Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности

Использование принципов в обучении детей дошкольного возраста

Ключевой ролью в воспитании личности является формирование гармоничного, физически стойкого и подготовленного, духовно богатого и здорового индивида. Дошкольное образование в этом ключе — важнейшая ступень. Самое интенсивное восприятие, повышенная активность, пытливость ума, формирование интеллектуальной сферы наступают в раннем детском возрасте, от нуля до шести лет.

В это время активно развивается речь, двигательная активность, психологические процессы. Взрослые: родители, воспитатели, педагоги должны понимать это и действовать. Воспитывать, обучать и развивать в это время нужно продуктивно, с некой долей интенсивности.


Использование принципов в обучении детей дошкольного возраста

Ребенок от 0 до 6 лет, активно изучая мир вокруг, действует по подсказкам взрослого. От педагога зависит то, как будут усвоены уроки практической деятельности.

Научный принцип. В детских садах будущие члены общества получают основы научных знаний, здесь впервые приходит понимание окружающего мира.

Принцип доступности обеспечивает восприятие полученных знаний благодаря изложению материала на понятном для них языке.

Принцип наглядности. Развитие мыслительной деятельности ребенка тесно связано с применением ярких, запоминающихся образов. Большую пользу принесут иллюстрации, макеты, схемы и даже куклы.

Принцип активности и сознательности проявляется в самостоятельности

Это очень важно
Только личная заинтересованность в процессе позволит удерживать внимание ребенка.

Принцип систематичности. Придерживаясь этого принципа, педагог дает ребёнку знания последовательно: от известного к неизвестному, от легкого к трудному
Таким образом, обучающемуся интересно.

Принцип развивающего обучения

Важно учитывать все возрастные и индивидуальные особенности детей и не проводить четкую грань между учёбой и реальной жизнью

Основные виды

В глобальном понимании принципы обучения бывают:

  • дидактические;
  • методические.

Дидактические принципы

Из-за универсальности их можно применять ко всем учебным предметам. Дидактические принципы связаны со следующими понятиями:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Научность

Подразумевается важность достоверности получаемой информации. Источники, которые используются во время обучения, требуют официального научного подтверждения

Также необходимо использовать научные методы познания.

Последовательность. Организация учебного процесса подразумевает восхождение от самого простого к наиболее сложному. Начав со сложных постулатов, будет очень непросто чего-то достигнуть.

Системность. Этот принцип логично вытекает их предыдущего. Помимо пошагового построения программы обучения, важно соблюдать систему получения знаний. Структурировать правила, разделить на пункты и подпункты, на наиболее важное и дополнительную информацию.

Преемственность. По мере развития науки и технологий в мире необходимо ежедневно получать и обрабатывать новую информацию в своей профессиональной сфере. Принцип преемственности подразумевает под собой процесс принятия и усвоения учеником знаний своего учителя. Таким образом идет постоянное развитие в различных областях знаний.

Связь теории с практикой. Достоверные научные знания всегда можно применить на практике и получить ожидаемый результат. Если при смешивании нескольких веществ на уроке химии у вас выходит не то, что вы хотели, скорее всего надо еще раз пересмотреть теорию.

Сознательность. Функция сознательного подхода заключается в понимании, для чего вы получаете те или иные знания. Это умение делать выводы и применять их для большего совершенствования в своей сфере.

Активность. Обучение — это всегда инициатива ученика. Невозможно научить чему бы то ни было человека, который этого не хочет. Поэтому важно поддерживать собственную активность в период обучения, самостоятельно проявлять инициативу в получении новой информации, находить источники и не прерывать этот процесс.

Доступность. Характеристика этого принципа перекликается с принципом последовательности. Здесь важно доступно распределить программу для обучающего, чтобы он смог понять и усвоить информацию. Нужно подстраиваться не только под уровень знаний учащегося, но и под его возрастную категорию, особенности здоровья и т.д. Также под этим принципом подразумевается открытость в получении образования, доступность материалов для обучения.

Индивидуальный подход к учащимся. У каждого ученика есть свои особенности: черты характера, уровень имеющихся знаний, жизненный опыт, возраст, общественное положение и т.д. Преподавателю важно выявить эти особенности и найти индивидуальный подход для более продуктивного процесса обучения.

Прочность. Принцип прочности основан на постоянном повторении пройденного материала для закрепления в памяти. Он отлично работает в связке со систематизацией процесса обучения, так как подразумевает логику в получении знаний и освобождение ученика от лишней информации. Также прочность — это определенные нормы и методы контроля знаний, которые имеют подтвержденный эффект от их применения.

Наглядность. Знания усваиваются намного лучше, если мы можем наглядно увидеть их применения на картинках, видео или во время практической деятельности. Наглядность применяется также и для поддержания концентрации внимания ученика и для упрощения получаемой информации. Поэтому содержание учебника зачастую включает в себя не только сплошной текст, но и картинки, схемы и таблицы. 

Методические принципы

Применяются к одному конкретному предмету. Их особенность заключается в уникальности преподавания отдельных предметов, поэтому невозможно выделить основные принципы. Например, при обучении иностранному языку обычно применяют следующие: коммуникативность, учет родного языка, нахождение взаимосвязей во всех видах языковой деятельности и принцип комплексности. К каждому предмету применяется особая методика преподавания. 

Элементы педагогики в рамках системного подхода

Если рассматривать педагогику в качестве системы, то следует обратить внимание на элементы, которые направлены на формирование педагогики как научной дисциплины. Основные компоненты педагогики – это обучение и воспитание, связанные с другими составляющими

Основные компоненты педагогики – это обучение и воспитание, связанные с другими составляющими.

Воспитание и обучение – это не просто элементы, а направления педагогики для ориентирования всех ее компонентов. Воспитание включает в себя элементы:

  • передача накопленного опыта;
  • воздействие коллектива и учителей;
  • формирование мировоззрения;
  • адаптация личности в обществе.

Обучение включает в себя множество различных компонентов, создающих определенную целостную систему.

Синтез и анализ

При изучении педагогики с позиции системного подхода предполагается использование двух базовых методов: анализа и синтеза.

Синтез – это деление объекта на составляющие компоненты для их изучения отдельными блоками.

Анализ – сравнение элементов и их объединение в единую систему, используя идентичные признаки.

Системный подход в педагогике способен помочь в определении и тщательном изучении каждой части системы в отдельности, анализе, сопоставлении элементов с другими, объединяя их в целостную структуру. Данный процесс содействует в выявлении сходства и различия элементов, связывающих характеристики и противоречия, приоритетность элементов, динамику развития для определенного элемента или системы в целом.

В рамках системного подхода рассматривается построение функциональных и структурных моделей, позволяющих производить изучение процессов и объектов в качестве целостной системы и получения знания о закономерностях их организации и функционирования.

Системный подход в педагогике предусмотрен в категориях:

  • педагогическая система;
  • педагогический процесс;
  • система средств, методов и форм;
  • модель системы;
  • система воспитания;
  • дидактическая система;
  • система управления образованием.

Целостный подход в педагогике рассматривается как развитие системного

Он предполагает при изучении уделить особое внимание педагогическому процессу в качестве целостной системы, имеющей определенную структуру, где каждый элемент выполняет свою функцию для решения задач, а движение элемента подчинено закономерности движения целого. Именно этот подход указывает на неразрывность обучения и воспитания, то есть обучение и развитие личности происходит неделимо

А.С. Макаренко говорил о невозможности формирования личности по частям. Поэтому целостность подхода является обязательной необходимостью, так как его идея выражена в том, что свойства целого не являются порождением свойств его элементов.

В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта

Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Сущность принципа систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности впервые был выделен и описан Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». По его мнению, в обучение все должно быть последовательно, целесообразно и взаимосвязано.

В дальнейшем идеи принципа развивались Песталоцци и К. Д. Ушинским, которые считали, что знания в голове учащихся должны содержаться в виде взаимосвязанной системы, так как бессвязные знания – это беспорядок, в котором сложно «разобраться» и найти необходимую информацию.

Принцип систематичности и последовательности требует от педагога изложения учебного материала в определенной последовательности и системности.

Определение 2

Систематичность в обучении – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, при котором система проявляется в соответствующем расположении изучаемого учебного материала.

Определение 3

Последовательность в обучении – это логическая обоснованность изучения темы, раздела, курса, при котором за последующим вытекает предыдущее, опирающееся на него и подготавливающее следующую ступень познавательной деятельности учащихся.

В отечественной педагогике данный принцип значительное время игнорировался и нарушался, особенно с 20-х годов ХХ века. Это связано с тем, что в этот период учебные заведения работали по комплексным программам, в основе которых были заложены методы проектов и бригадно-лабораторные методы. Кроме того, не было стабильно установленных учебников.

В основе принципа систематичности и последовательности заложена системность мышлении, которая заключается в установлении ассоциаций и связей между изучаемыми предметами и явлениями. Аналогично осуществляется и изучение различных учебных дисциплин, предусмотренных учебной программой. На основании данного принципа между ними устанавливаются межпредметные связи.

В настоящее время на основании принципа систематичности и последовательности составляются все современные учебные планы и учебные программы образовательных организаций. На основании данного принципа учебные дисциплины располагаются в планах и программах в последовательности, обусловленной логикой их изучения.

В новых учебных программах общеобразовательных школ традиционная последовательность изучения дисциплин подверглась значительному изменению. Например, ряд алгебраических действий и определений ранее начинали изучать в шестом классе, в соответствии с новыми учебными программами учащиеся начинают с ними знакомиться уже в начальной школе.

Систематичность и последовательность проявляется не только в содержании образования, но и в работе педагога и деятельности учащихся. От педагога требуют четкой последовательности и систематичности организации учебного занятия, изложения учебного материала, его повторения, закрепления и проверки. В свою очередь учащиеся должны вырабатывать навыки самостоятельной систематической работы в процессе обучения, а именно умения планировать свою деятельность, составлять логически обоснованных планов ответов и решений.

Замечание 1

Таким образом, реализация принципа систематичности и последовательности предусматривает соблюдение преемственности, логической последовательности и связи между учебными дисциплинами, которые изучаются на различных этапах обучения, так что вновь изучаемое базируется на освоенном учащимися ранее.

Понятие принципов и правил обучения в педагогике

Принципы обучения (дидактические принципы) – это определенные методы и формы работы педагогов с детьми, способствующие достижению поставленных целей в воспитательном и учебном процессе.

Дидактические принципы – это исторически сложившиеся закономерности, которые использовались мировым сообществом наставников в различные временные промежутки. Педагогика с опорой на теоретические знания и их практические применения смогла сформировать руководящие положения, тем самым отрегулировать деятельность и учителей, и воспитателей в самом процессе обучения как взрослых, так и детей. Практически все стороны обучающего процесса охвачены правилами.


Понятие принципов и правил обучения в педагогике

С одной стороны, можно утверждать, что дидактические принципы носят объективный характер, а с другой – каждый педагог вносит свои индивидуальные ноты, что говорит о различной степени наполненности и точности смысловых нагрузок.

Без знания основ, без полного понимания принципов обучения детей и требований к их применению педагоги делают процесс обучения малоэффективным, зачастую противоречивым и ненаучным.

Некоторые правила данных принципов раскрываются в процессе их применения. Они же являются путеводителями или указаниями, руководствами к действиям в той или иной типичной ситуации.

Есть сторонники отмены правил обучения. Это и теоретики, и практики, утверждающие, что строжайшее следование данным нормам и правилам противоречит природной инициативе обучаемого. Они губительны для творческого процесса.

Однако отрицать наличие правил столь категорично также неправомерно. Весь практический опыт подкреплен нормами, исходными примерами и доказательствами. Поэтому в педагогике лучше использовать симбиоз правил и творчества.

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше и быстрее, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Важные принципы обучения одаренных детей

За высокие показатели и достижения в учебе детей условно называют одаренными. Их действия и результаты отличаются достижениями в интеллектуальной и творческой деятельности, в проявлении лидерских способностей, особых склонностей к определенным научным сферам. Существуют дополнительные принципы обучения одаренных детей:

Применение обучения, развивающего и воспитывающего характер

Помимо усвоения требуемого объема знаний, ученик должен развиваться самостоятельно, формировать собственное представление о морали.

У одаренных детей особенности темперамента и характера проявляются ярче

Именно в таких случаях важно поддержать, учесть и посодействовать развитию накопленного потенциала

Учёт возрастных особенностей

Во время развития ребенка трудовая, учебная и творческая деятельности должны соотноситься с возрастными особенностями и физическими возможностями ученика. Непосильный объем знаний может повлечь за собой потерю интереса и мотивации к учебному процессу.

Популярные статьи

Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем

Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов

Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома

Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится

Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы

На практике все принципы обучения тесно взаимосвязаны. Ценность одного не должна превалировать над ценностью другого. Из-за этого эффективность всего процесса будет снижаться. Только комплексность и системность в использовании всех без исключения дидактических принципов обучения даст возможность правильно применять средства, методы и формы в успешном обучении детей.

Принципы обучения детей среднего и старшего школьного возраста

В эту возрастную категорию попадают дети от 11 до 18 лет. Средним школьным возрастом считается возраст 11 – 15 лет, старшим – 15 – 18 лет.

Начиная со среднего школьного возраста у детей начинается бурный рост и развитие всего организма, что непосредственно влияет на обучение. В данном возрасте выстраиваются мировоззрение, моральные принципы и жизненные интересы подростков.

Учитель постепенно меняет свою роль, из непосредственного источника информации становясь скорее консультантом по предмету и помощником по построению жизненных взглядов ученика.

Научный принцип достигает своего максимального в рамках школы развития. Знания даются такими, какими они выработаны в научной среде, а детей учат тому, как с подобным видом информации работать.

Принцип активности и сознательности не теряет своей актуальности, становясь даже более важным: теперь обучающимся важно понимать цели своего обучения, уметь анализировать образовательный процесс и самим регулировать своё активное в нём участие. Систематичность, наглядность и доступность по-прежнему остаются опорными принципами образования

В особенности в 10-11 классах, на старшей ступени обучения, когда многие предметы переходят в стадию повторения пройденного в начальной и средней школах

Систематичность, наглядность и доступность по-прежнему остаются опорными принципами образования. В особенности в 10-11 классах, на старшей ступени обучения, когда многие предметы переходят в стадию повторения пройденного в начальной и средней школах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: