молодые христиане вступают в брак?

Мнение

Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?

Статья

Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»

Статья

Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста

Статья

Сравнительное значение христианских девства и брака. Объяснение слова апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами

Статья

Браки между православными и католиками: видение пастырского аспекта проблемы в России начала XXI века

Виды истины — абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.

Примеры относительно истинных знаний:

Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.

Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина

Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца

Частный случай субъективной истины – это правда.

Новые материалы

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Книги

Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5

Книги

Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.

Книги

Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.

Книги

Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с.

Книги

Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с.

Книги

Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019

Книги

Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.

Книги

Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)

Книги

«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.

Книги

Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).

Концепции истины

Систематизация и связи

Гносеология

КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

1. ИСТИНА

1. Истина относится к познанию, гносеологии. Познанию предшествует онтология — учение о бытии.

2. Следовательно, концепция истины обусловлена предшествующей концепцией бытия. Сколько концепций бытия, столько и соответствующих концепций истины.

3. Ещё нужно отличать истину от правды и ложь от обмана. Истине «соответствует» ложь, а правде — обман.

4. Правда — то, что было на самом деле. Обман — то, чего не было на самом деле. Правда и обман относятся к истории.

5. Истина — то, что есть на самом деле. Ложь — то, чего нет, или то, что не есть на самом деле. Истина и ложь относятся к философии.

6. Разумеется, истина — одна, правда — тоже одна. Не может быть «многих» концепций, теорий истины, правды. Лжи и обмана, соответственно, — множество, концепций лжи и обмана, естественно, тоже множество.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. «Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету».

2. «Классическая философская концепция истины, восходящая к Платону и Аристотелю, основывается на том, что истина есть мысль, соответствующая объективной (независимой от познающего субъекта) действительности».

3. ТЕОРИИ ИСТИНЫ

1. Авторитарная теория истины исходит из факта доверия к авторитетному источнику, который является гарантом истинности того или иного высказывания.

2. Когерентная теория истины утверждает связность и непротиворечивость основных критериев истины. Активно разрабатывалась неопозитивистами, хотя истоки концепции восходят к Пармениду и прослеживаются у Канта.

3. Конвенциональная теория истины определяет истину как результат соглашения.

4. Корреспондентная теория истины определяет истину как соответствие фактам. Разрабатывалась Альфредом Тарским.

5. Прагматическая концепция истины исходит из практической значимости получаемого в процессе познания результата.

4. ОЦЕНКА ТЕОРИЙ ИСТИНЫ

1. Конвенция. «Истина» по сговору «учёных», может, политиков, — какое это имеет отношение к действительной истине, к знанию?! Никакого!

2. Прагматика. «Истина» по результату, — может, по финансовому результату?! То же самое — никакого отношения это не имеет к действительной истине и знанию.

3. Корреспонденция. «Факты» — это заинтересованные интерпретации. Разумеется, ни к действительным фактам, ни к истине и знанию это не имеет никакого отношения.

4. Когерентность. Это — бессмысленная тавтология. Истинность — это истинность критериев истины!

5. Авторитарность. Это вообще — к католической церкви, папе Римскому, религии.

5. ИСТИНА В СООТВЕТСТВИИ С КОНЦЕПЦИЯМИ БЫТИЯ

1. Концепции бытия: 1) бытие вне нас (объективно); 2) бытие в нас (субъективно); 3) бытие и в нас, и вне нас, т.е. динамично из «в нас» — во «вне нас» (само-субъектно, само-субъект-объектно).

2. В соответствии с концепцией бытия вне нас, истина — соответствие мысли внешне-объективному предмету (объекту; или «субъекту», если это внешне-объективный авторитет, типа папы Римского).

3. В соответствии с концепцией бытия в нас (протестантская концепция), истина — относительна (относительно каждого автономного субъекта), то есть или когерентна, или конвенциональна, или прагматична, или корреспондентна.

4. В соответствии с концепцией бытия в нас и вне нас, т.е. динамично из «в нас» — во «вне нас» (моя само-субъектная концепция — Аритеросизм), истина — полное соответствие внешнего объекта Само-Субъекту и его мышлению, полная реализация мысли Само-Субъекта через внешне-созданный им само-субъектный объект.

1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==

aritheros, 15 Сентябрь, 2022 — 17:38

Современные концепции истины

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все эти вопросы концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем.

От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, — очень часто зависит и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения. Это показывает драматическое положение, в котором порой оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и сталкивающиеся с необходимостью отказа от прежних теорий, считавшихся истинными.

Согласно концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна.

Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины.

Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие когерентной концепции истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции истины не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины ставится иначе.

Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма.

Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, что такое свобода или что такое любовь. В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.

Истина и её критерии

Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.

Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.

Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.

Логичность.

Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.

Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.

В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.

Концептуальные модели современного понимания истины

Определение 1. Проблема истины – это проблема соответствия совокупности человеческих знаний объективным явлениям и процессам реальности.

Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины.

Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е.

непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.

Замечание 1. Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.

В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:

  • классическая,
  • априористская,
  • прагматическая,
  • экзистенциальная,
  • когерентная,
  • конвенциональная,
  • диалектико-материалистическая.

Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью.

Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность.

Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.

Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:

  • проблему действительности,
  • проблему познания,
  • проблему соответствия.

Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе.

Аспекты истины.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность – это грани одной и той же истины.

Абсолютная истина – истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле – это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения – истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная. Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Истина – сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.

Современноепонимание истины предполагает диалогразлич­ныхфилософских концепций и синтез наиболееплодотворных идей вконтексте современных представленийнауки и культуры. Вистории философии сложилось несколькоподходов к определению этой категории.

Априористскаяконцепция утверждает,чтоистина или ряд истин изначально присущичеловеку или человеческой душе в виденекого доопытного знания, которое можнораскрыть в каждом инди­виде черезопределенную методику, как бы заставляячеловека “припомнить” заложенное вего сознании изначально.

Таково учение индийской веданты опо­тенциальном всезнании человеческогоатмана, тожде­ственного брахману;античное понимание знания как припоминаниятого, что некогда видела и слышалабессмертная душа; христианское учениео потенциаль­ном богоподобии человека,декартовская доктрина врожденных идей.

Конвенциональная модель истины поддерживает идею,что истина — есть всегда продукт гласного(а чаще — негласного) согла­шения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных сообществах (религиозных конфессиях,профессиональных группах и т.д.) су­ществуют разные “правила игры”,а все доказатель­ства строятся лишь на основе принятых конвенций.Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное.

Так всегдабывает, когда сталкиваются представителиразных школ в науке и в философии.

Когерентнаятеория истины.Существуетнесколько вариантов данной теории.Самый популярный и известный из нихутверждает, что истинноезнание всегда внутренне непротиворе­чивои системно упорядочено. Здесьпроисходит сбли­жение с трактовкойистины в смысле логической пра­вильностии корректности.

При всей частичнойобо­снованности такого подходавсе-таки следует признать, что отсутствиелогических противоречий и взаимосвя­занностьсуждений внутри какой-то теории ещеотнюдь не свидетельствует о ее истине;и, наоборот, наличие диалектических иантиномических суждений внутри теорииеще не дает оснований заключать о ееложности.

Второйвариант теории когеренции утверждает,что истиннойдолжна быть признана та гипотеза, котораяне противоречит фундаментальномузнанию, существу­ющему в науке.Данный крите­рий также нельзяабсолютизировать, ибо любая новаяфундаментальная теория всегда какому-тообщеприз­нанному знанию да противоречит.

Прагматическаяверсияистиныподчеркиваетсубъективныймомент в составе человеческого знания,т.е. степень его пригодностина практике.

Сутьконцепции сводится к тому, что знаниедол­жно быть оценено как истинное,если способно обеспе­чить получениенекоего реального результата(экспе­риментального,утилитарно-прагматического и т.д.).

Инымисловами, истинность отождествляетсяздесь с пользой или результативностью.

Однако утилитар­ную направленность науки не следует преувеличивать. Множество открытий совершались творцами, конечно же, не из утилитарных соображений, а из чистой люб­ви к истине.

Некласические концепции

Параллельно с классической развивались и иные концепции истины предлагавшие альтернативный взгляд на само понимание данного термина.

Априористская концепция базируется на представлении о существовании врожденных идей, которые вложены в человека некой высшей сущностью (богом, природой, вселенским разумом) и которые тот может осознать благодаря определенным практикам, способам познания мира и т.д. В настоящее время наиболее характерна для различных религиозных течений.

Конвенциональная концепция рассматривает истину как соглашение – гласное или негласное между участниками определенного сообщества. Конвенциональная модель предполагает, существования неопределенного множества истин, которые соответствуют существованию множества сообществ, и могут взаимно противоречить друг другу, как например, вступают в противоречия теории различных научных школ.

Прагматическая концепция возникла в англо-американской философии (Юм, Беркли). Согласно ей критерием истины выступает польза – практическая или теоретическая, которая вытекает из нового знания.

Экзистенциальные концепции указывают на субъективный характер истины, ее тесную связь с творческих развитием личности, ее способностью выходить за рамки обыденного восприятия окружающей реальности. Истина может быть получена личностью через откровение, через перенесение страданий и духовном росте. Наконец истина как характеристика бытия, перманентно присутствует в мире, однако технократически-потребительное развитие человечества, препятствует ее осознанию, которое становится возможным при отрешенном созерцании мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: