Правовая культура и способы ее повышения

Формирование правовой культуры

Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной правовой культуры работников правоохранительных органов и других должностных лиц. Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека».

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: правовая идеология, правовая психология, юридически значимое поведение.

Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Таким образом, правовая культура включает в себя следующие уровни:

– уровень правосознания и правовой активности общества,

– степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов),

– степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: состоянием законности и правопорядка в стране, реальной потребностью в праве, степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

Итак, в теории государства и права понятие правовой культуры рассматривается в широком и узком понимании. В широком понимании правовая культура является разновидностью общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок. В узком понимании правовая культура – это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Она не только результат, но и способ деятельности (нормы и стандарты поведения). Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законности деятельности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Социально-правовую активность необходимо отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.

Правовая активность имеет три уровня: пассивный, эвристический и творческий. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную. Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта. Профессиональный уровень складывается у практикующих юристов, которые вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями и навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности. Доктринальный уровень опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную, нормативно-аксиологическую. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Понятие правовой культуры личности

Определение 1

Правовая культура личности является качественным правовым состоянием личности, которое включает знание и понимание индивидом права, его уважение, его действия в соответствии с правовыми нормами.

В ее структуре выделяются следующие элементы:

  • идеологический, который включает в себя знание и понимание правовых норм, а также их применение на практике;
  • психологический, заключающийся в уважении к праву;
  • поведенческий элемент, выражающийся в правовом поведении.

Правовая культура личности выражает степень и характер прогрессивно-правового развития личности, которое обеспечивает ее правомерную деятельность.

В связи с этим, в правовую культуру личности входит:

  • наличие актуальной правовой информации;
  • процесс превращения информации и правовых знаний в правовые убеждения, правомерное поведение;
  • готовность действовать, имея руководством правовые знания и правовые убеждения, поступая правомерно, т.е. соответственно закону.

Правовая культура личности характеризуется уровнем правовой социализации отдельной личности общества, степенью усвоения и использования личностью правовых начал, заложенных в государственной и социальной жизни. Подразумевается знание и понимание права, суждения о нем, активная работа по укреплению законности и правопорядка.

Повышение правовой культуры общества

Как было отмечено выше, исключительно важной задачей государства, стремящегося к построению правового демократического общества, выступает повышение правовой культуры соответствующего общества. При этом основными направлениями воздействия для целей реализации обозначенной выше задачи могут быть названы:

  1. Широкое информирование граждан страны об актуальных нормативно-правовых предписаниях, имеющих ключевой значение для отстаивания базовых гражданских интересов;
  2. Демонстрация образцов и идеалов к достижению которых в плане совершенствования законности и правопорядка необходимо стремиться современному обществу, в том числе посредством демонстрации конкретных примеров уровня развития правовой культуры общества в зарубежных государствах;
  3. Воздействие через лиц, получающих профессиональное образования путем, с одной стороны, повышения правовой грамотности, а с другой – наглядного убеждения в ценности права и его необходимости для обеспечения охраны прав и свобод человека от любых форм произвола.

В деле повышения правовой культуры обществе важное значение имеет деятельность, по так называемому правовому воспитанию:

Определение 2

Правовое воспитание – это целенаправленное планомерное воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, целью которых выступает выработка у широких слоев населения уважительного отношения к праву и привычки добровольного соблюдения его предписаний.

Замечание 1

При этом, очевидно, что правовое воспитание с учетом характера и особенностей, в том числе политического режима в государстве, может проводиться различными способами. Однако, наиболее эффективный результат правового воспитания достигается тогда, когда индивид осознанно усваивает ключевые правовые положения.

Понятие правосознания и его структура

Правосознание — это одна из форм общественного сознания (в общественное сознание входят еще политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное сознание). Вместе с тем правосознание характеризуется относительной самостоятельностью внутри общественного сознания:

1. Правосознание отражает не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных закономерностей.

2. Правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, испытывать их воздействие.

Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания совместно определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Падение уровня нравственности крайне отрицательно сказывается на правосознании: формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают работать в качестве средства предупреждения правонарушений.

3. Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их.

В самом общем виде правосознание — это отношение к праву.

Правосознание — это совокупность представлений, идей, чувств, взглядов, эмоций, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательство необходимым требованиям. Правосознание вырабатывает также определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.

Структура правосознания складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология — это отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств.

Правовая идеология — это система идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования. По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, так как проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют друг с другом и не могут существовать друг без друга.

Список литературы[править | править код]

  1. Дугин А.Г. Теория евразийского государства // В кн.: Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998.
  2. Кистяковский Б. А. Право и метод //Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.
  3. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX — начала XX веков, 2002, В. Новгород (003298)
  4. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2
  5. Крапивинский С. Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. — Волгоград: Издательств Волгоградского государственного университета, 1998.
  6. Кризис правовой культуры российских государственных служащих и пути его преодоления //Актуальные проблемы правоведения. № 1-2. Самара, 2003. — 0,6 п.л.
  7. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.
  8. Мицкевич А. В. Взаимодействие права и нравственности. — В кн.: Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964,
  9. Молчанов А. А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. № 1. С.63-73.
  10. Невважай И. Д Типы правовой культуры и формы правосознания.
  11. Новгородцев П. И. Соч. М., 1995.
  12. Певцова Е. А. Правовое образование в России // Основы государства и права. 2002 г. № 6.
  13. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
  14. Правовая культура как конститутив жизненного пространства личности в гражданском обществе //Научный и общественно-теоретический журнал «Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. » 2 2003. — 0,8 п.л.
  15. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.
  16. Розин В. М. Генезис права. М., 2003.
  17. Силичев Д. А. Культурологи: Учеб. пособие для вузов. — М.: «Приор-издат», 2004.
  18. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведенье. 2003. № 1
  19. Смоленский М. Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры: Монография — Москва ИКЦ «МарТ», 2003
  20. Смоленский М. Б. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры и развития гражданского общества в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Научно-практический журнал «Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС)».№ 4.С.50-59. Изд. СКАГС.2003.0,55 п.л.
  21. Смоленский М. Б. Методологические аспекты изучения правовой культуры //Известия высших учебных за-ведений Северо-кавказский регион. № 1. Ростов-на-Дону. 2003.-0,5 п.л.
  22. Смоленский М. Б. Право и правовая культура в системе социальной регуляции //Научно-практический журнал «Юридический вестник РГЭУ. № 1. Изд. РГЭУ. 2003 — 0,55 п.л.
  23. Смоленский М. Б. Правовая культура и личность в контексте Российской государственности. Монография — Ростов-на-Дону Изд. РГЭУ «РИНХ» — 7,5 п.л.
  24. Смоленский М. Б. Правовая культура и социальное самоуправление в гражданском обществе — формула взаимообусловленности. //Известия высших учебных заведений Северо-кавказский регион. Приложение № 1. Ростов-на-Дону. 2003. — 0,9 п.л.
  25. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность, гражданское общество в России — формула взаимообусловленности — г. Санкт-Петербург //Известия вузов Санкт-Петербург. Правоведение № 1 2003 — 0,8 п.л.
  26. Смоленский М. Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа: Монография — Ростов-на-Дону Изд. СКНЦ ВШ. 2002. — 12, 75 п.л.
  27. Смоленский М. Б. Приоритет прав и свобод человека и гражданина как фактор витальности гражданского общества Ростов-на-Дону.
  28. Смоленский М. Б. Правовой менталитет — фактор формирования правовой культуры как основы гражданско-го общества //Известия высших учебных заведений Северо-кавказский регион. Ростов-на-Дону. 2002. — 0,6 п.л.
  29. Спекторский Е. В. Христианство и правовая культура // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. С. 335.
  30. Теория государства и права. Ленинград. Издательстве ленинградского университета. 1987.

Профессиональное мышление, как элемент профессиональной правовой культуры юриста

В целом, мышление, как присущая и отличающая человека деятельность традиционно определяется следующим образом:

Определение 2

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей объектов и явлений существующих в окружающей человека действительности.

В свою очередь, профессиональное мышление юриста представляется собой обобщенную систему конкретных профессионально-правовых ситуаций действительности, сформировавшуюся в связи с воспринятыми юристом установками профессиональной реализации.

Таким образом, значение профессионального мышления в качестве элемента правовой культуры юриста состоит в том, что в рамках соответствующего мышления устанавливается отношение условий его деятельности к преследуемым целям, происходит практическое приложение совокупности накопленных в процессе получения образования и правоприменительной практики знаний к решению конкретного юридического вопроса.

Схематично, юридическое мышление может быть представлено в качестве системы последовательно сменяющих друг друга стадий:

  1. Выявление, изучение и анализ конкретной практической ситуации, связанной с определенном объектом мышления, для целей получения его фактической и юридической характеристики и формулировки последующих задач;
  2. Оценка возможности использования правовых средств и способов решения задачи в целом, а также тех из них, применение которых при совокупности фактических обстоятельств позволит получить наиболее благоприятный результат, оценка возможных негативных последствий;
  3. Выбор оптимального варианта решения сложившейся ситуации, путем практического применения избранных на предыдущей стадии форм и методов юридического воздействия.

Понятие правовой культуры в контексте правовых норм

Определение 1

Правосознание определяет уровень правомерного поведения людей, отношение лица к действующим нормам права, а также вновь принимаемым нормативно-правовым актам. Данное явление тесно связано с уровнем нравственного сознания, взглядами и представлениями о праве, которые передаются из поколения в поколение, их развитие происходит в процессе воспитания, обучения, в семье.

Правовую культуру необходимо рассматривать не как простое явление или отношение к праву, а как, прежде всего, уважительное отношение к нормам права.

Основной задачей культуры является формирование отношений с окружающим миром и людьми. Данное явление характеризует в узком смысле систему нормативных отношений, возникающих между людьми и организациями, они сформированы в процессе социального взаимодействия и регулируются фиксированными правилами, которые обязательны для исполнения и охраняются государством. В широком смысле данное явление рассматривается в качестве совокупности правовых явлений, знаний, убеждений, а также установок личности, их реализация происходит в процессе общения, труда, выбора определенных моделей поведения, а также отношения к ценностям общества.

Специализированные уровни правовой культуры характеризуется такими явлениями, как право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляция правовых отношений. Также сюда относятся мораль, нравственность. Данное явление также характеризует взаимоотношения между людьми и их группами, а кроме того влияние права на различные стороны общественной жизни.

Понятие правовой культуры

Определение 1

Правовая культура — это уважительное отношение к нормам права на базе определенного уровня правосознания.

В узком смысле слова правовая культура понимается как система нормативных отношений между людьми и организациями, которая сформировалась в процессе социального взаимодействия. Данная система регулируется фиксированными нормами, которые обязательны для исполнения и охраняются государством.

В широком смысле правовая культура представляет из себя совокупность знаний о праве, убеждений и установок человека и гражданина, которые реализуются им в трудовом процессе, формируют отношение человека к материальным и духовным ценностям в обществе, создают основу для его законопослушной деятельности.

Выделяют специальный и обыденный уровень правовой культуры. Специальный уровень в правовой культуре представлен такими явлениями как

  • право,
  • юриспруденция,
  • система охраны общественного порядка,

Обыденный же уровень правовой культуры отражен в

  • морали;
  • нравственности;
  • общественном мнении.

Замечание 1

Право и мораль объективно необходимы человеку в обществе для нормального существования. Как и политика, право и мораль регулируют отношения государства, социальных группам и отдельных людей, по этой причине их действие может быть распространено на все сферы в общественной жизни страны.

