Политическая модернизация, ее критерии и типы
Под модернизацией понимается, по словам одного из видных теоретиков Ш. Айзенштадта, процесс, ведущий к созданию социальных, экономических и политических систем, сложившихся в Западной Европе и Северной Америке в период между 18 и 19 веками и распространившихся затем на другие страны и континенты. Иными словами, модернизация — это переход от традиционного агарного общества к современному индустриальному, а в последние десятилетия и к постиндустриальному обществу.
Политическую модернизацию можно определить как процесс изменений в политической сфере модернизирующегося общества, в ходе которого формируется многокомпонентная многофункциональная политическая система современного общества. Самый укрупненный вариант типологии политической модернизации включает в себя два типа. Первый — оригинальная спонтанная модернизация, она характерна для большинства западных стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития внутренних процессов.
Второй тип — вторичная отраженная модернизация. Этот тип характерен для стран, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь пытающихся за счет использования опыта передовых государств, социокультурных контактов с центрами индустриальной и постиндустриальной цивилизации осуществить «осовремение вдогонку».
Можно также привести типологию, в которой за спонтанной модернизацией (страны Западной Европы, США, Канада) следует «заимствованная» (страны Восточной Европы, Япония, Россия) и «догоняющая» (государства Африки, Азии и Латинской Америки).
Основные принципы понимания политической модернизации:
1. централизация и усиление государственной власти на общенациональном уровне;
2. растущая дифференциация и специализация политических институтов;
3. постоянное расширение политического участия масс;
4. ослабление традиционных политических элит (родовых, клановых) и замена их модернизаторскими;
5. формирование зрелой политической культуры и т.д.
Что же касается ситуации в современной России, то ее можно рассматривать в свете теории политической модернизации. За последние пятнадцать лет наша политическая система пережила радикальные структурные изменения: возникли многопартийность, появились институты парламентаризма, президентства, конституционного суда, поменялись органы власти на региональном и местном уровне.
Политическая модернизация в современной России невозможна без общественных организаций, без широкого участия народных масс, то есть властная вертикаль должна быть дополнена (общественной горизонталью — взаимодействием общественных и политических организаций, представляющих интересы различных групп и слоев.