Административный проступок: понятие, признаки и состав

Административное правонарушение, административная ответственность и административное наказание - правоведение (балашов а.и., 2015)

Административное право: понятие, признаки

Это система норм юридической направленности, которая регулирует общественные отношения, формирующиеся в ходе реализации функций и задач органов госвласти, местного самоуправления в процессе осуществления исполнительно-распорядительной работы, а также внутрифирменные отношения.

Административное право имеет следующие признаки:

  1. Оно выступает основополагающей отраслью публичного права.
  2. Данное право – совокупность норм юридической направленности.
  3. Оно оснащено обособленным предметом правового регулирования – управленческими отношениями, появляющимися в госсфере и иной области.
  4. Рассматриваемая отрасль имеет особый метод регулирования в области прав.
  5. Оно оснащено внутренней согласованностью и состоит из совокупности элементов.
  6. Данное право имеет визуальное выражение (закреплено в соответствующих формах-источниках).

Виды и примеры административного правонарушения

Все противоправные события можно классифицировать, учитывая сферу и субъекты преступления:

  1. Посягательство на гражданские права человека — препятствование честным выборам, нарушение правил предвыборной агитации, наказание работников за проведение забастовки в рамках закона, предоставление ложной информации;
  2. Нарушение родительских прав — ненадлежащий уход за несовершеннолетним ребенком, невыполнение родительских обязательств;
  3. Причинение вреда здоровью — пропаганда наркотических средств, нарушение санитарных требований на пищевых предприятиях, прием сильнодействующих лекарств без рецепта врача;
  4. Посягательство на общественную и государственную собственность — незаконное владение участком земли, пользование электричеством и газом без согласованного подключения к сети, вандализм по отношению к памятникам культуры и общественным зданиям;
  5. Посягательство на личную собственность — мелкие кражи, повреждение чужих вещей и предметов собственности;
  6. Причинение вреда окружающей среде — выброс мусора в непредназначенных для этого местах, нарушение правил пожарной безопасности в лесу, незаконная вырубка деревьев;
  7. Несоблюдений правил на производствах — нарушения в технических процессах производства, отсутствие нормативной документации, пренебрежение к требованиям общей безопасности на предприятии;
  8. Нарушение правил дорожного движения — несоблюдение правил разметки и дорожных знаков, вождение автомобиля в нетрезвом виде, отсутствие документов на право вождения автомобилем.

Рис. 2. Состав административного правонарушения

Общие и дополнительные признаки субъектов административной ответственности

Определение 1

Субъекты административной ответственности — это физические лица, совершившие правонарушение и привлекаемые к административной ответственности.

На правонарушение «накладывает отпечаток» личность правонарушителя, так как каждый человек индивидуален. При правовой оценке правонарушения учитывается только незначительная составляющая всей личности в целом. Оцениваются только признаки, имеющие юридическую значимость. Их подразделяют на группу:

  • конструктивные признаки, входящие в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке должностным лицом или органом административной юрисдикции при квалификации правонарушения;
  • особые признаки субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении вида, формы и размера наказания.

На основании этого в административном праве среди физических лиц выделяют общие, особенные и специальные субъекты административной ответственности. К категории общих субъектов относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства. Ответственность этих лиц за административные нарушения наступает с 16 лет. Это общие основные признаки гражданина — субъекта административной ответственности, входящие в состав любого правонарушения.

Иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие административные правонарушения, предусмотренные КоАП (ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4), на континентальном шельфе, на территории РФ, в исключительной экономической зоне подлежат ответственности на общих основаниях.

Особые и специальные признаки физических лиц, предусмотренные соответствующими составами правонарушений, переводят их в категории особых и специальных субъектов ответственности.

Дополнительные признаки субъектов административной ответственности (КоАП):

  • иностранный гражданин, имеющий иммунитет от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами, за совершенное правонарушение отвечает согласно нормам международного права (ст. 2.6);
  • лица в возрасте от 16 до 18 лет привлекаются к ответственности в особом порядке (ч. 2 ст. 2.3); с учетом обстоятельств дела, характеристики лица, комиссия по делам несовершеннолетних может освободить данное лицо от административной ответственности с применением меры воздействия, предусмотренной ФЗ о защите прав лиц, не достигших совершеннолетия.

Если лицо в возрасте от 16 до 18 лет совершило серьезное административное правонарушение, относящееся к деяниям, перечисленным в КоАП (стрельба в населенных пунктах из огнестрельного оружия, мелкое хулиганство, злостное неповиновение распоряжению работника полиции и др.), то оно подлежит ответственности на общих основаниях. По данным составам правонарушений дела должны передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних, которые вправе применять меры воздействия, прямо предусмотренные Положением о данных комиссиях. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет не применяются меры административного наказания.

Административной ответственности на общих основаниях не привлекаются военнослужащие и лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы. Они привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки (ст. 2.5). На общих основаниях они могут привлекаться к ответственности в исключительных случаях, связанных с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение таможенных правил, водительских правил движения, правил рыбной ловли, охоты и др.) (ст. 2.5). К военнослужащим не может применяться в качестве меры наказания арест, а для лиц, проходящих службу по призыву — административный штраф.

Организации относятся к особым субъектам административной ответственности. Они отвечают за противоправные деяния своих членов и сотрудников.

К организациям в качестве административных наказаний применяются:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия совершения правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия совершения правонарушения.

К организациям могут применятся разного рода экономические санкции: лишение лицензий, налоговых и финансовых льгот, установленных ранее квот и т.д.). Экономические санкции не относятся к административным наказаниям.

Состав административного проступка

Состав административного проступка представляет собой набор признаков или элементов, которые должны быть налицо для установления факта административного правонарушения. Они составляют основу для определения ответственности лица, совершившего административный проступок.

Первым признаком состава административного проступка является субъект правонарушения. Субъектом могут быть как физическое, так и юридическое лицо. Вторым признаком является действие или бездействие, которое противоречит требованиям законодательства и признается правонарушением.

Третьим признаком состава административного проступка является наличие вины. Вина заключается в осознании и желании лица совершить действие или бездействие, зная о его негативных последствиях. Четвертым признаком состава административного проступка может быть лицо, которое имеет право привлечь виновного к ответственности и принять меры по устранению нарушения или предупреждению совершения новых правонарушений.

В каждом конкретном случае состав административного проступка указывается в соответствующем нормативно-правовом акте и предусматривает определенные последствия, такие как штрафные санкции или административные наказания. Правильное определение состава административного проступка является важным условием для правильного применения административной ответственности.

Административный проступок: понятие

Административный проступок — это правонарушение, которое совершается в области административного права. Он представляет собой деяние или бездействие, которое противоречит установленным нормам и требованиям административного законодательства. Административные правонарушения регулируются специальными административными кодексами.

Административный проступок имеет свои признаки. Во-первых, в основе административного проступка лежит нарушение нормативных правил, которые определены в административных законах. Во-вторых, административный проступок является нарушением публичного порядка, общественной безопасности и общественных отношений, защищаемых государством.

Состав административного проступка обязательно включает наличие объективной и субъективной сторон правонарушения. Объективная сторона представляет собой конкретные действия или бездействие, которые свидетельствуют о совершении противоправных действий

Субъективная сторона предполагает наличие вины правонарушителя, то есть его намерение или неосторожность

Виды правонарушений

Все множество правонарушений можно разделить на два вида:

  • проступок,
  • преступление.

Проступок и его виды

Проступок — действие либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки менее опасны, чем преступления.

Выделяют следующие виды проступков:

Административный проступок – правонарушение, посягающее на личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье и санитарно-биологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общество и государство, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Иными словами при совершении административного проступка происходят посягательство на установленный законом общественный порядок, а также на отношения в сфере исполнительной и распорядительной власти.

Гражданско-правовой проступок — правонарушение, выражающееся в причинении неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации. Примерами гражданско-правовых деликтов могут служить неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки и т.д.

Дисциплинарный проступок — правонарушение, совершающееся в трудовой сфере. Дисциплинарные проступки связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка различных организаций.

Материальный проступок – правонарушение, выражающееся в причинение материального ущерба предприятиям и организациям работающими в них служащими и рабочими.

Процессуальный проступок – правонарушение в области установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.

Преступление и его виды

Преступление — виновное общественно опасное уголовно наказуемое деяние.

Преступления в зависимости от степени общественной опасности можно разделить на:

Особо тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых Уголовным Кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Тяжкие преступления – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает пятнадцати лет лишения свободы.

Преступления средней тяжести – умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает десяти лет лишения свободы.

Преступления небольшой тяжести – умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации, не превышает трех лет лишения свободы.

Судебные и внесудебные способы пресечения административных проступков

Административные проступки являются нарушениями правил и норм, установленных административным законодательством. Для пресечения таких проступков применяются как судебные, так и внесудебные меры.

Судебные способы пресечения административных проступков включают рассмотрение дел в судебных органах. В ходе судебного процесса рассматривается основание и обстоятельства совершения проступка, а также применяются наказания или меры воздействия в соответствии с законодательством.

Внесудебные способы пресечения административных проступков охватывают такие меры, как вынесение предупреждения, наложение административного штрафа или меры воздействия, административный арест и другие. Внесудебные меры принимаются компетентными органами или должностными лицами, наделенными правом реагировать на административные проступки.

Пресечение административных проступков имеет целью восстановление нарушенных правопорядка и общественной безопасности. Судебные и внесудебные способы пресечения дополняют друг друга и применяются в зависимости от характера и тяжести совершенного нарушения, а также в соответствии с принципами законности и справедливости.

Порядок наложения административных взысканий

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок привлечения к административной ответственности;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации и некоторых других по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

показать содержание

Что общего с преступлениями

Законодательство об уголовной и административной ответственности построено по аналогичным правилам:

  • наличие состава для привлечения к ответственности;
  • меры наказания за конкретные нарушения выбираются согласно перечню, прописанному в законе;
  • закон должен предусматривать норму, которой установлена ответственность за деяние.

В то же время имеется и существенная разница.

Во-первых, строгость наказаний, во-вторых, наличие судимости. Отметки об административной ответственности в прошлом, как правило, никак не влияют на ограничение в правах. Осужденный по нормам УК, даже по истечение срока судимости будет сталкиваться с последствиями до конца жизни.

Таким образом, между преступлением и административным проступком имеется существенная разница.

Категории проступков

Выше затрагивался вопрос об объектах нарушений. В принципе, это главный критерий разделения административных проступков на виды. Законодатель ввел достаточно четкую структуру нарушений. Если посмотреть КоАП, выделена ответственность за нарушения прав граждан, нарушения в области промышленности, в области государственного управления.

Не так давно были попытки внести изменения и дополнить градацию нарушений по степени тяжести, но их признали неудачными. Тем более, что сейчас активно обсуждается тема введения в УК или принятие отдельного закона об уголовных проступках. Формально являющихся нарушением УК, но привлекаемые лица будут испытывать на себе менее серьезные последствия, в части судимости и ограничения прав в будущем (например, запрет на занятие некоторых должностей).

Признаки административного проступка

Административный проступок – это правонарушение, предусмотренное административным законодательством. Оно характеризуется определенными признаками, которые позволяют его отличить от других видов правонарушений.

Один из основных признаков административного проступка – это его общественно опасная природа. То есть, данное правонарушение должно иметь потенциал негативно повлиять на общество в целом или на конкретные интересы граждан. Например, это могут быть действия, связанные с нарушением общественного порядка, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды и т.д.

Еще одним признаком административного проступка является его субъективная сторона. В отличие от преступлений, в случае административных правонарушений не требуется наличие преступного умысла

Достаточно наличия лишь определенного вида вины, например, неосторожности, безразличия или неизвинительной невежественности

Важным признаком административного проступка является его предусмотрение и наказание в административном законодательстве. То есть, существует специально установленный нормативный акт, в котором описываются деяния, признанные административными проступками, и предусмотрены меры ответственности за их совершение. Это позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость правоохранительной деятельности.

Виды административных правонарушений

В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности. В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями

В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.

показать содержание

Состав нарушения

За административный проступок ответственность возникает при наличии элементов состава:

  • объект нарушения;
  • объективная сторона;
  • субъект нарушения;
  • субъективная сторона.

Объект – общественные отношения, затронутые проступком, блага, на которые посягнули. Например, право гражданина принять участие в выборах.

Объективная сторона. Сюда включаются само деяние (действие или бездействие), вредные последствия, а также связь между ними.

Субъект – лицо должно быть вменяемым (осознавать свои действия и иметь возможность их контролировать), достичь определенного возраста. Специальный субъект должен обладать определенными правами или статусом – лица, находящиеся в должности, водители и др.

Субъективная сторона представляет собой наличие или отсутствие умысла. За некоторые нарушения ответственность полагается лишь при прямом умысле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: