Структура, пример и оформление научно-исследовательской работы

Структура научного исследования кратко

Написание статьи

Цели, которые преследует автор при написании статьи:

  1. Донести до общественности результаты своих исследований;
  2. Заявить о своей компетентности в данной области;
  3. Получить признание общественности;

Виды статей:

  1. Статьи, которые содержат результаты оригинальных исследований;
  2. Обзорные работы;
  3. Информационные статьи: описание технологий или промышленных производств.

Прежде чем ли публиковать статью, автор должен задать два вопроса:

  1. Нет ли в представляемых результатах секретной информации
  2. Нет ли в представляемых результатах предмета изобретения

Хорошо составить план статьи (но не обязательно). Статья должна отлежаться, хотя бы недели три.

Название статьи — ключевой момент статьи. От 3 до 15 слов. Единственная часть статьи, которая будет прочитана. Все мусорные слова должны быть удалены.

Составные части статьи:

  1. Аннотация. 100-120 слов. Должна быть содержательной, потому как по ней создается впечатление о статье.

Осуществление

Разработка гипотезы

Подготовка к проведению исследования закончена, начинается непосредственная
работа над вашим проектом. Переходным моментом является разработка гипотезы.
Гипотеза – это своеобразное «забегание вперед». Вы как будто заранее
предполагаете, как осуществите исследование и что получите на выходе. Вполне
возможно, и ход, и результаты вашей работы в итоге будут отличаться от того,
что вы сначала предположили. Но для того, что «запустить» научный поиск,
гипотеза нужна.

Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» пишет о том, что наука
качественно двигается вперед не тогда, когда накапливает множество
необъяснимых фактов, но тогда, когда появляется новый взгляд на мир, новая
картина мира. Он называет ее парадигмой. Примерно то же самое происходит и
«внутри» научного исследования. Именно гипотеза движет его вперед.

Определение плана

План – лучший помощник в любом деле (кроме разве что любви). Вспомните, какое
огромное количество книг посвящено планированию, тайм-менеджменту! И то это
книги, как правило, о планировании обычных, повседневных дел. А насколько
сложнее рутины такая творческая область, как наука! Поэтому лучше всего
составить план своей научной работы: как самих действий, которые вы будете
предпринимать, так и того итогового труда, который должен выйти из-под вашего
пера. Да, план будет видоизменяться, и, может быть, в итоге станет совершенно
другим, не таким, каким был вначале. Но в вашей деятельности он вам однозначно
поможет.

Работа с литературой

Осуществление исследования, конечно же, не может миновать обращения к

трудам предшественников

. Особенно если эти предшественники работали над той же темой,
что и вы. Ознакомившись с работами ученых, вы, во-первых, избежите опасности
заново открыть Америку (потратив на это уйму времени и сил) и, во-вторых,
можете найти крайне важные для вас сведения или способы научной разработки
объекта и предмета. Всегда помните фразу, которую часто приписывают Исааку
Ньютону: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах
гигантов», – и не забывайте изучать предшественников.

Определение методологии

Методология – вот чему в первую очередь учится любой исследователь у своих
предшественников, пока сам не достигнет научной зрелости.

Методы в каждой науке свои, однако в общем смысле можно сказать, что:

  • Методы должны «соответствовать» тому материалу, который вы изучаете (лучше
    всего, если сам материал «подсказывает», как его нужно изучать).
  • В применении методов не должно быть эклектики, они должны дополнять, а не
    противоречить друг другу.

Организация условий проведения исследования

Речь в данном случае идет о тех ресурсах, которыми вы располагаете:

üВремя – если научное исследование для вас действительно важно, то лучше
отложить другие дела, чтобы они не мешали (если такое возможно).

üЛичные ресурсы – трудно проводить научное исследование, когда у вас есть
проблемы со здоровьем или в семье, нехватка денег. Если эти проблемы можно
решить – замечательно.

üВнешние ресурсы – если вам для работы нужен допуск к архивам, в библиотеки
или лаборатории, нужны специальные материалы – лучше позаботиться об этом
заранее

Наконец, если стоит вопрос о финансовой обеспеченности
исследования, то его тоже можно попытаться согласовать на уровне
соответствующих научных институций или получить грант.

Проведение исследования

Вот, наконец, все необходимые приготовления сделаны. Наступило самое время для
главной работы. Но о ней-то мы как раз и не будет ничего говорить, ведь даже
внутри одной науки исследования могут настолько отличаться, что едва ли их
можно подвести под общий знаменатель.

Пусть же само исследование останется тем интимным моментом, куда не следует
заглядывать постороннему глазу.

Обработка результатов и формулировка выводов

Самое сложное – позади. Теперь нужно сделать так, чтобы ваше исследование не
пропало втуне. Для этого прежде всего следует обработать результаты и
сформулировать выводы. Причем формулировки должны быть как можно более четкими
– вы ведь занимаетесь наукой!

Необходимо сказать и об одном возможном грустном моменте. Бывает, что в
результате исследования ученый получает совсем не те результаты, на которые
рассчитывал вначале, и его гипотеза рушится. Что поделать, отрицательный
результат – тоже результат. Вы, по крайней мере, отсекли еще один «лишний» для
науки путь, что тоже неплохо.

Хотя, с другой стороны, стоит присмотреться, такой ли «лишний» этот путь –
антибиотики, например, были открыты из-за неаккуратности (считай – ошибки)
Александра Флеминга, а кардиостимулятор изобретен случайно – его творец решал
на самом деле иную задачу.

Научные исследования. Основные понятия

Научные исследования — система экспериментальных и теоретических процедур, направленная на получение новых знаний, для решения определенных теоретических и практических проблем.

Научный факт отличается от обычного: — Повторяемость — Документированностью — Объективностью

Отличительные признаки научного исследования:

  1. Целенаправленный процесс. Ставится какая-то цель;
  2. Процесс, направленный на получение нового знания;
  3. Плановость;
  4. Систематичность;
  5. Строгая доказательность.

Изучить в научном смысле — значит:

  1. Проводить поиск;
  2. Быть научно обоснованным;
  3. Быть документированным.

Метод — способ решения какой-либо задачи, проблемы, способ получения фактов. Способ осуществления деятельности какого-то субъекта.

Методика — система конкретных правил и приема для получения какогото результата.

Методология — учение о принципах и общих подходов.

Структура НИР

Обязательная структура научно-исследовательской работы прописана в соответствующем ГОСТе. Иногда высшие учебные заведения могут менять незначительные детали структуры, с чем можно ознакомиться в методичках ВУЗа. В целом все научно-исследовательские работы имеют следующие обязательные структурные элементы и именно в таком порядке:

Титульный лист. Первая информационная страница НИР, которая содержит всю информацию о работе, теме исследования, ее авторе и научном руководителе, а также об учебном заведении, в стенах которого данная работа была написана.
Оглавление. Следующий важный структурный раздел, который перечисляет все главы и разделы научно-исследовательской работы. Также тут отмечены номера страниц, на которых разделы соответствующе начинаются. Человек, который не знаком с данной работой, открыв содержание сможет быстро сориентироваться в работе.
Введение. Благодаря данному структурному элементу читатель сможет понять, о чем пойдет речь в работе, кратко ознакомиться с сутью исследования и узнать, будет ли ему данный труд интересен. Во введении необходимо описать тему научного исследования, определить цель и задачи, выделить предмет и объект исследования, сформулировать гипотезу, методологию, а также сделать акцент на актуальности проблемы. Каждый из вышеперечисленных пунктов очень важен в данном разделе и упускать что-либо не стоит.
Основная часть. Непосредственно сама работа, которая поделена на главы и разделы, каждый из которых посвящен определенной задаче. В разных научно-исследовательских работах может быть разное количество глав, все зависит от темы работы, глубины исследования или даже дисциплины, по которой пишется работа. Основная часть — это самый объемный структурный элемент, в котором размещена вся информация о ходе проведения тех или иных исследований.
Заключение

Подвести итоги работы также важно, как и ознакомить с работой во введении. Любой научно-исследовательский труд должен включать логическое окончание и результаты

В заключении следует написать о том, удалось ли достичь поставленной цели, и навести пример, в какой области науки или знаний применимо данное исследование, а также рассмотреть дальнейшие перспективы проведения исследований на данную тему.
Список источников. Список литературы оформляется согласно стандартам и правилам ГОСТа и в него необходимо внести всю литературу, данные которой использовались в ходе проведения теоретических научных исследований.
Приложения. Условно обязательный раздел, в котором необходимо поместить все графические и иллюстрирующие материалы. Иногда, при условии небольшого объема таких материалов, их помещают в сам текст. Однако подавляющее большинство научных исследований обладает огромным количеством подобного материала, поэтому его выносят в отдельный раздел, а в тексте делаются ссылки на эти материалы.

В целом структура научно-исследовательской работы не является сложной и запутанной. Каждый элемент находится на своем месте, логично дополняя предыдущий и последующий раздел. Составляя план НИР следует учитывать его структуру, а работа с самим исследованием должна проходить в строгом порядке.

Методологическое обеспечение исследований

1. Актуальность темы (работы) исследования
0.75-1.5 стр

Речь идет о важности работы для какой-либо проблемы. Насколько она нужна, или какой положительный эффект она окажет после её осуществления

Проблема — задача, трудность, которую необходимо преодолеть. Комплекс вопросов, которые осознаются в недостаточности существующих знаний.

Тема исследования — конкретизация проблемы.

Пример:
Объект исследования — магнитные поля солнца,
предмет исследования — магнитная поля пятен солнца.

13. Личный вклад автора

Результаты работы могут быть сформулированы в виде:

  • Принципов
  • Требований
  • Обоснования чего-либо
  • Условий осуществления какого-то процесса
  • Модели
  • Схемы (устройства, эксперимента)
  • Методов
  • Средств осуществления чего-либо
  • Механизмов
  • Процедур осуществления чего-либо
  • Критериев чего-либо

Лабораторный практикум

Лекция 6

15 октября 2015

Методы — способ осуществления какой-то деятельности субъектов. Метод позволяет осуществить внутреннюю организацию процессов, дисциплинирует процесс познания.

Научному методу характерны конкретика, эвристика, воспроизводимость. Методы можно разделить на методы духовной (идеальные) и практической деятельности. Методы количественные и качественные. Методы исследования живой и неживой природы. Методы детерминированные
и стохастические. Методы фундаментальные и прикладные.

Общенаучные методы — эмпирические, теоретические и общелогические.

Эмпирические методы — наблюдение, эксперимент, сравнение.

Наблюдение — целенаправленная познавательная деятельность, основанная на данных органов чувств. Наблюдение может быть непосредственное или опосредованное. Отличительные черты научного наблюдения:

  1. Объективность — возможность проконтролировать результат (либо повторяемость, либо иные методы);
  2. Должен быть план действий, все наблюдения должны быть запланированы;
  3. Должна быть некая идея, концепция, гипотеза.

Эксперимент — целенаправленное активное вмешательство в функционирование исследуемого объекта или осуществляется воспроизведение исследователем условий, в которых работает объект.

Особенности эксперимента:

  1. Более активное отношение к объекту вплоть до его изменения и преобразования;
  2. Многократная воспроизводимость изучаемого процесса, возможность модернизации (изменений) условий проведения;
  3. Возможность контроля за поведением и вмешательство в ход процесса;
  4. Возможность наблюдения за объектом или процессом в чистом виде;
  5. Можно обнаружить явления, которые нельзя обнаружить при наблюдении.

Основные стадии эксперимента:

  1. Планирование (объект исследования, цель, задачи, методы, технические средства)
  2. Построение эксперимента (оборудование, его настройка)
  3. Проведение эксперимента
  4. Интерпретация результатов
  5. Представление результатов в форме, удобной для анализа
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: