Реферат на тему: соотношение между бытием и небытием

Реферат на тему: соотношение между бытием и небытием

Субстанциональный подход. Идеализм и материализм.

Одним из способов определения бытия является выявление его природы. В качестве таковой принято признавать субстанцию.

Определение 2

Субстанция – это независимое и самозарождающееся первоначало, к которому можно свести все многообразие бытия.

Под субстанцией понимается некое фундаментальное понятие, которое лежит в основе всего бытия, всех его проявлений и форм, задает им одну, сродственную природу, благодаря которой все эти формы могут существовать вместе. Вопрос о субстанции появился в тот момент, когда мыслители осознали ограниченность мифорелигиозного подхода к пониманию мира и подвергли его критическому пересмотру. Именно тогда на место богов потребовалось нечто иное, что позволило бы объяснить, как возникновение, так и природу бытия.

Уже в древнегреческой философии формируются два альтернативных подхода к пониманию природы субстанции:

  • материалистический,
  • идеалистический.

Материалистический подход предполагает, что в основе бытия лежит материя. Представления о материи в течением времени сильно изменялись. У натурфилософов в качестве материи выступают стихии – вода, воздух, огонь. У Демокрита – атомы, как мельчайшие и неделимые частицы. Философы Нового времени понимают материю как вещество, имеющее атомарное строение и подчиняющееся законам механики. Наконец, современное понимание материи сформулировано В.И. Ленином и включает в себя все проявления реальности, которые доступны для фиксации человеку и при этом существуют независимо от него. Таким образом, материя включает в себя не только вещество, но и энергию (которые способны взаимопревращаться друг в друга), а также любые другие неизвестные на данный момент, но принципиально существующие формы реальности.

Идеалистический взгляд исходит из первичности идеального, духовного по отношению к материальному в бытие. Именно идеальное бытие воспринимается в качестве реальности, в то время как видимое материальное бытие трактуется в качестве его отражения. Первые идеалистические концепции были предложены Пифагором ставившем в центре бытия число, и Платоном с его представлениями и мире идей. В темные века идеалистической субстанцией считался бог. В Новое время понимание бога меняется, он начинает сливаться с природой (пантеизм Спинозы), или выступать высшей идеальной субстанцией среди многих прочих (монадология Лейбница). В качестве идеальной субстанции рассматривается и Разум, а в период критики классической философии его место занимает Воля (Мировая Воля у Шопенгауэра, Воля к власти у Ницше).

древность

Возобновление Парменида Плотином

Неоплатонизма традиция была возобновлена онтология определяется в Парменида от Платона . Плотин в своих Эннеадах отождествляет небытие с Единым. Единое — это чистое постижимое единство, оно противоположно бытию, поскольку последнее отождествляется с Ноусом (который является интеллектуальной функцией бытия), имеющим доступ к Идеям. Если Нус, или Интеллект, обращается к постижимой множественности и, следовательно, к вечным Идеям, тогда Нус, отождествленный с бытием, становится множественным. Итак, если бытие множественно, тогда Единое противостоит ему, а если Единое противостоит бытию, тогда оно отождествляется с небытием.

Характеристика бытия

Определение 2

Бытие – это начало, чистое существование, не подразумевающее под собой причину, так как является и началом и причиной себя самого. Таким образом, к качествам бытия относятся самодостаточность, несводимость, не выводимость, стабильность. Гарантия порядка мира – цель бытия. В широком смысле слова «Бытие» представляет собой общее понятие о существовании. Как всеохватывающие понятия – бытие и реальность выступают в данном случае синонимами.

Бытие это все то, что есть- процессы, вещи, отношения между ними. Мифы, сказы, фантазии составляют часть духовной реальности, входящей в состав бытия. Форма бытия и способ ее существования детерминирована фундаментальной структурой мира. Имеются несколько видов бытия – материальное бытие – Земля и идеальное бытие – идея возникновения Земли. Они являются общими родами бытия. Так же можно выделить объективное бытие, которое существует независимо от сознания человека и субъективное бытие, которое будет отличаться внутренней ориентацией человека. Материальное бытие имеет объективное существование. К материальным формам бытия относят природные неорганические (камни, звезды), природные органические (все живое), искусственные (технические системы), социальные формы бытия (индивидуальное и общественное бытие).

Большое количество идеальных форм бытия разделяется на объективно-идеальное (законы сознания) и субъективно-идеальное (мечта о счастье конкретного человека).

Отвечая вызову времени, философы начинают активный поиск начала начал.
Основатель Милетской Школы Фалес полагал в основе мира воду. Анаксимандр полагал воздух, а Гераклит – что все есть огонь. Пифагор в процессе поиска начала всего сущего полагал в основу число, которое является определенным соотношением космоса. Представители школы элеатов вместе с Парменидом видели в первоначале Бытие Мира, которое характеризовалось как неземное, единое, неподвижное.

Платон понимал бытие в качестве совокупностей идей, умопостигаемых сущностей, отражением которых является разнообразие вещественного мира. Таким образом, Платон определил рамки бытия и становления, бытия и безначального начала бытия, непостижимой основы, которую он называл благо.

Такое разнообразие взглядов на бытие и его природу обуславливается тем, что за ним скрывается проблематика взаимодействия общего и единичного, конечного и бесконечного.

Небытие и бытие в восточной философии

В восточной философии наблюдается совершенно другой подход в осмыслении бытия и небытия, нежели в западной философии. В восточной философии категории небытия нередко придаётся роль особого источника бытия. Например, в даосизме принято считать, что небытие – это начало небес и земли. Также, в китайской философии небытие – это не нечто потустороннее, это не исчезновение, это ещё не ставшее, ещё не раскрывшееся бытие, которое содержит в себе возможность становления, рождения любого явления.

Мир не сотворён, но он хаотично развёртывается, развивается из самого себя, а небытие есть источник всякого бытия. Из данной трактовки небытия следует, что полного, абсолютного исчезновения, равно как и появления чего-то совершенно нового невозможно. Соответственно все вещи и явления развиваются по циклу, небытие становится бытием, потом бытие временно уходит в небытие, и так по кругу.

Концепция бытия в философии

Первый аспект проблемы Бытия — длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы Что существует? — Мир. Где оно существует? — Здесь и везде. Сколько? — Сейчас и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?       

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, представлений есть нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты действительно существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного, вечного мира. Мир как прочное целостное единство находится вне человека и в известной мере независим от него. Бытие — предпосылка единства мира.   

В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть реальность, которая, поскольку существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика как бы предшествует существованию людей и их сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познать эту логику, исследовать законы бытия. 

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальной реальности и мир идеала, мир сознания, внутренний мир человека, его психические состояния.

У этих двух миров разные способы существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир — мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных личностей. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, — главный вопрос философии. Сочетание этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.    

В этих мирах человек занимает особое место. С одной стороны, он естественное существо. С другой стороны, он наделен сознанием, а это значит, что он может существовать не только физически, но и говорить о существовании мира и своего собственного бытия. Человек олицетворяет диалектическое единство объективного и субъективного, тела и духа. Это явление уникально само по себе. Материальное, природное выступает в человеке как первичная предпосылка его существования. В то же время многие человеческие действия регулируются социальными, духовными и нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество — это сообщество, которое включает в себя всех людей, которые сейчас живут или жили раньше на Земле, а также тех, кто собирается родиться. Необходимо учитывать, что люди существуют раньше, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело — необходимая предпосылка умственной деятельности, здорового духа. Об этом гласит народная пословица: в здоровом теле — здоровый дух. Правда, правильное по своей сути изречение допускает исключения, поскольку человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но дух, как известно, имеет, вернее, способен оказать огромное положительное влияние на жизнь человеческого тела.             

Следует также обратить внимание на такую ​​особенность человеческого существования, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие естественные предметы и тела функционируют автоматически, и можно с достаточной уверенностью предсказать их поведение в ближайшей и долгосрочной перспективе, этого нельзя сделать в отношении человеческого тела. Его проявления и действия часто регулируются не биологическими инстинктами, а духовными, моральными и социальными мотивами.  

Человеческое общество также отличается своеобразным образом существования. В общественной жизни переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социального делится на бытие индивида в обществе и в историческом процессе и бытие общества. Разберем эту форму бытия в разделах об обществе.   

Тема форм бытия имеет большое значение для прояснения различий в философских взглядах. Основное различие обычно касается того, какая форма бытия считается основной и определяющей, исходной, какие формы бытия являются производными. Итак, материализм считает естественное бытие главной формой бытия, а все остальное — производными, зависящими от основной формы. А идеализм считает главной формой идеальное бытие.   

Категория бытия и небытия в индийской философии

В индийской философии рано появляется разграничение понятий истинное бытие и реальный человеку мир. В Ригведе бытие понимается как структура, организующая мировой хаос в красоту упорядоченного космоса. Небытие при этом – силы, разрушающие установленный порядок космоса. В другом тексте под названием «Махабхарата» истинное бытие описывается как Высший Брахман, что значит бытие, соединенное с вечностью, которое одновременно присутствует в мире и внеположено ему. Брахман – это единое, основа как тварного, материального, так и нетварного, духовного, бытия. При этом также используется понятие Атман. Если Брахман – духовное, выраженное в его абсолютной форме, то Атман – это субъективное выражение духа, т.е. душа.

Небытие в рамках индийской философии выражается понятием «абхава». В целом, эта категория выражает отрицание как в отологии, так и в гносеологии. В толковании ничто в индийской традиции мысли сложилось два подхода:

  1. небытие как отсутствие предмета или явления (школа миманса);
  2. наделение небытия присутствием в рамках нашего мира (школа вайшешика).

Значение небытия и бытия для человека

Категории небытия и бытия помимо онтологического, имеют мировоззренческое и методологическое значение. Деятельность человека вписывает его в мир бытия, и придает всему существующему двойственное бытие – непосредственное, т.е. бытие вещей самих по себе, и опосредованное, т.е. бытие вещей для человека. В своей жизнедеятельности, индивид оценивает как бытие окружающих его явлений, так и собственное бытие. Он перестраивает их, конструируя новую реальность и уничтожая, превращая в небытие то, что его не устраивает.

В жизнедеятельности человека категории небытия и бытия предстают как культурные ценности: они ориентируют индивида на осознание исключительности, но в то же время осознания тленности бытия любого явления в мире и в первую очередь – собственного существования

Отсюда вытекает важность наполнения повседневного бытия индивида подлинным человеческим содержанием, ориентации не только на обыденные заботы, но и на духовные ценности. Такое философское направление, как экзистенционализм, вообще признаёт человека единственным подлинным бытием, а вопрос о бытии – это вопрос о смысле, который задаёт сам человек

Необоходимо отметить, что философская категория небытия не может быть в полной мере постигнута без сопоставления её с категорией бытия. Из дефиниции небытия как ничто, отсутствия бытия, вытекает понимание небытия в позитивном плане, в качестве некоего инобытия. Небытие столь же реально, сколь и само бытие. Именно таким образом категория небытия осмысливались на протяжении всего исторического развития философии

Только в западной философии небытию придавали меньшее значение, чем бытию, а в восточной философии небытие имело такое же важное значение, как и само бытие

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Бытие и небытие в китайской философии

Итак, если для древней индийской философии категории бытие и небытие значимы и они на теоретическом уровне разрабатывались, то в классической китайской философии онтологическая проблематика не представлена в открытом виде. Для китайской философии важнее темы нравственности, государственного и общественного устройства.

Онтологическую тематику можно найти в определении понятия дао.

Дао – это корень всех вещей, по сути, некое сверхбытие; оно проявляется во всем, что присутствует в нашем мире, но при этом само не является самостоятельной сущностью.

Посредством дао все происходит в мире, оно есть путь. Даосизм характеризует ключевое понятие своей философии – дао – антиномично: оно, с одной стороны, духовно и бестелесно, с другой, в высшей степени оформлено.

Замечание 2

Кроме того, в рамках философии даосизма в Китае можно проследить разграничение понятий бытие и небытие. Так в даосизме существует иероглиф («ю»), призванный отражать наличное бытие, и иероглиф («у»), означающий отсутствие чего-либо.

Главная характеристика дао – движение. Поэтому все в мире находится в пути. Движущей силой пути являются два начала инь и ян, находящиеся во взаимообуславливающем единстве и присутствующие в вещах и явлениях мира. Также у дао есть своя динамическая сила дэ.

Онтологическим является принцип, согласно которому человек является частью универсума. Поэтому человек должен находится в гармонии с миром.

Современная философия

Бог есть, а Бога нет: выбор Паскаля

Позиция Паскаля в онтологическом вопросе ориентирована, как и средневековые мыслители, на Бога. Особенность мысли Паскаля состоит в том, чтобы рассматривать бытие и небытие Бога в равных частях для их сравнения. Именно на этом соображении Паскаль строит свою ставку : верующий как неверующий полностью заинтересован в вере в Бога, поскольку, если Бога нет, то ни верующий, ни неверующий не узнают этого, тогда как если Бог знает, то верующий найдет сам себе благосклонен, в то время как неверующему придется вечно страдать в аду. Рефлексия Паскаля чисто утилитарная : он не довольствуется утверждением или отрицанием существования Бога, но представляет последствия бытия или небытия божественного.

От Баумгартена и Вольфа до кантианской революции

  • Протокол заседания жюри школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике

      

  • Повышение квалификации воспитателя детского сада дистанционно по фгос бесплатно пошаговая инструкция

      

  • Технология дражирования семян кратко

      

  • Развитие вооруженных сил и военного искусства до 20 века кратко

      

  • Работа в операционной кратко

Список литературы

  1. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Издательство МГУ. М., 1984.   
  2. Введение в философию / под ред. Фролов. М., 1982.  
  3. Гайденко, П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1993.  
  4. Введение в философию: Учебник для выс. уч. учреждения. За 2 часа / 2-е изд. — М.: Республика, 2006.    
  5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для студентов вузов. М.: Гардарики, 2007.  
  • Реферат на тему: Одиночество как предмет философии. Философии экзистенциализма
  • Реферат на тему: Платон теория государства 
  • Реферат на тему: Наука и глобальные проблемы современного информатизирующегося общества
  • Реферат на тему: Ментальные характеристики культуры
  • Реферат на тему: Учение Т. Гоббса о природе и сущности человека, общества и государства
  • Реферат на тему: Мифологическое мышление: истоки и эволюция
  • Реферат на тему: Натурфилософия Ренессанса
  • Реферат на тему: Философия Платона
  • Реферат на тему: Понимание смысла жизни в религиозных и философских учениях Востока
  • Реферат на тему: Влияние христианства на развитие искусства и архитектуры Киевской Руси
  • Реферат на тему: Экзистенциализм как философия жизни
  • Реферат на тему: Экзистенциальная трактовка бытия

Развитие онтологии и подходы к ней

Проблема бытия является фундаментальной для всей философии. С попытки осмысления бытия, определения его сущности, а также места человека в нем началась философская мысль как на западе, так и на востоке

Определение бытия остается важной и принципиальной задачей на протяжении всей истории философии не исключая и современность, поскольку внутренний посыл любых философских размышлений исходит из вопроса о самоопределении, о попытке понять человека, его природу, сущность, назначение и место в мире, а это невозможно без определения самого мира, во всем многообразии его форм и проявлений, охватывающих как сферы материального, нематериального, а также сверхъестественного, которое представлялось древним философам, не менее реальным чем все прочее. И также как стремление человека проникнуть в глубины собственной сущности никогда не сможет быть удовлетворено, так и определение бытия, понимание мира никогда не достигнет своего предела, но будет изменяться от эпохи к эпохе в соответствии с изменениями в самом человеке

Античные философы понимали бытие как совокупность всего существующего. Противоположностью бытия выступала пустота, ничто, которое рассматривалось у некоторых философов как вполне существующее явление, другие же отрицали его принципиальную возможность. Так, например, Демокрит рассматривает бытие как совокупность атомов, движущихся в пустоте, а Парменид напротив, отрицает само существование пустоты, весь мир для него един, и кроме бытия нет вообще ничего.

Средневековые схоласты ассоциировали бытие с богом. Бог и все божественное являлось бытием, все же не принадлежащее богу и противное ему попадало в категорию небытия. В Новое время под бытием стало пониматься лишь то что существует сейчас, как в материальном, так и идеальном плане, в то время как несуществующее или же отмершее стало составлять небытие, связанное с бытием диалектической связью противоречия-отрицания.

Хайдеггер рассматривал бытие как восстающий из ничто способ понимания сущего и существующего, своеобразный путь по которому проходит человек или общество. Для Сартра бытие не более чем тождество человека самого с собой, которое в конечном счете не более чем пустота. Таким образом, несмотря на определенную очевидность понятия бытия, его смысловое значение может сильно варьироваться в зависимости от точки зрения философа и его попытки определения сущности и места личности в этом бытии.

Первоэлементы мира

Замечание 1

В рамках восточной философии онтология является одной из ключевых сфер мысли. Анализ категорий бытия и небытия здесь выступает в нерасчлененном виде. Он соединяет в себе мифологические, религиозные и спекулятивные подходы и понятия. Онтология Древнего Востока – синкретична.

Происхождение мира – это брачный союз между стихиями и первоэлементами мира, подобный союзу мужчины и женщины.

Появление философии как таковой в рамках восточной культуры связано с отказом от повествования мифа и утверждением причинного, детерминированного появления мира.

В индийской философии о первоначале мира сложилось четыре точки зрения:

  1. монизм (ведическая литература) – причиной мира является Брахман, идеальное единое;
  2. дуализм (школы санкхья и йога) – материальная первопричина мира (пракрити), проявляется в мире посредством качеств, свойств (гуны);
  3. материализм (школа чарвака) – первоначала мира: вода, земля, воздух и огонь;
  4. атомизм (школы ньяя и вайшешика) – в основе мира лежат атомы, которые обладают чувственно воспринимаемыми свойствами и определяют моральный образ мира.

В китайской философии нет единого первоначала, который управляет миром. В космогонии говорится о присутствии двух сил: инь и ян. Посредством них творится мир. Они воплощаются в пяти первоэлементах: земля, вода, огонь, дерево и металл. Эти качества образуют видимый для человека мир.

Заключение

Категории целое, части, система представляют собой исторически сложившийся язык для описания центральной категории — бытия. Его анализ больше не будет абстрактным описанием абсолюта, а будет опираться на соответствующие правила работы с универсальным. 

Содержание и форма. Контент — это философская категория, отражающая систему взаимосвязанных составных элементов, свойств и процессов, определяющих специфику и развитие объекта. Мы видим, что здесь содержание и система связаны смысловым, смысловым образом. Отличительной особенностью определения содержания является указание на то, что данная категория составляет и воспроизводит специфику системы. Пустая система существовать не может. Содержание может быть свернуто, не выражено, но тогда не только системный характер объекта, но и сам объект становится очень проблематичным. Специфика системы, в свою очередь, зависит от того, как связаны элементы системы, то есть от формы. Форма — это способ внешнего и внутреннего существования содержания, способ устойчивости и сохранения его особенностей. Форма демонстрирует упорядоченность содержания, характер связи между его элементами, определенную последовательность этой связи.         

Содержание и форма — древние категории. На их фундаментальное значение указал Аристотель. Его содержание связано с материей, субстратом. Он рассматривает содержание как субстрат всех возможных вещей и любых их изменений, но ни сами вещи, ни их изменения не могут существовать даже потенциально вне формы. Форма, по Аристотелю, не только способствует формированию вещи, но вместе с содержанием характеризует ее специфику. То есть форма и содержание являются фундаментальными категориями, единство которых определяет бытие как самоорганизованную, многоуровневую систему.     

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: