Ситуационный подход к управлению в менеджменте — основные положения, принципы и суть

Ситуационный подход к управлению в менеджменте - суть, принципы

Введение

Актуальность темы. Радикальная перестройка управления национальной экономикой резко обострила ряд экономических, социальных, правовых, политических и иных проблем. Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, обновлением технологий, стиля и методов руководства. В основе современного понятия управления лежит принцип философии творческого труда, благодаря которому создаются предпосылки для становления социально ориентированной рыночной экономики. Успех реформы управления экономикой во многом зависит от людей, от принципиальной позиции и конкретных действий руководителей различных уровней.

Цель работы — изучить ситуационный подход к менеджменту.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

— дать историко-теоретическую характеристику ситуационного подхода к управлению;

— изучить ситуационные модели лидерства;

— провести исследование практического применения ситуационного подхода в управлении.

Объектом исследования является ситуационный подход в теории управления.

Предметом исследования является процесс анализа и выработки решения организационных проблем в рамках ситуационного подхода.

Системный подход к управлению

Замечание 1

Системный подход базируется на рассмотрении организации как совокупности взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение общих целей в условиях изменяющейся внешней среды.

К таким элементам относятся:

  • люди,
  • технологии,
  • задачи,
  • структура.

Системный подход описывает организацию как систему, состоящую из подсистем – частей, обладающих собственными целями. Руководитель должен понимать, что, чтобы достичь общие цели организации, нужно воспринимать ее как единую систему

При этом важно выявлять и оценивать взаимодействие между всеми ее частями, стремиться объединить их таким образом, чтобы организация смогла получить желаемые результаты. При этом достижение каждой подсистемой своих целей – желательное, но не обязательное условие достижения общей цели

Значение системного подхода в управлении предприятием может быть раскрыто через два аспекта. Во-первых, перед руководителем стоит задача достижения суммарной эффективности деятельности организации. При этом нужно не допускать превалирования частных интересов отдельной подсистемы, которые могут мешать достижению общей цели. Во-вторых, организационная среда всегда формирует цели, вступающие в противоречие друг с другом, поэтому приходится обозначать приоритеты.

Процесс управления с позиции ситуационного подхода

Ситуационная теория в процессе управления выделяет 4 основных макроэтапа:

  1. Формирование у руководителя управленческой компетентности: овладение средствами и методами управления, на практике доказавшими свою эффективность.
  2. Определение возможных последствий (положительных или отрицательных) от использования тех или иных концепций и методов по отношении к ситуации, их анализ и сравнение.
  3. Интерпретация ситуации: выделение ее ключевых факторов – ситуационных переменных, оценка эффекта от воздействия на эти переменные.
  4. Согласование приемов управления, выбранных менеджером, с конкретными условиями с целью максимизации положительного и минимизации отрицательного эффектов.

При этом, отметим, что ключевым в процессе управления является третий этап, заключающийся в выборе наиболее важных для данной ситуации внутренних и внешних переменных.

Ситуационный подход к управлению

Основу ситуационного подхода составляет предположение, что уместность и эффективность использования разных управленческих подходов зависит от сложившейся ситуации. Поскольку таких факторов много как внутри организации, так и за ее пределами – в окружающей среде – невозможно назвать один «наилучший» способ управления. В конкретной ситуации лучшим будет тот способ, который этой ситуации соответствует.

Ситуационный подход, как и системный, не может рассматриваться как простой набор предписываемых руководств. Он скорее представляет собой способ мышления в сфере организационных проблем и их решения. Ситуационный подход опирается на то, что, хотя в общем управленческий процесс одинаков, в разных случаях конкретный набор применяемых специфических приемов уникален.

Ситуационный подход ориентирован на то, чтобы прямым образом приложить достижения науки к реальным условиям и ситуациям. Ситуация – это центральный момент рассматриваемого направления менеджмента.

Определение 1

Под ситуацией понимают набор сложившихся обстоятельств, влияющих на организацию в рассматриваемый момент времени.

Поскольку в фокусе внимания находится ситуация, в ситуационном подходе подчеркивается значение ситуационного мышления. Оно позволяет руководителю разобраться, какие методы и приемы дадут лучший эффект в той или иной ситуации. При этом простого перечисления переменных, оказывающих влияние на результат в наибольшей степени, недостаточно для выбора оптимального рационального решения

Сложность связана с тем, что множество ситуационных процессов влияют друг на друга и не могут рассматриваться изолированно, а охватить вниманием их все – более чем проблематично

Процессный подход к управлению

В рамках процессного подхода управление рассматривается как непрерывная серия управленческих функций, находящихся в тесной взаимосвязи. Само управление предстает как процесс, то есть серия связанных действий. Такие действия называют управленческими функциями, и каждая из них в свою очередь является процессом, поскольку также складывается из ряда взаимосвязанных действий. Управленческий процесс представляет собой общую сумму всех функций.

Состав функций управления – предмет научной дискуссии, разные исследователи предлагают выделять разный их перечень. Общепризнанными функциями являются:

  • планирование. Эта функция нужна для принятия решения о том, какие цели ставятся перед организацией и какие действия нужно предпринимать, чтобы их достичь,
  • организация. Слово «организация» используется как синоним предприятия, учреждения – то есть некоторой структуры, объединения. В то же время оно может означать и процесс, представляющий собой базовую управленческую функцию. Организация как процесс направлена на создание некоторой структуры, которая позволит предприятию выполнить планы и достичь цели. Функционирование любого предприятия связано с людьми, и важная часть организации – назначение, кем должно выполняться каждое конкретное задание из всего их перечня, актуального для данной фирмы (включая управленческие задачи). Руководитель определяет конкретных людей для каждой работы, назначает им задания и предоставляет полномочия и доступ к необходимым ресурсам. Исполнители принимают на себя ответственность за осуществление обязанностей, тем самым признавая свое подчинение начальнику. Смысл делегирования заключается в том, что руководитель получает возможность выполнить работу с помощью других людей. Возможно расширение концепции внесения системы в организацию деятельности и работы людей до создания организационной структуры предприятия в целом,
  • мотивация. Человеческие ресурсы приобретают все большее значение в современных условиях. Каждый руководитель должен осознавать, что даже прекрасно разработанные планы и идеальная организационная структура не принесут успеха, если сотрудники не выполняют фактическую работу. Функция мотивации нужна для того, чтобы члены организации стабильно исполняли свои обязанности в соответствии с планом и поставленными перед ними задачами, возложенными обязанностями,
  • контроль. Смысл контрольной функции связан с обеспечением реального достижения организацией своих целей. На схеме взаимодействия управленческих функций после блока контроля обратная связь обеспечивает возвращение к планированию (с необходимыми корректировками).

Открытие и эволюция теории

В последние десятилетия в мире наблюдаются динамичные социально-экономические преобразования, ускорение научно-технического прогресса и повышение уровня сложности общественных процессов. В результате этого функционирование и развитие любой компании зависит от адаптивных возможностей, гибкости и динамичности управленческой системы. Одной из наиболее эффективных методологий, позволяющих оперативно приспосабливаться к внутренним и внешним изменениям, является ситуационный подход в менеджменте.

Кратко об этой модели впервые упомянули в конце 60-х годов XX столетия, хотя есть доказательства, что уже в 1920-х некоторые авторы высказывали свои предположения о «законах ситуаций».

Родоначальником теории считается древнекитайский ученый Лао Цзы, который представил миру трактат из 80 глав с описанием многообразных жизненных ситуаций, их преобразованием и взаимопревращением. В эпоху феодализма осмысление теорий и практики руководства не происходило, поэтому наука управления не развивалась.

Более современным основоположником ситуативной теории управления считается Н. Макиавелли, после него разработкой методологии занимался Б. Трентовский. Именно он впервые выразил мысль, что искусство руководства требует строго научного подхода. Основные положения его трудов заключаются в следующем:

  • процесс управления требует научных знаний;
  • эффективный менеджмент предполагает мониторинг полного комплекса внешних и внутренних воздействующих факторов;
  • успешное руководство компанией невозможно без учета опыта предшествующего развития;
  • грамотный менеджер обязан уметь примирять расхождения во взглядах и объединять стремления для достижения общей цели.

По мнению специалистов, следующим важным представителем концепции ситуационного менеджмента стала М. П. Фоллетт. Американский социолог, политолог, основатель школы отношений и психологии, Мэри Паркер подчеркнула, что нужно подробно изучить закон ситуаций и ему подчиняться. По ее мнению, все происходящее имеет логическую основу, в соответствии с ней руководители должны издавать приказы и грамотно доводить их до подчиненных.

https://youtube.com/watch?v=e_cp-I2xAMo

2.2 Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте

Решение управленческих задач представляет собой основу работы менеджеров. Из-за роста сложности и динамичности бизнеса принятие сложных решений перестало быть сферой ответственности только менеджеров высшего уровня, теперь с этим в организации сталкиваются менеджеры любых уровней.

В настоящее время имеется множество моделей, пакетов программного обеспечения и аналитических инструментов, которые пытаются свести процесс принятия решений к формулам. Как бы эти теории ни были привлекательны, трудность заключается в том, что реальность более сложна и противоречива, чем она демонстрируется в подобных моделях. За пределами математического подхода оказывается ряд небесспорных допущений, например, что принятие решений является всегда одинаковым процессом, в основе которого лежит точная информация, свободная от эмоций и предрассудков, т.е. рациональная. Реальность же заключается в том, что менеджеры принимают решения на основе комбинации интуиции, опыта и анализа. Указанный недостаток устраняет ситуационная теория, которая учитывает влияние неопределенности на принятие решений, называя такие решения ограниченно рациональными.

  • Таким образом, мир бизнеса, испытывающий в настоящее время стремительные перемены, для повышения эффективности управления заинтересован сегодня в разработке и совершенствовании не столько математических подходов к процессу принятия решений, сколько в прикладных ситуационных инструментах менеджмента. Такие инструменты, приводящие в действие все связи организационной структуры в зависимости от изменений, происходящих во внешней и внутренней среде фирмы, и обеспечивающие ограниченно рациональное решение управленческих задач каждым менеджером, а, следовательно, подразделениями и организацией в целом, будут пользоваться возрастающим спросом.Алгоритм принятия решений при ситуационном менеджменте может включать следующие операции:
  • обнаружение (контроль) проблемы;
  • сбор информации о ситуации;
  • анализ информации о ситуации;
  • диагностика проблемы и ситуации, в которой ее предстоит решить;
  • определение целей управления ситуацией при решении проблемы;
  • разработка критерия оценки эффективности решения;
  • генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к подсистеме — источнику проблемы;
  • прогнозирование последствий этих воздействий для ситуации;
  • верификация и оценка вариантов решений;
  • принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений. 

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, поэтому в состав алгоритма принятия решений включаются этапы сбора и анализа информации о ситуации, определения целей управления ситуацией при решении проблемы, а также прогнозирование последствий управляющих воздействий для ситуации.

Ситуационные модели лидерства

Ситуативный подход управления позволяет выявить уровень лидерских качеств современного управленца. Он определяется по таким показателям, как выполнение работ коллективом, эффективность принимаемых решений и степень удовлетворенности сотрудников. Для его определения было предложено 4 основных концепции:

  1. Модель Хауса и Митчелла «Путь-цель».
  2. Теория жизненного цикла, разработанная Херси и Бланшером.
  3. Модель лидерства Фидлера.
  4. Модель принятия решений руководителя, разработанная Врумом-Йетоном-Яго.

Теория «Путь-цель» предполагает, что руководитель будет не только управленцем, но и помощником. В случаях появления затруднений у конкретного лица, выполняющего поручения, руководитель станет ему помощником, что поможет достичь определенной цели. Не исключается разработчиками и значимость принимаемых управленцем решений.

Модели ситуационного лидерства также представлены моделью П. Херси и К. Бланшара, которая основана на ситуационной эффективности лидера. В соответствии с теорией лидерства выбор лидерского стиля в значительной мере может определяться через готовность последователей к выполнению задания.

Модель лидерства Фидлера переплетается с теорией «Путь-цель». Основоположник утверждал, что без доверительных отношений в коллективе невозможно наладить выгодное производство. Если руководитель не обладает нужным авторитетом у сотрудников, то после оказанной поддержки в трудный момент ситуация для начальника меняется в лучшую сторону. Здесь срабатывает принцип взаимозависимости.

Теория жизненного цикла разработана с учетом системного лидерского поведения. В его основе лежит указывающий, убеждающий и участвующий стиль.

Указывающий стиль обладает преимуществом при отсутствии желания со стороны исполнителей выполнять поручения

Руководителю важно в таких случаях уметь проявить директорские качества

Специфика стиля убеждения заключается в использовании в случаях умеренно-низкой готовности исполнителей выполнять поручения. Для воздействия в подобных случаях руководитель должен проявлять не только директивность, но и поддержку. Это несомненный плюс убеждений во всех сферах.

При умеренной степени желания у исполнителей выполнять поручения руководителю нужно проявить поддержку, что мотивирует к работе.

За основу модели лидерства, разработанной Врумом и его последователями, взята информация. Лидерские качества управленца проявляются в навыках работы с полученной информацией, в умении найти не только подходящие способы, но и назначить для работы подходящий круг лиц. Это главный признак лидерских качеств управленца.

Для принятия решения им могут применяться следующие стили:

Что такое ситуационный подход

Бизнес является живым явлением. Его ход полностью просчитать невозможно, поскольку на это влияют многие факторы. Своевременно правильно принятое решение способно изменить ход бизнеса в лучшую сторону. Ситуативный подход – это один из многочисленных способов управления в менеджменте.

В основе данного понятия лежит ситуация, влекущая за собой набор определенных обстоятельств. При правильном подходе большинство из них можно направить на увеличение прибыли. Нежелание работать со сложившейся ситуацией может стать причиной банкротства.

Ситуация может иметь как внутренний характер, так и внешний. По этой причине управление ею и выбор решения в большинстве случаев требует комплексного подхода, исходя из складывающейся ситуации. К положительным сторонам системы относится формирование личностных качеств управленца, его умение владеть ситуацией, что способствует развитию нестандартного мышления. Это является достоинством в любой сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

К недостаткам подхода относят отсутствие возможности определить именно те факторы, которые напрямую влияют на успех предприятия.

Ситуационные модели лидерства

Главные положения ситуационной теории обоснованы были эмпирическими исследованиями, что определяет взаимосвязь теории и практики управления в рамках данной концепции менеджмента.

Ф. Фидлером была разработана ситуационная модель лидерства, согласно которой и изменяется ориентация лидерского стиля. По результатам оценки различных ситуационных факторов (степень власти, характер производственных задач, взаимоотношения между руководителем и подчиненными) определяются благоприятные или неблагоприятные ситуации для менеджера, при которых является эффективной ориентация на задачу, и умеренные ситуации, при которых следует сосредоточиться на взаимоотношения (рис.1).

Рис.1. Модель Ф. Фидлера

При этом сам стиль лидерства, присущий менеджеру, предлагается сохранить неизменным. Это является недостатком данной модели, поскольку разные ситуации могут потребовать от руководителя применения разных стилей руководства. Это затрудняет повышение эффективности управления при несоответствии управленческого стиля ситуации.

Модель П. Херси и К. Бланшара наоборот основана на выборе любого из стилей лидерства в зависимости от «зрелости» подчиненных: сочетании их готовности и способности к выполнению заданий, являющихся ключевыми переменными в этой модели. Другие переменные: ориентация на задачу (объем руководства) и качество взаимоотношений «лидер – подчиненный» (ориентация на взаимоотношения) определяет стиль лидерства. При этом, каждый из выделенных стилей лидерства соответствует определенному уровняю «зрелости» (рис. 2).

Рис. 2. Модель ситуационного руководства Херси и Бланшара

В данной модели управления двунаправленное, поскольку действия лидера носят ответный характер на действия подчиненного. Считаем, что недостатком данной модели является сложность ее использования к группе сотрудников с разным уровнем способности и готовности к решению задач, что может потребовать от менеджера одновременного применения разных стиля лидерства.

Еще одна ситуационная модель «путь – цель», разработанная Т. Митчеллом и Р. Хаусом. Согласно данной модели, руководитель побуждает подчиненных к достижению цели организации через воздействие на путь достижения этих целей. Так, руководитель может влиять на подчиненных через:

  • увеличение личной выгоды подчиненных при достижении поставленной цели;
  • устранение помех и ловушек для повышения личной удовлетворенности на пути к выгоде.

При этом, Т. Митчелл и Р. Хаус предлагают к использованию следующие управленческие приемы:

  1. объяснение того, что от подчиненного ожидается;
  2. поддержка, наставничество и устранение помех;
  3. направление подчиненных на достижение конкретной цели;
  4. создание у подчиненных потребности, которые руководитель компетентен и способен удовлетворить;
  5. удовлетворение потребностей подчиненных при достижении поставленной цели.

В своей модели данные ученые рассматривали стиль поддержки, инструментальный стиль, стиль, поощряющий в принятии решений участие подчиненных, а также стиль, ориентированный на достижение
Существуют и иные ситуационные модели лидерства. Рассмотренные модели различаются по основным принципам применения и, соответственно, эффективности. Отметим, что модель П. Херси и К. Бланшара обладает большей гибкостью и возможностью адаптации к различным ситуационным переменным.

Вывод

Таким образом, важнейшим итогом ситуационного подхода в управлении стало то, что в отличие от ранее разработанных теорий, он показал, что лучшего и универсального способа управления нет и не может быть в принципе. Эффективности того или иного стиля руководства – относительная категория и определяется ситуацией управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров, С. Рейтинг-анализ: учеб. пособие / С. Александров, П. Фадеев. — Мн.: Технология, 2007. — 327 с.
  2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. — М.: Юнити, 2000. — 405 с.
  3. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент / В.И. Бовыкин. — М.: 2006. — 321 с.
  4. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. — М.: 2008. — 176 с.
  5. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — М.: Гардарика, 2006. — 321 с.
  6. Виханский, О.С. Российский менеджмент. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту: учеб. пособие для вузов / О.С. Виханский. — М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 2007. — 300 с.
  7. Гапоненко А. Л. Теория управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 336 с.
  8. Герчикова, И.Н. Управление персоналом: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. — М.: «Высшая школа», 2001. — 421 с.
  9. Глущенко, В.В. Менеджмент / В.В. Глущенко — М.: 2007. — 270 с.
  10. Гончаров, В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В.В. Гончаров. — М.: 2008. — 354 с.
  11. Кравченко А. И. История менеджмента : учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. — 6-е изд. — М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2007. — 560 с.
  12. Маршев В. И. История управленческой мысли : учебник / В. И. Маршев — М. : Инфра-М, 2012. — 731 с.
  13. Тебекин А. В. Менеджмент : учебник / А. В. Тебекин — М. : ИНФРА-М, 2014. — 384 с.
  14. Хохлова Т. П. Теория менеджмента : история управленческой мысли : учебник / Т. П. Хохлова. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2013. — 384 с.
  15. Основы менеджмента / М.И. Мескон . — М.: 2005. — 297 с.
  16. О науке / под ред. Л.С. Понтрягина. — М.: Наука, 2003. — 318 с.
  17. Шаш, Н.Н. Обучение персонала. Ситуационный менеджмент / Н.Н. Шаш. — М.: ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007. — 347 с.
  1. Виханский, О.С. Российский менеджмент. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту: учеб. пособие для вузов / О.С. Виханский. — М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 2007. — — C. 195

  2. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — М.: Гардарика, 2006. — C. 250.

  3. Гончаров, В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В.В. Гончаров. — М.: 2008. — C. 76.

  4. Глущенко, В.В. Менеджмент / В.В. Глущенко — М.: 2007. — C. 163.

  5. Герчикова, И.Н. Управление персоналом: учеб. для вузов / И.Н. Герчикова. — М.: «Высшая школа», 2001. — C. 358.

  6. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учеб. пособие / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. — М.: Юнити, 2000. — C. 258.

  7. Шаш, Н.Н. Обучение персонала. Ситуационный менеджмент / Н.Н. Шаш. — М.: ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007. — C. 276.

  8. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент / В.И. Бовыкин. — М.: 2006. — C. 85.

  9. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. — М.: 2008. — C. 187.

  • Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей по законодательству Российской Федерации
  • Фонд социального страхования РФ(Фонд социального страхования РФ как орган социального обеспечения)
  • Технология актуализации кадровой стратегии организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ)
  • Роль мотивации в поведении организации (ПАО «НОВАТЭК»)
  • Офис упра­вления проектами: фун­кции, структура, особ­енности формирования (АО «Калужский турбинный завод»)
  • Требования, предъявляемые к менеджеру проекта (Основные понятия менеджмента и менеджера)
  • Роль мотивации в поведении организации (ПАО «Сбербанк России»)
  • ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТИПЫ МОНИТОРОВ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ (Основные виды современных мониторов)
  • Выбор стиля руководства в организации («Спортмастер»)
  • изучение понятия и признаков государства.
  • Развитие воображения в дошкольном возрасте(детский сад комбинированного вида №14 «Рябинка» г. Клинцы, Брянской области)
  • Особенности семейного воспитания

Процесс управления с позиции ситуационного подхода

Метод ситуационного подхода – это процесс, состоящий из четырех шагов. Его отличие заключается в том, что весь принцип базируется на личности руководителя:

Руководитель обязан быть знаком со всеми средствами профессионального управления, подтвердившими на практике свою эффективность. Речь идет об индивидуальном и групповом поведении, о системном анализе, о методах планирования и контролирования работы организации.
Управляющий обязан уметь предвидеть исход ситуации, как с положительной стороны, так и с отрицательной. При этом исход нужно понимать и на этапах планирования, и во время реализации плана.
Руководитель организации должен уметь объективно смотреть на ситуацию

Важно понимать, что является первостепенным, а что можно назвать второстепенным. Это позволяет внести своевременные коррективы.
Для предупреждения отрицательного исхода дела руководитель обязан уметь увязывать конкретные приемы с ситуациями, которые смогут предупредить появление негативного воздействия.

Заключение

Таким образом, подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Ситуационный подход имеет, прежде всего, прикладной характер: он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Определяющим его фактором выступает ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Ценностью данного подхода является возможность заранее определить, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в зависимости от складывающейся ситуации. Ситуационный подход сопоставляет конкретные приемы, методы и концепции с определенными конкретными ситуациями для наибольшей эффективности достижения целей.

Методологию ситуационного подхода можно рассматривать как четырехшаговый процесс:

— ознакомление менеджера с очевидно эффективными средствами профессионального управления. Для этого требуется знание процесса управления, способность к анализу индивидуального и группового поведения, владение методами системного анализа, планирования и контроля, а также использование количественных методов принятия решений;

— способность предвидения менеджера вероятных последствий от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;

— своевременная и адекватная реакция менеджера на ситуацию, правильное вычленение наиболее важных факторов, прогноз развития ситуации в случае изменения одной или нескольких переменных;

— способность к выбору тех приемов, которые вызовут наименьший отрицательный эффект в возникшей ситуации.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Однако, применяя ситуационный подход в управлении, компания обеспечивает соответствие между внутренней и внешней средой организации только на короткий период времени. Установить же такое соответствие на длительный период можно с помощью стратегического планирования. Использование этих двух методов является современным направлением в развитии менеджмента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные представления об управлении организациями вобрали в себя опыт западной практики. В настоящее время самым продуктивным считается так называемый ситуационный подход, вобравший в себя все положительное из достигнутого менеджментом. Суть его проста — все в организации определяется конкретной ситуацией: методы управления, цели и средства, стиль работы. Ситуационный подход не отвергает ничего, что было сделано ранее, в частности, идеи пирамидального построения организаций, приказные методы управления, жесткое закрепление функций и т.д. Не существует плохих или хороших методов управления, существует лишь соответствие или несоответствие метода конкретной ситуации.

В данной работе были рассмотрены вопросы по практической ценности ситуационного подхода к исследованию, основные принципы ситуационного подхода. Рассмотрены преимущества и трудности использования ситуационного подхода в практике исследования. Работая в современном мире, организация должна постоянно приводить свою структуру в соответствие с требованиями сложной и разнообразной внешней средой. Подсистемы каждой организации формируют структуры, обусловленные определенностью внешних условий, с которыми им приходилось сталкиваться. И отсюда, центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Описаны основные положения ситуационной теории, выявленные такими исследователями, как Дж. Вудворд, Т. Бернс и Дж. Сталкер, П. Лоуренс и Дж. Лорш. Приведены основные модели ситуационного подхода: теория «7 — S», модель ситуационного руководства Фидлера, модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда, модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла, модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона.

Ситуационный подход не оспаривает разработанные ранее принципы управления. Он, однако, утверждает, что оптимальные приемы и способы, которые должен использовать руководитель для успешного достижения целей организации, не могут носить только общего характера и должны значительно варьироваться, они определяются именно ситуацией управления. Содержание управления, а в значительной мере — и искусство руководства им заключаются в умении правильного выбора оптимальных приемов и методов руководства из всего их множества.

Важным итогом ситуационного подхода является и то, что он, в отличие от разработанных ранее теорий, претендовавших на роль универсальных и «единственно верных», показал, что лучшего способа управления нет в принципе. Эффективность любого из них относительна и определяется ситуацией управления. Ситуационный подход в целом следует охарактеризовать как концепцию «управленческой относительности», резко контрастирующую с абсолютизмом многих иных подходов и их претензиями на универсальность. Не случайно, поэтому переход от «универсализма» к «ситуационизму» иногда сравнивают с «переходом от плоскости к трехмерному пространству, от немого черно-белого кино к цветному со стереоскопическим звуком».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: