Социально-психологическая характеристика личности
Личность – это человек, который обладает активностью и сознательностью, помогающие ему в обозначении своего пути по жизни. Личность формируется по мере своей жизни. Она обусловлена теми социальными факторами, в которых развивается, деятельностью, которую производит, а также путями потребления и приобретения материальных благ. Социально-психологическая характеристика формируется в результате социального взаимодействия с другими людьми, при котором все влияют друг на друга.
На социально-психологическую характеристику индивида также влияет ее анатомические и физиологические возможности, которые формируют ее поведение, психику. Помимо этого человек занимает определенный статус в социуме, что и влияет на формирование в нем конкретных навыков и качеств.
Характеристика личности состоит из особенностей, интересов, взглядов, склонностей и качеств его психики. Значимым становится то, что человек не обладает абсолютно устойчивыми характеристиками. В процессе жизни они меняются, трансформируются или укрепляются. Это зависит от обстоятельств, в которых человек периодически пребывает, деятельности, которую он осуществляет, отношения к ситуации, которое он проявляет, и положения, которое занимает в той или иной ситуации.
Главным в формировании социально-психологической характеристике остается жизненный путь, который базируется на том мировоззрении, которым руководствуется индивид. В зависимости от жизненного пути, развиваются определенные качества и особенности, интересы и наклонности. Все это начинается с того семейного и общественного воспитания, через который проходит личность.
Социально-психологическая характеристика рассматривает такие понятия в личности:
Интересы – на какие предметы человек обращает внимание? Именно они влияют на целенаправленность и выбор жизненного пути. Чем более они устойчивы, тем более целенаправлен индивид и тем более успешен он.
Склонность – направленность действий определенным видом деятельности.
Потребность – физиологическая нужда, которая провоцирует временный интерес, удовлетворив который потребность проходит.
Способность – умение психики, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности.
Одаренность – совокупность задатков, на основе которых могут развиваться те или иные способности.
Темперамент – это совокупность эмоциональной возбудимости, проявления эмоций и подвижности.
Характер – совокупность качеств и черт психики, которые влияют на решения и действия индивида.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
- Биологическая сущность проявляется в том, что человек является обычным животным со своими потребностями и инстинктами, направленными на их реализацию. Основные биологические потребности человека – это поддержание жизни, воспроизводство рода и защита потомства.
- Социальная сущность проявляется в том, что человек, являясь частью общества, способен управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила. Социальная сущность, как и личность, формируется в процессе социализации.
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Теории личности
Существует много различных теорий, объясняющих различные аспекты личности. Некоторые теории фокусируются на объяснении того, как развивается личность, в то время как другие касаются индивидуальных различий в личности.
Термин «личность» был определен многими способами, но как психологическое понятие развились два основных значения.
Первый относится к последовательным различиям, существующим между людьми. В этом смысле изучение личности фокусируется на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека.
Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми, и дают возможность разделить их на психологические виды. При этом цель теоретиков личности – искать среди всех людей те закономерности, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на ход жизни.
Эта двойственность может помочь объяснить два направления исследований личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой – поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающих взаимодействие между психологическими характеристиками людей и окружающими их социальными и биологическими событиями.
Однако следует подчеркнуть, что ни одно определение личности не нашло всеобщего признания в этой области.
Так, психолог Гордон Олпорт был одним из первых, кто описал личность в терминах индивидуальных черт. Он предположил, что существуют различные типы черт. Общие черты – это те, которые разделяют многие люди в рамках определенной культуры. Центральные черты – это те, которые составляют индивидуальность человека.
В то время как Олпорт предположил, что существует до 4000 индивидуальных черт, психолог Рэймонд Кэттелл предположил, что их было 16. Позже психолог Ганс Айзенк еще больше сузил этот список черт и предположил, что их всего три: экстраверсия, нейротизм и психотизм.
Теория «большой пятерки» является, пожалуй, самой популярной и широко принятой теорией черт личности на сегодняшний день. Эта теория предполагает, что личность состоит из пяти широких личностных измерений: экстраверсия, приятность, добросовестность, невротизм и открытость. Каждая черта существует в определенной мере у каждого индивида.
Например, при изучении психологии личности вы можете быть высоко экстравертированным, добросовестным и приятным, имея среднее значение открытости и невротизма.
Психолог по имени Эрик Эриксон описал серию из восьми психосоциальных стадий, которые люди проходят в течение жизни. Каждый этап играет значительную роль в развитии личности и психологических навыков.
Эриксона больше интересовало, как социальные взаимодействия влияют на развитие личности. Успешное прохождение этапов ведет к развитию здоровой личности. В то время как теория Фрейда предполагала, что личность формируется и закрепляется в очень раннем возрасте, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться и расти на протяжении всей жизни.
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
В этом его главное отличие от животных.
Социальная личность , это любой индивид, который входит в общественные группы, вступает в общественные отношения, является самостоятельным членом общества с определенными правами и обязанностями.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
Социально-психологическая сторона любой личности включает комплекс специфических индивидуальных параметров. Каждая личность , это отдельный человек, с присущим ему набором социальных и психологических черт.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «,чистый лист»,, который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
Основные теории личности, которые являются базой психологии (кратко)
В психологической науке существует целый ряд концепций, направленных на изучение различных проявлений личностных особенностей.
Глубинная (психодинамическая)
Ее фундамент составляет учение З. Фрейда о бессознательном. В рамках этой парадигмы перводвигателем формирования индивидуума как части общества считается либидо (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Австрийский психолог выделял три элемента, на которых выстраиваются психические процессы человека:
- «оно» (бессознательное) отвечает за стремление к наслаждениям;
- «эго»/«я» (сознательное) занимает балансирующее положение между двумя крайностями, принимает решение;
- «сверх-я» определяет нравственные ценности, идеалы.
Когда «Я» не может обеспечить гармоничное сосуществование других частей психики, возникает внутренний конфликт. Позже эти идеи получили переосмысление в работах А. Адлера и К. Юнга. Первый утверждал, что личность – это целостная система, вписанная в более масштабный общественный механизм. Первоосновой для ее формирования он назвал стремление к превосходству. Второй делил бессознательное на личное и коллективное.
Феноменологическая теория
Она говорит об индивидууме как о самостоятельном в принятии решений субъекте, который полностью несет ответственность за свою жизнь. То есть индивид – это не тотально подчиненная общественным процессам единица, а самоценная развивающаяся структура. Исследователь К. Роджерс считал, что важнейшим побудителем внутриличностного развития является стремление к самосовершенствованию.
Диспозициональная концепция
Последователи этой идеи: Г .Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кэттэлл. Ученые полагали, что каждый человек есть не что иное, как носитель совокупности уникальных характеристик (диспозиций, то есть предрасположенностей к восприятию и реагированию на проблему тем или иным способом). Они неизменны и не зависят от пережитого опыта, воспоминаний, обстоятельств. Таким образом, личность можно описать с помощью ряда присущих ей характерных черт. Например, индивид может иметь склонность к алкоголизму или преступной деятельности, что раскроется при стечении определенных обстоятельств и условий. Расположенности могут быть как негативными, так и позитивными.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Поведенческие теории
Представители этих направлений определяют идентичность в виде объединения жизненного опыта индивидуума, а ее развитие связывают с непосредственным контактированием с внешним миром посредством рефлективных реакций и социальных навыков. В рамках этой точки зрения выделяют еще два вектора:
- Бихевиористический. Последователи этой концепции понимают поведение как данность, определенную средой.
- Когнитивистский. Характеризует личностную систему как структуру, по большей части зависящую от внутренних установок, парадигм, требований и оценок.
Когнитивные теории
За основу исследователи этого направления берут поведенческую психологию. Это учение предполагает, что формирование внутриличностных особенностей возникает в процессе познания и самостоятельного определения путей развития. Для этого человек использует определенные модели-конструкты, благодаря которым сходится с другими людьми (с аналогичными конструктами).
Теория психосоциального развития Э. Эриксона
Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.
От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:
- младенчество (0-1 год);
- раннее детство (1-3 года);
- детство (3-6 лет);
- школьный возраст (6-12 лет);
- отрочество и юность (12-20 лет);
- ранняя зрелость (20-25 лет);
- средний возраст (25-65 лет);
- поздняя зрелость (после 65 лет).
Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.
Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.
Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.
Как узнать свой тип личности
Есть несколько способов, с помощью которых можно определить свой тип личности. Не все они одинаково эффективны. Давайте кратко рассмотрим каждый из них.
Специальные диагностические методики
Это самый надежный и достоверный метод. Психологические тесты разрабатываются профессионалами и проходят проверку на точность и валидность. Поэтому их результатам можно доверять на 80 %. “Почему не на 100?” – спросите вы. Многое зависит от того, насколько честно и ответственно вы будете отвечать на вопросы и выполнять задания.
Далее вы найдете 10 методик на определение типа личности, с помощью которых сможете протипировать себя. В их основе лежат разные критерии, поэтому чем больше тестов вы пройдете, тем более развернутым получится ваш психологический портрет.
Консультация специалиста
Опытный психолог типирует людей с высокой достоверностью, основываясь на своем богатом профессиональном опыте. Но он обязательно опирается и на диагностические методики тоже. Такое типирование бывает более точным, так как специалист знает, как обойти психологические защиты клиента.
Самонаблюдение
Это самый простой, но в то же время самый ненадежный способ. Человеку сложно объективно оценить свои особенности, ведь психологические защиты серьезно искажают восприятие. Поэтому этот метод обязательно нужно дополнять другими.
Чтобы попытаться самостоятельно протипировать себя, нужно сначала внимательно изучить доступные психологические классификации, прочитать описание типов, примерить их характеристики на себя, попытаться найти сходства и отличия.
Что это такое
Понятие социальной зрелости подразумевает состояние личности, которое характеризуется целостностью взглядов, предсказуемостью поведения, социальной направленностью жизнедеятельности. Иными словами, можно сказать, что это способность личности правильно воспринимать себя и окружающих. Также речь идет о самостоятельности, которая выражается в способности самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи и одобрения со стороны окружающих.
Тем не менее не стоит заблуждаться по поводу того, что социальная зрелость сопровождается отсутствием нужды в контактах с другими людьми. Более того, зрелый человек умеет сопоставлять свой опыт с опытом окружающих, а также трезво воспринимать оценки своей деятельности. Однако окружающие значимые люди могут быть лишь советчиками или критиками, а не вершителями помыслов и поступков. Можно сказать, что с момента наступления зрелости человек становится полноправным членом общества.
Некоторые исследователи склоняются к такому мнению, что социальная зрелость выражается в неких внутренних установках, которые заставляют личность концентрироваться только на тех ценностях, которые имеют позитивное влияние на развитие человека. В частности, формируется рациональное отношение к материальным средствам. Человек воспринимает деньги как средство удовлетворения потребностей, а не как предмет фетиша.
Способности
Способности – это врожденные данные. Если говорить точнее, то с рождения нам даются задатки, и в дальнейшем от условий развития человека зависит, разовьются они в способности или нет. Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования способностей. Способности – это свойства личности, помогающие достичь больших успехов в выполнении какой-либо деятельности по сравнению с другими людьми.
Способности бывают биологически обусловленными (даны от природы) и социально приобретенными (специфические способности). Кроме этого, в психологии принято выделять такие типы способностей:
- Общие. Помогают добиваться успеха в любом виде деятельности. Примеры общих способностей: хорошая память, высокая устойчивость внимания и подвижность психики.
- Специализированные. Увеличивают шансы на успех в освоении конкретной деятельности. Примеры: музыкальный слух, художественный вкус.
Среди специальных способностей можно назвать такие виды:
- музыкальные,
- художественные,
- спортивные,
- литературные,
- творческие,
- учебные,
- интеллектуальные,
- математические,
- прочие.
По предмету взаимодействия принято выделять такие способности:
- межличностные – человек с легкостью устанавливает социальные контакты;
- предметные – человеку лучше удается взаимодействовать с предметами, чем с людьми.
Кроме этого, выделяют теоретические и практические способности. В первом случае человек больше склонен к анализу, рассуждениям. Во втором случае человек предпочитает реализовывать свою деятельность через активные действия.
По степени развития способности бывают репродуктивными (повторение чужого опыта, знаний) и изобретательными (создание чего-то уникального, нового).
Особенности
С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:
- является не только объектом, но и субъектом социальных отношений, поскольку обладает свободой выбора,
- является уникальной, так как имеет индивидуальный набор социальных и психологических характеристик,
- формируется под влиянием социума (процесс социализации),
- осознает свое отношение к различным событиям, явлениям, общественным установкам,
- осознает свои потребности, желания и цели,
- стремится к самореализации,
- самостоятельно формирует мнение о членах общества, с которыми вступает в различные коммуникации,
- полностью включена в отношения с окружающей действительностью,
- занимается конкретной деятельностью, позволяющей удовлетворить материальные потребности и занять определенное место в обществе.
Свойства и качества
Социально-психологические свойства , это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.
Данные свойства делятся на четыре группы:
- свойства, связанные с развитием и применением социальных способностей (интеллектуальный уровень, воображение, налаживание связей и т.д.),
- свойства, формирующиеся под влиянием группы и в результате внутригруппового взаимодействия (знания, навыки, модели поведения и т.д.),
- свойства, связанные с социальным поведением, позицией индивида (активность, ответственность, чувство долга, стремление к сотрудничеству и т.д.),
- свойства, базирующиеся на психологических характеристиках индивида (открытость мышления, подвижность психики, модель реагирования на критические ситуации и т.д.).
Социально-психологические качества , это характеристики личности, которые формируются в процессе взаимодействия с другими людьми, во время коммуникации.
В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:
- Атлетики. Люди с активной жизненной позицией, которые стремятся всегда доминировать и управлять.
- Пикники. Люди с хорошо развитыми адаптивными механизмами, позволяющими им легко вступать в коммуникации и успешно избегать конфликтных ситуаций.
- Астеники. Классические интроверты, предпочитающие уединение.
И какая ситуация по регионам?
Это зависит от целой группы факторов:
- Природно-климатических. Например, можно вспомнить печально известный северо-восточный градиент смертности.
- Экономических. Это доступность и качество медицинской помощи, и уровень жизни населения.
- Социальных. К таковым относят характер труда, уровень образования, брачный статус, нормы поведения, распространенность вредных привычек.
К примеру, средний возраст по регионам колеблется в диапазоне более десятка лет! А ведь это одна страна. При этом, чем южнее, тем, как правило, показатели лучше. Эксперты считают, что это обусловлено более мягким климатом, невысоким уровнем употребления алкоголя. Хотя есть и отклонения. Так, выделяется из общей картины Москва и Санкт-Петербург. Считается, что это благодаря более высоким доходам, лучшему образованию и качественной медицине.
Еще один пример
Давайте представим, что мы является государственным служащими, которые получили задачу изучить вопросы народонаселения. При этом для нас интерес представляет младенческая смертность, ожидаемая продолжительность жизни, а также международные сведения для проведения сопоставления. Каждый из этих социально-демографических показателей позволит получить представление о положении в конкретной сфере. Например, возьмем ожидаемую продолжительность жизни. Этот параметр показывает, сколько предстоит прожить человеку при условии, что на протяжении его поколения смертность останется на уровне года, в котором был вычислен показатель. Он является наиболее адекватным обобщающим параметром смертности. Исходя из этого, можно строить пенсионную политику и множество иных. Например, показатель ожидаемой продолжительного жизни населения (то есть и мужчин, и женщин) возрос за двадцать лет (с 1990 по 2011 год) на 0,64 года. Если посмотреть официальные данные, то можно заметить три основные волны: сокращение к 1994 г., рост к 1998 г., затем повторение цикла в 2003 и 2007 гг., а также в 2008 и 2009-2011 гг. Так, первую волну можно объяснить следствием переходного периода, вторую – выходом после дефолта 98-го года, третью – мировым финансово-экономическим кризисом.
Социально-психологическая характеристика личности
При составлении социально-психологической характеристики личности необходимо учитывать анатомофизиологические и соматофизиологические особенности человека. В этой связи выделяют три социально-психологических типа личности:
Пикники – это люди, которые отличаются высоким уровнем адаптируемости к изменениям окружающей социальной среде и высокой межличностной контактностью с другими членами общества. Пикники стремятся выстраивать благоприятные отношения с другими людьми с целью удовлетворения своих потребностей и интересов
Для них характерным является низкая конфликтность.
Атлетики – это социально активные и общительные люди, которые стремятся быть в центре внимания, завоевывают внимание окружающих и доминирующие позиции. Отличительной особенностью является то, что они обладают кипучей энергией и экспрессивностью.
Астеники – это очень сдержанные и малообщительные люди, которые во взаимоотношениях с другими людьми очень сдержаны, чувствительны к смене своего социального положения и статуса
Очень часто у личностей данного типа отмечается клаустрофобия.
Составляя социально-психологическую характеристику личности человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности:
- Сангвиники — отличаются приподнятым настроением, эффективным и быстрым мышлением, высоким уровнем работоспособности.
- Флегматики – спокойные люди, которым чужда тревога по мелочам.
- Холерики – характеризуются порывистостью, резкостью и ослабленным инстинктом самосохранения.
- Меланхолики – люди отличающиеся стеснительностью, они осторожны в движениях, им присуще колебания в принятии решений.
Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.
Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость. Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире
Интроверты свои интересы считают наиболее важными
Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.
Какие бывают социальные статусы
Любой человек обладает несколькими социальными статусами. Из всех характеристик складывается единый образ индивида. Главным остается положение, наделяющее человека властью и зависящее от его достатка и финансового благополучия.
Социальный статус, которым обладает человек, появившийся на свет, называется прирожденным, определяемый родственным связями – приписанным. Они не зависят от действий человека и появятся у него в любом случае.
Из-за различий в положении при рождении люди обладают отличными правами, что определяет неравенство в обществе, делит его на классы. Зачастую это влияет на приспособленность человека к окружающей действительности, его умения и желания добиваться поставленных целей. Люди с более высоким прирожденным и приписанным статусом обычно лучше устраиваются в жизни. Но это не отменяет упорства, трудолюбия и таланта, способных изменить позицию в социальной иерархии. Навыки и умения, полученные собственным трудом, ценятся больше, чем благосостояние или манеры, приписанные семейными связями.
Прирожденный, приписанный и достигнутый – основные виды, на которые принято подразделять социальные статусы.
Основными показателями, определяющими место и роль в социуме, являются:
- Занимаемая должность: директор или ведущий специалист, руководитель отдела, главный бухгалтер;
- Полученное звание. В творческой профессии это заслуженный или народный артист. На службе достижения определяются воинским званием: лейтенант или подполковник. Также отмечают работников бюджетной сферы, например, заслуженный учитель;
- Ученая степень, например, бакалавр, магистр, кандидат или доктор наук.
Магистр
Обратите внимание! Статус, полученный в результате заслуг индивида, считается приобретенным или достигаемым. Он создан собственными усилиями и является вознаграждением за работу
Главное – задать цель и идти к ней, тогда приобретенный статус заставит забыть о положении, приписанном человеку с рождения.
У человека всегда появляются непостоянные статусы, в зависимости от его роли в жизни, обстоятельств:
- он может быть мужем и отцом детей;
- выступать свидетелем или зрителем;
- оказаться пациентом или врачом.
Это все временные социальные статусы, не имеющие отношения к главному. Небольшие социальные группы, близкое окружение индивида наделяют его определенными качествами, создавая личный статус. Он отражает сформированное о человеке мнение, зависящее от поведения. Существует понятие групповой социальный статус, предполагающий принадлежность к профессии, нации.
Пожилых людей также считают отдельной социальной группой. Между тем статус пенсионеров различается. Он зависит от получаемого пособия, а оно, в свою очередь, определяется уровнем доходов и выслугой лет. Высокий социальный статус обязан обеспечить приличный доход в старости.