Исследование микрофлоры воздуха школьных помещений

Микрофлора воздуха жилых помещений

Введение

Неоспоримо, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, способен активно жить, успешно преодолевать трудности. Здоровье человека напрямую зависит от экологического состояния помещений, ведь именно в помещениях мы проводим около 2/3 своей жизни.

Воздух, в том числе его микрофлора, является одним из основных объектов исследования при подготовке характеристики экологического состояния квартиры или офиса. Атмосферный воздух городов постоянно обогащается разнообразной микрофлорой, поступающей в него из почвы, загрязненных улиц, водоемов. Источником воздушной патогенной флоры служат больные люди и животные. При кашле и чихании они наполняют воздух мельчайшими капельками, в которых находятся бактерии и вирусы. В организм человека за сутки попадает около 1 млрд. микробов. Повышенное микробное число в воздухе помещения указывает на присутствие в нем больного человека. Кроме того, микробиологическое загрязнение воздуха часто не зависит от наличия в помещении больных: наличие протечки, повышенная влажность, низкая освещённость, большое скопление людей создают условия для роста грибов и других микроорганизмов.

Работа по изучению микрофлоры воздуха жилых помещений в объединении «Юный микробиолог» ведётся на протяжении 5 лет.

Цель нашей работы: провести статистическую обработку полученных данных и выявить факторы, влияющие на микробную обсеменённость жилых помещений.

Задачи:

        Сравнить КОЕ в м³ воздуха в различных условиях проживания (квартира, общежитие, частный дом)

        Сравнить КОЕ в м³ воздуха в квартирах на различных этажах

        Сравнить КОЕ в м³ воздуха в комнатах с окнами, выходящими на разные стороны света

        Сравнить КОЕ в м³ воздуха в различное время суток

        Сравнить КОЕ в м³ воздуха в различное время года

ВВЕДЕНИЕ

Начало микробиологическому анализу воздуха было положено в середине прошлого века великим французским ученым Луи Пастером, который в своих экспериментах доказал наличие микроорганизмов в воздухе. Контакт человека с микроорганизмами в воздухе наблюдается на протяжении всей жизни, и оснований для повышенного внимания данному вопросу предостаточно.
Многочисленные бактериологические анализы воздуха установили нахождение микроорганизмов, как в атмосферном воздухе, так и в воздухе закрытых помещений. Микрофлора обнаруженных организмов очень разнообразна, а воздух является для них естественным путем распространения. Учитывая этот факт, влиянию микроорганизмов мы подвергаемся на улице, дома и на рабочих местах, а взаимосвязь между чистотой воздуха и здоровьем населения очевидна.
Микробиологический анализ воздуха проводят с целью изучения условий воздушной среды и разработки комплекса гигиенических мероприятий, которые направлены на создание оптимальных условий по предупреждению воздушно-капельных инфекций.

цель:

исследование и сравнительная характеристика микрофлоры воздуха в различных помещениях школы.

задачи:
• изучение литературы по данной теме;
• сотрудничество с лабораторией педагогического университета;
• проведение эксперимента;
• анализ результатов

методы:

изучение и анализ литературы, наблюдение, эксперимент.

гипотeза:

видовой состав и количество колоний микроорганизмов в разных помещениях должно быть различным.

Введение

Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на значительные расстояния. В отличие от воды и почвы, где микробы могут жить и размножаться, в воздухе они только сохраняются некоторое время, а затем гибнут под влиянием ряда неблагоприятных факторов: высыхания, действия солнечной радиации, смены температуры, отсутствия питательных веществ и др. Наиболее устойчивые микроорганизмы могут долго сохраняться в воздухе и обнаруживаться там с большим постоянством. К такой постоянной микрофлоре воздуха относятся споры грибов и бактерий, сарцины и другие пигментообразующие кокки.

Воздух в помещении изначально включает в себя микроорганизмы, содержащиеся в окружающей нас среде. Микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает многочисленность, удивительная жизнеспособность, пластичность, повсеместное распространение. Микроорганизмы способны вступать с организмом человека в самые разные взаимоотношения – от симбиоза до паразитизма. Количество микроорганизмов в воздухе колеблется в значительных пределах и зависит от метеорологических условий, расстояния от поверхности земли, от близости населенных пунктов и т. д. Наибольшее количество микробов содержит воздух промышленных городов, наименьшее – воздух лесов, гор . Много бактерий находится в воздухе помещений, где неизбежно массовое хождение людей (кинотеатры, театры, школы, вокзалы и т. д.), сопровождающееся поднятием в воздух пыли .

Актуальность темы.

Неоспоримо, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, способен активно жить, хорошо учиться, успешно преодолевать трудности. Состояние нашего здоровья зависит от ряда факторов, в том числе и от качества окружающей нас воздушной среды. Где бы ни находились люди – на работе, в школе или дома, при вдыхании чистого воздуха их самочувствие и работоспособность улучшаются

Поэтому важно знать о состоянии воздуха в тех помещениях, где мы находимся большее количество времени. В связи с этим, проблема сохранения чистоты воздуха школьных помещений, в которых мы проводим по 6-7 часов в день, является для нас актуальной

Большую часть дня современные дети проводят в школе. Иногда нам кажется, что в нашей школе все просто помешаны на чистоте. Первое, что слышишь, когда заходишь в школу: “Посмотрите, сколько грязи вы на ногах приносите, а потом будете целый день этой пылью дышать”. “А вы знаете, сколько в этой пыли микробов?” Нет, не знаем, но я могу выяснить, какое количество микробов содержится в воздухе школьных помещений, и какие факторы влияют на это.

Цель работы: выявить количественные изменения микрофлоры воздуха в различных школьных помещениях в течение учебного дня методом осаждения.

Для реализации поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:

1. Изучить различные источники информации по рассматриваемой проблеме, требования к санитарно-гигиеническому состоянию воздуха учебных помещений.
2. Овладеть приемами работы с лабораторным оборудованием, взять пробы воздуха для определения его чистоты.
3. Провести наблюдение за процессом роста бактериальных колоний, выполнить расчеты по результатам эксперимента.
4. Изучить динамику содержания микроорганизмов в воздухе в течение учебного дня.
5. Разработать предложения по улучшению состояния воздушной среды в школе.

Методы исследования:

-теоретический;
-экспериментальный – опыты, наблюдения, сравнения;
-математический – проведение расчетов.

Оборудование: одноразовые пластиковые чашки Петри с плотной питательной средой (МПЖ), термометр, лупа, линейка, фотоаппарат.

Объект исследования: воздушная среда школьных помещений.

Предмет исследования: микрофлора воздушной среды.

Гипотеза: я предполагаю, что воздух школьных помещений в течение дня подвергается загрязнению, в том числе и микробному, причем со временем количество микроорганизмов в воздухе увеличивается.

Список использованных источников информации

1. Аникеев В.В., Лукомская К.А. Руководство к практическим занятиям по микробиологии.- М.: “Просвещение”, 1983.
2. Васильева З.П., Кириллова Г.А., Ласкина А.С. Лабораторные работы по микробиологии. – М.: “Просвещение”, 1979.
3. Гусев М. В., Минеева Л. А.. Микробиология. Третье издание. – М.: Рыбари, 2004
4. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. – М.: “Агропромиздат”, 1985.
5. Кашкин П.Н , Лисин В.В. Практическое руководство по медицинской микологии. – Л.: Медицина, 1983.
6. Лабинская А. С. Микробиология с техникой микробиологических исследований, М, Медицина, 1978.
7. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология, 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.
8. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”
9. Справочник. Санитарная микробиология, Министерство здравоохранения ГМА им. Мечникова И.И., С-П, 1998.
10. http://www.webmedinfo.ru/library/mikrobiologija.php
11. http://ayp.ru/shpargalki/biologiya/1/Page-19.php
12. http://www.ebio.ru/gri06.html

Работу выполнила:
Рудь Софья Григорьевна
ученица 7 класса МБОУ ООШ № 18

Научный руководитель:
Фоменко Елена Владимировна
учитель химии, биологии МБОУ ООШ № 18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 18

Краснодарский край
Кущёвский район
станица Кисляковская
2014 г.

Презентация: http://static.livescience.ru/mikroby_v_vozduhe/presentation.ppt

Методы очищения воздуха от микробов

Согласно проведенным исследованиям, воздух в квартирах или рабочих зонах в разы грязнее и токсичнее, чем на улице. Это связано с наличием в воздухе, помимо микробов, вирусов, плесени и спор грибков, домашней или промышленной пыли, шерсти домашних животных, табачного дыма, летучих химических соединений (мебель, напольные покрытия, бытовая химия и т.п.) и многого другого.

Для очистки воздуха от бактерий можно применять различные методы, но в первую очередь необходимо избавиться от грязи и пыли – именно с ними микроорганизмы попадают в воздух.

Влажная уборка и пылесос как методы очистки воздуха

Домашняя и производственная пыль на организм человека воздействует как сильный аллерген; при малейшем движении воздух она перемещается с места на место, а вместе с ней и бактерии.

Самый надежный способ избавиться от пыли и содержащихся в ней бактерий – провести влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Причем эту процедуру необходимо проводить регулярно.

Удалить пыль с поверхностей можно пылесосом – они довольно хорошо очищают полы и напольные покрытия. Однако нет гарантии полного удаления слежавшейся пыли, большего уровня чистоты позволяет добиться современный моющий пылесос с НЕРА-фильтрами.

Ковровые покрытия, лежащие в квартирах, следует выносить на улицу и выбивать – это давно известный способ избавиться от накапливающейся пыли.

Проветривание для очищения воздуха

Действенным методом очистки воздуха от пыли и бактерий как в квартирах, так и в рабочих зонах является проветривание помещения. Наиболее эффективно его проводить рано утром и поздно вечером (в домашних условиях – перед сном).

Воздухоочистители

Эти приборы предназначены для очистки воздуха в жилых помещениях и рабочих зонах от примесей, загрязняющих воздух. Применяется метод фильтрации, когда содержащаяся в воздухе пыль, вредные вещества и бактерии остаются на фильтре.

Качество очистки воздуха напрямую зависит от типа используемого фильтра.

Фильтры воздухоочистителя подразделяют:

  • механические – удаляют из воздуха лишь крупные по размеру загрязнения;
  • угольные – достаточно эффективны, но не могут использоваться для очистки воздуха при высокой влажности;
  • НЕРА-фильтры – современные высокоэффективные фильтры; задерживают все примеси, включая бактерии и их споры; как дополнительный плюс – увлажняют воздух в помещении.

Увлажнители

Помимо чистоты, воздух должен обладать определенным уровнем влажности – при сухом воздухе в жилых помещениях и рабочих зонах влага с кожных покровов будет насыщать воздух. Что закономерно привет к пересыханию кожи и слизистых оболочек, образованию микротрещин, что снизит противобактериальную и противовирусную устойчивость организма.

Оптимальным уровнем влажности воздуха в помещении является интервал 35-50%:

  • для человека – наиболее комфортная влажность;
  • для бактерий – зона угнетения развития.

Для поддержания в рабочих зонах и местах проживания оптимального уровня влажности используют увлажнители.

В зависимости от типа увлажнители бывают:

  • ультразвуковые;
  • традиционные;
  • прямого распыления;
  • парогенераторы.

Чтобы решить, какой именно увлажнитель использовать в каждом конкретном случае, следует знать их достоинства и недостатки.

Краткий обзор характеристик увлажнителей

1.Ультразвуковые увлажнители.

Плюсы: экономичные по стоимости и энергозатратам, при работе создают незначительный шум (вентилятор).

Минусы: использование дистиллята; нет автоматического долива воды; угроза развития в емкости микрофлоры ( чаще всего – легионелл) с последующим выбросом ее в воздух, необходимость регулярной дезинфекции емкости; короткий срок службы.

2 .Традиционные – увлажнители холодного испарения.

Плюсы: низкая стоимость, очищает воздух помещения, используется водопроводная вода.

Минусы: работает шумно, требует регулярной чистки и дезинфекции, опасность развития патогенной микрофлоры и попадания ее в воздух помещения, высокий износ.

3. Увлажнители прямого распыления.

Оборудование высокого класса, практически лишенное недостатков. Из минусов можно отметить высокую стоимость и необходимость профессионального монтажа.

4. Увлажнители – генераторы пара.

Плюсы: средняя стоимость, дезинфекция воды кипячением.

Минусы: очень энергоемки, большие габариты, шумные в работе, требуют частого обслуживания, прямой выход пара является потенциальной опасностью.

Увлажнители любого типа решают задачу очистки воздуха от пыли и бактерий в рабочей зоне или жилом помещении, следует только определить, сколько и какие именно увлажнители являются оптимальными в конкретном случае.

ГЛАВА I. СОСТАВ МИКРОФЛОРЫ

Микроорганизмы представляют собой своеобразную форму организации живой материи. Их отличает беспрецедентная многочисленность, удивительная жизнеспособность, пластичность, повсеместность распространения, обширность сфер взаимодействия с абиогенными и биогенными компонентами. Микроорганизмы способны вступать с организмом человека в самые разные взаимоотношения – от симбиоза до паразитизма.
Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, и переменную, представители которой, попадая в воздух из свойственных им мест обитания, недолго сохраняют жизнеспособность. Постоянно в воздухе обнаруживаются пигментообразующие кокки, палочки, дрожжи, грибы, актиномицеты, спороносные бациллы и клостридии и др., т. е. микроорганизмы, устойчивые к свету, высыханию. В воздухе крупных городов количество микроорганизмов больше, чем в сельской местности. Над лесами, морями воздух содержит мало микробов (в 1 м3 — единицы микробных клеток). Дождь и снег способствуют очищению воздуха от микробов.
В воздухе закрытых помещений микробов значительно больше, чем в открытых воздушных бассейнах, особенно зимой, при недостаточном проветривании. Состав микрофлоры и количество микроорганизмов, обнаруживаемых в 1 м3 воздуха (микробное число воздуха), зависят от санитарногигиенического режима, числа находящихся в помещении людей, состояния их здоровья и других условий.
В воздух могут попадать и патогенные микроорганизмы от животных, людей (больных и носителей).
Пылевые частицы служат благоприятной средой для жизнедеятельности различных микроорганизмов. В воздухе учеными обнаружено 383 вида бактерий и 28 родов микроскопических грибов. Источниками загрязнения воздуха являются почва, вода, растения, животные, человек и продукты жизнедеятельности живых организмов. Попадая в благоприятную среду, бактерии, микроскопические грибы интенсивно размножаются, образуя видимые невооруженным глазом скопления — колонии. Процесс роста колоний микроорганизмов называется инкубацией.
Известно, что на площади 100 см2 в благоприятной среде в течение 5 мин осаждается примерно столько бактерий и спор, сколько находится в 1 дм3 (0,01 м3 воздуха).

2.3. Микроскопическое исследование микроорганизмов из наиболее интересных колоний, выросших в чашках Петри.

Для исследования мы использовали метод окраски бактерий по Граму. Способ окраски по Граму является необходимым диагностическим методом в микробиологической практике. Сущность дифференцированной окраски по Граму состоит в том, что краски трифенилметанового ряда, например, генциановый фиолетовый и йод, образуют в клетках некоторых бактерий окрашенные соединения, которые не обесцвечиваются при последующей обработке препарата спиртом и сохраняют сине-фиолетовую окраску (грамположительные). Другие бактерии не обладают свойством удерживать краску и при обработке спиртом обесцвечиваются (грамотрицательные). Это настолько универсальный способ сложной окраски, что все бактерии по этому показателю делят на две группы: красящиеся по Граму — грамположительные (грампозитивные)—и не красящиеся — грамотрицательные (грамнегативные). Отношение к окраске по Граму служит одним из основных признаков бактерий в их характеристике.
Приготовили фиксированные и окрашенные препараты и рассмотрели их с иммерсионным объективом. Для этого на каждом предметном стекле поочередно приготовили и зафиксировали мазок исследуемого микроорганизма. Мы выбрали наиболее интересные по внешнему виду колонии:

№1 – колония желтого цвета
№2 – колония белая с красной точкой
№3 – коричневая колония.

Микробиологической петлей взяли часть колонии бактерий, поместили на предметное стекло, добавили каплю воды и перемешали. Высушили. Нанесли раствор краски генцианового фиолетового, высушили. Готовый препарат исследовали под микроскопом с иммерсионной системой. Грамположительные бактерии окрашиваются в сине-фиолетовый цвет, а грамотрицательные — в розовый. Все исследуемые бактерии были грамположительными.

Определили, к какой группе относятся обнаруженные микроорганизмы:

№1, №2 – кокки,
№3 – палочки.

2.1. Подготовка питательной среды.

Готовые Чашки Петри со стерильной питательной средой нам предоставили на кафедре естественных наук Педагогического Университета. Способ, которым была приготовлена питательная среда: Препарат в количестве, указанном на этикетке для приготовления конкретной серии питательной среды, размешивают в 1 л дистиллированной воды, кипятят 2 мин до полного расплавления агара, фильтруют через ватномарлевый фильтр, разливают в стерильные флаконы по ГОСТ 10782-85 и стерилизуют автоклавированием при температуре 121 °С в течение 15 мин. Среду охлаждают до температуры 45-50 °С, разливают по (20±5) мл в стерильные чашки Петри и после застывания подсушивают в термостате при температуре (33±2) °С в течение (40±5) мин.

Роль зеленых насаждений

Чем чище воздух в местах общественного и личного пользования, тем меньше он содержит различных бактерий, в том числе и патогенных.

Значение зеленых насаждений при очистке воздуха невозможно переоценить – растения осаждают пыль, а выделяемые ими фитонциды убивают микробов.

Растения в квартире

Комнатные растения в жилых и рабочих зонах выполняют функцию биологического фильтра – поглощают вредные вещества из воздуха, собирают пыль на листьях, увлажняют воздух, выделяют кислород и фитонциды, убивающие патогенные бактерии.

Распространенные растения-антисептики для домашней очистки воздуха:

  • герань;
  • алое;
  • бегония;
  • мирт;
  • розмарин.

Средний радиус антибактериального воздействия растения составляет около 3 м, кроме этого, растения дезодорируют воздух и обладают тонизирующим эффектом.

Уличные растения очищают воздух

Деревья и кустарники под открытым небом постоянно проводят очистку воздушного пространства как от механических примесей и токсинов, так и от болезнетворных микроорганизмов. Растения выделяют летучие фитонциды, убивающие бактерии.

В большом количестве фитонциды выделяют хвойные растения – в сосновом бору микроорганизмов в 2 раза меньше, чем в равноценном по площади лиственном лесу.

Фитонциды растений угнетающе действуют на патогенные для человека бактерии, присутствующие в воздушной среде, – биологически активные вещества сосны убивают палочку Коха (возбудитель туберкулеза), а фитонциды дуба, пихты и тополя губительны для возбудителя дифтерии.

Растения в природе являются естественными фильтрами, очищающими воздушное пространство от примесей и бактерий.

Различие бактериального состава воздуха

Закономерно, что воздух в различных местах имеет свои особенности, зависящие от многих факторов. Если это закрытое помещение, то большое значение на уровень обсемененности пространства бактериями оказывают следующие факторы:

  • специфика использования помещения – это может быть спальня, рабочая зона, фармлаборатория и т.д.;
  • проведение проветриваний;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении;
  • плановое проведение мероприятий по очистке воздуха помещения от бактерий.

Бактериальная обсемененность в местах, связанных с длительным пребыванием больших масс людей, таких как вокзалы, станции и вагоны метро, больницы, детские сады и т.д., характеризуется наиболее высокими показателями.

Как оценка уровня количества и состава бактерий используются санитарно-гигиенические нормы, применимые для любых закрытых помещений:

  • квартир;
  • рабочих зон;
  • медицинских стационаров;
  • любых мест общественного пользования.

Для воздуха в закрытых помещениях санитарно-показательными микроорганизмами принято считать зеленящие стрептококки и стафилококки, а наличие в пробе гемолитических стрептококков указывает на угрозу возникновения эпидемии.

Количественный и качественный бактериологический состав воздушных масс как под открытым небом, так и в закрытых помещениях (квартирах, рабочих зонах и др.) не является статической величиной, а изменяется в зависимости от времени года, с минимальными значениями зимой и максимальными показателями летом.

Чистоту воздуха оценивают согласно СанПин 2.1.3.1375-03 по определяемому в объеме воздуха количеству микроорганизмов, чаще всего проба привязывается к 1 м3 исследуемого воздуха.

Какие бактерии могут быть в воздухе

Так как в воздушном пространстве бактерии не живут, а лишь переносятся потоками ветра, говорить о каких-то типичных представителях бактерий не приходится.

В воздухе могут оказаться самые различные виды бактерий, которые по-разному реагируют на пребывание в такой неблагоприятной для них среде:

  • не выдерживают обезвоживания и быстро погибают;
  • переходят в фазу спор и месяцами пережидают критические для жизнедеятельности условия.

Для человека существенным является наличие в воздухе патогенных микроорганизмов, среди которых:

  • чумная палочка (возбудитель бубонной и септической чумы, чумной пневмонии);
  • бактерии Борде-Жангу (возбудитель коклюша);
  • палочка Коха (возбудитель туберкулеза);
  • холерный вибрион (возбудитель холеры).

Почти все из перечисленных бактерий, попадая в воздушную среду, достаточно быстро погибают, однако есть и такие, как палочка Коха (туберкулез), кислотоустойчивая спорообразующая бактерия, которая даже в сухой пыли остается жизнеспособной до 3 месяцев.

Наличие в воздушной среде возбудителей инфекционных заболеваний увеличивает риск заражения отдельного человека, а также возникновения эпидемии, когда заражению подвергается значительная группа людей.

Результаты исследования

Фактор № 1. Условия проживания

Условия проживания

Количество помещений (N)

Среднее арифметическое (М)

Ошибка средней арифметической (м)

Общежитие

8

3995 КОЕ/м³

1557 КОЕ/м³

Частный дом

8

5668 КОЕ/м³

2535 КОЕ/м³

Квартира

26

1727 КОЕ/м³

463 КОЕ/м³

Рисунок 1. Бактериальная обсеменённость воздуха в различных условиях проживания

В частных домах КОЕ в м³ воздуха больше, чем в квартирах и комнатах общежития. Это можно объяснить тем, что помещения частного дома ближе расположены к почве, источнику микрофлоры воздуха. В частных домах обычно больше домашних животных и они не ограничены в доступе на улицу. Кроме того в частных домах часто нет горячей воды и возможно влажная уборка проводится хуже, чем в квартирах. Различия между микробной обсеменённостью квартир и общежитий можно объяснить тем, что в общежитиях как правило, в одной комнате проживает несколько человек.

Фактор № 2. Этажность

Этажность

Количество квартир (N)

Среднее арифметическое (М)

Ошибка средней арифметической (м)

Нижние этажи (1-3)

22

4901 КОЕ/м³

578 КОЕ/м³

Средние этажи (4-6)

16

2120 КОЕ/м³

586 КОЕ/м³

Верхние этажи (7-10)

7

1585 КОЕ/м³

898 КОЕ/м³

Рисунок 2. Бактериальная обсеменённость воздуха на разных этажах

Количество бактерий в м куб воздуха на нижних этажах больше. Чем ниже этаж, тем больше КОЕ воздуха в помещении. Это объясняется тем, что по мере удаления от источника микрофлоры (почвы, водоёмов), уменьшается количество микроорганизмов. В нижних слоях атмосферы количество бактерий больше, чем в верхних.

Фактор № 3. Естественное освещение

Куда выходят окна

Количество квартир (N)

Среднее арифметическое (М)

Ошибка средней арифметической (м)

Север

17

4874 КОЕ/м³

1702 КОЕ/м³

Юг

9

1353 КОЕ/м³

574 КОЕ/м³

Запад

8

2815 КОЕ/м³

1204 КОЕ/м³

Восток

12

2780 КОЕ/м³

1717 КОЕ/м³

Рисунок 3. Бактериальная обсеменённость воздуха в комнатах с разной естественной освещенностью

В квартирах с окнами, выходящими на юг, бактерий в 1 м³ воздуха меньше всего. Свет губителен для микроорганизмов! На востоке и западе примерно одинаковое количество бактерий. На севере КОЕ больше всего, т. к. меньше света.

Фактор № 4. Время года

Время года

Количество проб (N)

Среднее арифметическое (М)

Ошибка средней арифметической (м)

осень

4

2840 КОЕ/м³

1768 КОЕ/м³

зима

27

2728 КОЕ/м³

538 КОЕ/м³

весна

16

3542 КОЕ/м³

1948 КОЕ/м³

КОЕ воздуха помещений в разное время года мало отличается.

Рисунок 4. Бактериальная обсеменённость воздуха в разное время года

Фактор № 5. Время суток

Время суток

Количество проб (N)

Среднее арифметическое (М)

Ошибка средней арифметической (м)

08:00–12:00

15

4142 КОЕ/м³

1847 КОЕ/м³

12:00–19:00

12

2898 КОЕ/м³

842 КОЕ/м³

19:00–23:00

20

3533 КОЕ/м³

94 КОЕ/м³

Бактериальная обсеменённость воздуха выше в утренние часы, днём снижается. Это объясняется тем, что днём большинство проживающих отсутствует дома, а также тем, что естественный свет губителен для большинства микроорганизмов.

Выводы по работе

Результаты проведенного исследования в целом подтверждают мою гипотезу.

1. Наименьшее количество микроорганизмов было выявлено в пробах воздуха первого опыта (утром).
2. Уровень микробной загрязненности в помещениях Кисляковской МБОУ ООШ №18, кроме гардероба, не превышает норматива.
3. Воздух закрытых помещений действительно содержит бактерии, количество которых возрастает в течение дня под воздействием различных факторов.
4. При нахождении большого количества людей в помещении количество микроорганизмов в воздухе возрастает.
5. Влажная уборка и проветривание помещения способствуют снижению пыли и количества бактерий в воздухе.

Рекомендации:

1. Обязать дежурных на большой перемене открывать форточки.
2. Чаще проводить уборку помещений с применением дезинфицирующих средств.
3. Одежду должен выдавать работник гардероба через окно или дверь.
4. При входе в школу разложить коврики, снимающие механическую грязь с обуви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С самого рождения мы живем в окружении микроорганизмов. Споры плесени, бактерии, вирусы… Мы знаем, что многие их виды опасны и даже смертельны для живых существ. Почему же в большинстве случаев они не причиняют нам абсолютно никакого вреда? Микробы – древнейшие обитатели планеты, и эволюция позаботилась о том, чтобы люди, как биологический вид появившиеся на Земле значительно позднее, научились жить в содружестве, или, как говорят биологи, в симбиозе с этими крохотными существами. Микрофлора организма – целый мир, особая экосистема, живущая по своим правилам и законам. Здесь можно встретить сотни видов бактерий, общая численность которых достигает триллионов.
В своем исследовании я могу сделать вывод, что наибольшее количество микроорганизмов находится в воздухе помещений кабинета 327 и столовой, наименьшее – в кабинетах 329 и 326, и ни излучение компьютера, ни рост цветов не влияют на содержание микроорганизмов в воздухе. Всего выросла 21 колония микроорганизмов. Из них 17 колоний бактерий и 4 грибы. Большинство из них кокки. Эти показатели говорят о достаточно чистом воздухе в помещениях. Но все же, я рекомендую регулярное проветривание кабинетов, чистку вентиляций, и хорошо, если в окна часто заглядывает солнце, ведь наибольшей бактерицидностью для микроорганизмов отличаются прямые солнечные лучи.

Руководитель:
Бровкина Наталья Владимировна,
учитель биологии I квалификационной категории

г. Усть-Илимск
МОУ “Средняя общеобразовательная школа №2”

Текст работы: http://static.livescience.ru/microflora/microflora.pdf

ВЫВОД

Всего выросла 21 колония микроорганизмов. Из них 17 колоний бактерий и 4 грибы. Диаметр колоний колеблется от 3мм до 25 мм. Форма колоний чаще всего круглая, встречается сложная и круглая с фестончатым краем. Профиль 4-х колоний – каплевидный, 4-х – бугристый, 5 – выпуклый, 3-х – плоский. Край тринадцати колоний бактерий гладкий, четырех колоний волнистый. 76% колоний имеют однородную структуру, 6% (одна колония) – крупнозернистую, остальные – неоднородную структуру (см. приложение).
Подсчитывали число колоний в чашках Петри и рассчитывали количество микробов в 1 м3 воздуха. При этом учитывали следующее: по приблизительным подсчетам (Омелянский) на площади в 100 см2 в течение 5 мин оседает столько микроорганизмов и спор, сколько их содержится в 10 л воздуха. Вычислив площадь дна чашки Петри; зная количество колоний, выросших за 7 дней, подсчитали число микробов в 1 м3 воздуха.
В чашке диаметром 10 см выросло 1 колония бактерий (каб. 326).

1. Определили площадь дна (S, м2 чашки), в которой находилась питательная среда по формуле:
S = πd2/4, где π = 3,14; d — диаметр чашки, т. е.
3,14×100: 4 = 78,5 см2

2. Подсчет количества единиц бактерий на 100 см3 (0,01 м3) воздуха:

78,5 см3: 1 = 100 см3: х;
х = 1,3 единицы на см3.

Таким образом, в 0,01 м3 воздуха содержится 1,3 микроорганизмов, в 1 м3 их будет в 100 раз больше — 130 (каб. 326)
78,5 см3: 3 = 100 см3: х;
х = 3,8 единиц на см3.

Таким образом, в 0,01 м3 воздуха содержится 3,8 микроорганизмов, в 1 м3 их будет в 100 раз больше — 380 (каб. 327)

78,5 см3: 2 = 100 см3: х;
х = 2,6 единицы на см3 =260 в 1 м3 (каб. 329 до уроков)

78,5 см3: 1 = 100 см3: х;
х = 1,3 единицы на см3 =130 в 1 м3 (каб. 329 после уроков)

78,5 см3: 3 = 100 см3: х;
х = 3,8 единиц на см3 =380 в 1 м3 (столовая)

78,5 см3: 2 = 100 см3: х;
х = 2,6 единиц на см3 =260 в 1 м3 (подвал)

Вывод: наибольшее количество микроорганизмов находится в воздухе помещений кабинета 327 и столовой, наименьшее – в кабинетах 329 и 326. В кабинете 329 есть компьютер и много цветов, в кабинете 326 – нет ни компьютера, ни цветов. В столовой, естественно, нет компьютера, но есть цветы, в кабинете 327 – наоборот (есть компьютер, нет цветов). Можно сделать вывод, что ни излучение компьютера, ни рост цветов не влияют на содержание микроорганизмов в воздухе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: