Основные проблемы патристики

Основные проблемы патристики

Периодизация патристики

Как считают религиозные мыслители, философское учение должно помогать совершенствовать веру в христианскую религию, которая выше любого знания, поскольку является его завершением. В этом случае философия теряет свою самостоятельную деятельность и начинает играть роль проводника человека к богу.

С помощью патристики был внесен большой вклад в создание христианской этики и эстетики общества в средние века.

Различают греческое и римское направление патристики. Основными её периодами являются:

  • апологетика или ранняя патристика (со второго по третий век). Представителями этого направления были Татиан, Климент, Юстин, Тертуплиан. Основной проблемой ранней патристики было отношений христианства к античному наследию.
  • патристика зрелая (с третьего по пятый век). Развивалась на Востоке, и в её деятельности принимали участие Григорий Нисский со своим братом Василием Великим Кессаривским, Амфилохий Ионийский, Гигорий Богослов Назианзин и др. На Западе в её деятельности участвовал Августин. Основной задачей этого направление была война с ересями.
  • патристика поздняя, которая основывалась на проблемах систематизации вероучения христианства. Основными фигурами в этом учении были Иоанн Дамаскин на Востоке и Боэций на Западе.

У патристики было особо выдающаяся роль в истории развития культуры христианства. Так, Августин Блаженный собственными учениями повлиял на средневековую философию. Этот мыслитель стал известен тем, что уделял много внимания на природу человека и его самопознание.

Тема недели: Христианский брак в современном мире

Статья

О правовой концепции доклада А. Г. Бондача «Канонические аспекты таинства Брака»

Статья

Православный институт семьи и современный демографический кризис

Статья

Православный взгляд на биоэтику

Статья

Отношение Русской Православной Церкви к «гражданскому браку»

Статья

Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей

Статья

Исключительная духовная ценность брака в православной традиции и современные вызовы

Статья

Кризис личности и кризис семьи

Статья

Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период

Статья

Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве

Статья

Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»

Статья

Дисфункция в семье – дисфункция в монастыре

Статья

Проект документа «О церковном браке»

Статья

Святыня брака

Статья

Отзыв на проект документа «О церковном браке»

Статья

Брак в богословии и жизни

Статья

РАЗГОВОР НА ТЫ: СЕКС И ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

Статья

К.С. Льюис как сторонник реалистического подхода в понимании брака

Статья

Проблемы биоэтики и православное сознание

Статья

Естественно-научное обоснование ключевого положения православной биоэтики о начале человеческой жизни с момента оплодотворения

Статья

Богословские основания православной биоэтики

Статья

Границы права человека на свободу выбора в биоэтике

Мнение

«Клянусь, с вероятностью до 40%»: во что превратился институт брака?

Мнение

Сексуальные перверсии как проявление воли к власти

Статья

Когда и как молодые христиане вступают в брак?

Мнение

Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?

Статья

Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»

Статья

Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста

Статья

Сравнительное значение христианских девства и брака. Объяснение слова апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами

Статья

Браки между православными и католиками: видение пастырского аспекта проблемы в России начала XXI века

Понятие религиозной экзегезы

Не смотря на то, что в ранней христианской философии были использованы эллинистические формы, но ни один бытовавший греческий термин не был способен адекватно отобразить особенности христианского миросознания, поэтому появилось такое понятие, как экзегеза.

Определение 2

Экзегеза – это понятие религиозной философии, обозначающее объяснение, истолкование Библии.

Именно при помощи экзегезы создается патристика. Экзегеза предстает одновременно и наукой, и искусством. Как метод экзегеза применялась при толковании самых различных текстов – от платоновской философии до шекспировских поэм. Библейская традиция экзегезы восходит еще к Ветхому Завету, когда у евреев появляются «книжники», занимавшиеся толкованием и разъяснением священного текста. Так как эта задача не могла быть возложена на отдельных талантливых и знающих людей, поэтому со временем выработались формальные принципы толкования, его правила, а также появились целые школы экзегезы. Во времена Иисуса Христа такими толкователями выступали фарисеи, и именно их интерпретация со временем стала официальной.

Аллегорическую библейскую экзегезу выработал Филон Александрийский, испытавший значительное влияние греческой философской и культурной традиций, который показал, что все писания Ветхого Завета помимо прямого толкования (прямого смысла) имеют более глубинный духовный смысл, который не вступает в противоречие с греческой философией. Его идеи оказали влияние на Климента Александрийского и Оригена, ставших затем основателями экзегетической школы в Александрии. В основе их толкования лежала идея, что Ветхий Завет повторяется в Новом Завете. Этой школе противостояла антиохийская школа, которая считала, что в каждом стихе Ветхого Завета присутствуют указания на Иисуса Христа.

Современные экзегеты обращаются к науке и ее постоянно обновляющимся данным и признают необходимость учитывать данные текстологии, позволяющей воссоздать достоверный текст, а также принимать во внимание литературные формы того или иного текста, чтобы воссоздать именное такое смысловое содержание, какое было в первые века

Понятие патристики

Определение 1

Патристика – это учение «отцов церкви», то есть первых христианских мыслителей II-VIII веков. Она характеризуется ориентированием на мистику и недоверием к разуму. Патристику отличает критическое отношение к античному наследию, но по сути своей – это христиански переосмысленный неоплатонизм.

Роль патристики в обществе позволяет разделить ее на два типа:

  • апологетика – преобладала на Западе;
  • систематика – преобладала на Востоке.

Апологетами были христианские мыслители II столетия, которые в своих трудах обращались к правителям и образованным людям с целью защиты христианского учения, которые в первые века своего существования испытывало нападки язычников и еретиков. Многие из них противились любым проявлениям эллинистической культуры, так как считали ее безнравственной и языческой. К таким противникам относят и наиболее известного мыслителя того периода – Квинта Септимия Тертуллиана. Стремясь защитить христианскую церковь от римских властей и еретических искажений, он настаивал на том, что невозможно сопоставлять философию с религиозной верой, противопоставлял божественному откровению разум, христианскую веру и античную науку. Самостоятельные поиски истины человеческим разумом стали лишними, так как существует Библия. Известный принцип Тертуллиана «верую потому, что абсурдно» базируется на понимании веры в качестве высшей силы и подготавливает почву для подчинения философии теологии.

Несмотря на это, данная позиция сменяется другой: усмотрение единства христианства и философии, где христианство считается завершением эллинистической философии. Данная точка зрения поддерживалась философами Александрийской богословской школы, например, Титом Флавием Климентом и Оригеном. Базируясь на таком взгляде на философию и религию, они могли не просто защитить христианство от язычества, но и обратить язычников в христианскую веру.

Замечание 1

Систематики – это первые христианские мыслители, которые предпринимали попытки систематизации христианских воззрений, что было невозможно осуществить без использования античного философского наследия. Такая работа была проделана в IV веке каподдакийскими «отцами церкви» — Василием Великим, Григорием Нисским и др.

Схоластика

Схоластика — это школа рационализации христианства. Ее цель заключалась в том, чтобы упорядочить догмы и сделать их более понятными для неграмотных людей. Средством упорядочения стала философия, которая предполагала, что разумом легче понять веру. Философские аргументы позволяют избежать критики христианских догм. Философия придает религиозным истинам форму, систематичность, создает систему вероучения. Античными источниками схоластики считаются Августин и Боэций. Ранняя схоластика пробуждает интерес к знанию.

Схоластика рассматривает отношения между знаниями и верой, проблему универсалий, согласование логики философии и форм познания, мистики и религии. Схоластика рассматривает крайний реализм, крайний номинализм, умеренный реализм.

Философское направление возникло в 13 веке. Это связывают с появлением первых университетов. Учебные заведения стали обучать преподавателей, что способствовало появлению систематических сочинений.

Высокая схоластика приняла и приспособила труды Аристотеля. Стоит отметить, что церковь противилась новому подходу к работам философа. «Спор об Аристотеле» лег в основу высокой схоластики. Спор разразился между францисканцами и доминиканцами. Так же в схоластической традиции отмечается развитие нескольких направлений, среди них логическое, естественнонаучное и неоплатоническое. Большой вклад в развитие схоластики внес Фома Аквинский. Он стремился упорядочить аристотелизм и христианскую философию.

Томистская онтология определяла порядок всего бытия. Фома говорил о том, что каждый сущий имеет свое место, и его судьба определена.

Этапы и основные идеи патристики

Разделяют три этапа формирования патристики:

  • ранняя патристика (II–III вв.)
  • зрелая патристика (IV–V вв.)
  • поздняя патристика (VI–VIII вв.)

Основными задачами были:

  1. Упорядочить знания о христианстве и найти его проявления в язычестве.
  2. Сформулировать теоретические знания о христианстве.
  3. Создать непреложные церковные догмы (правила), которые сформируют фундамент для традиции христианства.

Ранняя патристика

К этому периоду II–III вв. относят раннехристианскую литературу. Учения носили религиозный характер.

В этот период создавали свои сочинения Апостольские отцы (мужи) и христианские гностики. Период характеризуется их противостоянием во взглядах.

Апостольские отцы

Так называли учеников апостолов. Их сочинения были очень религиозными. Они старались доказать истинность христианства и защитить его от нападок.

Некоторые их труды использовались во время богослужения и включались в Библию. По своему статусу они приравнивались к Священному Писанию. К таким трудам относят Учение 12 апостолов (Дидахэ) и Послание от имени апостола Варнавы.

Апостольские отцы:

  • Кли­мен­т I Рим­ский
  • Поликарп Смирнский
  • Иг­на­тий Ан­ти­охий­ский Бо­го­нос­ец
  • Ерма
  • Папий Иерапольский

В то же время возникло направление апологетика (от греч. apologetikos – защищающий). Её основная функция — защита христианства.

Апостольских мужей приписывают к авторам-апологетам. Среди других греческих и римских апологетов:

  • Код­рат
  • Ари­стид
  • Иустин Философ
  • Тер­тул­ли­ан
  • Ми­ну­ций Фе­ликс
  • Ар­но­бий
  • Лак­тан­ций и др.

Христианские гностики

Гностики же пытались понять, где место человека и Бога в мире, кто такой Бог, каково назначение человека и т. д.

Созданное ими учение гностицизм не ограничивалось только идеями христианства. На него также оказывали влияние античная и эллинистическая философия, иудаизм, древняя иранская религия зороастризма, мифология, мистика и др.

Главные представители христианского гностицизма:

  • Маркион
  • Василид
  • Валентин и др.

Узнайте также про Агностицизм.

Зрелая патристика

Это период расцвета патристики в IV–V вв. Появляются первые догмы, патристика расширяет территорию своего присутствия.

Среди основных греческих и римских представителей этого периода:

  • Василий Великий,
  • Григорий Назианзин
  • Григорий Нисский
  • Иоанн Златоуст
  • Иларий Пиктавийский
  • Аврелий Августин
  • Иероним Стридонскийи др.

Поздняя патристика

Период развития патристики в VI–VIII вв.

Патристика окончательно становится частью истории христианства. Сочинения «отцов церкви» становятся церковными канонами, т.е. непреложными правилами.

Появляются чётко сформулированные догмы. Они формируют теорию христианства и его традиции.

Представители поздней патристики:

  • Иоанн Дамаскин
  • Григорий Великий
  • Максим Исповедник и др.

На Западе в этот период патристику начинает вытеснять схоластика — направление в средневековой философии, тесно связанное с религией.

Схоластика занималась тем, что путём логических рассуждений и анализа пыталась объяснить церковные догмы и доказать, что Бог существует. Поэтому её ещё иногда называют патристикой Средневековья.

Читайте подробнее про Средневековую философию.

Историко-философский феномен

Патристика, играя роль историко-философского феномена является общим учением, которое раскрывает мысли и идеи отцов церкви. Явление патристики рассматривается исследователями, как сочетание богатства и разнообразия всех его составляющих элементов. С помощью этого можно провести оценку уникальности каждого из представителей патристики и его влияние на учение. Для исследователя, который не собирается вникать в саму суть учения, патристика станет настоящим кладом исторических данных и идей великих людей. Отсюда ясно, что саму патристику можно принимать как построение культуры христианства и научную дисциплину.

Как уже было сказано, патристика-это совокупность ценность христианской религии и эллинских философских учений. Благодаря этому христианство получило новое содержание для Откровения, чтобы сделать его таким понятным, чтобы идеи мыслителей стали понятны для простого народа.

В философии, патристической направленности, со времен зарождения жили две идеи. Первая заключалась в том, что необходима вера в бога и покорность его решениям. Человеку не обязательно стремиться достичь уровня создателя мира, поскольку бог является центром начала и конца всего. Вторая же идея говорила о том, что необходимо познать бога в его творениях, представлять все сущее как ясную гармонию мира, увидеть отблески его мудрости, покоя и света, не подвергать сомнению справедливость его решений и выражать любовь к богу.

Патристика играет сложную роль общего учения, которое раскрывает и излагает мысли и идеи различных отцов церкви. Если посмотреть на патристику с «внешней» стороны, не обращая внимания на её личные критерии и правила, то можно увидеть все разнообразие и богатство составляющих данное учение. Можно также провести оценку отдельного представителя учения и вклада в общую идею. Патристику исследователи рассматривают, как полное собрание философ в древние века их собственных позиций, и как духовный феномен, который состоит из нескольких ступеней и ответвлений.

Патристика-это сокровище, которое подарили христианство и эллинская философия. И это сокровище живет в наше время, как сборник философских идей.

Религиозная герменевтика

Определение 3

Герменевтика представляет собой искусство толкования текстов, которое открывает подлинный смысл Священного Писания.

Она включает в себя три раздела:

  • смысл Священного Писания;
  • способы понимания и объяснения смысла Священного Писания;
  • главное начало Священного Писания.

Образы, которые содержатся в Писании, содержат в себе исторический и пророческий смыслы, и если первый передается через непосредственные знаки смыслов, то второй открывается через условные знаки других предметов. Буквальный смысл слова отражает его непосредственное понимание, таинственный смысл складывается тогда, когда слова сами по себе являются знаками, отражающим другие явления и предметы. К таким предметам-знакам относится притча, видение, символ, прообраз.

Отличие герменевтики от экзегетики очень тонкое, часто между ними различия не делают. Основное отличие сводится к тому, что экзегетика толкует текст с максимальным учетом исторических обстоятельств, когда текст создавался, а герменевтика интерпретирует религиозный текст уже для условий современного мира

Герменевтика обращает внимание на сам текст, его лексику и грамматику, в то время как экзегетика задействует многочисленные внешние данные

Сейчас уже выработаны основные подходы и принципы к толкованию и Ветхого, и Нового Заветов. Собственно развитие экзегетики и герменевтики способствовало появлению новых дисциплин, таких как текстология, теория перевода, легксикография, которые не были известны в античности. Принято считать, что именно библейские тексты имеют наибольшую степень изученности, особенно дисциплиной библейской филологией, что объясняется высокой значимостью раннехристианских текстов. Толкование Священного Писания сейчас составляет культурное достояние человечества.

Новые материалы

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Книги

Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5

Книги

Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.

Книги

Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.

Книги

Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с.

Книги

Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с.

Книги

Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019

Книги

Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.

Книги

Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)

Книги

«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.

Книги

Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).

В чём отличие патристики от схоластики

Патристика — это сочинения и труды отцов Церкви. Её основная задача — защитить, распространить и теоретизировать христианство. Она появилась во II в. и просуществовала до VIII в.

Схоластика — философское направление, тесно связанное с религией. Она сменила патристику. Так как схоластика появилась позже, то свои идеи она черпала уже не только из документов античности, но и из христианских идей и догм.

Схоластика сформировалась в IX–XII вв. Но первые зачатки можно найти ещё в конце V–VI вв. В то время философы и христианские богословы стали проявлять интерес к работам древнегреческих учёных, которые основывали свои идеи на логике и разуме (в частности, к работам Аристотеля).

Поэтому патристика — это учения и труды, основанные на вере, а схоластика пыталась понять христианство с помощью логических рассуждений и разума.

Читайте подробнее про Схоластику. Узнайте также, что такое Теоцентризм.

Понятие патристики

Термин патристика появился довольно поздно – только в конце XVII века и объединял совокупность трудов отцов ранней христианской церкви I – VIII веков.

К этому времени было сформулировано три основных признака, которые помогали отнести того или иного автора к авторитетным отцам церкви:

  • святость жизни;
  • древность;
  • ортодоксальность учения.

Позднее к этим положениям добавился четвертый признак – одобрение церкви.

Однако этим признакам соответствовали не все труды христианских авторов, поэтому со временем в состав патристики стали включать учения многих раннехристианских авторов, в том числе и те, которая христианская традиция считает не вполне каноничными.

Патристика как цельная идея представляет собой синтез религиозных ценностей христианства, появившихся на стыке христианской культуры и эллинского литературно-философского наследия. Патристику отличает отказ от свободного философского поиска, это утверждение во многом является декларативным, но оно сближает патристику и средневековую схоластику.

С точки зрения раннехристианских авторов Откровение обладает единственной истиной, которую не нужно доказывать или обосновывать, единственное, что можно с ней делать, это разъяснять ее для христиан, таким образом она переходит в достояние всего христианского общества. Патристика предстает как единое учение, которое преподносится разными авторами с разных сторон, но суть его одна. В данном случае христианство, как монотеистическая религия, требует от своих последователей, а тем более авторов, абсолютного конформизма.

С точки зрения философии патристика представляет собой внутренне цельный продукт историко-философской рефлексии христианского вероучения, задействованные методы отвечают именно методам «чистой» философии. В течение всего средневековья христианская религиозная философия была единственной формой философии, допущенной к существованию.

Религиозный опыт христианства оказался оформлен в понятийную структуру эллинской философии, из нее потом возникли христианская теология, космология и антропология.

Основные проблемы патристики

При подробном изучении патристики, можно выделить ряд проблем данного направления:

Первая проблема — соотношение веры с разумом. В общекультурном плане данная проблема может быть рассмотрена в качестве проблемы отношения к языческому наследию. Решение данной проблемы заключается в следующем:

  • апологеты проявляли негативное отношение к античному философскому наследию, а, значит, и к разуму. Например, представителем этой позиции считают Тертуллиана. Он говорил, что философия и разум излишни там, где есть вера. Верить можно только в чудо, из-за чего философию и Евангелие невозможно совместить.
  • представители катехизисной школы, Климент Александрийский и Оригена, считали, что вера и разум могут пребывать в гармонии, в том случае, если разум будет подчинен вере. В этом мнении можно найти первоисточник концепции: философия – это служанка богословия.
  • Аврелий Августин Блаженный – один из представителей неоплатонической школы, считал христианство платонизмом, ставшим философией для народа и для всего общества. В связи с этим, между разумом и верой отсутствуют противоречия, так как там есть место для разума, а где разум – там место веры.

Вторая проблема – доказательство бытия Бога.

Августин стремился решить данную проблему посредством платонических воззрений: если в мире есть истинная красота, то должен быть и идеал этой красоты, то есть Бог. Если в мире есть совершенство, то должен быть и прообраз этого совершенства, то есть Бог. Если есть в мире творение, то должен быть и творец – Бог.

Третья проблема – теодицея, или оправдание Бога. Данную проблему связывают с противоречием между всемогуществом и абсолютной добротой бога и страданиями и злом человеческого мира. Виновен ли Бог в том, что есть зло, в страданиях человека?

Данная проблема, по мнению Августина, связана с трактовкой человека. По антропологической концепции Августина, человеческая душа троична: она включает разум, память и волю. Главный фактор нравственного поведения человека – это свободная воля. Августину удалось решить не решенную Сократом проблему – он выяснил почему человек, зная, что такое «хорошо» и «плохо», не всегда поступает хорошо. Он предположил, что свободная воля, предполагающая свободу выбора между добром и злом. В мире существует зло, так как человек со свободной волей, не всегда способен выбирать добро. Августин рассматривал зло как нехватку добра.

Августин считал всю историю человечества противоборством добра и зла. Когда-нибудь добро победит и случится переход Града Земного, где все любят только себя, к Граду Небесному, где вместе с любовью к ближнему, царит и любовь к Богу.

Схоластика изначально представляла собой курс наук, которые преподавались в школах, основанных во времена каролингского Возрождения, при Карле Великом. К ним относят относят грамматику, логику, арифметику, риторику, астрономию и пр. Схоластика, в качестве второго этапа средневековой философии, представлена систематизированной религиозной философией, с элементами формальной логики и преподаваемой в университетах.

Этапы схоластики:

  1. IX-XIII века – становление – развитие схоластики без систематизации идей Аристотеля;

  2. XIII век – расцвет – создание систематического учения на основании религиозной философии и философии Аристотеля. Данный период ознаменован:

    • возникновением ориентации на разумное, то есть рациональное доказательство;
    • философию связывают с деятельностью университетов;
    • основной методологический принцип философствования отдается рационально-логическому доказательству, что дало возможность проникнуть светскому началу в философию.
  3. XIV-XV века – кризис, вызванный бурным развитием гуманистических идей.

Схоластика

Схоластика представляет собой особое направление в философии средних веков, которое склоняло богословие христианства к учению Аристотеля. Основной задачей этого направления было оправдать веру с помощью разума. Иными словами, мыслители старались найти рациональное объяснение веры в Бога. Из-за её философии схоластику иногда путают с патристикой.

Само учение схоластики предназначалось для обучения основным христианским традициям и принципам. Несмотря на различия, патристика и схоластика всегда дополняли друг друга. Основываясь на одних и тех же принципах, и символике, они оставляли вместе искали ответы на общие вопросы. Современные философы подчеркивают, что схоластика до сих пор живет в патристике.

Одним из известных мыслителей схоластики был Фома Аквинский. Именно он выступил против идеи о том, что природа и дух противостоят друг другу. Мнение философа заключено в том, что для изучения человека, нужно понять единство его тела и души.

В современном мире схоластикой называют идеи или понятие, которые сильно отличаются от реальных представлений о мире, и их невозможно проверить опытным путем.

Главными особенностями схоластики является:

  • Развитие культуры цитирования.
  • Краткие изложения по каждому вопросу.
  • Рассматривает каждую деталь, идею и мнение.

К проблемам же этого учения относится следующее:

  • Проблема знаний и веры.
  • Доказательство существования Бога.
  • Проблема единичного и общего.

Августин Блаженный и его взгляды

Августин Аврелий (354-430), он же Блаженный, был одним из крупных представитель патристики Запада. Ему принадлежат такие сочинения: «О граде Божием», «О свободной воле».

Августин считал, что бог ни что иное, как высшая сущность, которая превосходит по силам и знаниям созданный им мир. Бог является конечным пунктом всех идей и поступков человечества.

Из этого следовало, что душа значительно превосходит тело, чувства и воля владеют над разумом. Душа представляет из себя намного совершенней фигуру, чем тело, поскольку она бессмертна и вечна, и только ей дано познать Бога. У воли есть преимущество над разумом, поскольку она является активной фигурой.

В собственных учениях Августин призывал к самопознанию. Он говорил об истине к богу, превышающую все человеческие возможности, и это дает вовсе не разум. а вера. То же говорилось и о благе, которое можно получить не из знаний, а из любви к Богу.

Подобное поклонение богу и идеи полного подчинения ему сыграли с Августином злую шутку, породив серьезные проблемы. Учеников мучали вопрос, почему, если бог является олицетворением добра, то в мире живет зло? В ответ на это мыслитель говорил, что в мире не существует двух начал, по силе равных друг другу. Иными словами, существование бога (добро) и дьявола (зло) принизило бы существование создателя мира. Но вместе с этим Августин уверял, что нельзя требовать ответственности от бога за причиненное людьми зло в мире. Так и появилась теодицея-проблема оправдание бога перед мировым злом.

Августин блаженный первым создал собственную теодицею в собственных рассуждениях. Так он полагал, что бог с его волей является единственным высшим благом. Все созданное Богом только добро, а зло просто не существует. Зло не являлось особым существом, а лишь считалось отступлением от добра, своеобразным дефектом. Именно поэтому реально только истинное добро, и не существует никакого истинного зла. Оно лишь тень, которое отбрасывает добро. И на зло способен лишь тот несчастный человек, который отвернулся от бога и сосредоточился на собственной жизни.

Чтобы избавиться от человеческой гордыни, мыслитель спорил с монахом Пелагием, который был уверен, что человеческая воля должна быть свободна, и ввел под сомнение идею первородного греха. Пелагий считал, что, совершая правильные поступки, люди получают результат собственных моральных усилий. Человек способен сам себя привести к спасению. Именно эти взгляды Августин жестоко раскритиковал. Он отрицал возможность того, что кто-нибудь из людей способен самостоятельно избавиться от своих грехов. И только божья благодать способна подарить надежду на спасение души. Так бог выбирал избранников для спасения, и его выбор не зависел от человеческих заслуг.

Своим учением Августин создал фундамент философии христианства, проведя итоговый разрыв с учениями греков.

Патристика и схоластика их влияние на развитие научного знания

Учение Фомы Аквинского со временем стало считаться устаревшим. Общая направленность учения была связана с тем, чтобы рационализировать католицизм, что вызвало множество возражений. Многие мыслители сходились во мнении, что это исключает новые подходы к пониманию Бога. Уже к концу 13 века критика учения Аквинского стала открытой. Научное знание стало выходить на первый план. Томизм стал критиковаться светскими мыслителями. Особенно остро это стало проявляться перед началом Ренессанса в Европе.

Человек рассматривался как одна из ступенек устройства мира. Считалось, что тело не отделимо от души, как и душа от тела. Поэтому все воспринимается, как единое целое. Человек сам выбирает свой жизненный путь, он определяет куда ему двигаться в сторону тьмы или света. И схоластика, и патристика предполагали, что человек сам делает выбор в пользу добра или зла.

Можно сказать, что схоластика и патристика внесли вклад в философское учение. Они затрагивали вопросы развития христианства в Средние века. Именно в этот период устанавливалась связь между тремя направлениями и затем, философия впитала в себя схоластику и патристику.

Считается, что схоластика стала продуктом глубоких установок, повлиявших на культуру современной Европы. Однако эти установки стали взаимоисключающими, так как в европейской культуре отмечаются христианская система веры и институционализм, операционный подход к мышлению. То есть попытка систематизировать христианство в рамках патристики, рационализировать, и концептуализировать его стали основой этих противоречий. Именно поэтому истина в Европе выглядит двойственной, так как сочетает в себе и разум, и веру. Схоластика легла в основу стиля мышления. Таинство веры благодаря ей стало рассматриваться как предмет формальных умозаключений.

Схоластика и патристика повлияли на развитие философской мысли. Патристика стала основой для появления схоластики, и обе они легли в основу философского учения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: