Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

Эволюция семейного права в древнем риме брак семья права главы семейства - права граждан

Введение

Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность

людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью. Отцом семейства признавалось лицо, не имевшее находящегося в живых прямого предка по мужской восходящей линии или же лицо эманципированное, т.е. освободившееся из-под власти своего pater familias.

Власть домовладыки складывалась из трех элементов:

● власть над женой – manus maritalis;

● власть над детьми (а также их семьями, если дети уже состояли в браке) patria potestas;

● власть над всем имуществом семьи (рабы, вещи, животные) –

dominica potestas.

Как указывал И. А. Покровский, «древнеримская семья была построена

на принципе абсолютной власти домовладыки над женой и детьми: manus

mariti и patria potestas были ее краеугольными камнями. Эта абсолютная

власть домовладыки объединяла семью, придавала ей характер некоторого

юридического единства. На ней, а не общности крови покоилось родство…

Перед третьими лицами эта маленькая монархия была закрыта личностью

«домовладыки». В случае, если домовладыка умирал или утрачивал свою правоспособность (вследствие capitis deminutio maxima или media), то его семья распадалась и на ее месте образовывались несколько новых семей за счет того, что свободные подвластные становились независимыми и образовывали новые

ячейки общества.

Римское право различало два вида родства:

  1. Агнатское родство – agnatio. Такая форма родства признается

наиболее древней и влиятельной в римском обществе. Агнатское родство

распространялось по мужской линии, однако включало в себя не только

кровных родственников, но и других подвластных домовладыки. Иными словами, к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей,

усыновленные. Наиболее существенное влияние агнатское родство оказывало

на право наследования: если сын или дочь домовладыки переходили в семью

другого домовладыки (сын будучи усыновленным, дочь – в качестве супруги

домовладыки или его подвластного), то они лишались покровительства преж-

него pater familias и не имели права наследовать за ним.

  1. Когнатское родство – cognatio. Эта форма родства подразумевает

родство по крови. Первоначально речь шла о кровном родстве по женской

линии, в дальнейшем же под когнатским родством стали понимать любое

родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соот-

носить между собой как род и вид: любой агнат – когнат, но не любой когнат агнат.

В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством

было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников,

как по женской, так и по мужской линии. Кровное родство (cognatio) могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям. По восходящей линии – отец, дед, прадед; по нисходящей – сын, внук, правнук; по боковой – брат, двоюродный брат, дядя.

Степени родства высчитывались следующим образом: по боковой линии

– сначала необходимо «подняться» до общего предка (не считая его самого), а затем «спуститься» до того, с кем нужно посчитать степень родства.

Например, дядя и племянник состоят в третьей степени родства, родные братья – второй степени, а вот двоюродные – в четвертой. Что касается

подсчета степени родства по прямой линии, то в данном случае учитывается

количество поколений между родственниками: отец и сын – первая степень

родства, а дед и внук – вторая, и т.д.

Свойство – adfinitas. Свойством в римском праве называлось отношение лица к родственникам его супруга (супруги). Иными словами, в свойстве

состоят, например, мужчина и сестра его жены, свекровь и невестка.

Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами яв-

лялось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом (даже

несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, т.е. в случае смерти

мужа его вдова не могла стать женой его брата).

Список используемой литературы

  1. Римское право. Учебник для вузов. Новицкий И.Б. 2007 г., 256 стр.
  2. История Римского права . Покровский И.А. СПб, изд.-торг. Дом «Летний сад», 1999 г.
  3. Баринова М.А. Римское частное право  /Баринова М.А., Максименко С.Т., 2006.- 208 с
  4. Римское право : краткий курс лекций / О. М. Пашаева. — 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013 — 157 с. — Серия : Хочу все сдать!
  5. Кудинов О.А. Римское право. Учебник 2013.
  • Предмет и методы учебного курса «Римское право»
  • Иски
  • Современное мировое хозяйство: понятие; структура, субъекты и тенденции развития..
  • Наследственное право
  • Конституция Японии 1947 года
  • Сферы профессиональной юридической деятельности и основные виды юридической профессии
  • Виды связей между таблицами в реляционных базах данных (Что такое связи между таблицами)
  • Древнеримское Государство
  • Предмет истории государства и права зарубежных стран (Дисциплина «История государства и права зарубежных стран»)
  • Форма государства (Направление подготовки: Юриспруденция)
  • История становления и развития профессии юриста и юридического образования
  • Юриспруденция – понятие, содержание и социальное назначение

Правовые отношения родителей и детей

В римском праве были проработаны юридически отношения родителей и детей.

Отношения матери и детей

В семье, основанной на агнатическом родстве, женщина вместе со своими детьми находилась в подчинении у домохозяина. Ее отношения с ними считались очень тесными. Она наследовала своему мужу наравне с детьми, которые брали опеку над ней в качестве ее агнатов. При заключении брака, когда женщина в целом была равноправна с мужем, она не считалась членом семьи своих детей и не была связана с ними юридически. Агнатически она оставалась в семье своего отца. Однако со временем, когда главное место стали занимать кровные связи, при этой форме брака женщина получила ряд прав: например, проживать со своими несовершеннолетними детьми в случае, если она не жила вместе с мужем, наследовать ему вместе с ними, получать алименты и другие.

Отношения отца и детей

Подчинение детей отцу сначала было почти полным. В процессе разрушения агнатических отношений и заступления на их место когнатических происходило расширение прав детей в семье.

Прекращение власти главы семейства

Домохозяин по своему решению имел право предоставить всю полноту прав своим детям. Для этого существовала определенная юридическая процедура. Также выход из подчинения ему происходил при получении детьми установленных видов общественного положения (например, звания консула).

Законные и побочные дети

Сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном согласно правовым нормам, женой мужа не ранее чем через сто восемьдесят дней после его оформления или не позже чем через триста дней после его расторжения признавались законными. Эти дети являлись членами семьи отца и попадали ему в подчинение.

Побочными в римском праве считались сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном не по римским правовым нормам (а, например, по праву других народов), рожденные в конкубинате и внебрачные (в союзе, который не признавался законным ни по какому праву). Они юридически не были связаны с отцом и признавались когнатическими родственниками своей матери. Домохозяин ее семьи решал вопрос, принимать их или нет в качестве ее членов. Со временем юридическое положение побочных детей улучшилось. Например, им было предоставлено право получать алименты от родственников.

Узаконение ребенка

Существовало несколько способов узаконить побочного ребенка, рожденного в сожительстве: получение им должности декуриона (ответственный сборщик налогов), заключение родителями законного брака, специальный указ императора.

Браки в Древнем Риме

В римском праве нашли отражение разные формы брачных союзов, проработаны законные основания их заключения, способы их оформления и расторжения.

Формы брака

Самой ранней формой в древнем Риме считается такой союз, когда над женщиной устанавливалась власть мужа или его домохозяина. Это основа агнатического родства. Однако постепенно стала получать применение другая форма брака, при которой женщина имела право вступить в супружество без выполнения определенных формальных процедур. При этом она не подпадала в зависимость от домохозяина. В случае ее отсутствия в доме супруга подряд в течение трех ночей за годовой период, она и на следующий год оставалась примерно равноправной с ним. Она могла делать так постоянно, чтобы не подпадать под его власть и не становиться агнаткой. При этой форме брака женщина была в целом в равных правах с мужем, она вела хозяйство по дому и воспитывала детей. Таким путем постепенно разрушалась агнатической семья. Со временем эта форма вытеснила первую.

Позже стал практиковаться конкубинат. Он представлял собой сожительство без выполнения правовых процедур для законного оформления брачного союза.

Условия вступления в брак

Само название римской семьи означает, что сформировать ее имели право только граждане Рима. При этом для законного установления брачного союза следовало соблюсти определенные в праве условия. Во-первых, они должны иметь установленный законом возраст, который совпадал с совершеннолетием. По отношению к мальчикам он составлял четырнадцать лет, по отношению к девочкам двенадцать.

Еще одно установление состояло в согласии на брак. При агнатической семье оно требовалось от домохозяина, которому должна была подчиняться женщина. Если она имела опекуна, нужно было и его разрешение. Постепенно в процессе разрушения агнатической основы и ее замены когнатической все больше внимания обращается на согласие самих жениха и невесты и родственников последней. Для желающих заключить брачный союз со временем была установлена правовая процедура обжалования в случае несогласия домохозяина. Стало требоваться согласие главного в семье девушки на ее выход из нее. Со временем женщина получала разрешение не только от своего отца. Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников.

Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп (например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями), между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях (например, между наместником провинции и ее жительницей).

Расторжение брака

В так называемую классическую эпоху римского права расторжение брака происходило по нескольким основаниям: смерь мужа или жены, обращение одного из них в рабство или попадание в плен, лишение гражданства, агнатическое родство (например, вследствие усыновления или удочерения отцом одного из супругов другого), воля домохозяина (в случаях, когда он сохранял агнатическую власть над одним из супругов), развод (сначала только мужчина имел право развестись, позже его получила и женщина), получение мужем вольноотпущенницы должности сенатора.

Брак растрогался в форме объявления об этом при свидетелях, в письменном виде, фактическим прекращением совместного проживания.

Правовые отношения супругов

В Римском государстве было признано три следующие типа отношений супругов:

  1. брак в соответствии с цивильным правом, то есть брак по закону – брак, заключаемый меж римскими гражданами;
  2. брак в соответствии с правом народов;
  3. конкубинат, представляемый дозволенным законом постоянным сожительством женщины и мужчины, которые по закону не имели возможности заключения законного брака.

В республиканский период допускалось, когда мужчина наравне с законным браком находился в конкубинате с иной женщиной, в это же время сожительство женщины с иным мужчиной, кроме мужа являло право мужа на убийство жены. Дети, рожденные из конкубината, не подлежали власти отца.

До введения законодательства Юстиниана существовали следующие виды законного брака: брак при мужней власти, в силу чего жена находилась под властью мужа либо его патрона, если муж сам являлся подвластным лицом; брак без мужней власти, при этом жена оставалась под властью прежнему патрона или являлась самостоятельным лицом.

Условия для вступления в брачные отношения:

  • свободное взаимное согласие невесты и жениха, а если они состояли под властью патронов, то так же было необходимо и их согласие;
  • достижение брачного возраста: для девушки – 12 лет, для мальчика – 14 лет.

Не мог допускаться брак лица, который состоял в действующем браке;

Лица, который вступают в брак, должны обладать правом на заключение брака, то есть быть дееспособными гражданами Рима;

Кровосмешение не допускалось. Запрет кровосмешения,значит, запрет заключения брака меж родственниками и лицами, которые находятся в близком свойстве.

Родство представляется кровной связью меж людьми, то есть связь, которая основана на происхождении одного от другого или на происхождении от общности людей от единого предка.

Право установило степени и линии родства, представленные такими качественными характеристиками, применимыми для верногоурегулирования наследственных отношений, а так же установления запрета на кровосмешение.

Линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия означает родственников, последовательным образом происходящих один от другого, то есть сын от отца, отец от деда и т.п.

Отсчет по прямой линии может производиться по восходящей (внуки, сыновья, отцы, деды …), отсчет по обратному направлению осуществляется по нисходящей (деды, отцы, сыновья, внуки …). Боковая линия означает родственников, происходящих от одного общего предка, то есть брат, сестра, племянник, дядя, тетя. Степени прямого и бокового родства определяются количеством рождений, которые устанавливают связи между двумя этими лицами, потому как сын и отец связываются прямым нисходящим родством первой степени, а братья связываются боковым родством второй степени.

Свойство представляется юридически значимыми отношениями родственников мужа и жены меж собой, а также отношения жены с родственниками мужа и мужа с родственниками жены.

Брак в Римском государстве заключался неформальным образом, достаточно выражения согласия будущих супругов и приведение невесты в дом, где живет жених.

Брачный союз подлежал прекращению: если один из супругов умер; если один из супругов утратил свободу; в случае развода.

Замечание 3

Развод являлся свободным, в классический период времени происходил легким образом, но по кодексу Юстиниана был ограничен. Развод без взаимного согласию супругов был запрещен полностью. Развод по одностороннему желанию подлежал удовлетворению только в исключительных случаях.

В браке при мужней власти жена полностью находилась в подчинении мужу, он обладал правом продавать ее, передать в кабалу, имел право применять к ней наказания, мог лишать ее жизни.

Муж обладал правом истребования жены от любого третьего лица (отца, иных родственников), даже наперекор ее желанию путем вендикационного иска.

Право закрепило личные отношения, при которых жена была полностью зависимой от мужа. Всевластие мужа распространено и на имущественные человеческие права: все, чем женщина владела до брака, все, что она приобретала в браке – все становилось собственностью мужа.

Отношения власти в семье

Отношения в семье строились на основе неограниченной власти домовладыки над подвластными в формах:

a. Отцовской власти (partria potestas);

b. Супружеской власти над женой (manus);

c. Господской власти над рабами (dominica potestas).

Отцовская власть (partria potestas)

Права из отцовской власти:

  1. Право жизни и смерти (редкое и сомнительное право, упоминается только в институциях Гая).
  2. Право продажи: сын не мог быть продан на римской земле + по З12Т после 3 продаж нет власти отца (право возрождается в III веке из-за крайней бедности).
  3. Право выдачи и возмещения ущерба: отец мог отвечать по долгам сына (как и раба), а мог передать сына потерпевшему (данное право отменено императором Юстинианом).
  4. Право выбрасывать новорожденного ребенка (данное право отменено императором Валентианом в виду критики со стороны христиан).

Прекращение отцовской власти

  1. Со смертью домовладыки — представители его семьи становятся главами собственных семей.
  2. Потеря домовладыкой гражданства (смена гражданство или рабство).
  3. Прерываются права, если домовладыка захвачен в плен.
  4. Отец сам становится лицом чужого права.
  5. Дочь переходит под власть мужа.
  6. Лицо становится жрецом (весталки, жрецы Юпитера) или, при империи, занимает высшие государственные должности (патриций, консул, префект) или церковные (епископ).
  7. Эмансипация сына — изначально наказание (изгнание из семьи и культа), в классический период — предоставление правоспособности сыну. В классический период эмансипация осуществляется только по воле отца, позднее была возможна подача заявления магистру.

Супружеская власть

У paterfamilias супружеская власть над женой — если брак с властью мужа или жена переходила под власть его домовладыки (институт manus, исчез при Юстиниане); жена на положении дочери.

Переход под супружескую власть (как институт исчезает при Юстиниане)

  1. Конфарреация: религиозная церемония, благодаря которой дети супругов могли занять жреческие должности.
  2. Покупка (coemptio): символический акт (жена — субъект сделки наравне с мужем, не объект).
  3. Давность владения: 1 год совместного проживания (отмечено как пережиток уже в институциях Гая).

Имущественное положение детей и рабов

Изначально у подвластных лиц нет своего имущества: юридически все принадлежит домовладыке, а подвластные могут только улучшать его положение.

Со временем растет торговый оборот, а подвластные не могли иметь права и нести обязанности → появилась необходимость в юридических средствах для признания коммерческой правоспособности подвластных. 

В период республики Преторы поддерживали институт пекулия — автономное от имущество, которым подвластный (сын, реже дочь, или раб) распоряжался по своему усмотрению (пользование и управление имуществом для его приумножения).

Когнатическое родство

С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

  1. родственники по прямой или боковой линии (дед, отец, сын; братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);
  2. брачные и внебрачные родственники;
  3. полнородные (от одних и тех же предков) или полуродные (от одного отца и разных матерей, или наоборот, от одной матери и разных отцов).

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству:

  • консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании;
  • патриархальная семья (familia) сменила консорциум;
  • когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности (alieni iuris). Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию.

С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи (cognatio servilis); это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались.

Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма.

Понятие семьи в римском праве

Изначально семья рассматривалась не как совокупность лиц, а как имущественный комплекс, созданный домовладыкой (в источниках использовался термин familia pecuniaque — семья и скот).

Иными словами, семья — институт для ведения хозяйства, за экономическую деятельность которого несет ответственность домовладыка pater familias.

Семья общего права

В IV веке до н.э. возникает семья общего права (familia communi iure) как предпосылка для малой семьи своего права. К данной семье принадлежали все, подчиненные власти домовладыки (те, кто родился внутри данной группы или был включен в нее посредством юридических или религиозных процедур).

Основа семьи — гражданское родство (агнатическое родство, т.е. родство не по крови, а в силу закона, брака или власти), которое доминирует над кровными узами, или естественным родством (cognatio). Отец семейства тот, кто обладает dominium в доме, даже если у него нет сына, так как термин обозначает не только характеристику личности, но и право властвования над другими лицами.

Семья своего права

Постепенно формируется семья своего права (familia proprio iure), включающая три поколения лиц под властью домовладыки на основе родства или определенных процедур (сохранение процедур включения в семью понадобилось для решения имущественных задач).

Естественная, когнатическая семья получала все большее значение по сравнению с семьей агнатической в ходе исторической эволюции экономики: постепенное освобождение от отцовской власти и появление движения эмансипации происходит в результате развития торговли, которая предполагала активное самостоятельное участие подвластных членов семьи в делах отца. Отсюда же активная эмансипация женщин, сыновей, рабов.

Семейное право в Древнем Риме

О семейном праве Древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Семьей в Древнем Риме признавалось обьединение браком или кровным родством лиц, связанных общим бытом, моральной ответственностью и взаимной помощью.

Конечно же, в такой семье остались традиции со времен родового строя.

Беспрекословным было подчинение главе семейства его жены, детей и их потомства, родсвенников, проживающих в его доме, а так же кабальных и рабов.

Глава семьи был лицом своего права , а остальные признавались лицами чужого права, то есть подвластными ему. Он был единственным обладателем частной правоспособности.

Даже сыновья независимо от их возраста, гражданского и семейного сосотояния всегда были в подчинении с ограниченными частными правами, то есть с ограниченной дееспособностью.

Они не имели прав на приобретенное ими имущество, которое сразу переходило в собственность к отцу.

Подвластные члены семьи при заключении правовых сделок были исключительно представителями домовладельца, который являлся единственным и полноправным обладателем имущественных прав в семье.

Существовала так называемая «агнатская семья», которая не признавала кровного родства. Например, если дочка выходила замуж и жила у своего мужа, то она теряла все родственные связи со своими родителями. Таким образом теряла все права наследника. Такой вид родства сохранялся и после смерти домовладельца.

Но постепенно такой вид родства в семейном праве Древнего Рима теряет свою актуальность:

Родители стремятся оставить нажитое имущество своим кровным детям. И тогда римляне отдают все большее предпочтение кровному родству. Так возникает понятие «когнатская семья», которое определяется по линиям и степенью родства.

Типичные особенности римской семьи отобразились и в римском семейном праве, отличившиеся своей последовательностью и завершенностью. Правовые нормы и предмет семейного права Древнего Рима нашли свое отображение и в современном праве.

Особенности семьи и права Древнего Рима?

Брак в семейном праве древнего рима характеризуется:

  • Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили,
  • безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  • Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
  • Согласием партнера;
  • Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
  • Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  • Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. п.

В классический период правовой режим dos регулируется следующим образом.1. Dos возвращалась жене или ей и ее отцу, если:— брак прекращался смертью мужа;— брак прекращался разводом по инициативе мужа или по его вине.2. Dos оставалась мужу, если:— брак прекращался смертью жены, или возвращалась ее отцу, установившему dos;— брак прекращался разводом по инициативе жены или по ее вине.

Во времена республики Древнего Рима для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н. э. у Валерия Максима (когда Луций Анний развелся с женой, за что цензорами был исключен из сената) либо 231 (или 227) годом до н. э. у Сервия Сульпиция (когда консул Спурий Карвилий с согласия цензоров развелся с женой из-за её бесплодия).

Основные принципы семейного права Источники семейного права

Статус семьи в римском праве

  1. Экономический аспект: семья — единый хозяйственный комплекс, состоящий из: семейного надела, рабов, скота, с/х инвентаря. Законы XII таблиц (далее — З12Т) говорят о семье, как общности вещей, лиц и денег под властью домовладыки. 
  2. Политический аспект: семья и род — фундаментальные политические организации, семья есть базовая ячейка политической структуры. Чтобы участвовать в народных собраниях, необходимо было быть включенным в ценз в качестве домовладыки. По Цицерону, семья есть основа города и источник государства.
  3. Религиозный аспект: единство семьи проявлялось и в едином культе предков, чтить которых — обязанность членов семьи.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: