Что такое стратегия общения и тактика общения?
Понятия стратегии и тактики общения настолько часто употребляется вместе, что для многих читателей вряд ли ясны четкие границы между этими понятиями. В принципе, тут ничего сложного, и вполне достаточно понимать разницу между терминами «стратегия» и «тактика».
Стратегию часто определяют как общее направление движения к цели, в то время как тактика – это набор конкретных последовательных действий для достижения цели, реализуемый в рамках выбранной стратегии.
Применительно к сфере коммуникаций стратегию общения можно определить как некую общую схему действий для достижения цели коммуникации.
Соответственно, тактика общения – это набор конкретных приемов для реализации общей стратегии общения и достижения цели коммуникации. Помимо этого, можно встретить такие термины, как «коммуникативная тактика общения», «тактика речевого общения», сообщение информации в том или ином формате. В данном случае это синонимы.
Цели могут быть разными: прийти к общему решению в результате деловых переговоров, засвидетельствовать свое почтение принимающей стороне, добиться, чтобы домочадцы мыли за собой посуду. Вполне естественно, что стратегии и тактики общения для деловых, бытовых и дружеских коммуникаций будут отличаться.
В рамках одной стратегии может быть реализовано несколько тактик общения или же выбрана одна наиболее эффективная. Одна и та же тактика может быть полезна для воплощения в жизнь разных стратегий. Однако некоторая корреляция между типом стратегии и видами тактики общения, безусловно, существует.
Для того чтобы было более понятно, о чем речь, следует рассмотреть основные виды стратегий общения и основные виды тактик общения. Начнем со стратегий.
Какие бывают стратегии общения?
Для начала скажем, что общение может осуществляться в разных формах. Самая простая классификация выделяет монолог и диалог. Человек может быть заинтересован максимально донести свою точку зрения до собеседников, а может желать выяснить их позицию и прийти к компромиссу.
Кроме того, эти форматы могут чередоваться в рамках движения к цели коммуникации, личной или общей. Например, если цель – заключить контракт на поставки продукции, сначала человек проводит презентацию в форме монолога, а затем приглашает участников к обсуждению.
В ходе диалога стороны выясняют все «за» и «против» заключения контракта и приходят к какому-то итогу. И диалог, и монолог может быть конструктивным, а может быть построен на манипуляциях. Таким образом, можно выделить несколько основных компонентов стратегии общения:
- Мотивационный – стремление к общей или сугубо личной цели.
- Сетевой – гуманистические или манипуляторные установки в общении.
- Процессуальный – удельный вес диалога и монолога в общении.
Мы сейчас не будем отвлекаться и рассуждать, что из этого хорошо, а что плохо. Эта информация нам нужна исключительно для понимания классификации видов стратегии общения.
Основные виды стратегий общения:
- Гуманистически-диалогическая стратегия, направленная на достижение личных или общих целей.
- Гуманистически-монологическая стратегия, направленная на достижение личных или общих целей.
- Манипулятивно-диалогическая стратегия, направленная на достижение личных или общих целей.
- Манипулятивно-монологическая стратегия, направленная на достижение личных или общих целей.
В рамках каждой из этих стратегий может реализоваться множество разнообразных тактик общения в зависимости от ситуации. Итак, какие же бывают тактики общения?