Правовая культура имеет несколько элементов, среди которых выделяют

  • право;
  • правосознание индивида;
  • правовые отношения в обществе;
  • законность и порядок в государстве;
  • законотворческая, правоприменительная и иные виды деятельности в области функционирования государства и права.

Право берет свое начало из обычая и тесно переплетается с моралью и религией. В различные эпохи имели место разные формы правовой культуры. Сегодня правовая культура базируется на общеправовых принципах равенства, свободы, справедливости всех граждан страны.

Государство обязано сбалансированно сочетать права и обязанности всех людей, находящихся на его территории. Должно быть исключено самоуправство и своеволие. Каждый может выражать свою волю и вести себя в пределах, установленных законом.

Замечание 2

Свобода одного индивида заканчивается там, где начинается свобода другого.

Общая характеристика правовой культуры юриста

Правовая культура представляет собой сложное многоаспектное явление, анализ разновидностей которого наряду с правовой культурой общества и отдельной личности позволяет выделять в качестве самостоятельной формы профессиональную правовую культуру юриста, которой присуще более глубокое знание и понимание актуальные правовых явлений в отдельных областях профессиональной деятельности.

В наиболее общем виде правовая культура юриста может быть определена следующим образом:

Определение 1

Правовая культура юриста – это одна из форм правовой культуры, которая характерна для общности людей, которых объединяет профессиональное вовлечение в осуществление юридической деятельности, требующей специального образования и прикладной подготовки.

Таким образом, правовую культуру юриста характеризует, в сравнении с иными формами культуры, высокое, первоочередное значение права и соответствующее ему положение дел в государственно-правовой сфере жизнедеятельности общества.

Особенности российской правовой культуры[править | править код]

По-мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие.

Так, в частности, представитель славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского общества даёт возможность выявить его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре». Так одной из особенностей, по мнению. Смоленского, является: «нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку».
П. И. Новогородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет: «И у нас и на Западе иногда видят несчастье России в том, что у нас не было реформации, что у нас не произошло того обмирщения религии, того превращения христианской морали в методику и дисциплину ежедневной жизни, которое совершилось у западных народов».

На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы».

Советский период, по сути, привнёс мало нового в правовую культуру страны. «Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России». Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений.
В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру.

С одной стороны наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Так, в частности, А.Г.Дугин

Выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жёстко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма

Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.

В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизма, выражающейся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.

В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».

Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.

Правовое воспитание: понятие, формы и методы

Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов

Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне

Функции правовой культуры

Выделяют следующие функции правовой культуры:

  • Познавательная, которая связана с деятельностью общества и государства в сфере правовой пропаганды, познания сущности норм права, уяснения их смысла и содержания;
  • Преобразовательная, связанная с теоретической и организаторской деятельностью в сфере формирования государства, а также гражданского общества;
  • Праворегулятивная, направленная на сферу обеспечения устойчивого и эффективного взаимодействия, а также функционирования различных элементов правовой системы и общества в целом;
  • Ценностно-нормативная, данная функция реализуется в различных жизненных фактах, которые имеют определенную ценность, отражаясь в сознании и поступках людей как членов общества;
  • Правосоциализаторская, посредством реализации данной функции правовая культура оказывает влияние на индивидуальные качества личности, в том числе на вопросы воспитания, организации, правового обучения, а также на сферу оказания юридической помощи;
  • Коммуникативная, которая осуществляется за счёт общения граждан в юридической сфере.

Рисунок 2. Функции правовой культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Указанные функции играют важную роль в формировании правовой культуры личности, общества и всего государства. Каждая из них имеет свою направленность на важные стороны общественной жизни, оказывая влияние на них. С этим влиянием мы сталкиваемся ежедневно в различных формах, на учебе, на работе, дети сталкиваются с этим в школе и так далее.

Особенность правовой культуры заключается в том, что единовременно она может выполнять сразу несколько специфических функций, таким образом выполняет те задачи, которые стоят перед ней.

Понятие и виды правовой культуры[править | править код]

В самом широком смысле культура есть все достижения человечества, всё, созданное человеком. Едва ли кто-либо возьмёт на себя смелость утверждать, что право не есть продукт деятельности человека, а, следовательно, что правовая культура не есть часть культуры вообще.
Очевидно, что культура есть продукт не любой, а непременно творческой деятельности. Для того, что бы вычленить правовую культуру из всего комплекса культурной жизни, достаточно определить сферу творческой деятельности, порождающую её.

«Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей», — пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М. Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры.

Говорить о зарождении правовой культуры общества можно ровно с тех самых пор, когда, собственно, зародилось право, а именно в период перехода от присваивающего хозяйства к производящему, то есть в эпоху «неолитической революции». В ходе исторического развития формировались основные правовые понятия и категории, принципы права и правосудия и другие понятия, необходимых для развитой правовой системы.

Однако, через восприятие и переосмысливание правовых ценностей, наряду с правовой культурой общества, формируется правовая культура личности. Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

Таким образом, понятие «правовая культура» употребляется обычно в двух основных значениях, а именно:

  • правовая культура общества;
  • правовая культура личности.

Любые исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов — правовой культуры личности и правовой культуры всего общества. Такой подход позволяет считать выделение соответственно правовой культуры личности и правовой культуры общества важнейшим методологическим принципом.

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Интересно отметить следующее. Несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет, сам термин «правовая культура» был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века.
Разработка этого понятия осуществлялась в основном с прикладных позиций, и, по мнению И. А. Крыгиной, без учёта социально-философского аспекта проблемы. Так, например, Л. А

Ершова акцентировала внимание на проблеме правовой культуре должностных лиц, а Г. Б

Мирзоев подчёркивал важность правовой культуры адвоката. Рассматривая понятие правовая культура в более широком аспекте В

И. Каминский и А. Р. Ратинов показали, что это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права.

Именно с этих позиций термин «правовая культура» и по сей день рассматривается в отечественной науке.

Виды правовой культуры

Выделяют следующие виды правовой культуры:

  • Правовая культура общества. Представляет собой долю общей культуры, передающие степень правового сознания и правовой активности общества.
  • Правовая культура личности. Представляет собой культуру отдельного члена общества, человека.
  • Правовая культура социальной группы. Это специфический вид культуры для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь, подростки и т.д.

Типы правовой культуры:

  • Мифологическая. Получил распространение в странах Древнего Востока, где экономическая политическая мысль длительное время развивалась на основании мифологических религиозных представлений.
  • Умозрительно-рационалистическая. Правовая культура при данном типе выступает в качестве неотъемлемой частью общей культуры народа. Она базируется на началах общей культуры, выступает в качестве ее отражения, а также как проявление менталитета народа.
  • Теологическая. Источники правовой культуры видят причины возникновения права и социальный источник права в сакральном мире, вне зависимости человека от правовых норм.
  • Экспериментально-рационалистическая. Представлена научной системой, который изучает процессы происхождения и развития предметов, явлений, организмов, а также связи между ними.
  • Позитивистская. Рассматривая сущность права как властное веление или принуждение.

Правовая культура включает в себя следующие элементы: право, правосознание, правовые отношения, законы, правопорядок, законотворческая, правоприменительная и иные виды деятельности в сфере функционирования права в обществе. Она имеет разветвленную систему социальных институтов.

Имеются показатели, которые отражают уровень правовой культуры общества. В частности, это уровень развития правосознания, реальная потребность в праве и регулировании отношений, развитие правовой системы, спектр прав и свобод человека и гражданина, эффективность их реализации и т.д. Работа правоохранительных органов также влияет на показатели правовой культуры общества. Граждане должны уважать законы, реально соблюдать их.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: