Введение
Существует множество различных школ мысли, многие из которых датируются прошлым столетием и развиваются в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени естественным образом порождают совершенно новые и оригинальные философские подходы к мысли. Среди всего этого разнообразия есть очень влиятельные, мировые школы и некоторые узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основанную на традициях, обогащенную инновациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии.
В то же время эти философские школы и течения отражают ряд общих тенденций развития человека, характерных для нашего времени:
все большее внимание к человеку как главному объекту философии;
озабоченность судьбой человечества, ставя под сомнение правильность выбранного пути развития, а также поиск и предложение новых стратегических ориентиров
глобальные проблемы человечества;
анализ человечества в целом по отношению к природе, космосу, Богу; борьба за интеграцию и националистическо-региональные тенденции в развитии цивилизации
углубление формалистических поисков;
вечный поиск смысла и основ жизни, обозначение культурных и духовных причин как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.
Дэниел Деннет и когнитивная философия
Деннет является представителем американской философии, значительную часть своих исследований он посвятил проблеме сознания и психики в целом. В теорию психики он включал функционалистский компонент иучение о данных интроспекции. Первую часть он называл теорией контента, вторую — теорией сознания. Характерным свойством психического Деннет называет «интенциональность», т.е. нацеленность на смысл или предмет. Эта нацеленность выражается в таких словесных формах, как «хочет», «желает», «убежден» и т.д. Деннет является сторонником когнитивной науки, полагает, что наука о сознании длжна базирваться на объективных эмпирических данных.
Метод исследования сознания, предложенный Деннетом, заключается в наблюдении за субъективными переживаниями с точки зрения третьего лица при помощи использования словесных нарративов (рассказов). Он отрицает существование внутреннего «Я», считая его созданием некритического подхода к нарративам. По его мнению, сознание представлено множеством информационных потоков, которые конкурируют за то, чтобы первым дойти до мозга и захватить контроль над поведением человека.
Деннет также занимается критикой религии. Одно из ключевых разработанных им понятий звучит как «вера в веру»и заключается в том, что «когда трудно верить в Х, намноо легче верить в то, что ты обязан верить в Х». Он заметил, что многовековая вера привеа к ее вырождению, теперь не столько верят в бога, сколько в саму религию как совокупность ритуалов и догм. Люди давно перестали анализировать то, что слышат, переложив обязанность по пониманию религии на плечи священников. Деннет уверен, что религиозное мировоззрение ждет неизбежный крах.
Ричард Рорти — американская аналитическая философия
Ричарда Рорти относят к американской аналитической философии, но учитывая эволюцию его взглядов чаще всего его обозначают как одного из представителей современного постмодерна. В последней чертверти XX века Рорти воплотил в себе новый облик современной философии. Он стремился сделать свои взгляды общедоступными, его мысли отличались своеобразием, но вряд ли ему можно приписать авторство оригинальных философских решений.
Одной из первых проблем, кторых он коснулся, стала проблема соотношения «ментального и физического». Он полагал, что разделение не может произойти на опыте, следовательно, необходимо находить решение в языке. «Ментальное» описывалось им при помощи терминов нейрофизиологии через нейроны и возбуждение коры головного мозга. По мнению философа, «ощущений» не существует, таким образом, он движется в сторону физикализма.
Свою линию философии в монографии «Философия и зеркало природы» Рорти определяет как прагматизм. Он утверждает, что человек в процессе своего исторического развития, не придумывает новые решения проблем,а пересматривает свой собственый взгляд на эти проблемы. Таким образом наука не является единственным источником знания, в этом Рорти стоит на позициях отрицания позитивизма. Рорти высказывается против разделения наук на гуманитарные и естественные, а также ратует за пересмотр представлений о философии как главного арбитра для решения любых научных споров и противоречий внутри культуры. Рорти считает, что философия не располагает такими критериями, которые позволяли бы ей отделять оправданные верования от неоправданных, т.е. истинное знание от неистинного.
Список литературы
- Е.А. Антонов, М.В. Воронина. Философия: учебник. — Белгород, 2001 — Тема 11.
- Введение в философию: в 2 томах 1 / под редакцией И.Т. Фролова. — М., 1988. — Глава IV.
- Зотов, А.Ф., Мелвилл, Ю.К.. Западная философия в XX веке. — М., 1992.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. — М., 1992.
- Проблема человека в западной философии. — М., 1987.
- Радугин А.А. Философия: курс лекций. — М., 1994. — Тема 15.
- Спиркин А.Г. Философия: учебник. — М., 2003. — Глава 7.
- Философия: учебник для высших учебных заведений / под ред. — М., 2003. — Раздел II, глава 9.
- Фромм Е. Бегство от свободы. — М., 1991.
- Джасперс К. Смысл и цель истории. — М., 1992.
- Реферат на тему: Научно-технический прогресс и научные революции
- Реферат на тему: Социальный философский анализ трансформации банка в информационной системе
- Реферат на тему: Учение Платона об идеях
- Реферат на тему: Жизнь и философия Сократа. Проблема добродетели у Сократа и современность
- Реферат на тему: Становление и основные этапы развития финансовой науки
- Реферат на тему: Соотношение знания и мудрости в философии
- Реферат на тему: Философское понятие истины
- Реферат на тему: История развития науки международного налогового права
- Реферат на тему: Марей А. В. «Авторитет или Подчинение без насилия»
- Реферат на тему: Этический потенциал эстетического воспитания
- Реферат на тему: Биология с точки зрения антиредукционистких методологических программ (1970-1990гг.)
- Реферат на тему: Философские проблемы научно-технического прогресса
Постмодернизм и его представители
Замечание 1
Постмодернизм представляет собой современную мировоззренческую установку, связанную с поливариантным восприятием мира и проблемой самоидентификации культуры. Это направление встречается во многих сферах современной жизни — искусстве, науке, экономике, политике, литературе, психологии и т.д.
К постмодерну относят многих философов, среди них:
- М. Фуко;
- Ж. Деррида;
- Р. Барт;
- Ж. Лакан;
- Ж. Делез и др.
Одним из представителей современной философии является Морис Мерло-Понти (1908-1961). Он создал свою версию философии экзистенции, в которой он пытался преодолеть противопоставление свободы и необходимости, объективного и субъективного. Во многом он основывался на этнографических наблюдениях и трудах, доказывавших, что то, что в западной цивилизации принято считать универсальным и абсолютным, в других культурах таковым не является. Философия Мерло-Понти группируется вокруг проблемы восприятия и описания пережитого опыта, она идет от анализа восприятия к анализу видения мира и идеи «плоти», которая снимает противоречие между субъектом и объектом, что восстанавливает, по мнению философа, онтологический статус воспринимаемого мира.
Познающий субъект вписан в исторический, социальный, культурный и даже биологический контекст. Для осознания себя и постижения смысла своего существования необходимо столкновение своего опыта с опытом других. Мир в таком случае понимается как синоним взаимопроникновения, явление «междумира», который связывает Я и других людей, человеческое сознание и природу. Философия Мерло-Понти предстает как философия интерсубъективного опыта человека.
К проблеме выхода за границы допустимого обратился Жорж Батай. Он считал, что границы отнюдь не жестко заданы, они не определены человеческой культурой, ни психологией. Они внутри человека, связаны с его внутренней неопределенностью, двусмысленностью и противоречивостью. Как культура задает границы, она также может их изменять, задавая саму возможность их нарушения.
Мишель Фуко стремится исследовать различные способы самовыражения человека при помощи его воображения, сновидений и т.п. Одна из его работ носит название «История безумия в новое время», в которой он исследует историю «мутаций» идей. С его точки зрения, в культуре любого исторического периода присутствует система смыслов, особо значимых для периода, но находящихся в оппозиции друг к другу. В Новое время такими смыслами являлись безумие и рациональность. В другой работе «Археология знания» Фуко исследует основные методы, границы и историю идей.
Манифестом постмодерна называюют работу Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Что такое философия». Современное общество они характеризуют как «шизофреническое», т.е. неопределенное и многофакторное. Главной действующей в нем силой является желание. Оно разверстывается как воля к власти, она устанавливает отношения в обществе. Само по себе желание противоречиво, оно может выступать как реактивная сила, вызывая чувство вины.
Экзистенциальный психоанализ
Соединение психоанализа с иными философскими учениями происходило и в других областях. В частности, Людвиг Бинсвангер (1881—1966) пытался соединить учение Фрейда с учением Хайдеггера. Сам Бинсвангер был учеником Фрейда и так же, как и Юнг, в определенный момент с ним разошелся. Основная его работа была написана в 1942 г. Ее название может сказать о многом: «Основные формы и познание человеческого Dasein». Бинсвангер считается основоположником аналитической психиатрии, как все ее называют, или по-немецки Dasein-analyse (по-русски это переводится как Dasein-анализ). По Бинсвангеру, духовная жизнь человека проявляется в жизни его сознания, и только сознания. Нет никакой реальности кроме той, которая проявляется в его сознании. И эта реальность проявляется таким образом, что она конституируется активностью интенциональных актов. Сразу же вспоминается Гуссерль с его учением об интенциональности и с тем, что в интенциональных актах конституируется объект. Эти феномены, существующие в сознании, самодостаточны. Имея в себе интенциональность, будучи направлены на свой объект, они полностью дают информацию о себе для человека. Бинсвангер понимает, что в интенциональности и в том, как трактовал этот феномен Хайдеггер, показав, что через феномен, открытый Гуссерлем, просвечивает бытие и человек является как бы просветом в бытии, содержится тот момент, за который можно уцепиться и в психиатрии, и в психологии.Слишком много психических болезней, неврозов существует именно из-за того, что человек ощущает себя в противоречии с миром: возникает чувство страха, заброшенности — прекрасно знакомые всем состояния, которые у некоторых людей принимают навязчивый характер и вызывают расстройство психики. Эти расстройства, по мнению Бинсвангера, можно лечить на основе философии Гуссерля и Хайдеггера, на основе того, что эти расстройства мнимые. Для этого нужно исследовать Dasein, исследовать целостность человека.Исходная установка у Бинсвангера и у Юнга одна и та же: целостность человека. Только если у Юнга бессознательное и сознательное взаимодействуют, то Бинсвангер полностью отказывается от понятия бессознательного, и вместо противопоставления бессознательного сознательному вводит хайдеггеровское понятие Dasein. Психоанализ уступает место анализу Dasein, описанию структур этого Dasein — того, что Хайдеггер излагает в своей работе «Бытие и время»: понятия страха, времени, бытия в мире и т. д. представляются Бинсвангером наиболее важными, с точки зрения анализа психики человека. Правда, Бинсвангер поправляет Хайдеггера и говорит, что главным для лечения человека является не понятие страха, а понятие любви. Именно любовь связывает воедино всю психику человека, в том числе и эти феномены в сознании, и поэтому лечение человека возможно именно через этот экзистенциал. Классический фрейдовский психоанализ очень сильно сужает сферу деятельности и ограничивается, как говорит Бинсвангер, эфирным миром сна. Сон — это нечто совсем нереальное, и ограничивать область исследования психики именно сном это, по Бинсвангеру, значит ограничиться эфирным, ненастоящим миром.В отличие от психоанализа, Dasein-analyse имеет дело со всеми формами человеческого бытия. Это необходимо постольку, поскольку Фрейд слишком уж биологизировал человека. Бинсвангер показывает, что человек не есть вещь, не есть механизм среди других таких же механизмов в природе. Человек всегда стремится превзойти пределы мира и всегда есть некоторый вызов миру. Именно этот вызов и проявляется в его бытии. Поэтому анализ человека как личности, стремящейся преодолеть мир (а вследствие этого и возникают различные неврозы и болезни), возможен, по Бинсвангеру, только на пути соединения экзистенциализма и психоанализа.
Заключение
Классическая философия, независимо от различий в философских системах, характеризуется общностью понимания целей и задач философии. В современной философии, напротив, различия выходят на первый план, общий философский стержень разрушается, а отдельные философские проблемы выделяются и локализуются, которые формируются в самостоятельных направлениях. Поэтому с конца XIX и начала XX века появляется множество философских течений с приставкой «нео-«, которая, с одной стороны, обозначает генетическое родство с оригинальными философскими системами, а с другой — подчеркивает их отличие от классических философских схем.
Развитие философии в этот период во многом определяется социокультурными процессами, в частности, резким повышением роли науки, которая постепенно занимает лидирующие позиции в системе общечеловеческой культуры, которую до этого времени занимала религия. Культура «расколота» на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и на тех, кто против него.
В одном случае научные знания объявляются высшей культурной ценностью, которой должны соответствовать все другие формы интеллектуального присвоения бытия. Мы называем это мировоззренческим позиционированием ученого. Наиболее развитые естественные и математические науки служат идеалом для ученого.
Против этой позиции выступает антинаука, которая подвергает науку всесторонней критике и как социальный институт, и как форму понимания мира, рассматривая его как «демона, выпущенного из бутылки», который угрожает существованию человеческой цивилизации. Здесь предлагаются различные вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы понимания существования в качестве альтернативы науке, научным знаниям, а в некоторых случаях даже рациональному мировоззрению. Наука рассматривается как неспособная не только постичь истину в ее высшем смысле, но и решить проблемы человеческого бытия, его отношений с другими людьми, и с миром в целом.
Следовательно, в последующем развитии европейской философии можно (условно) выделить две ведущие философские традиции: позитивизм; иррационалистическая философия как реакция на монополизацию культурного пространства по научным соображениям.