Введение
Когда дело касается русской философии, возникает вопрос, неизбежный в любом историко-философском исследовании: оригинальна ли, конечно, русская философия и в чем она проявляется, или это просто талантливая популяризация, просвещение, сброшенное из западной академической традиции.
Русская философия воплощает противоречивый характер культурно-исторического развития России, сложные формы взаимодействия с европейской социально-философской мыслью. Русское сознание постоянно существовало в ситуации раскола: между христианством и язычеством, между друзьями и инопланетянами, между милосердием и справедливостью, между Европой и Азией, между истиной и истиной.
Когда мы подходим к истории русской философии с мыслью о том, что она, как философия отдельного народа, отличается чем-то своим, специфическим, мы не можем говорить об однозначных характеристиках русской духовности, которые также однозначно выразились в личность мыслителя.
В истории русской философии Л.Н. Толстой занимает особое место. Блестящий художник, не покидавший художественного творчества до конца своих дней, Толстой был в то же время глубоким, хотя и односторонним мыслителем. Никто не мог и не может сравниться с Толстым по силе и исключительной выразительности, с которыми он умел развивать свои идеи. Его слова просты, но наполнены огненной силой, в них всегда есть глубокая, неизбежная правда. Как и другие русские мыслители. Толстой все подчиняет морали, но это уже не примат практического разума, это настоящий панморализм. Толстой жестоко обращается со всем, что не укладывается в прокрустово ложе его основных идей, но самые его преувеличения и резкие формулировки свидетельствуют не только о его прямолинейном и зачастую слепом максимализме, но и о том, как он сам был обожжен и мучен этой истиной., который он выразил в своих трудах. Поразительны и в известном смысле непревзойденные и неповторимые страстные поиски Толстого смысла жизни, его героическое сопротивление вековым традициям. Как какой-то античный герой, Толстой вступает в борьбу с духом века сего — и в этом смысле он принадлежит уже не одной России и ее проблемам, а всему миру. Толстой был мировым феноменом, хотя решительно и во всем был типично русским человеком, непостижимым, непонятным вне русской жизни. Он не может, однако, иметь в виду не только за пределами России, но, как мы увидим, вне Православия, хотя он боролся упорно и даже яростно против Православной Церкви, и в этой внутренней антиномии Толстого, в постоянной незавершенности, можно сказать, незавершенность его мыслей, раскрылась удивительная сила его духа. Индивидуалист до мозга костей, без колебаний отвергающий все чуждое ему, он был в то же время самым ярким и ярким выразителем философского имперсонализма в России. Совершенно исключительный художник, страстный меломан, он написал острую и скрупулезно несправедливую книгу против искусства. Как последователь Руссо, критикуя культуру и восхваляя естественные движения души, во вторую эру своей жизни он работал над чисто рациональным решением проблемы жизни, отвергая и презирая все эти естественные движения…. XIX век, ни в России, ни в Европе я не знал другого такого замечательного человека, такого сильного, страстного и пылкого искателя истины. И это величие его личности отразилось в его мыслях.
Отношение к государству
По мнению Толстого, деятельность правителей государства основана на насилии и желании властвовать над людьми, подчиняя их своей воле. Писатель выделял три способа порабощения, которые применяет правящий класс по отношению к простому народу:
- прямая угроза жизни;
- терзание голодом (конфискация земель, имущества);
- денежное рабство.
Армию Толстой считал главным инструментом, при помощи которого государство осуществляет насилие. Потому правительства всех стран так озабочены формированием мощной армии.
Лев Николаевич видел возможность освобождения от рабства государства через самосовершенствование, духовное пробуждение и отказ от насилия. Пока люди ставят власть государства выше нравственных принципов, до тех пор и останутся они рабами, утверждал Толстой.
Есть ли смысл?
Толстой пришел к выводу, что считать жизнь бессмысленной – нелогично и неэтично. Во-первых, вывод о бессмысленности жизни возникает в человеческом мозге, который сам является проявлением жизни. А значит, доверять такому выводу нельзя. Во-вторых, считать жизнь бессмысленной то же самое, что сравнивать её со злом, которое нужно пресекать немедленно. Получается, моралисты, типа, Шопенгауэра, Соломона или Будды должны были покончить с собой, вместо того, чтобы философствовать и развивать свои концепции.
Рассуждая дальше, Толстой понял: чтобы найти смысл объективно конечной жизни, нужно покинуть ее границы. Главный помощник в этом – разум, при помощи которого человек способен осознать бесконечность мира.
Две человеческие особенности привели Толстого к идее о бесконечности мира: возможность понять конечность бытия конкретного индивида на фоне бескрайности и непрерывности жизни в целом, и осознание своей неспособности к полной реализации потенциала.
Философские идеи в творчестве Л. н. толстого.
Он увидел, что писатели играют не свою собственную роль: они учат, не зная, чему учить, и непрерывно спорят между собой о том, чья правда выше, в труде своем они движимы корыстными мотивами в большей мере, чем обычные люди, не претендующие на роль наставников общества. Не отказавшись от писательства, он оставил писательскую среду и после полугодового заграничного путешествия (1857) занялся педагогической деятельностью среди крестьян (1858). В течение года (1861) служил мировым посредником в спорах между крестьянами и помещиками. Ничто не приносило Толстому полного удовлетворения. Разочарования, которые сопровождали каждую его деятельность, стали источником нарастающего внутреннего смятения, от которого ничто не могло спасти. Нараставший духовный кризис привел к резкому и необратимому перевороту в мировоззренческих взглядах Толстого. Этот переворот явился началом второй половины жизни.
Толстой проповедовал стремление к нравственному совершенству. Высшим нравственным правилом, законом человеческой жизни он считал совершенную любовь к ближним. Попутно он приводил некоторые заповеди, взятые из Евангелия, в качестве основополагающих:
2) Не оставляй жену, т.е. не прелюбодействуй;
3) Не присягай никогда никому и ни в чем;
4) Не противься злому силой;
Размышления Толстого о смысле жизни
Осознав, что жизнь просто не может быть бессмысленной, Толстой посвятил поискам ответа на вопрос о смысле жизни много сил и времени. При том он все более и более разачаровывался в возможностях разума и рационального познания.
Толстовство. Наверное, многие слышали это странное слово, которое некоторые воспринимают в штыки и называют ересью, а другие видят зерно здравого смысла. Как несложно догадаться сформировал это течение писатель Лев Толстой, который за свои смелые в то время мысли был отлучен от церкви. Но в чём смысл этого учения и так ли там всё плохо?
Отношение к семье
Мать Толстого умерла, когда писателю было 2 года, отец скончался спустя 6 лет. Мучительные мытарства по тетушкам и опекунам, тоска по родительской любви нашли отражение в творчестве Толстого. Многие его произведения имеют автобиографические истоки.
В своих воспоминаниях Лев Николаевич признавался, что мечтал создать семью с 15 лет. Будучи состоявшимся писателем, он начал целенаправленно искать жену. В невестах побывали и соседка по имению, и дочь поэта Фёдора Ивановича Тютчева, и племянница высокопоставленного научного деятеля. Но все они по разным причинам не устраивали Толстого.
Позже писатель познакомился с Софьей Андреевной Берс, которая впоследствии и стала его женой. Историки до сих пор спорят, был ли этот выбор наилучшим. Ведь после венчания с Софьей Толстой написал в своем дневнике: «Не она».
С дневником Толстого связана печальная история, которая не прошла бесследно для семейного благополучия Толстых. Писатель принял решение показать свои откровенные записи молодой супруге. Дневник содержал детальные описания любовных похождений Толстого, а также информацию о внебрачном сыне, который был рожден от служанки. Софья Андреевна восприняла эти сведения крайне болезненно, они не давали ей покоя на протяжении всей жизни.
Несмотря на это, первые 15 лет брака были счастливыми и плодотворными. Толстой всегда хотел иметь много детей (всего в семье Толстых родилось 13 детей, пятеро умерли в младенчестве). Он был преданным мужем и зажиточным помещиком, сосредоточенным на преумножении богатства семьи.
В конце 1870-х годов в жизни Толстого случился духовный переворот, который изменил ценностные ориентиры. Писатель понял, что стяжательство, деньги, имущество – это зло. Он отписал всю собственность на имя жены и детей, отказался от гонораров и авторских прав на произведения, написанные после 1881 года. Толстой принял решение жить скромной жизнью во благо всех людей. Софья Андреевна не была готова к подобным переменам, что приводило к многочисленным конфликтам между супругами.
Нравственные аспекты жизни
Продолжая рассуждать на тему смысла жизни, Толстой выделял два подхода к существованию человека в мире: жизнь ради себя и жизнь для Бога. Под жизнью ради себя писатель подразумевал достижение земных целей, характерных для конечного бытия. Жизнь для Бога – это жизнь во благо, ради человеческого существования в бесконечном его продолжении.
Толстой считал, что жизнь ради себя – это путь в никуда, который предполагает насилие и унижение других ради собственного благополучия. Лев Николаевич видел смысл жизни в отречении от своей личности ради познания и исполнения воли Бога.
Жить не так, как хочешь ты, а так, как хочет Бог – значит пожертвовать собой, отдать все, чем владеешь, другому человеку – такова формула нравственности, по мнению Толстого. Отказ от своеволия, эгоцентированности – есть отказ от насилия.
Можно выделить три ключевых момента, которые вкладывал Толстой в понятие нравственности:
- Человек несет абсолютную ответственность за свою жизнь, которая выражается в соблюдении разумной воли. Главная задача бытия – забота о бессмертной душе.
- Основной движущей силой и ориентиром человека должна быть любовь. Она проявляется в гуманном отношении к окружающим.
- Философия ненасилия предполагает не только отказ от физического доминирования и принуждения к своей воле, но и борьбу против эгоизма во всех сферах человеческой деятельности.
Именно в этике ненасилия Толстой нашел смысл своего существования.
Философия Толстого кратко. Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой (1821 — 1910) велик и как писатель, и как мыслитель. Он выступает родоначальником концепции ненасилия. Его учение получило название толстовства. Суть этого учения нашла отражение во многих его произведениях. У Толстого имеются и собственные философские сочинения: “Исповедь”, “В чем моя вера?”, “Путь жизни” и др.
Толстой с огромной силой нравственного осуждения подверг критике государственные учреждения, суд, экономику . Однако критика эта была противоречивой. Он отрицал революцию как метод решения социальных вопросов. Историки философии полагают, что “заключая в себе некоторые элементы социализма (стремление создать на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных крестьян, учение Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало исторический процесс с точки зрения “вечных”, “изначальных” понятий нравственного и религиозного сознания человечества”.
Толстой считал, что избавление от насилия, на котором держится современный мир, возможно на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека. Он подчеркивал: “Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви”.
Считая власть злом , Толстой пришел к отрицанию государства. Но упразднение государства, по его мнению, не должно осуществляться путем насилия, а посредством мирного и пассивного уклонения членов общества от каких бы-то ни было государственных обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности. Идеи Толстого имели широкое хождение. Одновременно их критиковали справа и слева. Справа Толстого критиковали за критику в адрес церкви. Слева — за пропаганду терпеливой покорности властям. Критикуя Л. Н. Толстого слева, В. И. Ленин находил в философии писателя “кричащие” противоречия. Так, в работе “Лев Толстой как зеркало русской революции” Ленин отмечает, что у Толстого “С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь “непротивления злу” насилием”.
Критика Церкви
Произошедший со Львом Николаевичем духовный переворот на фоне осмысления жизни изменил его отношение к Церкви, как к социальному институту. Толстой считал, что Церковь перестала быть нравственным руководителем общества, поскольку не предъявляет к христианину никаких моральных требований. Скорее наоборот, Церковь подстроилась под исторически сложившийся уклад жизни, признав рабство и войны, разводы и суды.
По мнению Толстого, религия стала оправданием государственного порядка, который проявляется, как главенство одних над другими. А Церковь – лишь приманка. С ее помощью можно легко управлять, подавлять и властвовать над людьми.
В итоге Толстой пришел к полному отрицанию Церкви и всех ее догм, считая, что этот институт не имеет права навязывать свои указания людям. В ответ Священный Синод отлучил графа Льва Николаевича Толстого от Православной Церкви, опубликовав соответствующее Послание в газете в 1901 году.
Процессы, наблюдаемые нами во многих странах сегодня – в частности, увеличение агрессии во всем мире вследствие пренебрежения моральными нормами, которые рассматриваются большинством как устаревшие, – очень похожи на те, что происходили в мире на рубеже веков, во времена позднего Толстого; и условия, необходимые для выживания человечества, писатель называл те же самые, что и Дашкевич в наши дни: необходимость взаимной братской любви между людьми, самосовершенствование, соблюдение моральных норм, служение добру, а также понимания смысла своей жизни.
-
Семья барыни из рассказа муму кратко
-
Эпоха просвещения революция в естествознании кратко
-
Фотосинтез с точки зрения химии кратко
-
История создания айфона кратко
- Теннис в россии кратко
Педагогические идеи
Педагогическая теория Толстого был основана на принципе свободного воспитания. Он считал, что ребенок от рождения совершенен, добр и правдив. Воспитывать его – всё равно, что портить, поскольку нравственность взрослых значительно ниже, чем у детей. Задача воспитателя, по Толстому, – создать благоприятные условия для полного раскрытия потенциала ребенка.
Философия свободного воспитания предполагала отказ от целенаправленного воздействия на детей со стороны родителей и учителей, которое рассматривалось, как насильственное навязывание своих взглядов, убеждений и воли.
Толстой был против школ, организованных правящим классом, и выступал за создание самими крестьянами народных школ. В 1859 году писатель основал Яснополянскую школу для детей крестьян. Политика учебного заведения была удивительной: дети могли не ходить на занятия, если пропадало настроения, и не слушать педагога, если становилось скучно.
Особое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей. Педагоги и сам писатель с трепетом относились к потребностям, интересам и любознательности каждого ученика
Активно культивировалось раскрытие творческих талантов, для этого Толстой применял различные нетривиальные методы обучения.
Лев Николаевич считал важным не только взращивать в детях нравственность и эстетический вкус, но и с ранних лет приучать их к посильному труду и самообслуживанию. Писатель отрицал телесные наказания.
Об учении Льва Толстого простыми словами
То есть писатель не отвергал божественного возникновения человека – он считал божественным началом саму жизнь со всеми её величайшими тайнами и невероятными открытиями, которые будет делать человечество на протяжении всего своего существования.
За такие слова можно было и каторгу пожизненно получить, но Лев Толстой был не из простых смертных – его было сложно уличить в ереси, ведь он был писатель широких взглядов с очень огромными связями. Толстой считал, что церквей и священнослужителей не должно существовать и они никаким образом не должны влиять на умы и настроения людей. Этого церковь ему не простила.
человек есть сын бесконечного начала, сын Отца, но не личного Бога, сын не плотью, но духом;
и потому человек должен служить этому началу, отцу и Богу (но не личному), духом (но не таинствами, не богослужением, не молитвами);
Не обращая внимания на то, что в христианской религии нравственное учение стоит в прямой и неразрывной зависимости от ее догматической стороны. Толстой в своем учении, являясь самым решительным aнтидoгматистом, выступает с моралью, выдаваемой им за специально христианскую, прямо и положительно не связывая ее не только ни с какими религиозными, но и философскими началами. По его мнению, нравственные правила, им будто бы впервые открытые, таковы, что их могут принять все люди, хотя бы они держались самых противоположных воззрений по самым существенным для человека вопросам. Вместе с извращением религиозных основ Толстой изменяет самым коренным основам общественного и государственного порядка. Взяв будто бы из Евангелия пять следующих заповедей:
не противься злу или злому,
Вся наша жизнь, учит Толстой, негодна в самом своем корне; вся она основана на насилии; от насилия вся наша теперешняя жизнь проникнута развратом; разврат скрывается и там, где его никак не предполагают; разврат гнездится и в том, что нынешние люди считают самым законным пользованием своими правами или исполнением своих обязанностей; на насилии основана администрация, на насилии основан суд; разврат, произведение насилия – вся наша культура, вся цивилизация; нужно радикально изменить всю теперешнюю нашу жизнь; всякая внешняя сила, самая законная власть – есть насилие, которое должно быть изгнано из человеческого общества; нужно уничтожить насилие вообще и всецело; уничтожать насилие (т.е. весь нынешний общественный порядок) вообще, везде и всецело – это и значит не противиться злу или злому.
-
Осуществление обеспечения граждан пособиями в организациях кратко
-
Обветшалая кровля это в литературе определение кратко
-
Биологическая роль галогенов кратко
-
Образец объяснительная о перерасходе газа в доу
- Оформление окон на тему космос в доу
Список литературы
- Вал. Ф. Булгаков О воспоминаниях и рассказах Толстого. Приокское книжное издательство. Тула 1969 г.
- Зорина Е.В., Рахманкулова Н.Ф. Философия в вопросах и ответах. Эд. Алексеева А.П., Яковлева Л.Е. — М. Т. К. Велби, изд-во Проспект 2001.
- Л. Толстой Исповедь. 1982.
- Зеньковский. История русской философии 2012.
- Русская Философия. Христоматия. М.: 2015.
- Пета. А.А. РВеликие русские философы. СПб.: 2011.
- Реферат на тему: История органической химии. Основные этапы
- Реферат на тему: Смысл истории в философии античности
- Реферат на тему: Отец русского красноречия М.В. Ломоносов
- Реферат на тему: Основные формы бытия
- Реферат на тему: Будущее: методы и средства философского осмысления
- Реферат на тему: Проблема истинного знания в античной философии
- Реферат на тему: Сознание и проблема идеального
- Реферат на тему: Космизм как философское учение
- Реферат на тему: Творчество и объективация
- Реферат на тему: Иерархия типов реальности
- Реферат на тему: Проблема ценностей в философии
- Реферат на тему: Философская концепция М.В. Ломоносова
Философские идеи Толстого. Философские идеи
Поиск смысла жизни, пожалуй, самое выразительное и непревзойдённое героическое искание, представленное в страстной борьбе с вековыми традициями. Он противился «духу века сего», что выносит его за рамки исключительно российской философии и ставит его в ряд с другими выдающимися мыслителями и философами эпохи. Толстой – мировое явление, но полностью позиционирующее себя как типично русское, не мыслящее себя вне русской жизни.
В $70$х года Толстой переживает глубокий духовный кризис, который он выразил в своём произведении « Исповедь ».
Исповедь – жанр религиозной литературы. Помощь Бога – акт молитвы. Это размышление перед лицом Бога. Молитва настраивает человека на искренность. Молитва в конце как благодарность.
Смысл исповеди – осознать свои грехи. Исповедующийся – грешник. Но Толстой подразумевал другой смысл исповеди. Он исповедуется перед собой. Через отрицание Бога мы придём к Богу. А если Бог отрицается, следовательно, он не истина. Сомнение во всём. Сомнение в вере. Это приход к бессмыслице. Отрицание смысла, отсутствие смысла жизни.
Поиск смысла жизни. Невозможно жить без смысла жизни. Возникает проблема смерти, которую в этот момент мучительно переживает Толстой, это трагедия неизбежности смерти, которая доводит его до идеи самоубийства. Этот кризис приводит Толстова к разрыву отношений с секулярным миром. Он сближается с «верующими из бедных, простых, неученых людей», как пишет в «Исповеди». Именно в простых людях Толстой находит для себя веру, которая давала им смысл в жизни. С присущей ему страстностью, Толстой жаждет наполниться этой верой, войти в мир веры. В этот момент он полностью осознаёт свой разрыв с церковью, с церковным толкованием Христа, христианства, и встаёт на путь «самунижения и смирения». В упрощенном виде богословский рационализм занимает его мышление. Это приводит к тому, что Толстой формулирует собственную метафизику на отдельных положениях христианства. В его понимание христианства входит отрицание божественности Христа и его Воскресение, видоизмененный текст Евангелия с акцентом на те моменты, которые, по его мнению, возвестил миру Христос.
Краткая биография Толстого
Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в Российской империи, Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне. Он был четвёртым ребёнком в семье.
Мать умерла в 1830 году от «родовой горячки», как тогда говорили. Это случилось через полгода после рождения дочери, когда Льву не было ещё и 2 лет.
Вследствие этого воспитанием детей, в том числе и маленького Левы, занялся двоюродный брат отца. Спустя 7 лет внезапно умирает и отец будущего писателя – граф Николай Толстой.
В результате этих трагических событий, опекуном детей становится их тетя.
После смерти тети, Лев Николаевич вместе со своими братьями и сестрами переезжает ко второй тете, проживающей в Казани.
Интересен факт, что Лев Толстой с теплотой вспоминал свои детские годы, несмотря на то, что в этот период времени его биография имела много драматических происшествий.
Образование
Свое начальное образование будущий писатель получал дома. Его обучали немецкие и французские учителя. В 1843 г. Толстой поступает на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет.
Однако эта сфера образования давалась ему нелегко. Из-за плохих оценок ему пришлось перейти на более легкий юридический факультет.
Дом, где родился Л. Н. Толстой. В 1854 году дом проигран писателем в карты, разобран и вывезен в село Долгое. Сломан в 1913 г.
Тем не мене, судя по официальным данным биографии Толстого, проблемы с учебой у него не закончились, а привели к тому, что он покинул учебное заведение в 1847 г., не получив никакой степени.
После этого Толстой принимает решение вернуться в родительское имение для того, чтобы заняться фермерской деятельностью. Но и на этом поприще у него ничего не получается, так как он постоянно находился в разъездах по городам России .
Но вот в чем он действительно достиг успеха, – так это в ведении личного дневника. Эта привычка вдохновила его на написание своих романов и повестей, а также позволила сформировать большинство жизненных целей и приоритетов.
Интересен факт, что этот нюанс биографии Толстого (ведение дневника), было следствием подражания великому Бенджамину Франклину .
Увлечения и военная служба
Естественно, у Льва Толстого было хобби . Он чрезвычайно сильно любил музыку. Самыми любимыми его композиторами были Бах, Гендель и Шопен.
Из его биографии явственно следует, что иногда он мог по несколько часов кряду играть на рояле произведения Моцарта , Шопена, Мендельсона и Шумана.
Достоверно известно, что старший брат Льва Толстого – Николай, имел на него большое влияние. Он был другом и наставником будущего писателя.
Философия русского космизма.
В философии Соловьева, Бердяева и др. религиозных философов «серебряного века» человек является органичной частью космического всеединства, способной творчески преображать мир. Такое понимание человека как активного участника в реализации замысла Бога относительно мира, построение совершенного богочеловечест- ва, «обожение» природы является основой религиозно — философского течения русского космизма. Проблемы, которые поднимались в космизме, были обусловлены общественной и культурной обстановкой в России XIX в., но остаются актуальными и в настоящее время, поскольку многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.
Второе течение в русском космизме: научно-философское , где идеи космизма получают концептуальную разработку. Представителями этого направления были К. Циолковский, В. Вернадский, Н. Холодный, И. Ефремов и др. Это направление характеризуется поиском места человека в Космосе; пониманием человечества как активной космической силы, способной на развитие мира; признанием взаимосвязи космических и земных процессов, соразмерности микрокосма и макрокосма (человека и Вселенной) и всеобщей обусловленности.
У истоков русского космизма стоял Николай Федоров (1828- 1903). Задачей философии он видел превращение знаний в проект о лучшем мире. Философия не должна быть пассивным объяснением мира, а должна стать активным проектом «всеобщего дела». Благодаря такой философии человек может найти настоящий смысл своей жизни и цель существования мира и следовать им. Согласно Федорову, мир есть единое целое, где природа, Бог и человек взаимосвязаны, взаимовлияют и взаимодополняют друг друга, обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой дух. Самос страшное зло в мире — это ее конечность, смерть. Люди разобщились друг от друга и оказались бессильны перед смертью. Чтобы изменить такое состояние общества, люди должны объединиться и устранить «неправду» смерти. Саму смерть, по Федорову, невозможно искоренить, но по мере развития науки и техники человечество найдет способы воспроизводства жизни, «воскрешения отцов». В будущем люди смогут достигнуть бессмертия, что приведет к всеобщему братству людей в космическом масштабе и к полному торжеству нравственных законов над законами природы.
Кризис на пике благополучия
Толстой часто задумывался о смысле жизни, задавая себе вопрос: зачем что-то создавать, если в конечном итоге всё закончится смертью? Неотвратимость смерти сводила его с ума, и превращала человеческое существование в бессмыслицу. Иногда печальные мысли были настолько едкими, что Толстой видел единственный выход – самоубийство.
Однако, оглянувшись по сторонам, великий русский писатель замечал, что вопрос смысла бытия других людей не тревожит. И он решил понять: зачем люди живут, где находят для этого силы? Начались годы кропотливого поиска смысла жизни. Толстой обратился к церкви, став смиренным прихожанином, выучил иврит, чтобы изучать святые писания на языке оригинала, перечитал философские трактаты Сократа, Шопенгауэра, Сенеки, Спинозы.
Толстой обратился за ответами к простым людям. Он начал сближаться с простолюдинами, чья вера давала силы для жизни. Из графа и достопочтенного представителя высшего сословия Толстой превратился в благочестивого христианина, кающегося грешника, стыдливо прячущего свое богатство и семейное благополучие.
Историки теряются в догадках, что послужило причиной кризиса писателя. Многие сходятся во мнении, что отправной точкой стал возраст. 50 лет – экватор жизни. Эйфория заканчивается, вопрос неотвратимости смерти повисает в воздухе. Экзистенциальный кризис случился, когда Толстому было около 50-ти. Он имел все, о чем мечтает каждый человек: богатырское здоровье, крепкую семью, писательскую славу, уважение и почитание в обществе. Однако все это казалось Льву Николаевичу пустым.
Философия Достоевского. Основные идеи философии Достоевского
Этические и философские взгляды Достоевского всегда имели одну направленность — человек. Именно в человеке он видел наибольшую ценность и наибольшие возможности. Ни социум, ни сословные общества никогда не выделялись автором так, как идея личности. Его познание мира происходило больше через человека, а не через события.
В 1839 году Федор писал брату Михаилу — “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”Основным направлением философии Достоевского называют Гуманизм — систему идей и взглядов в которой человек является наибольшей ценностью, и которая призвана создать лучшие условия для жизни и духовного развития.Исследователи Достоевского как философа (В частности Бердяев Н. А.) выделяют несколько важных идей в его творчестве:
- Человек и его судьба. В его романах наблюдается некая исступленность в познании людей, и раскрытия их судьбы. Так, князь Мышкин пытается узнать двух женщин, но старается помочь всем окружающим, что в итоге, и влияет на его судьбу.
- Свобода. Многие цитируют отрывки из дневника писателя, чтобы показать будто он был противником свободы в общественно-политическом смысле. Но сквозь всё его творчество проходит свобода внутренняя, свобода выбора. Так, Родион Раскольников сам выбирает сдачу с повинной.
- Зло и преступление. Не отказывая человеку в свободе, Достоевский не отказывает ему и в праве на ошибку или злой умысел. Достоевский хочет познать зло через своих героев, но в тоже время он считает что свободная личность, должна нести ответственность за свои поступки, и наказание за свои преступления.
- Любовь, страсть. Перо писателя рассказало нам множество историй о любви — это и любовь Мышкина к Настасье и Аглае, и страсть Ставрогина ко многим женщинам. Страсть и трагизм любви занимает особое место в творчестве Достоевского.
Религия и Бог
По Толстому, отношение человека к миру, его бесконечности – и есть религия. Поэтому не существует человека без религии, как не существует человека без сердца.
Толстой выделял три типа суждений о религии:
- теологический, где религия рассматривается, как дар, пророчество;
- атеистический, который считает религию притворством и суеверием;
- прагматический, принимающий религию за полезный обман, способный воспитать в людях дисциплину.
Великий писатель не считал эти представления о религии истинными, полагая, что они являются заблуждениями, удобными для человеческого ума.
Согласно воззрениям Толстого, Бог является символом религии. Он олицетворяет безграничность мира. Человек способен допустить существование Творца, но не может делать какие-либо содержательные утверждения о нем. Бог – предел человеческого знания, указывающий на ограниченность нашего понимания.
Человек может допустить существование Бога, но не может сказать, в какой форме он воплощен. Толстой был уверен: если человек не способен чего-то объяснить – это не значит, что его ум работает неправильно. Это говорит о том, что разум имеет естественные пределы.
Религия человека и отношение к Богу формируют веру, которую Толстой считал основой жизни. Вера – есть неосознанное знание о смысле человеческой жизни.
Заключение
В этом очерке мы познакомились с философией великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого. Конечно, охвачена лишь небольшая часть его философии, небольшая часть его взглядов в сфере религии, смысла жизни; рассматривается его социальная философия. Лев Николаевич был всесторонне развитым человеком. Несмотря на его чрезмерный радикализм и противоречивость взглядов. Он проповедовал всеобщую любовь, братство, культ ненасилия и пассивного сопротивления. Он любил русское крестьянство всем сердцем, иногда в ущерб другим сословиям, он не боялся открыто выступать против царя и церкви.
Духовный мир Толстого — он был своего рода, он сам создал систему мистического имманентизма (убеждения, что Высшее Существо целиком присутствует в мире, а не вне его) — и в этом Толстой полностью созвучен миру дух рационализма Нового времени (с его отрицанием всего трансцендентного (чего-то принципиально недоступного для экспериментального знания или не основанного на опыте).
У каждого человека есть глубина внутренней жизни, суть которой невозможно передать другому. Иногда хочется донести это до людей. Но сразу чувствуешь, что полностью передать это другому человеку невозможно.