Право специального природопользования
Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.
Специальное природопользование реализуется в формах:
- комплексного природопользования,
- специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.
Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.
Регулирование комплексного природопользования было предусмотрено ст. 18 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Федеральным законом «Об охране окружающей среды» оно было необоснованно упразднено. Кроме Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ. К примеру, аналогичные положения были установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 2005 г. в Москве был принят Закон «О комплексном природопользовании в городе Москве».
Под комплексным природопользованием понимается направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду), а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).
Отдельные природные ресурсы — земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.
Как отмечалось ранее, особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.
Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора. (Более подробно предоставление природных ресурсов в специальное пользование рассмотрено в отдельной главе).
Право водопользования
Объекты — водные объекты или его части.
Водный объект — это природный или искусственный водоем, водоток, иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. ( ст 1 Водного Кодекса)
Водные объекты делят на поверхностные и подземные. Поверхностные — моря, их части, водотоки, водоемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники, Подземные — бассейны подземных вод, водоносные горизонты.
Виды водопользования:
Общие — ст 6 ВК. — общедоступные объекты; береговая полоса, предназначенная для общего пользования ( 20 или 5 м). Согласно ст 27 ЗК РФ — нельзя приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы.
Принципы: сформулированы в ст 3 Водного Кодекса. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.
Специальное водопользование — согласно действующему Водному Кодекса, цели, виды и условия водопользования для конкретных субъектов устанавливаются в договоре водопользования, либо решении о предоставлении водного объекта в пользование.
Договор водопользования.
Срок — не более 20 лет.
Основание для заключения: п1 ст. 11 ВК РФ.
Ст. 12 ВК РФ — к договору водопользования применяются положения договора Аренды из ГК РФ, однако необходимо учитывать особенности водных объектов и приоритеты.
Если использовалась лицензия или договор — их перезаключение можно не производить.
Договор заключается между собственником водного объекта ( органы государственной власти либо ОМС) и водопользователями. Следует учесть ст. 26 ВК РФ, согласно которой право на предоставление в пользование водного объекта или его части РФ передает субъектам РФ. Содержание договора водопользования: см ст 13 ВК РФ
Договор является возмездным. Считается заключенным с момента регистрации в Водном Реестре (Регистрацию ведет Росводресурсы).
Цели, для которых заключается договор:
- Забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов ( исключение — общее водопользование).
- Использование акватории водных объектов, в т.ч. рекреации.
- Использование водных объектов без забора водных ресурсов для цели производства электроэнергии.
Договор заключается либо по договоренности сторон, либо по результатам аукциона.
Аукцион проводится в следующем случае:
А) несколько претендентов.
Б) использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей.
Основания для приостановления или ограничения водопользования:
- Угроза причинения вреда жизни и здоровью человека.
- Возникновение радиационной аварии или иных ЧП.
- Причинение вреда окружающей среде.
- Иные случаи ( ст 41 ВК РФ).
Порядок приостановления может быть судебным или административным.
Свободное водопользование:
Цели использования водного объекта указаны в ч 3 ст 11 ВК РФ (не только граждане, но и юридические лица).
Цели:
- ст. 37 ВК РФ: сброс сточных и дренажных вод.
- По условиям предоставления: совместное и обособленное ( ч 1 п 2 ст 28 ВК).
- В зависимости от способа водопользования: с забором воды при условии ее возврата; с забором воды без ее возврата; без забора.
Комплексное использование природных ресурсов
Замечание 3
Ещё А.Е. Ферсман считал, что идея использования природных ресурсов в комплексе носит экономический характер и является идеей будущего.
Смысл её состоит в том, чтобы оградить природные богатства от варварского расточения, и сохранить природные запасы на будущее.
Большие возможности не только комплексного, но и полного использования природных ресурсов, есть в технологических схемах переработки апатитонефелиновых руд.
Апатитонефелиновые руды флотируются на апатит и нефелин. Нефелиновые руды перерабатываются на металлургических, химических, цементных комбинатах.
Руда перерабатывается в конечный продукт не полностью, а примерно на 65%. Если применить более полное использование, т.е. извлечь ещё титаномагниевый концентрат, то показатель может составить 96%.
В отходы при производстве глинозема, соды, поташа, поступает нефелиновый шлам, на отвалы которого приходятся млн. тонн. Но, его можно использовать в производстве таких товаров, как портландцемент, огнеупоров, бетона, стекла, ситаллов и др.
При переработке апатитового концентрата получают фосфорную кислоту и её соли, удобрения, фтористые соли, редкие и редкоземельные металлы, цемент, гипс. В данном случае реализуется 90% фосфора и 50% фтора.
Каждая переработанная тонна окиси фосфора дает 4 тонны фосфогипса. В отходы солей фтора поступает до 50%.
Около 25% ценных элементов могут дать медные руды при полном извлечении, а пока степень извлечения составляет менее 50%.
При комплексном использовании природных ресурсов можно организовать повторное производство изделий по схеме сырье-продукт-сырье.
Данная схема означает, что с окончанием срока службы изделию должен быть обеспечен не только ремонт и восстановление, но и перевод в начальное сырье, с целью производства другого продукта.
При комплексном использовании сырья идет экономия самого сырья и потраченной на его переработку энергии.
Сжигаемое топливо содержит такие ценные элементы, как ванадий, никель, германий и редкие земли. Эти элементы пока не извлекаются. Зато на производство ванадия на Качканарском комбинате и никеля на Норильском комбинате, тратятся сотни млн. рублей. К тому же технология получения ванадия и никеля из мазута, а германия и редких элементов из зол углей уже разработана, дело остается только за внедрением.
Комплексное природопользование и правовое регулирование
Комплексное природопользование осуществляется на основе определенных условий в разрешительном порядке.
Ключевым понятием для комплексного природопользования является природоресурсный потенциал, который отражает состояние окружающей среды на какой-либо территории.
Экологически значимые решения не могут не учитывать это состояние, поэтому все решения должны способствовать восстановлению среды там, где она нарушена.
Между тем, природоресурсный потенциал – это один из важнейших критериев регулирования комплексного природопользования. Объясняется это тем, что разные территории страны имеют разные природные ресурсы, различные уровни загрязнения, различные формы деградации.
Понятие природоресурсного потенциала должно включать как качественные, так и количественные характеристики природной среды, которые выражают уровень деградации природы и оказывают влияние на природопользование.
Право комплексного природопользования для тех субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, связано с реализацией права, направленного на удовлетворение интересов и потребностей.
Однако ряд важнейших отношений практического и теоретического значения оказался вне правового регулирования. Важным моментом является то, что регулирование комплексного природопользования дает возможность для реализации экосистемного подхода в экологическом праве – это основной принцип современного экологического права России.
Содержание принципа учитывает все естественные и антропогенные факторы, которые могут быть созданы в процессе природопользования.
Принцип имеет инструменты реализации – экологическое нормирование, оценку воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, лицензирование, экологический аудит и др.
Поскольку в экологическом праве господствовал отраслевой подход к правовому регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов, то данный принцип должного нормативного регулирования и обеспечения пока не получил.
Не учитывались и недооценивались в нужной степени факторы взаимосвязи природных процессов и явлений как интегрированный объект экологических отношений.
В законодательстве по комплексному природопользованию для оформления отношений надо предусмотреть необходимость разработки природопользователем плана комплексного природопользования.
Необходимые характеристики деятельности предприятия или предпринимателя по природопользованию и охране среды необходимо закрепить в плане.
Важно, чтобы были включены виды и масштабы вредных воздействий, экологические нормативы, нормативы выбросов вредных веществ, мероприятия по снижению загрязнения и сроки их реализации
Рыболовство
Основной НПА: ФЗ «О рыболовстве сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.04 №166-фз с изм.
Водные биологические ресурсы — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения.
Рыболовство — это деятельность по добыче или вылову водных биологических ресурсов. В случаях, предусмотренных законом, к рыболовству относят деятельность по приемке, обработке и отгрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов и водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Виды рыболовства примерно те же самые (особо отмечают промышленное и прибрежное рыболовство — это виды предпринимательской деятельности, отличия заключаются в том, что промышленное рыболовство предполагает производство рыбной продукции непосредственно на судах, а прибрежное — ресурсы доставляются на берег и там перерабатываются).
Почти все виды рыболовства осуществляются на основании разрешений, не требуется разрешения для любительского и спортивного рыболовства, так же для поддержания традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Для рыболовства предоставляются рыбопромысловые участки, которые состоят из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, либо ее части.
В целях обеспечения рационального использования биоресурсов устанавливаются допустимые уловы и квоты добычи водных биоресурсов. Допустимые общие уловы определяются Росрыболовством. Исходя из общедопустимых — устанавливаются ограничивающие квоты. Квоты устанавливаются применительно к каждому виду рыболовства.
показать содержание
Экономическое и правовое стимулирование рационального природопользования
Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет, контроль, разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм — именно на экономические меры.
Введение этого механизма — объективная необходимость, осознанная государством еще в конце 80-х годов. 7 января 1988 г. было принято Постановление Правительства СССР N 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем впервые был провозглашен переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления экономикой и в том числе природопользованием и охраной природы, были сформулированы понятия экономических рычагов (мер), которые в своей совокупности составляют экономический механизм охраны окружающей природной среды.
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды в настоящее время осуществляется в соответствии с главой IV Федерального закона «Об охране окружающей среды».
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами государственной статистики ведут количественный и качественный учет природных ресурсов, определяют их социально-экономическую оценку и на основе полученных данных прогнозируют социально-экономическое развитие.
Природопользование — что это такое, понятие
Процесс взаимоотношения человека и природы изучается современной наукой. Общество использует необходимые природные богатства для удовлетворения своих потребностей. Одновременно с этим человек оказывает глубокое воздействие на окружающую среду. Часто такое воздействие оказывается негативным.
Для решения задач об эффективном использовании природных ресурсов и нанесении меньшего ущерба природе была создана специальная отрасль научного знания, которую называют природопользованием.
Под природопользованием понимают такую систему взаимоотношений человека с окружающим миром природы, которая возникает в процессе его трудовой деятельности. Она складывается в соответствии с географическими, социальными и историческими условиями.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Задачи природопользования как науки сводятся к:
- Изучению природной среды как системы, в которой воспроизводятся ресурсы.
- Формированию путей повышения продуктивности на основе функционирования природных экосистем.
- Непосредственному пользованию природой и ее ресурсами.
- Воздействиям, которые изменяют природу.
- Раскрытию механизмов устойчивости и самостоятельного восстановления природных комплексов.
Примечание 1
Термин «природопользование» ввел эколог Ю. Н. Куражковский в 1959 году.
Он определял природопользование как комплексную научную дисциплину, исследующую общие принципы рационального использования природных ресурсов человечеством в текущем временном периоде.
В широком смысле природопользованием является материально-практический процесс взаимодействия природы и общества. Это социально-экономическая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов и условий, а также воздействие на них. Под воздействием подразумевают преобразование и восстановление среды в целях обеспечения благосостояния человека.
В узком смысле под природопользованием понимают систему специализированных видов деятельности, в ходе которых осуществляется:
- первичное присвоение элементов окружающей природной среды;
- производственное использование;
- воспроизводство;
- охрана от загрязнения.
Назначение природопользования состоит в поиске и разработке принципов и путей оптимизации взаимоотношения общества и окружающей среды
Важно удовлетворить потребности людей и сохранить и воспроизвести благоприятные условия для среды
Конечная цель деятельности по разработке заключается в обеспечении единого подхода к природе как к всеобщей основе труда.
Природопользованием называют совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению и воспроизводству.
Под природными ресурсами подразумевают такие компоненты природы, природные объекты, которые используют при ведении хозяйственной деятельности. Их используют в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления. Они имеют потребительскую ценность.
Природопользование должно быть рациональным и экономным. Это необходимо для того, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия.
Рациональное природопользование складывается из нескольких факторов:
- Изучение — предполагает учет и оценку природных объектов, прогноз развития системы управления и использования.
- Охрана — обеспечивает качество природопользования и поддерживает продуктивность, заботится о воспроизводстве природных ресурсов.
- Освоение — эффективность использования природных ресурсов, а также комплексность и экономичность добычи и переработки сырья.
- Преобразование — улучшение и оптимизация использования природных ресурсов. Процесс подразумевает улучшение количественных и качественных показателей.
Природопользование существовало и существует как важный аспект человеческой жизни. Человечество развивается — расширяется сфера его деятельности по использованию ресурсов природы.
С природопользованием связано понятием «охрана природы».
Охраной окружающей природной среды называют систему международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на:
- рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
- улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения потребностей человека.
Охрана окружающей среды — система мероприятий по оптимизации взаимоотношений общества и природы.
Лесопользование
Понятие: институт экологического права; институт лесного права. ( по аналогии с предыдущим понятием).
Согласно ст. 5 Лесного Кодекса. Это экологическая система и природный ресурс. В научной литературе — совокупность всех растительных организмов. Может произрастать как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.
Объекта права лесопользования: на основе анализа лесного законодательства — это или лесной участок или лесные насаждения.
Леса, расположенные на землях лесного фонда по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные, резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий могут быть отнесены к защитным лесам (см ст 10 ЛК РФ). От того, какие это леса, зависят порядок и условия лесопользования ( подробнее см главы 15-16 ЛК РФ).
Субъекты : физические и юридические лица.
Виды лесопользования: законодатель выделяет:
общее лесопользование в ст 11 ЛК РФ ( граждане могут бесплатно пребывать в лесах и использовать ресурсы для своих нужд, при этом лесопользователи обязаны соблюдать правила пожарной, санитарной безопасности в лесах; запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и растений, занесенных в красную книгу, либо которые признаются наркотическими и психотропными средствами. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено, если эти леса расположены на землях обороны и безопасности, на землях ООПТ, иных землях в соответствии с ФЗ. Два ограничения пребывания в лесах:
- в случае пожарной безопасности и санитарной безопасности,
- для безопасности при выполнении работ).
Предоставляются физическим и юридическим лица (аренда, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование, лесной сервитут). На праве аренды участки используются для заготовки древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сбора лекарственных растений….).см главу 29-31 ЛК РФ.
Договор аренды заключается по результатам аукциона или без его проведения на срок до 1 года до 49 лет.
Безвозмездное срочное пользование (религиозные организации, юридические лица, служебные наделы) государственные и муниципальные учреждения для осуществления образовательной, рекреационной деятельности получают участки на праве постоянного бессрочного пользования. В зависимости от способа использования:
- с изъятием ресурсов,
- без изъятия ресурсов.
В зависимости от сроков:
- срочное,
- бессрочное.
Выделяют:
- с предоставлением лесных участков,
- без предоставления лесных участков.
Договор купли-продажи лесных насаждений.
Осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся на землях государственной или муниципальной собственности.
К этому договору применяются положения о договоре купли-продажи, предусмотренные ГК РФ. Особые положения предусматривает Лесной Кодекс РФ.
В договоре указывается:
- расположение лесных насаждений,
- объем подлежащей заготовке древесины.
Срок действия договора — не более 1 года.
Подробнее смотри Главу 7 Лесного Кодекса РФ.
Как правило, договор заключается по результатам аукциона. Не проводится аукцион в случае, когда:
- Гражданин осуществляет заготовку древесины для собственных нужд.
- При размещении заказа на выполнение работ по защите воспроизводства лесов.
Согласно ст 83 ЛК РФ, РФ передала полномочия по предоставлению в пользование лесных участков и лесных насаждений субъектам РФ на землях лесного фонда.