Развитие культуры в россии в xvii веке

Развитие культуры россии в 17 веке кратко. таблица.

Введение

В XVII веке начал складываться Общероссийский рынок. Развитие ремесел и торговли, рост городов связаны с проникновением в русскую культуру и широким распространением в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «мирской» культуры (от слова «светский» — светский).

Церковь выступала против секуляризации русской культуры, видя в ней западное,» латинское » влияние. Московские правители XVII века, стремясь ограничить влияние Запада в лице иностранцев, прибывавших в Москву, заставляли их селиться вдали от москвичей в специально отведенных немецких поселениях. Однако в устоявшуюся жизнь Московской Руси проникли новые идеи и обычаи. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, технологии, производства и т. д.

Секуляризм охватывал все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и др. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, неизвестные ранее стили в архитектуре и живописи, развивается книгопечатание. Становится заметным личностный принцип, который был практически неизвестен средневековой культуре, имевшей дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. Постепенное преодоление национальной изоляции и расширение связей с другими странами также оказали влияние на развитие русской культуры.

Музыка и театр

К 17 веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного искусства, она была безымянной. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «песнопений». Но всюду преобладала хоровая полифония, столь характерная для русской народной музыки. Народные песни были богаты жанровым разнообразием, мелодичностью и глубокой выразительностью, с большой силой передавали разнообразные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества в значительной мере были восприняты и церковной музыкой.

Народный театр был очень популярен, как и в прежние времена. Скоморохи бродили по всей России. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими постановками против богачей, попов и неправедных судей. Правительство и церковные власти преследовали шутовство за его веселый и смелый юмор, разоблачавший пороки власть имущих.

Появление первого русского театра при дворе Алексея Михайловича в 1672 году говорит о начале мирской культуры. Инициатором его создания был широко образованный в то время боярин Артамон Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра. Театром руководил пастор Григорий. Репертуар театра состоял из пьес, написанных на основе библейских сюжетов. Труппа театра (60 человек) первоначально набиралась из жителей немецкой Слабоды, это были исключительно мужчины и мальчики.

Отделенный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр Пастыря Григория не оставил сколько-нибудь серьезных следов в истории русской театральной культуры.

Достижения культуры

С XVII века можно вести историю российской системы образования. В училищах и духовных школах в те годы преподавали риторику, философию, латынь и греческий язык. Частное училище боярина Ртищева действовало при Андреевском монастыре. Учебные заведения действовали при монастырях, например, Чудовом и Заиконоспасском (с 1665 года).

В XVII веке в России были изданы:

  • «Букварь» Василия Бурцева в 1634 году;
  • «Грамматика» Мелентия Смотрицкого в 1648 году;
  • Печатная азбука в 1679 году.

В государстве действовала типография — Печатный двор, а при ней и школа с 1680 года. С 1654 года началась подготовка русских лекарей, а при царе Федоре Алексеевиче, то есть к 1682 году, появились первые больницы.

Из наук в России развивалась география, что было связано с освоением Сибири. В 1667 году Петр Годунов составил «Чертеж Сибирской земли». Ульян Ремезов в те годы занимался исследованием Сибири, а его сын Семен Ремезов в последние годы века начал работу над «Описанием сибирских народов», «Тобольским летописцем» и «Хорографической книгой Сибири».

Для XVII века стало характерным обмирщение культуры, то есть рождение светской культуры, свободной от церковных канонов. Развивается не только иконопись, но и появляются первые портреты. Сначала это были парсуны, например, воеводы Скопина-Шуйского, а концу века — Преображенская серия портретов сподвижников молодого Петра I.

Достижения культуры в 17 веке можно представить в таблице:

Направление

Достижения

Театр

1672 год — открытие первого театра при царском дворе

Архитектура

1602 год — завершение строительства Кремля в Смоленске, самого большого в государстве

1658–1685 годы — строительство Новоиерусалимского монастыря вблизи Москвы

1667–1672 годы — строительство деревянного дворца в Коломенском

1683–1688 годы — строительство Кремля в Тобольске

1690-е — постройки в стиле голицынского и нарышкинского барокко, например, церкви в Дубровицах и Покрова в Филях, Сухарева башня

Литература

1667 год — «Жезл правления» Симеона Полоцкого

1672 год — Житие протопопа Аввакума

1692 год — «Скифская история» Андрея Лызлова

1697–1699 год — Хорографическая и Чертежная книга Сибири Семена Ремезова

Образование

1665 год — школа при Заиконоспасском монастыре

1687 год — Славяно-греко-латинская академия

Живопись

Парсуна с изображением воеводы Скопина-Шуйского (начало века), иконы Симона Ушакова (середина века), Преображенская серия портретов сподвижников Петра I

К концу века каменное зодчество появилось в Сибири, в Тобольске был построен кремль. В России строились не только укрепления, но и жилые дома, палаты, церкви. Помимо шатрового и крестово-купольного стиля, к концу века появились постройки в стиле голицынского и нарышкинского барокко.

Рис. 3. Нарышкинское барокко.

Что мы узнали?

В XVII веке в царстве Русском было немало достижений в живописи, архитектуре и литературе. Культура народов, населяющих его, уступала по разнообразию русской культуре. В школьном курсе истории 7 класса кратко изучают культуру Руси XVII века.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Развитие научных знаний.

Жизнь все больше требовала увеличения числа грамотных людей и расширения научных знаний

Особенно усилилось внимание к практическому применению научных знаний: способам измерения площади, извлечению квадратных и кубических корней, решению уравнений с несколькими неизвестными, различным данным из физики и химии.. Применялись и медицинские знания, тогда еще очень скудные

Во время эпидемий изолировали больных людей от здоровых, сжигали одежду заразных больных и т. д. Впрочем, это сочеталось с господством самых диких суеверий, верой в существование «колдунов» и «ведьм», которые якобы приносят «порчу» (болезни) людям.

Применялись и медицинские знания, тогда еще очень скудные. Во время эпидемий изолировали больных людей от здоровых, сжигали одежду заразных больных и т. д. Впрочем, это сочеталось с господством самых диких суеверий, верой в существование «колдунов» и «ведьм», которые якобы приносят «порчу» (болезни) людям.

Стали переводить на русский язык книги по различным отраслям научных знаний: математике, астрономии, географии, медицине. Русские читатели впервые познакомились со взглядами Коперника.

В России были составлены карты, среди них и карта всего Российского государства.

Русский город XVII в.

В начале XVII в. многие русские города были разрушены польскими и шведскими интервентами. Но потом они вновь отстраиваются, расширяется их площадь, растет количество построек.

Дома посадских людей и даже знати чаще всего строились из дерева. Стали возводить двухэтажные, а иногда и трехэтажные дома.

Сравнительно редкие каменные постройки окружало множество деревянных домов.

Сторожевая башня (XVII в.):

В лучших местах каждого города возвышались красивые храмы. Среди низких построек того времени высокие колокольни и купола храмов были видны далеко вокруг и украшали город. Часто купола сверкали драгоценной позолотой.

Особенно красива была Москва. В XVII в. Кремль, расположенный в центре большого города, утратил оборонное значение. Изменился и его внешний облик. Башни надстроили высокими шатрами, на Спасской башне русские умельцы установили большие часы с колоколами, которые отбивали каждый час. Бой часов был слышен не только по всей Москве, но и вокруг нее — километров на десять.

Одна из башен Кремля была приспособлена для водопровода. На верху «водоводной» башни установили большой бак. В него накачивали воду насосом. Из бака вода по свинцовым трубам шла в дворцовые здания.

Вокруг обширного московского посада возвели грандиозный земляной вал. Он шел по линии современного Садового кольца и должен был защищать город от возможных нападений врага.

Об этом земляном вале до сих пор напоминают названия многих московских улиц — Земляной вал, Крымский вал, Коровий вал.

Через Москву-реку был построен большой Каменный мост. Длина его составляла 140 м а ширина — 22 м. На одном конце моста помещалась Каменная башня с шестью проходами. На мосту располагались торговые лавки-так широк он был. Одним из «чудес света» называли его современники. В наши дни на том же месте возведен железобетонный мост, но название — Каменный мост — сохранилось до сих пор.

Значительно выросли и другие русские города: Архангельск, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Астрахань. Росло число их жителей, возводились новые дома, торговые ряды, мастерские ремесленников.

Появление материальной культуры

XVII столетие заполняет особенную нишу в русской истории. Оно характеризуется укреплением феодального строя, который становится еще сильнее. Этот период также знаменит началом зарождения буржуазной связи и прогрессом в общественном разделении трудовых отношений, ростом товарооборота. Эти явления и процессы были замечены прежде всего в городах.

Первая половина семнадцатого века известно событиями, которые привели к банкротству большей части России, а ее материальная культура была значительно подорвана. Основное место в сфере деятельности в народном хозяйстве осталось за земледелием. В крупных городах стало заметно преобразование ремесел в изготовление товаров народного потребления для дальнейшей продажи.

Особой популярностью начало пользоваться обрабатывание железа. Ремесленники научились изготавливать орудия труда своими руками. К особенностям русской культуры 17 века можно отнести активное развитие методик обработки драгоценных металлов. Мастера научились из золота и серебра изготавливать дорогие ювелирные украшения. Лучшие ремесленники стали чеканить монеты.

Тридцатые года знамениты появлением завода стекла. Середина XVII века известна тем, что ремесленники по царскому заказу смогли отлить колокол, который имел вес 12500 пудов, всего на протяжении одного года. В этот период на многих предприятиях появились целые группы мастеров, имеющих высокую квалификацию и специализацию.

Деревянное и каменное зодчество.

Высокого развития в XVII в. достигло деревянное зодчество. Крестьяне и городские ремесленники рубили из дерева свои дома, из дерева возводились оборонительные сооружения, строились дворцы для князей и бояр, ставились храмы.

Русские мастера возвели исключительной красоты деревянный дворец для царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, под Москвой. (См. цветную иллюстрацию 4.) Это был словно целый сказочный город из причудливых, связанных между собой деревянными переходами отдельных строений, башенок, перекрытий в форме кокошников, шатров с чешуйчатыми крышами. Дворец насчитывал 270 комнат. До трех тысяч различной формы окон и оконцев разрезали его стены, наполняли внутренние покои воздухом и солнечным светом. Сказочную причудливость дворца подчеркивала яркая раскраска его внешних стен и тончайшая золоченая резьба.

В начале XVIII в. русские умельцы возвели двадцати двух-главую Преображенскую церковь в селе Кижи (в Карелии). В основе храма — обычный для деревянных церквей восьмерик с четырьмя прирубами (пристройками), а выше — еще один. И все они увенчиваются ярусами «бочек» с главками, которые пирамидой поднимаются к центральной, самой большой главе.

Влияние народного деревянного зодчества ярко проявлялось и в каменных сооружениях, которые отличаются большой декоративностью и сложностью внешнего убранства. Примером тому является церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Стены из красного кирпича хорошо гармонировали с голубоватым узором изразцовых украшений.

Увенчивали храм пятнадцать глав обильно украшенных позолотой. Влияние деревянного зодчества сказывалось здесь и в форме наличников окон, и в ажурности украшений стен, и в луковичной форме куполов.

Особенно широкое распространение в XVII в. получают пятику-польные каменные храмы.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле:

Быт росиян

Несмотря на прогресс в культуре, в народ новые тенденции проникали медленно. Однако все же проникали: зажиточные слои населения восприняли новые черты культуры, где основной идеей стала забота об удобстве человека:

  • на столах появляются приборы, скатерти;
  • для каждого члена семьи обустраиваются отдельные комнаты;
  • стены украшаются светской живописью, иногда даже привезенной из Европы;
  • появляются зеркала, люстры;
  • западные фасоны начинают использоваться в одежде – она становится короче и легче. Некоторые начинают брить лицо, делать прическу (а не стричь голову «под горшок»).

Однако это происходило в более-менее материально обеспеченных слоях населения.

Основная часть народа по-прежнему жили ч избах, где было бычий пузырь вместо стекла в окна. Помещение освещалось при помощи лучины, а трапезы велись вокруг общей миски. Одежду носили традиционного фасона из грубого сукна или домотканного холста; летом надевали лапти, а зимой – валенки.

Народы Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа и Сибири находились на более низком уровне развития, пользуясь архаичными орудиями труда и жившим чуть ли не по племенным традициям.

Архитектура в XVI веке: церковное и светское зодчество

Основным в архитектуре стало именно церковное строительство. сохранившиеся образцы архитектурного творчества:

  • храм Василия Блаженного в Москве;
  • церковь Вознесения в Коломенском.

В церковном строительстве, в основном, распространяется шатровый стиль, все еще заметным остается влияние Византии.

Однако архитектурное творчество одним лишь церковным строительством не ограничивалось: также возводились крепости (в Смоленске) и кремли (Москва).

Продолжали строить из дерева, однако также развивалось каменное зодчество.

Была отстроена Москва – Китай-город, в котором чувствуется восточное влияние, Земляной и Белый города.

Живопись в XVI веке

Основное направление живописи – написание икон. Каноном стали иконы Андрея Рублева, решение о чем было принято на Стоглавом соборе. Все иконы с того времени содержат характерные черты стиля Рублева. Иконы перестали устрашать – особенность заключается в том, что они приятны глазу, исцеляют душевные раны и несут утешение.

Одна из известнейших икон этого периода посвящена покорению Казани. Она носит название «Церковь воинствующая» и позиционирует завоевание Казанского ханства как победу православия.

Проникновение в церковную живопись портретной и прочих видов светской живописи не поощрялось, но в росписи Золотой палаты Кремля несложно найти влияние западной культуры. На них запечатлены важные события истории России.

Также получают развитие светские жанры, предвосхищая развитие искусства в XVII веке.

Архитектура, живопись, театр, музыка

В XVII в. активно развивается каменная архитектура, хотя и о деревянной не забывают. Именно в этот период свой законченный вид приобретают ансамбли Троице-Сергиева, Новодевичьего, Иосифо-Волоколамского монастырей. В Москве строятся:

  • новый кремлевский дворец в виде терема в три этажа, с шатровой надстройкой;
  • каменные палаты (боярина Голицына, дьяка А. Кириллова);
  • церкви (храм Троицы в Никитниках, Рождества в Путниках).

Во второй половине XVII в. появляется новый архитектурный стиль – нарышкинское барокко. Этот стиль ввел Лев Кириллович Нарышкин, брат Натальи, жены царя. Для этого стиля характерна отделка зданий белокаменной резьбой по кирпичной кладке, что делает постройку пышной и величественной. Примерами этого стиля служат церковь Покрова в Филях и палаты Нарышкиных на Петровке.

В XVII в. достигает высокого развития иконописная живопись, а также появляется реалистичное направление. Наиболее известным русским художником стал Симон Ушаков, который привнес реализма и в церковную живопись.

Появляется жанр портрета, представленный «парсунами», на которых изображены Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, царевна Софья, патриарх Никон, Наталья Нарышкина.

В XVII в. в России впервые появляется театр. До этого игрались спектакли и сценки в балаганах на ярмарках, но они носили чисто развлекательный характер. При дворе Алексея Михайловича появился придворный театр, где ставились постановки европейских пьес. Царь и глава Посольского приказа А. Матвеев были большими поклонниками театра. По предложению второго была организована труппа актеров под руководством пастора Немецкой слободы. «Театральные храмины» были сооружены в Преображенском, в Кремле. Однако эта труппа позже распалась, но тем не менее начало театральной традиции в России было положено.

Мощный импульс получило и музыкальное искусство. Музыка развивалась в народной среде, а также в церковных хорах, но классическое профессиональное музыкальное искусство зарождается при Алексее Михайловиче. В Россию приглашаются музыканты из Европы; появляется органная музыка. В 1677 г. появился первый нотный печатный станок.

Живопись в России XVII века

Живопись в России в XVII веке во многом формировалась под влиянием церковного раскола, ослабления догматики и сложным политическим и экономическим положением страны. Это нашло отражение в том, что композиции стали смелее, сложная символика стала встречаться гораздо реже. XVII век нельзя назвать веком расцвета живописи. В некотором роде отмечается даже угасание. Однако в этом столетии были созданы монументальные росписи в Ростовском и Московском Кремле, храмах Ярославля, Вологды, и других русских городах.

Фрагмент росписи Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666

К числу признанных шедевров относят росись Успенского собора. Не меньший интерес представляют фрески в Оружейной палате Кремля. Мастерам Оружейной палаты поручали подновлять и расписывать заново дворцовые палаты и церкви, писать иконы и миниатюры.

В начале XVII века больших успехов добился иконописец Прокопий Чирин. Он был уроженцем Новгорода. Его иконы выполнены в неярких красках, фигуры по контуру очерчены золотой каймой, пробелены тончайшим ассистом. Большинство подписных икон Прокопия Чирина написано по заказам Строгановых

Литература России XVII века

Литература стремительно менялась в свете исторических событий XVII столетия. Век летописного творчества подходил к концу. Последние летописи обосновывали приход к власти династии Романовых, описывали ужасы Смутного времени.

Большим весом обладало русское устное творчество. В нем отразились основные события 17 столетия. Песни о Стеньке Разине, Минине и Пожарском пользовались большой популярностью в среде крестьянства.

Б. М. Кустодиев. «Степан Разин»

Многочисленные народные поговорки и пословицы обличали крепостническую действительность, разоблачали бояр, приказных людей, церковников: «В боярский двор ворота широки, а со двора – узки»,

Большое распространение получили сатирические произведения. Они вскрывали недостатки судебной системы, коррупцию и беспринципность в среде духовенства. Так «Повесть о Шемякином суде» высмеивала взяточничество и продажность феодального суда. В «Азбуке о голом и небогатом человеке» рассказывалось о горькой доле бедняка и звучал протест против посадских богатеев: «Люди, вижу, что богато живут, а нам, голым, ничего не дают, черт знает их, куда и на что деньги берегут». В повести «Сказание о куре и лисице» бичевалось лицемерие и стяжательство духовенства. Лисице очень захотелось поймать кура – петуха. Для этого она стала обличать его словами из Святого Писания, тем самым лицемеря и используя слово божье в своих корыстных целях.

В период Смутного времени, смены правящей династии и активных войн с поляками в России назрела классовая неравенство, остро встала проблема казнокрадства, взяток. Об этом и говорится во многих фольклорных произведениях.

Развитие литературы было спровоцировано ростом грамотности населения. В XVII веке значительно выросло число школ. Только за вторую половину века московский Печатный двор подготовил более 300 тысяч печатных букварей и около 150 тысяч книг религиозного содержания, которые «использовались при обучении. Однако образование оставалось недоступным для большинства крепостных и бедных слоев населения.

Жанры литературы в XVII веке

С ростом грамотности возросло число поэтических произведений, появились новые жанры литературы, которые впоследствии заняли прочное место в классике русской литературы.

Изобразительное искусство

Мирское искусство особенно ярко проявилось в русской живописи. Величайшим художником XVII века был Симон Ушаков. В его знаменитой иконе «Спаситель Нерукотворный» отчетливо видны новые реалистические черты живописи: объем в изображении лика, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и мирской иконописи, характерная для школы Симона Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи «парсуны» (лица), изображающей реальных персонажей, например, царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского. Однако техника художников все еще была похожа на иконопись, то есть они писали на досках яичными красками. В конце XVII века появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхищая расцвет русского портретного искусства в XVIII веке.

Живопись принадлежала к тому типу искусства, где влияние традиций было наиболее сохранено и где новое было менее заметно, чем в литературе и архитектуре. Это связано с тем, что изобразительное искусство XVII века представлено в основном иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В патриарших и царских грамотах 1668 и 1669 годов живописцам предписывалось придерживаться давних традиций. Старообрядцы, считавшие любое отклонение в изображении святых кощунством, особенно ревностно защищали старину.

Контроль за деятельностью живописцев осуществлялся Оружейной палатой Кремля. Возникнув в XV веке как хранитель драгоценностей царской семьи и мастерская по производству оружия, он стал художественным центром страны в XVII веке. В Оружейную палату съезжались лучшие художники со всей страны, а также иностранные мастера. Она выполняла работы для царского двора: писала иконы, парсуны( портреты), украшала рукописи, делала знамена, шатры, повозки, мебель, утварь, игрушки для князей. Среди художников Оружейной палаты существовало разделение труда: одни разрабатывали композицию иконы, другие рисовали лики, третьи-одежду, третьи специализировались на изображении растений и животных. Помимо икон, художники расписывали стены церквей, в частности Архангельского собора. Стены нижнего яруса собора и колонны были украшены изображениями погребенных князей и царей.

В течение 30 лет художественную деятельность в Российском государстве возглавлял Симон Ушаков. Он выступал как художник, организатор работавших в Оружейной палате живописцев страны, а также теоретик нового направления в живописи. Характерной чертой творчества Ушакова является пристальный интерес к изображению человеческого лица.

В ранних работах лицо под кистью Ушакова мало чем отличалось от традиционного: худое, плоское лицо, прямой, тонкий нос, темные круги под глазами. Постепенно он преодолел суровость своего выражения, и его аскетическое лицо приобрело живые черты. Стремление очеловечить лик Христа наиболее ярко выражено Ушаковым в знаменитой иконе «Спаситель Нерукотворный».

Широко известна еще одна его икона — «Насаждение древа государства Российского». У истоков древа стоят Иван Калита и митрополит Петр. На ветвях дерева расположены медальоны с изображением наследников Калиты. По левую сторону дерева стоит царь Алексей Михайлович, по правую — его жена и два царевича. Это был живописный панегирик Романовым, которые якобы образовали единое дерево с Рюриковичами.

Высказывания Ушакова об искусстве и его назначении существенно отличались от традиционных. Искусство должно быть близко к природе, радуя глаз яркими красками, а не мрачным, изображая святых тощими и темными. Оценка иконы должна основываться на эстетическом принципе, она должна быть красивой. Ушаков создал живописную школу. Его последователями были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев. Иосиф Владимиров развивал взгляды на иконопись, близкие к взглядам Симона Ушакова.

В XVII веке появились два светских жанра: портретная живопись и пейзажная живопись. Оба жанра, однако, еще не преодолели присущий иконографии стиль письма. Портретная живопись представлена несколькими парсунами. В парсунах, даже сделанных Ушаковым, нет объемного изображения, стремление добиться сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной интерпретацией. Таковы, например, парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж тоже еще не стал объектом самостоятельного изображения, он выполнял вспомогательную функцию в иконе, был фоном: рядом с ликом святого художник рисовал деревья, лес с птицами и животными, цветы и т. д.

Архитектура России в XVII веке

Архитектура в России в XVII веке знаменита возникновением неподражаемого уникального стиля русское узорочье, который сравнивали с архитектурными веяниями Эпохи Возрождения.

Русское узорочье стиль динамично меняющийся на протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Так, в первой половине XVII века для него характерна сложная пространственная композиция. Архитектурные шедевры того периода представлены бесстолпными храмами с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии.

Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. Декор фасадов становится более сдержанным. Он теперь строго регламентирован определенными нормами.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652) годы, фото конца XIX в.

Несмотря на то, что каменное зодчество становилось все более популярным, в XVII веке были созданы шедевры деревянного строительства. Так, в числе светских строений знаменит дворец в селе Коломенском (1667–1668), построенный плотничьим старостой Семеном Петровым и плотником-стрельцом Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 году Саввой Дементьевым. К сожалению данное строение не дожило до наших дней. Коломенский дворец представлял сложное сочетание больших и малых срубов-клетей, свободно расположенных или сгруппированных вокруг внутренних дворцов, в зависимости от потребностей дворцового обихода. После того как он пришел в негодность, Екатерина II приказала его снести. Дворец был восстановлен уже в наше время.

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780 год

В XVII веке деревянное зодчество медленно заменяется каменным. Каменные постройки становятся доступными не только церкви, но и боярам и купечеству. В XVII веке появилось много каменных хором преимущественно в Москве и Нижнем Новгороде.

Русское узорочье в конце 17 столетия стало плавно переходить в барокко. На этом фоне особый интерес представляет московское барокко, в котором сочетались национального стиля и заимствованные особенности архитектурных строений Великого княжества Литовского.

Церковь Всех Святых, построенная Д. В. Аксамитовым в Киево-Печерской лавре 1698–1699 гг. Стиль – московское барокко

В архитектуре XVII века отмечено стремление к динамичному силуэту храма. Это привело к появлению ярусных храмов. Они представляли собой нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков. Примером такого храма может служить церковь Ширкова погоста от 1697 года, которая находится в Калининской области. Её высота равна почти 45 метрам. Она подчеркнута сокращением четвериков и остротой «клинчатых» восьмискатных кровель.

В XVII веке в основном заканчивается формирование крупных городских и монастырских ансамблей древнерусского зодчества, являющихся подлинной гордостью нашего народа. Они складывались на протяжении столетий и включали постройки разных эпох и назначения, сохраняя, однако, поразительную целостность и единство.

Музыкальное творчество

В XVII веке музыка не пострадала от каких-либо кардинальных изменений. Существовало небольшое количество местных певческих школ, где учили:

  • особенным распевам;
  • хоровому многоголосью, свойственному русской народной культуре;
  • сольному пению;
  • особенностям вторы (второй партии).

Народная музыка была богата на разнообразные жанры. Удивляли ее мелодии, с помощью которых было полностью передано внутреннее состояние человека.

Традиционно очень популярным оставался театр. Вся Россия могла наблюдать за бродячими скоморохами. Народу нравились выступления в театре Петрушки, в котором обсмеивали насущные проблемы богатых людей.

Из новшеств стоит отметить появление первого театра при дворе, который начал свое существование благодаря решению известного боярина Артамона Сергеевича Матвеева.

Если говорить о культуре России 17 века кратко, то можно отметить, что это столетие стало переходным этапом традиций Московской Руси к культурным ценностям Нового времени. Религия перестала оказывать огромное влияние на население, поэтому стереотипы мышления постепенно разрушались.

Также увеличение товарооборота дало огромный толчок в развитии торговли и ремесла. В Россию прибывало все больше иностранцев из Запада и, несмотря на ограничения властей в их общении с русским населением, в культуру и быт все равно просочились новые устои и тенденции. Начали появляться первые школы, высшие учебные заведения, люди становились более грамотными.

Стали появляться выдающиеся писатели, создающие художественные произведения, скульпторы, оставившие после себя замечательные памятники. В это время активно развивалось архитектурное зодчество, строились соборы и прочие здания. XVII век можно назвать веком просвещения, поэзии, возвышения личности над толпой.

Борьба церкви против распространения светских знаний и народного искусства.

Церковь была очень консервативна.

  • «Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости, — внушалось детям в школьных «прописях», по которым они учились читать.
  • — Не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит».

Священники в своих проповедях утверждали, что светское, мирское греховно, и только молитвою и постом человек может приобщиться к подлинной мудрости на земле.

Здесь следует отметить что с одной стороны это несколько тормозило развитие наук и общества, с другой стороны являлось духовной скрепой которая формировала единство в российском обществе, позволяло ему переносить любые тяготы и невзгоды.

  • < Сибирь в XVII веке
  • -> Заключение — значение 17 века для России >

Заключение

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой Руси, можно с полным основанием сказать, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду для своего развития. В условиях феодального общества, крепостного права Россия обнаружила замечательное богатство творческих сил народа в культуре. Эти силы также питали культуру правящих классов, которые использовали ее в переработанном виде для своих собственных классовых целей.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Безграничная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудовых и воинских подвигов, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэзия, неиссякаемый юмор, точное выявление типичных жизненных явлений, обоснованность и точность их оценок-все это характерно для произведений народного искусства феодальной эпохи. В той или иной степени, в различных формах эти замечательные качества народного искусства нашли свое место не только в литературе, но и в архитектуре и живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило особенности и противоречия, присущие этому времени. Они в конечном счете определялись социально-политическими и экономическими процессами, происходившими в России. Феодальный способ производства, с присущим ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями сохранения политической системы феодальной раздробленности, также тормозил развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

Несомненно, на развитие русской культуры большое влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла свою роль и в распространении грамотности, и в развитии архитектуры и живописи. Но в то же время церковь ревностно охраняла свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом развития науки, технических знаний, литературы и искусства.

Тем не менее русская культура не развивалась в отрыве от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Культурные достижения XVII века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они являются частью нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: