Создание двухфункционального изделия для интерьера в стиле готика

Интегративная функция философии   дронченко анатолий иванович

Формирование интегративных возможностей античной философии и характер их реализации

В данном параграфе мы обратимся к античному времени, в течение которого начинают складываться и определяться интегратив-ные потенции философии. В синкретичном знании античности имеются и многочисленные примеры проявления интегративной функции философии в действии. Некоторые из них мы рассмотрим. Обращение к древнегреческой философии обусловлено прежде всего тем, что ин-тегративное функционирование философии на этом этапе развития не нашло должного освещения в философской литературе.

Если отвлечься от различных систем и учений античной философии, а взять единство ее предметного определения, то следует признать, что такими возможностями располагала вся античная философия. При этом мы, конечно, абстрагируемся от идеалистической линии в античной философии, которая уже тогда играла дезинтегра-тивную роль. Все же при исследовании этой философской функции, учитывая обстоятельство неоднородности материалистической линии философии античности, речь пойдет об интегративных свойствах не всех, а отдельных философских систем и учений.

В соответствии с деятельностным подходом к философии выделим два важных структурных элемента интегративного функционирования философии. Первый — это рассмотрение интегративных свойств философии как особого рода деятельности, когда синтезировалась как собственно философская, так и первые формы нефилософской научно-познавательной деятельности. Второй — интегратив-ная функция философской теории античного времени. Этот уровень иятегративных потенций философии вытекает из ее предмета как учения о всеобщем.

Мы полагаем, что первые признаки интегрирующего действия античной философии следует связывать с тем содержанием, которое вкладывалось в Древней Греции в термины «философ» и «философия». В содержании первого понятия в основном отражается интегративно-синтезиругащий характер философской деятельности. Такое содержание понятию философа придали сами античные мыслители. Они же предпринимали попытки к реализации этого содержания в своих практических действиях.

Античный философ — это энциклопедист, обобщавший и синтезировавший в своей деятельности все повседневное и опытное знание других членов общества. Он является наиболее яркой фигурой формировавшейся новой сферы человеческой деятельности- теоретической, т.е. сферы самостоятельного и независимого от внешнего авторитета размышления о строении мира, бытия и т.д. В этой области деятельности первые греческие философы имели поразительную способность рассуждать об окружавших их вещах, что дало им основание «называть себя философами, т.е. любящими мудрость» . Отсюда очевидно, что их энциклопедическая деятельность в познании была направлена на поиски истины, которую они понимали как мудрость. Это означает, что древнегреческие философы провозгласили мудрость идеалом знания, которого можно достичь собственными усилиями, достаточно лишь, как призывал Гераклит, следовать всеобщему, т.е. логосу (понимаемому им как абсолютная необходимость и судьба), и который составляет общую основу всех известных людям вещей. Люди могут правильно судить о них, исходя из этой общей основы, т.к. всеобщее бесконечно, многообразно и проявляется во всем. Оно «открывает человеческому уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом множестве преходящих, конечных, разнообразных вещей»1. Познание всеобщего, этой высшей истины, указывает правильный путь в жизни и возможность его выбора. Таким образом, активность субъекта в познавательной и общественной деятельности в античности сводилась к поиску истины, которую значительно легче найти,благодаря философствованию.

Несмотря на умозрительный характер этих поисков, в них уже просматриваются элементы интегративного функционирования философии. Их наличие предполагается в том, что первая научная деятельность древних греков связывалась с философскими методами достижения достоверного знания. Античные мыслители распространяли философствование на всю область современной им познавательной деятельности и по существу возводили ее в статус универсальной, всеобщей формы духовной деятельности, иными словами, всю познавательно-теоретическую деятельность отождествляли с философией. Такая ситуация во взаимоотношениях философии и частного знания объясняется тем, что синкретичность античного знания(П.В.Алек сеев , А.Н.Чанышев и др. называют его «протознанием» или «преднаукой»), есть не что иное, как такая взаимосвязь знания с философией, что опытное знание практически растворяется в философском знании, а сама философия получает название натурфилософии

Создание диалектического материализма -качественно новый этап развития интегративной функции философии

Несмотря на успехи и прогресс античного знания интегратив-ные свойства философии этого периода не были реализованы в полной мере. Потребовались столетия для развития философского знания и познавательной деятельности субъекта, пока научное знание не достигло уровня разветвленной познавательной системы.

Последовавшая за античной «новая философия , хотя и в ней диалектика имела блестящих представителей (например, Декарт и Спиноза), напротив, все более и более погрязала, особенно под влиянием английской философии, в так называемом метафизическом способе мышления, почти исключительно овладевшим также францу II т зами ХУШ века… . И только с созданием К.Марксом и Ф.Энгельсом научной, диалектико-материалистической философии, стали очевидными интегративные признаки многих положений античной философии.

В аспекте интегративного функционирования в новом ракурсе предстает вклад К.Маркса и Ф.Энгельса в дальнейшее революционное развитие философии. При характеристике переворота, совершенного ими в философии, следует иметь в виду, что он заключался не только в факте возврата диалектики на свое «место» и диалектическом исследовании общественных явлений, но и в том, что создание диалектического и исторического материализма коренным образом изменило положение и роль философии в обществе и науке

Мы полагаем, что, создавая научную философию, ее основоположники в первую очередь обратили внимание на необходимость коренного изменения ее функционирования. Это выражено К.Марксом уже в «Тезисах Фейербахе», где говорится о том, что философия должна быть не созерцательной, а изменяющей , преобразовывающей мир

К.Маркс и Ф.Энгельс изменили содержание функций философии по отношению к частным наукам. Поэтому мы считаем, что несмотря на определенную степень интегративного характера домарксистской философии, подлинная история ее интегративного функционирования начинается только лишь в марксизме. В этом случае интегративные потенции античной философии лучше именовать прединтегративной функцией. Конечно, все интегративное содержание, которое сложилось в античной философии, К.Маркс и Ф.Энгельс сохранили, но существенно дополнили, переработали и представили на научной основе.

Разумеется, ни в раннем, ни в позднем периодах деятельности К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина мы не найдем их прямого указания как на эту функцию философии, так и употребления самих понятий синтезирующей или интегративной функции философии

Однако, применяя ленинскую оценку Марксова вклада в разработку ЛЬгиюг, мы можем сказать, что прямо не называя эту функцию, они оставили нам убедительные образцы интегративного действия создаваемой научной философии, хотя и не дали определения и развернутой характеристики этой важной функции философии. Эта задача уже современной марксистско-ленинской философии

В процессе формирования диалектического и исторического материализма основоположники научной философии гораздо большее внимание уделяли мировоззренческой и методологической роли философии. Причем решающее значение они придавали действию и использованию диалектико-материалистического метода исследования и первыми применили этот метод в полном объеме

Материалистическая диалектика позволила К.Марксу и Ф.Энгельсу заметить наметившуюся в науке XIX века тенденцию к синтезу знания и предвидеть ее прёвращение в будущем в глубокую и широкую интеграцию всего научного знания и частных наук. Для подтверждения этого достаточно сослаться на работу Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», в которой он охарактеризовал современное ему естествознание как науку, уже не столько собирающего характера, сколько как науку о процессах, которая сама мояет дать общую картину природы как связного целого . В сложившейся ситуации не мог не претерпеть существенных изменений и характер функционирования философии, ее взаимоотношение с естествознанием и другими частными науками.

Мировоззренческое и методологическое значение домарксистской философии, в центре которого находилось «представление об абсолгатной неизменяемости природы», больше не отвечало ситуации, сложившейся в науке ХУШ-ПХ веков. Домарксистская философия не могла оказать интегративного влияния на тенденцию упорядочения и систематизации естественнонаучного знания, на укрепление взаимосвязи и единения наук. Все ее прежние амбиции на роль «науки наук» потеряли всякий смысл. В новых условиях от нее остается, как говорил Ф.Энгельс, «учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: