Суд в афинах кратко

Государство и право античных афин

Судебный процесс

В отличие от судов более позднего времени суд в Афинском государстве не имел специализированных обвинителей и защитников. Обе эти функции осуществлялись в частном порядке. Обвинитель писал заявление, адресованное соответствующему магистрату и доставлял к нему обвиняемого. Магистрат вел предварительное следствие, затем передавал дело в гелиею и председательствовал в палате при его разборе.

Основополагающим принципом судебного процесса была состязательность. Сначала обвиняющая сторона предъявляла свои претензии и их обоснование, затем в спор вступал ответчик, опровергая обвинения. Заслушав речи истца и ответчика, судьи приступали к голосованию. Решение считалось принятым, если за него было отдано более половины голосов членов палаты. После этого ответчика или объявляли невиновным, или наказывали.

В качестве наказания могло применяться тюремное заключение, конфискация имущества, денежный штраф. Самыми суровыми видами были:

  • смертная казнь;
  • изгнание на чужбину;
  • лишение гражданских прав.

Равенство голосов рассматривалось как оправдательный приговор.

Общественный строй Афин в период республики (V–IV вв. до н.э.)

Как уже отмечалось, в экономике Афинского государства большое значение имели ремесло и торговля, чему способствовало развитие мореплавания. Что касается земледелия и скотоводства, то они, безусловно, имели место, но ведущей роли не играли, и рабский труд в них использовался в значительно меньшей степени.

К середине V в. до н.э., когда демократия в Афинах достигла своего высшего развития, деление афинян на разряды утратило свое первоначальное значение, так как каждый афинянин независимо от материального положения и прежней принадлежности к солоновскому разряду наделялся одинаковыми правами и имел статус гражданина страны. С принятием в 451 г. до н.э. закона Перикла афинским гражданином считался только тот, у кого отец и мать были гражданами Афин. Число афинских граждан достигало 40–50 тысяч.

Афинское гражданство де-юре фиксировалось по достижении совершеннолетия – 18 лет, когда афинянин после соответствующей проверки вносился в список дема и в течение двух лет должен был обучаться военному ремеслу. С 20 лет афинянин получал право участвовать в высшем органе страны – Народном собрании. Несмотря на то, что женщина-афинянка признавалась гражданкой Афин, ее статус был значительно ниже: она не имела политических прав, т.е. не могла участвовать в управлении обществом и государством.

Каждый афинянин имел равный доступ к должностям и, избранный на любую из них, получал из государственной казны вознаграждение. Предоставляя афинянам свободу слова, гарантируя неприкосновенность личности, имущества и ряд других прав и свобод, государство требовало от них выполнения определенных обязанностей: соблюдать законы государства, оберегать демократическое устройство общества, служить в армии и быть военнообязанным до 50 лет. И, что весьма характерно, для граждан Афин не устанавливалась обязанность уплачивать прямые постоянные налоги в казну.

Несмотря на юридическое равенство афинян-мужчин фактического равенства между ними никогда не было. В афинском обществе постоянно шла то скрытая, то явная политическая борьба между двумя группировками – олигархической (Аристид, Кимон и др.) и демократической (Фемистокол, Эфиальт, Перикл и др.), в ходе которой обе стороны прибегали к помощи простого народа. Последний отдавал предпочтение демократии, тем самым обеспечивая стабильность демократического устройства общества в Афинах.

К свободному населению, помимо полноправных граждан Афин, относились иностранцы (метеки) и вольноотпущенники.

Метеки, проживавшие на территории Афин, занимались ремеслом и торговлей, зачастую были довольно состоятельными людьми, но их правовой статус был еще более ущербным, чем афинянок, так как они не только были лишены всех политичес ких прав, но и в значительной степени были ограничены их экономические и личные права. Метеки не могли приобретать в черте города-государства в собственность недвижимость; должны были иметь патрона из числа полноправных граждан Афин, который вел их дела в суде и осуществлял за ними надзор; дети, рожденные от метека и афинянки, не признавались гражданами страны. Но такое положение метеков в обществе отнюдь не освобождало их от многих обязанностей: служить в армии, уплачивать налоги, вносить чрезвычайные сборы.

Небольшую часть свободного населения Афин составляли вольноотпущенники, о правовом статусе которых до настоящего времени нет достаточных сведений.

Большинство населения страны составляли рабы, количество которых было примерно в 3–4 раза больше, чем свободных людей (160–200 тыс.). В отличие от обществ стран Древнего Востока раб в Афинах находился в более тяжелом положении, так как на смену патриархальному рабству приходит античное рабство, при котором раб не признается человеком, членом общества. Он – вещь, наиболее распространенное орудие труда, используемое как государством, так и отдельными частными лицами. Раб не имел никаких прав на личную жизнь, имущество, судебную защиту и т.д. Его можно было продать, подарить, обменять, завещать, наказать, но запрещалось убивать. Если раб был убит, то хозяину раба возмещался ущерб как за уничтожение любого другого имущества.

Источниками рабства были в основном военный плен, рождение от раба или рабыни, морской разбой. Афины знали и уголовное рабство, имевшее место по приговору суда за совершение свободным лицом преступления. Как правило, таких осужденных продавали в рабство в другие страны. Работорговля велась в больших масштабах как государством, так и отдельными лицами и приносила большие прибыли.

Роль присяжных

Любому гражданину разрешалось добровольно выступать в качестве присяжного заседателя выборного суда в Афинах в течение года. Из группы граждан, вызвавшихся добровольно, шесть тысяч человек выбирались случайным образом в качестве присяжных заседателей. Затем каждый день, когда суды заседали, необходимое количество присяжных заседателей выбиралось случайным образом из группы в шесть тысяч и распределялось по разным судам.

Эти сложные меры были приняты для предотвращения подкупа присяжных заседателей. Право и суд в древних Афинах считались эталоном неподкупности. Одной из самых демократичных особенностей присяжных было то, что присяжным выплачивалась скромная заработная плата за каждый день, когда они заседали в заседаниях, что гарантировало участие более бедных афинян.

На каждом этапе процесса, в том числе в верховном суде в Афинах, граждане несли ответственность за предоставление своих собственных доказательств и представление своих интересов, поскольку в Афинах не было ни полиции, ни адвокатов. Тем не менее профессиональные спичрайтеры того времени писали речи для сторон в суде.

Суд в Древних Афинах

Судебные функции принадлежали и народному собранию, и ареопагу, и еще нескольким судебным коллегиям, созданным для отдельных категорий дел:

    1. суд эфетов — неумышленные убийства;
    2. коллегия одиннадцати — разбой, кражу, другие имущественные преступле­ния;
    3. третейский суд и коллегия сорока — гражданские имущественные спо­ры;
    4. народное собра­ние —  особо тяжкие преступления;
    5. архонт-базилевс —  умышленные убийства.

Исторически первым судом был суд базилевса — племенного вождя, имевшего власть над жизнью и имуществом соплеменников. Позднее судебные функции перешли к ареопагу, который об­ладал еще административной властью. В качестве суда он рассле­довал дело, выносил приговор и следил за его исполнением. Сто­роны выступали в процессе после принесения присяги.

Судебное разбирательство в афинской гелиэе имело две разновидности:

по делам государственной важности; по делам ча­стным. Подробнее

Подробнее

Делами государственными (общеполисными) считались такие, которые были связаны с нарушением интересов всей общины или отдельного ее члена, которым был причинен вред вследствие со­вершения противозаконных действий.

Частные дела возникали вследствие нарушения личных интересов.

Законы поощряли самостоятельное ведение дел в суде, поэтому официальных защитников-помощников не существовало. Форма разбирательства была обвинительная, поэтому обязан­ность доказывания лежала на участниках. Свидетели присягали у жертвенника и давали свои показания устно. Свидетелей-рабов могли допрашивать с применением пыток (подвешивание, вливание в ноздри уксуса, прижигание тела рас­каленным предметом и др.).

Судьи голосовали по внутреннему убеждению. Кроме того, судьи обе­щали не принимать даров лично или через посредство кого бы то ни было. Голосование было тайным, с помощью белых (цельных) и черных (просверленных) камешков. Недостатком обвинительного процесса (вместо более уравно­вешенного состязательного) было поощрение кляузников. Для раз­ных кляузников и доносчиков, которые в случае победы получа­ли нечто из имущества осужденного, существовало сильное иску­шение начинать такие процессы.

Тот факт, что любой гражданин мог выступить против поста­новления народного собрания (или против одного только предло­жения или рекомендации народному собранию), если оно противо­речит существующим законам и может навредить государству, свидетельствует о своеобразной практике общественного и судеб­ного надзора за законностью.

Другим механизмом судебного надзора за законностью была деятельность специальной комиссии гелиастов — комиссии номофетов (законодателей). Только с одобрения коллегии номофетов законопроект становился законом и вступал в силу. Суд номофетов и суд по обвинению в противозаконности имели сильное влияние на судьбу решений народного собрания и тем самым обес­печивали здоровый консервативный настрой и обеспечивалось ува­жительное отношение к существующим законам, без которых де­мократия превращалась в заурядную охлократию.

Право в Древней Греции, как и в других регионах древне­го мира, тесно увязывалось со справедливостью, но эта справед­ливость соотносилась с демократическим требованием равенства в пользовании политическими правами. Правовые нормы и проце­дуры разрешения спора о правах отыскивались в двух источни­ках:

    1. в обычае (темпе) и законах (номой);
    2. в псефисмах (псефисмы — это постановления народных собраний, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и т.д.).

Во всех кодексах точно определялся размер и характер на­казаний, с тем чтобы судья не мог назначить кару по собственному произволу. Еще заметны были уступки пережиткам традиции мщения кровью (кровная месть).

В первом письменном законодательстве Афин в правление Драконта (621 г. до н.э.) не различались преступления тяжкие и легкие (это различение ввел Солон). За любую кражу наказыва­ли смертью, хотя в числе наказаний были штрафы, изгнание, продажа в рабство, бичевание, лишение гражданских прав (атимия).

Уже в законодательстве Драконта есть понимание оправданности убийства в целях самозащиты, и наказание в данном случае предусматривало изгнание либо штраф.

Телесным наказаниям подвергали в основном рабов. Конфискация имущества назначалась дополнительно к смертной казни. В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа характеристикой «враг Афин». Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось, а десятая часть посвящалась богам. Трупы изменников вывозили за пределы полиса и выбрасывали без захоронения.

Компетентность и профессионализм судей

Избираться в Афинский суд можно было несколько раз. Это способствовало тому, что у судей накапливался опыт по ведению дел, повышался их профессионализм, возрастала компетентность. Разбирательства в гелиее проходили при участии магистратов, например, председательствующим в той или иной палате мог являться архонт (высшее должностное лицо в государстве) или стратег (главнокомандующий войсками). Также они могли проводить предварительное расследование.

Таким образом, афинская судебная система была тщательно продуманной и разработанной, а членами гелиеи являлись опытные судьи. Существовали эффективные меры, направленные против подкупа. Все это позволяло судебной системе города-государства быть одной из важнейших основ демократического строя. Даже политическим противникам афинской демократии приходилось признавать компетентность и объективность членов гелиеи.

  • Нижний тагил промышленность кратко

      

  • Профилактика наркозависимости у подростков кратко

      

  • Режим труда и отдыха беременной кратко

      

  • Каков порядок действий для создания оглавления кратко

      

  • Суд понтия пилата кратко библия

Особенности образования греческих государств

Государства в греческом мире образовывались и долгое время существовали в виде полисов — небольших по размеру городов- государств (Афины — один из самых мощных греческих полисов вдоль границ можно было обойти за день). Отсутствие политического единства, небольшие размеры греческих полисов могут быть объяснены следующими факторами:

  1. государства сложились как непосредственный результат крушения родоплеменных отношений в сравнительно небольших коллективах людей;
  2. отсутствовали экономические предпосылки объединения — в отличие от древневосточных государств, огромные размеры которых зачастую были обусловлены единой ирригационной системой, в греческом мире не было крупных рек, пригодных для ирригации;
  3. ориентация торговли греческих полисов на внешний рынок, что препятствовало созданию единого экономического пространства;
  4. природа Греции (труднопроходимые горы) способствовала разобщению ее народов.

Греческие полисы (их было несколько сотен) были расположены не только на территории материковой Греции, но и на островах, а также в Италии, Крыму, Малой Азии. Пожалуй, наибольшую роль в греческой античной истории сыграли Афины, до сих пор являющиеся столицей Греции.

Общественный строй Афин в V-IV вв. до н. э.

Верхушку афинского общества составляли граждане (не более 30-35 тысяч). Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Смешанные браки (граждане и иностранцы) допускались, но дети от этих браков, за редким исключением, гражданских прав не получали.

Афинское гражданство давало человеку достаточно широкие права:

  1. право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным — на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судебной власти);
  2. широкие права в имущественной сфере, особенно в приобретении недвижимости — только граждане могли быть земельными собственниками;
  3. право на помощь со стороны государства в случае нужды — неимущие граждане, имеющие трех и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы, им предоставлялись бесплатные продукты питания и билеты на разного рода увеселительные мероприятия.

Помимо прав у граждан были и следующие обязанности:

  • защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной службе, только воины могли занимать государственные должности);
  • уважение законов и правителей;
  • уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги — литургии, т.е. строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных);
  • вступление в брак, воспитание детей (право, одновременно являющееся и обязанностью, только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные должности).

Следующей весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки — иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан — до 10 тысяч метэков).

Метэки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:

  1. им было запрещено приобретать в собственность землю и прочую недвижимость (что способствовало развитию договоров аренды);
  2. каждый иностранец обязан был иметь покровителя — простата — из числа граждан: этот покровитель представлял интересы метэка в суде (естественно, не бескорыстно);
  3. уплата особого налога — метэкиона (иностранец, не уплативший налог, мог быть продан в рабство вместе с семьей, и его имущество конфисковалось);
  4. обязанность служить в афинской армии (особенно во время войны) — народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу за заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;
  5. полное отсутствие политических прав.

При всех этих многочисленных ограничениях метэки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их, возможно, объяснялось следующими причинами:

  • Афины, будучи мировым центром ремесел, торговли и культуры, открывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;
  • военная мощь Афин, сильный флот и городские укрепления делали проживание в этом государстве хотя бы относительно безопасным;
  • афиняне весьма терпимо относились к религиям метэков — свобода вероисповедания (немыслимая в тех государствах, выходцами из которых были метэки);
  • если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афинам — имел покровителя, платил налоги, служил в армии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютившего его государства.

Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта — ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производилась рабами,

Источниками пополнения рабства были:

  • военный плен;
  • покупка рабов на международных рынках;
  • естественное воспроизводство (рождение от рабыни);
  • обращение в рабство за неуплату метэкиона (для иностранцев).

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные

рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские — афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам). Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме («Servi res sunt»): «рабы — это вещи», однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни возникновения бунта).

Порядок рассмотрения дел

Судебное разбирательство в афинском народном суде состояло из выступлений истца, ответчика и голосования присяжных. Ни одно судебное разбирательство не могло длиться более одного дня. Обе стороны представляли себя сами, если только не была задействована женщина или рабыня, и в этом случае от их имени выступал гражданин-мужчина.

Во время судебного разбирательства у каждой из сторон было определенное количество времени, чтобы изложить свою точку зрения, причем истец выступал перед ответчиком.

Участники тяжбы также могли предъявить доказательства, такие как законы или показания свидетелей, зачитанные вслух для рассмотрения присяжными. В судебном разбирательстве могли быть использованы только доказательства, которые были впервые представлены в арбитраже.

Сразу после того, как участники тяжбы заканчивали говорить, члены жюри анонимно голосовали и решали дело простым большинством голосов.

Если ответчик был признан виновным и не было назначено наказание, истец и ответчик каждый предлагали наказание, и присяжные голосовали, чтобы выбрать одно из двух. Решение жюри было окончательным и не подлежало обжалованию, поскольку афиняне считали, что жюри представляет народ Афин в целом, а народ был высшей властью в Афинах.

Научные доклады

В Древней Греции Афины прославились как город-государство. В нем зародилась демократия и выборный суд. Это произошло в 594 году до н.э. после того, как афиняне на Народном собрании выбрали прямым голосованием архонта (человека, которому народ вверял власть в городе). Им стал политик и поэт Солон – мудрый, но обедневший потомок из знатного рода.

Немного о прародителе судебного законодательства

Солон за небольшое время провел невиданные в Древней Греции реформы и установил законы:

  • Рабам-должникам возвратилась свобода.
  • Отменялось долговое рабство.
  • Возвращалась собственность земледельцам, у которых она была забрана за долги.
  • Рабов, проданных за пределы Афин, выкупали за деньги государственной казны и возвращали в Афины.
  • Весы в городе имели один стандарт.

Солон наделил Народное собрание полной властью, в котором могли участвовать все жители города. Таким образом, архонтом мог стать любой обеспеченный житель афинского полиса: будь то аристократ или выходец из народа. Чтобы разница между бедными и богатыми не была ощутима, всех жителей Афин стали называть гражданами. Так появилась демократия.

Путем голосования избирался не только архонт, но и все должностные лица в Афинах. Выборным был и выборный суд. О нем мы поговорим более подробно.

Выборный суд или гелиея обладал практически неограниченной властью и влиянием на государственную жизнь Афин. Он охранял систему афинской демократии, а также оберегал законы, которые были прописаны в городской конституции.

Каждый год в выборный суд избирались 6 000 афинян любого сословия путем жребия. Единственное, это должны быть люди старше 30 лет и не совершившие никаких проступков за жизнь. Вы спросите, зачем так много человек избиралось в суд? Ответ довольно прост: такое большое количество людей сложно подкупить. Также большим количеством легче проводить расследования и принимать правильные решения. Выборный суд можно сравнить с современной полицией, прокуратурой и судом в одном лице.

Перед первым судебным заседанием все избранные народом судьи должны были принести клятву, в которой они обязывались все решения принимать по закону и совести без лишнего пристрастия и ненависти, несмотря на личную антипатию или симпатию к подозреваемому человеку. Суд внимательно выслушивал обе стороны и не принимал никаких подарков в качестве подкупа.

Заседание было открыто для народа, и каждый присутствующий мог повлиять на решение суда, голосуя за решение суда за или против, камушками черно-белого цвета.

Выборный суд рассматривал дела не только гражданского или уголовного правонарушения. Каждый житель Афин мог обратиться к нему с жалобой на закон, принятый Народным собранием. Выборный суд рассматривал дело и если закон действительно сомнительный, то его действие приостанавливалось до окончания расследования. Если в ходе расследования выяснялось, что закон противоречит демократии, то его автор строго наказывался. В случае, когда поданная жалоба оказалась неправомерной – наказывался жалобщик. Таким образом, через выборный суд каждый афинян мог отстаивать свои права. Это было его высшее предназначение – защитить демократию в полисе.

Жалобы на противозаконность

Его суть состояла в следующем. У каждого гражданина было право сделать заявление о том, что тот или иной закон, который приняло Народное собрание, является противоречащим законодательству или же его издали, нарушив установленный порядок.

С момента поступления подобного заявления действие обжалованного закона подлежало приостановлению. В гелиее существовала специальная палата, возглавляемая архонтом, которая приступала к тщательному изучению жалобы.

В случае признания ее справедливости, обжалованный закон отменялся. Что касается его автора, то его ждала отнюдь не радужная перспектива. К нему могла быть применена даже смертная казнь, а также очень крупный штраф или изгнание.

Существование возможности подавать описанную выше жалобу являлось весьма действенной мерой по предотвращению внесения необдуманных законопроектов в Народное собрание. Однако если выяснялось, что жалоба была необоснованной, ее инициатор привлекался к ответственности за сутяжничество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: