Скептицизм Дэйвида Юма
Юм свел задачу философии к изучению субъективного мира человека, его образов, его восприятия, к определению отношений, возникающих между ними в человеческом сознании.
Согласно Юму, причина возникновения впечатлений и чувств неизвестна. Его должны открыть не философы, а анатомы и физиологи. Именно они могут и должны определить, какие из органов чувств дают человеку самую большую и достоверную информацию о мире. Философия, с другой стороны, интересуется рефлексивными впечатлениями. Согласно Юму, они возникают в результате действия на разум некоторых идей ощущений (т.е. копий впечатлений, ощущений). Порядок последовательности идей сохраняется в памяти, а воображение свободно перемещает их. Деятельность разума, однако, по мнению Юма, не добавляет ничего нового к исходному материалу. Вся творческая сила разума, по его мнению, сводится лишь к способности комбинировать, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, поставляемый нам внешними чувствами и опытом.
Поскольку Юм отделяет содержание сознания от внешнего мира, вопрос об отношении между идеями и вещами для него отпадает. Существенным вопросом дальнейшего исследования познавательного процесса становится для него вопрос об отношении между различными идеями. Существует три типа ассоциаций идей.
Первый тип — это ассоциации по сходству. По этому типу ассоциаций мы узнаем похожие вещи, как если бы, увидев портрет человека, мы сразу же воскресили в памяти образ этого человека.
Второй тип — ассоциация по пространственно-временной смежности. Юм считает, что когда человек находится недалеко от дома, мысли о близких гораздо более яркие и живые, чем когда он находится на значительном расстоянии от дома.
Третий тип — отношения причинно-следственной связи. Для Юма отношения пространства и времени, как и причинность, не являются объективно существующей реальностью, а лишь результатом перцептивной причинности.
Юм также распространяет скептицизм на психическую, в том числе божественную, субстанцию. По его мнению, невозможно обнаружить через опыт какое-либо конкретное восприятие духовной субстанции. Индивидуальные впечатления сами по себе являются субстанциями и не нуждаются ни в какой другой поддержке. Если бы существовала духовная субстанция, она была бы постоянной. Но ни одно впечатление не остается неизменным.
Скептицизм Юма в сочетании с его отказом свести восприятие к внешнему миру, с одной стороны, и к духовной субстанции Богу — с другой, представляет собой форму агностицизма.
Юношество и первые работы
Написанный им в то время «Трактат о человеческой природе» в полной мере раскрывает человечеству Юма как мыслителя. Но, к сожалению, тогдашний читатель не был готов к восприятию Юмовских реалий. Части этого произведения были опубликованы в 1739 и 1740 годах. Сокращенное изложение вышеупомянутого трактата также осталось незамеченным. Тогда молодой человек возвратился в родные пенаты, где с новой силой начал работу над «Опытами, нравственными и политическими». Две части, выпущенные им в 1741-4-х годах, были встречены также без восторга, но с умеренным интересом.
В 1745 году Дэвид Юм впервые попробовал себя в качестве наставника и репетира по совместительству. В роли ученика выступил маркиз Аннендель – юноша с психическими отклонениями, обучать которого каким-либо наукам совершенно не представлялось возможным. Дэвид, проживавший в особняке ученика, то и дело стыкался с агрессией дяди маркиза, который, в конечном счете, спустя год, отказался платить ему обусловленное жалование. В итоге Юм все же получил честно заработанные средства, однако это было гораздо позже, после долгого судебного разбирательства.
Работа
После окончания войны между Францией и Англией Юм был приглашён во Францию в качестве секретаря, где получил признание за свою работу по историческим события Англии. Взгляды Дэвид разделились известными философами, например, Вальтером. Известно, что Юм вёл переписку с известными личностями того времени.
Приятельские отношения с Ж. Руссо постепенно потерпели крах, и бывшие товарищи превратились во врагов. Руссо выдвинул обвинения Юму, что тот виновен в его неудачном переезде в Англию. Через время Руссо отправлял письма с обвинениями по многим европейским странам. Из-за этого конфликта Дэвид издал “Краткое и истинное объяснение спора между Юмом и Руссо”. После чего обидчик уехал из Англии.
В 1769 году Юм организовал философское общество в родном городе, где выступил в роли секретаря. В тематической кружке состояли: Адам Смит, Александр Монро, Адам Фергюсон.
В течение всей деятельности Дэвид написал собственную автобиографию, где представил себя как открытого и веселого человека, любившего литературу.
Из-за своего скептического отношения к религии Юм не могу получить должность преподавателя, хотя всегда к этому стремился. Ему хотелось преподавать в родном городе.
Философия Дэвида Юма
Дэвид Юм был частью движения, известного как шотландское Просвещение. Он считается последним из великих английских философов-эмпириков. Юм сочетает традицию эмпиризма с элементами пирронизма (пирроновского скептицизма).
Согласно Юму, ментальные образы были просто ментальными репрезентациями — именно на этом фоне он разработал эпистемологию, которая начинается с впечатлений, благодаря которым становится возможным построение м. образов. Объединение простых мысленных картин, в свою очередь, привело к появлению сложных (составных) м. Изображения.
Каждое ощущение, каждое впечатление порождает в нашем сознании убеждение, веру в то, что внешние объекты действительно существуют. Фактически, Юм говорит, что единственное, в чем вы можете быть уверены, это то, что у вас есть чувства, впечатления, и они порождают веру в то, что реальность вне вас реальна, поскольку именно это провоцирует их возникновение.
Юм говорит об отличии действительного от недействительного. Способ отличия одного от другого связан с состоянием ума, то есть впечатлением. Органы чувств, по Юму, отмечают ясность, которой не хватает м. образам.
Согласно Юму, не существует логической связи между причиной и следствием; причинная связь обнаруживается только в опыте. До опыта все может быть причиной чего угодно, но опыт выявляет три обстоятельства, которые неизбежно связывают данную причину с данным следствием: смежность во времени и пространстве, первичность во времени, постоянство связи. Для Юма причинность, субстанция и субъект — это всего лишь верования. Он пишет, что на самом деле у него нет никакого опыта в отношении этих понятий. Если мы исходим из опыта, то должны признать, что субъект предстает как простой поток сознательных актов.
Труды и произведения
Шотландский философ в структурном плане начинает изложение своей собственной философии с теорий познания. Данные аспекты изложены в первом крупном произведении «Трактат о человеческой природе» $(1739—1740)$. В данном труде он даёт указание на подготовительный характер гносеологических построений в тексте более важных, по его взглядам, философской проблемы, а именно — проблемы морали и нравственности. К тому же он освещал такие задачи социального взаимодействия людей в современном обществе. В более поздних его трудах именно познавательной проблематике Юм отведёт первое место. И выйдет такое произведение как «Исследование о человеческом познании» $(1748—1758)$. Данное исследование будет являться центральной работой юмовской философии, в том числе и у его критиков, что оттеснит и оттенит всё остальное.
Философия
Исследователи философии Юма говорят на том, что его философия в отношении гносеологии имеет характерную окраску скептицизма. Но в тоже время историки сводят своё мнение к тому, что если скептицизм Юма рассматривать через призму традиционного античного скептицизма, то они приходят к следующим выводам. По мнению самого Секста Эмпирика, который считал, что можно лишь разрушать огнём сомнения любое положительное знание и познание о мире и в мире, не предлагать никакого иного выхода, кроме выражения своего мнения через молчание, то есть «воздержания от суждения». Исходя из данных умозаключений, юмовский скептицизм представляет собой скорее методологическую, чем онтологическую точку зрения. Иммануил Кант, рассуждая о юмовском подходе, высказывает знаменитое и интересное замечание в отношении посадки Юмом «корабля познания» после пробоины «догматизма» на «мель скептицизма». Следует отметить, что Иммануил Кант прослеживает задачи Юма не в тексте тотального скепсиса, где основой является базовая философская стратегия, но по плану предварительной очистки познавательных пространств, которые необходимы для следующего исследовательского хода. Данный подход представляет собой значительней оправданным и верным, потому что сам Юм рассуждал о гносеологии как предварении политики и этики в рамках проблемы и такого вопроса о том, «что мы можем знать?».
Наследие
Замечание 2
Иммануил Кант пишет о Давиде Юме следующее, что Юм не был понят современниками и его не приняли в основах современной его эпохи. И это, действительно, имеет место быть, что Юм так и не увидел того уровня полемики или дискуссии, которой так жаждал добиться в период своей жизни. И данную полемику и дискуссии зачастую он сам открыто старался провоцировать в своих работах. Но, однако, что касается к собственному творчеству Иммануила Канта роль Юма чрезвычайно высока. Иммануил Кант называет Юма тем, кто смог пробудить его «от догматического сна» докритического периода. И, следовательно, можно сделать такие выводы, что после Юма и Канта эмпиризм уже не смог вернуться на прежние высоты, которые ему отводились в научно-философском пространстве $XVII—XVIII$ веков. Критическое отношение Юмом к догматизму, так или иначе, возымела своё историческое действие.
Две истины
Для начала Юм разделил идеи на две группы. Мысль может быть «впечатлением», прямым восприятием мира при помощи чувств или эмоциональным ответом на него. Если же мысль не является впечатлением, значит, это «идея»: в терминологии Юма идея состояла из многих впечатлений, размышлений о пережитом опыте, которые мы воплощали в концепции романа или фантазии. Разделив таким образом виды деятельности нашего сознания, Юм указал, что наши идеи далеко не всегда основаны на наших впечатлениях. Эту мысль он объяснял при помощи приема дихотомии, ныне известного как «Вилка Юма» (см. изображение). Высказывания могут быть либо утвердительными, либо предположительными.
Лучшими образцами утвердительных высказываний, и на самом деле единственными, которые Юм считал абсолютно заслуживающими доверия, были математические равенства: 3 + 1 = 4, 4 — 2 = 2 и т. д. Истинность такого рода утверждений очевидна с первого взгляда, без дополнительных экспериментов или иной проверки достоверности. Другими словами, эта истинность a priori (до поверки опытом).
Второй тип утверждения — вероятностный: чтобы наполнить бочку, хватит 400 яблок. Узнать, так это или нет, невозможно до тех пор, пока вы не положите в бочку 400 яблок. И, разумеется, количество в 400 яблок не будет окончательным для каждой бочки — в некоторые можно положить больше, в некоторые меньше. Тем не менее, как только достоверность этой гипотезы была подтверждена a posteriori — в результате проведенного опыта, ее можно считать столь же истинной, как и 2 + 2 = 4.
Вилка юмора
Дэвид Юм разделял истины на две группы, используя систему, которая сегодня известна как «Вилка Юма»: утвердительные высказывания являются истинными a priori — вам не требуется проводить исследование, чтобы доказать истину, но, в конце концов, они говорят вам о самых банальных фактах. Вероятностные истины нуждаются в проверке a posteriori — при помощи чувственного опыта — и они далеко не всегда сохраняют свою истинность. Но, если утверждение не попадает ни в одну из этих групп, оно точно не может быть признано истинным.
Образ мыслей Дэвида Юма
Чтобы усвоить образ мыслей Дэвида Юма, первое, что мы должны сделать, это изучить его работу и попытаться определить теорию эмпиризма, которую он всегда защищал.
Эмпиризм основан на ряде принципов:
Врожденных знаний не существует
Люди не рождаются с врожденными образцами мышления и знаниями, которые диктуют, как они должны интерпретировать реальность. Для эмпирического течения все, что мы знаем о реальности, происходит из нашего опыта.
Переживания могут быть внутренними или внешними, то есть они могут исходить из собственных размышлений и знаний о нашей внутренней жизни или, наоборот, из наших ощущений и восприятий мира. Для эмпириков ничто не предшествует опыту. Для них мы учимся через разумный мир и больше ничего. Ум подобен чистому холсту, на котором мы иллюстрируем знания, которые получаем со временем.
Дэвид Юм и Джон Лок верили в эти идеи. Тем не менее, они различались в пределах опыта. С одной стороны, Локк считал, что можно получить доступ к знаниям о реальности за пределами практического
С другой стороны, Юм отметил, что знание сводится к нашему восприятию, принимая во внимание саму природу опыта
Есть два типа знаний
По мнению Юма, существует два типа знаний: впечатления и идеи. Впечатления — это мысли, возникающие в результате переживания вещей через чувства. Идеи абстрактны и неоднозначны, поскольку они не возникают из физических ощущений.
Все исходит из восприятия. Впечатления — это непосредственное знание, которое мы получаем от восприятия. Поэтому идеи основаны на впечатлениях, что означает, что они намного сложнее. Юм также говорил о концепции воображения, способности человека модифицировать и производить идеи.
Специфика эмпиризма Юма. Значение его философии.
Юм в своей философии показал, что знание, основанное на опыте, остается всего лишь вероятностным и никогда не может претендовать на необходимость и общезначимость. Эмпирическое знание истинно лишь в границах прежнего опыта, и нет никаких гарантий, что будущий опыт не опровергнет его. Всякое знание, по Юму, может быть лишь вероятностным, но не достоверным, а видимость его объективности и необходимости есть следствие привычки и веры в неизменность опыта.
Общий итог философии Юма можно определить как скептицизм относительно возможности объективного познания мира, раскрытия его законов.
Философия Юма имела большое влияние на дальнейшее развитие европейской философии. Выдающийся немецкий философ Иммануил Кант со всей серьезностью воспринял многие из выводов Юма. Например, что весь материал знания мы получаем из опыта и что методы эмпирического познания не в состоянии обеспечить его объективность и необходимость и тем самым обосновать возможность теоретических наук и философии. Кант задался целью ответить на вопросы: почему вообще существует наука? как она может производить такое мощное и действенное знание? как возможно всеобщее и необходимое знание?
На скептицизме Юма основывались идеи Огюста Конта о задачах науки, которые связаны лишь с описанием явлений, а не их объяснением, а также ряд других позитивистских выводов.
С другой стороны, дальнейшее развитие науки и философии подтвердило опасения Юма относительно абсолютизации любых философских заключений. И, если выйти за рамки абсолютизаций самого Юма, то ясно, насколько важен разумный скептицизм и разумное сомнение для достижения истины.
Философия — это дисциплина, которая пытается разгадать тайны жизни, нашего мира и причины нашего существования. До науки человечество пыталось ответить на определенные вопросы совершенно по-разному. Прежде всего, возник рост мифов и идей о творчестве. После этого в связи с появлением философии рассуждения стали немного более объективными.
Философия имела обыкновение искать причину существования и природу мира. Со временем философия была разделена на разные отрасли и дисциплины. Философы углубились в то, как люди воспринимают реальность.
Дэвид Юм был одним из великих философов
Он подчеркнул важность обучения и формирования привычек. Конечно, эта позиция значительно повлияла на философию того времени
Кроме того, это также повлияло на психологию, когда она консолидировалась около века спустя.
Чтобы понять философию Юма, важно взглянуть на его прошлое. В эпоху возрождения возникли два противоположных философских течения, связанных со знаниями
Одним из них был рационализм. Эта теория утверждала, что люди рождаются с определенными универсальными истинами, которые они используют для интерпретации реальности.
На противоположности стоит другой поток: эмпиризм. Эмпиризм установил, что у людей нет врожденных знаний. Поэтому они могли учиться только через опыт. На данный момент одним из максимальных представителей этого течения был, без сомнения, Дэвид Хьюм.
Философия Юма
Центром философского учения шотландского философа является человек. Абсолютно все науки, исходя из его суждений, должны опираться на философию, а потому них философская концепция человека является фундаментальной. Он считал, что любая наука, быть то математика или астрономия, в любом случае зависят от науки о человеке и все равно возвращаются к ней.
Отдельного внимания заслуживает структура одной из самых значительных работ мыслителя – упомянутого выше «Трактата о природе человека». Начинается, он, как и полагается, с теории и познавательных составляющих. Юм считал, что в основе науки о человеке лежит наблюдение и опыт, и первым делом стоит обратиться к изучению человеческого познания, обоснованию опыта, и убедиться в достоверности познания. Далее необходимо исследовать человеческие аффекты, и лишь после обратиться к морали и добродетели. В природу человека Юм включал разные признаки, среди которых особенно подчеркивал возможность человека находить «пищу» в науке, называя человека существом разумным, общественным и признавая необходимость реализации потенциала в сферах, близких каждому по духу. В своем заключении Дэвид Юм говорил, что природа предусмотрела для человека смешанный образ жизни, предостерегая его, таким образом, от чрезмерного увлечения отдельной склонностью. Только в таком случае удается исключить возможность утраты способностей к другим занятиям.
Это интересно: 218,Жан Батист Ламарк
Философия
Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи считают, что крайне важную роль в учении Юма играют и идеи натурализма.
Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера.
Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).
После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:
- Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).
- Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).
- Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).
Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ним. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
В 19 столетии такую позицию стали называть агностицизмом. [кто?] Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.
Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.
Давид Юм – выдающийся английский философ-эмпирик. Основной задачей философии считал всестороннее изучение человека с позиции эмпиризма. Он видел в философии руководство для практической деятельности. Юм развил учение об опыте как потоке впечатлений.
Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Философии Юма присущи идеи сомнения и скептицизма.
Одно из центральных мест в его философии занимает проблема причинности.
Давид Юм о происхождении государства
Происхождение государства Юм связывал, во-первых, с необходимостью организованно защищаться или нападать в условиях военных столкновений с другими обществами. Во-вторых, с осознанием выгоды от наличия более прочных и упорядоченных социальных связей.
Юм предлагает такое понимание социального развития. На первой его ступени складывается семейно-общественное состояние, в котором действуют определенные нормы морали, но нет органов принуждения, нет государства. Второй его ступенью является общественно-государственное состояние. Оно возникает в результате «увеличения богатств и владений», которое вызывало столкновения и войны с соседями, что в свою очередь придало военным вождям особо важную роль и значение.
Правительственная власть возникает из института военных вождей и с самого начала приобретает монархические черты. Правительство, по мнению Юма, появляется как инструмент социальной справедливости, орган порядка и гражданской дисциплины. Оно гарантирует неприкосновенность собственности, упорядоченную передачу ее на основе взаимного согласия и исполнение своих обязательств.
Лучшей формой правления государством Юм считал конституционную монархию. При абсолютной монархии, рассуждает он, неизбежны тирания и обнищание нации, а республика ведет к постоянной нестабильности общества. Соединение наследственной королевской власти с узкими прерогативами и буржуазно-дворянского представительства – это, по взглядам Юма, лучшая форма политического управления, которую он определяет как середину между крайностями (монархией и республикой) и как соединение деспотизма и либерализма, но с «преобладанием либерализма».
Детство
Дэвид Юм родился в довольно обеспеченной и уважаемой семье. Его отец был небезызвестным адвокатом, имевшим в распоряжении небольшое семейное поместье, а мать являлась дочерью главы судейской коллегии сэра Дэвида Фальконе. У мальчика были старшие брат Джон и сестра Кэтрин.
После смерти главы семейства, мать вплотную занялась образованием детей, делая основной упор на религию. В 12 лет Дэвид стал посещать занятия в Эдинбургском университете, где обучался основам юриспруденции и штудировал древнегреческий язык. Поручившись в университете три года, в 1726 году Юм покинул высшее заведение, предварительно согласовав решение с семьей. Уже в это время его привлекала литература и философия, а позже он не раз говорил, что любая наука для него, корме философии и чтения, была совершенно неинтересна.
Юм с раненного возраста много размышлял, а главной темой его мозговых штурмов была нравственность человека. Он искренне полагал, что одних таких размышлений вполне достаточно для перерождения нравственной природы человека. Юноша регулярно углублялся в свои размышления, что в скорм времени привело к ухудшению его психологического здоровья. Спустя некоторое времени Юм стал наблюдать за собой вялость, инертность и абсолютную отрешенность от дела, которое еще совсем недавно приносило столько удовольствия.
Тогда Дэвид, не найдя других путей решения, выбирает кардинальную смену рода деятельности и жизни в целом. В 1734 он оправился в Бристоль, но через некоторое время покинул его и обосновался на три года во Франции, два из которых провел в школе Ла-Флеш.
Первые плоды писательской деятельности
После первых продуктивных работ Юм отправился в путешествие по Европе, параллельно готовя к выходу новое произведение. Вернувшись в Эдинбурге, писатель стал библиотекарем в университете. Проводя каждый день среди обширного количества книг, Дэвид Юм написал “Историю Англии до революции 1688 года”.
Из-за рассказа истории Англии Юм нажил себе врагов в виде шотландцев и ирландцев. Но после выхода нескольких других томов истории, публика поменяла свое отношение к автору и признала его произведения.
Это интересно: 212,Духовная жизнь Серебряного века: описываем все нюансы
Дэвид Юм и психология
Короче говоря, Дэвид Хьюм является одним из самых важных эмпирических авторов. Эпистемология является одной из отраслей философии, которая больше всего связана с психологией. Вот почему Юм сильно повлиял на психологию.
Для Дэвида Юма ни один человек не рождается с мыслями и эмоциями. Вместо этого они приобретают и развивают их из своего опыта. Поэтому Дэвид Юм отбросил все виды врожденных идеи и укрепил идею человеческого обучения. Несомненно, этот автор предлагает нам задуматься о нашем восприятии и нашем понимании мира.
Юм Дэйвид (David Hume, 1711-1776) — англ. философ. Развивая идеи эмпирической психологии, основы которой были заложены Дж. Локком, Ю. выступал против признания существования души как субстанционального носителя сознания: существуют только впечатления и их бледные копии (идеи) как единицы сознания. Оба класса явлений сознания бывают простыми и сложными. Сложные явления образуются на основе суммации простых.
Работа сознания, по Дэвид Юм, подчиняется определенным общим закономерностям, которые действуют столь же непреложно, как и в природе (течение мыслей, напр., происходит не через произвольное и случайное комбинирование мыслей, а по ассоциативным связям, приобретенным в прошлом опыте).
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Юм Давид (1711–1776) — английский психолог и философ. Заняв последовательно скептическую позицию, Ю. провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросив рефлексию как источник познания.
Опыт, по Ю., построен из впечатлений (к к-рым относятся ощущения и эмоции) и идей (копий впечатлений). Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам живости и силы. При этом идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении идеи, согласно Юм, нет никакой необходимости. Вера в необходимость — результат привычки, к-рая учит, что за одним феноменом обычно появляется другой. Согласно его концепции, ассоциации не продукт причинной связи, но, напротив, мнение о существовании такого рода связи — продукт ассоциации. Ю. выделял три вида ассоциации — по сходству, смежности в пространстве и времени и причинности.
Согласно Дэвид Юм, связь дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. В течении ассоциативных процессов, не имеющих реальной причинной связи, исчезали не только реальные объекты, но и целостная активная личность, к-рая превращалась в калейдоскоп лишенных внутренней связи состояний, каждое из к-рых, по Ю., является причиной самой себя.
-
Тема эрмитаж в детском саду
-
Система управления страной кратко 8 класс
-
Радужная неделя в детском саду планирование
-
Влияние занятий физической культурой на психическое развитие человека кратко
- Правила оформления графиков кратко
Ни то, ни другое
Однако затем Юм указал, что многие наши утверждения, касающиеся устройства мира, не относятся ни к одной из этих категорий. «Солнце встает по утрам» — отличный тому пример. Это не утвердительное высказывание, потому что в солнце нет ничего такого, что гарантировало бы непременный восход по утрам и было бы определяющим признаком солнца — оно не перестанет быть солнцем, если не появится утром на небосклоне. Однако солнце восходит каждое утро: так происходит каждый день в течение вашей жизни — и в течение жизни Юма тоже. Но это не значит, что восход солнца относится к высказываниям вероятностным только потому, что мы наблюдаем за его подъемом и видим доказательство тому собственными глазами.
Солнце всегда встает по утрам. однако Юм доказывал, что это не так, — ведь однажды оно может и не взойти. нельзя полагаться как на факт даже на такие природные закономерности, как восход солнца, полагал Юм.
Неизбежная ошибка, которую мы совершаем, заключается в том, что мы настолько привыкли к смене дня и ночи и другим природным явлениям, что мы исходим из того, что они будут продолжаться. Мы приходим к выводу, что, раз солнце взошло этим утром, оно непременно появится и следующим, но мы никогда не можем быть в этом уверенными.
Юм распространяет действие концепции неуверенности на причинно-следственные связи. Представление о том, что игра на барабанах — причина появления звуков, не может быть сочтено утвердительным, так как нет ни одной логической предпосылки, позволяющей думать, что у появления звука нет других причин. И мы не можем проверить звуки, которые издает каждый барабан, чтобы исследовать их эмпирическим путем. Поэтому для выстраивания причинно-следственных связей нет рациональной основы, есть только наш человеческий «обычай» обращения к привычным моделям для понимания природы.
Шотландское просвещение
Дэвид Юм стал ведущей фигурой в том движении, которое сегодня известно как шотландское Просвещение. Шотландия XVIII века была страной образованных людей, три четверти населения умело читать и писать — многим другим странам до Шотландии было очень далеко. Как следствие, шотландские мыслители этого времени оказали фундаментальное влияние на развитие науки и философии. Среди них были Адам Смит — основатель экономики, Джозеф Блэк — химик, исследовавший природу тепла, и Джеймс Геттон — геолог, разработавший концепцию униформитарианизма, которая исходила из того, что геологические образования, лежащие в более глубоких пластах, старше, чем те, что лежат у поверхности. Одна из его диаграмм приведена ниже. Концепция Геттона привела к переосмыслению возраста Земли и стала одним из двигателей теории эволюции.
Поделиться ссылкой