Взаимосвязь философии и медицины

Философия и медицина

Введение

    Цель данной работы – показать тесную взаимосвязь медицины
и философии в историческом аспекте и
современном развитии, показать отражение
философской методологии в медицинской
практике, разъяснить необходимость к
формированию новых подходов и взаимодействию
этих дисциплин. Задачи данной работы,
показать, как в историческом процессе
данные науки взаимно развивали друг друга.

Показать, что теоретическая 
и практическая медицина основывается
на диалектических данных.

Разъяснить, как процесс 
развития науки и техники влияет
на формирование новых подходов в 
философии медицины.

Исключительное место 
в комплексе наук о живой природе занимает
медицина, поскольку объектом ее исследования
является человек. Его биосоциальная сущность
требует целостного, подлинно диалектического
подхода к изучению организма как в норме,
так и в патологии, проникновения в подлинную
диалектику организма, в принцип его единства
и развития. Естественно, что без овладения
передовой диалектико-материалистической
философией этого сделать нельзя. В то
же время развитие медицины дает чрезвычайно
ценный материал и для самой философии,
поскольку медицина связана с решением
не только естественнонаучных, но и социальных
задач, в частности таких, как обеспечение
активного творческого долголетия тружеников
нашего общества, строителей славного
коммунистического будущего.

Развитие медицины дает огромный материал как для обобщений
новейших открытий в исследовании жизнедеятельности
человеческого организма в норме и патологии,
так и для подтверждения философских закономерностей,
обогащения материалистической диалектики
новыми выводами и понятиями и дальнейшего
углубления и уточнения ее категорий.
Медицина входит в комплекс наук о человеке,
являясь частью «человековедения» 
1. Медицина как важнейшая сфера
общечеловеческой культуры

Медицинская философия как наука

Взаимосвязанность наблюдалась в медицинской философии, как в единичной научной работе. Изолированная наука в сфере медицины, изучающая законы бытия, морали и знания, сознательную сторону, ее функции в общественном развитии и сфере социума. Медицинская философия объединяет в порядок принципы о значении деятельности индивида, как отдельной личности, так и целых народов, о занимаемом лечении, в жизни общества, месте.

Основным моментом в изучении данной науки являлись этические и моральные отношения врача, и пациента, а также разумность действий врача в виду религиозных и исторических миропониманий различных культур. В античности медицина уступала философии, поскольку вторая, как считали Демокрит, Аристотель, Платон и Гиппократ, овладевала глубокими и мыслимыми первоосновами существования, состоянием здоровья и болезнями, вековыми и абсолютными истинами. Медицина, тем временем, способна получить лишь условное понимание. Точное лишь в том значении, в котором оно отвечает философии.

Взаимосвязь с народной медициной

Индивид прибывает в этот мир, без какого-либо багажа – босым и голым, но с особенным богатством в виде собственного мира, талантов и индивидуальным даром, наградившим его Космосом. Но под влиянием внешних условий, норм общества, верования и семейных традиций начинает формироваться персональная философия индивида. Народная медицина анализирует каждую личность не как шаблонную комбинацию набора органов и скелета, а в качестве индивидуального и единичного экземпляра. Благодаря чему, целительское лечение имеет разный подход для похожих симптомов. Народная медицина изменяет сознание больного пациента. Потому, философия античного врачевания, объединения духовности с плотью, нашла отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля и Бебеля.

Связь философии и медицины

Медицина в системе науки – это своего рода проблемная область естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, и в первую очередь — философии. Последняя помогает совершенствовать понятийный аппарат всего практического здравоохранения. Кроме того, она развивает научное мировоззрение врача и эвристический потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры врачей. Без философии имидж медицины как важнейшей сферы человеческой культуры заметно блекнет.

Медицина, наряду с философией, включает в себя сложный мир жизни человека, управляющего своим здоровьем. В то же время она сама становится предметом особого философского познания. В античной философии общие контуры медицины обрисовал великий Гиппократ. Представление о медицине как самостоятельной области естествознания и гуманитарной сферы относится к Новому времени, когда она стала органично соотноситься с философскими концепциями жизни:

  • И. Канта,
  • Ф. Бэкона и др.

Медицина должна укреплять связи с философией как бодрящей средой для духовной жизни и дальнейшего развития концептуального мышления субъекта. Л. Фейербах называл медицину «колыбелью материалистической философии».

Отношения между медициной и философией начались очень давно, когда в медицинской практике появились первые явные признаки абстрактного мышления, и продолжаются по сей день.

В практических медицинских знаниях о существовании жизни объективное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось задолго до формирования философско-научного (концептуального) стиля мышления первых целителей. Эмпирические медицинские знания издавна существовали как феномен, подчиненный религиозно-мифологическому мировоззрению и тесно связанный с мистицизмом и суевериями. Следовательно, научные и эмпирические знания, полученные в древности, изначально не были связаны в органической целостности. Они не были философски значимыми, теоретически обоснованными, их нельзя было назвать общетеоретическими или медицинскими позициями.

Медицинские научные знания (теоретические) исторически возникли из философских учений древних греков. С пробуждением интереса врачей к философскому пониманию первопричин мира, места и роли в нем человека, медицина начала активно наполнять себя философским смыслом. Чуть позже у врачей сформировалась устойчивая потребность в целостном (объемном) видении системной телесно-духовной сущности человека. В конечном счете, возникла диалектическая связь между философским пониманием природы, роли и цели человека и возникающей медицинской мыслью, которая пытается объяснить иногда парадоксальные явления, которые естественным образом возникают в жизни человека.

Все это сказалось на формировании нового концептуально-предметного мышления врачей. Это явление вполне объяснимо, потому что философские системы и научная медицина не могли бы развиваться совместно и в то же время быть независимыми, если бы они не отражали и не выражали по-своему общую заинтересованность в сохранении и укреплении здоровья человека.

Философия активно помогает врачам по-другому взглянуть на многие известные им вещи, увидеть невидимое, то есть понять более глубокий смысл предметов и явлений. видеть то, что видят все, но думать так, как никто не думает.

Этой способностью медицина обязана философии, которая наделила ее особым (предметно-концептуальным) методом клинической мысли. Они могли развиваться только вместе. У них есть объект познания (человек) и одинаковый практический интерес – здоровый образ жизни, возникающий в результате действия множества субъективных и объективных факторов. Без философских и медицинских знаний сегодня такие социальные сферы жизни, как экономика, политика, образование и спорт, культура не могут нормально функционировать и развиваться.

Медицинские знания являются непреходящей общечеловеческой ценностью

Принимая во внимание, что только медицинские знания и опыт исцеления имеют непосредственное влияние на процессы, которые способствуют сохранению здоровья людей, фактор медицины приобретает еще более ценное особое гуманитарное значение

1.4. Проблема теории в медицине.

Многоплановая разработка теории в медицине дает жизнь
всему богатству форм и видов медицинской
деятельности. Поэтому всегда есть необходимость
в философском переосмыслении понятийного
аппарата, наработанного на протяжении
тысячелетий, в построении строгой современной
системы диалектической взаимосвязи медицинских
представлений, категорий и понятий, в
выработке нового стиля научного мышления
у врачей — специфического, предметно-
понятийного. Это постепенно приводит
к достижению качественно нового уровня
овладения принципиально иным способам
клинического мышления. Что, несомненно,
должно сказаться на развитии и сугубо
медицинского способа познания человека.
Ведь мышление врача оперирует не только
представлениями, но понятиями. Система
медицинских представлений и понятий
предполагает особый синтетический способ
умственной деятельности медика. Теоретическая
деятельность врача есть переработка
созерцания в представления, а затем в
понятия. Последние придают медицинской
теории некую целостность, мыслительную
конкретность. Только на теоретическом
уровне познания в наиболее концентрированном
виде предстают все отличительные черты
медицинского знания.

Многие считают, что 
разобщенные экспериментальные 
данные еще нельзя считать достоверным 
научным знанием. Необходимы связующие их цепи – законы, теории, идеи
или хотя бы гипотезы. Это обусловлено
природной сложностью процессов саморазвития
живого организма и человеческого в особенности,
а следовательно, современная теоретическая
медицинская наука остро нуждается в философской
– методологической ориентации при проведении
экспериментов и последующей критической
обработке их результатов. Эмпирическое
медицинское знание позволяет фиксировать
процессы, явления и связи между ними.
Теоретическое же знание дает возможность
понимать факты, выделять их из общих наблюдений,
вскрывать общную сущность ( основу) определенных
явлений, отвечать на вопросы о том, почему
и каким образом происходят те или иные
процессы в организме человека. Медицинский
работник сегодня уже не имеет права быть
чистым эмпириком. Именно поэтому в настоящее
время так остро стоит задача совершенствования
теоретической подготовки медиков, развивая
у них философскую культуру мышления.

Теория медицины — это 
основа научного исследования как совокупность
определенных правил, приемов, и норм познания вообще. В
самом общем значении – это способ достижения
намеченной цели посредством заранее
определенного познавательного замысла.
Теория медицины неразрывно связана с
выдвижением новых концепций, гипотез.
Познавательная деятельность ученого-медика
предполагает многообразие ее видов и
широкий спектр теорий, которые могут
быть классифицированы по самым разным
признакам. Среди множества теорий выделяют
научные и ненаучные, которые, в свою очередь,
разделяются на эмпирические и умозрительные.
Чтобы создать научную теорию, способную
верно описать медицинскую реальность,
необходима и строгая логика эмпирии,
и философски осмысленная концепция. Необходимо
признать, что эмпирическое (опытное) знание
является не только историческим предшественником
теоретического, но и непосредственным
источником исходных данных для теоретического
обобщения и философского осмысления.

Опираясь на философскую 
методологию, каждая наука вырабатывает
внутри себя и на собственном материале 
свой метод мышления. Не являются исключением и медицинские
науки. В них работает многоуровневая
система методологического знания. Она
опирается на три основные группы методов:
философские и общенаучные методы — это
совокупность наиболее общих приемов
исследования, применяемых в научном познании.
Та, в работах отечественных клиницистов,
патологов сформулированы основы видения
проблемы гомеостаза (постоянство внутренней
среды), а отсюда — феномен здоровья и болезни;
предприняты попытки обосновать понимание
последних как диалектического единства
противоположности. Существующая на сегодняшний
день научная система базируется на критическом
осмыслении философской, то есть специфической,
предметно-понятийной сферы деятельности
врача, охватывающей все процессы течения
и исцеления болезни.

Философия и медицина в России

История взаимоотношений философии и медицины в России относительно непродолжительная. Сама философия не входила прочно в русскую духовную культуру до XIX века. Но как средство духовного господства над миром до начала ХХ века существовали две мощные альтернативы – теология и художественная литература, что также значительно сокращало поле возможного взаимодействия между философией и медициной. Есть два направления пересечения философии и медицины в России:

  • с одной стороны, речь идет о «стихийной» биоэтике великих русских врачей (XVIII века) – М.Я. Мудрова, Ф.П. Гааза, В.А. Манассеина, С.П. Боткина, Н.И. Пирогова, нашедших выражение не только и не столько в научной работе, сколько в личном примере, в медицинской практике,
  • с другой стороны, это философия русских врачей и естествоиспытателей, которые со второй половины XIX века тесно сотрудничали с западными школами академической медицины, среди которых были И.И. Мечников, И.М. Сеченов и др.

Теория Сеченова заключается в невозможности отделения психических процессов от связанных с ними нервных процессов. И. Мечников в основном занимался этическими проблемами. Центральное понятие мировоззрения Мечникова – «ортобиоз», научное регулирование жизни. Мечников считал, что человек должен «дожить до долгой, активной и энергичной старости, ведущей в заключительный период к развитию чувства сытости жизнью и стремления к смерти».

Связь медицины и философии прослеживается и в творчестве И.П. Павлова, посвященной изучению высшей нервной деятельности.

В советское время взаимодействие философии и медицины ограничивалось устранением естественного плюрализма философии, переводом ее на доктринальные рельсы марксистско-ленинской теории. С 1965 года в Киеве ежегодно издавался академический сборник «Философские проблемы медицины и биологии». В работе советского патологоанатома И.В. Давыдовского идея о необходимости философского осмысления основных проблем общей патологии является одной из ключевых. Идеи Давыдовского сегодня рассматриваются как отправная точка и основа диалога между философией и медициной.

Теория или практика

Ученые-медики всегда возвращаются к истокам античности, где лечение мыслью неразрывно связывалось с практикой. Воздействие мыслей на физиологическое состояние и ход развития заболеваний, под действием измененных взглядов и жизненных принципов, являются главными темами в исследовательских работах трудов о здоровье и болезнях. Психологическое состояние имеет основополагающее значение в здоровье индивида, чем влияние экологии и образа жизни. Жизненная философия индивида отражается в его медицинской симптоматике. Абсолютно любому лекарю необходимо быть психологом, так как невозможно полноценно излечить телесную оболочку индивида без положительного влияния на душу.

Медицинская этика

Роль философии в науке о здоровье человека и его физиологии для европейских лекарей предопределена теоретическим уровнем. Доклады осознаются важным, но не первостепенным дополнением к основным знаниям о медицине. Подход к врачебной практике связан с философией врачевания наиболее тесно при помощи медицинской этики. Уровень доверия к лечащему врачу определяется сроками выздоровления, с чем не берутся спорить неисправимые скептики. Вопросы о прекращении сроков лечения, этической стороны эвтаназии и врачебной тайны всегда будут обсуждаться медиками и философами. Главнейшая цель работы врача сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!».

Восточная медицина

Восточная философия и медицина, в отличие от многих других культур, близко взаимосвязаны друг с другом и обладают полноценными знаниями о мире, индивиде и его гармонии с природой. В древние времена Европа последовала по пути научного подхода к медицинской области, в то время как Восток связал в собственные лекарские и фармацевтические направления: философские, мистические и медицинские начала. В конечном счете, лекари Востока основывались и полагаются до сих пор на интуицию, и древние обычаи, помимо современных знаний о медицине. Болезни отдельных органов, вызывающие слабосилие, не рассматривались без причин духовности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: