Проблема познания в философии

Проблема познаваемости мира - готовый реферат

Введение

Теория познания не теряет своей актуальности на протяжении всей многовековой истории развития философии. Никакая философская система немыслима без учета теории познания. Теорию познания изучали древние философы, а современные философы изучают ее. Это связано с отношениями философии с другими науками, на которые она опиралась и опиралась в своем развитии.

Человечество всегда стремилось узнавать новое, приобретать новые знания. Это определяет актуальность темы теста.     

Используется при написании произведения; первоисточники — труды философов Секста Эмпирика, Д. Юма, И. Канта, Ф. Энгельса и др.; материалы из учебников и учебных пособий, справочников; материалы из научных журналов, а также ресурсы удаленного доступа (Интернет).   

Виды агностицизма

Теоретические основы агностицизма были разработаны английским философом XVIII века Д. Юмом. Он рассуждал так: все, что я получаю от окружающего мира, — это ощущения и чувственные восприятия, и откуда они берутся, я не знаю и не могу знать. За ними могут быть вещи, как утверждают материалисты, а могут и не быть. Чтобы проверить, существует ли что-то за пределами наших чувств, мы должны обратиться к опыту. Однако в этом случае опыт совершенно бессилен помочь делу. Чтобы решить такую проблему, необходимо сравнить наши восприятия, мысли с объектом, но мы не можем этого сделать, потому что объекты никогда не даются нам сами по себе – они могут быть представлены только в виде наших собственных ощущений. Поэтому человек в своей деятельности может руководствоваться только верой и привычками, а не знаниями.
Другой вид агностицизма представлен в учении И. Канта. Он считал, что существуют объективно вещи, имеющие собственную сущность («вещь-в-себе»). Однако их истинная природа принципиально недоступна нашему знанию. Мы не знаем абсолютно, что есть вещи сами по себе, но мы знаем только их феномены («вещи-для-нас»), то есть идеи, которые они производят, воздействуя на наши чувства, время, которые считаются априорными (доопытными) формами человеческого созерцания.

В философии ХХ века агностицизм характерен для различных школ позитивизма и прагматизма. Гносеологические (когнитивные) корни агностицизма заключаются в том, что его представители абсолютизируют ограниченность, относительность и субъективизм человеческого знания, возникающие в процессе познания. Для агностиков процесс познания – это движение только относительных истин, в котором нет места абсолютной истине.

Подходы к процессу познания

Большинство философов разделяют парадигму гностического позитивизма. Однако их представления о путях и источниках познания весьма разняться. Можно выделить ряд основных подходов:

  • рационализм,
  • сенсуализм,
  • эмпиризм,
  • интуитивизм.

Наиболее «очевидным» подходом является сенсуализм, т.е. чувственных подход опирающийся на данные органов чувств и восприятия реальности. В своей чистой форме сенсуализм предполагает, что мир таков, каким его видит человек, что неизбежно ведет к субъективизму и релятивизму.

Рационализм противостоит сенсуализму. Указывая на противоречивость и поверхностность чувственного познания, он отрицает его ценность, полагая, что истинные знания о мире могут быть получены только с помощью разума, рациональных размышлений, основанных на логике. Однако в данном аспекте кроется и слабость рационализма. Он либо вынужден признать, что разум опирается на чувственную информацию в своих размышлениях, либо начинает обосновывать свои выводы и умозаключения с помощью неких идеальных источников знания, которые уже заложены в человеческий разум неким идеальным образом (например, богом).

Эмпиризм рассматривает в качестве источника знания опыт. Эмпиризм признает и чувственное и рациональное познание, одновременно указывая на недостаточность каждого из них. Чувственное познание фрагментарно и субъективно, рациональное слишком абстрактно и оторвано от реальности. Только с опорой на опыт, факты, которые воспринимаются с помощью чувственного познания и затем обрабатываются рациональным, возможно действенное познание мира. В рамках эмпиризма было сформулировано понятие эксперимента, как способа перепроверки и подтверждения полученных знаний, а также снятия проблемы субъективизма.

Интуитивизм представляет собой ненаучный, чувственно-мистический способ познания мира. Интуитивизм предполагает, что мир иррационален, он не вполне такой, каким он кажется, а потому истинное познание возможно лишь в форме прозрения, откровения, инсайда – религиозного, мистического, духовного или какого-либо еще.

Проблема познаваемости мира

Человечество всегда стремилось к получению новых знаний. При этом процесс познания секретов бытия – неотъемлемая часть жизни человечества, его великая гордость и, часто, его великая печаль. О том, что такое знание, человек начал задумываться еще в древности. Со временем осознанная постановка данной проблемы нашла свое воплощение в философии. Со временем теория познания, или эпистемология, оформилась как один из фундаментальных разделов философского знания.

Главный вопрос философии можно рассматривать с двух сторон:

  • Его первая (онтологическая) сторона – что считается первичным, а что вторичным – материя или сознание?
  • Вторая (эпистемологическая) сторона – является ли содержание нашего сознания истинным отражением реальности или существует такое содержание, которое не может определяться внешним миром, иными словами, познаваем ли мир, и если да, то насколько и как?

Многочисленные философские системы по-своему решают проблему познаваемости мира. Объективный идеализм (Гегель, Платон и др.) положительно решает данную проблему. Это следует из его основной философской посылки: изначальная идентичность, составляющая основу мира, есть идентичность мысли и бытия. При этом мысль рассматривается не только как субъективная деятельность человека, но и как фундаментальный объективный принцип всего мира, независимый от человека. Мир в своей основе рационален и развивается по законам, заложенным в сознании. Понятно, что разум может познать его суть.

Материализм, начиная с Демокрита, также признавал, что фундаментальное познание мира отстаивает главный принцип гносеологического оптимизма: мир всегда был, есть и будет большим количеством неизвестных явлений, но ни одно из них не может быть признано принципиально непознаваемым.
Современный материализм положительно решает вопрос познаваемости мира. Согласно этой концепции, материальный мир существует независимо от сознания, при этом, этот мир отражается нами в процессе познания. В то же время неполные и неточные знания становятся более полными и точными. Нет явной разницы между явлением и кантовской «вещью-в-себе». Разница только между тем, что известно, и тем, что еще не известно, и она постоянно уменьшается, хотя никогда не может полностью исчезнуть из-за бесконечности мира и бесконечности процесса его познания. В основе этого бесконечного процесса лежит взаимодействие между субъектом и объектом познания.

Проблема познаваемости мира

Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Он был сформулирован еще античными авторами, тогда же сложились и основные походы к его решению:

  • познавательный оптимизм,
  • познавательный пессимизм,
  • скептицизм.

Познавательный оптимизм основывается на убеждении в безграничности познавательной способности человека. Хотя мир огромен и сложен, последовательно подходя к процессу его изучения человек способен в конечном итоге познать все явления окружающей реальности, выявить и описать, и проникнуть в сущность всех объектов, процессов, закономерностей, определяющих существование вселенной. Сторонники познавательного оптимизма признают, что в настоящее время знание человека о мире далеко от своей завершенности, но видят в этом не причину для разочарования в познании, но напротив, мотивацию к его дальнейшему изучению, рассматривая познание как одну из величайших ценностей человечества.

Агностицизм или познавательный пессимизм напротив отрицает способность человека познать мир. Различными философами приводятся разные аргументы – мир нельзя познать в принципе, человеческие представления о мире никогда не будут соответствовать реальности, каждый человек строит свой образ мира, каждый из которых не эквивалентен другому и самому миру и т.д.

Позиция скептицизма не отрицает возможности познания мира, однако ставит под сомнение истинность тех знаний, а также методов, которые существуют для этого. Крайним выражением скептицизма является релятивизм, предполагающий полную относительность всех знаний, убеждений, законов и т.д. Скептики упирают на субъективный характер познания, и стремление человеческого мышления упорядочивать представления о мире, приводить их в систему, которое может основываться не на реальном существовании системности, но быть свойством самой мозговой деятельности, в то время как реальный мир может не соответствовать нашим представлениям о нем. Наиболее ярко позицию скептиков сформулировал Протагор в своих выск5азываниях – «человек есть мера всех вещей», «о всякой вещи можно высказать два противоположных суждения, каждое из которых будет одинаково истинным».

Развитие представлений о познании в истории философской мысли

Познание представляет собой одну из потребностей человеческого организма, без познания само выживание человека невозможно, однако элементарные формы познания ограничены кругом практико-ориентированных вопросов и возможностями наглядно-образного мышления. Они направлены на решение насущных проблем человеческого выживания и позволяют накапливать информацию о сущности и способах взаимодействия с различными объектами (как разжечь огонь, вырастить зерно, ухаживать за животными, обрабатывать шкуры и т.д.), обеспечивая при этом не редко высокий уровень мастерства и технологичности (создание календаря, пороха, шелка и т.д. произошло в донаучной форме знания), однако не позволяя создать целостную систему знаний о мире и его объектах, т.е. науку.

Формирование такой формы организации процесса познания как наука, требовало оторваться от решения практических проблем, подняться на уровень обобщающего теоретического осмысления, что было возможно лишь на основании абстрактно-логического мышления и форм его осуществления, таких как философия.

Именно в рамках философии процесс познания начинает рассматриваться не как приложение к решению практических задач, но как самоценность, самостоятельная деятельность, имеющая собственные, отличные от практики цели, методы, устремления и результаты, собственную особенную ценность знания о мире как такового.

Становление онтологической проблематики в древнегреческой философии, вполне естественно порождало вопрос о познании. Рассуждая о природе и свойствах бытия философы не могли обойти стороной проблему того, каким именно способом были получены эти представления. Именно в античной философии складываются основные гносеологические позиции и теории – сенсуализм, рационализм, скептицизм. Особенностью античных представлений о познании было также глубокая связь между самим познанием и этическими качествами человека. Данная связь была обозначена Сократом и продолжила свое развитие в трудах его учеников и последователей. Именно познание окружающего мира, природы, самого себя лежит в основе достижения Блага, совершенствования человеческого духа, установления гармонических взаимоотношений между людьми.

В период средневековья проблема познания поменяла свою направленность, но не утратила актуальность. Сменился объект познания – вместо природы и человека им стал бог, как всеобъемлющее начало, сменился подход – вместо рационального изучения высшим способом познания признали интуитивное откровение, а также и результат – не реальные знания, но вера и приобщение к объекту, однако само стремление выйти за границы актуального знания осталось неизменным. По мере развития средневековой философии проблемы познания стали получать все большее признание, так научное изучение мира было признано как альтернатива интуитивному постижению бога.

Расцвет гносеологической проблематики пришелся на Новое время, когда проблема познания стала центральной проблемой всей философии. В тоже время науки выделились в качестве самостоятельных форм человеческой культуры. Накопленные знания получили свое прикладное применение, что повлекло изменение устоявшихся форм как производительной деятельности, так и социальных отношений. Однако гносеологический оптимизм, выражавшийся в представлении о возможности науки разрешить все проблемы человечества, породил и закономерный скепсис, как в способностях науки познать мир, так и ее благом воздействии на общество.

Специфика агностицизма

Существовали ранее и продолжают существовать противоположные философские доктрины, которые считают объективное познание мира абсолютно невозможным. Для них характерен гносеологический пессимизм или агностицизм (греч. «А» — отрицание, «гнозис» — знание). Исторически агностицизм уходит корнями в скептицизм древних (Пиррон, IV-III вв. до н.э.).

Замечание 1

Агностицизм на основании этимологии данного термина, долгое время определялся как философское учение, утверждающее непознаваемость мира.

Известные последователи агностицизма:

  • И. Мюллер,
  • И. Кант,
  • А. Пуанкаре,
  • Г. Гельмгольц,
  • Т. Гекели,
  • Р.А. Вильсон,
  • Б. Рассел,
  • С. Вайнберг и др.

Они, несмотря на то, что были агностиками, личными усилиями добились больших успехов во многих областях научных исследований и внесли значительный вклад в развитие проблем научно-теоретического познания.

В чем суть агностицизма, в чем его определяющая характеристика? Этот термин был введен английским зоологом и соратником Чарльза Дарвина, профессором Т.Г. Гекели, в 1869 году. По определению, агностик – это человек, который отказался от веры в богов и убежден, что изначальное начало вещей неизвестно и не может быть известным. Он считал, что агностицизм помогает ограничить притязания на знание со стороны тех, кто хочет знать о мире больше, опираясь не только на свидетельства опыта и эмпирические знания. Современная философская литература определяет агностицизм как философскую концепцию, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и, в целом, о высших и абсолютных основаниях реальности, поскольку это непознаваемое, знание о котором, в принципе, не может быть убедительно подтверждено данными экспериментальной науки.

Список литературы

  1. Алексеев, П.В. Теория познания и дидактика: учеб. руководство по эксплуатации. для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — Москва: Высшая школа, 1992.   
  2. Волчек, Е. З. Философия: учебник. пособие с отрывками из учебника / Е.З. Волчек. — Минск; Интерпресссервис; Экоперспектива, 2002.    
  3. Калмыков, В. Н. Специфика неклассической теории познания / В. Н. Калмыков // Вестник Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. — 2011.  
  4. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. — М.: Мысль, 1995.
  5. Секст Эмпирик. Три книги пирровых суждений / Секст Эмпирик // Секст Эмпирик Сочинения в 2-х томах. Vol. 2. — М.: Мысль, 1975. 
  6. Соболева, М.Е. Истина: свойство, оператор, событие? / М.Е. Соболева // Вопросы философии. — 2004.  
  7. Современная философия: словарь и хрестоматия / автор — сост. : Л.В. Жаров; отв. изд. В.П. Кохановский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1994.     
  8. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин.- М.: Гардарики, 2002.
  • Реферат на тему: Мишель Фуко Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы
  • Реферат на тему: Тема любви в философии Платона
  • Реферат на тему: Развитие Платоном понятий закон, справедливость, порядок
  • Реферат на тему: Ф. Энгельс Л. Фейербах и крах немецкой философии
  • Реферат на тему: Проблемы философского понятия материи
  • Реферат на тему: Философские взгляды выдающихся ученых конца XIX  —  ХХ веков
  • Реферат на тему: Современный человек в поисках идентичности
  • Реферат на тему: Сенсуализм и эмпиризм нового времени
  • Реферат на тему: Искусственный интеллект: научный поиск и решения
  • Реферат на тему: Смысл жизни человека как философская проблема
  • Реферат на тему: Философия права Канта
  • Реферат на тему: Правовой нигилизм: понятие, истоки, формы проявления, пути преодоления

Заключение

Рассмотрев проблему познаваемости мира и форм познания, можно прийти к следующим выводам.

С самого начала своего существования человечество познало мир. Одна форма познания заменялась или дополнялась другой: повседневное познание, мифологическое познание, религиозное познание, философское познание, научное познание. 

Теория познания — одна из ключевых в философии на протяжении всего ее существования. Многие века длился своего рода спор: познаваем ли мир? Некоторые философы и философские школы утверждали, что мир познаваема (эпистемологический оптимизм), другие отвергали познаваемость мира (эпистемологический скептицизм и агностицизм). В настоящее время большинство философов придерживаются точки зрения, что мир познаваем, но споры о знании продолжаются по сей день.   

Отдельный индивид или группа, общество может выступать как субъект познания, как объект — материальные образования или социальные явления, результаты познания.

Основные уровни знаний — теоретический и эмпирический. Если говорить о формах познания, то в большинстве источников выделяется чувственное и логическое познание. Основой формирования и развития знания на всех его уровнях является практика.  

Основная цель познания — постижение истины. Вопрос об истинности знания — один из важнейших в теории познания. Есть разные определения истины, разные концепции истины.  

Согласно классической концепции, истина — это соответствие наших знаний объективной реальности, которое устанавливается социальной и исторической практикой. Диалектический материализм рассматривает истину как объективное содержание нашего знания, не зависящее от предмета. В прагматической концепции истина — это мера адаптации реальности к человеческим потребностям и интересам.   

Все эти понятия дополняют друг друга. Существуют понятия абсолютная истина, относительная истина и т. д. Кроме того, существует множество ответвлений от основных концепций и интерпретаций различных мыслителей. Особое понимание истины в религиозном мировоззрении. Вспомним слова Христа: Я есмь путь, и истина, и жизнь.   

Остановимся на этом определении истины, хотя его нельзя назвать окончательным. Истина — это информация, соответствующая действительности. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: