Введение
Неоспоримо, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, способен активно жить, успешно преодолевать трудности. Здоровье человека напрямую зависит от экологического состояния помещений, ведь именно в помещениях мы проводим около 2/3 своей жизни.
Воздух, в том числе его микрофлора, является одним из основных объектов исследования при подготовке характеристики экологического состояния квартиры или офиса. Атмосферный воздух городов постоянно обогащается разнообразной микрофлорой, поступающей в него из почвы, загрязненных улиц, водоемов. Источником воздушной патогенной флоры служат больные люди и животные. При кашле и чихании они наполняют воздух мельчайшими капельками, в которых находятся бактерии и вирусы. В организм человека за сутки попадает около 1 млрд. микробов. Повышенное микробное число в воздухе помещения указывает на присутствие в нем больного человека. Кроме того, микробиологическое загрязнение воздуха часто не зависит от наличия в помещении больных: наличие протечки, повышенная влажность, низкая освещённость, большое скопление людей создают условия для роста грибов и других микроорганизмов.
Работа по изучению микрофлоры воздуха жилых помещений в объединении «Юный микробиолог» ведётся на протяжении 5 лет.
Цель нашей работы: провести статистическую обработку полученных данных и выявить факторы, влияющие на микробную обсеменённость жилых помещений.
Задачи:
Сравнить КОЕ в м³ воздуха в различных условиях проживания (квартира, общежитие, частный дом)
Сравнить КОЕ в м³ воздуха в квартирах на различных этажах
Сравнить КОЕ в м³ воздуха в комнатах с окнами, выходящими на разные стороны света
Сравнить КОЕ в м³ воздуха в различное время суток
Сравнить КОЕ в м³ воздуха в различное время года
ВВЕДЕНИЕ
Начало микробиологическому анализу воздуха было положено в середине прошлого века великим французским ученым Луи Пастером, который в своих экспериментах доказал наличие микроорганизмов в воздухе. Контакт человека с микроорганизмами в воздухе наблюдается на протяжении всей жизни, и оснований для повышенного внимания данному вопросу предостаточно.
Многочисленные бактериологические анализы воздуха установили нахождение микроорганизмов, как в атмосферном воздухе, так и в воздухе закрытых помещений. Микрофлора обнаруженных организмов очень разнообразна, а воздух является для них естественным путем распространения. Учитывая этот факт, влиянию микроорганизмов мы подвергаемся на улице, дома и на рабочих местах, а взаимосвязь между чистотой воздуха и здоровьем населения очевидна.
Микробиологический анализ воздуха проводят с целью изучения условий воздушной среды и разработки комплекса гигиенических мероприятий, которые направлены на создание оптимальных условий по предупреждению воздушно-капельных инфекций.
цель:
исследование и сравнительная характеристика микрофлоры воздуха в различных помещениях школы.
задачи:
• изучение литературы по данной теме;
• сотрудничество с лабораторией педагогического университета;
• проведение эксперимента;
• анализ результатов
методы:
изучение и анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
гипотeза:
видовой состав и количество колоний микроорганизмов в разных помещениях должно быть различным.
Введение
Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на значительные расстояния. В отличие от воды и почвы, где микробы могут жить и размножаться, в воздухе они только сохраняются некоторое время, а затем гибнут под влиянием ряда неблагоприятных факторов: высыхания, действия солнечной радиации, смены температуры, отсутствия питательных веществ и др. Наиболее устойчивые микроорганизмы могут долго сохраняться в воздухе и обнаруживаться там с большим постоянством. К такой постоянной микрофлоре воздуха относятся споры грибов и бактерий, сарцины и другие пигментообразующие кокки.
Воздух в помещении изначально включает в себя микроорганизмы, содержащиеся в окружающей нас среде. Микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает многочисленность, удивительная жизнеспособность, пластичность, повсеместное распространение. Микроорганизмы способны вступать с организмом человека в самые разные взаимоотношения – от симбиоза до паразитизма. Количество микроорганизмов в воздухе колеблется в значительных пределах и зависит от метеорологических условий, расстояния от поверхности земли, от близости населенных пунктов и т. д. Наибольшее количество микробов содержит воздух промышленных городов, наименьшее – воздух лесов, гор . Много бактерий находится в воздухе помещений, где неизбежно массовое хождение людей (кинотеатры, театры, школы, вокзалы и т. д.), сопровождающееся поднятием в воздух пыли .
Актуальность темы.
Неоспоримо, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, способен активно жить, хорошо учиться, успешно преодолевать трудности. Состояние нашего здоровья зависит от ряда факторов, в том числе и от качества окружающей нас воздушной среды. Где бы ни находились люди – на работе, в школе или дома, при вдыхании чистого воздуха их самочувствие и работоспособность улучшаются
Поэтому важно знать о состоянии воздуха в тех помещениях, где мы находимся большее количество времени. В связи с этим, проблема сохранения чистоты воздуха школьных помещений, в которых мы проводим по 6-7 часов в день, является для нас актуальной
Большую часть дня современные дети проводят в школе. Иногда нам кажется, что в нашей школе все просто помешаны на чистоте. Первое, что слышишь, когда заходишь в школу: “Посмотрите, сколько грязи вы на ногах приносите, а потом будете целый день этой пылью дышать”. “А вы знаете, сколько в этой пыли микробов?” Нет, не знаем, но я могу выяснить, какое количество микробов содержится в воздухе школьных помещений, и какие факторы влияют на это.
Цель работы: выявить количественные изменения микрофлоры воздуха в различных школьных помещениях в течение учебного дня методом осаждения.
Для реализации поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:
1. Изучить различные источники информации по рассматриваемой проблеме, требования к санитарно-гигиеническому состоянию воздуха учебных помещений.
2. Овладеть приемами работы с лабораторным оборудованием, взять пробы воздуха для определения его чистоты.
3. Провести наблюдение за процессом роста бактериальных колоний, выполнить расчеты по результатам эксперимента.
4. Изучить динамику содержания микроорганизмов в воздухе в течение учебного дня.
5. Разработать предложения по улучшению состояния воздушной среды в школе.
Методы исследования:
-теоретический;
-экспериментальный – опыты, наблюдения, сравнения;
-математический – проведение расчетов.
Оборудование: одноразовые пластиковые чашки Петри с плотной питательной средой (МПЖ), термометр, лупа, линейка, фотоаппарат.
Объект исследования: воздушная среда школьных помещений.
Предмет исследования: микрофлора воздушной среды.
Гипотеза: я предполагаю, что воздух школьных помещений в течение дня подвергается загрязнению, в том числе и микробному, причем со временем количество микроорганизмов в воздухе увеличивается.
Список использованных источников информации
1. Аникеев В.В., Лукомская К.А. Руководство к практическим занятиям по микробиологии.- М.: “Просвещение”, 1983.
2. Васильева З.П., Кириллова Г.А., Ласкина А.С. Лабораторные работы по микробиологии. – М.: “Просвещение”, 1979.
3. Гусев М. В., Минеева Л. А.. Микробиология. Третье издание. – М.: Рыбари, 2004
4. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. – М.: “Агропромиздат”, 1985.
5. Кашкин П.Н , Лисин В.В. Практическое руководство по медицинской микологии. – Л.: Медицина, 1983.
6. Лабинская А. С. Микробиология с техникой микробиологических исследований, М, Медицина, 1978.
7. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология, 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.
8. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”
9. Справочник. Санитарная микробиология, Министерство здравоохранения ГМА им. Мечникова И.И., С-П, 1998.
10. http://www.webmedinfo.ru/library/mikrobiologija.php
11. http://ayp.ru/shpargalki/biologiya/1/Page-19.php
12. http://www.ebio.ru/gri06.html
Работу выполнила:
Рудь Софья Григорьевна
ученица 7 класса МБОУ ООШ № 18
Научный руководитель:
Фоменко Елена Владимировна
учитель химии, биологии МБОУ ООШ № 18
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 18
Краснодарский край
Кущёвский район
станица Кисляковская
2014 г.
Презентация: http://static.livescience.ru/mikroby_v_vozduhe/presentation.ppt
Методы очищения воздуха от микробов
Согласно проведенным исследованиям, воздух в квартирах или рабочих зонах в разы грязнее и токсичнее, чем на улице. Это связано с наличием в воздухе, помимо микробов, вирусов, плесени и спор грибков, домашней или промышленной пыли, шерсти домашних животных, табачного дыма, летучих химических соединений (мебель, напольные покрытия, бытовая химия и т.п.) и многого другого.
Для очистки воздуха от бактерий можно применять различные методы, но в первую очередь необходимо избавиться от грязи и пыли – именно с ними микроорганизмы попадают в воздух.
Влажная уборка и пылесос как методы очистки воздуха
Домашняя и производственная пыль на организм человека воздействует как сильный аллерген; при малейшем движении воздух она перемещается с места на место, а вместе с ней и бактерии.
Самый надежный способ избавиться от пыли и содержащихся в ней бактерий – провести влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Причем эту процедуру необходимо проводить регулярно.
Удалить пыль с поверхностей можно пылесосом – они довольно хорошо очищают полы и напольные покрытия. Однако нет гарантии полного удаления слежавшейся пыли, большего уровня чистоты позволяет добиться современный моющий пылесос с НЕРА-фильтрами.
Ковровые покрытия, лежащие в квартирах, следует выносить на улицу и выбивать – это давно известный способ избавиться от накапливающейся пыли.
Проветривание для очищения воздуха
Действенным методом очистки воздуха от пыли и бактерий как в квартирах, так и в рабочих зонах является проветривание помещения. Наиболее эффективно его проводить рано утром и поздно вечером (в домашних условиях – перед сном).
Воздухоочистители
Эти приборы предназначены для очистки воздуха в жилых помещениях и рабочих зонах от примесей, загрязняющих воздух. Применяется метод фильтрации, когда содержащаяся в воздухе пыль, вредные вещества и бактерии остаются на фильтре.
Качество очистки воздуха напрямую зависит от типа используемого фильтра.
Фильтры воздухоочистителя подразделяют:
- механические – удаляют из воздуха лишь крупные по размеру загрязнения;
- угольные – достаточно эффективны, но не могут использоваться для очистки воздуха при высокой влажности;
- НЕРА-фильтры – современные высокоэффективные фильтры; задерживают все примеси, включая бактерии и их споры; как дополнительный плюс – увлажняют воздух в помещении.
Увлажнители
Помимо чистоты, воздух должен обладать определенным уровнем влажности – при сухом воздухе в жилых помещениях и рабочих зонах влага с кожных покровов будет насыщать воздух. Что закономерно привет к пересыханию кожи и слизистых оболочек, образованию микротрещин, что снизит противобактериальную и противовирусную устойчивость организма.
Оптимальным уровнем влажности воздуха в помещении является интервал 35-50%:
- для человека – наиболее комфортная влажность;
- для бактерий – зона угнетения развития.
Для поддержания в рабочих зонах и местах проживания оптимального уровня влажности используют увлажнители.
В зависимости от типа увлажнители бывают:
- ультразвуковые;
- традиционные;
- прямого распыления;
- парогенераторы.
Чтобы решить, какой именно увлажнитель использовать в каждом конкретном случае, следует знать их достоинства и недостатки.
Краткий обзор характеристик увлажнителей
1.Ультразвуковые увлажнители.
Плюсы: экономичные по стоимости и энергозатратам, при работе создают незначительный шум (вентилятор).
Минусы: использование дистиллята; нет автоматического долива воды; угроза развития в емкости микрофлоры ( чаще всего – легионелл) с последующим выбросом ее в воздух, необходимость регулярной дезинфекции емкости; короткий срок службы.
2 .Традиционные – увлажнители холодного испарения.
Плюсы: низкая стоимость, очищает воздух помещения, используется водопроводная вода.
Минусы: работает шумно, требует регулярной чистки и дезинфекции, опасность развития патогенной микрофлоры и попадания ее в воздух помещения, высокий износ.
3. Увлажнители прямого распыления.
Оборудование высокого класса, практически лишенное недостатков. Из минусов можно отметить высокую стоимость и необходимость профессионального монтажа.
4. Увлажнители – генераторы пара.
Плюсы: средняя стоимость, дезинфекция воды кипячением.
Минусы: очень энергоемки, большие габариты, шумные в работе, требуют частого обслуживания, прямой выход пара является потенциальной опасностью.
Увлажнители любого типа решают задачу очистки воздуха от пыли и бактерий в рабочей зоне или жилом помещении, следует только определить, сколько и какие именно увлажнители являются оптимальными в конкретном случае.
ГЛАВА I. СОСТАВ МИКРОФЛОРЫ
Микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает беспрецедентная многочисленность, удивительная жизнеспособность, пластичность, повсеместность распространения, обширность сфер взаимодействия с абиогенными и биогенными компонентами. Микроорганизмы способны вступать с организмом человека в самые разные взаимоотношения – от симбиоза до паразитизма.
Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, и переменную, представители которой, попадая в воздух из свойственных им мест обитания, недолго сохраняют жизнеспособность. Постоянно в воздухе обнаруживаются пигментообразующие кокки, палочки, дрожжи, грибы, актиномицеты, спороносные бациллы и клостридии и др., т. е. микроорганизмы, устойчивые к свету, высыханию. В воздухе крупных городов количество микроорганизмов больше, чем в сельской местности. Над лесами, морями воздух содержит мало микробов (в 1 м3 — единицы микробных клеток). Дождь и снег способствуют очищению воздуха от микробов.
В воздухе закрытых помещений микробов значительно больше, чем в открытых воздушных бассейнах, особенно зимой, при недостаточном проветривании. Состав микрофлоры и количество микроорганизмов, обнаруживаемых в 1 м3 воздуха (микробное число воздуха), зависят от санитарногигиенического режима, числа находящихся в помещении людей, состояния их здоровья и других условий.
В воздух могут попадать и патогенные микроорганизмы от животных, людей (больных и носителей).
Пылевые частицы служат благоприятной средой для жизнедеятельности различных микроорганизмов. В воздухе учеными обнаружено 383 вида бактерий и 28 родов микроскопических грибов. Источниками загрязнения воздуха являются почва, вода, растения, животные, человек и продукты жизнедеятельности живых организмов. Попадая в благоприятную среду, бактерии, микроскопические грибы интенсивно размножаются, образуя видимые невооруженным глазом скопления — колонии. Процесс роста колоний микроорганизмов называется инкубацией.
Известно, что на площади 100 см2 в благоприятной среде в течение 5 мин осаждается примерно столько бактерий и спор, сколько находится в 1 дм3 (0,01 м3 воздуха).
2.3. Микроскопическое исследование микроорганизмов из наиболее интересных колоний, выросших в чашках Петри.
Для исследования мы использовали метод окраски бактерий по Граму. Способ окраски по Граму является необходимым диагностическим методом в микробиологической практике. Сущность дифференцированной окраски по Граму состоит в том, что краски трифенилметанового ряда, например, генциановый фиолетовый и йод, образуют в клетках некоторых бактерий окрашенные соединения, которые не обесцвечиваются при последующей обработке препарата спиртом и сохраняют сине-фиолетовую окраску (грамположительные). Другие бактерии не обладают свойством удерживать краску и при обработке спиртом обесцвечиваются (грамотрицательные). Это настолько универсальный способ сложной окраски, что все бактерии по этому показателю делят на две группы: красящиеся по Граму — грамположительные (грампозитивные)—и не красящиеся — грамотрицательные (грамнегативные). Отношение к окраске по Граму служит одним из основных признаков бактерий в их характеристике.
Приготовили фиксированные и окрашенные препараты и рассмотрели их с иммерсионным объективом. Для этого на каждом предметном стекле поочередно приготовили и зафиксировали мазок исследуемого микроорганизма. Мы выбрали наиболее интересные по внешнему виду колонии:
№1 – колония желтого цвета
№2 – колония белая с красной точкой
№3 – коричневая колония.
Микробиологической петлей взяли часть колонии бактерий, поместили на предметное стекло, добавили каплю воды и перемешали. Высушили. Нанесли раствор краски генцианового фиолетового, высушили. Готовый препарат исследовали под микроскопом с иммерсионной системой. Грамположительные бактерии окрашиваются в сине-фиолетовый цвет, а грамотрицательные — в розовый. Все исследуемые бактерии были грамположительными.
Определили, к какой группе относятся обнаруженные микроорганизмы:
№1, №2 – кокки,
№3 – палочки.
2.1. Подготовка питательной среды.
Готовые Чашки Петри со стерильной питательной средой нам предоставили на кафедре естественных наук Педагогического Университета. Способ, которым была приготовлена питательная среда: Препарат в количестве, указанном на этикетке для приготовления конкретной серии питательной среды, размешивают в 1 л дистиллированной воды, кипятят 2 мин до полного расплавления агара, фильтруют через ватномарлевый фильтр, разливают в стерильные флаконы по ГОСТ 10782-85 и стерилизуют автоклавированием при температуре 121 °С в течение 15 мин. Среду охлаждают до температуры 45-50 °С, разливают по (20±5) мл в стерильные чашки Петри и после застывания подсушивают в термостате при температуре (33±2) °С в течение (40±5) мин.
Роль зеленых насаждений
Чем чище воздух в местах общественного и личного пользования, тем меньше он содержит различных бактерий, в том числе и патогенных.
Значение зеленых насаждений при очистке воздуха невозможно переоценить – растения осаждают пыль, а выделяемые ими фитонциды убивают микробов.
Растения в квартире
Комнатные растения в жилых и рабочих зонах выполняют функцию биологического фильтра – поглощают вредные вещества из воздуха, собирают пыль на листьях, увлажняют воздух, выделяют кислород и фитонциды, убивающие патогенные бактерии.
Распространенные растения-антисептики для домашней очистки воздуха:
- герань;
- алое;
- бегония;
- мирт;
- розмарин.
Средний радиус антибактериального воздействия растения составляет около 3 м, кроме этого, растения дезодорируют воздух и обладают тонизирующим эффектом.
Уличные растения очищают воздух
Деревья и кустарники под открытым небом постоянно проводят очистку воздушного пространства как от механических примесей и токсинов, так и от болезнетворных микроорганизмов. Растения выделяют летучие фитонциды, убивающие бактерии.
В большом количестве фитонциды выделяют хвойные растения – в сосновом бору микроорганизмов в 2 раза меньше, чем в равноценном по площади лиственном лесу.
Фитонциды растений угнетающе действуют на патогенные для человека бактерии, присутствующие в воздушной среде, – биологически активные вещества сосны убивают палочку Коха (возбудитель туберкулеза), а фитонциды дуба, пихты и тополя губительны для возбудителя дифтерии.
Растения в природе являются естественными фильтрами, очищающими воздушное пространство от примесей и бактерий.
Различие бактериального состава воздуха
Закономерно, что воздух в различных местах имеет свои особенности, зависящие от многих факторов. Если это закрытое помещение, то большое значение на уровень обсемененности пространства бактериями оказывают следующие факторы:
- специфика использования помещения – это может быть спальня, рабочая зона, фармлаборатория и т.д.;
- проведение проветриваний;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении;
- плановое проведение мероприятий по очистке воздуха помещения от бактерий.
Бактериальная обсемененность в местах, связанных с длительным пребыванием больших масс людей, таких как вокзалы, станции и вагоны метро, больницы, детские сады и т.д., характеризуется наиболее высокими показателями.
Как оценка уровня количества и состава бактерий используются санитарно-гигиенические нормы, применимые для любых закрытых помещений:
- квартир;
- рабочих зон;
- медицинских стационаров;
- любых мест общественного пользования.
Для воздуха в закрытых помещениях санитарно-показательными микроорганизмами принято считать зеленящие стрептококки и стафилококки, а наличие в пробе гемолитических стрептококков указывает на угрозу возникновения эпидемии.
Количественный и качественный бактериологический состав воздушных масс как под открытым небом, так и в закрытых помещениях (квартирах, рабочих зонах и др.) не является статической величиной, а изменяется в зависимости от времени года, с минимальными значениями зимой и максимальными показателями летом.
Чистоту воздуха оценивают согласно СанПин 2.1.3.1375-03 по определяемому в объеме воздуха количеству микроорганизмов, чаще всего проба привязывается к 1 м3 исследуемого воздуха.
Какие бактерии могут быть в воздухе
Так как в воздушном пространстве бактерии не живут, а лишь переносятся потоками ветра, говорить о каких-то типичных представителях бактерий не приходится.
В воздухе могут оказаться самые различные виды бактерий, которые по-разному реагируют на пребывание в такой неблагоприятной для них среде:
- не выдерживают обезвоживания и быстро погибают;
- переходят в фазу спор и месяцами пережидают критические для жизнедеятельности условия.
Для человека существенным является наличие в воздухе патогенных микроорганизмов, среди которых:
- чумная палочка (возбудитель бубонной и септической чумы, чумной пневмонии);
- бактерии Борде-Жангу (возбудитель коклюша);
- палочка Коха (возбудитель туберкулеза);
- холерный вибрион (возбудитель холеры).
Почти все из перечисленных бактерий, попадая в воздушную среду, достаточно быстро погибают, однако есть и такие, как палочка Коха (туберкулез), кислотоустойчивая спорообразующая бактерия, которая даже в сухой пыли остается жизнеспособной до 3 месяцев.
Наличие в воздушной среде возбудителей инфекционных заболеваний увеличивает риск заражения отдельного человека, а также возникновения эпидемии, когда заражению подвергается значительная группа людей.
Результаты исследования
Фактор № 1. Условия проживания
Условия проживания |
Количество помещений (N) |
Среднее арифметическое (М) |
Ошибка средней арифметической (м) |
Общежитие |
8 |
3995 КОЕ/м³ |
1557 КОЕ/м³ |
Частный дом |
8 |
5668 КОЕ/м³ |
2535 КОЕ/м³ |
Квартира |
26 |
1727 КОЕ/м³ |
463 КОЕ/м³ |
Рисунок 1. Бактериальная обсеменённость воздуха в различных условиях проживания
В частных домах КОЕ в м³ воздуха больше, чем в квартирах и комнатах общежития. Это можно объяснить тем, что помещения частного дома ближе расположены к почве, источнику микрофлоры воздуха. В частных домах обычно больше домашних животных и они не ограничены в доступе на улицу. Кроме того в частных домах часто нет горячей воды и возможно влажная уборка проводится хуже, чем в квартирах. Различия между микробной обсеменённостью квартир и общежитий можно объяснить тем, что в общежитиях как правило, в одной комнате проживает несколько человек.
Фактор № 2. Этажность
Этажность |
Количество квартир (N) |
Среднее арифметическое (М) |
Ошибка средней арифметической (м) |
Нижние этажи (1-3) |
22 |
4901 КОЕ/м³ |
578 КОЕ/м³ |
Средние этажи (4-6) |
16 |
2120 КОЕ/м³ |
586 КОЕ/м³ |
Верхние этажи (7-10) |
7 |
1585 КОЕ/м³ |
898 КОЕ/м³ |
Рисунок 2. Бактериальная обсеменённость воздуха на разных этажах
Количество бактерий в м куб воздуха на нижних этажах больше. Чем ниже этаж, тем больше КОЕ воздуха в помещении. Это объясняется тем, что по мере удаления от источника микрофлоры (почвы, водоёмов), уменьшается количество микроорганизмов. В нижних слоях атмосферы количество бактерий больше, чем в верхних.
Фактор № 3. Естественное освещение
Куда выходят окна |
Количество квартир (N) |
Среднее арифметическое (М) |
Ошибка средней арифметической (м) |
Север |
17 |
4874 КОЕ/м³ |
1702 КОЕ/м³ |
Юг |
9 |
1353 КОЕ/м³ |
574 КОЕ/м³ |
Запад |
8 |
2815 КОЕ/м³ |
1204 КОЕ/м³ |
Восток |
12 |
2780 КОЕ/м³ |
1717 КОЕ/м³ |
Рисунок 3. Бактериальная обсеменённость воздуха в комнатах с разной естественной освещенностью
В квартирах с окнами, выходящими на юг, бактерий в 1 м³ воздуха меньше всего. Свет губителен для микроорганизмов! На востоке и западе примерно одинаковое количество бактерий. На севере КОЕ больше всего, т. к. меньше света.
Фактор № 4. Время года
Время года |
Количество проб (N) |
Среднее арифметическое (М) |
Ошибка средней арифметической (м) |
осень |
4 |
2840 КОЕ/м³ |
1768 КОЕ/м³ |
зима |
27 |
2728 КОЕ/м³ |
538 КОЕ/м³ |
весна |
16 |
3542 КОЕ/м³ |
1948 КОЕ/м³ |
КОЕ воздуха помещений в разное время года мало отличается.
Рисунок 4. Бактериальная обсеменённость воздуха в разное время года
Фактор № 5. Время суток
Время суток |
Количество проб (N) |
Среднее арифметическое (М) |
Ошибка средней арифметической (м) |
08:00–12:00 |
15 |
4142 КОЕ/м³ |
1847 КОЕ/м³ |
12:00–19:00 |
12 |
2898 КОЕ/м³ |
842 КОЕ/м³ |
19:00–23:00 |
20 |
3533 КОЕ/м³ |
94 КОЕ/м³ |
Бактериальная обсеменённость воздуха выше в утренние часы, днём снижается. Это объясняется тем, что днём большинство проживающих отсутствует дома, а также тем, что естественный свет губителен для большинства микроорганизмов.
Выводы по работе
Результаты проведенного исследования в целом подтверждают мою гипотезу.
1. Наименьшее количество микроорганизмов было выявлено в пробах воздуха первого опыта (утром).
2. Уровень микробной загрязненности в помещениях Кисляковской МБОУ ООШ №18, кроме гардероба, не превышает норматива.
3. Воздух закрытых помещений действительно содержит бактерии, количество которых возрастает в течение дня под воздействием различных факторов.
4. При нахождении большого количества людей в помещении количество микроорганизмов в воздухе возрастает.
5. Влажная уборка и проветривание помещения способствуют снижению пыли и количества бактерий в воздухе.
Рекомендации:
1. Обязать дежурных на большой перемене открывать форточки.
2. Чаще проводить уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.
3. Одежду должен выдавать работник гардероба через окно или дверь.
4. При входе в школу разложить коврики, снимающие механическую грязь с обуви.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С самого рождения мы живем в окружении микроорганизмов. Споры плесени, бактерии, вирусы… Мы знаем, что многие их виды опасны и даже смертельны для живых существ. Почему же в большинстве случаев они не причиняют нам абсолютно никакого вреда? Микробы – древнейшие обитатели планеты, и эволюция позаботилась о том, чтобы люди, как биологический вид появившиеся на Земле значительно позднее, научились жить в содружестве, или, как говорят биологи, в симбиозе с этими крохотными существами. Микрофлора организма – целый мир, особая экосистема, живущая по своим правилам и законам. Здесь можно встретить сотни видов бактерий, общая численность которых достигает триллионов.
В своем исследовании я могу сделать вывод, что наибольшее количество микроорганизмов находится в воздухе помещений кабинета 327 и столовой, наименьшее – в кабинетах 329 и 326, и ни излучение компьютера, ни рост цветов не влияют на содержание микроорганизмов в воздухе. Всего выросла 21 колония микроорганизмов. Из них 17 колоний бактерий и 4 грибы. Большинство из них кокки. Эти показатели говорят о достаточно чистом воздухе в помещениях. Но все же, я рекомендую регулярное проветривание кабинетов, чистку вентиляций, и хорошо, если в окна часто заглядывает солнце, ведь наибольшей бактерицидностью для микроорганизмов отличаются прямые солнечные лучи.
Руководитель:
Бровкина Наталья Владимировна,
учитель биологии I квалификационной категории
г. Усть-Илимск
МОУ “Средняя общеобразовательная школа №2”
Текст работы: http://static.livescience.ru/microflora/microflora.pdf
ВЫВОД
Всего выросла 21 колония микроорганизмов. Из них 17 колоний бактерий и 4 грибы. Диаметр колоний колеблется от 3мм до 25 мм. Форма колоний чаще всего круглая, встречается сложная и круглая с фестончатым краем. Профиль 4-х колоний – каплевидный, 4-х – бугристый, 5 – выпуклый, 3-х – плоский. Край тринадцати колоний бактерий гладкий, четырех колоний волнистый. 76% колоний имеют однородную структуру, 6% (одна колония) – крупнозернистую, остальные – неоднородную структуру (см. приложение).
Подсчитывали число колоний в чашках Петри и рассчитывали количество микробов в 1 м3 воздуха. При этом учитывали следующее: по приблизительным подсчетам (Омелянский) на площади в 100 см2 в течение 5 мин оседает столько микроорганизмов и спор, сколько их содержится в 10 л воздуха. Вычислив площадь дна чашки Петри; зная количество колоний, выросших за 7 дней, подсчитали число микробов в 1 м3 воздуха.
В чашке диаметром 10 см выросло 1 колония бактерий (каб. 326).
1. Определили площадь дна (S, м2 чашки), в которой находилась питательная среда по формуле:
S = πd2/4, где π = 3,14; d — диаметр чашки, т. е.
3,14×100: 4 = 78,5 см2
2. Подсчет количества единиц бактерий на 100 см3 (0,01 м3) воздуха:
78,5 см3: 1 = 100 см3: х;
х = 1,3 единицы на см3.
Таким образом, в 0,01 м3 воздуха содержится 1,3 микроорганизмов, в 1 м3 их будет в 100 раз больше — 130 (каб. 326)
78,5 см3: 3 = 100 см3: х;
х = 3,8 единиц на см3.
Таким образом, в 0,01 м3 воздуха содержится 3,8 микроорганизмов, в 1 м3 их будет в 100 раз больше — 380 (каб. 327)
78,5 см3: 2 = 100 см3: х;
х = 2,6 единицы на см3 =260 в 1 м3 (каб. 329 до уроков)
78,5 см3: 1 = 100 см3: х;
х = 1,3 единицы на см3 =130 в 1 м3 (каб. 329 после уроков)
78,5 см3: 3 = 100 см3: х;
х = 3,8 единиц на см3 =380 в 1 м3 (столовая)
78,5 см3: 2 = 100 см3: х;
х = 2,6 единиц на см3 =260 в 1 м3 (подвал)
Вывод: наибольшее количество микроорганизмов находится в воздухе помещений кабинета 327 и столовой, наименьшее – в кабинетах 329 и 326. В кабинете 329 есть компьютер и много цветов, в кабинете 326 – нет ни компьютера, ни цветов. В столовой, естественно, нет компьютера, но есть цветы, в кабинете 327 – наоборот (есть компьютер, нет цветов). Можно сделать вывод, что ни излучение компьютера, ни рост цветов не влияют на содержание микроорганизмов в воздухе.