Значение управления в общественном развитии

Социальное управление это

Понятие и содержание социального управления

Замечание 1

Точно сказать, когда появилось управление сложно, наверное, оно появилось вместе с людьми. Преследуя определенные цели, людям приходилось объединяться, и в этом случае появлялась проблема координации их деятельности. Чтобы решить проблему, кто-то должен был взять её на себя, а для достижения цели все остальные позволяли направлять свое поведение.

Таким образом, появлялся руководитель и подчиненные, между которыми возникали отношения управления. Получается, что в деятельности человека необходимым элементом является управление, т.е. оно становится объективной потребностью любой деятельности.

Особенностями управления являются предвидение, самоорганизация, контроль, осознание потребностей. Управление характерно для любого трудового процесса, потому что определяет цели функционирования производства, устанавливает согласованность, взаимосвязь между отдельными составными частями системы, обеспечивая тем самым её планомерное развитие.

Результат совместных действий и эффективность зависят от реализации управления. Как система в целом производство предполагает управление средствами труда и управление работниками.

Средства труда – это объект трудовой деятельности и управление ими представляет процесс непосредственного воздействия индивида на предмет труда при помощи средств труда. Человек в данном случае выступает субъектом управления.

Работники, объединенные в коллективы и управляющие средствами труда, должны со стороны управляться другими работниками, получившими название управленческого аппарата.

Управленческая деятельность связана с получением, хранением, выдачей управленческой информации, поэтому сама по себе является информационной. Собираемая информация должна характеризовать общественный процесс в целом.

Современное управление представляет собой управление людьми в процессе их трудовой деятельности. Осуществляется этот процесс тоже людьми, в задачу которых входит установление целей и разработка программ поведения объекта управления, контроль над ходом её выполнения.

Чтобы удержать производственный процесс в границах, заданных программой или перевести его в новое состояние, работники управления вносят необходимые изменения.

Как целенаправленный процесс управление выполняет различные функции, которые являются особым видом деятельности. Это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды.

От того, насколько грамотно функции управления будут распределены, зависит работа всех подразделений структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Функции могут быть внешними и внутренними, основными, вспомогательными, полезными, главными и др.

Социальное управление и его методологическая основа

Замечание 2

Методологические основы социального управления исходят из сущности и закономерностей самого социального управления. Социальное управление является внутренним свойством общества и вытекает из его системной природы.

Методологические основы и общественные функции философии в социальном управлении связаны между собой. При реализации социальных функций философии, а это – познавательная, мировоззренческая, конструктивно-прогностическая, управленческая, методологическая, складываются философско-методологические основы управленческих отношений.

Философия позволяет увидеть целостную картину бытия, и, в частности, для социального управления дает целостную картину объекта управления и его места в системе этого бытия. Позволяет также увидеть предмет, на который направлена деятельность субъекта и объекта социального управления.

Важным моментом для социального управления является опора на равноправный союз философии и науки, что позволяет сочетать стратегию и тактику, видеть перспективу и опираться на конкретные факты.

Возможность дать критический анализ управленческих ситуаций обеспечивает философский подход. Он может предвидеть тенденции и последствия принимаемых решений

При этом важно в социальном управлении учитывать две крайности, чреватые негативными последствиями

Первая крайность связана с необходимостью избегания абсолютизации критической функции философского подхода и вторая крайность – не подменять конструктивную критику «критиканством».

Реализация управленческой функции философии имеет большое значение в социальном управлении.

Философия, давая знания общих принципов и законов бытия, обеспечивает возможность организовать управленческую деятельность на рациональной основе. Использование принципов диалектики в социальном управлении как философского метода, позволяет избежать волюнтаризма, догматизма, субъективизма и др., т.е. добиться эффективности управленческой деятельности.

На характере управленческой деятельности сказывается одна из важнейших функций философии – мировоззренческая, оказывающая определенное влияние на направленность и характер интересов человека.

К методологическим основам социального управления непосредственное отношение имеет методологическая функция философии. С методологической точки зрения философия является учением о методе, путях познания, способах, формах, практической деятельности, включая социальное управление. Поэтому применение философской методологии есть применение способа способов, давая тем самым, избрать в социальном управлении общее верное направление деятельности и, безусловно, его осуществить.

Замечание 3

Таким образом, метод является не только продуктом, но и орудием обобщения опыта науки, практики, социального управления.

Элементы социального управления

Элементов социального управления не много – к ним относят только то, что участвует в процессе управления на всех этапах. Элементами социального управления выступают: 

  1. Субъект управления (то есть тот, кто осуществляет воздействие).
  2. Объект управления (тот, на кого оказывают воздействие).
  3. Управленческие связи – прямые (целенаправленно организующие объект) и обратные (информационный канал, по которому передаются результаты воздействия).

Если говорить об управленческих связях, в данном случае есть место и управленческому циклу – совокупности управленческих стадий, которые характеризуются поставленными задачами и составом сотрудников, которые эти задачи выполняют.

Управленческие связи не только выполняют определённую цель и являются передатчиками информации, но и возникают на каждой из стадий процесса управления. Всего этих стадий пять: 

  1. Анализ управленческой ситуации.
  2. Разработка и принятие решения.
  3. Организация и реализация решения.
  4. Контроль.
  5. Анализ итогов – корректировка дальнейшего плана.

А к объектам управления можно отнести каждого отдельно взятого человека (индивида), коллектив или государство – все общество целиком, которое подвергается подчинению со стороны субъекта.

Объекты социального управления по-разному относятся к своему подчинению. В зависимости от индивидуальных особенностей, каждый человек чувствует себя отлично от другого. Такие отличия в поведении, отношении и принятии своей позиции разделили на категории подчинения, у каждой из которых есть собственная характеристика поведения:

  1. Первая категория – строптивое подчинение. Оно означает, что человек (индивид) принимает свою позицию подчиненного, он считает его вынужденным внешне навязанным отношением. Однако, в таком случае сотрудник не сильно понимает, почему он должен подчиняться, не видит мотива и причину долга.
  2. Вторая категория – равнодушное подчинение. При такой категории подчинения  сотрудника минимально устраивает его позиция, он удовлетворен своим положением. В такую категорию сотрудники попадают, потому что боятся брать ответственность за себя и свою жизнь – им проще быть под подчинением. Такой сотрудник живет по принципу: «Что мне сказали, то я и сделал». 
  3. Третья категория – инициативное подчинение. Такое подчинение означает необходимость сотрудника находиться в подчинении. В таком случае чувство долга каждого конкретно взятого индивида становится привычкой (состоянием по жизни), однако, инициативу не заглушает. В основе этой категории подчинения находится критическая оценка руководителя и признание его авторитетом среди сотрудников.

Еще по теме 2.3 Социальное управление: понятие, структура:

  1. Сущность и соотношение понятий «социальное управление», «социальный менеджмент», «управление социальным развитием», «управление персоналом»
  2. 1.1. Сущность и соотношение понятий «социальное управление», «социальный менеджмент», «управление социальным развитием», «управление персоналом»
  3. Учебное пособие «Управление социальным развитием организации» основано на теоретических концепциях социального управления и практических наработках современного социального менеджмента.
  4. ! Задание 1.4. Какие из наиболее известных теорий социального управления легли в основу управления социальным развитием организации?
  5. Глава 8. Организационные структуры в системе управления социальным развитием организации
  6. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 5 ГЛАВА I. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕ­ДОВАНИЯ ГРАВДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТ­ВЕННОСТИ 9 § X. Понятие и содержание методологии науки гравданского права………………………………………………………….. 9 § 2. Понятие и структура социальной ответ­ственности как общие методологические основания исследования гражданско-пра­вовой ответственности 16 § 3. Понятие и структура правовой ответс
  7. Понятие и структура социальной среды
  8. 3.1. Понятие и структура социальной среды
  9. ! Задание 3.1. Составьте схему, иллюстрирующую структуру социальной среды организации ! Задание 3.2. Составьте схему, иллюстрирующую соотношение понятий социальная среда и социальная сфера
  10. Раздел II. социальная политика и социальная ответственность – составляющие управления социальным развитием организации
  11. § 2. Понятие и структура социальной ответственности как общие методологические основания исследования гражданско-правовой ответственности
  12. 7.2. Коллективный договор и социальный кодекс – инструменты управления социальным развитием организации
  13. ! Задание 4.1. На основании описания структурных элементов и схемы процесса управления попытайтесь дать определение управления социальным развитием организации.
  14. 2.2 Структура общества. Социальные институты и социальные организации
  15. Изменения (социальные сдвиги) в социальной структуре общества
  16. Глава 5. Социальная политика – основа управления социальным развитием организации
  17. Тема 9. Административно-правовые акты управления 9.1. Понятие и юридическое значение акта государственного управления
  18. Содержание понятий «управление кредитом» и «управление кредитным риском»

Общие черты социального управления

Выделяют всего семь общих черт социального управления:

  1. Первая черта возникает там, где присутствует совместная деятельность людей и их общностей. 
  2. Вторая черта обеспечивает одинаковое и постепенное воздействие на всех участников совместной деятельности.
  3. Третья направлена на то, чтобы достигать конкретной поставленной управленческой цели.
  4. Четвертая характеризуется тем, что в социальном управлении присутствует субъект и объект управления.
  5. Пятая черта подразумевает то, что субъект управления имеет ресурс власти.
  6. Шестая черта говорит о том, что объект управления находится под властью, что означает его полное подчинение и повиновение указаниям субъекта.
  7. Седьмая черта появляется, потому что социальное управление реализуется всегда в рамках определенного механизма.

Похожие термины:

  • воздействие средств массовой информации на социализацию личности, на развитие государства и на становление гражданского общества. При этом меняется представление о том, что такое управление. Упр

  • деятельность специализированных органов и институтов, непосредственно осуществляющих политику жизнеобеспечения, взаимодействия и воспроизводства различных групп и слоев населения. Эмпирическ

  • комплекс методов целенаправленного воздействия на: 1) отдельных работников; 2) отдельную группу; 3) целый коллектив. На каждом из этих трех уровней управление сталкивается со специфическими проблем

  • это проблема общего дела, которое объединяет участников совместной деятельности, способствует созданию соответствующих общественных структур и организаций. Все участники совместной деятельнос

  • определённый порядок в работе организаций, создаваемых для регулирования социальных отношений в обществе и успешного решения, на этой основе, задач повышения уровня и качества жизни различных гр

  • разновидность социального управления, включает планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовк

  • твёрдо установленные, проверенные практикой нормы и правила работы субъектов управления в больших и малых организациях с людьми. СУП объективны, поскольку вытекают из требований эффективности п

  • (СЗУ) – опыт создания производственных подразделений (зон) на основе добровольного участия персонала в совместной работе над выпуском отдельных видов продукции. В таких зонах актуализируется сам

  • функция специфического органа О., к-рая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов О., удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом

  •  результативность управления, характеризующаяся степенью использования имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей. Это результат управленческой деятельности, который оценивается си

  • вид социального управления, основанный на реализации интересов и потребностей индивидов, социальных групп и общностей посредством их активного участия в управленческом процессе. Как особый вид

  • установление доминирующим субъектом одного из возможных способов сочетания устойчивости социальных взаимодействий и достижения продуктивных целей; теоретически выделяются три режима: оптимал

  • от лат.subjectus- лежащий в основании, действующий и познающий человек, противостоящий внешнему миру как объекту. В системе социального управления — ядро системы, персонифицированный орган, уполномоче

  • строго последовательное и четкое изложение правил (предписаний), которым необходимо следовать, чтобы преобразовать исходные данные в искомый результат решения управленческой задачи. Основными х

Управление: понятие, признаки, виды

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

  • обязательно качество целостной организованной системы;
  • наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
  • определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
  • служит интересам взаимодействия основных элементов;
  • обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Еще по теме 2.3 Социальное управление: понятие, структура:

  1. Сущность и соотношение понятий «социальное управление», «социальный менеджмент», «управление социальным развитием», «управление персоналом»
  2. 1.1. Сущность и соотношение понятий «социальное управление», «социальный менеджмент», «управление социальным развитием», «управление персоналом»
  3. Учебное пособие «Управление социальным развитием организации» основано на теоретических концепциях социального управления и практических наработках современного социального менеджмента.
  4. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 5 ГЛАВА I. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕ­ДОВАНИЯ ГРАВДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТ­ВЕННОСТИ 9 § X. Понятие и содержание методологии науки гравданского права………………………………………………………….. 9 § 2. Понятие и структура социальной ответ­ственности как общие методологические основания исследования гражданско-пра­вовой ответственности 16 § 3. Понятие и структура правовой ответс
  5. ! Задание 1.4. Какие из наиболее известных теорий социального управления легли в основу управления социальным развитием организации?
  6. Понятие и структура социальной среды
  7. 3.1. Понятие и структура социальной среды
  8. Глава 8. Организационные структуры в системе управления социальным развитием организации
  9. ! Задание 3.1. Составьте схему, иллюстрирующую структуру социальной среды организации ! Задание 3.2. Составьте схему, иллюстрирующую соотношение понятий социальная среда и социальная сфера
  10. Раздел II. социальная политика и социальная ответственность – составляющие управления социальным развитием организации
  11. § 2. Понятие и структура социальной ответственности как общие методологические основания исследования гражданско-правовой ответственности
  12. 7.2. Коллективный договор и социальный кодекс – инструменты управления социальным развитием организации
  13. 2.2 Структура общества. Социальные институты и социальные организации
  14. ! Задание 4.1. На основании описания структурных элементов и схемы процесса управления попытайтесь дать определение управления социальным развитием организации.
  15. Изменения (социальные сдвиги) в социальной структуре общества
  16. Глава 5. Социальная политика – основа управления социальным развитием организации
  17. Тема 9. Административно-правовые акты управления 9.1. Понятие и юридическое значение акта государственного управления
  18. Содержание понятий «управление кредитом» и «управление кредитным риском»

Механизмы управления социальными системами

Мы рассмотрим несколько механизмов, которые применяют для управления социальными системами в зависимости от различных обстоятельств и сложившихся условий. 

Механизм сознательного управления

По-другому его называют механизмом целеустремленного управления. Связано это с тем, что в таком случае управление осуществляют люди, которые наделены волей и сознанием, чтобы достичь поставленные цели.

Механизм стихийного регулирования 

Это тот самый механизм, который действует на результат – упорядоченность масс актов.

В общем и целом, к управлению социальными системами нужно подходить комплексно с оглядкой на условия современного производства. Только в таком случае управление будет предполагать интеграцию функций управления трудом и кадрами, развитием социальных отношений и каждого индивида в отдельности – на едином уровне организации. Такой уровень закладывает специализированная управленческая служба.  

Можно прийти к выводу о том, что система управления социальными системами – это целевой комплекс по выполнению задач в основных направлениях деятельности. Кроме этого, комплекс и все относящиеся к нему механизмы и методы управления направлены исключительно на то, чтобы повысить производительность труда и качество работы.

Еще термины по предмету «Право и юриспруденция»

Внебюджетные фонды

специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Источники формирования: а) специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно-вещевых лотерей; б) субсидии из бюджета: в) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы: г) добровольные взносы и пожертвования. Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений. Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные. Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием. Социальные фонды-фонды, предназначенные для решения общественных вопросов. Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне. Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы.

Шакканаккум

правители областей в Древнем Вавилоне

  • Социальное управление

  • Эффективность социального управления

  • Управление в социальной работе

  • Объект социального управления

  • Субъект социального управления

  • Методы управления социально–психологические

  • Социально-психологические методы управления

  • Объекты управления в социальном менеджменте

  • Государственное управление как общественный (социальный) институт

  • Социальная эффективность в области управления персоналом

  • Социальный

  • Социальное

  • Социальность

  • Социальный механизм формирования и реализации государственного управления

  • Управление

  • Страхование социальное (социальная защита)

  • Социальная реальность (социальный мир)

  • Социальная иерархия

  • Социальное сотрудничество

  • Социальный оптимум

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: