Проблемы богословского характера
Иконы в Древней Руси занимали центральное место в храмовом искусстве. В них отражалась Божественная Красота – запечатлевался Образ Бога, а все мирское и земное оставалось за пределами образа.
Искусство иконописи в древности подчинялось четким и ясным критериям, которые были выработаны святыми отцами Церкви. Именно канон позволяет запечатлеть Образ Бога, не давая превратить икону в картину или портрет. И дает возможность донести Образ Божий до каждого верующего в неискаженном виде.
А что происходит сегодня? Чаще всего произведения современных иконописцев оценивают по критериям живописи на религиозную тему, рассуждая о композиции, колорите и индивидуальном видении живописца. И художнику, чей профессионализм формировался в условиях расцерковленной живописи, крайне сложно отказаться от творческой индивидуальности и творить в соответствии с каноническими требованиями православной живописи.
Но допустимо ли, чтобы в иконе отражалось личное видение художника? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный, поскольку верующий хочет видеть в иконописном изображении именно подлинный Образ Божий
И поэтому для иконописца важно не добиваться самовыражения, а создать Святой Лик в строгом соответствии со святоотеческими канонами, без примеси личного видения. И это еще одна причина, почему на древних иконах вы не найдете имени живописца
Там, где властвует Дух, не место личному «я» художника.
Сегодня практически отсутствуют школы русского канонического церковного искусства. И это является одной из главных проблем современности. Фактически, художникам негде изучать значение канонов, а это приводит к невозможности осмыслить старинные иконографии и постичь художественные приемы. А в результате иконопись во многих случаях сводится к банальному «срисовыванию» древних образов. Причем зачастую копирование ведется без коррекции композиции, не говоря уже о внутреннем смысле.
Слайд 22По христианскому вероучению, бог, будучи единым, по существу, троичен в
лицах. Первое лицо Троицы есть Бог Отец, сотворивший небо и
землю, все видимое и невидимое. Второе ее лицо – Бог Сын, Иисус Христос, принявший образ человеческий и сошедший с небес на землю ради спасения людей. Третье лицо – Бог Дух Святой, дающий жизнь всему сущему. Человеческому разуму непостижимо, как единое существует в трех лицах, поэтому учение о Троице входит в число основных догматов христианской религии и в качестве такого является объектом веры, а не предметом осмысления.Божество, будучи единством трех лиц, пребывает везде и не имеет определенного облика. Истинный вид божества неизвестен человеку . Однако, иногда, как гласит христианское предание, Бог являлся людям, принимая для этого доступный человеку облик. Первым, кто увидел Бога, был праведный старец Авраам. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, что под видом трех странников он принимает три лица Троицы. Исполнившись радости, он усадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Саре испечь из лучшей муки пресные хлебы, а отроку слуге – заколоть нежного тельца.
Слайд 14В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли
свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и её отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие высокой христианской символики.Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников. Федорова Н.А.
Слайд 35Икона, без сомнения, имеет более глубокий смысл. Смертная чаша с
головой тельца издавна воспринималась как символ искупительной миссии Христа, принесшего
себя в жертву ради спасения людей. В таком истолковании трапеза трех ангелов приобретает символическое значение. Она означает ниспослание богом-отцом сына на свершение им подвига во имя людей, готовность сына принести себя в жертву и благословение этой жертвы духом-утешителем. В этом случае «Троица» представляет действие не земное, а небесное. Праздничный стол – прообраз жертвенного алтаря. Жесты ангелов исполнены особого символического смысла. Дуб, палаты и гора превращаются в эмблемы, обозначающие вечность Бога Отца, вдохновение Бога Сына, возвышенную самоотверженность духа-утешителя.
Слайд 17Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как
располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря на условный фон, его
фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Большое значение Феофан придавал передаче в живописи объема. Его способ моделировки эффектен, хотя на первый взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основной тон лица и одежды Феофан кладет широкими, свободными мазками. Поверх основного тона в отдельных местах – над бровями, на переносице, под глазами – резкими, меткими ударами кисти он наносит светлые блики и пробелы. С помощью бликов художник не только точно передаст объем, но и добивается впечатления выпуклости формы, чего не достигали мастера более раннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана приобретают особую трепетность, подвижность.
Слайд 33В иконе Рублева поражает необыкновенная простота, «немногословность», с какой воспроизведено
библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали,
которые дают представление, где и как происходило действие: гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобной смелости в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах. Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священным текстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуют Библия и Евангелие, в лице Рублева, пренебрегла буквой Священного писания и попыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась в искусство познающее.
Слайд 24В Третьяковской галерее находится произведение, которое принадлежит к величайшим творениям мирового
искусства, — икона «Троица».В изображение традиционного библейского сюжета — явление Сарре и Аврааму трех ангелов — художник вложил глубоко человеческий, философски многогранный смысл
Созданная более пятисот лет назад, «Троица» захватывает благородством чувств, тонкой поэзией, одухотво-ренной красотой образов.Лаконичная композиция концентрирует внимание на фигурах ангелов. Стройные и прекрасные, они как бы погружены в свой внутренний мир
Здесь и тихая печаль, и сердечная мягкость, и внутренняя решимость. Певучие линии изящных фигур образуют круг, чем достигается особая уравновешенность, торжественность всей композиции. Легкие, чистые, будто светящиеся краски — голубые, серебристо-зеленые, золотисто-желтые, розовые, вишневые — вызывают светлое настроение, в них словно звучат отголоски природы, среди которой жил и творил художник: и чистота ясного неба, и золото спелых хлебов, и весенняя зелень лугов. Созданная в эпоху междоусобных раздоров и татарских грабежей, «Троица» — гармоническая, ясная, пронизанная музыкой светлых ритмов — символически воплотила мечту человечества о совершенном мире, где будут царить согласие, любовь и дружба.
Слайд 31О жизни прославленного художника Москвы Андрея Рублева известно немного. Летописи
указывают города, в которых он работал, и церкви, которые он
украшал иконами и фресками. Они сообщают, что Рублев скончался в «старости велице» в московском Андрониковом монастыре, монахом которого был. Этим немногим, по существу, исчерпываются сведения о жизни великого художника. Источники свидетельствуют, что искусство Рублева еще при его жизни пользовалось известностью и признанием. Современники называли его «преизрядным живописцем», «мужем в добродетели свершенным». В памяти народа Рублев остался как идеальный русский художник. Не случайно Стоглавый собор 1551 года повелел иконописцам «писать иконы с древних и образцов, как греческие живописцы писали, и как писал Андрей Рублев»
Невысокий художественный уровень
Отсутствие художественного мастерства и знаний канонов – бич современной иконописи. Самодеятельные иконописцы зачастую руководствуются религиозным тщеславием и крайне нетерпимо относятся к критике. Не владея искусством канонической живописи, они даже пробуют «улучшать» древние иконографии и вносить в них новые, ненужные детали, что является грубыми каноническими нарушениями. Без сомнения, сегодня есть и настоящие мастера иконописи, которые создают иконы, сравнимые с древними образами. Их творческий уровень и является той планкой, к которой должны стремиться все иконописные школы.
Андрей Рублев. Кто установил новые каноны иконописи на Руси?
Расцвет яркого самобытного таланта Андрея Рублева пришелся на непростые времена, когда происходило утверждение новой русской государственности, овеянной победами на Куликовском поле, освобождение от векового рабства распадающейся империи Чингисхана. Произведения Андрея Рублева излучают внутренний свет, радостное оптимистичное настроение наперекор царившему хаосу и насилию.
Такова самая знаменитая икона Андрея Рублева «Троица». Сама икона крайне символична. В нее входит немало деталей, которые непонятны нынешним поколениям. Это и круг -самый распространенный и понятный символ вечности, дерево — маврикийский дуб из библейского повествования, но это еще и символ воскресения, дом — символ созидания внутреннего мира человека.
Икона «Троица» Фото: ru.wikipedia.org
За спиной третьего ангела — Духа Святого — изображение горы. Гора является, по сути, древним и понятным символом всего возвышенного, мира небесного, ангельского, духовного. Стол (за которым сидят ангелы) является Голгофой и одновременно престолом, то есть гробом Господнем.
В своем центральном произведении Рублев использует светлую гамму цветов. Голубой цвет символизирует небо и духовный мир, возрождение, духовное образование человека. Применялся Рублевым и темно-бордовый цвет, который точно так же, как и голубой, традиционно ассоциируется с Богородицей. В фреске Рублев убирает все сиюминутное, оставляя вечное.
Икона «Иоанн Предтеча» Фото: ru.wikipedia.org
За свою жизнь иконописец создал немало произведений. «Благовещение» (1405 год), «Тайная вечеря» (1405), «Преображение» (1405), «Рождество Христово» (1405) и, конечно, знаменитая «Богоматерь Владимирская», созданная в начале ХV века.
Но особо хотелось остановиться на иконе «Иоанн Предтеча». Здесь стоит отметить, что вдохновленный, одухотворенный образ в целом соответствует образам византийского искусства этого времени, однако отличается большей кротостью, смирением и просветленностью. В этом произведении Рублев прежде всего стремился воплотить собственное представление об образе святого, что не исключало для него соблюдение канонов иконографии.
В рамках одной статьи невозможно объять необъятное. Я хотел отразить лишь самые основные тенденции в творчестве великого мастера. Но статья призвана послужить трамплином для читателей в изучении огромного исторического наследия иконописи Андрея Рублева.
Икона преподобного Андрея Рублёва Фото: ru.wikipedia.org
В завершение хотелось указать факты, связанные с историей икон Рублева уже в советское время.
Так, например, знаменитая «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением советского правительства она была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. А в 1929 году «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи, где находится до настоящего времени.
«Cошествие Христа в ад» — это икона Андрея Рублева, значение которой было раскрыто В. И. Кириковым в 1923 году. Она сейчас тоже хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова Фото: Slipknot546, ru.wikipedia.org
И последнее: в 1988 году Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Его творчество оказало огромнейшее влияние на культуру и искусство нашей страны.
Теги: историческое наследие, иконография, иконопись, Андрей Рублев, икона
Слайд 38Рублев продолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства. Сильное
воздействие на него, несомненно, оказало творчество Феофана Грека, потому что
под руководством Феофана Рублев в 1405 году расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Быть может, Рублев был знаком и с новгородскими росписями Феофана и его учеников. Он наследует не только высокое техническое мастерство – для него, так же как для Феофана, иконопись – это «умное делание». И Феофан, и Рублев стремятся выразить в искусстве «мудрость жизни».Однако в творчестве московского художника живописная концепция XIV века подверглась коренной переработке. Феофановское «индивидуалистическое» начало – свободный, широкий мазок, эскизность исполнения – несвойственно живописи Рублева.
Проблемы технического мастерства
Еще одна проблема современной иконописи состоит в том, что сегодня в храмах часто встречаются иконы, написанные мастерами-самоучками. Отсутствие понимания сложной системы религиозной живописи нередко приводит к тому, что созданные образы больше похожи на плакаты.
Главная идея иконописи состоит в явлении Образа Бога через материальные предметы, в данном случае иконы. Для этого используется специальная «санкирная» техника. От обычной светской живописи она отличается тем, что раскрытие образа начинается с самых темных оттенков, на которые постепенно накладывается белый цвет.
Если обычные картины пишутся быстро и обобщенно, то иконы создаются долго и с особой тщательностью. Огромное значение имеет прорисовка изображений в соответствии с канонами, поскольку на них ложится основная художественная нагрузка. И любой промах в линейном рисунке будет виден сразу же, поэтому иконописцу нельзя торопиться.
Краски промышленного производства, сделанные на основе химических компонентов, не слишком подходят для создания Образа Божьего. Они не позволяют получить нужную глубину и прозрачность оттенков, которые и придают иконописным образам особое сияние. И поэтому настоящие иконописцы и в наши дни растирают для получения красок природные минералы, смешивая их с яичной эмульсией, как это делалось столетия назад.
Слайд 27ИтогиНа протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в
Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, отцарей-иконоборцев.3. Икона — это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.4. Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.5. Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.6. Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.