Что такое инфляция?

Экономические показатели инфляции

Причины

Большинство причин так или иначе связано с количеством и доступностью денег для экономики. Такие факторы называют монетарными. Инфляция ускоряется, когда свободных денег в экономике становится больше.

Вот почему это может происходить:

  • снижаются проценты по кредитам;
  • снижаются налоги;
  • падают объемы производства;
  • растут бюджетные расходы;
  • растет зарплата.

На обесценивание денег влияют и немонетарные факторы — не связанные с их количеством в обороте:

  • погода, от которой зависит урожай, а значит, и цены на продукты;
  • конкуренция — если она усиливается, предприниматели начинают снижать цены в борьбе за клиентов;
  • тарифы монополий на перевозки и энергоносители, заложенные в стоимость любого товара;
  • курсы валют, если конечная цена продукта зависит от зарубежных поставок оборудования или программного обеспечения.

Таких немонетарных факторов тоже много.

Цены зависят даже от того, как сами граждане оценивают инфляцию. Экономисты используют термин инфляционные ожидания — когда покупатели постоянно ждут роста цен, закупаются впрок и создают ажиотажный спрос, из-за которого действительно увеличивается стоимость товаров. Тогда производители прогнозируют высокую инфляцию, начинают заранее поднимать цены, чтобы компенсировать будущие издержки.

Основные индикаторы

Замечание 2

Главными и самым важным индикатором выступает темп инфляции, который также часто называется в экономике уровень инфляции.

Рассмотрим механизм расчета.

Темп инфляции = ((уровень инфляции в настоящем периоде – уровень инфляции в предыдущем периоде)/ уровень инфляции в предыдущем периоде)) $\cdot$ 100, %

Замечание 3

Таким образом, можно исчислить прирост цен в экономике страны. За рассматриваемый период может быть выбран год, квартал, месяц, неделя, а также день (при наличии такой информации).

Для более детального анализа рассматривают темпы роста в динамике, а также формируется графическое представление во времени.

Рассмотрим еще индикаторы.

Также дополнительно для определения уровня инфляции рассчитываются индексы цен.

Определение 1

Индекс цен – это соотношение цены в реальном времени к цене в предыдущем периоде. Такие индексы могут рассчитываться для различных групп товаров, например товары первой необходимости, лекарства, продовольственные товары.

Итак, принято выделять индекс цен потребления (потребительский), розничных цен (розничный), стоимости жизни, оптовых цен.

Еще одним важным индикаторов выступает дефлятор ВНП (то есть валового национального продукта). Такой показатель рассчитывается так: номинальный ВНП/реальный ВНП.

Так, выделяют основные индикаторы, которые прямо отражают уровень инфляции:

  1. темп инфляции;
  2. индексы цен;
  3. дефлятор ВНП.

Помимо данных индикаторов выделяются и косвенные показатели. Например, отношение суммарных товарных запасов к суммарным денежным вкладам населения. Также превышение расходов населения над доходами говорит о росте инфляции. Как и рост затрат на потребление на фоне снижения сбережения.

Пример 1

Рассчитаем темп инфляции в Российской Федерации за период 2015-2016 годы. Так по открытым данным (на основе индексов цен, опубликованных на сайте федеральной службы статистики) фактический уровень инфляции в 2015 году составил 12,9 %, а в 2016 году 5,4 %. Итак, темп роста = ((5,4-12,9)/12,9)) $\cdot$ 100 = -58,1 %

Таким образом, согласно расчетам в 2016 году в Российской Федерации наблюдается падение инфляции на 58,1 %.

То есть наблюдалась дефляция. Конечно, такой уровень определен из учета индекса цен, основанных на потребительской корзине, что не всегда отражает реальный уровень инфляции в стране.

Также такой расчет может проводиться для любого периода времени при наличии данных. А также для различных товаров. Главной сложностью такой оценки является поиск достоверных данных, которые будут наиболее реально отражать уровень инфляции в стране.

Обычно в качестве источника данных используется информация сайта федеральной службы статистики, министерства экономики, правительства, прогнозов социально-экономического развития.

Виды

В зависимости от роли, которую играет государство в экономике, выделяют два вида инфляции.

Открытая инфляция бывает в странах с рыночной экономикой. Деньги обесцениваются, цены растут, а уровень жизни падает. Государство регулирует инфляцию и снижает доступность денег для экономики — повышает налоги, ключевую ставку и т. д.

Скрытая инфляция возникает, когда государство жестко регулирует цены. Такие запреты приводят к дефициту товаров, так как издержки производителей растут и они вынуждены снижать объемы производства. Из-за увеличения себестоимости и невозможности компенсировать растущие затраты страдает качество товаров.

Существует классификация, которая привязана к темпу прироста стоимости.

Умеренная инфляция — до 10% в год. Низкие темпы прироста благотворно сказываются на экономике: растет оборот денежной массы, дешевеют кредиты, инвесторы вкладывают в новые производства. Деньги быстро обесцениваются, их выгоднее тратить, а не копить.

Например, в 2020 году инфляция в США составила 7% и побила сорокалетний рекорд — обычно она была еще ниже. Американская экономика считается в этом плане одной из самых стабильных в мире: правительство жестко контролирует бюджетные расходы, цены практически не растут, а производство ориентировано не только на покупателей внутри страны, но и на экспорт. Для сравнения — в 2020 году в США инфляция была всего 1,36%.

Галопирующая инфляция — до 50% в год. Кризисная ситуация для экономики: деньги обесцениваются быстро, банкам становится невыгодно выдавать кредиты. Хранить деньги на депозитах и вовсе нет смысла, поэтому население предпочитает тратить накопления. Спрос растет, а это снова приводит к повышению цен.

С инфляцией в десятки процентов столкнулись россияне после кризиса 1998 года. В 1999 цены выросли на 36,5%, в 2000 — на 20,2%, в 2001 — на 18,5%. В то время производство практически не развивалось: сырье и оборудование резко подорожали, а банки давали кредиты бизнесу в лучшем случае под 40—50% годовых.

Гиперинфляция — до десятков тысяч процентов в год. Такое происходит, когда объем импорта превышает объем экспорта и государство печатает все новые деньги, пытаясь остановить отток капитала. Население и предприятия переходят к натуральному обмену, так как цены даже за один день могут вырасти в разы.

Самый известный пример — кризис в Германии в 1921—1923 годах. В среднем цены росли на 25% в день. Деньги обесценивались очень быстро, поэтому люди старались тратить всю зарплату сразу. В стране процветал бартер, появились суррогатные деньги — нотгельды. Их выпускали в виде жетонов, которые приравнивались к конкретному продукту: килограмму сахара, киловатт-часу электричества или даже грамму золота.

Статистические методы расчета инфляции, применяемые в российской практике

В российской практике, в качестве основных методов расчета инфляции применяется система индексов. Она включает в себя проведение расчетов индексов цен производителей, посредством цепного метода. Индексы рассчитываются ежемесячно и сопоставляются с данными предыдущего месяца и с данными уровней цен за те же месяцы предыдущих финансовых периодов. Они определяются путем умножения месячных индексов на длительный период. В качестве шкалы используются данные о стоимости годового производства, которые принимаются в качестве базовой основы проведения расчетов.

Индексы цен производителей промышленной продукции включают:

  • индексы сельскохозяйственных цен;
  • индексы цен на строительную продукцию;
  • индексы тарифов на грузовые перевозки.

Расчеты индексов сельскохозяйственной продукции ориентированы на проведение оценки влияния уровня ценовых изменений на товары и услуги, применяемые в процессе производственных сельскохозяйственных процессов на себестоимость продукции и конечное установление продажных цен. Индексы позволяют проследить динамику цен на продукцию данной отрасли в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Консолидированный индекс цен на строительную продукцию объединяет индексы цен на оборудование, строительные работы и другие капитальные работы.

Индексы тарифов на грузовые перевозки характеризуют изменение тарифов на грузовые перевозки, обусловленные инфляционной динамикой. Индекс тарифов на общественный транспорт определяется различными видами транспорта, такими как морской, автомобильный, трубопроводный, воздушный и другие, в соответствии с индексами тарифов на транспорт.

Расчет инфляции посредством применения индекса Пааше

Расчет индекса Пааше является факторным методом расчета инфляции. Проводится анализ воздействия различных факторов на уровень инфляции. Расчет проводится в следующем порядке:

  1. Выборка показателей, которые будут рассматриваться.
  2. Расчета показателей относительной прибыли и рентабельности и расчета факторов, влияющих на их стоимость в реальных ценах.
  3. Проведение расчета индексов инфляции. Для этого используется несколько основных индексов.
  4. Проведение аналитических расчетов, отражающих воздействие инфляции на каждый фактор прибыли и финансовой стабильности бизнеса и общего материального состояния.

Основными показателями, используемыми в расчетах являются: доходы, продажи, товары, работы, услуги; стоимость продажи; прибыль, товары, работы, услуги; бухгалтерская прибыль; материальные затраты; дополнительная зарплата; амортизационные расходы; средняя стоимость, средств производства и НМА; денежные средства; собственный капитал; показатели рентабельности – капитала, активов, продаж.

Для расчета используется четыре группы индексов:

  1. Индекс изменения «отпускных цен» на товары и услуги, производимые предприятием.
  2. Индекс изменения «покупных цен». Он отражает стоимость средств производства.
  3. Индекс изменения стоимости основных средств и капиталовложений в балансовой оценке.
  4. Индекс изменения средней заработной платы. Изменения возникают в связи с ценовым ростом, обусловленным инфляционными процессами.

Далее, проводится оценка влияния роста цен на потребительские товары на уровень потребления и сбережения, величину выручки, производственных затрат и себестоимости продукции. Далее, оценивается воздействие инфляционной динамики на прибыль предпринимательской деятельности, платежеспособность, рентабельность и финансовую устойчивость бизнеса.

Общие положения

Инфляция подразумевает под собой устойчивый рост цен в экономике по различным товарным группам или в среднем по экономике

Такое явление очень важно для экономики, политики и социальной сферы любой страны. Поэтому важно проводить мониторинг основных индикаторов инфляции, оценивать основные индикаторы

Такие сведения необходимы как для государства, так и для исследований в социальной, научной сфере. Поэтому для оценки инфляции существует система индикаторов, которые позволяют оценить инфляцию, изменения и провести анализ.

Замечание 1

Важно различать инфляцию общую, устойчивую по всем группам товаров, — такой вид инфляции необходимо различать от непредвиденного резкого роста цен или «скачка цен». А также выделяется инфляция общего уровня цен

То есть подразумевается рост не всех цен в экономике, а рост лишь на определенные группы товаров

А также выделяется инфляция общего уровня цен. То есть подразумевается рост не всех цен в экономике, а рост лишь на определенные группы товаров.

Рассмотрим основные индикаторы инфляци.

Актуальность применения статистических методов расчета инфляции

Применение при оценке инфляции методов статистического расчета актуально по следующим причинам:

  1. Цены влияют на все продуктивные макроэкономические ценности: валовой отток товаров и услуг, ВВП, конечное потребление и накопление товаров и услуг и др.
  2. Инфляция оказывает влияние на все аспекты производственной сферы — показатели затрат на производство, величину операционной прибыли, рентабельность и финансовая устойчивость, продуктивность производства.
  3. Инфляция регулирует соотношение цены, спроса и предложения на рынке.
  4. Инфляция влияет на величину производственной деятельности, на его структуру и его распределение в региональном разрезе.
  5. Уровень инфляции отражается на формировании доходной части бюджета и напрямую воздействует на величину ВВП, а, следовательно, общее экономическое развитие государства.
  6. Цены действуют как экономический фактор, определяющий покупательную способность денежных доходов населения и определяющий минимальный размер прожиточного минимума отдельных групп населения.
  7. 7.Инфляция оказывает непосредственное влияние на уровень потребления и уровень национального благосостояния. От нее зависит качество жизни всех слоев населения и потенциальные возможности его улучшения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: