Способы регулирования и содержание мононорм
Хотя, как указывалось выше, мононормы имели синкретический, нераздельный характер, однако, уже в первобытных обществах обозначилась их внутренняя структура в виде запретов, дозволений, позитивных обязываний.
Поведение первобытных людей регулировалось по определенной формуле: «нельзя-можно-должно»:
-
- «нельзя» – это запреты и табу;
- «можно» – это зачатки моральных правил;
- «должно» – обычаи, традиции, зачатки права.
Содержание мононорм:
1. Мононормами разрешалось – «можно»:
-
- охотиться и собирать плоды на отведенных территориях;
- раздавать для раздачи членам сообщества и в дар членам других сообществ крупных животных;
- раздавать сами туши в установленном порядке;
- участвовать в коллективных акциях общественного порицания.
2. Монормами запрещалось – «нельзя»:
-
- нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми;
- убийство; травмы; каннибализм;
- колдовство;
- похищение женщин и детей;
- несанкционированное использование оружия на стоянке;
- кража;
- нарушение правил брачного союза, в том числе равноправия между общинами при обмене женщин на брак;
- систематическая ложь;
- нарушение супружеской верности и др.
3. Мононормами было дозволено – «должно»: позитивное обязательство было направлено на:
-
- организацию необходимого поведения в процессах приготовления пищи,
- строительство жилья,
- разжигание костров и поддержание огня,
- производство оружия,
- изготовление средств передвижения (например, лодок).
Формирование права
Право подобно государству возникает в процессе естественно-исторического развития общества, в результате происходящих в общественном организме процессов. При этом о происхождении права существуют различные теоретические версии. Теория марксизма обстоятельно излагает одну из них: общественные разделения труда и рост производительных сил приводят к избыткам прибавочного продукта, что служит причиной формирования института частной собственности, и, как следствие, антагонистических классов, для господства одного из которых и необходимы государство и право. Таким образом, марксистская модель на первый план выдвигает политические причины возникновения права.
Современными авторами для объяснении генезиса права используется понятие неолитической (от слова «неолит» — новый каменный век) революции, которая датируется примерно VIII-III тысячелетиями до н. э. и смысл которой заключается в переходе от присваивающего типа хозяйства к производящему. Для удовлетворения потребностей производящего хозяйства и требуются правила по регулированию производства, распределению и обмену товаров, согласованию интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установление общего порядка.
Процесс формирование права проявляется через:
- запись обычаев, становление обычного права;
- доведение текстов, содержащих обычное право, до всеобщего сведения;
- появление специальных протогосударственных органов, которые отвечали за наличие всеобщих справедливых правил, их официальное закрепление в ясных и доступных для всех формах, обеспечение их реализации.
В процессе санкционирования обычаев и создания судебных прецедентов особо важная роль игралась судебной деятельностью жрецов, верховных правителей, а также назначаемых ими лиц.
Таким образом, из социальных норм первобытного общества возникла принципиально на тот момент новая регулятивная система (право), которая отличается содержанием правил, способов воздействия на поведение людей, форм выражения, механизмами обеспечения.
Отличие государства от общественной власти родового строя.
Основные формы возникновения государства:
1. Восточная (Индия, Пакистан, Китай), которой характерно огромная территория, государственная собственность преобладает над частной собственностью, проведение сельскохозяйственных работ;
2. Классическая (Рим, Афины), которой характерно расслоение общества на классы;
3. Германская, которой характерны насильственные действия сил одной территории в отношении другой.
Итак, к признакам, отличающим государство от родовой организации общества, относят:
1. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию данного государства) и под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории. В родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному принципу).
2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (в родовой организации особой власти, отделившийся от общества, не было, власть исходила от общества в целом). Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.
3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.
Плюс к этому, еще один признак, который не все авторы относят к этой группе (группе признаков, отличающих государство от родовой организации общества), но тем не менее, учитывая его значимость, рассмотрим его в этом вопросе.
4. Монопольное право государства на правотворчество.
Обобщив все признаки государства, можно сформулировать его определение. Итак, государство — это организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, и веления которой обязательны для населения всей страны.
Понятие, признаки, цель и функции мононорм в первобытном обществе
Такие сформировавшиеся в процессе исторического развития социальные нормы, регулирующие поведение людей в первобытном обществе, получили название «мононорм». Этот термин ввел в оборот русский историк – этнограф А.И. Першиц.
Мононормы – это первые социальные регуляторы поведения людей в первобытных обществах, которые включали в себя зачаточные элементы религии, морали и права в едином, неразделенном составе.
Мононормы находятся в органической связи с экономикой и идеологией первобытного общества, в котором человек по-прежнему является частью природы.
Основные признаки мононорм:
- регулируют поведение людей в первобытных обществах;
- имеют естественное происхождение (не навязаны кем-то сверху, помимо воли членов сообщества);
- синкретичны, т.е. слитны, нераздельны. Обычно в правовой литературе отмечается, что мононормы сочетают в себе нормы религии, морали и права в едином, нерасчлененном составе. Однако, нужно понимать, что ни религии, ни морали, ни тем более, права в те времена не существовало (иначе зачем их было объединять в мононорме). Поэтому в мононорме содержались лишь зачаточные элементы этих социальных регуляторов, которые, как самостоятельные явления, выделятся позднее;
- не имели обязательного или дозволительного характера, т.е. не были обязанностями и правами в чистом виде, поскольку были выражением естественных правил поведения в человеческом общежитии;
- исполнялись добровольно, не требовали какого-либо принуждения;
- их содержание различалось в каждой общине (роде, племени). У каждого объединения в первобытном обществе были свои уникальные правила поведения. С данным признаком связано явление тотемизма, суть которого заключалась в том, что родоначальником любого племени (рода) является некое животное или растение (тотем), редко – неодушевленный предмет. Община носит его имя и выступает вовне не только как социальная общность, но и как явление природы;
- выражались преимущественно в виде запретов (табу), нарушение которых наказывалось сверхъестественными силами. З. Фрейд считал, что табу – это самый древний неписаный законодательный кодекс человечества. Исторически самое первое табу – это запрет инцеста;
- предусматривали специфические санкции – нарушитель запретов подвергался общественному порицанию. За серьезные нарушения лицо могло быть подвергнуто остракизму – изгнанию из племени, что в те время фактически означало смерть, поскольку человек в одиночку выжить не мог. Отсюда пошло выражение «без рода и племени», т.е. человек совсем один, без близких и чьей-либо поддержки.
Цель мононорм – обеспечить гармоничное существование и воспроизводство конкретных сообществ в естественной среде обитания.
Основные функции мононорм:
- освобождение первобытного человека от страха перед явлениями природы и другими людьми;
- стабилизация отношений в первобытном обществе;
- воспроизводство как биологического вида;
- распределение пищи и т.д.
Теории происхождения государства.
Сущность исторических процессов формирования государства у разных народов обусловлено то, что в науке сформулированы ряд теорий по вопросу объяснения универсальных причин появляется государство. Однако каждая из этих теорий представляет собой субъективный взгляд ученых на проблему происхождения государства.
Различают следующие теории происхождения государства:
1. Теологическая (божественная, религиозная) теория.
Представители: средневековый ученый-философ Аквинский, Августин.
Согласно данной теории государство и право созданы богом, но он не указал конкретных лиц, осуществляющих власть, конкретные методы, формы правления. Однако государство должно воплощать в себе те характеристики, которые свойственны данной религии.
2. Патриархальная теория.
Представители: Аристотель, Михайловский.
Согласно данной теории государство рассматривается как продукт и результат развития семьи, ее разрастания. Власть правителей в государстве отождествляется с властью главы семьи, т.е. она является продолжением отцовской власти.
3. Договорная теория.
Представители: голандский ученый Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Радищев.
По данной теории государство есть результат соглашения между людьми, которым стало втягость их естественное свободное состояние и они решили передать часть своих прав государству для общей пользы.
4. Теория насилия.
Представители: Дюринг, Гумплович.
Согласно данной теории образование государства сопровождалось военно-политическими процессами и главная причина образования государства, как политического аппарата власти, состоит в необходимости применения насилия в постоянной войне племен друг с другом. Для управления завоеванными территориями и населением нужен был аппарат принуждения, которым стало государство, т.е. государство — результат применения внешнего и внутреннего насилия. Внешнее насилие — это завоевание одного народа другим. Внутреннее насилие — господство одних членов общества над другим. Насилие являлось естественным фактором жизни воинствующих первобытных племен, поэтому данная теория объявляет насилие основной причиной основания государства.
5. Органическая теория.
Представитель: Г. Спенсер — английский ученый.
Согласно данной теории государство — результат социальной эволюции, который является разновидностью органической эволюции. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные так и в обществе происходит естественный отбор, который определяет зарождение государства.
6. Психологическая теория.
Представитель: Петражицкий, Коркунов.
Данная теория объясняет происхождение государства, исходя из особенностей человеческой психики. Предполагается, что с одной стороны, психике индидиа свойственно стремление подчиняться выдающимся авторитетными личностям, а с другой стороны, в человеке очень сильно агрессивное начало, поэтому государство создается в результате удовлетворения первой потребности и подавления человеческой агрессии.
7. Марксисткая (классовая) теория.
Представители: Маркс, Энгельс, Ленин.
Согласно данной теории государство явилось результатом социально-экономического развития общества. Развитие экономики привело к совершенствованию орудий труда, к разделению труда, что в совокупности вызвало рост производительности труда, а значит появление прибавочного продукта, а он в свою очередь стал основой частной собственности, которая привела к разделению общества на два противоборствующих класса эксплуататоров, эксплуатруемых. Для урегулирования отношений между этими классами понадобилось государство.
Дата добавления: 2013-12-31; 8792; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Социальные регуляторы присваивающей экономики
Основными регуляторами поведения на этом этапе первобытнообщинного строя были:
- религия,
- мораль,
- миф (сказание),
- традиция (обычай),
- право,
- табу.
Отличительной чертой нормативной системы было то, что социальные регуляторы не были отделены друг от друга и существовали в форме мононорм (термин А.И. Першица).
Определение 2
Мононорма – характерный для первобытного общества социальный регулятор, соединявший в себе общесоциальное, религиозное, правовое предписание.
Предметом регулирования мононорм были:
- брачно-семейные отношения;
- разделение труда;
- охота и распределение пищи;
- разрешение споров и ведение войны.
Охарактеризовать мононормы можно следующими чертами:
- содержание – преобладание запретов (к примеру, кровосмешения) и обязываний над дозволениями;
- источник закрепления – мифы, ритуалы, обычаи (устные источники), которые усваивались в ходе воспитания, обучения;
- общинный характер – обязательность для всех членов общины;
- единство моральных, биологических, религиозных, обрядово-ритуальных требований к членам общины;
- направленность на господство коллектива над индивидом, сплочение общины в целях выживания;
- соблюдение норм в силу привычки, отсутствие аппарата принуждения (наказанием нарушителю могло стать изгнание из общины, фактически в то время – обречение на смерть);
- казуистичность (отсутствие обобщающих правил).
Социальные регуляторы производящей экономики
Изменение социальной организации повлекло следующие перемены в нормативной системе:
- расщепление мононорм на нормы морали и нормы права;
- формирование обычного права путем санкционирования сложившихся обычаев государством;
- расширение сферы отношений, регулируемых нормами права;
- усложнение социального регулирования (помимо запретов стали использоваться также дозволение и усмотрение);
- постепенное приобретение нормами классового содержания (отражали не интересы общины, а интересы правящего слоя).
Основными регуляторами на этом этапе были:
- обычаи, которые закреплялись в письменных источниках (к примеру, Законы XII таблиц, стела с Законами Хаммурапи);
- агрокалендари – первые письменные источники, в которых определялся порядок жизни земледельческой общины, обязательные для членов общины;
- предсказания – специфическая форма, в которой закреплялись правовые нормы, связывала определенные действия с наступлением конкретных последствий («гипотеза – санкция»).
Возникновение и развитие социальных норм в первобытном обществе
Первые правила человеческого поведения возникают с появлением первых социальных организаций – рода и племени в первобытном обществе. В этот период поступки людей регулировались на уровне биологического отбора, например, право на потомство имели только здоровые и сильнейшие представители племени.
По мере развития орудий труда биологическое равновесие между родом и отдельной личностью разрушалось, что требовало новых, надбиологических, социальных регуляторов отношений
Важно, что эти новые правила поведения стали касаться уже всех членов рода, а не только биологически сильнейших или слабейших
Такие нормы поведения, как правило, выражались в запретах (табу), были выгодны для всего коллектива, поскольку помогали дисциплинировать членов общества с целью выживания всего сообщества с максимальным комфортом.
В процессе жизнедеятельности общества вырабатывались определенные правила, регулирующие отношения в социальной группе. Эти правила, ежедневно и многократно повторяясь, приводили к положительным результатам. Поэтому в дальнейшем они были приняты всеми членами общества, стали общими правилами поведения, то есть обычаями. Такие обычаи были подкреплены религиозно-мифологическим коллективным сознанием.
В дальнейшем люди стали понимать, какие из этих обычаев являются наиболее правильными и справедливыми с точки зрения всех ее членов, что хорошо, а что плохо для рода. Тем самым, стали выделяться зачатки моральных норм.
Таким образом, постепенно на протяжении продолжительного времени был сформирован феномен социальной нормы, условиями формирования которой стали биологические, производственные, экономические, религиозно-обрядовые и другие предпосылки.
Характеристика первобытного общества
Определение 1
Первобытное общество – стадия развития человечества от появления первых сообществ человека разумного до возникновения государства. В современной истории первобытными считаются человеческие сообщества, существовавшие в период 40 000 лет до н. э. – 5 00 лет до н. э.
Можно выделить два этапа первобытного общества.
-
Этап присваивающей экономики, который характеризовался тем, что:
- человек довольствовался «дарами природы» – еще не возникли технологии и основанное на них общественное производство;
- люди объединялись в общины по признаку кровного родства,
- существовало естественное самоуправление жизни общины, в котором участвовали все ее дееспособные члены;
- власть в общине основывалась на авторитете, харизме какого-либо члена общины, старейшины (потестарная власть);
- для подержания социального порядка не требовался специальный аппарат управления и принуждения.
Замечание 1
Таким образом, власть в первобытных обществах в период присваивающей экономики носила демократический характер по причине отсутствия имущественных и классовых различий между людьми (так называемый этап «первобытного коммунизма»).
-
Этап производящей экономики. Переход от охоты (собирательства) к ведению сельского хозяйства (земледелию и животноводству), ознаменовавший неолитическую революцию, означал, что:
- в ходе экономической деятельности формировалось имущество и его излишки;
- такое имущество сосредотачивалось в руках верхушки общества;
- вследствие имущественного неравенства появлялись социальные различия между людьми;
- формировались слои и классы;
- стало необходимым возникновение власти для управления в социально неоднородном обществе, и государства, которое для реализации своей воли использовало право.
Особенности социальной организации первобытных сообществ влекли и разницу в используемых регуляторах человеческого поведения.
Социальные нормы первобытного общества: сущность, источники, характерные черты
Жизнь первобытного общества (добывание пищи, брачно-семейные отношения, и др.) не была хаотичной и неуправляемой. Она регулировалась определёнными обычаями и традициями, в которых закреплялись обряды, ритуалы, табу и другие правила поведения членов первобытной общины в определённых жизненных ситуациях.
Определение 1
Социальные нормы первобытного общества – это совокупность правил поведения, которые устанавливались и обеспечивались родовыми общинами и племенами, и через посредство которых происходило регулирование общественных отношения в указанных социальных группах.
Источники социальных норм первобытного общества:
- ритуалы, церемонии, обряды;
- мифы;
- обычаи;
- агрокалендари.
Черты социальных норм первобытного общества:
- В социальных нормах, правах и обязанностях, правилах поведения, существовавших в первобытном обществе, отражались религиозные представления людей об окружающем мире;
- В основе социальных норм, правил поведения, прав и обязанностей лежала биологическая, физиологическая и половозрастная специфика человеческого организма;
- Информация о социальных нормах, правилах поведения, правах и обязанностях в первобытных сообществах содержалась в ритуалах, обрядах и мифах;
- Общественные отношения регулировались тремя основными способами: запрет, дозволение, обязывание, но поскольку между этими способами не было строгого разграничения, их принято называть мононормами;
- За нарушения запретов применялись примитивные и жестокие меры наказания (изгнание из сообщества, талион, кровная месть, забивание камнями);
- Социальные нормы, правила поведения, права и обязанности в первобытном обществе передавались словесным способом от поколения к поколению, а не фиксировались на материальных носителях информации.
Социальная эволюция человеческого общества насчитывает около 40 тыс. лет. Определенные правила человеческого общежития, социальное управление, нормативное регулирование возникли задолго до появления первых государств. Эти общественные феномены формировались в рамках естественно-исторического процесса и были обусловлены суровыми условиями существования человека, необходимы для сохранения форм его бытия.
Основной формой человеческого социума в то время была первобытная родовая община, представлявшая собой объединение людей на принципах кровного родства, совместной собственности на орудия труда и продукты деятельности и общего коллективного труда. Этими принципами определялись равенство членов общины и нераздельность их интересов. По своей природе управление родовой общине было естественным самоуправлением: органы власти (вожди, старейшины, собрание взрослых членов рода и др.) не были отчуждены от объекта управления.
Для системы нормативного регулирования первобытного общества присущи характеристики:
-
Естественно-природный характер, исторически обусловленный процесс формирования;
-
Действие на основе обычая;
-
Синкретичность (нерасчлененность) норм ритуальных, религиозных и первобытной морали;
-
Отсутствие предоставительно-обязывающего характера у предписаний мононорм, так как они были выражением необходимых условий жизнедеятельности человека;
-
Членом первобытной родовой общины просто не отделялись собственные интересы от интересов всей родовой организации;
-
Преимущественное доминирование запретов в форме табу.
Определение 2
Табу – непререкаемый запрет, нарушение которого карается сверхъестественными силами.
Предполагается, что первое табу возникло на инцесты – кровнородственные браки, что и послужило одним из факторов выделения человека из животного мира.
-
Распространение социальных норм и правил поведения только на данный родовой коллектив;
-
Большая нормативно-регулятивная роль саг, былин, мифов, сказаний и прочих форм художественного общественного сознания;
-
Специфические санкции: осуждение нарушителя социальных норм со стороны коллектива общественное порицание или остракизм, в результате которого человек переставал быть частью коллектива, что практически являлось равносильным смерти.
Формы выражения мононорм
Первые социальные нормы нашли свое выражение в мифологии, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и других формах. В связи с чем эти общества часто называются традиционными обществами.
Мифы – это представления людей о происхождении всего сущего на земле (людях, явлениях природы, богах и т.д).
Обычай – традиционно установленная процедура поведения, основанная на привычке и относящаяся к коллективным формам действий.
Традиция – все, что унаследовано от предшественников. Это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды и т.д. рассматриваются как традиция.
Ритуал – набор стилизованных и тщательно подготовленных жестов, слов действий, которые выражают некоторые религиозные представления или бытовые традиции. Ритуал имеет символическое значение. Он призван инсценировать какое-либо событие (например, проведение ритуала для вызова дождя).
Обряды сопровождают важные моменты жизни человека от рождения до смерти.
Табу – абсолютный запрет, накладываемый на любое действие, слово, предмет. Он регламентировал важнейшие стороны жизни человека: обеспечивал соблюдение брачных норм, защищал от связанных с ним опасностей, в частности, существовал запрет прикосновения к трупу.
Общие закономерности возникновения государства
Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.
Предпосылки возникновения государства:
— разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);
— политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;
— психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,
— идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.
Закономерности появления государства:
1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;
2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;
3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;
4) Необходимость ведения войн.
Любое государство характеризуется признаками:
— Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;
— Население прикрепляется к определенной территории;
— Наличие территории;
— Налоги, на которые существовало государство.
Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.
Выделяют два способа возникновения государства:
— Европейский путь происхождения;
— Восточный путь.
Причины появления социальных норм
Ещё до возникновения государств, первобытным людям уже нужны были какие-то общие нормы и правила, согласно которым они могли бы объединяться для выполнения тех или иных задач. Люди уже не могли себе позволить действовать, полностью опираясь лишь на инстинкты и не отличаясь этим от животных. Ведь человечество наделено разумом.
Со временем, всё больше и больше пробуждалось в людях чувство коллективизма. Каждый человек должен был не просто брать, но и отдавать что-то окружающим. Для этого нужны были общие регулирующие нормы. Каждое действие человека оценивалось с точки зрения его соответствия тогдашним понятиям о добре и зле, справедливости и чести. Люди постепенно приходили к пониманию, что их собственное благополучие зависит не только от удовлетворения личных желаний, но и от жизни в гармонии со своими соплеменниками. Социальные нормы, сформировавшиеся в те далёкие годы, позволили людям решать такие важные проблемы, как борьба за выживание и обеспечение внутреннего порядка жизни внутри племени.
Социальные нормы первобытного общества основывались на опыте людей. Не имея идеализированных представлений о том, как все должно быть, они могли лишь сравнивать свой опыт, накопленный столетиями, с текущим положением дел. Это приводило их к выводу о том, что делать допускается, а что должно быть под строжайшим запретом.
Ограничивая себя в своих желаниях и подавляя животные инстинкты, люди сдерживали своё негативное влияние на окружающую среду и развитие собственного рода.
Это интересно: 777,Скульптура и рельефы