Основные имена и философские школы
К раннеклассической, натурфилософской древнегреческой традиции относятся следующие школы:
- Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)
- Пифагорейская школа (Пифагор, Архит, Тимей, Филоллай)
- Элеаты (Парменид, Зенон)
- Гераклитовская школа (Гераклит, Кратил)
- Школа Анаксагора (Анаксагор, Архелай, Метродор)
- Атомисты (Демокрит, Левкипп)
Первый этап античной философии завершается Платоном. Эллинистическая философия продвигается вперед.
Самыми содержательными и представительными философскими произведениями античной философии считаются Платоновский и Аристотелевский корпус сочинений.
Выделяются четыре ведущих философских школы античности — Академии, Перипата, Портика и Сада, которые имеют до известной степени представительное положение в эпоху эллинизма.
Понятие эллинистической философии появилось $XX$ веке. Оно было сформулировано Дройзеном, который написал труд по истории эллинизма. Традиционно эллинизм касается только греческой культуры и характеризует распространение греческой культуры и языка на более широкие территории. Само слово переводится как «жить по-гречески». Однако Рим, восприняв греческую культуру, сохранил латынь. Именно посредством перевода греческой философии сформировался латинский философский язык.
С $III$ в. ведущим направлением становится платонизм, который оседает в аристотелизме и стоицизме.
Для современников и последующих представителей европейской культуры философское знание и учение Платона стали важным событием. Привычное мировоззрение ставится под сомнение. Платон изменяет суть самой мудрости и философии, сам же он являлся учеником Сократа. Сократ оказал довольно сильное влияние на Платона, однако, его идеи пошли ещё дальше, в том числе они лежат в основе идеализма. Платон переоценивает вопросы о природе философского знания, человека, выдвигает свои идеи о сущности мира, истины, и блага. Отчасти его идеи продолжает Аристотель, являющийся учеником Платона, но во многих аспектах Аристотель не поддерживает идеи Платона, а выдвигает полностью противоположные. Учение Аристотеля в дальнейшем оказало огромное влияние на Александра Македонского.
Общей чертой эллинистической философии является выведение на первый план этики, которая связана с правильным и счастливым образом жизни. Каждая школа эпохи эллинизма вырабатывает свое представление о совершенстве и свой образ мудреца. Этот образ мудреца остается одним и тем же. Философ начинает ассоциироваться с фигурой «странной». Подлинное философствование в обыденной жизни приобретает специфический характер.
В истории стоицизма выделяют три периода:
- Древняя стоя ($III-II$ вв. до н.э.). Основатель Зенон Китийский ($336-264$).
- Средняя стоя ($II-I$ вв. до н.э.) Основатели римского стоицизма: Панетий Родосский ($180-110$), Посидоний ($135-51$).
- Поздняя стоя или римский стоицизм. Это явление сугубо этическое. В $I-II$ вв. н.э. он существовал одновременно с иудео-христианской традицией, что оказало влияние на формирование христианской доктрины.
Замечание 2
Наиболее яркими среди философов стоицизма являлись Сенека Луций Анней, Эпиктет, Марк Аврелий.
Стоицизм можно обозначить как «религию» римской аристократии. Он рассматривает вопросы о счастье, о его достижимости и соотношении с добродетелью.
С $1$ века до н.э. по $5$ век н.э. греческая философия пребывает под влиянием древнего Рима и раннего христианства.
Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).
В начале IV в. до н.э. некоторые ученики Сократа основали собственные школы, получившие название «сократических»:
- мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
- элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
- киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
- Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.
Деление учений
Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.
Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.
Периодизация античной философии приведена в таблице.
Название этапа | Время | Представители | Описание кратко |
Натурфилософский (доклассический) | VII—V веков до н. э. | Фалес, Пифагор, Диоген Аполлонийский | Изучение устройства мира и проблемы первоначал |
Классический | V—IV века до н. э. | Сократ, Платон, Аристотель | Переход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем. |
Эллинистический | IV—I века до н. э. | Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, Гораций | Соперничество разных школ. Изучение проблемы счастья. |
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизм | I—V века н. э. | Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк Аврелий | Центр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии. |
Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)
Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.
Протагор сформулировал главные положения софистов: а) человек есть мера всех вещей; б) всякая истина относительна и субъективна; в) моральные нормы также относительны, и в случае неэффективности заменяются другими. Горгий отрицал существование «небытия», а Гипий провозгласил всех людей равными от природы.
Предпосылки возникновения и периодизация античной философии
Античная философия складывается в древнегреческом обществе в начале VII века до нашей эры. Первые философские школы возникают примерно в одной и тоже время независимо друг от друга в разных уголках греческого мира. Вместе с тем древнегреческая цивилизация данного периода не является ни самой древней, ни самой развитой или культурно богатой. В непосредственной близости от Греции находятся древнейшие культуры Египта и Месопотамии уже имеющий высокий уровень донаучного знания, вековые традиции изучения окружающего мира, наблюдения за небом, значительные познания в математике и геометрии, а также сложившуюся жреческую школу, в которой эти знания, мыслительные способы и приемы передаются из поколения в поколение. На востоке существуют индийская и китайская культуры с тысячелетней историей развития религиозно-философской мысли, однако философия как таковая появляется именно в Греции.
Замечание 1
Данный феномен получил название «греческого чуда» и активно рассматривался исследователями истории философии начиная с восемнадцатого века. Было выдвинуто множество разнообразных гипотез от «культурного котла», до исключительной гениальности греков, однако ни одна из них не оказалась исчерпывающей и окончательной.
Тем не менее был выявлен ряд фактором, которые оказали существенное влияние на возникновение «греческого чуда»:
- природно-географические особенности территории Греции, сильно пересеченная местность разделившая население на отдельные общины и полисы, и способствующая экспансии для поиска новых земель;
- специфика социально-этических ценностей и норм греков, проистекающая из особенностей природы, а именно высокая значимость качеств исследователя – смелости, свободолюбия, наблюдательности, способности к размышлениях и обобщениям, необходимых для успешного мореходства и морской навигации;
- удачное политико-географическое положение Греции, которая с одной стороны была обособлена от мощных государств ближнего востока и не испытывала их военного давления, а с другой находилась на пересечении морских торговых путей и имела доступ к достижениям других культур;
- развитие демократического политического устройства, в котором высокое значение приобретала личность, ее качества и способности, формировался идеал свободной и гармоничной личности, как образец гражданина;
- индивидуальный характер греческого рабства, при котором рабы принадлежали не государству/деспоту, а являлись частной собственностью отдельных граждан высвобождая их время, творческий потенциал, и придавая дополнительные компетенции;
- отделение традиции познания мира от жреческой школы, ее свободный и независимый характер.
Сочетание всех данных факторов позволило именно грекам создать первые философские учения, которые позднее развились в полноценные школы и теории, заложившие основы всех проблем, течений и направлений современной философии. В развитии античной философии можно выделить три периода:
- натурфилософкий – период становления;
- классический – период расцвета;
- эллинистический – период упадка философской мысли.
Завершающий этап (III-VI вв. н.э.)
Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. Этот этап был кризисом в римском обществе, который отразился и в общественной мысли. По мере того как интерес к рациональному мышлению угасал – росла популярность различных мистических учений и влияния христианства.
Неоплатонизм является одним из самых влиятельных учений в истории человечества. Его представитель – Плотин (205-272 гг. н.э.) являлся одним из самых известных представителей этого течения.
Неоплатонисты занимались толкованием учения Платона и критиковали его.
Основные идеи
Основные идеи неоплатонизма:
- Все низшее — из Высшего. Это высшее – Бог, или некий философский первоисточник. Но высшее возможно постичь только мистическим экстазом.
- Основной принцип, который лежит в основе познания — это Божественный принцип, который представляет собой подлинность бытия.
- «Благо» — это свобода духа и тела от физического и плотского, аскетизм.
Античная философия завершается деятельностью последнего яркого философа Платона (IV в. до н.э.), который был последователем течения неоплатонизма, возникшего в противовес христианской религии. Это учение возвращает мифологическое мировоззрение и языческие представления, противостоящие новому вероучению. Однако уже в 529 г. император Юстиниан запретил язычникам заниматься публичной деятельностью и иметь школы под страхом ссылки и конфискации имущества. Лишь во времена Ренессанса, когда на смену средневековой эпохе пришла эпоха Возрождения, появились новые волны интереса к неоплатонизму, античным течениям философии и другим античным течениям мысли.
Аристотель
Аристотель — 384 – 322 г. до н.э.
Аристотель в рамках своей философии тоже создал учение о добродетели, а также создал теорию идеального государства.
Изложение своих мыслей Платон вел преимущественно в жанрах письма, диалога и диалогических сочинений. Всего его сочинений включает 34 диалога. Самые известные из них: «Государство» (или «Софист»), «Парменид» (или «Теэтет»), «Теэтет» (или «Государство»).
Идея Платона оказала огромное влияние на последующую философию Античности, а также на мыслителей Средних веков и Нового времени.
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и прожил в его Академии около двадцати лет. После смерти Платона он восемь лет был воспитателем Александра Македонского и в 335-334 гг., после основания в Афинах собственного учебного заведения — Ликей, где преподавал вместе с последователями. Он создал собственную философию, которая базируется на логике и метафизике.
Аристотель развил основные положения философии Платонова, но при этом подверг критике некоторые ее аспекты. А может быть ему казалось, будто бы к высшей истине ведет не только восприятие и исследование реальности, но и наблюдение и исследование реального мира.
Основные идеи
Основные положения философской мысли Аристотеля:
- В основе любой вещи лежат: материя и ее форма (материальная сущность и идея)
- Философия – это универсальная наука о бытии, она дает объяснение всем наукам.
- Основной принцип, на котором базируется наука, – это чувственное восприятие (мнение), но истинное знание можно получить лишь с помощью разума.
- Здесь первостепенное значение имеет поиск первой или конечной причины.
- Основная причина жизни — это душа — сущность бытия любой вещи. Есть низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, которая придает смысл и цель жизни.
Философские знания всех предыдущих античных мыслители были переосмыслены и обобщены Аристотелем. Он впервые систематизировал имеющиеся науки в трех группах: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных является политика) и поэтические, регулирующих производство различных предметов. А еще он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основные структуры философского знания. Аристотель является автором геоцентрической модели в космологии, которая существовала вплоть по гелиоцентрической системе Коперника.
Аристотель является самым выдающимся достижением античной философии и завершил ее классический этап.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)
Пифагор (ок. 570 – 497 гг. до н.э.), философ и математик, в юности был слушателем Анаксимандра, побывал в Египте и Вавилоне, где познакомился с математикой и астрономией. Примерно в 532 г. до н.э. в г. Кротон он основал «пифагорейский союз» – нечто среднее между философской школой и тайным обществом. Члены союза имели совместное имущество и общий распорядок дня, включающий занятия музыкой, гимнастикой и науками. Обучение в школе длилось 15 лет.
Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.
Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.
Ксенофан Колофонский (род. в 570 г. до н.э.) – философ и поэт, во многом предопределил учение элеатов. Ксенофан впервые разделил знание на «истинное» и «чувственное», утверждая, что человек не способен полностью познать истину (т.е. стоял у основ скептицизма). Также он отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование единого Бога, неотделимого от мира.
Основные периоды развития античной философии
Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.
Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников
Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию
Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.
Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа, также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику.
Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом.
Римский период развития античной философии (I в. до н.э. — V н. э.). Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства.
Эллинистический этап античной философии
- Из теоретической и логической философия превращается в практическую и этическую. По своим теоретическим достижениям философы-эллинисты значительно уступают «классикам», поэтому активно заимствует идеи предыдущих мыслителей и школ.
- Философия перестает быть «основой всех наук» и отделяется от них. Частные науки: такие, как математика, астрономия, оптика и пр. – начинают разрабатываться самостоятельно.
- Поиски нового мировоззрения приводят к возникновению многочисленных философских школ и острому соперничеству между ними. Для большинства школ характерен догматизм и непререкаемый авторитет учителя.
- Вопросы объективного миропорядка отходят на второй план, философы и философские школы обращаются прежде всего к проблемам частной жизни человека. Философские проблемы познания и бытия рассматриваются с целью определить нормы и стандарты «правильной жизни».
- Сильное влияние восточной культуры и философии (с менее высокими требованиями к рациональному обоснованию мировоззрения, но более искушенной в мудрости жизни).
- Философия теряет дух элитарности, становится популярной у разных слоев населения (а не только в узком кругу знатоков). Среди философов появляются люди простого происхождения и варвары.
Философы эллинистического этапа: Антисфен, Диоген Синопский, Эпикур, Зенон, Пиррон, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Секст Эмпирик.
Основные философские направления (школы): эпикурейцы, киники, стоики, скептики, эмпирики.
Формирование древнегреческой философии в VI-V веке до н. э.
Первой философской школой в Древней Греции принято считать школу мыслителя Фалеса в городе Милет. Отсюда произошло название этой школы-милетской. Первая школа философов отличалась тем, что понимала мир как единое целое, не отделяя живые субстанции от неживых.
-
Фалес. Этот философ первым открыл Созвездие Большой Медведицы и определил, что свет луны, падающий на землю, является её отражением. Согласно учению Фалеса, всё, что нас окружает, состоит из воды. Его тезис – “всё из воды и всё в воду”.
Вода одушевленная субстанция, которая, как и космос, наделена одушевлёнными силами. Фалесом была заложена мысль о единоначалии природы, то есть, рождённая из единого целого. Современниками это принято называть натурфилософией.
- Анаксимандр. Земля, согласно его учению, есть невесомое тело, которое парит в воздухе. Современный мир сложился из морских отложений на границе между водой и берегом. По учению Анаксимандра, Вселенная умирает, чтобы снова возродиться.
- Ещё один представитель милетской школы Анаксимен ввёл понятие апейрона – неопределённого начала. Он понимает воздух как наполняющее всё живое и неживое. Душа человека также состоит из воздуха. Если разрядить воздух, он распадётся на пламя и эфир, по мнению философа, сгущаясь же, воздух превращается сначала в облака, затем в ветер и камни.
- Из философов Древней Греции раннего периода становления выделялся Гераклит из Эфеса. Он происходил из аристократического рода, однако оставил свой дом и ушёл с учениками в горы. Фундаментом всего сущего Гераклит считал огонь. Душа человека, вечна горящая, тоже состоит из огня. Удел мудреца – быть вечно наполненным огнём поиска истины, утверждал философ. Один из самых известных тезисов Гераклита: “всё течёт, всё меняется.” Как и философы милетской школы Гераклит считал, что Вселенная умирает, чтобы снова возродиться. Главное отличие его философии состоит в том, что всё живое материальное рождается в огне и уходит в огонь.
Рис. 1. Гераклит.
Гераклит создал новое понятие в философии – “Логос” -это своеобразный свод законов созданный божественными силами. Логос, иными словами, голос космоса, но даже услышав, люди не понимают и не принимают его. Всё живое может меняться, но сущность Логоса всегда остаётся прежней.
Пифагор. Этот древнегреческий философ и математик основал свою школу в Кротоне. Пифагорийцы считали, что государством должен управлять человек с благородным сердцем. В основе всего сущего, считал мыслитель, лежат числа. Учёный также известен доказательством своих геометрических и математических теорем. Таблицей Пифагора пользуются с древнейших времён по сей день.
Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)
Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.
Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).
У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.
К натурфилософам относят:
Школа | Главные представители | Основные идеи | Что является первоосновой мира |
---|---|---|---|
Ранние натурфилософы | |||
Милетская школа | Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школы | Природа отождествляется с Богом | Вода |
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) | Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают | Апейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении | |
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) | Основал учение о небе и звездах (античную астрономию) | Воздух | |
Эфесская школа | Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) | Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды» | Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии |
Элейская школа (элеаты) | Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) | Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям | «Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог. |
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) | Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом | Вечное бытие без начала и конца | |
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) | Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха) | ||
Поздние натурфилософы | |||
Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев | Пифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.) | Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества | Число-символ мировой гармонии |
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) | Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды | Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь. | |
Стихийное материалистическое направление | Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) | Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи | «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек |
Атомистический материализм | Левкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.) | Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов | Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы |
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Общие сведения
Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.
Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.
Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.
В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.
Специфика и особенности античной философии следующие:
- Она синкретична: проблемы не разделены на отдельные, как в более позднее время, а «слиты» в единое. При этом проблемы исследовались различные: этические, эстетические, правовые, политические и т. д.
- Она космоцентрична и пантеистична: охватывает Космос целиком вместе с человеком и исходит из Космоса. При этом признавалось существование богов, близких человеку, как части природы. Сам человек также был частью природы, не выделялся.
- Наука функциональна: философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям.
- Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий.
- Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками.
Школы философии Древней Греции
Рассмотрим подробнее наиболее важные древнегреческие школы (или направления) философии.
Натурфилософы
К этому направлению относятся по большей части представители Милетской школы. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей.
Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а Гераклит – огню.
Кстати, уже упомянутого Фалеса можно считать основоположником геоцентрической системы мира, поскольку он первым предположил, что наша планета находится в центре Вселенной. Его усилиями был введен первый календарь, разделенный на 12 месяцев.
Элеаты
Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить.
Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами.
Атомистическая школа
Ее основоположником являлся Демокрит. Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.
Классическое направление
В рамках этой школы следует обратить внимание на видных деятелей того времени: Сократа, Платона и Аристотеля
- Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок:
он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага;
у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя
Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.
- Платон был тем, кто фактически основал объективный идеализм:
- его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями. Так, например, можно сказать, что у всех стульев есть некий общий идеальный образец того, что мы называем «стул»;
- философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей;
- бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
- Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый ум и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Кстати, именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи:
- бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид;
- составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы;
- именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики.
Эллинистическое направление
Зачастую эллинизм делят на ранний и поздний. Он считается наиболее длинным период в истории древнегреческой философии, захватившим даже начало римского этапа. На первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Важными становятся этические проблемы. Итак, какие школы появились в указанный период.
- Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
- Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем.
- Неоплатонизм – в каком-то смысле это смесь учений Платона и Аристотеля с восточными традициями. Мыслители этой школы стремились достичь единения с Богом путем созданных ими практических методик.
Закат Древнегреческой философии
Классический период философской мысли Древней Греции завершился со смертью Аристотеля. К III веку до н. э. наступил закат философии, так как Эллада пала под ударами Рима. В этот период приходит в упадок духовная и нравственная жизнь древних греков.
Основными идеологиями в этот период принято считать эпикурейство, скептицизм и стоицизм.
- Эпикур – видный философ, родился в 372 году до н. э. Он утверждал, что мир невозможно изменить. Согласно учению мыслителя, атомы передвигаются в пустом пространстве. Высшим началом человека Эпикур считал удовольствие. Вместе с тем, мыслитель утверждал, что безнравственный человек не может быть счастлив.
- Клеанф – один из основателей стоицизма утверждал, что мир есть живое вещество управляемый законом божественных сил Логосом. Человек должен слышать волю богов и подчиняться каждому их велению.
- Философом Пирроном было введено понятие скептицизма. Скептики отвергали накопленные знания людей, утверждая что человек не может знать и малую толику об окружающем его мире. Поэтому человек не может судить о природе вещей и тем более давать ей какую-либо оценку.
Несмотря на закат философской мысли Древней Греции, она заложила фундаментальную основу человеческой личности становления моральных и нравственных принципов.
Что мы узнали?
Постепенный переход древнегреческих философов от простого созерцания природных явлений к самой сущности человека, создал фундамент для современного моральных качеств с синтезом науки. Кратко самые главные философы Древней Греции – это Аристотель, Платон, Сократ и Демокрит: о них и некоторых других философах и философских течениях рассказывается в этой статье.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Школа элатов
Школа элатов уделяла своё основное внимание объяснению природе мира и бытию человека в этом мире. Основные философы этой школы – Зенон, Ксенофан и Парменид
- Ксенофан, философ и поэт, одним из первых заговорил о подвижности Вселенной. Он также подверг критике религию древних греков. Высмеивал и прорицателей с предсказателями, называя их мошенниками.
- Приёмный сын Парменида Зенон разработал теорию “мира мнения”, в которой главная роль принадлежит движению и числу. Этот мыслитель пытается отсечь всё непонятное методом исключения.
- Парменид утверждал, что в мире нет ничего, кроме бытия. Критерием всего, считал философ, служит разум, а всё чувственное имеет размытые границы и не подлежит глубокому осмыслению.